Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Комментарии к I тому


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Метод
Памятная записка Песталоцци
Статья была написана 27 июня 1800 г. Впервые увидела свет после смерти Песталоцци в обработке его бывшего сотрудника Нидерера, внесшего значительные редакционные поправки. Впоследствии в немецком юбилейном издании текст статьи был восстановлен. В этой работе Песталоцци выдвигает принцип психологизации процесса обучения, под которым он понимает требование глубокого изучения потребностей ребенка, его интересов, чувств. Исследователь истории психологии М. Г. Ярошевский справедливо подчеркивает, что Песталоцци не мог опереться на психологию конца XVIII — начала XIX в., ибо она находилась на донаучной стадии развития (см.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976, с. 273). Требование знать психику ребенка и опираться на нее в воспитательной работе — большое открытие, имевшее теоретическое и практическое значение.
Песталоцци убедительно доказал, что ребенок не пассивное существо, зеркально отражающее богатство и разнообразие явлений, а субъект познавательной деятельности, направленной на рациональное и чувственное освоение действительности.
Велика заслуга Песталоцци в создании собственно педагогических принципов построения учебно-воспитательного процесса. У большинства предшественников Песталоцци (прежде всего Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо) педагогические системы базировались только на философских основаниях и вытекали из них, но отнюдь не подчинялись специфическим педагогическим закономерностям. Песталоцци выдвигает требование построения фундамента обучения на «целиком признанных предпосылках», т. е. рационально обоснованных принципах построения учебно-воспитательного процесса.
В творчестве Песталоцци происходит органический синтез двух тенденций обучения — рационалистической и эмпирической. Рационалисты в процессе обучения знакомили детей с миром предметов и явлений только через понятия и термины, что приводило к разрыву между чувственными впечатлениями детей, их жизненным опытом и зафиксированной в словах системе значений. Эмпирики, напротив, стремились ознакомить детей с максимально возможным числом предметов и явлений, в результате чего слабо развивалось абстрактное мышление, знания оказывались несистематизированными. Песталоцци выдвигает важное требование отразить в учебном процессе исторический путь развития познания, его эмпирический и рациональный аспекты. Как в истории человечества мимика предшествовала иероглифам, иероглифы — вполне сложившемуся языку, так же наименование единичных предметов должно предшествовать родовым, утверждал Песталоцци. «Культура помогает мне,— пишет Песталоцци,— из океана расплывчатых и смутных восприятий вычленить более определенные, а из этих определенных восприятий создать сначала ясные, а из них уже четкие понятия». Это был, несомненно, новаторский подход, ломавший традиционные идеи обучения детей.
Песталоцци постоянно подчеркивает огромную роль систематического обучения (он часто называет его искусственным) в развитии физических и духовных сил ребенка. Правильно отмечается, что колыбельные песни матери способствуют приобщению ребенка к культуре, развивают его психические функции. Однако слишком рано заканчивающееся (чаще всего в годовалом возрасте) обучение отрицательно отражается на развитии детей. Необходимо, утверждал Песталоцци, создать систему все усложняющихся музыкальных произведений, усвоение которых на протяжении длительного времени будет способствовать развитию вкуса и способностей детей.

Как Гертруда учит своих детей
Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей
Письма Генриха Песталоцци
В основу этого большого труда положены письма Песталоцци своему другу, цюрихскому книгоиздателю Генриху Гесснеру. Книга впервые вышла осенью 1801г. в виде 14 писем, озаглавленных Гесснером «Как Гертруда учит своих детей». Песталоцци предполагал назвать ее «Изложение нового метода воспитания». Это произведение, по замыслу, должно было служить предисловием к его книгам для элементарного обучения.
В этом труде Песталоцци неоднократно подчеркивает тесную связь своих педагогических замыслов и социальных устремлений. Резко критикуя современную ему систему образования, педагог стремится подчеркнуть, что все дети, независимо от сословного и имущественного положения их родителей, имеютч право получить природосообразное воспитание, которое призвано развить «все силы и способности человеческой природы». Несмотря на ограниченность социально-политических взглядов (Песталоцци полагал, что дети крестьян предназначены быть крестьянами, дети ремесленников — ремесленниками, дети дворян — дворянами), он во всех своих произведениях неизменно указывал, что профессиональное образование должно быть подчинено общечеловеческому. Педагог-демократ хочет вывести законы развития человека и «выплести общий психологический метод обучения». Он приходит к выводу, что элементарными средствами обучения должны являться число, форма и слово. Песталоцци пытается раскрыть методику первоначального обучения, в частности наметить систему упражнений для развития речи детей, обучения их измерению и счету.
Письма Генриха Песталоцци сыграли большую роль в популяризации его педагогической системы, они вызвали интерес среди современников к педагогическим проблемам, стремление претворить его идеи в практику учебно-воспитательной работы.
В теории элементарного образования отразился уровень достижений педагогической науки того времени, многочисленные наблюдения и опыт работы с детьми Песталоцци.
В поисках закономерностей учебно-воспитательного процесса в практике, в конкретных условиях учебно-воспитательной работы с детьми в Нейгофе, Станце и Бургдорфе Песталоцци во многом преодолевал сложившееся под влиянием философского идеализма требование «отвлеченного дедуцирования». В идеалистических конструкциях Песталоцци чувствовал себя неуверенно и, предвосхищая понимание роли практики, интуитивно опирался на опыт конкретной воспитательной работы с детьми. Это позволило ему целостно в теории и эмпирии отразить многогранность проявлений человеческой личности.
Прекрасный педагог, талантливый писатель, Песталоцци плохо разбирался в людях. Среди его сотрудников наряду с одаренными и яркими учеными и воспитателями были люди случайные, нажившие себе имя и средства на известности учителя. Сохранивший до старости детски наивную веру в человека, так поражавшую современников, Песталоцци иногда попадал под влияние таких людей, за что тяжело впоследствии расплачивался.
Длительное время с Песталоцци сотрудничал Нидерер, который должен был помогать своему учителю теоретически оформить методы и формы опытной работы и популяризировать идеи Песталоцци. Однако Нидерер по-другому понял свои задачи. Придав творениям Песталоцци научный блеск, он стал подгонять их под популярные в то время в философии взгляды Шеллинга. В этот период он приобрел такое влияние на Песталоцци, что тот как бы оказался в тени фигуры Нидерера. Он поучал Песталоцци, как надо писать, а после его смерти считал необходимым исправлять и дополнять написанное Песталоцци собственными идеями. Предисловие к письмам было написано в 1820 г., когда Песталоцци тяжело переживал разрыв с Нидерером.
В XVIII — начале XIX в. широко был распространен литературный прием — письма, в которых излагались взгляды, впечатления, идеи авторов. Речь идет о широко известном среди современников Песталоцци сочинении Лафатера «Виды на вечность в письмах к господину Иоганну Георгу Циммерману в Ганновере».
Иоганн Георг Циммерман (1728—1795) — уроженец Швейцарии, врач и философ, демократ, член Гельветического общества в Цинцнахе, написал труд «Об одиночестве», который вышел в свет в 1784—1785 гг. в четырех томах.
Песталоцци подчеркивает глубокую связь исследований, которые он проводил в Нейгофе, с успешными результатами работы в Станце и Бургдорфе. Первые работы Песталоцци о воспитании были напечатаны в журнале «Эфемериды человечества, или Библиотека учения о нравственности, политике и законодательстве, который издавался другом Песталоцци Исааком Изелином.
Песталоцци видел свою миссию в создании средств для развития духовной культуры трудовых масс швейцарского народа. Отдельные нововведения в школах, направленные на совершенствование процесса обучения, благодаря использованию сократического метода или кружков чтения для детей состоятельных родителей, как правильно подчеркивает Песталоцци, выглядели жалкими заплатами на фоне примитивно организованного образования Швейцарии. Сократический метод в современных Песталоцци школах Швейцарии подменялся катехизическим методом, задача которого сводилась к заучиванию учащимися вопросов и ответов без опоры на их прежние знания и опыт. Песталоцци видит, что третье сословие начинает расслаиваться. Плоды революции достаются детям старост, содержателей кабаков, торговцев, именно для них создаются кружки для обучения грамоте, а широкие народные массы остаются невежественными. Педагога-демократа беспокоит складывающаяся ситуация, однако он еще не видит буржуазный характер происходящих изменений и по-прежнему мечтает о всеобщей грамотности и образованности народа.
Все годы после закрытия Нейенгофского приюта Песталоцци тянулся к практической деятельности. Неизменно было его желание реализовать в учебном и трудовом процессе свои воспитательные идеалы. Отсутствие средств и недоверие к его идеям со стороны власть имущих не позволили Песталоцци вернуться к экспериментальной работе по трудовому воспитанию.
Буржуазная революция в Швейцарии вызвала огромный интерес к проблемам образования, с помощью которого правительство надеялось решить важные вопросы воспитания и обучения различных социальных групп. Еще недавно отвергнутые обществом, идеи Песталоцци встречают понимание, их пытаются активно использовать в развернувшейся в Швейцарии политической борьбе. По поручению правительства Песталоцци разрабатывает обширный план воспитательной работы в Ааргау. Когда мятеж в Станце и последовавший за ним разгром контрреволюционных сил срочно потребовали создания приюта для сирот, Песталоцци организует приют. В Станце начинается новый период творчества Песталоцци, принесший ему мировую известность.
В Станце Песталоцци опытным путем устанавливает ряд важных положений, которые впоследствии легли в основу его системы. Он убеждается, что существует связь между начальным этапом обучения каждому предмету и знанием его в полном объеме, между самодеятельностью, активностью детей и эффективностью обучения.
Песталоцци впервые выдвинул идею создания методики общего развития ребенка, благодаря которой не идеальный воспитатель, как у Руссо, а простые крестьяне могут стать учителями детей. Казавшаяся мечтой его современникам, идея приобрела с течением времени исключительное значение.
Иоганн Рудольф Фишер (1772—1800) — педагог, секретарь министра наук и искусств в Гельветической республике Штапфера. По поручению правительства собирался организовать в Бургдорфе в 1799 г. учреждение для подготовки учителей, но заболел тифом и скоропостижно скончался. Песталоцци высоко оценивал образованность и деятельность Фишера.
Альберт Никлаус Цегендер (1770—1849) — друг Песталоцци, пришедший на помощь Песталоцци после пережитой им в Станце трагедии.
В Бургдорфе Песталоцци начал свою деятельность в качестве помощника учителя под начальством Дизли, обучавшего грамоте детей одновременно с тачанием сапог. Видя в Песталоцци конкурента, Дизли стал распространять слухи об отрицательном его влиянии на нравственность и религиозные чувства детей.
Морис Глэр (1743—1819) — член исполнительной комиссии Гельветической республики — попытался определить сущность развиваемых Песталоцци идей о том, чтобы максимально упростить методы обучения и сделать доступными всем учителям воспитательные средства развития ребенка.
Развивая идеи природосообразного воспитания, Песталопци провозглашает новый подход к интерпретации этого принципа в словах: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Развитие человека представляется ему как проявление имманентно присущих человеку внутренних сил. Однако Песталоцци делает принципиально новый шаг вперед — только специально организованное обучение и воспитание, построенные на основе определенной системы, утверждает он, способствуют формированию человека.
Предшественники Песталоцци, и прежде всего Д. Локк, разработавший эмпирическую концепцию усвоения знаний, акцентировали внимание прежде всего на чувственных восприятиях и соответственно разрабатывали методы, направленные на развитие функций ощущения, представления, восприятия и т. д. При таком подходе явно недооценивалась роль слова как важнейшего фактора развития интеллекта человека, аккумулирующего накопленные человечеством культурные ценности. Песталоцци интенсифицирует процесс развития ребенка за счет использования речи как важнейшего средства обогащения интеллекта.
Идея «искусственно подготавливать силы» ребенка оказалась исключительно плодотворной в развитии педагогического знания. Она призывала педагогов идти не вслед за природой ребенка, а впереди нее, конструировать процесс обучения, направленный на достижение заранее поставленных целей.
Важно обратить внимание на настойчивое в течение всей жизни стремление Песталоцци создать учреждение для детей из бедных семей. В 1798 г. он обращается к Штапферу с просьбой организовать сиротский дом в Ааргау. Эта просьба осталась без ответа. В 1801 г. Песталоцци пишет записку на имя преемника Штапфера на посту министра наук и искусств гельветического правительства Мельхиора Мора, однако и на этот раз получает отказ. Наконец в 1818 г. на средства, собранные от подписки на его сочинения, Песталоцци открывает в местечке Клинди, в окрестностях Ивердона, школу для бедных. Однако несколько лет спустя он был вынужден ее закрыть. Даже после этого поражения престарелый и оставшийся без поддержки ведущих сотрудников Песталоцци предпринимает новые шаги с целью учреждения школы для бедных. Однако эта идея так и осталась нереализованной. Объяснить столь настойчивое стремление Песталоцци можно, лишь зная мировоззренческую направленность его идей. Развиваемая им концепция отнюдь не была ограничена педагогическими и методическими рамками. Она включала и утопические просветительские идеи, которые дали глубокую трещину уже после первого выпуска в школе Клинди. Песталоцци надеялся, что дети бедноты, «побывав на духовном пиру и сделавшись людьми», станут его последователями и, опираясь на его метод, займутся распространением культуры среди трудового населения. Ничего подобного не произошло. Они отказались от предуготовленной им карьеры и влились в систему сложившихся экономических и политических отношений Швейцарии первой трети XIX в. Этот удар Песталоцци перенес тяжело, но великий педагог-просветитель был убежден в случайности происходящего и до конца своей жизни верил в возможность повторить неудавшийся эксперимент.
Песталоцци понимал, что без помощников, разделяющих его концепцию, он не сможет решить поставленные педагогические проблемы. Поэтому он стремится привлечь к себе способных к педагогической деятельности людей, чтобы включить их в учебную и экспериментальную работу. С 1800 по 1816 г. с Песталоцци работал Герман Крюзи (1775—1844), активный участник всех педагогических экспериментов Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне. Крюзи оказал помощь Песталоцци в редактировании его литературных работ, участвовал в составлении «Книги матерей».
Идея «развивающего обучения» привлекала внимание многих современников Песталоцци. Однако только Песталоцци удалось создать теоретическую концепцию и, что очень важно, реализовать ее в практике учебно-воспитательных учреждений. Стремясь проанализировать педагогические искания Фишера, Песталоцци справедливо подчеркивает принципиальное различие разработанного им самим «метода» от так и не получивших завершения попыток Фишера создать новые средства развития мышления ребенка.
Педагогический процесс Песталоцци рассматривает в постоянном изменении и развитии. Он не боится смело и настойчиво искать, новые методы и формы работы с детьми, отказываться от ошибочных подходов, совершенствовать найденные средства воспитательных воздействий.
Излагая биографию Бусса, Песталоцци акцентирует внимание на некоторых важных для понимания его мировоззрения проблемах. Как педагог-демократ, он гневно выступает против дискриминационных ущемлений прав человека из-за его бедности или принадлежности к непривилегированному классу. Принимать участие в воспитании всесторонне развитого человека — значит служить идеалам человечества, утверждает он. Песталоцци еще далек от понимания роли экономических отношений и революционной практики в процессе развития личности, однако его взгляды для своего времени имели большое прогрессивное значение.
Песталоцци выступал не только практиком и теоретиком, он был методистом, автором учебных пособий, построенных на обоснованных им теоретических принципах. Речь идет об учебном пособии «Книга матерей» (1803), которое он составил вместе с Крюзи. Это произведение Песталоцци в переводе на русский язык было издано Академией наук в Петербурге в 1806 г. под названием «Книга для матерей, или Способ учить детей наблюдать и говорить», ч. I, в переводе и с предисловием Ф. Г. Покровского. Всего лишь трехлетний разрыв между публикацией и переводом говорит о внимании русской общественности к проблемам воспитания, стремлении осветить прогрессивные педагогические идеи мировой педагогики.
Песталоцци прежде всего обращает внимание на возникший разрыв между образованием и практической деятельностью учащихся, характерный для школ того времени и отразивший традиции схоластического обучения. Азбука умственного воспитания должна быть обязательно дополнена азбукой обучения практическим действиям.
Намного опережая уровень науки своего времени, Песталоцци обращает внимание на значение воли, опыта, социальных и общекультурных факторов в процессе обучения. Знание психологии ребенка — необходимое условие правильной организации его наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира. Без этого нет развития, нет эффективной воспитательной деятельности.

Памятная записка друзьям о сущности в цели метода
Эта записка была написана в декабре 1802 г., впервые увидев свет лишь в 1868 г. с большими сокращениями в труде Г. Морфа «К биографии Песталоцци», ч. 2. Песталоцци выступает здесь против одностороннего развития детей в умственном, физическом и нравственном отношении.

Ответы на девять вопросов Гербарта
Произведение «Как Гертруда учит своих детей» и книги для элементарного обучения вызвали большой интерес у Гербарта. Поэтому он письменно обратился к Песталоцци с вопросами, чтобы яснее представить себе, как применяется «метод» на практике. Песталоцци, по-видимому, ответил в середине 1803 г. Заключительная часть ответов, к сожалению, утеряна. «Ответы...» впервые опубликованы в 1958 г. в Цюрихе (Немецкое юбилейное издание, т. XV).
Ввиду того что вопросы Гербарта в большинстве случаев не предваряют текст ответов, мы приводим их в порядковой последовательности.
1. Каков средний возраст детей, когда с ними начинают заниматься по книгам для элементарного обучения? В каком приблизительно возрасте следовало бы это делать?
2. Сколько, примерно, времени они занимаются по «Книге матерей»? Сколько месяцев? Сколько часов ежедневно? Как долго они работают по ней без перерыва?
3. Если некоторые дети полностью овладели материалом, который другие еще не вполне усвоили, продолжают ли они тем не менее заниматься совместно? Или же как в таком случае поступают с учениками, опередившими других?
4. Какие занятия по «Книге матерей» проводятся в первую очередь? В какой последовательности располагают материал от начала книги и кончая тем местом, до которого ее удалось теперь довести?
5. В какой последовательности проводятся упражнения при обучении детей соотношением чисел и мер?
6. Существует ли определенное распределение учащихся по классам? Как оно проводится?
7. Существует ли особый подход к учащимся из высших, более низших и самых низших сословий? Где та граница, за пределы которой не простирается обучение будущих крестьян и ремесленников?
8. Что предпринимается для того, чтобы способствовать установлению между детьми общественных связей, для того, чтобы они не только учились совместно, но и кое-что друг для друга значили?
9. Используются ли также (в процессе обучения) басни, сказки, рассказы и каким образом?

Письма г-на Песталоцци к г-ну Н. Э. Ч. о воспитании бедной сельской молодежи
Три письма, помещенные в данном томе, были написаны в 1777 г. и в том же году впервые опубликованы в журнале «Эфемериды человечества», который издавался в Базеле покровителем Песталоцци — просветителем и гуманистом Исааком Изелином.
Эти письма являлись ответом на ранее помещенную в названном журнале статью Н. Э. Чарнера «Грезы». Песталоцци категорически отвергал нереальный проект Чарнера об организации для крестьянских детей дорогостоящих воспитательных учреждений, полагая, что воспитание бедных детей должно осуществляться в условиях, близких тем, в которых им в дальнейшем предстоит жить.
Письма важны для понимания идей Песталоцци нейгофского периода о подготовке подрастающего поколения в воспитательных учреждениях к жизни и сочетании его обучения с непосредственным участием в производительном труде. В то же время они характеризуют утопичность социально-политической концепции Песталоцци. Так, во втором письме к Чарнеру он посредством тщательных арифметических подсчетов пытается его уверить в том, что воспитательные учреждения, где дети вовлечены в производительный труд, не только смогут существовать на началах самоокупаемости, но и дать через несколько лет определенный доход.
Вместо абстрактных рассуждений о любви к человеку вообще Песталоцци ставит вопрос о действительной реализации нравственных ценностей, необходимости помочь человеку подготовить себя к жизни в конкретных экономических и социальных условиях.
Подготовка ребенка к участию в производительном труде включает для Песталоцци несколько требований. Во-первых, развивать его нравственность и мышление, способность творчески решать встающие перед ним на производстве задачи. Во-вторых, сформировать его отношение к труду как сложному и необходимому занятию, которым надо овладеть. В-третьих, используя систему специально разработанных упражнений, научить ребенка правильно пользоваться орудиями труда. В-четвертых, труд детей должен быть максимально приближен к естественным условиям будущей деятельности. Эта последовательная программа трудового обучения развивалась Песталоцци на всем протяжении его долгого творческого пути. Она совершенствовалась, изменялась, дополнялась новыми элементами, но суть ее — овладение трудовыми навыками и умениями благодаря развитию потребности и интеллекта через упражнения, путем активного включения в деятельность — оставалась постоянной. Теоретическая постановка вопроса и позитивный ответ на него принадлежат Ж.-Ж. Руссо, который нарисовал в Эмиле яркую картину приобщения воспитанника к участию в производительном труде. Однако идея Руссо нуждалась в практической реализации и проверке ее опытом воспитания детей.
Необходимо было также перейти от общефилософской постановки вопроса к поискам собственно педагогических решений. Важно было разработать конкретные формы и методы организации трудовой деятельности детей на промышленных предприятиях, доказать ее развивающее влияние на интеллект, физическое развитие и нравственность ребенка.
Разрабатываемый Песталоцци метод воспитания требовал глубокого знания потребностей, интересов, способностей ребенка, опоры на них в процессе приобщения его к производительному труду. Он был чрезвычайно важен в социально-исторических условиях жизни Швейцарии, ибо хищническая эксплуатация детей на промышленных предприятиях приводила к тому, что «...их голова, сердце и тело одинаково подавляются или, по крайней мере, остаются недоразвитыми, недосовершенными».
Песталоцци отстаивает право на существование приюта в Ней-гофе и пользуется единственным средством убедить предпринимателей и торговцев подсчитать, сколько дохода могут принести дети в возрасте от 7 до 15 лет, если правильно организовать их трудовую деятельность. «Друзья человечества», к которым обращался педагог-демократ, с интересом читали выкладки о возможных прибылях, но опускали проблемы воспитания и развития ребенка. Песталоцци же больше всего интересовало последнее.
Песталоцци выдвигает одну из важнейших педагогических проблем, которая горячо обсуждалась на протяжении двух последующих веков,— взаимосвязь нравственного и трудового воспитания. Гуманистическое нравственное воспитание выпадает из поля зрения буржуазной педагогики эпохи империализма, ставящей прагматические цели подготовки работника, адаптированного к условиям жизни в капиталистическом обществе. Демократ и гуманист Песталоцци в конце XVIII в. формулирует ставший для многих современников откровением тезис: «Прядение или косьба, ткачество или пахота — сами по себе эти работы не делают человека ни нравственным, ни безнравственным». Впоследствии К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что в эксплуататорском обществе труд «отчужден» от человека и противостоит ему и в сфере производства, и в сфере духовной жизни. «Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 567).

Отрывок из истории низов человечества. Воззвание к человечеству во благо последнего Эта работа была написана в 1777 г., впервые опубликована в 1778 г. в журнале «Эфемериды человечества».
Песталоцци здесь утверждает, что нет никаких оснований помещать физически ослабленных детей в тюрьмы и дома для сумасшедших. Они должны быть подготовлены в воспитательных учреждениях к легкой и однообразной работе, благодаря которой смогут занять достойное человека место в жизни.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +