Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психология организации труда и производственная среда


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — понять психологическую сущность организации труда, чтобы научиться анализировать и улучшать условия среды и режима труда и отдыха учащихся, предупреждать их усталость и обеспечивать безопасность их труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА

Этот раздел психологии труда дает психологическое обоснование ряда мероприятий по научной организации труда.
Научная организация труда (НОТ) — это такая его организация, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики (1). Научный подход к организации труда — постоянное стремление к поиску и применению в труде новых, наиболее рациональных способов работы, повышающих производительность труда работающих. Это стремление, организация и осуществление новаторской деятельности опирается на психологию (2).
Искать новое, более полезное в деле — значит применять и использовать в учебном и производственном труде то, что уже добыто наукой, а также, пользуясь научными методами, создавать то, чего еще нет в учебных заведениях или на производстве.
Трудоспособность и производительность труда зависят от: а) социально-психологического климата на производстве; б) внешней среды на производстве, материальных условий и обстановки рабо-
-----------------------------------------------
1. См.: Основы научной организации труда. М., 1971, с 16.
2. Подробней см.: Психофизиологические и эстетические основы НОТ. М., 1967, с. 35—50; 1971, с. 36—51; Физиологические и психологические основы НОТ. М., 1970, с. 50—64, и все эти книги.
------------------------------------------------
ты; в) режима труда, т. е. продолжительности, интенсивности, ритмичности и чередования труда и отдыха; г) особенностей взаимодействия системы «коллектив — человек — машина — среда»; д) обеспечения безопасности труда.
Закономерности социально-психологического климата уже были разобраны (см. выше тему «Психология межличностных отношений»). Здесь будут разобраны стороны организации труда, обеспечивающие его качество.
Среда — это все, что влияет на психику человека. Различают внутреннюю среду организма и внешнюю — социальную и физическую среду.
Социальная среда — понятие чрезвычайно широкое, в котором для целей психологии труда надо различать три градации:
1. Общественная формация. Примеры ее влияния на психику конкретного трудящегося отчетливо видны при сравнении чувств рабочего капиталистического и социалистического производства.
2. Класс. Его влияние можно наблюдать и в советских условиях, например, при сравнении технических интересов колхозника и рабочего совхоза.
3. Трудовой коллектив. Его влияние видно в создании социально-психологического климата труда.
Физическая среда — это рабочее место, учебная лаборатория, мастерская, полигон, цех, завод со всем их оборудованием, это и погода, и климат, и земля, и воздух. Однако к физической среде нельзя относить те орудия труда, которыми непосредственно пользуется рабочий в своей трудовой деятельности, потому что они его не окружают, а принадлежат ему как множители его силы, подвижности и эффективности его действий. Оператор и машина — это единая система, требующая специального психологического анализа, а производственная среда оказывает лишь внешнее воздействие на психику рабочего.
Проблемами влияния внешней среды (в частности, их касающейся) занимаются социология, психология труда, психогигиена и эргономика.
Пользуясь данными других наук и проводя свои исследования взаимодействия коллектива и человека с окружающей технической средой, эргономика изучает все факторы, положительно и отрицательно влияющие на труд человека. Используя разработанную гигиеной труда следующую классификацию факторов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и работоспособность трудящихся, эргономика изыскивает возможности исключения или снижения вредного воздействия этих факторов:
I. Вредности, связанные с неправильной организацией труда: 1) чрезмерная продолжительность работы; 2) чрезмерная интенсивность работы; 3) нерациональный режим труда; 4) длительное вынужденное однообразное положение тела; 5) перенапряжение отдельных органов и систем — локомоторного аппарата, дыхательных органов, центральной нервной системы, органов чувств.
II. Вредности, связанные с производственным процессом:
А. Физические факторы:
1) неблагоприятные метеорологические условия; ненормальная температура воздуха, тепловое излучение, чрезмерная или недостаточная влажность воздуха и сырость, неблагоприятные комбинации температуры, теплового излучения, влажности и движения воздуха; 2) коротковолновое и видимое излучение, ультрафиолетовое, рентгеновское, радиоактивное; чрезмерно яркие источники света; 3) ненормальное атмосферное давление (повышенное, пониженное); 4) шум и сотрясение.
Б. Химические и физико-химические факторы:
1) токсические вещества, встречающиеся на производстве в качестве сырья или случайной примеси к нему, а также промежуточных или конечных продуктов производства; 2) производственная пыль; 3) биологические факторы; а) инфекции или инвазии (микробы, глисты, клещи и т. п.); б) больные животные и др. (опасность укусов).
III. Вредности, связанные с недостатками общесанитарных условий мест работы:
1) недостаточность кубатуры; 2) дефекты отопления; 3) дефекты освещения; 4) прочие дефекты устройства и содержания рабочих помещений; 5) неблагоприятное влияние атмосферных условий при работе на открытом воздухе.
Всякий ранее индифферентный, безразличный для организма элемент внешней среды при известных условиях способен сделаться фактором воздействия на организм через центральную нервную систему, ее рецепторы, причем воздействие в этих условиях нейтральных элементов внешней среды может производить глубокое изменение в организме и психике. Такие условнорефлекторные факторы производственной среды не могут не интересовать психологию труда.
Важнейший фактор производственной среды — освещение рабочего места. Его изучению уделяется очень большое внимание, и проводится оно представителями разных специальностей. Светотехники с большой точностью замеряют существующие яркости источников света и освещенности различных участков сенсорного поля, устанавливая необходимые яркости для заданных освещенностей; физиологи и окулисты определяют временные или хронические изменения отдельных функций органа зрения работающих в условиях данного освещения и вместе с гигиенистами дают его оценку в сравнении с другими видами освещения. Задача психологии труда при изучении освещения рабочего места — показать, что именно изменяется в деятельности человека, выполняемой при данном освещении, например, как изменяются скорость и точность чтения показателей приборов в условиях различного освещения.
Рабочее место с его сенсорным и моторным полями — важнейшая производственная среда, взаимодействующая с человеком в процессе труда. При этом, если описанные выше факторы физической среды сопутствуют труду, помогая или мешая ему, то сенсорное и моторное поля в значительной степени определяют психологическое содержание трудовой деятельности, являясь средствами достижения ее целей.
В последние годы понятие производственной среды все более и более рассматривается не только в гигиеническом, но и в эстетическом плане. Кроме того, все больше становится предприятий, не говоря уже о профтехучилищах, для которых дроблена эстетики становится основной по сравнению с уже решенной гигиенической (1).

Проверка усвоения влияния производственной среды на психику рабочего:
1. Что представляет собой социальная производственная среда?
2. Перечислите, что относится к учебной и производственной физической среде лучше всего известного вам профтехучилища.
3. Подберите примеры влияния освещенности и окраски предметов на учащихся.

РЕЖИМ ТРУДА

Есть два основных пути изменения процесса труда с целью повышения его производительности: интенсификация и рационализация труда. Интенсификация труда достигается путем устранения простоев и потерь рабочего времени, лишних движений, ускорения темпа рабочих движений, уменьшения пауз для отдыха, увеличения физических нагрузок и т. д. Если интенсификация труда совмещается с рационализацией и осуществляется в разумных пределах — результат ее положителен. Чрезмерная, нерациональная интенсификация приводит к снижению качества труда и к повышению утомляемости работающих. Интенсификация труда должна совмещаться с правильным режимом труда.
Режим труда — это распределение работы и отдыха как в течение всего дня, так и в короткие отрезки времени. Когда речь идет об учете и организации микропауз, включаемых иногда даже в выполнение действия, но чаще отделяющих одно действие от другого, говорят о микрорежиме.
Режим труда всегда включает в себя и режим отдыха. Микропаузы в труде — одна из форм отдыха. Вместе с тем затянувшаяся пауза может стать мешающим деятельности перерывом, простоем. Проблема режима труда заключается в определении того, в каком наибольшем отношении могут стоять друг к другу по продолжительности время работы и время отдыха в течение дня, чтобы утомление от работы данного дня минимально переходило на работу следующего. Утомление, возникающее в процессе трудовой деятельности, или так называемое профессиональное утомление, — важнейшая проблема психогигиены труда.
Психогигиена — наука, лежащая на пересечении психологии, гигиены и психиатрии, цель которой — разработка и обоснование мероприятий, направленных на снижение утомления, предупреждение переутомления и профилактику появления возможной психопатологии, вызванной отрицательными влияниями среды.
Психопатология — болезненные явления психики. Они изучаются отраслью психологии, называемой патопсихологией, и психиатрией, как медицинской наукой.
В системе понятий психологии труда утомление есть закономер-
-----------------------------------------
1. Подробней см.: Эстетическая организация производственной среды. Труды ВНИИТЭ, т. 3. М., 1972.
-----------------------------------------
ный процесс временного снижения трудоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомление — нормальная реакция на деятельность.
Часто утомление смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью утомления. Но усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности, однако усталость — чуткий натуральный предупредитель о начинающемся утомлении.
Для психологии труда в проблеме профессионального утомления наиболее специфическая задача — изучение изменений дееспособности под влиянием утомления.
Понятие дееспособность — психологическое; оно определяет возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий. Понятие работоспособность — биологическое, изучаемое физиологией обычно в одних показателях у человека и животных. Понятие трудоспособность — социальное, оцениваемое трудовой экспертизой по совокупности всех сведений о данном человеке.
Волевое усилие, эмоциональное возбуждение, интерес к выполняемой работе могут и компенсировать, и маскировать наступившее утомление, объективно подтвержденное рядом физиологических показателей: в первом случае дееспособность не снижается, во втором — снижается, но отсутствует чувство усталости.
Интерес к делу рождает инициативу, поиски новых способов выполнения задания, при этом дееспособность иногда не только не снижается, но даже значительно повышается. Усталость при этом может быть, а может и не быть. Напротив, отсутствие интереса к работе, астенические эмоции способствуют появлению резко выраженной усталости и снижению дееспособности раньше, чем наступают физиологические сдвиги, характеризующие утомление.
Накапливание утомления в результате несоответствия между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека — переутомлению. В психологии труда для разработки психологических мероприятий важно различать основной, дополнительные и способствующие факторы наступления утомления и переутомления.
Основной фактор утомления и переутомления — сама трудовая деятельность. Однако утомление, возникающее на производстве, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые сами по себе также вызывают утомление. Это могут быть, например, неудобный транспорт на работу, плохая организация труда и частые неполадки, дополнительная работа вечером, чрезмерное увлечение спортом и т. д. Кроме того, надо учитывать и способствующие факторы, которые сами по себе не вызывают утомления, но, способствуя его появлению, утяжеляют его. К ним относятся хронические заболевания и плохое физическое развитие, нарушение режима питания, курение и алкоголь, неблагоприятные условия среды и т.д.
Психологические и психогигиенические мероприятия должны быть направлены на облегчение основного и устранение дополнительных и способствующих факторов наступления утомления и переутомления.
Различают три вида утомления и переутомления: физическое (пилка дров, земляные работы и т. д.), умственное (педагогическая или учебная работа и т. д.) и эмоциональное (работа в опасных условиях), хотя чаще они бывают комбинированными.
Переутомление может быть различных степеней. Если бы оно день ото дня не накапливалось, то не нужны были бы выходные дни, отпуска и дома отдыха. Легкое переутомление вполне закономерно перед очередным отпуском; выраженное — появляется только в случае нарушения психогигиенических правил. Тяжелое переутомление — уже болезнь.
Психологические симптомы утомления чрезвычайно многообразны и непостоянны. В сенсорной сфере под влиянием утомления отмечается падение чувствительности различных анализаторов. В двигательной сфере отмечается ухудшение координации сенсомоторной, появляются лишние движения, скорость простой и сложных реакций и точность сложных уменьшается. Умственная деятельность и интенсивность внимания также снижаются; появляются выпадения памяти и затруднение запоминания, усложняются распределение и переключение внимания. Очень характерный симптом утомления — сонливость днем и расстройство сна ночью.
Проблема ритмизации работы и микропауз еще очень мало изучена и по своей сути противоречива. С одной стороны, несомненно, что ритмизация работы — положительный фактор. Но, с другой стороны, монотонность, с которой связана ритмизация, ведет к состоянию монотонии — снижению внимания и усыпляющему действию.
Для снижения отрицательного влияния монотонии на дееспособность рекомендуются такие мероприятия: а) объединение чрезвычайно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; б) периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим; в) периодические изменения ритма работы; г) введение посторонних раздражителей, в частности музыки, пения (1).
Однако есть еще один, чисто психологический путь борьбы с монотонней. Далеко не все личности отрицательно реагируют на самый монотонный и до предела расчлененный труд, выполняемый, например, на малых прессах даже высокоавтоматизированными движениями: взять, положить, нажать, снять. Некоторых эта работа чрезвычайно утомляет. Но две подгруппы лиц выполняют ее даже с удовольствием. Одна подгруппа — пожилые женщины, для которых эта работа соответствует вязанию чулка, когда «вакуум сознания», свойственный ей, заполняется посторонними мыслями о домашних делах. Вторая подгруппа — молодежь, учащаяся без отрыва от про-
-------------------------------------------
1. Подробней см.: Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.
-------------------------------------------
изводства и занимающая «вакуум сознания» повторением учебных заданий, усовершенствованием в иностранном языке и т. д.
Конечно, это возможно при хорошей технике безопасности и очень высокой автоматизации двигательных навыков.
Большое значение в предупреждении переутомления имеет активный отдых. Огромная работоспособность В. И. Ленина в известной мере может быть объяснена его умением пользоваться активным отдыхом, о чем он сам писал: «...я очень хорошо помню, что перемена чтения или работы — с перевода на чтение, с письма на гимнастику, с серьезного чтения на беллетристику — чрезвычайно много помогает» (1). Активный отдых — это не только физкульт-пауза, разминка, но и рациональное построение смены трудовых движений и изменение характера деятельности в процессе труда. Последнее желательно связывать и со сменой эмоций, или так называемой эмоциональной разрядкой. Но чтобы работа играла роль активного отдыха, она должна быть умеренной, а не чрезмерной.

Проверка усвоения влияний режима труда на психику рабочего:
1. Что называется режимом труда?
2. В чем главная цель психогигиены труда?
3. В чем различия понятий: дееспособность, работоспособность и трудоспособность?
4. Какое влияние оказывает на дееспособность и усталость интерес к делу?
5. Какие бывают виды утомления?
6. Перечислите наиболее часто проявляющиеся психологические симптомы утомления.
7. Перечислите способы борьбы с монотонностью трудовых процессов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТОРА И МАШИНЫ

Человек в процессе труда может выступать в своих разных свойствах, объединяемых понятием трудящийся Он может быть рядовым членом коллектива или лидером, учеником, самостоятельным рабочим или руководителем производства. Взаимодействуя с управляемой им машиной, он становится оператором.
В трудовой деятельности оператора главнейшие объекты его работы — преобразуемый им материал (сырье, полуфабрикаты, изделия или другие материалы), техническое состояние машины (станка, агрегата или технологической установки) и режимы ее работы.
Задачи оператора при этом заключаются в следующем:
1. Правильно и точно оценивать материал на основе знаний его свойства и опыта его обработки.
2. Определять исправность машины на основе знаний ее конструкции, путем осмотра, проверки и наблюдения за работой.
3. Устанавливать требующийся технический режим работы машины навыками и умениями управлять ею.
Наблюдать за процессом работы машины с целью своевременного обнаружения и устранения возникающих отклонений от заданных режимов.
Психологическая структура деятельности оператора при решении его задач в основном сводится к таким действиям и операциям: а) мысленное определение оперативной задачи деятельности по переработке материала путем выбора возможных способов действий
------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 55, с. 209.
------------------------------------
или воспроизведения в памяти предписанных технологией обработки; б) принятие решений о порядке действий и мысленное предвидение их результатов; в) восприятия сигналов информации о ходе работы машины, отбор наиболее существенных, сопоставление и оценки их значения; г) выработка решений по регулированию режимов работы машины и передаче машине командных информации с одновременным наблюдением за результатами управляющих воздействий на машину.
Однако специфические для каждого случая особенности этого взаимодействия, нервнопсихической нагрузки на оператора, воздействий на его эмоциональную сферу, требований к его умственным способностям, знаниям, навыкам и умениям зависят от свойств преобразуемых им материалов, от сложности, мощности, подвижности, изношенности, устойчивости режимов и управляемости машины, а также от достаточности и четкости индикаторов, сигнализирующих о ходе преобразования производственных материалов и режимах работы машины.
Обрабатываемый оператором посредством деашины производственный материал может быть простым и сложным, безопасным и опасным, легко и трудно изменяемым. В зависимости от его свойств и трудоемкости преобразования будет простой или сложной работа оператора. Чем сложнее материал, тем больше от оператора требуется знаний его свойств, тем разнообразнее будут его действия, тем больше требуется навыков и умений. Чем опаснее материал, тем сильнее будет у оператора нервнопсихическое напряжение, тем предусмотрительнее и внимательнее он должен быть при работе с этим материалом, тем больше требуются от него эмоциональная устойчивость, своевременные и точные решения и безошибочные действия.
Свойства машины еще сильнее, чем свойства материала, влияют на деятельность оператора, потому что он непосредственно с нею соприкасается в процессе работы. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машина чем меньше устойчивость режимов ее работы и хуже управляемость, тем выше нервнопсихическое напряжение и эмоциональное возбуждение оператора, тем лучше должно быть его самообладание, тем совершеннее знания, навыки и умения, тем выше эмоциональная устойчивость и значительнее волевые усилия, тем больше от него требуется общих и профессиональных способностей и тем опаснее его ошибки. Средства индикации, сигнализирующие оператору о ходе переработки материала, о режимах работы машины и результатах управляющих воздействий на нее, влияют на деятельность оператора тем больше, чем сложнее технологический процесс и чем выше скорость работы машины. Недостаточная индикация, дающая оператору мало информации, повышает его нервнопсихическую напряженность. Чрезмерно высокая частота сигналов увеличивает процент ошибок. Плохая различимость сигналов от помех удлиняет время обнаружения их, замедляет переработку информации и переход к следующим операциям восприятий. Чем резче сигнал отличается от фона, тем короче время обнаружения и переработки информации и тем быстрее переключение внимания на другие объекты восприятий.
Свойства материала и машины, а также качества индикации технологического процесса в такой же мере влияют на решения оператором производственных задач, на оценку материала и процесс его обработки, на определение исправности машины и режимов ее работы, на самоконтроль и регулирование технологического процесса. От этих же свойств во многом зависит и психологическая структура действий оператора по управлению машиной: ориентировочных, исполнительских, корректировочных и завершающих (см. выше главу «Деятельность»).
Большое значение во взаимодействии оператора и машины имеют ее особенности. Машины одной и той же конструкции и даже при одинаковой изношенности обладают своими особенностями в устойчивости режимов работы и управляемости, имеют, как говорится, свои «капризы», которые оператор должен знать, постоянно учитывать их и применяться к этим особенностям. Он должен чувствовать машину так же хорошо, как свое тело. Вот почему очень важно, чтобы оператор имел закрепленную за ним машину, а при необходимости перемены их знал бы особенности каждой. Также желательно, чтобы он сам производил текущий ремонт своей машины или наблюдал за ним, лично участвовал в сбережении и обслуживании. Любая машина требует длительного освоения и даже привычки к ней. В противном случае она может стать источником опасности для оператора.
Конкретный анализ взаимодействия оператора и машины в той или иной профессии наиболее рационально осуществлять в такой последовательности: 1) свойства и технология обработки материалов; 2) достоинства и недостатки машины; 3) знания оператором свойств материалов и машины; 4) своевременность восприятий и правильность оценок показаний индикаторов; 5) своевременность и точность решений по управлению машиной; 6) точность исполнительских действий; 7) тщательность контроля результатов действий и своевременность внесения поправок в них; 8) объективность оценок результатов действий и качества продукции.
Такой анализ позволит делать выводы не только по усовершенствованию производственных процессов, свойств и правил эксплуатации машины, по повышению производительности труда, но и по совершенствованию опыта оператора, его знаний, навыков, умений и мастерства в период его обучения.

Проверка усвоения основных закономерностей взаимодействия оператора и машины:
1. Что является основными объектами деятельности оператора?
2. Решая какие задачи, трудящийся становится оператором?
3. Как влияют на оператора свойства обрабатываемого материала?
4. Какое влияние оказывают на оператора свойства машины?
5. В какой последовательности наиболее рационально анализировать взаимодействие оператора и машины?

КАЧЕСТВО ТРУДА

Под качеством труда понимают единство его производительности, его безопасности и безошибочности и удовлетворения им, вызываемого у трудящегося. Последнее определяется предыдущими факторами труда и его психологическим климатом.
Полная безопасность труда достигается профилактикой, т. е. устранением предпосылок ошибок, брака продукции производства, производственных травм, аварий и катастроф. Чем лучше поставлена профилактическая работа, тем безопаснее труд. Однако профилактические меры безопасности могут быть достаточно действенными только при условии, когда они разрабатываются на основе тщательного изучения опасностей.
Когда на производстве или на транспорте произошли авария или случай травматизма и комиссия, в состав которой входят инженер и врач, расследует их, то она решает наиболее общие вопросы: 1) кто совершил аварию или получил травму; 2) при каких обстоятельствах это произошло и каковы причины; 3) что нужно было сделать, чтобы предотвратить аварию или случай травматизма; 4) что нужно сделать, чтобы подобные случаи не повторялись.
В основе службы безопасности лежит профилактика травматизма. Поэтому борьба за качество и безопасность труда начинается с изучения и устранения предпосылок к аварийным ситуациям. Трудность, ошибочное действие, брак, авария — для психологии труда звенья одной цепи.
Аварийная ситуация — это осложнение условий трудовой деятельности, которые делают невозможным дальнейшее ее выполнение по ранее намеченному плану из-за угрозы аварии. Аварийная ситуация создает возможность несчастного случая, но не роковую его неизбежность. Несчастный случай — обычно следствие неправильной реакции человека на возникшую аварийную ситуацию. Аварийная ситуация в процессе труда может возникнуть независимо от действия рабочего, в результате неисправности или поломки механизмов, но может быть вызвана и ошибочными действиями самого рабочего. Брак без поломки оборудования и несчастного случая с человеком не называют аварией, но психологически это тоже авария, если он связан с личным фактором.
Личный фактор — это личные качества и неправильные действия, являющиеся причиной чего-либо, — в данном случае аварии или брака.
Выяснение причин брака или аварии требует всестороннего изучения личности или личностей, связанных с ними. При этом причинно-следственная цепь событий и последовательных действий рабочего должна быть просмотрена от начала до конца. Понимание причин конкретной аварии не только облегчается пониманием причин других аварий на данном предприятии, но и определяет их профилактику. Существуют три метода ответов на эти вопросы.
Аналитический (или клинический) метод опирается на глубокое изучение конкретных аварий. Статистический — позволяет выявить повторяемость сходных аварий, требующих более тщательного изучения. Экспериментальный — метод изучения путем моделирования в естественных или лабораторных условиях ситуаций, сходных по психологической структуре с аварийными.
Общая классификация психологических причин аварий в конкретных видах трудовой деятельности включает следующие три группы.
Во-первых, причины брака и аварий могут быть случайными, не имеющими тенденции к повторению ни у данного, ни у других лиц. В таком случае никаких особых, вытекающих из произведенного психологического анализа мероприятий в отношении их не требуется.
Во-вторых причины брака и аварий могут говорить об опасности повторения подобных случаев у данного или других лиц, причем ясны возможности устранения этой опасности путем соответствующих педагогических, лечебных, конструктивных или организационных мероприятий. В таком случае мероприятия должны быть неукоснительно выполнены.
В-третьих, причины брака и аварий могут подтверждать опасность повторения таких случаев у данного лица и подобных ему по психологическим особенностям лиц, но ясной возможности устранения этой опасности выявляться не будет. Такие лица должны быть отстранены от работы (1).
Роль личного фактора в происшедшей аварии или браке либо в предпосылке к ним устанавливается путем выявления допущенных ошибочных действий. Ошибочное действие — это элемент деятельности, нарушающий ее целенаправленное течение и приводящий к нежелательному для действующей личности результату. Иначе говоря, это действие человека, которое непроизвольно для него не приводит к достижению поставленной им цели. Установление ошибочного действия укладывается в следующую схему: с такой-то целью учащийся должен был сделать то-то, а вместо этого сделал то-то, в результате чего цель не была достигнута.
У каждого ошибочного действия бывает одна или несколько причин. Когда из нескольких причин одна — главная, определяющая появление данного ошибочного действия, остальные в таком случае становятся способствующими его появлению. Главная причина — это причина, устранение которой исключило бы возможность данного ошибочного действия. Во времени она может непосредственно предшествовать совершению ошибочного действия, но и быть более или менее значительно отдалена от него. Несколько ошибочных действий, произведенных в одном трудовом процессе, могут иметь как каждое свою причину, так и одну общую. Обычно общими причинами бывают связаны стойкие, медленно изживаемые или вновь возвращающиеся ошибочные действия.
Есть причины ошибочных действий, зависящие от специфических для данного производственного процесса или операции трудностей. Но есть причины, зависящие от особенностей личности учащегося. К ним относятся: плохая подготовка, отсутствие или недостаточность у учащегося необходимых знаний или навыков; несоответствие его индивидуально-психологических качеств требованиям выполняемой им трудовой деятельности, т. е. слабые профессиональные способности; недисциплинированность или нерадивость, определяемые недостаточным уровнем его идейно-политического воспитания; временное снижение трудоспособности в результате заболевания, утомления, отрицательного воздействия условий труда.
Причины, вызывающие ошибочные, действия, определяют ряд
-------------------------------------
1. Подробней см.: Балант И. и Муравин М. Психология безопасности труда. М., 1968.
-------------------------------------
постепенно усложняющихся их видов, представленных на схеме 36. Они характеризуют способности учащегося и успешность овладения трудовой деятельностью и, снижая качество деятельности, могут являться предпосылками и аварийных ситуаций. Вместе с тем они являются индикаторами эффективности методики обучения, которая, в свою очередь, обеспечивает качество труда.
В силу сказанного каждый педагог системы Госпрофобра должен понимать анализ ошибочных действий и изыскание путей их профилактики как важнейший психологический путь осуществления задачи, поставленной XXV съездом КПСС,— задачи борьбы за эффективность и качество.

Проверка усвоения путей обеспечения безопасности труда:
1. Чем обеспечивается безопасность труда?
2. Что называется аварийной ситуацией?
3. В чем заключается личный фактор в аварийности?
4. Назовите возможные этапы развития аварийной ситуации.
5. Перечислите три группы причин аварий.
6. Перечислите виды ошибочных действий.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +