Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Комментарии ко II тому


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Письма учителю Петерсену
Письма адресованы Петеру Петерсену — домашнему учителю в семье его друга, базельского коммерсанта Батье. Они были написаны в период 1782—1784 гг., когда единственный сын Песталоцци Жакели (Яков) некоторое время воспитывался вместе с детьми Батье.
Письма свидетельствуют о тонком знании Песталоцци особенностей детской психологии. Он выступает здесь как вдумчивый педагог. Воспитание, по Песталоцци, может дать положительные результаты только в том случае, если оно проводится последовательно и систематически. Это убеждает нас в том, что ко времени переписки с Петерсеном Песталоцци отошел от руссоистской концепции, которая была ему свойственна в молодые годы и наиболее ярко выражена в «Дневнике Песталоцци о воспитании его сына» (см.: Песталоцци И. Г. Избр. пед. произв.: В 3-х т. Т. 1, М., 1961, т. 109—124).

Письмо другу о пребывании в Станце
При жизни Песталоцци это произведение было опубликовано дважды: в 1807 г. в «Еженедельнике человеческого образования» под заголовком «Песталоцци и его учреждение в Станце» и в 1822 г.— в первом Собрании сочинений Песталоцци.
В письме педагог-демократ дал ценные указания об огромном значении гуманно направленного нравственного воспитания для формирования полноценной личности, о средствах установления дисциплины в детском коллективе, о выработке у детей нравственных привычек и навыков, о труде как факторе нравственного воспитания и др. Песталоцци делает ударение на педагогическом значении детского труда.
Песталоцци утверждал свой «метод» в борьбе со сторонниками вербального воспитания, предлагавшими малоэффективные средства воспитания. Он создает многоступенчатую систему формирования интеллекта, нравственных чувств и поведения ребенка. В первую очередь, утверждает Песталоцци, необходимо сформировать у детей потребность в уважении других людей. Затем важно научить их проявлять эти потребности в поступках, действиях, обычаях и традициях сообщества. Только после этого можно на конкретных примерах из жизни, опираясь на опыт детей, сформулировать нравственные требования.
Здесь привлекает внимание проблемная постановка вопросов нравственного воспитания. Не морализующая проповедь евангелических заповедей, а опирающийся на конкретный опыт детей анализ сложившихся жизненных ситуаций должен лежать в основе нравственного воспитания. Очень смело для своего времени звучат слова Песталоцци о том, что детей он не учил ни морали, ни религии.
Великий гуманист еще не видел, что классовый антагонистический характер общественных отношений при капитализме приводит к нищете эксплуатируемых слоев населения. Прогрессивный характер его творчества состоит в доказательстве того, что не леность или бесталанность ставят людей на грань отчаяния и порождают нищету. Все дети приюта в Станце под влиянием воспитательной системы Песталоцци становились разносторонними людьми, но социальные отношения, окружающая действительность калечили и деформировали их судьбы.
Песталоцци подчеркивает значение личностных качеств учителя, особенностей его поведения для педагогического процесса. Не манипулирование, которое, говоря словами Л. Н. Толстого, преследует цель «самим оставаясь плохими, делать детей хорошими», а преданность высоким нравственным идеалам, искренность, честность предопределяют успешный характер воспитания.
Верный своему методу во всем выделять главные элементы, устанавливать связи между ними и использовать их для развития ребенка, Песталоцци в нравственном воспитании выделяет моральное состояние детей, упражнение в делах и формирование нравственного воззрения. Песталоцци еще не использует таких понятий, как «общественное мнение», «психологический климат» и т. д., однако впервые в педагогике он стремится показать пути формирования общего у всех детей отношения к важным проблемам воспитания — наказанию, справедливости, гуманистическому характеру межличностных отношений. Он постоянно подчеркивает, что успешность работы с детьми должна быть обеспечена постоянным осмыслением всем детским сообществом актуальных проблем учреждения, формированием активного, действенного отношения воспитанников к жизни. Песталоцци — первооткрыватель детского сообщества, он восторгается эффектом группового осмысления проблем воспитания, однако не видит еще сложностей, связанных с механизмами формирования общественного мнения, таких, как разрыв между вербальной оценкой ситуации и поведением ребенка, конформизмом и т. д.
Лозунг французской буржуазной революции, декларирующий для всех граждан страны равные условия для развития личности, нашел отражение в созданной Песталоцци педагогической системе. Он претворяет эти идеи в воспитательном процессе, создавая в Станце атмосферу доверия между воспитателем и воспитанниками, добиваясь, чтобы у каждого ребенка были «блестящие глаза», а не «жабьи щели», чтобы дети, независимо от социального происхождения, всесторонне развивались.
Песталоцци ставит проблему, которая впоследствии привлечет к себе внимание представителей различных наук,—образование абстрактных понятий детей в раннем детстве. Значение этой проблемы очень важно для процесса формирования всесторонне развитой личности (см., например: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956; Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М., 1968, и др.).
Принципиально по-новому Песталоцци решает проблему учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Известно, что Я. А. Коменский впервые выдвинул в качестве обязательного требования — создание учебных групп в соответствии с возрастом детей. Локк и Руссо представляли воспитание как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого и не ставили проблему исаользования детского сообщества как важного фактора формирования личности. Песталоцци обращает внимание на то, что старите дети охотно и с пользой для себя разъясняют младшим приемы и способы оперирования словом и числом, а те легко и быстро усваивают объяснения. В настоящее время в процессе разработки проблем группового обучения активно используется эффект разного уровня интеллектуального развития детей, которые в процессе совместного решения задач значительно быстрее в сравнении с обычными методами обучения овладевают элементами культуры.
Песталоцци разрабатывает новые требования к учителю. Согласно его идеям, учитель не только вооружает детей знаниями, он формирует высоконравственных людей на примере своей жизни. Только через глубокое знание потребностей ребенка, органически связывая нравственное, умственное, физическое, трудовое воспитание в единое целое, можно воспитать человека.

Что дает метод уму и сердцу
Эта статья относится к Ивердонскому периоду деятельности И. Г. Песталоцци. Над ней он, по-видимому, работал во второй половине 1805 г., имея в виду поместить ее в «Журнале для воспитания». Однако этот печатный орган после выхода первого номера прекратил свое существование, и настоящая статья не увидела свет при жизни Песталоцци. Статья впервые была опубликована полностью в немецком юбилейном издании.
В кратком предисловии к статье Песталоцци говорит о том, что «метод» наиболее разработан в интеллектуальном аспекте. Это было вполне естественно, так как Бургдорфский институт являлся учебным заведением, где учились дети состоятельных родителей, которым требовался определенный уровень знаний для продолжения образования или подготовки к определенной практической деятельности. Песталоцци стремится к завершению «метода». Для этого, по его мнению, требуется дальнейшая работа над усовершенствованием умственного элементарного образования и осуществление энергичной деятельности для изыскания путей и средств, способствующих развитию «сердца и руки» ребенка.
В статье Песталоцци кратко характеризует, что удалось достигнуть ему и руководимому им коллективу за шесть лет, которые протекли с того момента, когда они занялись отысканием отправных пунктов умственного элементарного образования. Песталоцци подчеркивает, что общественное воспитательное учреждение, каким является Ивердонский институт, сможет успешно осуществлять свою деятельность лишь в том случае, если умственное образование будет тесно сочетаться в нем с нравственным. И в то же время Песталоцци признает необходимость подчинения умственного образования нравственному в полном его объеме.
Интересна мысль Песталоцци о том, что нравственное образование как часть общего образования развивается по тем же законам, что и умственное образование, идет по одному с ним пути.
Под молодежью, которая подрастала в Ивердонском институте, Песталоцци имеет в виду молодых учителей, изучающих «метод» Песталоцци. Среди них были жители не только кантона Во, но и других районов Швейцарии, а также иностранцы. Они принимали непосредственное участие во всей деятельности института на правах младших учителей. Стр. 78. Десятина — налог в пользу церкви, равная десятой части урожая и иных доходов населения. Была отменена в Швейцарии во время буржуазной революции 1798 г. «Уплачивать десятину с грядки тмина или мяты» — образное выражение, неоднократно применяемое Песталоцци для разоблачения лицемерной деятельности некоторых его современников, которые наряду с чрезмерно пунктуальной уплатой податей совершали такие неблаговидные поступки, как незаконное присвоение имущества вдов и сирот.

Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания
В первой редакции это произведение было в основном завершено к марту 1806 г. Однако автор продолжал над ним упорно работать вплоть до начала 1807 г. Об этом свидетельствуют многочисленные варианты произведения, из которых ни один не закончен. В 1807 г. в первом номере «Журнала для воспитания» была впервые напечатана его первая часть в одном из вариантов.
Работа включает широкий круг проблем. Прежде всего Песталоцци останавливается на истории возникновения «метода», его сущности и возможностях применения в различных аспектах. До некоторой степени повторяя положения, высказанные им в Бургдорфский период его деятельности, Песталоцци снова подчеркивает социальное значение «метода». Песталоцци указывает, что его деятельность в Ивердоне имеет целью охватить всю человеческую природу в целом и гармонически формировать ее силы как силы единого, неделимого целого. Вместе с тем Песталоцци вынужден признать, что в опубликованных до сих пор книгах для первоначального обучения средства нравственного воспитания, их согласование со средствами умственного образования изложены еще недостаточно четко. Педагог поднимает весьма актуальный для нашего времени вопрос о роли семьи и школы в воспитании детей. Следует отметить, что высказанные здесь мысли несколько отличаются от тех соображений, которые он излагал в предшествующих работах. Так, в «Письме другу о пребывании в Станце», в труде «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци предлагал настолько упростить средства обучения, чтобы любая мать-крестьянка могла осуществлять наряду с природо-сообразным воспитанием и первоначальное обучение своих детей.
В этой работе, а также в других произведениях, написанных им в Ивердоне, Песталоцци уже вынужден признать, что далеко не все семьи способны надлежащим образом выполнять свои воспитательные функции. Служить дополнением к семейному воспитанию, заполнить его пробелы призваны школы.
Гуманист-педагог обращается с горячим призывом к друзьм бедности, юности и человечества посвятить свои силы воспитанию детей бедноты, использовав его методы и средства.

Памятная записка о семинарии в Кантоне Во
Записка написана в 1806 г., впервые опубликована лишь в 1942 г. (немецкое юбилейное издание, т. XVIII).
В работе содержатся ценные сведения о деятельности Ивердонского института и ставится ряд важных педагогических вопросов как теоретического, так н организационного характера. В частности, Песталоцци ходатайствовал в это время об организации при институте семинарии, где бы направленные властями Кантона юноши (не менее десяти) могли бы в течение двух лет изучать его «метод». Однако кантональные власти не оказали Песталоцци в этом начинании помощи и он вынужден был осуществлять подготовку учителей при Ивердонском институте на свои средства и по собственной инициативе. Песталоцци вступает в полемику с известным немецким педагогом Э. М. Арндтом, усомнившимся в том, что предложенные швейцарским педагогом упражнения дадут возможность выпускать из его учреждений Рафаэлей и Ньютонов. По словам Песталоцци, «метод не может превратить в гениев людей, которых природа не наградила соответствующими задатками. Но метод несомненно делает следующее: каждого ребенка, в котором природой заложены выдающиеся силы, он точно и уверенно доведет до такого уровня, чтобы он мог сам свободно и уверенно осознать, что в нем заложено». Песталоцци поднимает также очень важный вопрос о взаимоотношении семьи и школы, а также о роли учителя в деле обучения и воспитания детей.

Лебединая песня
Это произведение, написанное И. Г. Песталоцци в 80-летнем возрасте, было впервые опубликовано при его жизни в 1826 г.
В кратком предисловии Песталоцци говорит о частых повторениях, встречающихся в этом произведении. Он объясняет их особенностями своего старческого возраста. Однако помимо этих причин указанные повторения, по-видимому, вызваны тем, что это произведение, по мнению некоторых знатоков творчества Песталоцци, не является единым. В него включены значительные части из других его произведений, которые были им написаны еще в период 1811—1813 гг. и преследовали в свое время самостоятельные цели. Сроки написания самой «Лебединой песни» и ее источники до сих пор точно не установлены.
Исследователи творчества И. Г. Песталоцци оценивают «Лебединую песню» не равнозначно. Некоторые из них считают, что это произведение слабее прежних его работ; другие рассматривают «Лебединую песню» как вершину педагогической мысли Песталоцци, где высказанные им ранее суждения приобрели наиболее четкий и законченный вид. Мы разделяем последнюю точку зрения. Задаваясь прежде всего вопросом о сущности самой человеческой природы, Песталоцци усматривает ее в совокупности сил и задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на земле. Отсюда следует, что идею элементарного образования следует рассматривать как идею природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений.
В «Лебединой песне» основным принципом природосообразного воспитания Песталоцци называет принцип «жизнь формирует», который мы встречаем и в более ранних его произведениях. Однако в своем последнем труде он останавливается на этом принципе более обстоятельно, подчеркивая, что окружающая ребенка среда, и в первую очередь семья, служит важным фактором его развития. Много ценных положений содержится в «Лебединой песне» и в отношении умственного элементарного образования. Справедливо полагая, что развитие мыслительных способностей ребенка начинается с впечатлений, которые он получает в процессе чувственного восприятия, Песталоцци уделяет в этом произведении много внимания выработке у ребенка соответствующей культуры наблюдений над предметами и явлениями окружающего его мира. Задачу искусства воспитания он видит в том, чтобы предметы наблюдения являлись его органам чувств с самой колыбели как нечто увлекательное, убедительное и занимательное. При этом он стремится развить у ребенка способность к наблюдению на основе полноты всех его жизненных восприятий.
Умение ребенка наблюдать Песталоцци тесно связывает с развитием у него способности к речи и мышлению. По его словам, «....все три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи к способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развитая умственных сил. Со способности к наблюдению начинается природосообразное развитие умственных сил человека; в способности к речи оно обретает свой срединный пункт, а в способности к мышлению — конечный» (наст, изд., т. 2, с. 243). Всемерно подчеркивая в «Лебединой песне» роль организованного процесса воспитания, Песталоцци усматривает его цель в гармоническом развитии личности, в установлении самой тесной связи между нравственным и умственным развитием ребенка и выработкой у него соответствующих практических умений. Исходным моментом развития нравственности у ребенка Песталоцци считает доверие и любовь к матери.
В автобиографической части «Лебединой песни» Песталоцци несколько дополняет сведения о формировании своих педагогических взглядов и деятельности, которые нам известны по таким его произведениям, как «Письмо другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей». Испытанные им педагогические неудачи, в том числе необходимость расстаться с Ивердонским институтом, он приписывает особенностям полученного им воспитания и отсутствию у него необходимых практических умений. Истинные причины, которые вызвали крушения его начинаний в условиях современного ему классового общества, Песталоцци не был способен осознать.
В заключительной части «Лебединой песни» педагог заверяет, что «идея элементарного образования отнюдь не является воздушным замком, она полезна всем сословиям». Вместе с тем он вынужден признать, что разработка средств элементарного образования и необходимых для ее осуществления упражнений еще далеко не завершена.
Он призывает своих учеников и последователей подвергнуть идею элементарного образования, которая заложена в самой человеческой природе, дальнейшему испытанию и развитию, глубоко уверенный в том, что ее реализация будет способствовать возрождению человечества и развитию на прочных основах его культуры.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +