Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

О народном образовании и индустрии


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Люди, занимающиеся только земледелием, с его веками установившимися и не требующими умственного напряжения формами труда, загружены неравномерно. У земледельцев, а особенно у бедных крестьян, периоды изнурительного труда сменяются периодами безделия и спячки, когда дождь, зима или ночь мешают им заниматься привычной работой. Полученное ими воспитание редко дает им возможность заниматься какой-нибудь другой, возвышающей ум и сердце деятельностью. Обычно их дети растут заброшенными и в лучшем случае получают лишь физический уход. Даже их удовольствия обычно таковы, что затрагивают лишь чувственную сторону их натуры. Каждый заработанный грош таит для них соблазн либо отправиться в трактир к вину, картам и кеглям, либо предаться бессмысленному ибесцельному накапливанию денег. В их разуме и сердце религия не находит себе опоры против их слабостей и страстей.
В фабричных центрах большинство людей также заняты лишь механическим выполнением какой-либо изолированной производственной операции. При этом способ, которым она выполняется, большей частью очень вреден для общего физического развития организма. Эти люди лишены какого бы то ни было умственного образования, ограничены ничтожно узкими рамками своих технических навыков и чужды, абсолютно чужды даже самому духу мастерства и свойственным ему свободным и разумным взглядам. Так как они к тому же физически слабее простого земледельца, то обладают обычно меньшей стойкостью и в общем не способны даже на ту выносливость, которой обладает крестьянин. Их более высокий заработок лишь в еще большей мере соблазняет их предаваться чувственным наслаждениям; как ни высоки их заработки, сбережения у них чрезвычайно редки. Фабричные люди вырастают, как и крестьяне, в условиях, ограничивающих развитие их разума и чувств; при этом они, с одной стороны, физически гораздо более истощены и надорваны, а с другой стороны, обстановка, в которой они живут, способствует тому, что при совместной работе они повседневно перенимают у других рабочих господствующие в их среде плохие и вредные привычки. Поэтому условия их жизни в общем противодействуют развитию всех лучших черт человеческой натуры; в них отсутствует все то, на чем должны строиться основы мудрой, добродетельной и счастливой жизни.
В прежнее время у сельского населения, во всяком случае в наших местах, ограниченности, которая присуща рутинному земледельческому труду, противодействовала живая, оказывающая глубокое влияние на весь строй семейной жизни забота о христианском воспитании, то есть воспитании, которое охраняло простодушие и поощряло добросердечность и благоразумие. Крестьяне в то время очень наивно вели себя с точки зрения защиты своих интересов и совсем не понимали своих тогдашних преимуществ; но, как люди, они умели обуздывать себя и жили в благочестии и любви в своем семейном кругу, проявляя большую склонность и дальше учиться всему хорошему.
В тех случаях, когда фабричное производство проникало в деревни, где царил такой дух, развитие этих хотя бы и весьма ограниченных профессиональных навыков приносило большую пользу. Эти люди, привыкшие к прилежанию и к присущим им семейным добродетелям, рассматривали новый заработок как милость господню; они включили его в свой обиход; он принес счастье их детям и внукам. Сохранившееся до настоящего времени благосостояние нашего отечества является в значительной степени результатом этой невинности, благочестия и мудрости, присущих частной жизни первых семейств, занявшихся фабричным трудом.
Это благотворное влияние фабричного производства укрепилось в особенности в наших городах благодаря достоинствам пользующихся самоуправлением горожан. Среди городского ремесленного сословия повсюду была распространена добропорядочность, сущности которой мы уже теперь не знаем, но благотворные последствия которой мы ощущаем и сейчас. Так, в нашей местности существовали деревни, которые вследствие принадлежащих им привилегий и присущих им большой уверенности и самостоятельности в хозяйственных делах добились через фабричный труд более высокого, устойчивого и почетного положения.
Там же, где фабричный заработок попадал в руки сброда - людей глубоко павших в результате нищеты, унижения и пренебрежения, там его влияние на состояние людей было в общем также очень заметным и при этом губительным. Святая нужда бедняков, которая еще раньше своей божественной силой противодействовала их глубокому погружению в скверны, теперь также исчезла. Испорченность и падение находили себе двойную пищу в денежном заработке и нигде не встречали противодействия. Находящийся в пренебрежении и запущенности испорченный народ распустился, его легкомыслие и транжирство стало заразительным и беспредельным, воровство стало пустяковым делом, а тщеславие и бесстыдство получили всеобщее распространение. Такое положение создало, конечно, в городах и селах благоприятные условия для развития надувательства, кровопийства и насилия. Жадный до наживы фабрикант давал легкомысленному рабочему деньги вперед, сельский ростовщик давал ему в долг в своих амбарах, на мельнице, в трактире. А староста и приказной служитель помогали ростовщику описывать имущество должника за долги. В результате легкомысленные люди оставались без кола и двора, а ростовщики всё укрепляли свое положение.
Не могло не случиться, что хитрые, плутоватые и злые люди часто оказывались во главе крупных предприятий, вследствие чего масса бедняков попадала в их руки, а испорченность и заброшенность рабочего люда с каждым днем росли. К сожалению, связанная с такими гибельными для рабочих последствиями прибыль от фабричных предприятий оказалась устойчивой и весьма солидной. Между тем, наряду с этим разорением, в общем и целом росло богатство страны и отдельных людей, а вместе с ним подрывающие его блага тщеславие и расточительность... Волей-неволей такое положение стало распространяться и на те местности, которым ранее фабричный заработок приносил не разорение, а благоденствие.
Богатые дома в городе и деревне постепенно утратили братский, бюргерский тон и сельскую непритязательность жизни, являвшиеся основой их семейного уклада. Высокие и низкие административные должности в городе и деревне, которые когда-то были наградой за деятельность на пользу народу и отечеству, изменили во многих местах свой характер, а в соответствии с этим изменился и старый, чистый, крепкий дух бюргерства и сельских общин. Прозорливые люди уже сто лет тому назад видели, какое вредное влияние ограниченный характер фабричного труда оказывает на ум и сердце людей, как он способствует развитию губительных претензий в городе и деревне.
Дух цеховой организации, чоторый в свое время способствовал повышению умственного и нравственного уровня бюргерства, сменился теперь испорченностью и низостью купцов и фабрикантов, полными претенциозности и тщеславия. Бюргер потерял свое бюргерское достоинство; он не гордился более своею принадлежностью к бюргерскому сословию, своими бюргерскими добродетелями - теперь он кичился своим именем и чванился звоном своих денег. Он не считал больше свою обыкновенную профессию основой бюргерской части, так как не видел в ней основы для развития ума и сердца. Растущее богатство и сопровождающее его ликующее легкомыслие, как и внешние признаки благосостояния - новые дома, как грибы растущие из земли, и кажущаяся надежность заработка, не имеющего под собой твердой почвы,- закрыли нам глаза на угрожающие опасности. И большинство людей считало, что это предательское благополучие гарантировано и их детям и внукам.
Многим тысячам людей казалось, что механизм жалких приемов фабричного труда благоприятствует закреплению на вечные времена счастья для их детей и всей страны. Большинство людей утратило потребность в более высоких взглядах на жизнь. Они перестали считать необходимым через воспитание действительно подвести человека к выполнению тех нравственных и гражданских задач, для которых он предназначен. Почти повсеместно стали смешивать ненужные знания с необходимыми, а серьезное воспитание, ставящее перед собой твердые жизненные задачи, с воспитанием, преследующим цели привития поверхностной, мнимой культуры. При этом множество людей, в особенности из беднейших слоев населения, стали считать школу вещью, без которой их дети легко могут обойтись. Надо сказать, что и школа становилась хуже по мере распространения таких взглядов. А между тем именно ввиду глубокого отрицательного влияния на моральную и гражданскую сторону жизни населения большого, но ненадежного фабричного заработка им следовало бы становиться лучше. Случилось же наоборот - как раз, когда народу в еще большей степени необходима была религия и хорошие школы, влияние религии ослабело, а состояние школ ухудшилось. Народ больше не ощущал в них почти никакой потребности...
Картина изменилась. Под влиянием обстоятельств притязания глубоко испорченных людей в одно мгновение побудили их к насилию, причем одновременно источники их мнимого благосостояния, которые питали эти притязания, почти повсеместно готовы были иссякнуть. Легкость большого заработка на фабричных предприятиях исчезла. Во многих местностях исчезла и убежденность в прочности благосостояния, поскольку она базировалась на уверенности в заработке и являлась его результатом. Заработная плата рабочего уже не соответствует его труду и подлинному заработку. Ростовщик ему больше не доверяет, а кредитор не уверен в том, что с ним рассчитаются. Народу, привыкшему к чувственным наслаждениям, угрожает теперь серьезная опасность, что ему придется нуждаться и экономить. Первое впечатление от такой перемены никогда не оказывает хорошего влияния на плохих людей. Наш упадок в нравственном и гражданском отношении еще углубился в результате того, что счастье отвернулось от нас вследствие бедности и несчастья огромного числа лишенных собственности фабричных рабочих. И наше истинное положение выявилось во всем своем объеме.
Я жалею, что такое положение существует, но меня не пугает, что оно выявилось. Нам необходимо знать о себе правду, если мы хотим помочь себе. Хорошо, что бедняки в стране и их правители одновременно начинают понимать, что жалкие приемы фабричного труда не благоприятствуют истинному образованию и воспитанию детей в стране. Хорошо, что часто наступающая нужда невольно заставляет обратиться к благоразумию и рассудительности. Хорошо, что нужда ставит пределы дурману легкомыслия, в какой бы среде он ни проявлялся. Хорошо, наконец, что под влиянием этой нужды вновь проливаются тысячи слез там, где до сих пор так долго нахально властвовали не знающие их глупость и порок. Хорошо, что бедняк ищет помощи для выхода из своего тяжелого положения, а церкви и школы снова начинают казаться ему средствами, способными помочь в его бедах и заблуждениях. Поэтому совершенно необходимо, чтобы церковь и школа действительно оказались такими спасительными средствами. В мои задачи входит в первую очередь рассмотреть вопрос о школах, поскольку их следует считать средством, которое должно помочь народу справиться с его бедами и заблуждениями. Очень важно устроить школы таким образом, чтобы влияние, которое они в этом отношении должны оказывать на простой народ, было ясно и очевидно для всех. Необходимо, чтобы люди могли убедиться в том, что их дети должны ходить в школу не только ради временного благополучия, но ради спокойной старости и мирной кончины; что перед школой стоит не жалкая задача научить детей кое-как прясть и ткать, а совершенно необходимо повсюду воспитать из детей благоразумных, умных и сильных людей. Религия и мудрость безрезультатно требуют от людей внимания к воспитанию и взывают к их чувству долга, если, будучи невоспитанными и испорченными, они имеют возможность веселиться и удовлетворять все свои капризы и вожделения.
Несомненно, сейчас наступил момент, когда воспитательные мероприятия, глубоко воздействующие на чувства, ум и уровень мастерства, будут сочувственно встречены всем народом. Однако условия в настоящий момент таковы, что ошибки при проведении этих мероприятий, продолжающееся применение поверхностных методов, имеющих целью воздействие на ум, чувство и уровень мастерства людей, при недостаточно солидной постановке преподавания и организационной стороны обучения в школах окажутся гибельными, во всяком случае для глубоко испорченного и погруженного в нищету населения фабричных районов. В экономическом отношении этим районам можно помочь только путем такого образования молодежи,, которое обеспечит более высокий уровень развития технических умений, связанный с восстановлением нашего прежнего влияния на нравственность, бережливость и выдержку народа, в том числе и его беднейших слоев, через церковь и школу.
Вся моя жизнь, все мои опыты и усилия доказывают, что с юношеских лет я правильно оценивал состояние вещей, опасности, которые нам угрожали, и средства, в которых мы нуждались. И я был прав в том, что всю свою жизнь, все свое внимание посвятил развитию этих взглядов; при моей слабости и крайне ограниченных материальных возможностях я даже в несчастье не прекращал изыскивать средства предотвращения опасности, грозящей отечеству в этом отношении, искать способы борьбы с соответствующими недостатками.
До того момента, когда я сам уже стоял одной ногой в могиле, я мало встречал влиятельных людей, не имевших превратного представления о состоянии вещей в данном отношении и отчетливо представлявших себе те средства, которые могли бы оказать существенную помощь против угнетающих нас бед. Даже самые мудрые и лучшие из них имели значительно более оптимистическое представление, чем имелись для этого основания, о счастье нашего народа, о нашем положении, о наших педагогических принципах и упражнениях.
Теперь наши недуги проявились значительно более отчетливо, чего нельзя сказать о средствах их излечения; а отсюда и недостаточная решимость применить их. У нас не привыкли и не умеют рассматривать экономическую жизнь страны в связи с добродетелью народа, сего мудростью и силой и думать о средствах его воспитания в соответствующем направлении. Напротив, до сих пор привыкли ограничиваться тем, что зерновое и винодельческое хозяйства, прядение и тканье шелка, шерсти и хлопка рассматриваются лишь с точки зрения возможности извлечь из этих занятий на несколько крейцеров больше прежнего, причем совершенно упускается из виду жизнь людей во всем ее объеме, во всех взаимосвязях; не учитываются даже те технические способности, которые заложены в природе человека, независимо от того, проявляются ли они в зерновом хозяйстве и виноградарстве, в прядении шелка, шерсти или хлопка. Еще менее заботятся о том, чтобы полностью использовать эти природные силы людей для производства, наиболее совершенно развить их для этих целей и таким путем восстановить те реальные добродетели и реальные силы, при помощи которых наши отцы достигли тогдашнего уровня домашнего благосостояния и высокого уровня производства.
И все же это является единственным средством улучшить все ухудшающееся положение страны, особенно наших фабричных округов, и дать повсюду основной массе людей силы, которые соответствовали бы возросшим потребностям и тяготам настоящего времени, послужили бы повсеместно для установления спокойных условий жизни семьи. Только это средство снова может указать всему человечеству пути к восстановлению прежней добропорядочности и устойчивости в домашнем быту через образование, через трудовую деятельность, через сознание собственного достоинства.
Возможно ли это? Да, но не такими средствами, о которых при восходе солнца еще не помышляют, но от которых, тем не менее, требуют совершенства еще до того, как солнце зайдет. Средства, необходимые для достижения этих целей, требуют глубочайших изменений в существе народного образования и никак не могут быть выработаны с такой быстротой, которая явно противоречит реальным возможностям более высокого развития у всего населения духовных сил и технических способностей. Эти средства базируются на реальном, психологически обоснованном развитии высших духовных сил и технических способностей и представляют собой последовательный ряд упражнений, которые имеют целью наверняка и в полном объеме добиться поставленных задач. Эти средства не что иное, как элементарное образование человечества, то есть они сами по себе направлены на развитие экономической деятельности и тех технических способностей, из которых она исходит. При этом внешне эти средства приведены в соответствие с обстоятельствами, положением и условиями жизни народа, который нуждается в развитии таких способностей. Эти средства, так же как и все элементарное образование, в первую очередь основаны на развитии нравственно-религиозного сознания, которое в силе невинности старается найти чистое семейное счастье и которому окружающее моральное одичание не мешает в чистых и серьезных исканиях. Они основываются, кроме того, на достаточном умственном образовании и обучении мастерству; с этой точки зрения средства элементарного образования в различных отношениях организованы и проверены. Они в широком объеме воспитывают у ребенка наблюдательность, учат его точно выражать свои наблюдения, приучают к логическому мышлению и прививают элементы мастерства, при этом с полным и решительным успехом. И в этом отношении введение элементарного образования в соединении с тщательным воспитанием нравственно-религиозного сознания является фундаментом для достижения той цели, к которой мы стремимся.
Нам нужен народ, сила мышления которого направлена на обеспечение потребностей семьи и в этом отношении действует глубоко и сильно. Нам нужен народ, технические способности которого раскрываются во всем их объеме благодаря поощрению к развитию всех задатков, причем высокий уровень мастерства обеспечивается путем развития умственных способностей и повышается благодаря развитию нравственного сознания. Нам необходим народ, у которого пытливость и умение правильно мыслить в домашних делах хорошо развиты и при помощи напряжения и упражнения превратились в привычку. То, что средства элементарного образования в этом отношении в полном своем объеме оказывают положительное влияние на воспитанников, можно доказать при помощи неопровержимых фактов. Они основываются на полном и уверенном знании сил человеческой природы, в них заложены неодолимые силы, пробуждающие к жизни способности ребенка к мышлению и к,мастерству. И благодаря этим согретым внутренней жизнью силам повседневный труд и напряжение даются ребенку, воспитываемому элементарным методом, легко и свободно.
При этом математические и технические способности, которые развиваются благодаря применению этих средств, создают тот общий фундамент образования для индустрии, который до сих пор безуспешно старались достигнуть средствами народного образования. Ребенок, который умеет природосообразным путем считать, измерять и хорошо выполнять хотя бы линейный рисунок, в полной мере обладает знанием интеллектуальных основ индустрии.
Правда, он в недостаточном совершенстве владеет внешними приемами производственной деятельности. Но мы хорошо знаем, что если элементарный метод дает воспитанникам нашего учреждения знания, способствующие развитию внутреннего существа индустрии, то в отношении технических навыков, столь необходимых народу, он не достигает поставленных нами целей. Он требует, чтобы народное образование включало элементарное развитие всех физических сил, которые необходимы для различных операций в индустрии. Он требует ряда механических средств, при помощи которых ребенок усваивает и закрепляет различные приемы производственной деятельности в том же единстве и в той же последовательности, в каких он усваивает и закрепляет элементарные навыки счета и рисования.
Элементарная гимнастика в нашем учреждении исходит только из одного критерия - насколько те или иные движения свойственны каждому из членов человеческого тела и необходимы для его развития. Поскольку элементарная гимнастика должна стать фундаментом образования народа для индустрии, ей следует точно и в полном объеме учесть все разнообразные виды мужского и женского промышленного труда, то есть изучить те искусные движения рук и ног, при помощи которых осуществляется механизм каждой отдельной рабочей операции. Поскольку при этих операциях руки и ноги производят неоднородные движения, в задачу элементарной гимнастики входит расчленение различных операций на их основные составные элементы.
Каждый вид производственных умений исходит из чрезвычайно простого начального приема и требует ряда последовательных упражнений, при помощи которых ребенок при обучении мастерству без всякого скачка переходит от легчайшего к трудному, от трудного к высшей ступени овладения умением. Все эти умения исходят из простейших приемов удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей. Эти упражнения должны быть глубоко изучены системой элементарного образования и использованы в качестве одного из средств этого метода, поскольку в его задачи входит развитие производственных возможностей народа и создание основ индустрии. Эти средства должны также учитывать разницу между мужским и женским промышленным трудом. Мужской труд в основном базируется на силе и проворстве движений всей руки между тем как женский труд основан на силе и проворстве движений кисти и пальцев. В соответствии с этим при подготовке для тех отраслей промышленности, в которых применяется мужской труд и требуется развитая сила всей руки, нужно применять гимнастику также для укрепления плеча и предплечья, между тем как при подготовке к женскому труду в более легких отраслях промышленности требуется гимнастика кисти и пальцев. Приемы этой гимнастики несложны: они все примыкают к системе общих гимнастических упражнений, которая ставит себе целью только развитие членов человеческого тела как таковое. Однако важно, чтобы упражнения, готовящие к женскому труду, составлялись особо и отличались от упражнений, готовящих к труду мужскому.
Важно, чтобы мужская гимнастика развивала в полном объеме силу мужчины, чтобы, не поддаваясь женской слабости, он нигде не стремился к увеличению изящества работы за счет ее основательности. Однако столь же важно, чтобы подготовка к женскому промышленному труду не представлялась грубой, требующей излишнего напряжения сил. Я убежден что можно разработать игры для мальчиков и девочек, благодаря которым они уже в ранние годы смогут добиться высокого совершенства в выполнении основных приемов одновременно изучаемых видов гимнастики. Прямой задачей элементарного образования является разработка последовательных рядов соответствующих упражнений, причем эти упражнения должны быть тесно увязаны с элементарными упражнениями в области числа и формы. Такое объединение открытых нами средств даст затем возможность создать в полной мере основу для готовящего к индустрии всеобщего элементарного образования в его подлинном виде. Это является единственным средством против вреда, который наносится детям при изолированном обучении их отдельным разрозненным умениям.
Элементарное образование, готовящее к индустрии, делает всестороннее развитие человека задачей профессиональной подготовки. В то время как обычная подготовка к индустриальной деятельности стремится дать в итоге только заработок, принося ему в жертву облагораживание человека, элементарное образование для индустрии не знает иного пути к профессиональной деятельности, как через целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека. Таким образом, даже и с этой точки зрения элементарное образование является подлинно гуманизирующим средством индустрии.
Умственное образование влияет на физическое напряжение сил, развитие же мастерства влияет, в свою очередь, на умственное образование, а нравственно-религиозное воспитание - на развитие мастерства; влияние это таково, что каждое из них превращается в нечто совсем иное, чем бывает или может когда-либо стать при своем изолированном развитии, без связи с другими частями образования, вне системы элементарного образования. Мастерство, исходящее из общего средоточия всех этих способов воздействия, становится чем-то совершенно иным, нежели тогда, когда основанием ему не служит общее развитие всех человеческих задатков. И элементарное образование только тогда может являться подлинным народным образованием, а не химерой, когда его влияние на промышленную деятельность народа исходит из сущности его основных принципов.
Составление последовательных рядов средств обучения является нетрудной задачей. Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству с целью их упрощения и расчленения на составные элементы. В более сложном виде эти средства очень высокого качества имеются уже повсюду. Будучи расчленены на свои простейшие составные части, они непосредственно примыкают к тем простым упражнениям но элементарной гимнастике которые уже нами составлены. Однако для того, чтобы разработать для каждой отрасли индустрии упражнения в таком порядке, чтобы никогда более сложное упражнение не предшествовало простому, а более трудное более легкому, для этого требуются эксперименты во всех отраслях индустрии. Их результаты, однако, не подлежат никакому сомнению. Между тем, пока эксперименты еще не проведены, мы не обладаем такими последовательными рядами упражнений. Пока не будут проведены эксперименты, все идеальные результаты элементарной подготовки людей к индустрии, которые должны сказаться на улучшении домашних условий людей и росте сил государства, останутся только мечтой. Только на основании проверки результатов экспериментов можно установить общие основы, на которых должно строиться элементарное образование в аспекте его индустриальных целей. Чтобы этого добиться, требуется показательная школа, в которой можно проводить эти эксперименты. Я хочу организовать такую школу. И задача настоящей рукописи заключается в том, чтобы просить людей, которые полагают, что проверка этих идей - важное для человечества дело, верят в их осуществимость, а меня считают способным провести их в жизнь, помочь мне достигнуть поставленной конечной цели.
Я сделал все, что мог в моем положении, а может быть, и все, что было вообще возможно в платном заведении, чтобы обосновать идею элементарного образования и разработать последовательные ряды соответствующих ей средств умственного образования и обучения мастерству. Однако те узкие рамки, в которых я вынужден был проводить свои эксперименты, полностью убедили меня, что опыты, необходимые для осуществления подлинного профессионального обучения и для правильной подготовки к работе в индустрии, можно удовлетворительно проводить только в воспитательном учреждении для бедных. Точно так же только в таком учреждении могут быть изучены, проверены и осуществлены построенные на основе элементарного метода ряды упражнений для подготовки к работе в различных отраслях индустрии.
Это - большое дело. Оно является попыткой уничтожить в самом их существе те гибельные последствия, которые влечет за собой застой в сельском хозяйстве и погоня за прибылью в индустрии, и вместо них использовать вновь оживленные и раскрывшиеся силы нашей природы. Я не смогу достигнуть конечного осуществления этой цели; однако, если меня хотя бы намного поддержат, покажу возможность достичь ее и докажу ее необходимость. Уже первые опыты в этом направлении ясно покажут возможность осуществления желательных конечных результатов не только психологу, но и образованному предпринимателю в любой отрасли индустрии. Человечество, на внутреннее облагораживание которого направлена вся идея, при первом проявлении своих лучше направленных сил само вступится за свои права, а могучий рост этих сил, развивающихся одновременно в обстановке свободы и порядка, быстро выявит то отвратительное искажение, которое явилось результатом неправильного руководства.
Но я говорю слишком много общих фраз. Если правительство Ааргау мне в этом поможет, попытаюсь совместно с несколькими людьми, в пригодности которых для этого дела я уверен, применить принципы природосообразного развития человеческих сил в области подготовки народа и бедноты к труду в сельском хозяйстве и домашней промышленности. В этих целях я приму все меры, необходимые для глубокого и основательного изучения той последовательности, в которой следует при помощи элементарного метода обучать детей различным специальностям мужского и женского индустриального труда.
На закате своих дней я буду счастлив, если при помощи этого опыта мне удастся доказать, что бедняку можно помочь в материальном отношении, не заставляя его морально очерстветь, и что путем мудрого развития заложенных в нем способностей ему можно дать такое образование, которое поможет ему обеспечить себя при всех обстоятельствах. На склоне своих лет я буду счастлив хотя бы только наладить это дело: первые результаты подобного руководства дадут возможность выявить богатые задатки отдельных детей также в отношении трудовой деятельности и найти пути использовать эти силы повсеместно как в интересах отдельных людей, так и для укрепления государства. Перед смертью я буду счастлив хотя бы только начать опыт, который покажет, что имеются средства даже и у низших слоев населения соединить высочайшую способность к трудовому заработку с высокой силой ума и сердца. Я достигну цели своей жизни и умру спокойно, если будет существовать учреждение, которое использует результаты исследований, проводившихся мною в течение всей моей жизни и имевших целью оказать помощь беднейшим, нуждающимся в ней слоям населения. Это учреждение, по моим расчетам, будет рассматривать упражнения в области элементарного образования в полном их объеме в качестве средства уменьшить страдания, запущенность и бедствия самого несчастного, заброшенного и пренебрегаемого класса населения, развить его способность во все большей мере оказывать самому себе помощь при любых условиях и обстоятельствах, в которые он попадает, и применить этот метод в полном его объеме.
Учреждение, которое мне хочется открыть и для которого я взываю к человечеству о помощи, должно быть способным:
1) изучить и организовать приемы женской и мужской производственной гимнастики, расположить их в определенной последовательности и уяснить связь между ними;
2) в соответствии с этими последовательными рядами соотнести упражнения во всех разнообразных мужских и женских видах труда, причем каждый вид труда должен быть соотнесен к той степени силы и мастерства, к которой элементарная гимнастика смогла подготовить ребенка;
3) приучить ребенка к беспрестанной деятельности,, которая должна служить ему фундаментом развития его энергии и способности к самопомощи, и подкрепить ее результаты элементарным умственным образованием; проводить обучение линейному рисунку, научить считать и измерять, используя в полной мере методы элементарного умственного образования в разделе числа и формы;
4) поскольку позволяет природа упражнений, следует постоянно соединять их с непрерывным трудом, выполнять их во время рисования, письма, счета и заучивания наизусть;
5) упростить обучение чтению и письму до такой степени, чтобы можно было достигнуть цели с минимальной затратой времени и сил;
6) выполнять работы, относящиеся к различным отраслям сельскохозяйственного и индустриального труда, но ни одну из них не выполнять столь длительное время, чтобы она могла повредить здоровью и развитию человеческого тела; наоборот, необходимо,- чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей;
7) приучать детей, поскольку они совершенно бедны, ко всему, при помощи чего человек может самостоятельно выбиться из нищеты: к выносливости при сельскохозяйственном и домашнем труде; обслуживанию себя во всем, что касается одежды и всего домашнего быта; к посадке необходимых для его жизни растений - садовых плодов,, картофеля; к разведению овец, откорму свиней и птицы; приготовление еды и стирка должны также занимать существенное место в обучении. Детей следует с осторожностью, но добиваясь надежных результатов, приучать переносить капризы погоды, будь то жара или холод; в этом отношении не должно делаться никаких исключений: закаливанию подлежат как самый выдающийся, так и самый неумелый воспитанник учреждения. Оно должно стать примером для бедняка, показывать, что тот должен делать, чтобы помочь себе в любом положении, при любых обстоятельствах. Если же в какой-нибудь отрасли работы у ребенка проявятся выдающиеся способности, надо пустить в ход все средства, чтобы довести их в условиях физической закалки, необходимо сопровождающей бедность, до полнейшего совершенства.
В высшей степени важно иметь твердое и определенное представление о задатках человека в их истинном и первоначальном виде. Весьма существенно, чтобы при этом не упускать из виду, что во всех слоях человечества имеются люди, задатки которых так относятся к задаткам других людей, как могущество миллионера к силам рядового собственника,- имеется последовательная градация способностей от самого высшего до низшего уровня. Поэтому важно, чтобы нужное нам учреждение могло способствовать развитию этих задатков как в высших формах их проявления, так и на всех последовательных их ступенях. Оно должно быть приспособлено к тому, чтобы вызвать у высокоодаренного юноши, как бы глубоко ни были скрыты его выдающиеся способности за внешней темнотой, сознание собственных сил. При этом необходимо уметь направить их таким образом, чтобы в той области, в.которой они проявляются, воспитанник смог бы уже рано собрать вокруг себя, притянуть к себе менее способных юношей. Становясь во главе их в роли мастера, он руководит ими, развивая их более слабые способности на пользу этим юношам. Девушкам, которые по своим способностям к выполнению какой-либо женской работы значительно превосходят своих подруг, учреждение также должно обеспечить высокую квалификацию в специальности, чтобы, в какой бы уголок земли их судьба ни забросила, они всегда сумели собрать вокруг себя менее способных девушек из народа и стать их предводительницами и руководительницами в труде.
Таким путем, несмотря на чрезвычайное различие в природных задатках детей, учреждение все же будет обладать мощными средствами удовлетворения потребностей всех людей. Каждый его воспитанник будет чувствовать, что из него сделали то, что из него можно было сделать. И при всем том прекрасном чувстве удовлетворения, которое учреждение сможет дать всем воспитанникам, оно тем не менее сумеет уделить должное внимание выдающимся дарованиям. Таким образом, в интересах людей, обладающих выдающимися дарованиями, и через этих людей оно будет содействовать восстановлению среднего сословия с его порядочностью и благосостоянием, благополучие которого определяло счастливые времена наших предков и восстановление которого так необходимо в наше время. Учреждение превратит существующую сейчас непрерывную погоню за деньгами, чреватую несчастьем, призрачную и стоящую вне связи с нравственностью, и высшими духовными силами, в стремление к благотворной способности добиться экономической самостоятельности, в стремление своим примером и умением помочь другим добиться такой же самостоятельности, а тем самым заслуженного достатка и почета.
Надо хотя бы раз испробовать силы бедняков: ведь уже так давно все опыты проводятся только с теми, кто выделился благодаря удаче или покровительству. Надо попробовать сделать что-нибудь и для тех и через тех, кто выделяется не благодаря удаче или протекции, а благодаря прекрасным задаткам, которыми наградил их господь. Нужно научиться отыскивать и узнавать таких бедняков, таящихся в неизвестности. Нужно, наконец, суметь положиться на то, что является хорошим по своему существу, хотя оно и не блестит,- слишком долго доверяли только блеску хорошего, не пытаясь выявить его силу. Нужно, наконец, попробовать дать все то святое и высшее, что может также дать человеку воспитание в его полном и совершенном виде несчастным беднякам; нужно поднять учреждение для воспитания бедняков не над гнетом нищеты, а над заблуждениями богатства и его ореола. Нужно поднять такое учреждение, чтобы оно стало благотворным средством, способствующим экономическому подъему народа. Надо заложить основы элементарного образования и присоединить сюда средства развития экономических способностей воспитанников, чтобы такое воспитание соединяло в себе индустриальное элементарное образование существом нравственного и умственного элементарного образования. Такой опыт не может не дать прекрасных результатов. И следует либо совсем отказаться от идеи элементарного образования народа, либо пытаться осуществить его в этом направлении. Совершенно несомненно, что не существует истинного законченного элементарного образования, кроме как достигаемого путем соединения средств индустриального обучения со средствами умственного образования и нравственного воспитания в полном их объеме. Соединение этих средств должно в конечном счете привести к нравственному, экономическому и умственному развитию народа; оно, несомненно, должно привести к созданию более глубоких основ для каждой отрасли индустрии и тем самым к повышению ее доходности, а также распространить свои результаты в других направлениях. По этому пути человек должен идти к совершенству как в своей деятельности в области индустрии, так и во всех других отношениях. Индустрия, предоставленная самой себе, никогда не станет тем, чем она станет, развиваясь по этому пути, а именно - прочным результатом примененных к ней высших способностей человека. Благодаря этому смягчается и связанное с ее развитием влияние взглядов, унижающих и сбивающих с толку человека. Человек становится менее зависимым от окружающих условий, разносторонние воздействия все более пробуждают в нем самом существенные силы, все меньше пищи в его душе находит чувство бессилия. Так помощь против экономической нужды народа подготавливается путем развития способностей самих нуждающихся. Таким путем даже в самых бедных хижинах пробуждается активное стремление найти средства против нужды и развивается энергичная деятельность, направленная на ее преодоление. И те задатки, которые бог ради блага человечества заложил в каждом из нас, пробуждаются и в атих жалких хижинах на службу человечеству. Таким образом, даже в этих хижинах отчасти сглаживается противоречие между тем, что господь сделал для человечества, и тем, какие отношения сами люди установили между собой. Благодаря этому человечество должно стать лучше. Несомненно, в результате это ведет к значительному ослаблению противоестественных условий нарушения нормального хода человеческого развития, которые так отрицательно сказываются на людях.
Разумеется, эти результаты появляются не по мановению волшебной палочки. Опытная школа не может изменить мир в первый час своего появления. Но она может указать человеческому разуму средства, нужные для этого, и внушить людям любовь к ним. Таким образом, она издалека проложит себе путь к тому, к чему издавна стремились в своих благородных порывах сердце и ум человеческие. Своим предложением организовать учреждение для воспитания бедных детей я, правда, пытаюсь только пробудить в наиболее благородных и лучших людях первые зачатки возможности достижения этих великих результатов и рассеять их сомнения фактами, которые не сможет опровергнуть даже враг всего хорошего. Позднее эти благородные и хорошие люди, где бы они ни находились, смогут, вдумчиво используя то немногое, что я смогу еще сделать в этом направлении, самостоятельно искать и прокладывать дальнейший путь. Этот путь должен быть таким, чтобы он наиболее надежным и легким способом привел к достижению высоких целей в самых разнообразных условиях, в которых находится человечество.
Этот дальнейший путь также сам собой определится из того, что необходимо будет предпринять, чтобы заложить первые начала дела. Я хочу только разбудить людей. Мне осталось уже недолго жить, но до своего последнего часа я не перестану пробуждать для своего дела силы, которые больше моих, и согревать сердца, сила воздействия которых на человечество не будет сковываться моими недугами. Я рассматриваю то,что я до сих пор сделал, как удачную и обоснованную подготовку к тому, что я еще рассчитываю сделать; я постараюсь достичь этого с максимальной умеренностью и тщательностью. Прежде чем начать работу своего учреждения, сначала займусь тем, чтобы удовлетворительно подготовить персонал, который необходим мне для его основания. Это мной уже частично выполнено и проводится изо дня в день; в кругу окружающих меня людей имеются юноши, которых я готовлю для этого дела, хотя я им пока еще ничего об этом не говорю.
Между тем условия организуемого дома требуют разнообразного персонала: во-первых, нужны люди для подлинно элементарного руководства детьми; если будут созданы соответствующие условия, то таких помощников я найду среди окружающих меня людей; во-вторых, для организации той внутренней жизни этого дома которая подобает и подходит беднякам, я намереваюсь найти помощников среди бедных.
Среди них я постараюсь найти людей и для третьей задачи, а именно для организации сельского хозяйства, нужного бедняку. Для этого требуется умение превратить при помощи простых средств жалкий неплодородный участок пашни, который в состоянии купить себе бедняк, в огород и использовать его наиболее выгодным способом. Такой огород является во всех отношениях необходимым для домашнего хозяйства бедняка, и работа на нем является способом научить его основам ведения своего бедняцкого сельского хозяйства.
Четвертая потребность дома заключается в следующем: нужны люди, которые сумеют соединить начала женской и мужской индустриальной гимнастики с теперешними элементарными гимнастическими упражнениями, чтобы таким путем добиться успешного опыта построения непрерывного ряда упражнений в различных отраслях индустриальной гимнастики. Для этого мне еще самому придется подготовить персонал. Я действительно этим уже сейчас занимаюсь и пытаюсь связать людей мужского и женского пола, которые усвоили средства элементарного образования в том виде, как они в данное время применяются в моем учреждении, с людьми, которые прекрасно знают практические упражнения, необходимые для обучения индустриальному труду. Мне действительно повезло в том, что в моем окружении имеются такие превосходные знатоки как мужского, так и женского мастерства, которые правильно подходят к поставленной задаче, деятельно отдаются практическому ее решению и уже сейчас готовятся к этим занятиям. Но даже если учесть все то, что уже достигнуто, мне все же приходится задать себе самому вопрос: имею ли я право просить благородных людей о помощи для достижения поставленных мной конечных целей? Или мне нужно оставить это дело и объявить его недостижимым? Оно недостижимо, если я останусь один со своими собственными силами, но его легко осуществить, если ко мне присоединится небольшое число хороших людей. Это дело есть дело всего человечества и не имеет ничего общего с моими личными усилиями. Убеждение в том, что дело это хорошее, должно заставить каждого порядочного человека приложить к нему свои усилия так же, как это делаю я.
Вопрос заключается только в том, заслуживаю ли я доверие или я являюсь тщеславным мечтателем, которому мудрым благодетелям не следовало бы помогать в осуществлении его фантазии.
Мне не нужна эта милостыня. Я глубоко убежден в том, что не следует материальной помощью поддерживать и укреплять ошибочное мероприятие, даже если оно предпринимается с наилучшими намерениями. Я желаю серьезной проверки моих идей и тех данных, на основании которых заслуживаю доверия и некоторой поддержки для осуществления задачи. Значительная часть идеи, на которой базируется мое предложение, уже проведена в жизнь; принципиальные основы тех взглядов, из которых оно исходит, проверены путем долголетнего опыта. Этого, правда, еще недостаточно, чтобы оказать мне то доверие, на которое я претендую.
Встает вопрос: в состоянии ли я осуществлять организационное руководство учреждением, которое я предлагаю основать? Я сам отвечаю себе на этот вопрос: в Бургдорфе, за исключением первых нескольких лет, я, без всякого капитала и не пользуясь никаким доверием, основал и руководил до настоящего времени учреждением, требовавшим несравненно больше усилий, чем тот опыт, который я сейчас предлагаю. Я убежден, что, располагая в десять раз большими средствами, чем я, ни один администратор, состоящий на государственной службе, не отважился бы открыть мое учреждение и не смог добиться его функционирования. Не считая последних нескольких лет, я был в таком положении, что, если бы мне не хватило только сорока - пятидесяти луидоров в течение четырех - шести недель, это нанесло бы решительный удар по моему финансовому положению и поставило бы под угрозу существование учреждения. Руководство им было делом трудным во всех отношениях, и тем не менее учреждение в Бургдорфе просуществовало столько лет. Дело, ради осуществления которого я сейчас прошу поддержки, значительно легче. Я имею право и должен сказать о нем следующее: я знаю нищету, я знаю бедняков, и весь ход моей жизни сделал меня наиболее пригодным, кроме разве немногих других, чтобы создать с минимальной затратой сил учреждение для этого класса людей и руководить им. Эти убеждения дают мне мужество заявить: я надеюсь заслужить доверие к предпринимаемому мною делу и думаю, что имею право смело обратиться к благородным людям с просьбой о небольшом пожертвовании для этой цели. Я не смогу добиться ее, рассчитывая только на свои собственные силы.
Правда, я сейчас не совсем беден; неожиданный случай принес моей семье некоторое состояние. Однако четыре пятых того, что я унаследовал, и все, что я заработал в течение всей жизни, ушло на удовлетворение моей склонности к бесконечным экспериментам. Я не имею больше права лишать своих близких того немногого, что у меня еще осталось. Следовательно, мне не остается ничего более, как либо малодушно опустить руки в тот момент, когда от меня требуется приложить последние усилия для довершения дела всей моей жизни, либо постараться выяснить, не окажет ли мне некоторое доверие в этом отношении тот большой круг людей, которым дорого благо человечества и которые принимают близко к сердцу положение бедноты.
Друзья человечества, утомительный труд близится к своему завершению, мои силы тают. Однако я не совершил еще того важного дела, на которое я способен, но я обязан совершить его. Я не должен умереть, не сделав всего, что могу. Я не должен умереть, не создав хотя бы возможности подарить человечеству мечту моего сердца, то, что для меня является самым святым, поделиться с ним самым дорогим для меня опытом, с тем, чтобы в общем потоке устремлений лучших людей мой дар помог облагородить род человеческий. К этим новым опытам меня влечет как моя глубочайшая склонность, так и потребность завершения моего метода, или идеи элементарного образования, во всем его объеме. Эта идея требует новых опытов для проверки как раз того пункта, из которого я исходил вначале. Мой метод нуждается в них для завершения разработки предлагаемых им средств для известного округления заложенных в нем основных возможностей и расширения признанной сферы действия; в еще большей степени эти опыты нужны ему для получения результатов применения тех средств, которыми он действительно уже владеет непосредственно в области народного образования.
Безусловное отставание метода в применении к обучению элементам ремесленного и индустриального производства, то есть в отношении всей физической стороны развития у человека его технических способностей и профессиональных умений, еще усиливает мое неудержимое стремление основать учреждение для бедных, которое снова вернет меня к первоначальным задачам моего первого опыта. Одновременно мне в руки даются средства в новых, благоприятных для этой цели условиях заполнить пробелы в разработке всеобщей и великой идеи образования человечества, которые мне не удалось заполнить в условиях моей теперешней работы. Этой цели мне хотелось бы посвятить свою жизнь до последнего часа. В моем настоящем положении я не чувствую удовлетворения, которое позволило бы мне спокойно умереть. Меня непрерывно бросало от трагических неудач к превосходящим все надежды и желания единичным случайным удачам - со своими радостями и горестями я равно был игрушкой случая! Я вижу, что мое дело внутренне развивается за пределы того, что я сам могу себе представить, а внешне оно приняло такой объем и такое направление, которое при его возникновении ему чрезвычайно благоприятствовало, а сейчас во многих отношениях больше препятствует его внутреннему совершенствованию, чем способствует ему. Оно должно ограничить свои внешние рамки; молодые силы моих последователей должны обновить его в этих ограниченных рамках и освободить меня. Я не хочу и не имею права отказаться от обновления моего дела.
До тех пор, пока в результате применения новых стараний успех его не будет обеспечен, я хочу стойко участвовать в совместной работе для достижения поставленной цели. Но у меня имеется достаточная помощь. Среди окружающих меня людей бесконечно много хороших, и они представляют из себя большую силу. Среди нас царит сейчас полное единодушие, а убеждение в необходимости большого усердия, связанного с ясным сознанием всех недостатков и слабостей нашего учреждения, разбудило дремлющие в нас силы. Дело пойдет. Я скоро освобожусь для того, чтобы хотя бы часть времени посвятить новому учреждению, об открытии которого я так мечтаю, тем более что подготовка к нему потребует еще значительного времени и пока не будет отрывать меня от моей здешней работы. Мне необходимо еще подготовить большую часть людей, которые требуются мне для руководства этим учреждением. А так как средства, которыми располагает здешнее учреждение, составляют значительную часть этой подготовки, то этот этап моей деятельности до известного момента может осуществляться целиком в пределах моего учреждения.
Учреждение должно быть ограничено в размерах, и многие второстепенные вещи, которые мы пытались попутно осуществить, следует пока отложить. Все силы должны быть сосредоточены на обеспечении детей. Эти обстоятельства и установки облегчат реорганизацию моего учреждения; оно скоро не будет уже во мне нуждаться. Молодые силы вскоре дружно возьмутся за руководство делом и будут удовлетворительно выполнять его. Поэтому вскоре исполнится мое желание: освободившись от бремени, связанного с дальнейшим расширением моего дела, посвятить себя тому, что требуется для осуществления более узких задач. Осуществится вскоре мое желание жить в кругу бедных детей и ограничить свою деятельность тем, что требуется для их воспитания. Так как я не в состоянии содержать то учреждение, которое я сейчас возглавляю, даже в теперешнем его объеме, то я заранее предвижу, что моей жизни вряд ли хватит даже на то, чтобы заложить первые основы предлагаемого мной нового учреждения.
Тем тщательнее и медленнее нужно обдумывать все шаги, предпринимаемые мною в целях его осуществления. В первую очередь необходимо обеспечить правильный выбор людей, которые будут им руководить, и закончить их подготовку. Только после этого можно сделать первые шаги к непосредственному осуществлению дела - выбрать помещение, открыть школу, которую смогут посещать дети из окружающих деревень, пустить в ход учебные средства, то есть соединить обучение с трудом в первых простейших отраслях промышленности, провести опыт гимнастических упражнений, включающих элементы производственных операций в различных отраслях индустрии. Только после этого можно принять бедных детей, имеющих выдающиеся способности, в качестве воспитанников учреждения. Весь план их образования должен быть рассчитан таким образом, чтобы старшие из них как можно скорее были выпущены из учреждения в качестве преподавателей элементарного образования, поскольку оно применимо к людям бедным и относящимся к низшим слоям общества; младшие же дети должны получить в нем образование в полном объеме того, что предусматривается методом.
Я твердо решил не дать себя увлечь в сторону на этом последнем этапе моей жизни, а твердо и уверенно приступить к делу. Я не допущу увеличения числа детей, принимаемых мною в учреждение, за пределы того, на что хватит средств, которые мне удастся получить для достижения цели. Число и силы людей, которых я буду искать и подберу для руководства учреждением, должны быть более чем достаточными для воспитания того числа детей, которых я приму в учреждение. Это учреждение при своем основании не должно зависеть от случайностей, которым подвергалось существующее в настоящее время учреждение; оно не должно встречаться с трудностями и опасностями, через которые пришлось пробиваться теперешнему учреждению. Оно бы не выдержало больше этой борьбы, оно бы не превозмогло всех опасностей. Поэтому при приеме детей я буду точно учитывать те материальные средства, которые предоставят в мое распоряжение человеколюбие и доверие нашего века и стремящихся к той же цели людей, но также буду рассчитывать на свои собственные силы и силы проверенных в этом отношении людей. Человек, воля и силы которого уверенно направлены на одно дело, может сделать многое. И я имею право сказать, что наличие у меня сил для этой цели соответствует интенсивности моего желания достичь цели.
Я являюсь сейчас ветераном, прошедшим множество боев; и я могу и хочу показать себя таковым. Несомненно, я многого смогу добиться с затратой небольших средств. Я знаю, как малы потребности у бедняков, и я знаю, что при правильном руководстве они сами смогут обеспечить себя так, чтобы нуждаться в немногом.
Размеры, которые приобрело мое здешнее учреждение, заставили меня выйти за границы круга, в пределах которого я имел возможность осуществлять свой экономический контроль. Я не мог экономить; это был поток, который в данный момент мне благоприятствовал, но которому я не мог помешать подмывать оба свои берега, как ему того хотелось, хотя это влекло за собой его экономическую погибель, и уносить с собой всю ту почву, которую он в экономическом смысле орошал. В экспериментальном учреждении, проводящем новую идею, где все зависело от того, чтобы дать полную свободу и самостоятельность лицам, являющимся участниками эксперимента, и где ничто не представляло из себя большей опасности, чем попытки заглушить жизнедеятельность и урезать свободу этих экспериментов, приходилось терпимо относиться к такой экономической неупорядоченности. Она была необходима, она была средством достижения цели, и я не раскаиваюсь в том, что экономия средств была отнюдь не первоочередной моей заботой в этом учреждении.
Однако в учреждении для бедных этого не может и не должно быть. Хотя это только опытное учреждение и основной его задачей является постановка всевозможных экспериментов, оно все же должно использовать все преимущества суровейшей экономии хозяйства бедняков, так же как и все средства самодеятельности, помогающие смягчить суровые условия, в которых приходится жить бедным людям. Наученный горьким опытом, я безусловно обеспечу учреждению все необходимые для этого условия. Краткость срока, которым будет ограничено мое влияние на него, обязывает также сделать все для его обеспечения, чтобы, если мне суждено умереть в первые годы после его основания, моя смерть не повлекла за собой вредных для учреждения последствий. Я не ограничусь тем, что положусь только на самого себя в этом отношении. Я попрошу наиболее влиятельных людей среди круга моих знакомых помочь мне советами в этом деле, а моих друзей, участвующих в нем, попрошу удерживать меня за руки каждый раз, когда какое-нибудь мое скороспелое мероприятие может подвергнуть его опасности.
В мою задачу входит принять сперва юношей и девушек 10-16 лет с тем, чтобы результаты работы нашего учреждения, которые быстро выявятся, были как можно скорее обнародованы и с уверенностью применены на практике; чтобы как можно скорее росла помощь учреждению сверху, а вместе с тем и число людей, имеющих экономическую возможность использовать результаты нашего опыта.
Я сделаю все, чтобы как можно скорее наступил момент, когда доходы учреждения в своей большей части смогут являться результатом хозяйственной деятельности воспитанников, проводимой под руководством преподавателей и имеющей образовательное значение. По этому вопросу я заранее договорюсь с людьми, знающими потребности бедноты и осведомленными о том, какой доход может приносить правильно руководимое промышленное предприятие, чтобы как можно скорее установить его основной принцип. Он заключается в том, что это учреждение потребует помощи только на свое первоначальное обзаведение и что через несколько лет подымется до экономической самоокупаемости. Поскольку я совершенно уверен в данном результате моего дела и полон больших ожиданий в отношении общих его последствий, то глубоко убежден, что вскоре будет чрезвычайно легко распространить лежащие в его основе общие принципы и применяемые в нем учебные средства, легко обеспечить их выполнение. Несчастья нашего времени потрясли сердца людей, и человечество стало искать средств помощи для спасения своего находящегося в опасности поколения. Мое учреждение будет источником этой помощи. У воспитывающихся в нем детей сознание собственной силы разовьет лишь стремление передать ее тем, кто в ней нуждается. Воспитанник учреждения вскоре возьмет за руку одичавшего и изголодавшегося уличного мальчишку и скажет ему: «Пойдем, я могу и хочу показать тебе хлеб; у тебя есть руки, и ты можешь его заработать». Ласковая девушка из нашего дома пойдет в бедную хижину, возьмет у обливающейся слезами матери ее голодающего ребенка и скажет ей: «Присылай его каждый день ко мне, и он сделает так, что тебе не придется больше лить слезы; он будет зарабатывать на хлеб и воспитывать тебе на радость того самого младенца, личико которого ты сейчас обливаешь слезами».
Я, правда, к этому времени уже давно буду лежать в могиле и спать вечным сном. Но я знаю, что на основании моего опыта все яснее будут средства, при помощи которых бедняки смогут сами вывести себя из своего бедственного положения. Я знаю, что все больше будет число людей, которые получат законченную подготовку в этом направлении. А это значит, что вечно живое, доброе, любящее человеческое сердце будет стараться защитить бедняка при всех обстоятельствах, используя предлагаемые этими людьми средства. Тысячи людей, которые в настоящее время при всем своем добром желании оторваны от народа и не имеют никакой возможности помочь ему, изменив реальные условия его существования найдут в этих средствах новые силы для укрепления своей добродетели и новый источник веры в самих себя... Богач устыдится тех мертвых даров, которые ему доставило золото, и увидит, что благоразумие и сила больше помогают человеку, чем деньги. Даже будучи бедным, человек, обладающий высоким мужеством и благородным сердцем, найдет средства служить более слабым людям. Он сможет поддерживать их с чувством внутреннего подъема и отцовского покровительства по отношению к ним, находясь бок о бок с ними, чего он никогда раньше не мог делать. Все,; все, чьему сердцу близка судьба человечества, даже те, эгоизм которых связан с благоразумием и осторожностью, используют средства созданной таким образом системы народного образования в своих целях, и ее влияние недолго будет ограничиваться деятельностью отдельных людей. Скоро целые общины признают своей самой первоочередной потребностью введение этих средств улучшения народного образования и будут проводить в своих округах в частном порядке именно те мероприятия, при помощи которых я хочу добиться внедрения и распространения этих средств посредством своего учреждения.
Я с удовольствием думаю о том времени, когда в каждом приходе сельской местности, окружающей мой родной город, будет такое маленькое частное учреждение. Я полагаю, что благодаря своей развитой индустриальной культуре район Цюрихского озера особенно подходит чтобы служить в этом отношении примером. Я представляю себе момент, когда в каждой общине этой местности будет иметься такое учреждение для бедных детей, какое я сейчас намерен основать. Мне кажется, что после того, как уже будет дан пример подобного учреждения и будет проверена надежность предлагаемых основных принципов и средств, осуществление подобных мероприятий во всех приходах не встретит ни малейших трудностей.
Я знаю народ. Если он правильно поймет, что путем напряжения сил он действительно может помочь себе и своим близким, то он не испугается труда и жертв, как этого от него ожидают и как это происходит на деле в тех случаях, когда он не понимает, куда дело клонится. Однако когда разум убежден примером, а сердце смягчено не просто своей природной добротой, но и возвышено радостью от возможности с легкостью делать добро и распространять благодать вокруг себя, тогда и наш ограниченный селянин готов с легким сердцем и даже с самоотверженностью содействовать осуществлению каждой хорошей цели.
Между тем достижение этой цели не требует даже ни особого напряжения, ни большой самоотверженности. Разве для каждого из, этих обычно густонаселенных и частично очень богатых сел составляет какую-нибудь трудность собрать несколько дюжин бедных детей в самой примитивной хижине под соломенной крышей? Разве трудно положить перед дверью этого дома необходимые для его отопления дрова? Что составляет для такого села передать в распоряжение такого учреждения три-четыре юхарта плохой пахотной земли, недалеко от которых должна быть построена эта скромная хижина? Что стоит такому селу разрешить бедным детям ежегодно забирать несколько бадей навозной жижи из принадлежащих этим людям корыт для навоза, чтобы полить ею имеющийся на школьном участке навоз? Если разбудить активность сельской общины для такой цели, то какую радость могло бы доставить наиболее благородным людям деревни ежедневно по взаимному уговору вдвоем или втроем уделять свое время учреждению? Каждому из этих благородных людей, наверное, доставило бы удовольствие два-три раза в год дарить такому дому для бедных детей несколько мер вина, несколько фунтов мяса и т. п. Короче говоря, если при доме будет заведено стадо и дети прилежно будут работать в своем хозяйстве, они смогут частично заработать себе на пропитание и на одежду; значительную же часть необходимого с большой радостью будут давать лучшие и наиболее самостоятельные люди деревни.
Эти лучшие и наиболее состоятельные деревенские люди все, что им нужно для своего дома и что заказывается ими обычно на стороне, несомненно, с удовольствием заказывали бы в учреждении для бедных детей, если бы оно производило нужное, платя ему за это по обычным ценам. В скором времени воспитательное учреждение стало бы зарабатывать путем такой организации дела больше, чем при установлении определенного распорядка ему может понадобиться для содержания детей. Оно сможет хотя бы частично оплачивать труд тех простых скромных деревенских людей, что назначены для руководства им.
Мне доставляет громадное наслаждение вдумываться в будущее домов для бедных детей в этой местности и представлять себе, как лучший и более природосообразный метод развития детей, который необходимо положить в основу воспитательного руководства в них, не только даст народным массам лучшее общее образование, но и улучшит их подготовку к труду. Он повсюду пробудит народные таланты, где бы они ни скрывались, и, несомненно, выявит превосходные силы, которые иначе пропадут для человечества и родины.
Об этих талантах необходимо, правда, особо позаботиться. Мальчик, проявляющий совершенно исключительные способности к мастерству, к счету или математике, девочка, проявляющая подобные способности в какой-нибудь из женских отраслей труда, должны будут найти помощь в первую очередь в дальнейшем руководстве ими. Но как это сделать? Где найти такое руководство?
В поисках решения я остаюсь в своих мечтах в округе Цюрихского озера, сёла которого благодаря судоходству на нем связаны между собой. И я представляю себе, что если бы в деревне Штэфа находилась мастерская превосходного часовщика, в Ютихоне превосходная мастерская по изготовлению галантерейных товаров, в Мейлен такие же хорошие токарная и столярная мастерские, в Хоргене процветало бы вышивание по шелку, в Вэдишвиле - по муслину, в Рихтерсвиле были бы трикотажная и швейная мастерские, в Талвиле обучали бы пению, в Хоргене жил бы преподаватель французского языка, в Римликоне - превосходный садовник, а в Воллисгофене и его окрестностях существовали бы искусные ткацкие мастерские,- то каждая община, в которой найдутся особо одаренные мальчик или девочка испытывающие преимущественную склонность к одной из этих специальностей, отдаст их за небольшую плату на обучение в соответствующую мастерскую.
Как правило, первым условием подобной организации дела было бы то, чтобы дети отрабатывали за свое учение и чтобы за них ничего не платили. Подобная договоренность между общинами этого округа должна быть всеобщей и взаимно обусловленной. Мне думается также, что если бы кто-нибудь из деревенских детей проявил очевидное и исключительное дарование в области математики, языка или другой какой-нибудь области, относящейся к среднему образованию, которое нельзя дать в деревне, если бы эти дети к тому же обладали экономическими средствами, позволяющими им занять прочное и почетное положение в области литературы или искусства, то город проявит благородное отеческое чувство и разрешит подобному ученику воспользоваться преимуществами, которые дают соответствующие средние учебные заведения города. Таким образом, в этом маленьком округе Швейцарии могла бы быть открыта сельская политехническая школа, куда был бы открыт доступ бедным и обездоленным. Народный гений в любой отрасли нашел бы для себя проторенный путь к дальнейшему развитию, ив результате каждый обладающий выдающимся дарованием мог бы обратить свои развитые образованием способности на благо всего общества в той мере, в какой провидение наделило его соответствующими задатками.
Возможно, что осуществление моей мечты пока еще связано со слишком большими трудностями. Однако описание ее может убедить человека, верящего в возможность осуществления моей идеи, а также благодетеля, к которому я обращаюсь с просьбой о том, чтобы он поддержал первые шаги к ее достижению, в возможности осуществления цели и в ее важности.
Мне уже больше ничего не остается сказать, кроме как изложить наилучшим образом мою просьбу, с которой я решаюсь обратиться к людям, вместе со мной желающим осуществления моих конечных целей и верящих, что я еще в состоянии сделать нечто существенное для их достижения. Люди и друзья! Я считаю это не своим личным делом, я считаю его делом всего человечества. И я знаю, что если бы я лично нуждался в вашей помощи, если бы я сказал: «Мне не хватает средств к жизни, мне необходима для этого ваша помощь»,- я уверен, что тысячи людей с радостью постарались бы небольшой лептой облегчить мне последние страдания в этой жизни. Но дело обстоит иначе. Как частное лицо, я не нуждаюсь ни в чьей материальной помощи. Но я всей душой привязан к своему учреждению, которое считаю важным для человечества и которое привело бы к счастью тысячи людей, сейчас нуждающихся в помощи благодетелей. Во имя этого учреждения, со слезами, которые я ради него часто в жизни проливал, прошу вас: подарите мне ту сумму, которую вы мне, если бы я лично в ней нуждался, с удовольствием дали для тех, кто в ней нуждается; разрешите мне использовать ее им на пользу, вплоть до моей смерти.
Благородные, любящие люди! Вы, кто часто читал книги, в которых я описываю нужду бедняков! Благородные, любящие люди, проливавшие слезы у смертного одра бабушки нашего Рудели и в тот момент с радостью пожертвовавшие бы небольшие суммы, чтобы уберечь благородного, переживающего горе мальчика от повторения подобных опасных положений! Добрые, благородные люди, дайте мне эту вашу скромную лепту! Я ее употреблю для того, чтобы после моей и вашей смерти укрепилась любовь к беднякам, усилились средства помочь им и многие тысячи детей могли быть избавлены от положений, более или менее близких к тому, которое тронуло вас при описании моего Рудели.
Более близкие мои друзья, которым я пошлю эту рукопись еще до ее опубликования! Покажите мою просьбу, не навязывая ее, некоторым благородным людям из круга ваших знакомых и сообщите мне как можно скорее о результате. Я намереваюсь затем, как только я узнаю о том, что мой замысел получит хотя бы слабую поддержку, немедленно приступить к подготовительным мероприятиям по организации моего учреждения. И я просил бы вас переслать поступившие к вам на мое дело средства нескольким господам, у которых здесь для меня открыт счет. Я начну вести все мое дело по советам и с согласия этих господ и через них буду с благодарностью отчитываться публике об использовании пожертвованных ею из человеколюбия благотворительных средств.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +