Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психологические основы профессионально-технического обучения


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — понять психологическую сущность специфики, профессионально-технического теоретического и производственного обучения, а также взаимосвязь отдельных видов педагогической деятельности, чтобы получить возможность конкретизировать их в своей работе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИДОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

С психологической точки зрения профессионально-техническое образование — это планомерная совместная деятельность обучающих и учащихся, направленная на овладение учащимися профессионально-техническими знаниями, навыками, умениями, на развитие посредством обучения и воспитания профессиональных способностей и на формирование личности квалифицированного рабочего социалистического производства.
Профессионально-техническое образование осуществляется: индивидуальным ученичеством на предприятиях, обучением в системе курсовой подготовки и переподготовки рабочих на производстве, в профессионально-технических и технических училищах. Психологические закономерности профессионально-технического образования важны для всех его форм, систем и методов, теоретические основы которых составляет профессиональная педагогика, опирающаяся на психологию труда.
Для психологии труда профессионально-техническое образование служит:
объектом изучения психологической сущности овладения человеком трудовыми процессами, закономерностей формирования профессиональных знаний, навыков, умений, мастерства, способностей и всех сторон личности рабочего;
методом проверки правильности теоретических гипотез, изучения структур производственных действий и эффективности систем и методов производственного обучения в развитии психических процессов и черт личности;
руслом реализации предложений, обоснованных психологическими исследованиями, через профессиональную педагогику, частные методики обучения и непосредственную связь с деятельностью педагогов профессионально-технического образования.
Для профессиональной педагогики, частных методик обучения и педагогов системы профессионально-технического образования его психологические основы важны: в совершенствовании систем, форм и методов подготовки квалифицированных рабочих: в определении и развитии-общих и профессиональных способностей учащихся; в повышении педагогического мастерства преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения.
Все это обеспечивает успешность коммунистического воспитания учащихся, их профессионально-технического обучения, проведения производственных упражнений, тренировок и производственной практики.
Воспитание — понятие психолого-педагогическое. В точном смысле оно относится только к человеку, так как связано с социальным воздействием на личность. Воспитание с точки зрения психологии — это воздействия на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности, идейно-политических, моральных и эстетических качеств и личности воспитуемого в целом. Единство воспитания и обучения — основной принцип педагогики. В процессе обучения усваиваемое учащимся становится свойствами его личности.
Обучение — это деятельность, в результате которой учащиеся под руководством обучающего овладевают, связывая усваиваемое с уже усвоенным, знаниями, навыками и умениями. Посредством обучения, опирающегося на упражнения и тренировку, осуществляется общая и специальная профессиональная подготовка человека к труду. Знания, навыки и умения человек может приобрести и сам, в процессе самообучения. Обучение осуществляется путем последовательного ознакомления, изучения, упражнений, повторений и завершается практикой.
Упражнение — это неоднократное выполнение усваиваемых действий на основе имеющихся знаний с целью формирования отдельных психических процессов и на их основе навыков и умений путем самоконтроля, оценки и уточнения каждого повторяемого действия. В упражнении сначала должны создаваться и обосновываться ясные представления последовательности, характера и результата действий, потом достигаться правильность, точность и, наконец, быстрота в соответствии с заранее определенными нормативами качества их выполнения. Чем полнее знания сущности осваиваемых действий, яснее представление способов, последовательности и результата их выполнения, чем лучше самоконтроль оценки и уточнение хода и результатов действий и сильнее стремление учащегося к повышению их качества, тем успешнее упражнение.
Тренировка — это процесс функционального совершенствования путем только повторений усвоенных в упражнении действий с целью приспособления имеющихся навыков к повышенным требованиям определенной деятельности посредством систематических тренировочных упражнений. Она обеспечивает развитие биологически обусловленных свойств личности и упрочение этим физиологических механизмов навыков, а следовательно, достижение легкости, точности и быстроты оттренированных действий.
Практика учащегося в психологическом понимании — это реальная деятельность, к которой он ранее готовился в процессе теоретического обучения, учебных упражнений и тренировок. Она может быть учебной, главная цель которой — продолжение обучения, осуществляемого в учебных лабораториях, мастерских или на полигонах, и производственной — в реальных условиях производства. Психологическое различие этих двух видов практики заключается в том, что в учебной — весь процесс работы учащегося и виды изготовляемой им продукции подчинены задачам обучения, а в производственной — главной задачей становится производство продукции на штатном рабочем месте, где учебные и воспитательные задачи превращаются как бы в попутные, подчиненные условиям производственной деятельности, но выступают как решающие в формировании личности квалифицированного рабочего.
Общее в учебной и производственной практике — продолжение обучения и воспитания учащихся в более усложненных условиях их деятельности. В процессе учебной и производственной практики применяются, проверяются и уточняются теоретические знания, совершенствуется и закрепляется весь комплекс профессиональных навыков, умений и способностей.
Воспитание, обучение, упражнение, тренировка и практика должны быть тесно взаимосвязаны как в педагогическом процессе образования, так и в психологическом — формирования личности. Попытки формировать навыки путем только одной тренировки — муштры — малоэффективны, как и попытки приобретения знаний только повторением — зубрежкой.
По своей психологической сущности воспитание включает в себя необходимое, но недостаточное для него обучение, обучение — упражнения, а упражнение — тренировку как повторение. Но с точки зрения последовательности этих педагогических процессов в системе профессионально-технического образования тренировка всегда должна следовать за учебными упражнениями, упражнение — за изучением материала, и все это должно быть направлено на воспитание необходимых квалифицированному рабочему личных качеств. В этом психологическая суть комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, что отмечено в Материалах XXV съезда КПСС.
Такое сочетание всех видов учебной и воспитательной работы в условиях профессионально-технического образования особенно важно потому, что от этого зависит успешность обучения и воспитания учащихся. Теоретическая подготовка должна обеспечить усвоение производственной деятельности и развитие у учащихся необходимых им личных качеств (политического сознания и самосознания, технического мышления, моральных и эстетических качеств и т. д.), а производственное обучение — сформировать прочные профессиональные навыки, умения, привычки и способности.
Психологическая сущность теоретического и производственного обучения определяется требованиями производства к личности рабочего, в частности к развитию его профессиональных психических качеств, а эти требования, в свою очередь, зависят от выпускаемой им продукции, производственной техники и организации производственных процессов. Какие-либо изменения продукции, технических средств и организации неизбежно ведут к изменению в содержании и качестве подготовки квалифицированных рабочих, в развитии их профессионально важных психических качеств.
Научно-техническая революция все более быстро изменяет виды производственной продукции, совершенствует и видоизменяет технические средства производства, технологию и организацию производственных процессов. В связи с этим повышаются требования к объему и глубине технических знаний рабочих, к гибкости и прочности их навыков, к доведению умений до уровня мастерства.

Проверка усвоения психологических основ развития профессиональных психических качеств:
1. Что дает учащимся профессионально-техническое образование?
2. В чем важны педагогам психологические основы обучения?
3. Почему тренировка должна следовать за упражнениями, упражнения — за теоретическим изучением учебного материала?
4. В чем заключаются современные требования к качеству подготовки молодых рабочих?

ПСИХОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Успешность теоретической подготовки учащихся зависит от содержания общественных дисциплин, общих теоретических и специальных предметов, от эффективности методов изучения учебного материала, психологической готовности учащихся к занятиям, их отношения к обучению, интереса, активности и самостоятельности в учебной работе.
Содержание общественных дисциплин определяется учебными программами на основании общих задач коммунистического воспитания. Содержание общих теоретических и специальных учебных предметов обусловливается квалификационной характеристикой профессии, учебными программами и уровнем развития технических средств производства.
При изучении всех дисциплин, предметов, разделов и тем следует учитывать не только требования, что и как должны усваивать учащиеся и как это усвоение повлияет на их мировоззрение, направленность, убеждения, развитие личных качеств, но и психическое состояние учащихся, на отношение к профессии и обучению, потребности, интересы, а также активность и самостоятельность в учебной деятельности. На основании учета всего этого обычно в процессе подготовки к проведению и в ходе занятий требуется вносить уточнения в содержание изучаемого материала, дополнять его какими-либо новыми сведениями, яркими и поучительными примерами. А в зависимости от учебных целей, содержания занятий и подготовленности к ним учащихся строятся и методы изучения теоретических предметов.
Психологическая эффективность методов изучения учебного материала зависит от того, из каких педагогических приемов они складываются, как обеспечиваются учебными пособиями, временем и местом занятий, насколько активизируют деятельность учащихся и побуждают их к самостоятельным действиям.
Активность учащихся на теоретических занятиях проявляется в интенсивности их мышления, которое вызывается методами обучения. Но есть методы, которые не только вызывают мышление учащихся, а наоборот, подавляют его. Существуют методы, построенные на глубоко ошибочном предположении, что знания передаются из уст обучающего в головы учащихся, и требующие от них запоминания сказанного и показанного обучающим. Не имея возможности достаточно полно осмысливать услышанное или прочитанное, учащиеся стараются запомнить его дословно. Однако так запомнить в течение урока можно только около пяти новых сведений, а если их дается, как это нередко бывает, около тридцати, то от таких занятий очень мало пользы в усвоении учебного материала. Знания, навыки и умения формируются только в процессе активной учебной и практической умственной и физической деятельности учащихся.
Поэтому весь учебный процесс следует строить на основе ленинской теории познания: воспринять — понять — запомнить — применить — проверить. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать эти этапы усвоения по времени: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание — запоминанием; восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.
Восприятия учащимся учебной информации могут быть ясными и смутными, полными и частичными, глубокими и поверхностными в зависимости от его апперцепции, подготовленности, заинтересованности и психического состояния, а также от того, как преподавателем передается эта информация, какими методами и средствами он воздействует на психику учащегося.
Самая легкая для преподавателя — устная передача учащимся учебной информации; легче всего рассказывать и объяснять, а для учащегося — слушать. Но он может слушать невнимательно и в мыслях часто отвлекаться, потому что у учащихся подросткового и раннего юношеского возраста внимание неустойчиво. Самое трудное в преподавании — вызвать интерес учащихся к учебному материалу и интенсивное его осмысливание.
Понимание учебной информации, ее умственная переработка учащимся, осмысливание ее имеет решающее значение в усвоении учебного материала. Однако интенсивность осмысливания и глубина понимания обусловливаются содержанием учебной информации, ее доступностью для восприятия и переработки, важности для учащегося, близости к известному и методами восприятия и переработки поступающей к нему информации.
Содержанием понимаемого учащимся учебного материала могут быть конкретные технические предметы, технологические явления и практические производственные действия. Таких конкретных вопросов в технических дисциплинах очень много. Если каждый из них изучать отдельно, то при осмысливании их учащимся у него могут утеряться их взаимосвязи, да и учебного времени для прочного усвоения потребуется слишком много, поэтому целесообразнее переходить от конкретных предметов и действий к их основной сущности, к осмысливанию абстрактных, общих, отвлеченн-ых от конкретных вопросов объективных законов, закономерностей, принципов и правил, а от них — к их проявлению в конкретных предметах, явлениях и действиях.
Предположим, учащемуся нужно понять какие-либо практические производственные действия. Для этого он должен, ознакомившись с учебной целью занятия, прежде всего воспринять (услышать или прочесть) общий объективный закон, закономерность, принцип или правило, определяющее выполнение множества подобных действий, осмыслить его, понять сущность, затем в порядке самостоятельных выводов из понятого продумать и конкретизировать его практическое проявление в разнообразных производственных действиях применительно к осваиваемой профессии.
Поскольку мышление возникает при необходимости решения какого-либо вопроса, задачи или выполнения задания, постольку преподаватель должен стимулировать понимание учащимся учебной информации вопросом к нему, постановкой перед ним задачи или задания для самостоятельного осмысливания. Такое озадачивание учащихся, если решения хотя и трудны, но посильны, вызовет у них интерес к учебному материалу, а заинтересованность обеспечит интенсивность его осмысливания и глубину понимания.
Запоминание учебного материала зависит от способов и каналов получения (восприятия) учащимися учебной информации и интенсивности ее переработки (осмысливания), а также от их установки на запоминание. От услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем около 10% содержания. Поэтому восприятие учебной информации только через слушание малоэффективно даже для тех учащихся, которые слушают внимательно, не отвлекаясь на посторонние мысли.
От воспринятого через чтение учебный материал в среднем в памяти учащегося закрепляется около 30% содержания. Но это зависит не только от внимательности читающего, но и от его установки на запоминание. Многие учащиеся стараются дословно запомнить формулировки, чтобы пересказать потом, если спросит преподаватель, «по-книжному», не понимая как следует основного смысла прочитанного.
Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Из этого делается и возводится в основной принцип вывод, что на теоретических занятиях надо максимально использовать все виды наглядности учебного материала. Но ведь при наблюдении воспринимаются главным образом внешние формы предметов или явлений, и значительно меньше, а иногда и совсем не воспринимается их внутренняя сущность. К тому же в современном производстве предметы и технологические явления быстро меняются; изучив одни конкретные предметы в училище, учащиеся могут встретить на производстве совсем другие. Все это настоятельно требует использования в качестве наглядных пособий преимущественно принципиальных схем, графиков, моделей, типичных образцов и разнообразных технических средств производства, с показом тенденций их развития и усовершенствования.
Применение знаний на практике, т. е. практические действия учащихся с учебным материалом, оставляет в их памяти в среднем около 90% воспринятого. Столь значительное запоминание воспринятого в практических действиях объясняется тем, что в процессе деятельности в восприятиях участвуют почти все анализаторы, обеспечивающие многоканальность информации и одновременное использование нескольких видов запоминания, а главное преимущество практических действий учащихся заключается в том, что они невозможны без интенсивного их осмысливания.
Практическими действиями учащихся при изучении учебных предметов могут быть: вычерчивание схем, эскизов, чертежей и графиков, решение технологических задач, конструированное про-говаривание и обсуждение изучаемых вопросов, рецензирование письменных ответов и работ одних другими. Все эти и подобные им виды деятельности учащихся на теоретических занятиях требуют от них активности, самостоятельности, ответственности, а поэтому и активного мышления.
Проверка хода и результатов учебной деятельности учащихся — неотъемлемый компонент психологической структуры каждого действия, обеспечивающий обратную связь в процессе его осуществления, без которой невозможна эффективность действий. Чем лучше обратная связь в учебной деятельности, тем выше ее плодотворность. Обратная связь в теоретических занятиях должна быть внутренней и внешней. Внутренняя обратная связь осуществляется самим учащимся и заключается в его самоконтроле хода и результатов каждого своего действия. Внешняя обратная связь обеспечивается преподавателем путем проверки правильности, точности и своевременности выполнения и усвоения учащимся каждого учебного задания и достижения учебной цели занятия. Обратная связь может быть оптимальной только при тех условиях, когда учащиеся умеют контролировать и контролируют каждое свое учебное действие, а преподаватель проверяет правильность, точность и своевременность выполнения учебных заданий каждым учащимся. Преподаватель должен стремиться проверить у каждого учащегося каждое свое задание. Если же это практически невозможно, он должен у каждого создавать постоянную психологическую готовность быть проверенным.
Все руководство преподавателем учебной деятельностью учащихся имеет целью: обеспечить полноту и глубину восприятий учащимися учебной информации, интенсивность ее осмысливания и понимание ими, прочное запоминание, успешное практическое применение знаний и оптимальную обратную внутреннюю и внешнюю связь в процессе обучения. Для этого он должен максимально использовать весь арсенал педагогических средств и способов воздействий на психику учащихся. Только при этом условии преподаватель теоретического предмета достигнет успешной теоретической подготовки учащихся к их производственному обучению.
Для того чтобы определять степень доступности учащимся изучаемого ими содержания, обучающие в ходе занятий должны постоянно наблюдать за процессом усвоения учебного материала, потому что в педагогической, так же как и в любой другой, деятельности неизменно действует все тот же закон обратной связи: чем лучше обучающий видит, как учащиеся воспринимают и осмысливают содержание занятий, тем рациональнее его уточняет, обеспечивая оптимальную доходчивость и прочное усвоение. Поэтому лекции, например, читаемые одновременно с наблюдением за реакциями слушателей, доходчивее читаемых по тексту. Лектор, наблюдая за тем, как его слушают и понимают, постоянно уточняет содержание излагаемого им материала и приемы его изложения. Все это относится не только к теоретическим занятиям, но и к вводному инструктажу, к любому методу преподавания или инструктирования. И обеспечивать такую внешнюю обратную связь должны не только наблюдения обучающего, но и материальные средства учебного процесса.
Материальное обеспечение методов обучения имеет большое психологическое значение для их эффективности. Определяя место проведения занятий и обеспечивая их необходимыми учебными пособиями, надо иметь в виду следующую психологическую закономерность: усвоение тем успешнее, полнее и прочнее, чем больше анализаторов учащихся вовлечено в восприятие учебного материала. Время — основной показатель в планировании учебного процесса. Время изучения каждой темы определяется учебными программами. Но только начальной школе с детским возрастом учеников свойственно совпадение информации, даваемых учителем, и программы, а самоподготовка сводится к закреплению усвоенного на уроке. В профтехучилищах, техникумах и тем более вузах и институтах повышения квалификации информация, получаемая учащимися от педагогов, значительно дополняется получаемой в процессе самоподготовки по учебным пособиям и дополнительной литературе.

Проверка усвоения психологических основ подготовки учащихся:
1. От чего зависит успешность теоретической подготовки учащихся?
2. В чем заключается связь основного закона усвоения с ленинской теорией познания?
3. От чего зависят полнота и глубина восприятий учащимися учебного материала?
4. Как целесообразнее осмысливать учебную информацию, чтобы глубже ее понять?
5. Oт чего зависит полнота запоминания содержания учебного материала?
6. Почему необходимо применение теоретических знаний на практике?
7. Какое значение имеет обратная связь в усвоении теоретического учебного материала?

ПСИХОЛОГИЯ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Профессионально-техническое образование учащихся — это единый процесс, за качество которого несет ответственность весь педагогический коллектив училища. Потому какой бы теоретический и общеобразовательный курс ни читал инженер-педагог или преподаватель, будучи включенным в этот единый процесс, он должен быть хорошо знаком и с теорией, а следовательно, и с психологией производственного обучения.
Для психологии профессионально-технического образования системы производственного обучения представляют собой пути формирования профессиональных навыков, умений, привычек, способностей и других личных качеств, необходимых рабочему для вполне плодотворного производительного труда. А для учебных систем психология — одна из основ усовершенствования их с целью повышения эффективности производственного обучения. Поэтому системы производственного обучения в данном случае рассматриваются с психологической точки зрения, не касаясь их структуры, являющейся предметом профессиональной педагогики.
В различные периоды ремесленного обучения и профессионально-технического образования применялись, а в некоторых профессиях частично и применяются системы производственного обучения: предметная, операционная, аналитическая, операционно-комплексная, проблемно-аналитическая, приемо-комплексно-видовая.
Предметная система самая старая. Она применялась в период ремесленничества, когда требовалось изготовлять несложные предметы ручным способом. В то время она была психологически вполне обоснованна. Обучение на изготовлении такой, продукции было несложным и вполне доступным учащимся. Изготовление ценных предметов стимулировало их интерес к учебной работе и сознание ее общественной важности. Обеспечивалась целенаправленность, учебной работы. Но эта система обучения не удовлетворяла требованиям индустриального производства, оснащенного сложными техническими средствами. Машины заменили ручной труд рабочего, и обучение только ручному труду стало малополезным.
Нерациональность предметной системы в современных условиях подготовки рабочих заключается еще и в том, что в ней практика не требует основательной теоретической подготовки, осуществляется в отрыве от теории, полностью заменяет учебные упражнения и тренировки. От этого нарушается психологическая последовательность формирования профессиональных знаний, навыков и умений. Поэтому обучение предметной системе весьма ограничено по объему (обучение только изготовлению небольшого количества видов продукции) и требует значительной затраты учебного времени.
К тому же, освоив в училище изготовление каких-либо натуральных предметов, на производстве учащиеся сталкиваются с необходимостью изготовлять какие-то новые для них изделий или выполнять новые виды производственных работ, к которым они не подготовлены. По мере развития технических средств производства и усложнения в связи с этим трудовых процессов предметная система производственного обучения все более и более не удовлетворяла требованиям производства к объему и качеству подготовки квалифицированных рабочих и поэтому в преобладающем большинстве профессий заменена более совершенной операционной системой.
Операционная система была предложена в 1868г. в Московском ремесленном училище К. Д. Советкиным. В свое время она считалась прогрессивной, поскольку обеспечивала последовательное усвоение учащимися производственных операций. Но по мере усложнения технических средств производства характер операций изменялся, от рабочего требовались все более точные действия, все более совершенные навыки и умения. Нужна была система обучения, рассчитанная на выработку главным образом двигательных навыков. Так появилась аналитическая система производственного обучения, разработанная и широко внедрявшаяся Центральным институтом труда (ЦИТ) (1).
Аналитическая система строилась на развитии психомоторики учащихся путем выработки двигательных навыков посредством использования макетов рабочих инструментов. Сначала выполнялись ритмичные движения, не производя какой-либо работы. Затем учащиеся уже рабочим инструментом выполняли отдельные приемы, начиная с простейших, потом приступали к освоению производственных операций на бросовом материале. Эта система дала возможность в 2 раза ускорить процесс формирования производственных умений. Но выработанные на макетах и простейших приемах шаблонные навыки в производственных условиях приходилось перестраивать, делать более гибкими. Такая перестройка сопровождалась большим количеством ошибок и приводила к браку в работе, а иногда и к авариям.
Ошибки аналитической системы обусловливались тем, что сначала применялась тренировка в виде многократных повторений одних и тех же движений в стандартных условиях вне связи с теоре-
-----------------------------------------------------------------------
1. Подробней см.: Гастев А. К. Трудовые установки. М., 1924; 1973.
-----------------------------------------------------------------------
тическими знаниями и восприятиями хода и результатов этих движений. Такая тренировка, опережая теоретическую подготовку и учебные упражнения, не требовала, а потому и не развивала техническое мышление учащихся и поэтому оказалась нерациональной. Впоследствии аналитическая система была заменена операционно-комплексной.
Операционно-комплексная система производственного обучения более 30 лет применяется в профтехучилищах при подготовке рабочих почти всех профессий. Она обеспечивает подготовку учащихся до уровня 2-го и 3-го квалификационных разрядов, но требует больших затрат учебного времени на освоение операций и комплексных работ. В большинстве профессий на их отработку отводится половина учебных часов всего курса обучения. Она состоит из сочетания предметной, операционной и комплексных работ. Операции и комплексные работы осваиваются путем изготовления или обработки натуральных предметов, представляющих собой производственную продукцию. Изготовление предметов в целях освоения производственных операций и их комплексов полезно и в современных условиях, но только тех, которые учащимся придется изготовлять и в процессе работы на предприятиях.
С психологической точки зрения недостатки операционно-комплексной системы в том, что не вполне обеспечена связь операционных упражнений и комплексных работ с соответствующими темами специальной технологии; не предусматривается формирование умственных и сенсорных навыков, а также тренировка в выполнении отдельных наиболее трудно усваиваемых и особо ответственных производственных действий. Вследствие этого операционно-комплексная система очень трудоемка и не обеспечивает формирования производственного мастерства учащихся. Она совсем не подходит для обучения профессиям, в которых умственные навыки преобладают над моторными. Это требовало поиска новой системы производственного обучения, и в 60-х годах такая система была предложена С. Я. Батышевым.
Проблемно-аналитическая система, разработанная им, устраняя психологические недостатки предыдущих систем, обобщает их достоинства. При этой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материал программы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможности самостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, а также элементы умственной деятельности, необходимые при регулировании технологических процессов. Учебные проблемы связаны с реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что есть на практике.
Обучающиеся овладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, соответствующей течению технологического процесса и характеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая проблема представляет собой самостоятельное задание и состоит в свою очередь из нескольких частей, отрезков, называемых ситуациями. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщенно, а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство с технологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы, раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними» (1).
Однако практика показывает, что и эта система еще не может считаться полностью ее удовлетворяющей. Поиск продолжается. Так, К. Н. Катханов считает, что «в основу современной системы производственного обучения должны быть положены два важнейших элемента профессии — приемы труда и виды работы. Такую систему производственного обучения целесообразно назвать приемо-комплексно-видовой (ПКВ). В этом названии раскрывается важнейшая сторона производственного обучения — необходимость прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего сочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов.
Принципиальное отличие такой системы производственного обучения от действующей ныне операционно-комплексной состоит в том, — пишет далее К. Н. Катханов, — что в новой системе основным элементом трудовой, профессиональной подготовки является прием работы, а не чрезмерно крупный элемент профессии и условно собирательное понятие для многих профессий «учебно-трудовая операция». Приемы труда, являясь непременной составной частью любой рабочей профессии, делают названную систему приемлемой для подготовки большинства рабочих профессий» (2). С этими словами нельзя не согласиться.
После усвоения всех проблем переходят к изучению технологического процесса в целом.

Проверка усвоения психологической сущности систем производственного обучения:
1. Перечислите и опишите системы производственного обучения.
2. В чем заключаются основные недостатки, свойственные предметной, операционной, аналитической и операционно-комплексной системам?
3. В чем отличие от других приемо-комплексно-видовой (ПКВ) системы производственного обучения?

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Кроме специальных знаний, квалифицированному рабочему в современном производственном труде требуются разнообразные навыки, весьма сложные умения и мастерство в своем деле. Для этого необходима система упражнений, которые формировали бы вместе с тем профессиональные способности учащихся и развивали бы их личные качества. Разумеется, упражнения должны быть многократными, до достижения определенных нормативов правильности действий, затем — точности, потом — и быстроты.
Успешность упражнений достигается при следующих основных психологических условиях:
-----------------------------------------------------------------------------
1. Вопросы профессиональной педагогики. М., 1968, с. 420.
2. Катханов К. Н. Педагогические основы производительного труда учащихся профессионально-технических училищ. М., 1976, с. 123—124.
-----------------------------------------------------------------------------
1) определенности конкретной цели каждого упражнения — чему научиться и до каких показателей правильности, точности и быстроты действий;
2) не только знаниях, но и ясных представлениях последовательности и техники выполнения предстоящих действий, которые должны осваиваться в упражнении;
3) предварительном освоении правил выполнения осваиваемых действий и техники безопасности;
4) многократном выполнении упражняемых действий в целях достижения все возрастающей точности и быстроты действий;
5) постоянном самоконтроле хода и результатов действий, а также контроле и руководстве со стороны обучающего.
Все эти психологические условия создаются при проведении упражнений, которые должны включаться в обучение постепенно, по четырем этапам.
Ознакомительное упражнение проводится с целью создания ясных представлений путем мысленного воспроизведения учащимся предстоящих действий, направленных на достижение их цели. При этом он, увидев показ предстоящих действий и прослушав объяснения, на своем рабочем месте, пользуясь необходимыми техническими средствами и наглядными пособиями, старается мысленно и условными движения воспроизвести показанные ему действия, добиваясь лишь ясных представлений техники выполнения усваиваемых действий и их последовательности.
Мысленное воспроизведение какой-либо работы занимает значительно меньше времени, чем сама работа. Поэтому ознакомительные упражнения не удлиняют, а сокращают общий срок формирования тех или иных умений. Для трехкратного или пятикратного воспроизведения осваиваемых действий потребуется всего лишь около 10—15 минут, потому что любое упражнение продуктивно только до тех пор, пока учащийся замечает улучшение своих действий.
Цель пробных упражнений заключается в усвоении правильности действий, а правила надо сначала вспомнить, потом обдумать, как их практически выполнить. После ознакомительного упражнения, когда у учащегося сложится ясное представление всего процесса работы, он должен сразу же попробовать произвести эти действия в натуре, добиваясь правильности выполнения каждого движения и каждого действия, начиная с рабочей позы, хватки инструмента и до строго последовательного и правильного выполнения всех операций, обращая внимание на каждое движение, действие и их результат.
Пробные упражнения обычно занимают больше времени, чем ознакомительные, но и они должны продолжаться только до безошибочного выполнения правил осваиваемой работы. При этом точность и быстрота действий не имеют значения. Как только практически будет усвоено выполнение правил до трехкратного безошибочного повторения осваиваемой работы, пробное упражнение прекращается, и учащийся должен перейти к основному упражнению.
Главнейшая цель основного упражнения — автоматизация частных навыков. Только в основных упражнениях полностью формируется сложное умение, включающее в себя комплекс навыков. Ознакомительные и пробные упражнения — лишь подготовительные к основному, обеспечивающие его успешность.
Основные упражнения проводятся на ученических рабочих местах, но в тех случаях, когда требуется совершенствовать отдельные навыки, а также при невозможности упражняться на натуральных машинах или технологических установках, для основных и тренировочных упражнений, цель которых — закрепить или восстановить после перерыва навыки, применяются тренажеры.
Тренажер — специальное техническое средство для упражнений, применяемое с целью формирования навыков, умений и развития способностей к выполнению производственных действий. Необходимость в использовании таких специальных технических средств тренировки вызвана сложностью осваиваемых учащимися производственных машин, агрегатов и установок, овладение которыми в учебной обстановке чем-либо затруднено или совсем невозможно.
Коренное отличие тренажеров от наглядных пособий, помогающих усвоению знаний, состоит в том, что тренажер конструируется и используется, чтобы многократным повторением на нем осваиваемых действий в условиях оптимальной обратной связи развивать навыки и умения.
Основное правило использования любого тренажера заключается в том, что он должен позволять повторные упражнения с возрастающей трудностью при постоянном самоконтроле, уточнении и совершенствовании качества действий.
Второе правило: не всегда следует упражнять на тренажере целостный комплекс трудовых операций. Если тренажер хорошо развивает способность к выполнению отдельной операции или отдельного действия, то он полезен и поможет дальнейшему развитию умений и способности к выполнению целостного комплекса производственных действий. Легко вычленяются из целостной трудовой деятельности и могут самостоятельно отрабатываться использование различного оборудования, чтение показаний контрольных приборов, двигательная ориентировка на рабочем месте, последовательность действий и т. п.
Третье правило: вычленяемая для самостоятельных упражнений часть деятельности должна состоять из действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной трудовой деятельности. Сложную деятельность можно и нужно расчленять на отдельные действия или на группы для раздельной тренировки, но дробить деятельность на отдельные, не имеющие самостоятельной цели акты, нерационально и даже вредно.
Следует иметь в виду, что какими бы совершенными ни были тренажеры и методы тренировки на них, как бы долго и систематично ни проводились тренировочные упражнения на тренажерах, они совершенствуют только навыки и умения, развивают профессиональные способности и некоторые черты личности, но не могут дать законченного мастерства. Профессиональное мастерство полностью формируется только в реальной производственной работе, а тренажеры лишь ускоряют процесс такого формирования. В этом и заключается их основное значение.

Проверка усвоения психологической сущности упражнений в теоретическом и производственном обучении:
1. Какие условия необходимы для обеспечения успешности упражнений?
2. Перечислите и опишите этапы упражнений.
3. Какие следует соблюдать правила при использовании тренажеров?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +