Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методы и сущность психологии труда. Психологическая профессиография


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — понять сущность методов психологии труда так, чтобы иметь возможность использовать в преподавательской деятельности наиболее доступные из них для психологических исследований.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Психология труда пользуется основными методами общей психологии (см. выше тему «Методы психологии»), но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.
Методы психологии труда в зависмости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов: 1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов; 2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися; 3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда; 4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.
Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.
Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко ранимым компонентам их структуры.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассматриваться только в качестве «среза».
Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований: 1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков; 2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем; 3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.
Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга. Проверка усвоения общих понятий о методах психологии труда:
1. На какие виды делятся методы психологии труда, кем и для каких целей используется каждый вид методов?
2. Почему в исследования по психологии труда необходимо вовлекать работников производства и профессионально-технических учебных заведений?
3. Чему должны соответствовать методы психологии труда?
4. Чему должен быть подчинен метод исследования?

СУЩНОСТЬ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Ниже раскрывается сущность некоторых методов, отнесенных в предыдущем параграфе в основном к группе методов, которые могут быть применимы педагогическим составом профтехучилища и инженерами-педагогами и наставниками на производстве.
Трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведя соответствующие повседневные записи их результатов. Трудовой метод особо необходим педагогам общих дисциплин и инженерам-педагогам для того, чтобы лично разобраться в изучаемой ими трудовой деятельности и по возможности приобрести хотя бы небольшой личный профессиональный опыт.
Участвующее наблюдение. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выполняющих. При его применении в наиболее «чистом виде» изучаемые не знают, что служат объектами изучения, и относятся к изучающему как к одному из членов трудового коллектива. Это снимает их настороженность и позволяет cобрать более объективные данные.
Объективная регистрация трудовых операций. Вся трудовая деятельность складывается из совокупности психических актов, отдельных действий, приемов и операций. Современные технические средства исследований позволяют изучать все трудовые процессы не только личным наблюдением исследователя, но и с помощью объективной регистрации изучаемых явлений. Примером такой регистрации может служить фотографирование рабочей позы или выражения лица. Последнее лучше производить так называемой скрытой камерой, незаметно для исследуемого.
Киносъемка этих же или других объектов, например, показаний контрольных приборов, наблюдаемых рабочим, направления взгляда, рабочих движений, мимики и пантомимики, если она не мешает выполнению работы, представляет собой еще лучший методический прием регистрации психических явлений. Киносъемка может быть обычной по скорости, ускоренной и, напротив, замедленной, импульсной, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким путем те или иные закономерности трудовых процессов.
На обычном кимографе или на тончайших осциллографах с помощью пневматических или электрических датчиков информации можно регистрировать ряд отдельных перемещений узлов станка, движений и реакций самого рабочего. Возможности объективной регистрации речи, шумов работы машин при исправном и неисправном состоянии, звуковой сигнализации и т. д. дает магнитофонная запись.
Такая объективная регистрация на станках-лабораториях, которые уже начали появляться в передовых профтехучилищах, дает возможность изучать разнообразные трудовые операции в целях усовершенствования тех или иных трудовых процессов для наиболее эффективного обучения их выполнению.
Анализ продуктов деятельности. Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, то можно обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий в единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и многое другое.
Анализ ошибочных действий. Эффективность анализа ошибочных действий определяется законом, сформулированным так: «Закономерность, которая не нарушается, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявлению». Так в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода «патология деятельности». Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудающихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д.
Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определять процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого — оценивать эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику профессионально-технического обучения, условия и режим труда и тем самым повышать производительность и качество трудовой деятельности.
Метод искусственного изменения структуры действий. Сущность этого метода исследования заключается в том, что при выполнении определенного вида деятельности при заранее продуманной методике последовательно выключаются отдельные анализаторы и их группы; меняется поза или хватка за рычаги управления; вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание; изменяется эмоциональный фон деятельности, ее мотивы, и это позволяет оценивать роль изменяемых факторов в структуре трудовой деятельности. Этот метод важен еще и потому, что опытный рабочий, имеющий прочные навыки, в процессе деятельности в нормальных условиях работы не замечает того, как осуществляются эти автоматизированные действия, поэтому не может их анализировать и объяснять, а наблюдающий со стороны не всегда имеет возможность обнаруживать психологическую структуру изучаемых действий.
Искусственная деавтоматизация навыков позволяет вскрыть то, что незаметно работающему и наблюдающему за его действиями.
Метод моделирования трудовых процессов. Большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их рассмотренными методами и техническими средствами с необходимой точностью. Такие процессы моделируются, т. е. упрощаются. Из всей совокупности изучаемого трудового процесса выделяются главнейшие, определяющие успех работы, создаются упрощенные, а иногда и искусственные условия осуществления этой деятельности, и в этих смоделированных условиях изучается сложный трудовой процесс. Обычно для этого используются тренажеры, представляющие собой упрощенные макеты агрегатов или технологических установок.
Биографический метод применяется наиболее часто при изучении формирования черт личности передовиков производства, новаторов, рационализаторов, изобретателей и выдающихся мастеров своего дела. При этом устным опросом, по документам и другим сведениям исследуется жизненный путь изучаемого с точки зрения его профессиональной деятельности и ее влияния на приобретение специальных знаний, на формирование навыков, умений, мастерства, профессиональных способностей и различных черт личности. Однако при изучении биографии и связанных с ней вопросов надо пользоваться непосредственно первоисточниками, а не литературной обработкой биографии.
Для психологии труда интересен анализ биографий не только передовиков производства, но и лиц, не справляющихся с требованиями данной профессии, ушедших на другую работу, не сразу нашедших свое призвание. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации и профотбора.
Анкетный метод — это массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет. Он является своего рода «заочной краткой беседой». Материалы, полученные с помощью анкет, проигрывают в глубине, а иногда и в достоверности отдельных ответов, но зато выигрывают в массовости. Успех анкетирования во многом зависит от того, насколько продуманы вопросы. Так, наводящие вопросы в анкете часто предопределяют характер ответов и делают их недостоверными. Нельзя ставить вопросы, которые непонятны опрашиваемым или могут быть по-разному поняты.
Психологические выводы должен делать сам опрашивающий на основании ответов на вопросы анкеты, формулировки которых соответствуют знаниям опрашиваемых. Нельзя, например, учащегося профтехучилища спрашивать: «Хороша ли у вас скорость зрительного восприятия?», — но можно выяснить это, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочитать надпись на экране в кино?», — конечно, убедившись при этом в грамотности опрашиваемого.
Наиболее доступны такие формы анкет, которые требуют однозначных ответов, например: «да» или «нет», «нравится», «безразлично», «не нравится». Обычно такие ответы обозначаются условными знаками, определенными анкетой, которые облегчают подсчет, анализ, сравнение ответов и выводов из них посредством статистической обработки количественных материалов.
Метод хронометража — это замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (хронофотография рабочего дня) или замеры времени выполнения отдельных движений, действий или операций (собственно хронометраж). Возможны и замеры латентных (скрытых) периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность, с использованием для этого способов фиксации: кинометодов, хроноциклографии, кимографов и осциллографов, магнитофонов и соответствующих датчиков информации. Для целей психологии труда можно использовать хронометраж, получаемый в практике технического нормирования.
Регистрация физиологических функций в процессе труда позволяет проникать в явления, недоступные прямому наблюдению, в частности в эмоциональные состояния. К таким замерам физиологических функций, крайне важным для психологии труда, относятся электрокардиография и замеры частоты пульса, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, степени зажима рычагов управления, уже используемые на станках-лабораториях.
Метод тестирования. Тест — это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам (1).
Необходимо различать возможно более обоснованное «применение тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.
Математический метод отработки психологического материала, полученного другими методами, имея свои принципиальные подходы, во многом смыкается с методом моделирования, давая возможность создавать математические модели количественным выражением психических явлений. Он дает возможность наглядно выражать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуемых трудовых процессов и свойств личности.

Проверка усвоения методов конкретных исследований по психологии труда:
1. Перечислите методы психологии, доступные педагогам профтехучилищ.
2. В каких случаях и для чего применяются трудовой метод и метод присутствующего наблюдения?
3. В чем отличие исследований и регистраций трудовых операций?
4. Кто и для чего может использовать метод анализа ошибочных действий?
5. В чем заключается моделирование трудовых процессов?
6. В чем суть математического метода в психологии?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОГРАФИЯ

При переписи населения СССР в 1926 г. словарь профессий и специальностей насчитывал около 10300 их наименований, в 1939 г. — около 19 000, а в 1959 г. — число их приближалось к 30 000. В системе Госпрофобра СССР подготовка рабочих ведется примерно по 1200 специальностям. Эти цифры объясняют, почему сейчас все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой — всестороннее изучение профессий (2), и ее
-------------------------------------------------------------------------------------
1. Подробней см.: Общая психология. Ред. А. В. Петровский. М., 1970, с. 83, 84; Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 217—231.
2. Подробней см.: Платонов К. К. О сущности и задачах профессиологии.— «Социалистический труд», 1973, № 2, с. 78—80.
-------------------------------------------------------------------------------------
отрасли — профессиографии (1), часть которой составляет психологическая профессиография (2).
Профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы — описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть — психограмма — краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.
Профессиография включает в себя и классификацию профессий, причем ее комплексность и синтетичность определяют весьма различные критерии этих классификаций. Ведь одно дело классифицировать профессии по их технологическим особенностям, другое — по гигиеническим, третье — по психологическим и т. д. В этом наглядно раскрываются прикладное значение профессиографии и ее комплексность. Изучение и описание любой профессии всегда ведется с определенной целью и подчинено этой цели.
Цели профессиографии могут быть различны, и профессиограммы могут составляться с целью: 1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.
Профессиография включает и историю профессиографии и историческую профессиографию. В последней представляет интерес описание исчезнувших профессий, но наиболее прогрессивная отрасль профессиографии — это ее раздел, посвященный конструированию новых профессий, взамен стихийно переходящих к нам из прошлого.
Все науки, разносторонне изучающие труд, ставят перед профессиографией различные задачи. Поэтому анализ и описание профессий — единый, но не тождественный процесс. Здесь нельзя не вспомнить слова К. Маркса: «Способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь» (3). При этом надо помнить, что профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.
-----------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Платонов К. К. Профессиография: ее значение и методика работы.— «Социалистический труд», 1971, № 4, с. 74—79.
2. См.: Титова И. П. Об изучении и классификации профессий в целях профессиональной ориентации. — В сб.: Школа и выбор профессии. М., 1969, с. 237— 238; Галкина О. И. и др. Информационно-поисковая система. — Профессиография. Ред. Е. А. Климов. Л., 1972 (библиография); Климов Е. Л. Путь в профессию, Л., 1974, с. 3—90.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 21.
-----------------------------------------------------------------------------------
Можно дать следующую схему комплексного анализа особенностей любой профессии: 1) производственная характеристика профессии и ее специальностей; 2) экономическое значение профессии; 3) социологическая характеристика профессии; 4) социально-психологическая характеристика: социальный ее престиж у молодежи, особенности коллектива, особенности межличностных отношений по вертикали и горизонтали; 5) педагогическая характеристика: перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; характеристика видов и сроков подготовки и маршрутов продвижения и предложения по улучшению педагогического процесса; 6) гигиеническая характеристика условий труда (с особым выделением так называемых «профессиональных вредностей» и оздоровительных мероприятий); 7) перечень медицинских противопоказаний к работе по данной профессии (с особым выделением труда женщин и подростков); 8) психологическая профессиограмма с включением психограммы как перечня не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) способностей, но и психологических противопоказаний.
С какой бы целью ни проводилось изучение профессии, все эти его аспекты должны учитываться, хотя и в разной мере, для различных целей. Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники — при описании технологического аспекта профессии, экономики — экономического значения, социологии — социологического, педагогики — подготовки, медицины — гигиенических условий и медицинских противопоказаний. Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.

Проверка усвоения сущности психологической профессиографии:
1. В чем отличие задач профессиологии, профессиографии и психологической профессиографии?
2. Для чего педагогам учебных заведений системы профтехобразования надо знать их сущность?
3. Почему профессиографическая работа никогда не сможет быть завершенной?
4. Напишите краткую психологическую профессиограмму и психограмму по своей производственной специальности с целью профориентации.
5. Напишите ее же, но с целью усовершенствования педагогического процесса.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +