Учебная цель — усвоить общие закономерности управления процессом формирования и развития личности учащегося во время профессионально-технического обучения и продумать реализацию этих закономерностей в своей преподавательской деятельности.
ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Человек своими действиями и поступками сам формирует и развивает свою личность, но процесс и результаты этого формирования и развития зависят от условий и содержания деятельности человека, которые определяет и создает общество.
Социалистическое общество стремится сформировать у молодых людей гармонически развитые личности и создает для этого необходимые условия их деятельности: обеспечивает материально, дает общее, затем специальное образование, создает условия для созидательного труда. Следовательно, формирование мастерства личностей молодого поколения советских людей — процесс целенаправленный, а всякий целенаправленный процесс, чтобы был плодотворным, должен быть управляемым. Из всех уже рассмотренных видов управления как перевода управляемой системы из одного состояния в другое, желательное тому, кто осуществляет управление посредством его целенаправленных воздействий, управление процессом формирования личности самое сложное. С кибернетической точки зрения, личности учащихся профессионально-технических учебных заведений представляют собой сложную динамическую систему, которая из состояния неопределенности в отношении своей направленности, отсутствия профессии, производственного опыта и профессиональных способностей должна быть переведена за время профессионально-технического обучения в состояние профессионально-трудовой деятельности путем формирования профессиональной направленности, опыта (знаний, навыков, умений, мастерства и трудовых привычек), развития необходимых для этого профессиональных способностей и других личных качеств. Управляющей системой являются административные органы и педагогические коллективы профессионально-технических учебных заведений. К административным органам относятся госпрофобры СССР и союзных республик, областные управления и дирекции учебных заведений. Педагогические коллективы состоят из преподавателей, инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, воспитателей, инструкторов и наставников на производстве. Управление деятельностью учащихся и процессом формирования их личностей со стороны административных органов идет по вертикали от госпрофобров СССР и союзных республик через дирекции учебных заведений до каждой учебной группы учащихся, а со стороны педагогических коллективов — по горизонтали до каждого учащегося. Эта многозвеньевая система управления и представляет собой его иерархию, т. е. строго определенную ступенчатость управляющей и управляемой систем. Распределение между отдельными звеньями функций управления формированием и развитием личностей учащихся обусловливается уровнями компетенций административных органов и педагогических коллективов.
Успешно управлять могут только те органы, коллективы и должностные лица, которые точно знают: 1) цель управления, т, е. необходимые изменения управляемой системы (личностей учащихся); 2) ее исходное состояние, т. е. уровень развития личностей учащихся, их возрастные особенности, образование, моральные качества; 3) ход изменений личных качеств учащихся и какие-либо отклонения от целей формирования их личностей; 4) средства и способы воздействий на управляемую систему, обеспечивающие целенаправленность управления. Некомпетентность управляющих в каких-либо из перечисленных вопросах снижает эффективность управления; формирование и развитие личностей учащихся неизбежно будет стихийным и в чем-то далеким от целей их обучения и воспитания. Уровни компетентности в указанных вопросах определяют и функции управления со стороны различных органов и должностных лиц. Так, Госпрофобр СССР, исходя из политики КПСС в коммунистическом воспитании советской молодежи и качества подготовки рабочих кадров, точно знает цели, средства и способы формирования личностей учащихся, их контингент по всем параметрам, поэтому определяет общие задачи воспитательной и учебной работы в учебных заведениях, объем и сроки профессионально-технического обучения. Но Госпрофобр не знает индивидуально-психологических особенностей конкретных учебных групп и отдельных учащихся, их повседневную успеваемость и поведение каждого, поэтому конкретное руководство отдельными учащимися возлагается на педагогические коллективы учебных заведений. Руководство — это непосредственное управление конкретными личностями и их группами. Смысл этого термина и понятия в том, что в отличие от управления машиной или процессом, требующего сознательной активности только от управляющего, руководство требует ее и от управляемого. Руководство — один из видов контактного волюнтаристического общения, но все основные закономерности управления распространяются и на руководство.
Управляющая система по своей структуре, компетенциям и функциям управления должна соответствовать управляемой. Чем значительнее необходимые изменения управляемой системы личностей учащихся, тем сложнее управление этими изменениями, а чем сложнее управляемая система, тем сложнее и управляющая. Чем менее устойчива управляемая система, тем больше требуется регулирующих воздействий на нее и тем труднее управление. Какие-либо нарушения этих закономерностей, выражающиеся в несоответствии управляющей системы управляемой, неизбежно снизят эффективность управления, понизят его плодотворность в формировании и развитии личностей учащихся, ухудшат качество подготовки к профессиональной трудовой деятельности. При оптимальной обратной связи в воспитательной и учебной работе с учащимися такие нарушения закономерностей управления легко обнаруживаются по малейшим проявлениям недостаточности положительных воздействий на учащихся, а следовательно, и легко устраняются. При плохой обратной связи низкая эффективность воспитательных и учебных воздействий может быть обнаружена только по отрицательным явлениям в формировании личностей учащихся, причем своевременное вскрытие и устранение причин отрицательных явлений при недостаточной обратной связи крайне затруднено. Соответствие управляющей системы управляемой и оптимальная обратная связь в воспитательной и учебной работе обеспечивают успешное решение задач управления.
Проверка усвоения иерархии и основных закономерностей управления формированием личностей учащихся: 1. Что называется управлением? 2. Что является управляемой системой при управлении формированием и развитием личностей учащихся? 3. Из каких звеньев состоит управляющая система? 4. Что должны знать те, кто управляет формированием личностей учащихся? 5. Как строится система формирования личностей учащихся профтехучилищ, соответствующая основным закономерностям управления?
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ
Первая задача управления процессом формирования личности — это систематизация восприятий и переработки учащимися многообразной воспитательной и учебной информации. Различных видов такой информации чрезвычайно много, а время на ее восприятие и переработку весьма ограничено, поэтому процесс формирования личности значительно усложнен. В этом сложном.процессе воспитательная и учебная информация должна быть систематизирована так, чтобы не было ничего недостающего и ничего лишнего, снимающего с учащихся ту неопределенность, которая не касается целей формирования их личностей. При этом следует иметь в виду, что, кроме систематизированной информации, к учащимся поступает огромное количество стихийной, оказывающей большое положительное или отрицательное влияние на формирование их личностей. Запрограммировать буквально все воздействия на личность и обеспечить ее только лишь целенаправленное формирование практически невозможно даже с целью эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные книги — все это приводит к стихийному формированию психики учащихся. Задача управляющей системы здесь не в том, чтобы избежать стихийного формирования психики. Даже поместив человека в «башню из слоновой кости», нельзя этого сделать. К тому же теперь доказано, что резкое ограничение внешних влияний на психику крайне отрицательно на нее влияет. Задача в том, чтобы систематизировать стихийное формирование и направить его в нужном направлении. Примером здесь может быть хорошо известное различие телепередач, которые смотрят советские и американские подростки и юноши. Но есть и более трудная задача: как противопоставить целенаправленное формирование личности учащегося возможным отрицательным влияниям стихийного, чтобы использовать последнее в нужном направлении. В решении этой задачи может помочь психолого-педагогический прием, который называется «психологическим и моралоным закаливанием», способствующим формированию у личности психических черт, делающих ее невосприимчивой к отрицательным влияниям. Вторая задача управления — планирование воспитательной и учебной информации по объему, по месту и срокам. Необходимо заранее предусматривать все до деталей, до каждого дня и часа, определять, что, кем и когда должно быть выполнено и усвоено. Такое планирование осуществляется посредством разработки учебных планов подготовки рабочих по той или иной профессии, предусматривающих перечень учебных предметов, количество учебных часов на изучение каждого из них, сроки прохождения тем учебных предметов а уровень квалификации учащихся по периодам обучения. Кроме этого, составляются планы воспитательной работы с учащимися. На основании этих документов педагогами разрабатываются перспективно-тематические и поурочные планы занятий с учащимися. Планирование деятельности педагогов и учащихся вполне обеспечивает планомерное формирование личности учащегося при соблюдении следующих условий: полном соответствии планируемых воспитательных и учебных мероприятий целям формирования личностей учащихся; соответствии содержания планируемой воспитательной и учебной работы психологической и квалификационной характеристикам осваиваемой профессии; согласованности планируемых мероприятий по содержанию и срокам их осуществления, обеспечивающей систематичность воздействий на учащихся; учете уровней развития учащихся, их направленности, опыта, способностей и потребностей при определении содержания и методов осуществления планируемых воспитательных и учебных мероприятий. Третья задача управления — постоянный контроль хода и результатов формирования личностей учащихся с целью оптимизации обратной связи в их воспитании и обучении. Без оптимальной обратной связи управление формированием личностей учащихся не может быть вполне целенаправленным и эффективным. Нельзя и совершенствовать систему воздействий на психику учащихся, повышать эффективность методов воспитательной и учебной работы с учащимися, потому что, не зная, как идет формирование их личностей, невозможно определять, хороши или плохи осуществляемые воспитательные мероприятия. Личность проявляется и формируется в деятельности, в конкретных делах и поступках, а дела и поступки обусловливаются потребностями и мотивами. Не зная мотивов, невозможно правильно оценивать деятельность учащихся. А оценивать необходимо, чтобы успешно управлять их деятельностью и поведением и через это управление целенаправленно формировать их личности. Мотивы одного человека и совокупность их невозможно оценить другому во всех подробностях и изменениях, но во множестве побуждений есть доминирующие в какой-то определенный период, к какому-то определенному делу. Управляющему деятельностью и поведением учащегося, ежедневно наблюдающему за ним, со временем могут быть ясны главные мотивы его действий и поступков, потому что повторяются они неоднократно. А там, где накапливаются какие-то количественные показатели и их изменения, можно делать выводы о ходе формирования личности и об эффективности воспитательной и учебной работы. Интересы, желания и стремления учащихся также не постоянны. Они изменяются даже в течение одного дня в зависимости от изменений психических состояний, а последние — от воздействий на них окружающих и педагогов. И каждое такое изменение настроений и мотивов сказывается на деятельности, оказывая положительное или отрицательное влияние на формирование личности. Своевременное обнаружение отрицательных влияний позволит устранять их до того, когда они могут оказать пагубное воздействие на формирование личности. Ведь одним только ободряющим словом можно окрылить человека, а грубым — принизить его и вызвать дидактогению. Вовремя окрылить учащегося или предотвратить отрицательное на него воздействие — в этом заключается основная цель контроля за процессом формирования его личности и основное условие успешного регулирования этого формирования и развития профессионального призвания. Четвертая задача управления — регулирование процесса формирования и развития личностей учащихся. Эта задача решается через регулирование деятельности и поведения учащихся, а также педагогических воздействий на их психику. Заметив какое-либо отклонение деятельности, поведения и педагогических воздействий от целей формирования личностей учащихся, следует немедленно вносить необходимые коррективы в систему деятельности, в условия, определяющие поведение учащихся, или в педагогические мероприятия, оказывающие отрицательное или недостаточно эффективное влияние на психику учащихся. В этом заключается сущность регулирования формированием и развитием личностей учащихся, без которого успешное управление этим формированием и развитием невозможно. Поскольку условия деятельности и поведения, мотивы их и педагогические воздействия переменчивы, постольку для успешного формирования и развития личностей учащихся требуется постоянное регулирование их деятельности, поведения и педагогических воздействий.
Регулирование — главнейшая задача управления, заключающаяся в обеспечении сохранения нужного процесса. Но оно невозможно без систематичности воспитательной и учебной работы, без согласованного планирования ее и оптимального контроля хода и результатов формирования и развития личностей учащихся. Без систематичности работы учебного заведения и каждого его педагога невозможно ее рационально планировать. Без такого планирования нельзя осуществлять оперативный и оптимальный контроль, а без такого контроля нет возможности эффективно регулировать процесс формирования и развития личностей учащихся и тем самым обеспечивать целенаправленность и эффективность воспитательной и учебной работы с учащимися.
Проверка усвоения психологических задач управления формированием и развитием личностей учащихся: 1. В чем заключается психологическая сущность систематизации учебно-воспитательной работы в профессионально-техническом учебном заведении? 2. Каким путем обеспечивается согласованность планов воспитательной и учебной работы с учащимися? 3. Какое значение имеет контроль процесса формирования и развития личностей учащихся и в чем конкретно он должен выражаться? 4. В чем сущность регулирования процесса формирования личностей учащихся? 5. Какая существует взаимосвязь между систематизацией, планированием, контролем и регулированием воспитательной и учебной работы?
РУКОВОДСТВО УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Управление формированием личностей учащихся профтехучилищ в различных звеньях его иерархии осуществляется разными способами: командами, приказами, распоряжениями и директивами, передаваемыми по инстанции, иерархии и непосредственным руководством деятельностью учащихся, в результате которой они формируют свои личные качества. Если Госпрофобр, областное управление и дирекция учебного заведения управляют таким формированием посредством соответствующих документов (учебных планов и программ, расписаний, директив, приказов и распоряжений), то педагоги это управление осуществляют непосредственным контактным руководством деятельностью учащихся. Руководить — значит идти вместе с руководимыми и указывать им направление их перехода из одного состояния в другое. Руководство — это не команды, не приказы, не директивы и не распоряжения, а ожидания, разъяснения, инструктирования, указания и требования. Для преподавателя важно правильное понимание этой специфики руководства, чтобы использовать указанные его способы в зависимости от подготовленности, психического состояния и поведения учащихся на каждом занятии. Задачи преподавателя в управлении формированием личностей учащихся заключаются в том, чтобы систематизировать их занятия по получению и переработке учебной информации в соответствии с учебной программой, планировать последовательность изучения учебного материала, контролировать ход усвоения и регулировать деятельность учащихся на уроках. Таким путем он руководит деятельностью каждого учащегося и всей учебной группы. При этом формирование личности осуществляется посредством: рациональных методов преподавания и учения, обеспечивающих глубокое усвоение учебного материала; оптимальной организованности работы учебной группы, обусловливающей успешность учебной деятельности;
создания благоприятных межличностных отношений на занятиях в ученическом коллективе, обеспечивающих положительное психическое состояние каждого учащегося. Глубокое усвоение содержания учебного материала формирует у учащихся материалистическое мировоззрение, обогащает профессиональный опыт, расширяет их кругозор, развивает умственные и профессиональные способности. Успешность обучения создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях, укрепляет интерес к предмету и профессии и повышает активность в учебной деятельности, которая еще больше стимулируется организованностью занятий и благоприятным психологическим климатом в учебной группе, постепенно превращающим ее в сплоченный коллектив. Коллектив, если он сложился в процессе совместной учебной работы, может оказывать сильное влияние на формирование у учащихся не только коллективизма, но и многих других психических свойств. Сплачивая учебную группу в крепкий коллектив, преподаватель тем самым приобретает мощные средства воздействия коллектива на психику каждого учащегося. Воздействия коллектива на личность могут приводить к изменению внешнего поведения учащегося, важных черт его внутреннего облика, к появлению новых интересов, запросов и потребностей, отношения к людям, к делу и к себе, а все это положительно сказывается на формировании его личности, если он благожелательно относится к коллективу и его воздействиям. Однако педагогу следует всегда иметь в виду, что воздействия коллектива и отношение учащегося к нему могут быть и отрицательными, малейшее проявление которых надо немедленно устранять своим педагогическим влиянием на коллектив и отдельных учащихся. Учебная группа может быть сплоченным коллективом, благотворно влияющим на каждого его члена, при условиях: совместной учебной или общественной деятельности, обоюдной заинтересованности в успешности коллективной работы, добровольности участия в решении задач коллектива, выходящих за его рамки, т. е. в интересах не только членов коллектива, но и общества. Основная цель педагога в управлении формированием личностей учащихся через коллектив в том и заключается, чтобы создавать все эти условия в процессе учебной и воспитательной работы с коллективом, добиваясь все большей его сплоченности. Если деятельность членов группы рассматривается ими как деятельность, нужная только им самим, а не обществу, она их не сплотит в коллектив. Замкнутая система значительно скорее исчерпывает в ней самой заложенные возможности своего развития, чем
система, подвергающаяся действию внешних для нее сил. Это закон действия силы, вынесенной за пределы системы. Пользуясь данным законом, педагог может превращать учебную группу в коллектив и сплачивать его, привнося в сознание учащихся общие для них и основные цели их деятельности, которые были бы производными от целей всего учебного заведения, района, города, отрасли народного хозяйства и, наконец, советского общества в целом и становились бы мотивами деятельности каждого учащегося. Важнейшая задача педагога — это воспитание у каждого учащегося и всей учебной группы чувства «части целого», обеспечение знания и понимания связей целей каждого с общими целями. Для каждого учащегося ближайшей целью при ответе на вопрос преподавателя является хорошая оценка. Но эта ближайшая цель не должна быть самоцелью, а должна осознаваться как средство достижения более общих целей, уже выходящих за рамки не только личных, но и целей всей учебной группы. Любая личность всегда и обязательно входит в несколько групп (семья, учебная группа, микрогруппа сверстников, спортивная секция и т. д.). Педагогу нужно знать принадлежность каждого учащегося к тем или иным группам и коллективам и учитывать разнообразные цели, вносимые в его сознание всеми группами. Каждая из этих целей представляет собой силу, влекущую личность учащегося в определенном направлении. Чем лучше осознаны цели деятельности большинства членов ученического коллектива и чем сильнее у них стремление к их достижению, тем крепче этот коллектив, тем больше и чаще его цели будут совпадать с целями других коллективов и групп, в которые включена формируемая личность. В этом суть процесса самоукрепления коллектива. Используя эту закономерность и добиваясь при этом осознанности учащимися конкретных целей ученического коллектива, связывая эти цели с целями всего учебного заведения, отрасли народного хозяйства и социалистического общества, преподаватель может оказывать существенное влияние на целенаправленность всей деятельности учащихся во всех их группах и коллективах и тем самым плодотворно управлять через эти группы и коллективы формированием личности каждого учащегося — будущего передового рабочего, мастера своего дела и строителя коммунистического общества.
Проверка усвоения закономерностей руководства ученическим коллективом: 1. Чем отличается руководство преподавателя ученическим коллективом от административного управления формированием личностей учащихся? 2. Перечислите задачи и средства преподавателя по управлению формированием личностей учащихся. 3. При каких условиях учебная группа может стать сплоченным коллективом? 4. Перескажите наизусть закон действия силы, вынесенной за пределы системы, и подберите примеры его проявления в учебном процессе. 5. Посредством чего можно добиться совпадения целей ученического коллектива с целями других групп и коллективов, в которые включены учащиеся учебной группы? --------------------------------------------------------------------------
1. Подробней о воспитывающем влиянии коллектива на личность см.: Коллектив и личность. М., 1974.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.