Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Возрастные особенности психики учащихся и становление личности


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — усвоить психические особенности юношеского возраста учащихся профтехучилищ, закономерности становления личности в этом возрасте, особенности взаимоотношений с товарищами и отношения к обучению профессии настолько полно и точно, чтобы в дальнейшей педагогической деятельности постоянно учитывать возрастные особенности психики учащихся в учебной и воспитательной работе с ними.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Человек рождается не только биологическим организмом, но и биосоциальным существом, с рядом унаследованных социальных свойств. Они существуют у него в виде задатков, заложенных в генах, как возможностей развития у него определенных анатомо-физиологических свойств организма и психических свойств личности.
Задатки как возможности становятся действительными свойствами человека только в результате его взаимодействия с социальной и физической средой. Наиболее существенными социально обусловленными задатками психических свойств человека являются задатки развития форм отражения (свойственных и животным); обучаемости (в отличие от дрессируемости животных) и более всего — обучаемости речи; социализации.
Развитие человека в целом, как и каждой отдельной особенности ею личности, — это равнодействующая взаимодействия двух процессов (но не факторов): биологического созревания и доминирующего над ним социального формирования, стихийного или целенаправленного. Учащиеся профтехучилищ находятся на важнейшем этапе биологического полового созревания и социального становления личности. Понимание их возрастных особенностей требует хорошего знакомства с основами возрастной психологии, несмотря на то, что контингент учащихся профессионально-технических учебных заведений за последние годы значительно повзрослел.
Если раньше в училищах обучались преимущественно подростки, то теперь в большинстве — юноши и девушки. Такое повзросление контингента учащихся произошло по трем причинам. Во-первых, в связи с переходом к всеобщему среднему образованию в профтехучилища поступает молодежь с восьмилетним общим образованием в возрасте 14,5—15 лет, а значительная часть — с полным средним образованием в возрасте 16,5—17 лет. Во-вторых, удлинился срок обучения в средних профессионально-технических учебных заведениях, дающих общее среднее образование и производственную квалификацию. В-третьих, в связи с акселерацией (ускорением развития организма) границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и он уже заканчивается в 14—14,5 лет (1), поэтому возраст 15 лет — это уже ранняя юность.
Увеличение возраста контингента учащихся профтехучилищ и удлинение общих сроков их обучения весьма существенно и вполне закономерно сказывается на процессе становления их личностей. «Чем продолжительнее общественно необходимые сроки образования и обучения, тем позже наступает действительная социальная зрелость. Отсюда — удлинение периода юности и некоторая неопределенность возрастных границ вообще» (2). В ранней юности (15— 17 лет), хотя и в меньшей мере, но все же проявляются почти все особенности психики подросткового возраста.
Потребности, вызванные физическим и психическим развитием, побуждают подростка и юношу к подвижности и разнообразной деятельности, к острым ощущениям и приятным переживаниям. У них обострены ощущения, восприятия, память (3), эмоции, внимание и психомоторика, но еще недостаточно развиты мышление, чувства, воля. Нервное возбуждение преобладает над торможением, а это порождает такие психические состояния, как безудержная энергичность, не вполне зрелая инициативность и беспредельная активность. Пока еще нет необходимых для успешной деятельности целеустремленности, стойкой заинтересованности полезными делами, сосредоточенности и дееспособности. Недостает и таких психических свойств, как самостоятельность, осмотрительность, самокритичность, сообразительность, расчетливость, осторожность и дальновидность.
В поведении и деятельности подростка и юноши появляются подчас непосильные для них противоречия. Основное — противоречие между быстро возрастающими физическими, нравственными и материальными потребностями, порождающими обилие желаний, и весьма ограниченными, во многом недостаточными возможностями их удовлетворения.
Подросток видит в жизни, на экране и в книгах полную самостоятельность и кажущуюся независимость взрослых, их большие и интересные дела, смелые поступки, подвиги, авторитет у окружающих, и малое, неинтересное, тяжелое и неприятное не привлекает
--------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Возрастная и педагогическая психология. Ред. А. В. Петровский. М., 1973, с. 143.
2. Там же
3. См.: Возрастные индивидуальные особенности развития памяти (сб.) Ред. А. А. Смирнов. М., 1967.
--------------------------------------------------------------------------------
его внимания, остается незамеченным. У него появляется страстное стремление стать или хотя бы казаться вполне взрослым, и это желание ему представляется легко осуществимым. Несоответствие между потребностями и возможностями создает противоречие между подростком и родителями, учителями и другими наставниками.
Подросток стремится осуществить свои многочисленные желания, множество своих «хочу»: пользоваться всем, что имеют взрослые; быть независимым, самостоятельным и свободным; быть сильным, смелым и ловким, чтобы доказать окружающим свою значимость. Воспитатели того же хотят от своего воспитанника, но только через «надо». Противоречия между подобными «хочу и «надо» иногда создают острые конфликтные ситуации в семье, в школе, в профтехучилище. У воспитанного человека «хочу» может быть удовлетворено только через выполнение «надо». Если подросток не научен понимать и не приучен к выполнению того, что «надо», то он, проявляя своеволие, сопротивляется требованиям воспитателей и следует только своим незрелым желаниям.
Мышление юношей, в отличие от мышления подростков, отличается более высоким уровнем обобщения. У них «возникает интерес к причинному объяснению явлений, развивается умение аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, появляется критичность мышления» (1).
Любознательность создает предпосылки для формирования мировоззрения.
У юношей и девушек одним из важнейших компонентов в структуре личности становится самооценка. При этом они проявляют повышенный интерес к своей внешности, манерам поведения, значимости в среде, несколько переоценивая свои достоинства и способности. Такая саморефлексия и значительная эмоциональная возбудимость делают их чрезвычайно чувствительными к малейшим унижениям их достоинств, вызывающим обычно довольно бурную реакцию. По этой же причине они большей частью находятся в тревожном состоянии, испытывая смутные переживания какой-то неопределенности, как бы отовсюду ожидая неприятностей. Все это обусловливается половым созреванием и социально-имущественным положением по собственному самосознанию иждивенца и все еще ребенка по положению в семье. Такое состояние психики в юношеском возрасте значительно усложняет становление личности и делает этот период весьма критическим и конфликтным.
Конфликты обычно вызываются несоответствием желаемого положения личности в своей среде фактически сложившемуся. Юноше хочется играть в обществе одну роль, а окружающими ему отводится другая, менее достойная, по его мнению. Возникает противоречие между уровнем притязаний и возможностями их достижения. Чем больше притязания превосходят реальные возможности их достижения тем менее человек удовлетворен сложившимися обстоятельствами и самим собой. Сначала конфликт по этой причине вы-
---------------------------------------------------------------------
1. Крутецкий В. В., Лукин И. Н. Очерки психологии старшего школьника. М., 1963, с. 7.
---------------------------------------------------------------------
зревает внутри личности, происходит разлад с самим собой, затем перерастает в конфликт социальный, нарушающий нормальные контакты с группой или коллективом, и таким путем возникает аффект неадекватности (1).
Влияние конфликтных ситуаций на становление личности может быть положительным, если побеждают разумная воля, выдержка, самообладание, принципиальность и справедливость, и отрицательным, когда подавляется самостоятельность личности, унижаются ее достоинства, снижаются активность и инициативность, вызываются астенические эмоции. Но главное значение в становлении личности юноши и девушки имеют не конфликты, а формирование общественно полезной направленности, успешное накапливание профессионального опыта и развитие профессиональных способностей. Важно, чтобы учащиеся профтехучилищ понимали, что в основе их личного благополучия, самостоятельности, роли и значимости в среде в настоящем и будущем должен быть успешный учебный и производственный труд. И чтобы не только знали со слов преподавателя, но и убеждались в этом повседневно на опыте собственной учебной и производственной деятельности.

Проверка усвоения закономерностей становления личности учащегося:
1. Почему «повзрослел» контингент учащихся профтехучилищ и к чему это обязывает преподавателей?
2. Что и почему задерживает наступление социальной зрелости учащихся и какие педагогические выводы следует из этого сделать?
3. Почему у советской молодежи слишком высок уровень притязаний?
4. Какое значение в структуре личности учащихся имеет самооценка?
5. В чем основная причина конфликтных ситуаций у учащихся профтехучилищ?
6. Что имеет главное значение в становлении личности учащегося профтехучилища?

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Среди многих возрастных особенностей учащихся профтехучилищ на особом месте стоят особенности их общения. Потребность общения — врожденная. Она проявляется в общении даже грудного ребенка с матерью, а потом и с другими людьми, быстро развивается в детском и особенно в подростковом возрасте, а в юношеские годы общение становится важнейшим видом деятельности. Юноши и девушки в общении познают друг друга, самих себя, окружающий мир, делятся знаниями, опытом, развивают свои умственные и другие способности, побуждают друг друга к тем или иным делам и поступкам, сказывающимся на формировании их интересов, склонностей и в целом личности. Недаром говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься» (2).
Подростки превыше всего ставят дружбу, товарищество, взаимную выручку; те же взаимоотношения продолжаются и в юношеские годы. При этом на поведение учащихся подросткового и раннего юношеского возраста друзья влияют в несколько раз сильнее, чем
-------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Зюбин Л. М. Психологические особенности трудных учащихся профессионально-технических училищ. М., 1966.
2. См.: Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
--------------------------------------------------------------------------------
родители и педагоги. Это объясняется тем, что незрелость и неопытность подростка вынуждают его искать поддержку в ком-либо из окружающих. Ему нужен друг, который понимал бы его желания и помогал их осуществлять. И если он не находит такого друга среди родственников и педагогов, то непременно найдет кого-либо из посторонних взрослых или сверстников, разделяющего его интересы и стремления и чем-то восполняющего присущие ему недостатки. Этот друг обычно и становится его фактическим наставником. Будет ли он положительно влиять на подростка или развращать его — зависит от его нравственности.
Под влиянием товарищей подросток или юноша может удовлетворить и как-то удовлетворяет свои потребности и желания. И если это удовлетворение доставляет ему большую радость, то его, может быть, случайный интерес к какому-то действию или поступку перерастает сначала в склонность, затем в страсть или привычку. Так у учащихся появляется склонность, например, к математике, физике или химии, к столярному, слесарному или какому-либо другому делу, но точно так же они могут привыкнуть к лживости, хулиганству и другим аморальным поступкам.
Все предосудительные поступки в подростковом и раннем юношеском возрасте происходят от обилия мимолетных желаний и от слишком короткого предвидения последствия. Почти все пагубные желания начинаются с развлечений, сначала безобидных и представляющихся легко осуществимыми. Однако на деле оказывается, что осуществление их превышает возможности подростков. В этом сказывается естественная потребность развития личности. Если бы подростки делали только то, что могут, они не развивали бы свои психические свойства. Подростки не умеют видеть дальше непосредственного удовлетворения-своего какого-либо желания и вовремя затормозить его, когда оно поведет к опасным последствиям. Научить учащихся предвидению результатов поступков и сдержанности в поведении — главнейшая задача воспитателей (1).
Подростки не в меру энергичны и непоседливы; безделье для них невыносимо, а от однообразной работы они скоро утомляются, теряют к ней интерес, и все это проявляется в их учебной и производственной деятельности тем сильнее, чем меньше они заинтересованы делом. Следовательно, для успешного обучения и воспитания подростков чрезвычайно важно заинтересовать и увлечь их полезными, разнообразными, непременно трудными, но посильными занятиями.
«Сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отношения, сложившиеся в пору его детства» (2). Каждый подросток и юноша успешными делами стремятся утвердить свою личность среди окружающих. Значит, надо помогать им добиваться успехов в полезных коллективных делах и этим проявлять свои достоинства. В против-
-----------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Краковский А. П. О подростках. М., 1970.
2. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970, с. 354.
-----------------------------------------------------------------------------------
ном случае они могут возвышать себя перед другими, отрицательными делами и поступками, протестуя против непризнания или унижения их достоинств.
Положительные качества, потребности и стремления есть у каждого, даже в чем-то испорченного подростка. Все подростки любознательны. Большинство хочет быть не хуже других и чем-то отличаться, быть заметным в своей среде. Все подростки энергичны и активны, но не всегда знают, куда направить свою энергию. Следовательно, надо загрузить их полезной, разнообразной и интересной работой, радующей непосредственными результатами. Все подростки стремятся к самостоятельности, хотя и не всегда бывают подготовленными к ней, а часто не имеют возможности для самостоятельных действий. Значит, надо лучше готовить их к самостоятельной деятельности, доверять самостоятельную работу и всеми средствами обеспечивать ее успешность. Как видно, положительного в психике подростков вполне достаточно, чтобы, используя и развивая эти их качества, устранять отрицательные влечения, склонности, дела и поступки.
В юношеском возрасте при плодотворной учебной и воспитательной работе все рассмотренные выше «шероховатости» психики подростков и их общения постепенно сглаживаются. Складывается мировоззрение. Более четко вырисовываются характер и индивидуальные черты личности. Учебная и производственная деятельность становится более сознательной и целеустремленной. Появляется стремление к организованности, возрастает чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность.
Юноши видят дальше непосредственных действий и поступков, начинают предвидеть их результаты и последствия. У них появляются самообладание, настойчивость, становятся более твердыми решения, формируется воля. В своей деятельности они уже больше руководствуются здравым смыслом, чем влечениями и желаниями. Их переживания и волнения уже подчинены волевому контролю, но еще более сильны благодаря развитию моральных и эстетических чувств.
Однако и в этом возрасте все еще проявляются «следы» подростковой психики. Поэтому все воздействия на юношей по существу должны быть такими же, как и на подростков, к которым надо относиться так же, как ко взрослым, потому что они хотят быть взрослыми и даже считают себя такими. Но юношам следует ставить более отдаленные и трудные задачи, чем подросткам, поскольку в юношеском возрасте физические силы, знания, опыт в целом, да и нервная система более развиты и крепки.
Различия в общении между подростками и юношами выражаются и в том, что дружба юношей более постоянна, но микрогруппы часто разрушаются вследствие того, что между юношами и девушками появляются взаимные и невзаимные влечения, обостряющие отношения между отдельными юношами и девушками. В этих случаях от преподавателей требуется особое внимание к общениям учащихся учебной группы между собой и корректное устранение таких обострений путем вовлечения всех учащихся группы в проведение каких-либо коллективных мероприятий, сплачивающих коллектив и оздоровляющих межличностные отношения учащихся.

Проверка усвоения особенностей общения подростков и юношей:
1. Как влияет общение на формирование личности подростка?
2. Отчего возникают их склонности и привычки?
3. В чем основные причины предосудительных поступков подростков и юношей?
4. Перечислите положительные качества, свойственные подросткам и юношам.
5. В чем различия в общении подростков и юношей?

ОТНОШЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ

Ранний юношеский возраст — время размышлений о профессии. Исчезают детские мечты о каких-либо романтических занятиях и подвигах, появляются зрелые суждения о конкретных видах труда. И чем старше становится юноша, тем насущнее для него проблема выбора профессии. Только у одного из десяти сохраняется мечта об увлекшем в подростковом возрасте виде будущей деятельности, а 90% ищут новые «ориентиры». При неограниченных возможностях выбрать профессию по душе, по призванию, по способностям — дело чрезвычайно трудное, а многим и непосильное. Советуются прежде всего с друзьями, выслушивают пожелания, а иногда и настоятельные требования родителей, слушают и рекомендации учителей, но решиться в большинстве случаев долго не могут. Только рабочих профессий больше тысячи, а других — не меньше, и каждая в суждениях юношей имеет свои «плюсы» и «минусы».
На первое место юноши ставят профессии творческие, на второе — общественно значимые, на третье — наиболее высокооплачиваемые должности (1). Понравится профессия по какому-либо из этих признаков или по виду деятельности, но возможно ли ею овладеть, удобно ли будет для семьи, сможет ли она обеспечить получение необходимого образования? Приходится выбирать род занятий не только по призванию, но и по возможностям. Большинство юношей, их родителей и учителей считают, что надо получить высшее образование (таким сложилось общественное мнение об уровне образования молодежи), а поступить в вуз может только одна треть желающих.
Вот и приходят юноши и девушки в профтехучилища разочарованными, потерпевшими много неудач в своих стремлениях и переживших немало неприятностей из-за этого от учителей и родителей. У них уже подорвано желание учиться, и принуждает к этому только необходимость куда-то устроиться и чему-то научиться.
Все эти и подобные им обстоятельства определяют отношение поступивших в профтехучилище новичков к обучению в нем и психическое состояние в первое время занятий. Неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах. Некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правиль-
-------------------------------------------------------------------------
1. См.: Возрастная и педагогическая психология, с. 164.
-------------------------------------------------------------------------
ности выбора. Отсюда - настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений с ними, боязнь плохих оценок и неприятностей от родителей.
Отношение новичков к мастерам производственного обучения и к занятиям в учебных мастерских значительно лучше. Объясняется такое различие отношений к теоретическому и производственному обучению следующим. Во-первых, тем, что занятия в мастерских — это не «надоевшая учеба», а практическая работа, изготовление каких-то предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда, а подростки и юноши склонны к таким занятиям еще с детства. Во-вторых, мастер — это образец того, кем они должны стать после окончания училища, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодится. К тому же мастер чаще общается с учащимися, заботится о них, поэтому он и становится идеалом.
Все эти нюансы отношений новичков к обучению в училище ставят преподавателей общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в весьма затруднительное положение. Надо заинтересовать новичков предметом, вселить уверенность в успехах, вызвать радость познания, создать настроение удовлетворенности избранной профессией и занятиями в данном училище.
Необходимо устранить замкнутость, отчужденность новичков от преподавателя и соучеников, возродить свойственные их возрасту общительность, откровенность, товарищество и дружбу.
Обязательно требуется обеспечить каждому успех в изучении первых тем преподаваемого предмета. И множество других «надо», но не всегда ясно, как конкретно всего этого достичь, какими приемами и методами можно решить столь сложные и многочисленные педагогические проблемы.
Без знания возрастных и индивидуальных особенностей психики учащихся, их направленности и отношения к обучению в профтехучилище, сильных и слабых психических свойств и психических состояний успешно решать педагогические проблемы на каждом занятии невозможно, потому что устранять отрицательное в психике можно только развитием положительного.
Как уже отмечалось, все подростки и юноши любознательны, хотя за время обучения в школе их любознательность несколько снизилась. Значит, преподавателю училища надо развить это важное психическое свойство новичков. Для этого в училищах весьма благоприятные условия. Новизна профессии, учебных предметов и материалов, да и обстановка в новом для бывших школьников учебном заведении способствует развитию любознательности. Подростки и юноши испытывают вполне естественную потребность в активной деятельности. В училищах есть все возможности для проявлений активности учащимися. Разнообразие учебной деятельности, необходимость доводить все знания до практического овладения ими, до навыков и умений, большое количество наглядных пособий и натуральных производственных предметов, с которыми учащимся надо практически работать, создают все необходимые условия для проявления активности; нужна только самостоятельность в учебной деятельности, потому что без самостоятельности никакая активность невозможна, но ведь меру самостоятельности учащихся на занятиях определяет преподаватель, и он же обеспечивает ее успешность. К тому же подростки и юноши стремятся к самостоятельности во всем, в частности к самостоятельному изучению учебного материала. Надо максимально использовать эту особенность психики юношеского возраста.
В результате умелого использования хотя бы только этих психических свойств учащихся при появлении первых же успехов в учебной деятельности их отношение к обучению в училище, а вместе с этим — и к профессии изменяется в лучшую сторону. Исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности квалифицированного рабочего социалистического производства.

Проверка усвоения отношений учащихся к обучению в профтехучилище:
1. Как влияет возраст учащихся на стремление к получению профессии?
2. Какие профессии юноши выше ценят?
3. С каким настроением приходят в училище большинство юношей?
4. Почему к производственному обучению большинство учащихся относятся лучше, чем к теоретическому?
5. Перечислите возможности преподавателя улучшить отношение учащихся к обучению и к осваиваемой профессии.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +