Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Лебединая песня. Часть девятая


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Не надо скрывать от себя, что среди бюргерства заработок, благосостояние и самостоятельность, эти источники существования солидного среднего городского сословия, зависят от того, насколько распространена и сильна глубоко укоренившаяся в бюргерстве способность самостоятельно заниматься предметами бюргерских профессий. Важно отметить, что хорошее осуществление идеи элементарного образования благодаря основательности имеющихся в ее распоряжении средств духовного развития ребенка вызывает в нем живое и энергичное желание самому и самостоятельно приложить руки к делу, участвовать в работе, способствующей выработке мастерства. В такой же степени неестественность, свойственная духу нашего времени, ослабляющему самую сущность человеческих сил, модные воспитательные средства с их пагубной изощренностью и их рутинные школьные средства направлены на то, чтобы удержать большую и самую значительную часть детей из бюргерского сословия от самостоятельного приложения рук к работе. Из-за этого дети теряют способность ко всему, что могло бы развить, укрепить и оживить важнейшие умения, в которых нуждается живущее на свои заработки бюргерское сословие, чтобы подняться до уровня среднего сословия. Они теряют способность ко всему, что могло бы служить прочным основанием для благосостояния этого сословия. Низшие сословия, даже самые низшие их слои — бедный, никакой собственности не имеющий народ, настоятельной потребностью самосохранения, требованиями самой жизни побуждены тянуться к любой работе, которая может обеспечить им кусок хлеба. Даже если они никакой помощи от искусства воспитания не получат, то они уже сами по себе до известной степени хорошо или по меньшей мере терпимо бывают подготовлены и обучены для этого.
И в бюргерском сословии, там, где обстоятельства, истощающие его благотворные силы, еще окончательно не подорвали его важнейших внутренних основ, люди с самого детства находят многосторонние и сильные побуждения к тому, чтобы по-настоящему приложить руки к предметам, связанным с бюргерскими профессиями. Они находят их в самом существе этих профессий и во всех образовательных средствах, заложенных в их природе, а также в остатках былой, почтенной и достойной уважения деятельности этого сословия — более простой, более непритязательной, но и менее униженной, чем теперь. Но в наше время больше чем когда бы то ни было чувствуется потребность в таком побуждении. Один горожанин, человек весьма уважаемый, но в своих чувствах, мыслях и поступках полностью сохранивший старинный дух моего родного города, имел обыкновение говорить: «С тех пор как сыновья наших бюргеров, чьи деды к господину бургомистру и даже в свою ратушу ходили, не снимая кожаного фартука, стали появляться на балах в перчатках, как дворяне, чуть ли не половина города ест хлеб из милости; зачастую она получает его из рук людей, которые сами в еще большей степени нуждаются в подаянии и получают его, но только в другой, несколько более блестящей форме». Бюргерское сословие в целом несомненно надо подготовить к умственному развитию, к расширению, а еще больше к упрочению более высокой ступени его образования деятельным участием в профессиональном труде сословия, следовательно и в физическом труде.
К высшим сословиям, самостоятельным и занимающим прочное положение, это не относится. Они в этом не нуждаются, их положение не располагает для этого ни побуждениями, ни средствами. Условия их жизни никогда не принуждают их хотя бы на мгновение задуматься над тем, откуда, собственно, берется хлеб. Деятельность ума и сердечные порывы не могут и не должны побуждаться в них работой их рук; напротив, сердечные порывы и деятельность ума должны побуждать их, должны направлять их на то, чтобы приложить к чему-либо руки.
В этом внутренняя суть необходимого различия в организации средств элементарного образования для природосообразного развития и формирования способностей, знаний и умений у людей различных сословий. Суть этого различия состоит в том, что у крестьянского сословия и у ремесленного и промышленного бюргерского сословия более высоко развиваются силы умения, у высших сословий ощущается потребность в расширении подлинных знаний, а ученые сословия нуждаются в удовлетворении потребности в самой высокой степени формирования умственных задатков для более глубокого понимания и исследования познаваемых предметов. Благосостояние всех сословий, зарабатывающих на жизнь своим трудом, — как городского, так и сельского, — целиком зависит от того, насколько у них развиты силы умения. При всяком заработке благосостояние основывается на умении; расширение знаний имеет здесь очень малое значение. Напротив, высшие сословия в качестве отличительного признака их образования нуждаются в заметном расширении познаний, но и эти познания должны, однако, прочно основываться на наблюдении. Собственно, умение, которое им требуется, основывается на уровне и солидности их знаний, то есть познания предметов и способа обращения с ними. Для настоящей же и действительной работы с этими предметами к их услугам всегда найдутся чужие руки, они могут и должны пользоваться ими. Лица, принадлежащие к сословиям, получающим научное образование, в качестве отличительного признака своего сословного образования нуждаются в более обширных и более глубоких средствах формирования способности мысленно и путем иследования проникать во внутреннюю сущность предметов, в научном исследовании и умственной обработке которых заключается их жизненное назначение. Эти лица нуждаются в более широком совершенствовании средств развития искусства логического мышления.
Теперь спросим: что же делает природа для достижения того особого, в преимущественном развитии которого нуждается каждое из указанных сословий? И нам станет ясно, что самые лучшие образовательные средства для этого заключаются в предметах деятельности, ближе всего и живее всего затрагивающих индивидуумов из этих сословий в зависимости от их состояния, положения и условий.
У сословий, которым нужно дать научное образование, это бывает только тогда, когда в их доме или в ближайшем окружении предметы их профессиональной деятельности, имеющие близкое отношение к той отрасли науки, для занятий которой предназначен данный индивидуум, находят практическое применение.
Назначение искусства воспитания — оказывать помощь такому ходу природы в формировании наших способностей, содействовать ему в каждом направлении, в котором природа ведет за собой искусство, сохранять согласие с природой и подчиняться ей. Чтобы суметь это сделать, искусство во всех случаях нуждается в глубоком знании и живом ощущении пути, которым идет природа, на который и оно должно ступить, чтобы следовать по ее стопам и служить ей. Но во всех случаях и всегда искусство воспитания на это способно лишь в такой степени, в какой имеющиеся в его распоряжении средства в нем самом не загублены современной пагубной неестественностью, когда они возникают не из произвольного неестественного злоупотребления мастерством, а из вечных законов самой человеческой природы, лежащих в основе истинного искусства воспитания.
Из этого, дальше, следует, что, где бы это искусство ни помогало таким образом ходу природы в развитии и формировании наших сил, всегда элементарные средства развития наших сил следует считать и признать основой средств формирования практических умений каждой специальной их отрасли и всего того особого, что требуется этим отраслям. Это лежит в природе таких средств, они только тогда по-настоящему элементарны, когда они во всем объеме их применения проявляют себя подлинными и вечными основами средств формирования всех специальных умений, требуемых каждой отдельной отраслью мастерства. Этим объясняется природосообразность средств, формирующих отдельные силы, в зависимости от того, насколько в них имеется нужда в неравных между собой сословиях и при неодинаковых обстоятельствах.
Пусть ребенок самого благородного происхождения, получающий элементарное руководство, в совершенстве уже обладает всем, что признано вполне удовлетворительным для такого же руководства беднейшим ребенком из самой жалкой хижины. Это будет означать, что у него имеется уже в полном смысле слова хорошая основа для применения любых более сильных образовательных средств, способных удовлетворять более высоким требованиям, предъявляемым его положением и условиями. Более серьезные образовательные средства, в которых нуждается такой ребенок, исходят обычно из принципов и упражнений, применяемых при элементарном руководстве детьми из низших сословий. Несомненно, только из простоты и безыскусности этих обычных, но очень важных элементарных основных упражнений, обязательных и для низших сословий могут природосообразно проистекать также средства, содействующие более высокому развитию умений, необходимых сословиям высшим.
Допустим, элементарное руководство детьми из низших сословий в развитии способностей к наблюдению, речи и мышлению будет сочтено удовлетворительным, для них достаточным. Это значит, что средствами, применяемыми при этом руководстве, бесспорно, можно поднять те же способности у другого воспитанника до такого уровня, с которого как бы сама собой начинается необходимая людям из высших сословий более высокая ступень развития этих способностей. Эта ступень — результат воздействия средств, применяемых искусством образования для развития способностей к наблюдению, речи и мышлению, хотя по существу она лишь очень немногое добавляет к тому, чем ребенок благодаря такому образованию уже на деле обладает.
Таким образом, подведение более прочных основ под обширные знания, в которых нуждаются высшие сословия, надо рассматривать лишь как полученное в ходе дальнейшего элементарного образования добавление к тому, чем обладали бы на деле и низшие сословия, если бы они получили хорошее элементарное образование. Благодаря основательности исходных начал общих знаний, которые они должны получать наравне с низшими сословиями, высшие сословия природосообразно были бы подготовлены к овладению более широким кругом знаний и умений, необходимых им в их более высоком жизненном положении. Они были бы подготовлены к тому, чтобы природосообразно и с пользой для своего образования применять свои силы, использовать весь обширный круг предметов наблюдения, предоставленный этим сословиям их благоприятным положением и обстоятельствами.
Даже те особые знания, которые нужны при подготовке человека к определенной отрасли науки, можно природосообразным методом хорошо усвоить с помощью подготовительных средств, исходящих из простого элементарного развития способностей к наблюдению, речи и мышлению. Такое развитие можно и следовало бы предоставить детям из самых бедных соломенных хижин. Дополнительное применение всех более глубоких, более далеко идущих элементарных средств развития, в которых нуждается научное образование, чтобы независимо от возбуждающих впечатлений чувственного восприятия возвыситься до прочно обоснованной способности к абстрагированию, по существу представляет собой не что иное, как психологически построенное продолжение того же метода, которым элементарное образование способно с помощью своих до высочайшей простоты доведенных средств подвести прочный фундамент под способности к наблюдению, речи и мышлению у детей из всех сословий. Специальные способы, усиливающие средства развития способностей к абстрагированию,— а они нуждаются в таком усилении,— заключаются преимущественно в продолжении и расширении элементарных упражнений, развивающих ум, берущих свое начало в обучении числу и форме, упорядоченном элементарным методом. Беспорядочность нашего современного воспитания, по крайней мере в очень многих его разделах, следует рассматривать как следствие нашей слабости и вызванных ею извращений, так как из-за нее мы теряем все больше возможностей достичь прочной самостоятельности, а становясь в этом беднее, делаемся всё тщеславнее, расточительнее и предъявляем все больше претензий. Если бы в этом отношении условия были лучше, то у нас хватило бы сил и мы не пали бы так низко в смысле самостоятельности своего положения, условий и обстоятельств своей семейной и гражданской жизни. Идею элементарного образования во всей истинности ее существа и силы следует в полную противоположность этому считать матерью, воспитательницей. Она восстанавливает силы, которые мы с каждым днем все больше теряем благодаря вызванным нашей слабостью излишествам в воспитании. Эта идея благодаря солидности своих средств в высокой степени помогает нам развить в себе способность приобрести все, что может укрепить самостоятельность человека, и бережно сохранить все приобретенное. И надо сказать, что тысячи благородных, с непредубежденных людей повсюду, где бы наглядно ни излагался , опыт применения средств этой высокой идеи, были бы захвачены ими. Они увидели бы в них хорошие средства постепенного восстановления простоты семейной жизни и основ свойственной нам в лучшие времена прошлого самостоятельности, на которой во всех классах граждан нашего государства в то время строилась благотворность средних сословий. Эти люди от чистого преданного сердца, как люди и как граждане протянули бы нам тогда руку помощи, чтобы распространить эти средства повсюду в своем окружении.
Но насколько внутренняя сущность развития всех элементарных средств сама по себе вечна и неизменна, настолько же различны объекты приложения сил каждого индивидуума, которого надо подготовить к этому в соответствии с его положением и обстоятельствами. Настолько же различна и степень, в какой следует развивать эментарные силы ума и мастерства у отдельных индивидуумов, принадлежащих к разным сословиям. Достаточная степень развития всех человеческих сил в одних сословиях охватывает более широкий круг, а в других — более ограниченный. Развитие духовных сил и умений, достаточное для крестьянина, недостаточно для горожанина, занятого своей профессией или своим ремеслом. Развитие же, достаточное такому горожанину, не может удовлетворить делового человека, занимающего более высокое положение, или отдельных индивидуумов и целые сословия, нуждающиеся в научном образовании. Дети из низших сословий, занятые физическим трудом, ограничены в этом отношении своим положением и обстоятельствами, им ни в коем случае не следует давать образование, чрезмерно выходящее за пределы, диктуемые необходимостью и обстоятельствами. В то же время не следует сужать круг образования детей из высших сословий и из сословий, нуждающихся в научном образовании, предоставляя им меньше, чем того существенно требуют их положение и обстоятельства. Примечательно, что круг необходимых и действительно способствующих образованию познаний, почерпнутых из чувственного восприятия, в низших сословиях при положении и обстоятельствах запечатлевается значител.ьно живее, чем в высших.
Сама природа не помогает высшим сословиям закреплять необходимое им образование, а в низших сословиях она это делает весьма разносторонним образом. Поэтому-то подготовка к образованию, в котором нуждаются высшие сословия и предназначенные для ученой деятельности классы, во всяком случае требует значительно более широкой помощи со стороны искусства для совершенствования их знаний, почерпнутых из чувственного восприятия, их языковых познаний и их мыслительных способностей. Помощь искусства воспитания нужна также для усвоения всех умений, необходимых в деятельной жизни, требующей напряжения всех сил. Положение и обстоятельства высших сословий столь же серьезно требуют их усвоения, как это имеет место в низших сословиях. И важно, чтобы эта потребность в высших сословиях была удовлетворена со всем психологическим искусством и всей тщательностью, к которым так стремится идея элементарного образования.
Но как это ни верно, не менее верно и другое: в самом главном из того, что мы имели в виду, даже самого бедного ребенка так же нельзя оставлять без внимания, как сына роскоши в его мраморных дворцах. Знания, получаемые путем наблюдения, языковые познания, развитие мыслительных способностей, приемы внешней деятельности, в которых нуждается бедный ребенок в самой жалкой хижине, можно и следует предоставить ему. Это можно сделать способом, который так же его удовлетворяет в его сословии и обстоятельствах, так же обращается к его уму, сердцу и руке, так же возвышает их, как и у сына роскоши. Сын роскоши во всем этом тоже нуждается в связи с обширными потребностями, вызываемыми его положением и обстоятельствами, и было бы весьма желательно, чтобы он действительно приобрел все это.
Эта проблема, разрешение которой безусловно составляет одну из существеннейших задач идеи элементарного образования, на первый взгляд кажется очень трудной. Но так как глубокое изучение сущности и воздействия этой высокой идеи широко и весьма живо показывает нам неестественность и беспочвенность фактически противостоящих ей рутинных образовательных средств наших современных вредных извращений, то это изучение по своей природе содействует тому, что кажущиеся трудности в разрешении этой проблемы часто как бы сами собой отпадают.
Под таким углом зрения становится ясной и очень важная для идеи элементарного образования истина. В большинстве своем проблемы, стоящие перед идеей элементарного образования, связаны между собой неестественностью пагубных лжемудрствований, из которых они вытекают; своими мнимыми силами они взаимно поддерживают и оживляют друг друга. Но и элементарные средства разрешения этих проблем таким же образом связаны между собой самой сущностью человеческой природы и ее единством, из которого они вытекают. В способах разрешения этих проблем они также всеми своими силами взаимно поддерживают друг друга, настолько мощно и глубоко воздействуя на человеческую природу, насколько они действительно элементарны и, следовательно, вытекают из самой человеческой природы.
Справедливость этой точки зрения совершенно ясна, с какой бы стороны ни взглянуть на идею элементарного образования, на природу и сущность ее средств и результатов. В частности, эта точка зрения проливает свет и на то обстоятельство, что обычные житейские взгляды, когда они достигают определенной степени зрелости, смыкаются с научными взглядами на те же предметы и природосообразно подготавливают к более глубокому их познанию. Всякое знание, твердо усвоенное человеком,— пусть оно будет самым обычным, постигнутым путем наблюдения явлением в жизни народа и из этой жизни исходящим,— следует поэтому считать прочным основанием и подготовкой к природосообразному усвоению более обширных познаний, полученных путем наблюдений и необходимых для развития научного взгляда на предметы наблюдения, научной их трактовки. В любом случае каждое в совершенстве усвоенное знание какого-либо предмета наблюдения — пусть даже в самом малом, самом ограниченном объеме опыта — граничит с научным способом познания того же предмета.
Конечный пункт достаточно усвоенных в элементарном смысле обычных житейских знаний, постигаемых наблюдением, во всех случаях граничит с природосообразным исходным началом вырабатываемого элементарным методом научного взгляда на этот предмет и научной его трактовки. Это исходное начало, однако, по существу полностью вытекает из одного лишь простого расширения круга предметов наблюдения, с которыми воспитанник заранее уже освоился в своем окружении. Круг постигаемых наблюдением познаний, природосообразно расширенный, поддержанный и оживленный элементарным развитием способности к речи, естественным образом ведет к расширению материала логической обработки тех же предметов. Он ведет к упражнениям, в которых эти предметы в уме сопоставляются, различаются и сравниваются под различным углом зрения и в разных соотношениях, то есть используются для упражнения способности к мышлению и суждению, чтобы возвыситься до научного познания этих же предметов.
Чрезвычайно важен и глубокое значение имеет принцип, согласно которому средства элементарного образования во всем их объеме следует привести в соответствие с положением и обстоятельствами каждого воспитанника и применять их поэтому надо по-разному в разных сословиях. Однако точно так же важно и точно такое же глубокое значение имеет особое исследование степени расширения или ограничения элементарных средств образования, в какой их следует предоставлять отдельным людям в разных сословиях и в какой эти люди должны их усвоить. Если уделить земледельческому сословию при освоении им элементарных средств образования такой общий уровень образования, или, иначе говоря, такой уровень глубокого обоснования его, в каком безусловно нуждается бюргерское промышленное и ремесленное сословие, то в земледельческом сословии в значительной мере утратится соответствие между образованием и положением, обстоятельствами, силами и потребностями сословия. В возникшем хаосе взойдут семена такого настроения духа, когда, на его несчастье, сословные рамки и стесненные обстоятельства могут стать, должны стать тягостным бременем для него. То же самое произойдет с бюргерским сословием, в Котором люди должны строить благосостояние своей семьи на бюргерских занятиях и бюргерском мастерстве, должны сохранять и улучшать, увеличивать его для своих детей и внуков. С ним произойдет то же самое, если при элементарном обучении языку, числу и форме всем представителям этого сословия без какого бы то ни было различия предоставить такой уровень образования, такие образовательные средства, в результате которых его познания расширятся во многих направлениях в степени, в какой они должны быть усвоены лишь высшими и нуждающимися в научном образовании сословиями. Сословия должны в знаниях находить побуждение и средства для такого формирования способностей, которое необходимо при их положении и обстоятельствах и достойно их. В подобном случае бюргерское сословие из-за несоответствия полученного им умственного образования и развития способностей к мастерству впадет в противоречие с фактическими своими обстоятельствами, положением и условиями, с главнейшими и самыми прочными источниками своего благополучия.
Но чтобы определить степень, в какой образовательные средства, соответствующие этой высокой идее, вообще следует предоставлять индивидуумам из всех сословий и в какой те должны их освоить, необходимо сопоставить природу и сущность каждого из этих классов народа, одинаково требующих для себя солидного образования. И тогда станет очевидно, что умственное развитие сословий, занятых физическим трудом, в значительно меньшей степени является результатом их способности к абстрагированию, чем способности к наблюдению. Оно является результатом упражнения их органов чувств, их рук. Средства искусства формирования ума для этих сословий по существу и преимущественно должны исходить из упражнения органов чувств и рук, на этом должны основываться. Для человека физического труда удовлетворяющее его запросы сильное развитие органов чувств и членов, необходимое для всего того, на чем строится благополучие его жизни, и есть та лестница, по которой он призван подниматься к правильному и благотворному в его положении и условиях мышлению. Формирование у него способности к абстрагированию должно исходить из созревшего в каждодневном упражнении пользования своими органами чувств и членами, на том должно быть основано. Сила его способности к абстрагированию должна проистекать из созревания его органов зрения и слуха, из созревания его членов к деятельности. Это в одинаковой степени верно и в отношении самых первых начал средств искусства его образования. Уже когда он учится читать и писать, и тогда верна эта точка зрения. Чтобы обучение этому происходило природосообразно, оно должно исходить из сформировавшегося у него умения говорить.
Но вот когда он учится говорить, то в низших сословиях ему нужно в этом гораздо меньше помогать средствами искусства — чтением и письмом, или, вернее, меньше способствовать утонченности его речи, чем это полагают необходимым и делают в отношении так называемых образованных сословий. В этих сословиях очень часто бывает, что чтение и письмо формируют речь и помогают ее развитию.
Как это само по себе ни противоестественно, но все же значительно менее вредит детям образованных сословий, чем детям сословий простых, занятых физическим трудом, когда с ними это случается. Чем больше и разнообразнее вообще неестественность в воспитании ребенка, тем меньше может ему повредить одно какое-нибудь отдельное ее проявление само по себе. Чем проще и ограниченнее положение человека, тем больше его воспитание нуждается в самых простых и ограниченных средствах образования. Земледельцу как таковому обучение языку, числу и форме требуется лишь в степени, благодаря которой он получит возможность с успехом использовать имеющиеся в его распоряжении средства для обеспечения себе как крестьянину надежного благосостояния. Он должен владеть языком, причем правильно им владеть — уметь определенно и ясно высказываться обо всем, что он должен знать в своем положении и при своих обстоятельствах. Точно так же его мыслительные способности, развитые зрелой способностью к наблюдению, должны быть в таком состоянии, чтобы он мог правильно смотреть на все, чем в своем кругу располагает для улучшения своего положения, чтобы мог хорошо это обдумать, умел уверенно этим воспользоваться себе на благо. Но это так же несомненно означает, что его способность к наблюдению следует значительно лучше развить с помощью средств элементарного образования, чем его способность к абстрагированию. При дальнейших упражнениях, направленных на развитие его способности к абстрагированию, его мыслительные способности нельзя усиливать до такой степени, когда для него возникнет соблазн использовать их, или, лучше сказать, блеснуть ими, вне своего круга и в противоречии со своим крестьянским положением. Подобный же взгляд уместен и в отношении бюргерского сословия. И для этого сословия элементарные упражнения, формирующие способность к абстрагированию, как правило, не должны выходить за пределы образования, какое требуется ему для энергичной деятельности. Их не следует усиливать до такой степени, в какой они требуются людям, предназначенным к какой-нибудь специальной отрасли науки и потому нуждающимся либо в более глубоком изучении языков, либо в более совершенном глубоком изучении языков, либо в более совершенном овладении математикой, либо в обширных научных познаниях и глубоком изучении мира. Потребности бюргерского сословия в более широком или более ограниченном применении образовательных средств для развития способности к абстрагированию, однако, до такой степени различны у отдельных индивидуумов, что, только твердо имея в виду именно данного человека, о котором в каждом отдельном случае идет речь, можно точно установить, в какой степени следует предоставлять ему эти средства.
Иначе обстоит дело с высшими сословиями, а также теми отдельными лицами, которые благодаря своему положению, рангу и экономическому благосостоянию имеют возможность затрачивать свое время и силы на достижение высокого уровня научного образования. Им не приходится считаться с ограничениями, связанными с их положением, они призваны к этому. Высшие сословия и указанные лица должны получить возможность с помощью основательных средств элементарного образования, развивающих способность к абстрагированию и вытекающих из элементарной разработки обучения числу и форме, подняться до уровня, удовлетворяющего высоким требованиям их положения. Это убережет их от большой не только для них самих, но и для других людей опасной беды — идти путем поверхностного многознайства и жалкого всезнайства и пасть жертвой бессилия, бестактности, бесхарактерности, присущих духу времени. А ведь пагубный опыт должен был бы наконец убедить нас, что умственные роскошества наших поверхностных знаний в сочетании с материальной роскошью современности (чтобы не сказать больше и затронуть лишь самую малую внешнюю сторону их пагубного влияния) доводят до полнейшего истощения nervus rerum у всех сословий, особенно у низших.
Различия в степени, с какой средства элементарного образования следует предоставлять разным сословиям, основываются на духе и сущности потребностей и запросов самой человеческой природы. Вследствие такой связи эти средства — независимо от того, в какой степени их должны усвоить отдельные сословия и индивидуумы,— с одной стороны, сами в полном объеме проявляются как дух и жизнь и в то же время сохраняют чувственную, физическую способность перейти в плоть и кровь детей, которые их усваивают.
Очевидно, что заботливость и внимание, необходимые для того, чтобы воспитание детей из любого сословия соответствовало потребностям этого сословия, должны проявляться начиная с колыбели. Потребность в такой подготовке всех результатов элементарного образования с самой колыбели распространяется на все его средства. Не удовлетворив этой потребности, идея элементарного образования лишится природосообразных исходных начал прочного воздействия своего на рост всех наших сил, а вместе с тем и на обеспечение их теснейшей связи между собой. Путь природы, по стопам которой, помогая ей, должно следовать искусство воспитания, обладает такими исходными началами средств основательного развития наших сил только в единстве человеческой природы; через него он во всем с самой колыбели воздействует на объединение и связь результатов всех средств образования. Поэтому ясно, что искусство точно так же, начиная с младенческих дней ребенка должно искать исходные начала всех своих средств в единстве человеческой природы, а через него стараться достичь гармонии своих результатов и их согласия с ходом природы.
Центр тяжести идеи элементарного образования по существу заключается в этом положении. А отсюда — необходимость с самой колыбели оживлять, укреплять и развивать все элементарные средства вместе и в их связи между собой. В таком состоянии во всей их простоте надо вручить их матерям, в которых уже заранее инстинктивно заложено стремление искать такие средства и ухватиться за них. Поэтому матери и умеют использовать эти средства для своих детей как в нравственном и умственном отношении, так и в отношении развития умений. Они это делают таким образом, что их способствующая образованию сила просто и живо передается детям. Дети в результате этого способны не только глубоко и природосообразно живо воспринять то, чему их учит мать. Они в состоянии теперь сообщить, внушить и передать своим братьям, сестрам и любому другому ребенку все то, чему научились сами благодаря четкой организованности этих упражнений. Это, несомненно, пробудит в миллионах людей воспитательные силы, заложенные в семейной жизни, между тем как без знания и применения этих принципов и средств силы застывают в бездеятельности и могут противоестественно выродиться.
Но, предполагая и даже констатируя это, я должен признать п другое. Мне могут возразить, что глупо полагать, будто признание идеи элементарного образования когда-нибудь заставит современных матерей и отцов всерьез лично заняться воспитанием своих детей. Ведь их к этому не вынуждает необходимость. Вообще говоря, я и сам так думаю. Я даже знаю, что для многих родителей, принадлежащих к высшим сословиям, теперь стало модным и едва ли не делом чести чистосердечно признаваться, что они ничего не смыслят в искусстве воспитания. Они вынуждены доверять своих детей нанятым для этого людям и, не жалея ни трудов, ни денег, вынуждены разыскать подходящих для этого субъектов. И они действительно так поступают очень часто, проявляя открыто большую щедрость, но зачастую и с совершенно неожиданным для них результатом. Иначе и быть не может. Чтобы человеку, не знающему, каким должен быть хороший воспитатель, найти его, требуется такое же везение, как для большого выигрыша в лотерее. И хотя, как говорит пословица, «бывает, что и слепая корова найдет подкову», однако такая счастливая случайность все же большая редкость. С очень многими людьми, желающими за большое жалованье обеспечить себе таким путем большой выигрыш в лотерее в смысле воспитания своих детей, случается, что они и за очень большое жалованье получают худшего воспитателя, чем если бы по скупости нашли самого дешевого. Такое несчастье случается с очень многими лицами из высоких и весьма состоятельных сословий. Но это очень большое несчастье, и очень много теперь матерей, которые во вред своим детям платят большие деньги за ошибки нашего модного воспитания, а потом громко оплакивают последствия своих заблуждений.
Но последнее слово еще не сказано об этом, как и о многом другом. Может наступить время, когда благородные люди из всех, а особенно высших сословий, серьезно задумавшись над тем, каким должен быть хороший воспитатель, научатся более правильно судить об этом. Охваченные родительскими чувствами, ожившими благодаря наблюдению результатов элементарного образования, они помогут заменить модный ныне тон непонимания данного предмета более хорошей модой. Все большее ухудшение материального благосостояния в результате нынешних и неизбежных также в будущем серьезных последствий распространенных извращений, подтачивающих наши силы, может в очень многом содействовать перемене нынешнего модного тона. Оно может содействовать успешному устранению самых существенных причин, из-за которых в важнейших вопросах воспитания миллионы детей в наши дни попадают на ложный путь в нравственном, умственном и физическом отношениях или остаются в полной запущенности.
Мы тем более вправе с достаточной уверенностью ожидать возможности такого явления, что признание преимуществ и запросов природосообразного воспитания, к чему стремится идея элементарного образования, во всяком случае в экономическом отношении, бесспорно ведет природосообразиым и надежным путем к основательному ознакомлению с истинными основами семейного счастья и семейной самостоятельности, а тем самым и к более глубокому пониманию средств, способствующих их упрочению. Чем ближе мы узнаем природу этого блага, тем более нам должно быть очевидно, что в настоящее время мы, может быть, сильней и настоятельней в нем нуждаемся, чем когда бы то ни было раньше. Суетность наших пагубных извращений возросла настолько и в этом направлении глубоко укоренилась, как это едва ли имело место когда-либо раньше, по меньшей мере в христианские времена.
Но друзей человечества и друзей воспитания это нисколько не должно обескураживать. Ведь так же верно, что там, где неестественность довела до предела свою расслабляющую власть, там в той же степени возрастает ощущение потребности в искусстве, способном прочно восстановить подорванные силы. Выявляются, во всяком случае, вредные и тягостные обстоятельства и условия, а это должно каждому хотя бы сколько-нибудь непредубежденному родительскому сердцу дать почувствовать всю благотворность истинно природосообразных образовательных средств.
Но все же и в этом отношении нам нельзя, конечно, слепо предаваться обманчивым надеждам. Трудности всеобщего распространения идеи элементарного образования столь же велики, как велики и пагубные извращения, которым она должна противоборствовать. Существовало раньше и до сих пор еще существует в нас самих, в наших склонностях и взглядах весьма живое противоположное направление — против самых существенных сторон идеи элементарного образования. Оно поглощает все, на чем основаны силы и умения, необходимые нам, чтобы правильно судить о сущности этой возвышенной идеи. Проникшись сознанием ее преимуществ, мы в состоянии не допустить, чтобы средства, необходимые для индивидуальной заботы о нравственном, умственном и физическом существовании каждого из нас, поглощались средствами образования и обучения людей в их коллективном существовании. Совершенно очевидно, что лишь более глубокие и психологически обоснованные взгляды на сущность воспитания и образования в состоянии оказать нам истинную и серьезную помощь, существенно необходимую в нашем нынешнем положении, или хотя бы открыть нам путь, каким только и можно идти к этой цели с обоснованной надеждой на хороший успех.
Я приписываю идее элементарного образования такую силу, опираясь на фактически подтвердившееся убеждение, что ее средства настолько же концентрируют в человеке индивидуальную заботу о нравственной, умственной и физической самостоятельности своих сил, настолько ее в нем самом оживляют, насколько рутинные средства, свойственные нашей пагубной неестественности, подтачивают в самом человеке основы такой заботы, распыляют их. Они не могут действовать иначе. Общее влияние современного образования, как и его средства, в любом сословии в значительно большей степени есть результат коллективных запросов человечества, подверженных частым произвольным изменениям, нежели результат хорошей заботы об удовлетворении общих потребностей самой человеческой природы, как они выражаются и должны выражаться в каждом отдельном индивидууме в силу вечных законов самой человеческой природы. Наше современное образование как влиянием своих средств в целом, так и их последствиями гораздо больше вмешивается в то, что нам чуждо, чем формирует то, что мы собой представляем и в чем как самостоятельные существа нуждаемся ради самих себя.
Последствия этого обстоятельства чрезвычайно важны. Совершенно несомненно, что источник нынешних волнений и всех связанных с ними кровавых и сомнительных явлений следует искать во все большем ослабевании нашей индивидуальной способности к самопомощи, а она под влиянием пагубной неестественности слабеет с каждым днем. Бесспорно, что если бы общее признание благотворных сил идеи элементарного образования хотя бы немного, на самую малость способствовало росту индивидуальных образовательных средств у миллионов людей, то эти благотворные силы, хотя они на такую малость окрепли в миллионах индивидуумов, намного, очень намного увеличили бы силы государства. А ведь если бы современники глубже прониклись этой великой идеей, если бы они больше созрели для ее использования, то она увеличила бы индивидуальные силы граждан государства не на малость, а в большой, в очень большой степени Только так оно и может быть. Путь элементарного укрепления человеческих сил — это путь природы. Он имеет под собой божественную основу, а отрава пагубных лжемудрствований в наше время и в нашей среде невероятно глубоко укоренилась, и их зловредные уловки достигли таких размеров, каких, по моему мнению, мир никогда вообще не видел, по меньшей мере в христианскую эру. И миру грозит опасность рано или поздно стать жертвой этой отравы во всем, начиная с обманчивой игры бумажных денег и кончая призрачностью и обманчивостью пустяков всякого рода, находящих себе место на бумаге, в книгах и даже в учебниках.
Я высказал по поводу этой идеи очень веские слова, и мне не хотелось бы ни самого себя обманывать, ни кого-либо вводить в заблуждение на сей счет.
Обращусь еще раз к духу, из которого проистекает великая идея элементарного образования, и рассмотрю его сперва с точки зрения нравственной. Я должен это сделать. Исходные начала и центр тяжести объединения всех благотворных основ, заложенных в самих силах нашей природы, вытекают из этого положения и предполагают природосообразное развитие доброжелательности, порождаемой главным образом любовью и доверием. И так как идея элементарного образования стремится упрощением всех средств воспитания и обучения приблизить их к семейному очагу в любом сословии, то тем самым она, очевидно, способна оказать первую благотворную человеческую помощь природосообразному развитию нравственно-религиозных задатков человека. Она далека от того, чтобы наталкивать на одни лишь словесные нравственные поучения и на одностороннее духовное понимание морали... Она далека от того, чтобы без подлинного, мощного оживления любви и веры в плоти и крови человека вести бесполезную и бессильную игру тесно связанными с возбуждением плоти и крови сомнительными средствами, оживляющими силу воображения. Напротив, идея элементарного образования призвана развивать в человеке начиная с колыбели истинные и вечные основы любви и веры, по-настоящему оживляя их самих в чистоте человеческого их начала...
Все результаты нашей лишь чувственно воодушевленной любви и расположения друг к другу вследствие эгоизма, всегда лежащего в их основе, ведут нас не дальше того, что мы в своих детях преимущественно любим свою плоть и кровь, то есть самих себя. И в отношении всего человечества они тоже ведут нас не дальше того, что мы любим тех, кто в свою очередь любит нас, что делаем добро тем, кто со своей стороны делает добро нам,— короче говоря, ведут к тому лишь, что в чувственной ограниченности эгоистических чувств, в своих крайних последствиях, ведущих в любом случае к бесчеловечности, мы ищем дразнящих удовольствий, а они по своей сущности — не нравственность, не дух и жизнь, они чувственного, животного происхождения.
Пробуждение и развитие интеллектуальных сил человека, если они предоставлены самим себе, еще более, чем чувственное пробуждение любви, зависят от влияния животного эгоизма нашей природы. Без высшего духовного оживления сил, противостоящих с более высокой мощью животному влиянию эгоизма, они отнюдь не ведут к развитию чистой, божественной сущности нашей внутренней природы, не ведут к истинному действительному стремлению к самосовершенствованию, к совершенству, без чего немыслима истинная, подлинная нравственность. Еще значительно меньше, чем то и другое — чем предоставленная самой себе и лишь чувственно побужденная любовь и предоставленное самому себе и лишь чувственно побужденное развитие умственных способностей,— ведет к чистому результату истинной нравственности, пусть даже вполне природо-сообразное само по себе, развитие органов чувств и членов, лежащее в основе человеческих способностей к мастерству и овладению профессией. Само по себе, если его рассматривать изолированно, оно представляет собой лишенное духа и жизни развитие сил плоти и крови нашей природы до уровня физической умелости животных задатков и сил.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +