Учебная цель — понять назначение и задачи трудовой экспертизы, профессиональной ориентации, консультации, отбора и адаптации; вместе с тем продумать возможности наиболее полной реализации этих основных положений в условиях своего учебного заведения.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Трудовая экспертиза — это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии. Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого. В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д. Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы: 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы; 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности; 3) на какой работе данного человека лучше использовать; 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе. Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.
Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности: 1. Предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-либо другим причинам. 2. Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда. 3. Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу. 4. Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации. Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других — проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в третьих — осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.
Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям. Объект трудовой экспертизы — взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы — личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной. Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности свидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве. Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т. е. заниматься психопрогностикой, — задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.
Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности. Оценивают прошедшую учебную или трудовую деятельность подростка или взрослого рабочего и устанавливают связь допущенных им ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий. Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей учащегося или рабочего, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.
Проверка усвоения задач трудовой экспертизы: 1. Что называется трудовой экспертизой? 2. Чем обусловливается пригодность человека к труду? 3. Перечислите задачи трудовой экспертизы. 4. Почему в общую трудовую экспертизу неизбежно включается и психологическая трудовая экспертиза? 5. С какой целью и кем осуществляется прогностическая трудовая экспертиза? 6. В каких случаях необходима ретроспективная трудовая экспертиза?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Трудовая экспертиза, решая вопрос, на какой работе данного человека лучше использовать, путем прогнозирования его способностей и соответствия требованиям той или иной профессии, одновременно с этим решает все свои основные задачи, сводящиеся, по существу, к профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация — это система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор человеком своего трудового пути и по сути дела — определение своего места в жизни. Значение этого было понятно давно. Но только в условиях социалистического общества такой выбор стал неограниченным. Он не ограничен ни классовой принадлежностью, как при капитализме, ни имущественным положением, ни местом жительства, ни наследством, ни сложностями трудоустройства, а обусловливается только собственными призванием, образованием и способностями. Склонности и желания у молодого человека, тем более у подростка, переменчивы и обычно превышают возможности. Школьники, кончающие VIII класс, получают образование, уже дающее возможность выбирать любую профессию. Способности же у них еще только развиваются, и часто неизвестно, в каком направлении пойдет их развитие. Все это чрезвычайно усложняет профессиональную ориентацию. Народному хозяйству страны требуются кадры по тысячам профессий и специальностей, все более высокой квалификации и вполне способные работники. Поэтому в решении проблемы профессиональной ориентации заинтересованы не только сами подростки и их родители, но и партийные, комсомольские, профсоюзные организации, органы Советов и хозяйственного управления и в первую очередь — учебные заведения всех профилей и систем.
Решение проблемы профессиональной ориентации усложняется еще и тем, что ошибки в выборе профессии чреваты тяжелыми последствиями для тех, кто их допускает, и в целом для социалистического общества. Неудачи в выборе профессии травмируют психику неудачников, а они, в свою очередь, наносят обществу ущерб низкой производительностью труда и текучестью рабочих кадров. Все это вместе взятое делает проблему профессиональной ориентации молодежи насущной государственной задачей, которая решается путем политического образования в школе, дающего возможность ориентировать учащихся в разнообразных профессиях, профессионального просвещения и профессиональной пропаганды посредством печати, кино, радио и телевидения, профессиональной консультации, определяющей способности подростка и дающей рекомендации относительно выбора профессии, а также путем профессионального отбора по способностям и профессиональной адаптации — биологической — путем привыкания к условиям физической среды — и социальной — путем постепенного вхождения в профессию через профессиональное обучение и включение в производственный коллектив. Взаимосвязи форм профессиональной ориентации показаны на схеме «треугольника профориентации». Одна сторона его — хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Эти требования часто бывает легче сформулировать как медицинские и психологические противопоказания к различным профессиям. И этим вопросом занимается сравнительная профессиография. Вторая его сторона — знание рынка возможного труда, потребности общества (и более узко — города, района) в тех или иных специалистах. Это по сути экономическая и социологическая проблема, но без нее профориентация невозможна. Третью его сторону и основание всей работы по профориентации составляет знание особенностей личности и прежде всего способностей и призвания в целом ориентируемого. В смежном углу данных о профессиях и рынке труда лежит та форма профориентации, которая называется профпросвещением. Оно включает в себя и профпропаганду — привлечение внимания молодежи к тем нужным обществу и государству профессиям, в которых отмечается недостаток кадров, и формирование у нее интересов и стремлений к этим профессиям.
В смежном углу данных сравнительной профессиографии и данных о способностях ориентируемой личности лежит профконсультация.
Основная ориентировка молодежи в профессиях осуществляется стихийным влиянием среды: родителей, знакомых, друзей, школьных и уличных товарищей. Их оценки профессий оказывают большое влияние на подростков. Второе по значимости влияние производят на них художественная литература, кинофильмы и телевизионные передачи — те изних, которые вызывают у подростков наиболее сильные впечатления и эмоции. Вот почему в детстве большинство мальчиков хотят быть моряками, летчиками, разведчиками, геологами, космонавтами, а девочки — преимущественно артистками, врачами, кулинарами и портнихами. Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное политехническое образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства. Любые профессии для общества важны, а для работающих — почетны и могут удовлетворять их потребность в труде. Различие отношений к ним обусловливается общественными оценками — их престижем, личными интересами, желаниями и склонностями, а все это создается в результате влияния социальной среды и самооценок своих способностей.
Призвания, как интересы, склонности и желания в их сочетании с имеющимися способностями к тем или иным профессиям, надо преднамеренно вызывать у учащихся и всемерно стимулировать. Нельзя ограничиваться только поднятием интереса к уровню общего образования, безотносительно к конкретным профессиям. При такой беспредметной ориентировке почти все учащиеся стремятся только к высшему образованию, а потом большинство из них терпят неудачи, теряют уверенность в своих силах и переживают это как крушение надежд и бесперспективность. Средняя школа осуществляет профориентацию «от себя». Профориентацию «на себя» ведут профессионально-технические учебные заведения и предприятия промышленности, транспорта и сельского хозяйства, заинтересованные в привлечении и закреплении молодых кадров, в борьбе с их текучестью. Вот почему не только школа, но и все учреждения и предприятия, заинтересованные в кадрах, ведут профпросвещение и профпропаганду. Особенно велика в профориентации роль профессионально-технических училищ. Они могут и должны: по согласованию с органами народного образования консультировать учителей и учащихся школ по вопросам характеристик профессий, а также условиям обучения в училищах и работы на предприятиях по данным профессиям; популяризировать профессии и училища, а также трудовые достижения своих выпускников, работающих на предприятиях, через печать, радио, кино и телевидение; проводить «дни открытых дверей», широко оповещая о них молодежь, родителей и учителей школ; организовывать постоянно действующие и временные выставки производственных изделий своих учащихся и предметов их технического творчества и дежурства преподавателей и мастеров училищ на постоянно действующих в районе или городе консультационных пунктах профориентации молодежи и родителей; активизировать личную переписку учащихся с их товарищами по постоянному месту жительства с целью разъяснения им сущности осваиваемой профессии, а также условий обучения и работы на предприятии; держать постоянную связь с местными Советами и комитетами комсомола во вопросам привлечения молодежи к обучению в училище и дальнейшего трудоустройства.
Проверка усвоения сущности и задач профессиональной ориентации молодежи: 1. Что входит в понятие «профессиональная ориентация»? 2. Чем усложняется профориентация советской молодежи? 3. Кто занимается профориентацией? 4. Посредством каких форм осуществляется профориентация? 5. Почему вредно ориентировать молодежь на уровень общего образования? 6. Перечислите мероприятия профтехучилищ по профориентации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Определить человека на такую работу, на которой он будет иметь значительно больше успехов, чем на работе по какой-либо другой профессии, — значит прежде всего правильно оценить его способности. Сам он может их и не знать, даже не догадываться о своем таланте. Стихийную профконсультацию поэтому ведут родители и знакомые, столь же мало разбирающиеся в способностях. Вот почему нужны специалисты-психологи, вооруженные методикой определения способностей к тому или иному виду труда; необходимы и педагоги, определяющие способности учащихся по тому, как они овладевают тем или иным видом деятельности; требуются и врачи, оценивающие здоровье в его соответствии конкретным профессиям. Только они могут со знанием дела рекомендовать выбирающему себе профессию определенные виды трудовой деятельности, к которым он наиболее способен, т. е. осуществлять научно обоснованную профессиональную консультацию. Профессиональная консультация — это система психологических, педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности подростка с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии. Цель профконсультации достигается путем изучения способностей конкретной личности соответствующими этой цели методами. Эксперт-психолог может воспользоваться методами общей психологии и психологии труда, педагог — методами общей и профессиональной педагогики, а врач соответственно — медицинскими. Но все эти эксперты, осуществляющие профессиональную консультацию, должны для этого прежде всего знать требования профессии к рабочему той или иной специальности, поэтому главными из них являются инженеры-педагоги, в совершенстве знающие свои профессии и специальности, а также психологические и педагогические методы определения и формирования способностей к определенному виду трудовой деятельности. Они, как и мастера производственного обучения, и должны осуществлять профессиональную консультацию намеревающихся поступить в профессионально-техническое училище, поступающих и обучающихся в нем. Способности личности проявляются в ее деятельности. Значит, методами их изучения должны быть уже описанные выше наблюдения за деятельностью, беседа о прошлом опыте, метод обобщения независимых характеристик, метод естественного эксперимента, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности и ошибочных действий, метод тестов. Однако они должны быть уточнены в соответствии с задачами профконсультации. Метод наблюдения применяется в тех случаях, когда у эксперта есть возможность прослеживать деятельность изучаемого, в которой проявляются важные для данной профессии черты и способности личности: внимательность, расторопность, сообразительность, эмоциональная устойчивость и др. При отсутствии таких возможностей способности можно выявить и методом беседы. Беседа дает возможность раскрыть прошлый опыт обследуемого в разнообразных видах деятельности и по его удачам и неудачам определить его способности. При этом у подростка выявляются любимые игровые, учебные, спортивные и трудовые виды деятельности путем примерно следующих вопросов: в какие игры любишь играть и часто ли выигрываешь? Какие школьные предметы больше нравились и какой была успеваемость по ним? Какими домашними или производственными делами приходилось заниматься и насколько успешными они были? В каких спортивных соревнованиях участвовал и какие места занимал? Ответы на подобные и наводящие вопросы помогут выяснить, к чему наиболее способен подросток, а к чему не способен. Разумеется, при этом нельзя задавать такие вопросы, на которые он не может ответить правильно и достаточно полно или которые хотя бы в малой степени унижают его личное достоинство. Такие вопросы разрушают доверительность беседы и ее откровенность. Метод обобщения независимых характеристик используется возможно шире путем запроса на поступающих в профтехучилище школьных, комсомольских, а когда возможно — и производственных характеристик и бесед с родителями. Биографический метод может быть использован и часто используется в виде изучения социально-демографических документальных данных, раскрывающих среду, в которой рос и воспитывался подросток, и влияние этой среды на его особенности, а также его жизненный, учебный и трудовой опыт, характеризующий способности к тому или иному виду деятельности. Обычно биографический метод применяется в сочетании с методом беседы и обобщения независимых характеристик. Анализ продуктов деятельности и ошибочных действий для изучения способностей подростка к той или иной профессии применяется в первой стадии профессионально-технического обучения и при необходимости анализировать ошибки в изделиях на школьных уроках труда. В целях профориентации эти методы наиболее целесообразно применять сначала учителям и преподавателям общеобразовательных школ, а затем проверять их выводы, изложенные в педагогических характеристиках, в профессионально-технических училищах. Эксперимент в изучении способностей личности обычно применяется в тех случаях, когда у эксперта в процессе наблюдения или беседы с изучаемым появляются какие-либо важные для раскрытия способностей сомнения. В этих случаях он предлагает подростку выполнить интересующие его действия, мотивируя их какой-либо необходимостью и не указывая настоящей их цели. Если при этом подросток поймет, что его испытывают, он будет действовать напряженно, не натурально или нарочно неверно. Возможны экспериментальные действия и с указанием цели исследования, но в этом случае действия должны быть неоднократными, чтобы проследить процесс их освоения. Шире этот метод применяется психологами как метод тестов в специальных профконсультационных центрах. Метод тестов имеет большое значение в изучении конкретных способностей к тому или иному виду трудовой деятельности, но может использоваться только подготовленными специалистами и по подробно разработанной и научно обоснованной методике изучения потенциальных способностей к какой-либо определенной профессии. Случайные и непроверенные тесты могут только ввести в заблуждение относительно способностей подростка. По тем профессиям, в овладении которыми решающее значение имеют соответствующие им способности, уже существуют подробно разработанные методики предварительного изучения способностей, проверенные многолетним опытом профессиональных консультаций и отбора. С возрастанием усложнений трудовых процессов количество таких профессий все увеличивается. Появляется необходимость разработки подобных методик для других усложняющихся профессий. Разумеется, такие методики могут быть разработаны и проверены только психологами и педагогами путем продуманного использования отдельных, а затем и системы методов изучения способностей подростка к освоению каждой конкретной профессии. Там, где такой системы методов еще нет, надо основное внимание обращать на возможность психологических противопоказаний к работе по данной профессии, т. е. таких свойств личности, которые противоречат требованиям профессии, замедляют ход обучения и служат предпосылками брака и несчастных случаев. В профессиональной консультации большое значение имеет не только изучение способностей подростка, но также содержание и такт рекомендаций ему относительно выбора трудового пути. Местом проведения профконсультаций могут быть постоянно действующие консультационные пункты, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения. Ее могут осуществлять психологи труда, педагоги профессионально-технических училищ различных профилей и инженерно-технические работники предприятий, могущие полноценно консультировать подростков. При этом консультации должны проводиться в индивидуальном порядке. Содержанием профконсультаций должно быть выявление желаний относительно выбора той или иной профессии, ознакомление со способностями подростка, выявление наличия или отсутствия бесспорных противопоказаний для работы по желаемой профессии и рекомендации по выбору профессий и специальностей, соответствующих желаниям и способностям подростка. При этом не следует рекомендовать какую-либо одну профессию и категорически настаивать на этом. Также нежелательно утверждать в строго определенной форме, что есть какие-либо неспособности, если они не служат бесспорными противопоказаниями. Надо помнить, что у подростка, при его желании, многие способности могут быть развиты, а другие — компенсированы в какой-то степени, а профессиональные — сформируются в процессе обучения в училище.
Проверка усвоения методов проведения профессиональных консультаций: 1. Что называется профессиональной консультацией и для чего она необходима? 2. Перечислите и покажите специфику методов изучения способностей подростка. 3. Кто, где и как может и должен осуществлять профконсультации?
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
Определение пригодности поступающих в профтехучилища к обучению той или иной профессии с целью их отбора и зачисления осуществляют: врачебная комиссия — в отношении здоровья; приемная комиссия училища — по возрасту, полу, образованию, трудоспособности и желанию поступающего получить избранную им профессию; мастера производственного обучения и преподаватели — по психологическому соответствию той или иной профессии способностей, склонностей и стремлений, проявляемых учащимся в процессе обучения. Если здоровье, возраст, образование и общая трудоспособность определяются по более или менее объективным данным, то желание, склонности и стремления — только по заявлению самого поступающего, не всегда соответствующему действительности, потому что мотивы его решения во многих случаях не выясняются, а его общие способности и соответствие их избранной профессии выявляются лишь в процессе обучения. Методики психологического отбора контингента учащихся для какой-либо профессии в профтехучилищах пока еще нет, хотя она крайне необходима для многих профессий. Поэтому существующая система профессионального отбора по соответствию психики поступающего в училище избранной им профессии не гарантирует от ошибок ни принимающих, ни поступающих. Неспособность и нежелание отрицательно сказываются на успеваемости, организованности и эффективности учебного процесса, а после выпуска из училища ведут к текучести рабочих кадров на производстве. Все это наносит большой ущерб государству, да и самим «неудачникам». Поэтому определять психическое соответствие поступающего в училище избранной профессии, а также его способности, склонности, желания и стремления для своевременного принятия соответствующих мер — задача важная и чрезвычайно сложная. Ее приходится решать педагогам училища. А для этого им непременно надо знать психологические требования своей профессии к рабочим, уметь выявлять личные качества учащихся и определять их соответствие требованиям производства, чтобы своевременно перевести того или иного учащегося на обучение другой профессии или же принять меры к устранению присущих ему недостатков, если это окажется возможным. Поэтому в настоящее время практически наиболее оправдывает себя двухэтапный, пролонгированный профессиональный отбор, углубленный вторым его этапом — изучением учащихся на первом этапе обучения в профтехучилище, с профконсультационным заключением, если это надо, о переходе для обучения другой специальности. Это обычно осуществляется в течение первого месяца занятий, до зачисления учащихся нового набора в поименную книгу. Поскольку практическая актуальность своевременного определения способностей и прогноза особенностей профессионального обучения не одинакова для различных профессий и в различных условиях, трудовой экспертизой установлен ряд критериев, определяющих значение проблемы профессиональных способностей для того или иного вида трудовой деятельности. Так, об актуальности возможно ранней оценки способностей говорят следующие критерии: практическое наличие учащихся, отчисляемых по профессиональному несоответствию или выпускаемых неполноценными работниками; опасность как для самого работающего, так и для окружающих осложнений, возможных в результате его ошибочных действий, и ответственность за это; большая стоимость производственного обучения, его сложность, необходимая сжатость сроков и массовость наборов. Против актуальности ранней оценки способностей говорят такие критерии: легкость развития профессиональных способностей в процессе производственного обучения; возможность выявления профессиональных способностей при постепенной подготовке к данному виду труда путем перехода от менее сложных специальностей к более сложным; возможность широкого использования полученных знаний и навыков в какой-либо другой, смежной профессии в случае позднего выявления несоответствия данной профессии. Зная по опыту училища случаи «отсева» и недоученности отдельных учащихся, опасность выпуска из училища неполноценных рабочих и ответственность за это, стоимость и сроки обучения, а также степень трудности развития профессиональных способностей и возможности использования менее способных в смежных профессиях, педагогический совет училища на основании психологической характеристики профессии может решить, что является психологическими противопоказаниями для обучения ей. В тех случаях, когда опасность выпуска на производство недоученных велика, неспособность кого-то из учащихся устраняется медленно и сроки обучения не позволяют ее устранить, такого учащегося следует переводить на освоение другой, более доступной ему профессии. Если же таких опасностей нет и практически удается за время обучения развить у всех учащихся необходимые им профессиональные способности, то принимается решение продолжать обучение всех зачисленных в училище, обращая особое внимание на развитие у них тех профессиональных способностей, которые формируются наиболее медленно и трудно. Что касается склонностей, желаний, стремлений и других мотивов поведения учащихся, не соответствующих осваиваемой ими профессии, то при правильном индивидуальном подходе к ним со стороны преподавателей и мастеров, высокой эффективности методов обучения, обеспечивающих успешность учебной деятельности этих учащихся, и хорошо поставленной воспитательной работе с ними эти их психические состояния и мотивы поведения вполне возможно изменить в лучшую сторону. Между профессиональной консультацией и профессиональным отбором существует промежуточная форма трудовой экспертизы — профессиональный подбор» как рациональное распределение выпускников училища по специальностям или конкретным местам работы в соответствии с их способностями и подготовленностью. Эта задача практически относительно редко стоит перед преподавателем, но знать требования профессионального подбора он должен, чтобы учитывать их в характеристиках, даваемых им выпускникам. Возможно более раннее, но вместе с тем вполне обоснованное отстранение от профессионального обучения лиц, не имеющих необходимых для данной профессии способностей, и успешное развитие профессиональных способностей и призваний у всех учащихся там, где это оказывается возможным, — это важнейшая государственная задача работников системы Госпрофобров.
Проверка усвоения сущности и критериев профессионального отбора: 1. Кто определяет пригодность подростка к обучению в профтехучилище и по каким признакам? 2. Почему существующая система профотбора в училища по соответствию психики поступающего избранной им профессии не гарантирует от ошибок? 3. Чем важна задача определения психического соответствия поступающего избранной им профессии и что надо знать, чтобы решать ее успешно? 4. Перечислите критерии оценки актуальности возможно более раннего определения способностей поступающих в профтехучилища. 5. В каких случаях следует переводить учащегося на освоение другой профессии?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Решающий период профессиональной ориентации — период постепенного-вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию, определяющую его трудовой путь. Решающим этот период является потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация — это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения из учащегося в кадрового квалифицированного рабочего не по должности, а по его психическому складу. Включая в себя элементы биологической адаптации как приспособления организма к производственной среде и режиму труда, в целом она является основным видом социальной адаптации. Период профессиональной адаптации обычно протекает по трем характерным этапам, каждый из которых имеет свои весьма существенные для педагогов профессионального образования особенности.
Первый этап профадаптации ознакомительный — осмысливание своей новой роли в окружающей среде. Он начинается с принятия решения получить определенную квалификацию по избранной профессии и продолжается в течение первоначальной теоретической подготовки к производственному обучению, во время ознакомления с учебными мастерскими, с училищем и базовым предприятием. На этом первоначальном этапе профадаптации происходит самооценка правильности принятого решения, формируется отношение к профессии, к особенностям производственной работы, к соучащим-ся и педагогам, к училищу и предприятию. Новичок как бы всматривается в свое будущее и находит что-то привлекательное и что-то отталкивающее в избранной профессии. Рушатся детские мечты о заманчивых поприщах и возникают новые стремления и надежды. У впечатлительного подростка происходит сильнейшая борьба мотивов. Исход этой борьбы, победят ли старые стремления к каким-то иным занятиям или зародятся новые, соответствующие вновь обретенному положению, будет зависеть от того, какие впечатления сложатся от первых занятий, от педагогов, уклада училища и предприятия, от общей обстановки в них, в которых придется учиться и работать в ближайшем будущем. Второй этап профадаптации подготовительный — освоение профессии, заключающийся в основательном изучении гуманитарных, общетехнических и специальных предметов и производственном обучении в учебных мастерских. Здесь тоже продолжается оценка избранного трудового пути, меняются отношения к окружающим, к обучению и осваиваемому делу, но решающим уже являются не впечатления, а успехи и неудачи в учебной работе. На этом этапе профадаптации, являющемся более длительным и ответственным, происходит первоначальное формирование личности квалифицированного рабочего осваиваемой профессии. И успех этого формирования уже зависит от удовлетворенности или неудовлетворенности результатами своей учебной работы. Успехи радуют и окрыляют, влекут к еще большим достижениям, случайные неудачи мобилизуют на еще большие усилия, частые — подавляют, а постоянные — отталкивают от дела, от обучения и от профессии. От успехов и неудач зависит возникновение и усиление или потеря интереса к учебным предметам и производственным упражнениям, а возможно, появление и отвращения к ним и неприязни к профессии. И все это зависит главным образом от педагогов, от того, насколько внимательны они к успехам и неудачам учащихся, к их психическим состояниям и насколько умело будут управлять ими. Третий этап профадаптации основной — включение молодого человека в рабочую среду предприятия. Он начинается в период производственной практики на штатном рабочем месте, когда учащийся почувствует себя таким же рабочим, как и окружающие его члены того же звена, бригады, цеха, но еще не достигшим такого же, как у них, уровня квалификации, не дающим должных производительности труда и качества продукции, иногда допускающим оплошности и ошибки. Осознание своего равенства в положении и неравенства в производственной квалификации с окружающими и их отношения как к «неоперившемуся птенцу» чрезвычайно осложняет процесс его профессиональной адаптации на этом этапе. И от того, как сложатся у практиканта взаимоотношения с кадровыми рабочими предприятия, будет зависеть его отношение к совместному труду с ними после окончания обучения в училище. На этом, решающем этапе профадаптации ее успешность или безуспешность зависят от трех условий: 1. Как преподаватели и мастера профтехучилища подготовят учащегося к работе на производстве по своей специальности в отношении теоретических знаний, производственных навыков и умений, вызовут ли интерес к профессии и желание работать на предприятии по освоенной специальности. 2. Какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве и как эти взаимоотношения повлияют на его производственные успехи в период производственной практики на штатном рабочем месте и при самостоятельной работе по окончании обучения в училище. 3. В какой рабочий коллектив попадает учащийся и примут ли его как равноправного и полноценного члена коллектива или же как недоучку, снижающего производственные показатели звена или бригады. В зависимости от этого будут складываться его отношения с рабочим коллективом, а в результате — успешность или безуспешность профессиональной адаптации.
Проверка усвоения психологических особенностей этапов профессиональной
адаптации: 1. Что называется профессиональной адаптацией? 2. Почему и в чем профадаптация является решающей? 3. По каким этапам протекает профадаптация? 4. Вспомните особенности этапов своей профессиональной адаптации. 5. Как и в чем может преподаватель повлиять на течение второго этапа профадаптации у своих учеников? 6. В чем течение третьего этапа профадаптации учащихся зависит от преподавателей профтехучилищ?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.