Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование личности и ее профессиональных качеств


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель - усвоить основные закономерности и пути формирования личности учащегося и таких его профессиональных качеств, как трудовая активность, техническая сообразительность и самостоятельность в работе.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Если формирование профессионального мастерства - конечный результат обучения в двуедином процессе профессионально-технического образования, то конечный результат воспитания - формирование личности советского рабочего как строителя коммунизма.
Специфичность черт личности советского рабочего определяется как его отличием от других групп представителей новой исторической общности людей - советского народа, тем, что он рабочий, так и его отличием от рабочих капиталистического производства, тем, что он советский рабочий (1). Но его личность едина, и в ней в единстве проявляются его, как принято говорить, «деловые и политические качества», которые и воспитываются в их единстве.
«Передовой рабочий сегодня - это человек, обладающий глубокими знаниями, широким культурным кругозором, сознательным и творческим отношением к труду, он чувствует себя хозяином производства, человеком, отвечающим за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и безответственности, к любым недостаткам в организации производства. Он непримиримый враг всякого мещанства, любых пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Идеалы партии, идеалы коммунизма стали для такого рабочего
-----------------------------------------------
1. Подробней см.: О чертах личности нового рабочего. М., 1963; Личность и труд. М., 1965; Смирнов Г. Л. Советский человек. М., 1971.
-----------------------------------------------
сутью всего его мировоззрения, они определяют его поступки, его отношения с людьми, всю его жизненную линию» (1), - так сформулированы политические качества современного советского рабочего. К деловым психологическим чертам личности квалифицированного рабочего социалистического производства относятся:
1) стремление к созданию материальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей, в том числе и свои личные потребности, а также к повышению производительности труда и качества его результатов;
2) заинтересованность в успешной работе коллектива, предприятия и отрасли народного хозяйства, в которых он работает;
3) способность быстро и правильно решать технологические задачи, легко, без излишнего напряжения и срывов переносить умственные и физические производственные нагрузки;
4) склонность к постоянному совершенствованию своих профессиональных знаний, навыков, умений и производственного мастерства с целью достижения все больших успехов в создании полезных обществу материальных ценностей.
Все это только наиболее общие черты квалифицированного рабочего. Кроме них, в каждой профессии формируются специфические, свойственные конкретной профессии личные качества, например: точность и быстрота действий, сноровистость и ловкость, находчивость и самообладание. Они формируются в той деятельности, которая непременно требует проявления этих качеств. Однако формирование черт личности происходит не автоматически, не само по себе, а целенаправленно. Рабочий может проработать в какой-либо отрасли народного хозяйства всю жизнь, не развив те или другие необходимые для этой работы психические свойства. Все зависит главным образом от среды, в которой он работает, от его отношения к труду, от тех, кто организует и направляет его производственную деятельность, и, конечно, от самого труда. Известно, что не всякий труд формирует личность, а тот, общественная польза которого ей видна, и главное - тот труд, в процессе которого человек вступает в прямое или косвенное общение с другими и людьми, осознает себя членом коллектива. Можно сказать короче: личность формируется в процессе общения и труда (2).
Трудовое воспитание начинается в детстве. Сначала - самообслуживание, затем «строительство» самодельных игрушек, потом помощь родителям в хозяйственных делах. Продолжается оно в школе, где требуется соблюдать определенные регламенты занятий, выполнять учебные задания, производить элементарные производственные работы на уроках труда, а затем в профессионально-техническом училище и непосредственно на производстве.
От педагогов училища зависит, каким придет на производство молодой человек как личность, к прилавку - продавец, на поле -
---------------------------------------------
1. Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 3. М., 1972, с. 483-484.
2. Подробней об этом см.: Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки учащейся молодежи. Ред. Е. Д. Варнакова. М., 1972.
---------------------------------------------
механизатор, как будет относиться к труду, к совместно с ним работающим, к себе и в каком направлении и насколько успешно будет развивать свои профессиональные и гражданские качества. Поэтому педагоги несут ответственность не только за специальные знания и умения своих выпускников, но и за их воспитанность как тружеников и граждан своей страны.
Во все периоды трудового воспитания (семья, школа, училище, производство) основные психологические условия успешного формирования черт личности труженика и его способностей к труду составляют: трудовая среда, побуждающая к производительной деятельности; воспитывающее обучение трудовым действиям; психологическая подготовка к труду; психологическая мобилизация качеств личности для решения учебных и трудовых задач; плодотворный труд.
Трудовая среда - непременное условие успешного трудового-воспитания. К ней относятся: включение воспитанника (ребенка, подростка или взрослого человека) в группу или коллектив совместно работающих; определение конкретных трудовых обязанностей; обеспечение работы необходимыми материальными средствами; создание внешней обстановки, располагающей к труду.
Включение воспитанника в трудовую группу не всегда удается даже в семье. Иногда ребенок в родном доме живет «чужим», занимается самообслуживанием только по принуждению, не обретая привычек к опрятности и чистоте, избегая каких-либо хозяйственных дел, не приучаясь ни к какому труду. Бывает отдельные «чужаки» в школьных классах, в учебных группах профтехучилищ, в производственных звеньях и бригадах, выполняющие обязанности только по принуждению с чьей-либо стороны. При этом никакого трудового воспитания быть не может. У «чужака» будут формироваться только эгоизм и тунеядство.
В семье это происходит в тех случаях, когда ребенок предоставлен сам себе, опекается, но не вовлекается ни в какие совместные со взрослыми дела как равноправный член семейной трудовой группы, не имеет постоянных обязанностей и не чувствует никакой ответственности за их выполнение, или же, имея обязанности, выполняет их, но не испытывает при этом чувства удовлетворенности сделанным, получая одни лишь неприятности. В обоих случаях со временем такой ребенок лишится вполне естественного стремления к труду как к главной своей потребности и будет искать удовлетворения только в развлечениях. Развившаяся потребность в развлечениях может полностью вытеснить естественную потребность в труде.
В учебных и производственных группах такое отчуждение отдельных личностей от труда происходит в основном по тем же причинам, что и в условиях семьи. Учащийся или молодой рабочий зачисляется в учебную или производственную группу формально, но не включается в нее как органическая часть, не чувствует себя ее равноправным членом. Это бывает в тех случаях, когда группа не видит в нем никаких достоинств и его полезности для общего дела, а поэтому относится к нему с неприязнью, как к балласту. Это основная причина появления психологической несовместимости. В таких условиях у «чужака» не может быть удовлетворенности совместной работой. Она будет доставлять ему больше огорчений, чем радостей, а неприятности отвращают от труда, он становится постылым. При отношении к группе как к чужеродной и неприязни к совместному с ней труду могут развиваться отщепенство и отрицательные черты личности «неудачника».
Включить учащегося в трудовую среду, в которой только и могут успешно формироваться положительные черты личности труженика,- значит найти общие с интересами группы интересы этого учащегося, а если их нет, то создать их, поставив перед группой такие задачи, которые с воодушевлением будут приняты всеми членами группы; отмечать достоинства, положительные качества и достижения каждого члена группы, без каких-либо исключений, и этим доказывать группе полезность каждого ее члена для общего дела; организовать в группе взаимопомощь по учебной и производственной работе и обеспечивать успех в выполнении общих задач группы; создавать в группе доброжелательные отношения друг к другу, пресекая малейшие проявления взаимной неприязни. Посредством всего этого и создаются нужные формы трудового общения, психологический климат в группе, благотворно влияющий на успешность трудового воспитания.
Успех трудового воспитания зависит также от материального обеспечения и окружающей обстановки, составляющих внешнюю трудовую среду. Приятно работать в красиво оформленном и чистом помещении, оборудованном необходимыми техническими средствами, находящимися в рациональном порядке. В такой обстановке нет необходимости напоминать учащимся о соблюдении порядка, чистоты и аккуратности, а также о прилежании и культурности в работе. Она непосредственно вызывает у них непроизвольное стремление ко всему этому. Стремления эти еще сильнее, если такая внешняя обстановка и материальное обеспечение работ, созданы самими учащимися. Вот почему создание культурной обстановки и рациональное оборудование рабочих мест необходимыми техническими средствами должно быть одной из первостепенных забот педагогов. Внешняя трудовая среда создает условия, необходимые для воспитывающего трудового обучения.
Воспитывающее обучение - это процесс превращения усвоенного в свойства личности, когда знания становятся убеждениями, их объем - эрудицией, навыки и умения доводятся до привычек, мастерства и профессиональных способностей. В процессе такого обучения развиваются активность, самостоятельность, дисциплинированность, чувство ответственности за порученное дело, коллективизм, творческое мышление и другие личные качества, необходимые квалифицированному рабочему данной профессии. Однако воспитание положительных психических свойств, состояний и процессов возможно только при таких условиях, когда постоянно требуется проявление этих свойств, состояний и процессов.
Без обучения труду воспитать полноценную для общества личность невозможно. Однако воспитывает не любое обучение. Во все времена многих обучали труду с малых лет, но не всегда воспитывали обучением полезных для общества личностей. Обучение может быть бесполезным и даже вредным в смысле воспитания в зависимости от того, чему, как, в каких условиях и кто обучает.
Даже обучение общественно полезным делам может непроизвольно развивать бесполезную, а иногда и вредную для общества личность. Будут у этой личности специальные знания, профессиональные навыки и умения, возможно и мастерство, но и при всем этом может не быть стремления к труду для других людей, желания помогать совместно работающим, находиться в коллективе, добиваться высокой производительности труда (1).
В обучении, пренебрегающем целью воспитания, когда обучают, не заботясь о формировании личности, у учащихся вместо положительных личных качеств могут развиваться, например, индивидуализм, стяжательство, вымогательство, человеконенавистничество или же недисциплинированность, леность и неряшливость в работе. Все то отрицательное, что по небрежности, беззаботности, халатности или педагогической неопытности обучающих многократно будет проявляться перед учащимися в их повседневной учебной или производственной работе, непременно разовьет у них отрицательные черты личности. Там, где нет культуры, развивается бескультурье, где нет порядка - беспорядочность в деятельности. И никакие добрые намерения, разговоры и увещевания обучающих не помогут избежать непроизвольного развития у учащихся подобных трудовых пороков.
Обучение воспитывает положительные личные качества учащихся при следующих, психологических условиях:
когда учащиеся не только усваивают знания и навыки, но и на деле убеждаются в их полезности для общества и для себя;
когда обучение осуществляется в совместной учебной и производственной деятельности с другими учащимися, при обоюдной заинтересованности в успехе каждого соученика своей учебной группы;
когда педагог своим примером содействует стремлению учащихся к самосовершенствованию нужных им личных качеств.
Создать такие условия профессионально-технического обучения могут и должны непосредственные руководители деятельностью учащихся - преподаватели и мастера производственного обучения (2). Для этого, в частности, надо создавать здоровую трудовую среду, благотворный психологический климат в группе и постоянно осуществлять психологическую подготовку учащихся к решению учебных и производственных задач, воспитывая своим примером.
------------------------------------------
1. Подробней об этом см.: Смирнов М. И. Формирование коллективиста в труде. - В кн.: Воспитание коллективиста. Киров, 1973, с. 3-197.
2. Подробней см.: Проблемы управления процессом воспитания (материалы симпозиума). Ред. Н. Ф. Талызина и Л. И. Рувинский. М., 1971.
------------------------------------------
Психологическая подготовка - это активизация способностей к определенному виду учебного или производительного труда. Она предусматривает укрепление взаимосвязи определенных качеств, необходимых для предстоящей деятельности. Это достигается в процессе психологической подготовки через формирование нужных мотивов и отношений к практическому решению учебных или производственных задач.
Психологическая подготовка осуществляется всей системой учебной и воспитательной работы в учебном заведении и, кроме того, специальными мероприятиями по стимулированию интереса к предстоящим занятиям, их желания преодолеть трудности и достичь высоких показателей работы, уверенности в успехе и других положительных мотивов деятельности. Такое стимулирование активности и проявлений волевых качеств может быть осуществлено: разъяснением важности, трудностей и возможностей успешного выполнения предстоящей конкретной работы; продуманным распределением учебных или производственных заданий учащимся с учетом индивидуальных особенностей, а при звеньевой работе - и психологической совместимости членов звеньев; организацией соревнования между группами, звеньями и отдельными учащимися в выполнении производственных заданий; четко и доходчиво проведенным вводным инструктажем, вызывающим у учащихся уверенность в успешном выполнении заданий; обеспечением успеха, а также одобрением их старания и малейших достижений.
Этот примерный перечень мероприятий по психологической подготовке учащихся к какой-либо работе далеко не исчерпывает всех возможностей педагогов создавать в учебной группе бодрое настроение, вызывать активность, старательность и упорство учащихся. Для этого большое значение могут иметь индивидуальные беседы, а также собрания и встречи с родителями, но такие групповые мероприятия чаще применяются в целях психологической мобилизации.
Психологическая мобилизация - это временная активизация личности (главным образом волевых качеств) для выполнения определенной деятельности. Особенность психологической мобилизации в том, что ее непосредственная цель не формирование стойких качеств личности, а создание на основе имеющихся качеств личности определенных психических состояний. Эти состояния, усиливая (пусть хотя бы и временно) нужные качества личности, обеспечивают более успешное выполнение деятельности. Вместе с тем мобилизуемые психические состояния, проявляясь неоднократно, постепенно превращаются в психические свойства или способствуют формированию каких-либо других черт личности. Примерами психологической мобилизации могут служить: краткий инструктаж, совмещенный с воодушевляющей политбеседой или информацией перед выполнением ответственного задания; хорошо организованное и активно прошедшее собрание учащихся перед началом какого-либо особо важного мероприятия или периода обучения (контрольные работы, теоретические олимпиады и конференции, сплошная производственная практика, зачеты и экзамены и т. п.); массовые общественно-политические мероприятия. Однако не каждое воспитательное мероприятие достигает цели. Психологическая мобилизация и подготовка, а также влияние обучения и трудовой среды на трудовое воспитание непосредственно сказываются на формировании мотивов поведения и деятельности учащихся, а мотивы, в свою очередь, определяют характер и результаты их учебной и производственной работы, но как сказываются - это зависит от силы воздействий и восприимчивости к ним воспитанников училищ.
Без оценки эффективности воспитательных мероприятий, преднамеренно осуществляемых педагогами, определить их полезность для воспитания невозможно. Любая деятельность, в том числе и педагогическая, может быть вполне плодотворной лишь при постоянной оценке ее результатов. При отсутствии таких оценок деятельность, осуществляемая педагогом по существу «вслепую», не будет формировать его педагогическое мастерство.
Оценить действенность того или иного воспитательного мероприятия можно по непосредственным реакциями воспитуемых на воздействие, их делам и поступкам, по мотивам поведения, выражающимся в чувствах, суждениях, интересах, склонностях, желаниях и влечениях - вообще по изменениям направленности.
Наблюдательный преподаватель может заметить все эти проявления и по ним определить эффективность своих воздействий на учащихся с целью формирования их личностей, уточнять и совершенствовать на основе таких оценок свои педагогические действия. Такая обратная связь в трудовом воспитании обеспечит не только повышение эффективности воспитательных воздействий, но и плодотворность производственного труда учащихся.
Плодотворный труд - решающее условие, обеспечивающее завершение трудового воспитания. Среда, обучение, психологическая подготовка и мобилизация формируют необходимые квалифицированному рабочему личные качества для успешного созидательного труда в рабочем коллективе. Совершенствуются же и закрепляются эти черты личности, становясь ее психическими свойствами, в плодотворном производственном труде.
Плодотворность труда определяется его материальными результатами и воздействиями этих результатов на психику труженика. Чем больше пользы от труда, тем сильнее он воодушевляет.
Воодушевленный человек бодр и деятелен. Он максимально использует в работе все свои способности, его психические процессы обострены. А все это, в свою очередь, обеспечивает успешность деятельности, позволяет достигать высокой производительности труда. Такой деятельный труд формирует и закрепляет в психике человека все необходимые в труде личные качества (1).
---------------------------------------
1. Подробней см.: Адаскин Б. И. Воспитание коммунистического трудолюбия у учащейся молодежи. М., 1962, и Воспитание культуры труда в процессе производственного обучения. М., 1976.
---------------------------------------
Такова организационная, учебная и воспитательная работа в учебной группе, осуществляемая педагогами на основе знания ими психологии и опирающейся на нее педагогики. Они должны делать все необходимое, чтобы труд учащихся был для каждого из них плодотворным во всех отношениях. Только при этом главнейшем условии педагоги могут воспитывать добросовестных тружеников, достойных граждан, деятельных строителей коммунизма, обладающих необходимыми им профессиональными качествами.

Проверка усвоения основных закономерностей и путей формирования личности рабочего социалистического производства:
1. Что является конечным результатом воспитания учащихся в профтехучилище?
2. Почему педагоги ответственны не только за обучение, но и за воспитание учащихся?
3. Что значит включить учащегося в трудовую среду?
4. При каких условиях обучение воспитывает учащихся?
5. В чем сущность психологической подготовки и психологической мобилизации?
6. Какое значение в формировании личности рабочего имеет плодотворность его труда?

ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Обычно говорят, что знания, навыки и умения передаются обучающим обучаемому, потому и называют деятельность обучающего преподаванием, а обучаемых - иногда слушателями. В действительности передать знания, навыки и умения от одного человека другому невозможно.
«Знания, умения и навыки - это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя получить. Но они должны получиться в результате психической активности самого учащегося, они и есть определенные формы этой активности. Если нет встречной активности самого учащегося, то никаких знаний, умений и навыков у него не появится» (1). Активность - это энергия личности, направленная на осуществление деятельности. «Активным поведением является такое, при котором объект служит источником выходной энергии, используемой в данной специфической реакции» (2). Она может быть связана с мотивацией деятельности, но может быть и не мотивированной, а биологически обусловленной, может она проявляться как волевое усилие, но может быть и непроизвольной, но она обязательно связана со стеническими эмоциями.
Активность в обучении - это произвольная мотивированная активность, и выражается она во внимательном слушании, чтении, наблюдении, осмысливании воспринимаемой информации и обдумывании действий, в выполнении и контроле результатов. Активность в производственной деятельности проявляется во внимательном определении ее цели, последовательности операций, приемов и действий, в контроле хода и результатов трудовой деятельности. Как
-----------------------------------------------
1. Возрастная и психологическая психология, с. 173.
2. Винер Норберт. Кибернетика, изд. 2. М., 1968, с. 286.
-----------------------------------------------
видно из этого сравнения, сущность активности в учении и труде одна и та же; различны лишь цели деятельности, а энергия и ее направленность идентичны. Следовательно, развивая активность учащихся в учебной деятельности, преподаватель тем самым развивает их производственную активность и, кроме того, обеспечивает последнюю необходимыми для ее проявления и плодотворности знаниями, навыками и умениями.
Нельзя быть активным в том деле, в котором не имеешь ни знаний, ни навыков, ни умений. При таких условиях можно тратить много энергии, но при контроле результатов она окажется бесполезной или даже вредной, и активность исчезнет. Для проявления активности и сохранения ее на требующемся уровне необходимо осознать потребность в результатах деятельности, укрепить интерес к делу и желание выполнить его как можно лучше, узнать, что и как делать, иметь навыки и умения, которые обеспечивали бы успешность деятельности (1).
Осознание учащимися потребности в профессионально-техническом обучении обусловливается их познавательными потребностями, требованиями и ожиданиями общества, собственными убеждениями в необходимости приобрести профессию.
Познавательные потребности присущи человеку с детства. Однако они могут быть подавлены безуспешностью обучения и неприятностями, связанными с ним. Но их можно возродить путем возбуждения интереса к предметам и явлениям, а также успешностью их познания и практического использования для удовлетворения каких-либо других потребностей.
В процессе теоретического обучения преподаватель может стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету постановкой важных для них учебных целей занятий, объяснением актуальности учебных задач, постановкой на обсуждение интересной учащимся проблемы или интересующего их вопроса, озадачивающих учащихся и вызывающих у них размышления. Возникает интерес, появится и активность, а она приведет к успехам.
Требования общества, принуждающие личность к определенным видам деятельности и формам поведения, передаются через родителей и учителей, через печать, радио, кино и телевидение в виде прямых наставлений и требований. Доводятся эти требования до сознания учащихся главным образом через изучение ими гуманитарных предметов, но и преподаватели технических предметов оказывают в этом большое влияние на учащихся, требуя определенного порядка на занятиях, соблюдения учебной дисциплины и аккуратного выполнения учебных заданий.
Ожидания общества проявляются в его отношении к личности учащегося, выражающемся в том, какие черты оно в нем предпо-
----------------------------------------------
1. Подробней см.: Платонов К.. К. Место активности в общей структуре личности и ее особенности у строителей коммунизма.- В. кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Курск, 1968, с. 369-371 и всю книгу.
----------------------------------------------
лагает и какие считает желательными, что поощряет и что осуждает в деятельности и поведении отдельных личностей. Ожидания проявляются в общении с личностью окружающих ее, в художественных образах литературных и драматических произведений.
Ожидания воздействуют на учащихся сильнее, чем требования. Они создают общую атмосферу, определяющую направленность субъекта, его деятельность и поведение. Вот почему преподаватель, общаясь с учащимися, должен относиться к ним как к таким личностям, которые он хочет в них видеть, т. е. как к квалифицированным рабочим, обладающим соответствующими достоинствами. Убеждения учащихся в необходимости приобрести осваиваемую профессию трудно создать объяснениями, советам и поучениями. Слова не всегда убеждают, убеждают опыт, личные наблюдения примеров и самостоятельное осмысливание их. Убеждение - всегда активный результат собственных размышлений. Чтобы убедить в необходимости освоения данной профессии, надо создать такую обстановку учебной деятельности, проводить и показывать такие примеры, которые своей яркостью убеждали бы учащихся в разумности выбора профессии и формировали бы призвание.
Стимулирование интереса к осваиваемому виду деятельности, будь то изучение предмета или освоение профессии, достигается прежде всего развитием потребности и мотивов отношения к этой деятельности. В этом уже важны все виды педагогических воздействий на учащихся, начиная с объяснений, доказательств, а главным все же является успешность удовлетворения хотя бы едва проявившихся потребностей, в частности познавательных, потребностей в деятельности и развитии, эстетических, моральных и материальных потребностей, присущих в какой-то мере каждому учащемуся. Удовлетворенность результатами собственной деятельности - важнейший возбудитель интереса к ней, а радость достигнутым укрепляет интерес настолько, что превращает его в склонность, а деятельность - в привычку.
Приемами возбуждения и укрепления интереса к осваиваемому виду деятельности, воздействующими на психику учащихся, являются: создание оптимального психического состояния и общего настроения учебной группы; объяснение насущной необходимости ее освоения и преимуществ, которые она дает; яркий показ положительных примеров, разъяснение трудностей работы и вселение уверенности в их преодоление; поощрение первых успехов хотя бы только публичным одобрением, подчеркиванием положительных свойств, действий и поступков учащегося и много других приемов, применяемых в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащегося с целью активизации его деятельности.
Знания, навыки и умения обеспечивают успешность деятельности, а успехи, как уже отмечалось, повышают активность в учебной работе и производительном труде. Но ведь формирование знаний, навыков и умений учащихся невозможно без их активности, значит, требуется прежде всего активизировать деятельность учащихся на теоретических занятиях. Однако проблема активизации деятельности учащихся на теоретических занятиях не может быть решена без одновременного решения тесно связанных с нею сопутствующих проблем. Такими сопутствующими проблемами являются проблема развития технической сообразительности, проблема стимулирования профессиональных интересов и проблема развития самостоятельности учащихся на теоретических занятиях. Как без развития технического мышления и при отсутствии интереса, так и без самостоятельности учащихся их активность невозможна.
Чтобы развить умственные способности учащихся, надо заставить их усиленно думать, изучать, искать, творить. Чтобы вызвать и усиливать интерес, надо развивать познавательные потребности учащихся и добиваться, чтобы они их успешно удовлетворяли и переживали при этом чувства радости и удовлетворенности достигнутым собственными усилиями. А чтобы развивать их активность, кроме развития технического мышления и профессиональных интересов, необходима самостоятельность в учебной деятельности и на теоретических занятиях. Проблема активизации деятельности учащихся, например в учебных мастерских, не стояла и не стоит потому, что там учащиеся упражняются самостоятельно. Следовательно, такая же самостоятельность должна быть и в изучении теоретических учебных материалов, значит, нужны такие методы и формы теоретического обучения, которые обеспечивали бы самостоятельную учебную работу учащихся на теоретических занятиях.

Проверка усвоения закономерности и путей развития учебной и производственной активности учащихся:
1. Почему преподаватель не может передать учащимся своих знаний, навыков и умений?
2. Какая деятельность называется активной?
3. Что нужно учащемуся, чтобы он был активен на занятиях и работах?
4. В чем заключаются различия между требованиями и ожиданиями общества и какое они имеют значение в стимулировании активности учащихся?
5. Чем стимулируется интерес учащихся к осваиваемому виду деятельности?

ТЕХНИЧЕСКАЯ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Современное производство столь сложно и динамично, что от рабочего требуются не только обширные, глубокие, гибкие и прочные знания, совершенные навыки и умения, но и творческий, инициативный ум в трудовых процессах, быстро оперирующий техническими образами, соответствующими содержанию и ситуациям трудовой деятельности. По малейшему признаку, например, изменению шума, вибрации машины или положения стрелки измерительного прибора оператор должен быстро определить характер изменяющегося технологического процесса, найти причины и изыскать способы их устранения, а для этого нужна техническая сообразительность.
Техническая сообразительность - это быстрое и объективно правильное сочетание технических образов происходящего технологического процесса, их причин и требующихся действий по его нормализации. Такое сочетание возможно при творческом использовании знания общих закономерностей технологического процесса, принципов управления им и логической последовательности действий по регулированию.
Опытный оператор по единичному признаку изменения работы машины быстро определяет, от чего оно могло произойти, вспоминает принцип работы машины, ее агрегаты и части, мысленно находит, в какой из них и какое произошло изменение, и на основе этого изыскивает наиболее рациональное в сложившейся ситуации решение о порядке действий по устранению причин возникшего отклонения от нормального режима. В этом и заключается основная сущность его технической сообразительности.
Как видно из данного примера, основы технической сообразительности заключаются в обширных, глубоких, гибких и прочных знаниях технологии, принципа работы машины, ее конструкции и кинематики, в высокоразвитой готовности памяти, в навыках и умениях логического оперирования техническими образами и в творческом мышлении, способном принимать наиболее рациональные решения в короткое время.
Обширность, глубина, гибкость и прочность технических знаний приобретаются в процессе теоретического обучения, совершенствуются в производственном обучении и укрепляются в процессе производственной практики. Однако далеко не любое теоретическое обучение дает такие знания, навыки и умения.
Можно длительно и упорно изучать все подробности технологии и детали машины, конкретные правила действий по управлению технологическим процессом, но не добиться за существующие сроки обучения глубины, гибкости и прочности этих знаний. Ведь объем технических знаний уже настолько обширен и продолжает расширяться, что у некоторых учащихся к концу обучения в училище остается в памяти всего лишь около 30% от определённого учебными программами объема знаний, а о глубине и гибкости закрепленных «урывков» знаний и говорить не приходится.
Психологией открыт другой путь более быстрого формирования обширных, глубоких, гибких и прочных знаний. Он заключается в основательном и прочном изучении наиболее общих технических закономерностей, принципов и правил, дающих учащимся возможность самостоятельно применять эти абстрактные определения к разнообразным частным вопросам производственной практики путем систематических упражнений в решении технических и технологических задач. Так сформированные знания будут обширными, глубокими, гибкими и прочными. Кроме того, в этих упражнениях будут успешно развиваться готовность памяти, навыки и умения логического оперирования техническими образами в творческом мышлении, т. е. техническая сообразительность (1). Следовательно,
---------------------------------------------
1 Об этом подробней см., кроме литературы, указанной в сносках на с. 121 и 124, Проблемы научного творчества в современной психологии. Ред. М. Р. Ярошевский. М., 1971; Пути и средства развития технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. Ред. А. М. Василевская. Л., 1972; Психология технического творчества. Тезисы докладов симпозиума. Ред. Т. В. Кудрявцев. М., 1973.
---------------------------------------------
по каждой теме своего предмета преподаватель должен разработать, кроме плана изучения нового учебного материала (общих закономерностей, принципов и правил), систему умственных упражнений, предназначенных для развития технического мышления и сообразительности.
Разработаны и широко используются психологические методы проведения умственных упражнений, применяемые в зависимости от содержания, трудности и доступности учащимся решаемых ими задач. Основная сущность этих методов заключается в следующем.
Метод ситуативных задач сводится к обрисовке преподавателем какой-либо технической, технологической или общей производственной ситуации, требующей от учащихся принятия и выполнения соответствующих решений. Например, преподаватель дает вводную задачу: «Вы выполняете такую-то работу. Увидели (услышали или почувствовали) такую-то ненормальность. Почему она произошла и что вы будете делать? Время на решение - столько-то секунд или минут» (в зависимости от сложности задачи и требующегося практически в производственных условиях).
Учащиеся отвечают или пишут ответ на поставленный вопрос, а преподаватель проверяет правильность объяснения и решения каждого учащегося. При этом задачи могут быть учебными, по которым причины созданной ситуации и решение известны в технической литературе или освещены в лекции преподавателя, и проблемными, по которым решения не известны, потому что полностью зависят от ситуации и сообразительности учащихся.
Метод мозговой атаки (1) может использоваться в сочетании с методом ситуативных задач или отдельно, в зависимости от учебной цели упражнений и содержания задач. Психологическая сущность этого метода заключается в том, что преподаватель ставит перед учащимися какую-либо проблему по изучаемой теме, и предлагает учащимся высказывать свои соображения по ее решению, с соответствующими теоретическими обоснованиями.
При обсуждении учащимися поставленной проблемы преподаватель должен: 1) четко формулировать суть проблемы, 2) не допускать критику высказываний, 3) добиваться высказывания наибольшего количества разнообразных идей, 4) обеспечить свободные высказывания даже ошибочных суждений.
Четкая формулировка проблемы нужна для обеспечения целеустремленности обсуждений. Не критиковать - значит не осуждать высказывания, не проявлять скептицизм к ним, а вносить свои, какие-либо другие предложения и их обосновывать. Необходимость высказывания наибольшего количества идей обусловливается тем, что количество идей переходит в качество: чем больше идей, тем больше возможностей найти наилучшую. Желательность свободы высказываний, даже ошибочных суждений, объясняется тем, что иногда ошибки служат как бы трамплином, оттолкнувшись от которого можно прийти к правильным выводам.
--------------------------------------------
1. См.: Завлин П. Я., Щербаков А. И., Юделевич М. А. Труд в сфере науки. М., 1973, с. 128.
--------------------------------------------
Метод инверсий заключается в том, что при обсуждении с учащимися какого-либо технического вопроса преподаватель ставит вопрос: что произойдет, если сделать что-либо наоборот или поменять местами, или же увеличить, или уменьшить. Этот метод весьма эффективен в развитии фантазии учащихся, воображения и сообразительности.
Метод аналогий широко используется в бионике с целью разработки новых, аналогичных живой природе, технических средств. Он успешно используется и для развития технической сообразительности посредством сопоставления аналогичных явлений и технических средств производства. При этом вскрываются возможности использования положительных свойств одних предметов для перенесения их на аналогичные.
Психологические методы развития технической сообразительности могут быть включены в педагогические методы, что обогатит последние и повысит их эффективность.
Развитие технической сообразительности должно быть одной из педагогических целей каждого занятия по теоретической подготовке учащихся, и достигать ее следует не только рассмотренными психологическими методами, но и такими частными приемами, как постановка перед учащимися по ходу занятий любым методом вопросов: почему так, отчего произошло? Что следует делать, если создается такая-то ситуация? Как вы будете это делать? Почему не получилось? Что надо сделать, чтобы получилось лучше или быстрее? При этом необходимо вовлекать в размышления по таким вопросам и обсуждения всех учащихся учебной группы, вызывая для ответов прежде всего «молчунов». Такая активизация деятельности учащихся на уроках важна потому, что техническая сообразительность требуется каждому рабочему. К тому же активность на уроках способствует развитию производственной активности.

Проверка усвоения приемов и методов развития у учащихся технической сообразительности:
1. Что называется технической сообразительностью?
2. На основе чего развивается техническая сообразительность?
3. Какими должны быть технические знания рабочего, чтобы стать основой развития технической сообразительности?
4. В чем сущность и значение дедуктивного метода теоретического обучения в развитии технической сообразительности?
5. Перечислите и раскройте содержание психологических методов развития технической сообразительности.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ

В любой профессии рабочий должен быть самостоятельным в рамках своих трудовых функций. Несамостоятельный, нуждающийся в постоянном руководстве его деятельностью, в инструктажах, подсказках, напоминаниях и практической помощи руководителя - не работник, а ученик или подручный помощник.
Самостоятельность нужна рабочему и в освоении новых технических средств производства, смежных или новых специальностей. Необходима самостоятельность учащихся и в процессе их профессионально-технического обучения, для обеспечения активности и успешности формирования знаний, навыков и умений, а также для развития способностей к самостоятельной производственной деятельности, являющихся одним из важнейших профессиональных психических качеств.
Самостоятельность - это способность систематизировать, планировать, контролировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны руководителя.
Вполне подготовленный и самостоятельный рабочий на своем участке трудовой деятельности сам определяет и устанавливает (систематизирует) рациональный порядок на рабочем месте и порядок обеспечения работы, сам определяет (планирует) последовательность трудовых действий, следит за их ходом и результатами (контролирует их), вносит поправки и уточнения (регулириует) в свои действия; иными словами, осуществляет самоуправление своей практической деятельностью, направленной на получение конкретных результатов труда, обеспечивая полную его согласованность и целенаправленность. Если бы он работал один и не нуждался в обеспечении своей работы другими людьми, то какое-либо руководство его деятельностью было бы ненужным. Такая же самостоятельность ему требуется при освоении новой машины или смежной специальности. И здесь необходимы систематизация порядка обеспечения самонаучения, планирование учебных действий, самоконтроль усвоения и саморегулирование, т. е. самостоятельное внесение поправок и уточнений в свои действия. В этом примере видно, что для такой самостоятельности необходимо: знать, как упорядочить свою работу, определять ее последовательность и самоконтроль, как вносить уточнения и поправки в свои действия; иметь навыки выполнения этих действий; уметь сочетать их и согласовывать для достижения успехов; иметь такие личные качества, как уверенность в успехе, настойчивость и упорство в достижении цели, самообладание в усложнившихся условиях деятельности, критичность, инициативность и дисциплинированность (1). Все эти психические качества, систематически проявляясь, со временем становятся психическими свойствами личности квалифицированного рабочего, называемыми самостоятельностью в профессиональной деятельности, которую необходимо развивать в процессе профессионально-технического обучения, в частности и на теоретических занятиях.
На теоретических занятиях самостоятельная работа учащихся может применяться в различных видах их учебной деятельности. Однако самостоятельные учебные работы полезны только тогда, когда они посильны, хотя и достаточно трудны.
Легкие учебные задания приглушают интерес к самостоятельной работе и замедляют процесс усвоения знаний. Для того чтобы трудный учебный материал был доступен учащимся, применяется программирование их самостоятельной учебной деятельности.
-----------------------------------------
1. Подробней см.: Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.
-----------------------------------------
Программированным обучением принято называть такую дидактическую систему, в которой формы, методы, приемы и способы самостоятельной работы учащихся предопределяются (программируются) обучающим в строго определенной последовательности их использования для самостоятельного достижения учащимся учебной цели каждого занятия под руководством обучающего.
Программирование самостоятельной учебной деятельности учащихся обеспечивает активизацию их мышления, развивает способности к самостоятельной работе и этим способствует ускорению процесса усвоения знаний.
Сущность программированного обучения видна в его принципах:
расчленении учебного материала на доступные учащимся логически завершенные дозы;
предписании последовательности действий по изучению заданной дозы;
самостоятельном выполнении задания;
индивидуальном темпе учебной работы;
пооперационном самоконтроле;
контроле обучающим усвоения каждым учащимся заданной ему дозы (1).
Программированное обучение нельзя подменять, как это иногда делают, «методом коллизий», при котором учащемуся предлагают выбрать правильный ответ из ряда ошибочных, так как механическая непроизвольная память может, удержав ошибочный ответ, подменить им правильный.
Процесс программированного формирования знаний и умений должен быть таким, чтобы учащимися приобретались не только знания, навыки и умения, но и требующиеся квалифицированному рабочему психические свойства, в том числе и способность к самостоятельной профессиональной деятельности, развитие которой должно осуществляться в течение всего периода профессионально-технического обучения, включая и процесс теоретической подготовки.
Такое целенаправленное формирование и развитие профессионально важных психических качеств следует обеспечивать соответствующими методами, формами обучения, всей системой воспитательной работы в учебном заведении, направленной на формирование личности учащегося.

Проверка усвоения закономерностей и путей развития самостоятельности учащихся в производственной деятельности:
1. Какая деятельность называется самостоятельной?
2. Какие нужны психические качества для самостоятельной деятельности?
3. Какие самостоятельные действия учащиеся могут выполнять на теоретических занятиях?
4. Почему необходимо программировать самостоятельную деятельность учащихся на теоретических занятиях?
5. Какими способами, формами и системами работы учебного заведения обеспечивается целенаправленное формирование и развитие профессионально важных психических качеств учащихся?
-----------------------------------------------
1. О программированном обучении подробней см.: Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969 (библиография); Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 (то же).

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +