Учебная цель — усвоить сущность и виды психических состояний, их причины и способы управления настроением учащихся в процессе учебной и воспитательной работы с ними.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Рассмотренные в предыдущих темах психические свойства личности (опыт, темперамент, характер и способности) относятся к стойким психическим явлениям, присущим личности довольно длительное время, а некоторые, например, темперамент, — на протяжении всей жизни. Психические свойства являются основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные психические состояния человека. Психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. Нетрудно понять психическое состояние, например, учащегося, проявляющего на теоретическом занятии неуверенность в решении заданной преподавателем задачи. Лицо выражает подавленность, взгляд блуждает по учебным пособиям и товарищам, поза скованная, пальцы слегка дрожат. Пробует разные варианты решения, случайно, может быть, находит что-то рациональное, поспешно производит действия. Преподаватель, заметив удачу учащегося, похвалил его за находчивость. И состояние отвечающего резко меняется: неуверенность сменяется уверенностью, исчезают подавленность и напряженность, появляется чувство удовлетворенности и бодрость. Следующую учебную задачу он решает уже в другом состоянии: смелее, активнее, энергичнее и, конечно, увереннее и успешнее. Но могло произойти и противоположное. Заметив какую-то ошибку уверенно решающего задачу учащегося, преподаватель упрекнет его в бездарности. Психическое состояние впечатлительного юноши резко изменится. Появятся чувство обиды, неуверенность и подавленность, а может быть, и состояние растерянности, и он уже не сможет решать дальше задачу так же энергично и успешно, как действовал до этой случайной ошибки и психической травмы, нанесенной неосторожным упреком преподавателя.
На этом примере видно, что психические состояния представляют собой весьма сложные структуры различных мыслей, чувств, побуждений и отношений к себе, окружающим и к делу. А все это в совокупности приводит к успеху, если общее психическое состояние положительное для выполняемой деятельности, или же к неудачам, срывам и провалам, если появилось отрицательное для нее состояние психики. При этом всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.
Настроение — это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим.
Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей. Первая — полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное — заторможенное, бодрое — подавленное, активное — пассивное, радостное — грустное, уверенности — неуверенности, удовлетворенности — неудовлетворенности и т. д. Вторая — изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным. Третья — относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсроченно, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние. Четвертая — индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния. Пятая — внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Даже если учащийся старается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится. Шестое — настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. Все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы (1). Все эти особенности психических состояний имеют большое значение в деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся. Своевременно заметить и правильно оценить психическое состояние учащегося или общее настроение учебной группы —
-----------------------------------------------------------------
1. См.: Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966.
-----------------------------------------------------------------
значит вовремя поддержать и усилить положительное или же устранить отрицательное, вредное для деятельности учащихся психическое состояние (1).
Проверка усвоения общей характеристики психических состояний: 1. В чем заключаются различия между психическими свойствами личности и психическими состояниями? 2. Что представляют собой психические состояния (подберите 3 — 4 примера психических состояний учащихся)? 3. Почему происходит своеобразное сочетание различных психических состояний в целостное настроение? 4. Что называется настроением и каким оно бывает? 5. Перечислите и охарактеризуйте особенности настроений личности и группы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям: а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса: б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния; в) влияния психических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые. Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д. Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д. Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии. По видам деятельности учащихся профтехучилищ их психические состояния делятся на трудовые, учебные и спортивные. Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д. Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д. Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Подробней о психических состояниях см.: Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964
-------------------------------------------------------------------------------
Из-за большого количества и разнообразия психических состояний, пока еще не поддающихся точному учету с педагогической точки зрения, в профессионально-техническом образовании их целесообразно классифицировать по влиянию на деятельность и поведение. При этом все психические состояния делятся на оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные. Оптимальные психические состояния — это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности. На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре. Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния безусловно вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности. Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости. Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни. Гетеросуггестия, т. е. внушение, исходящее от одной личности или социальной общности, называющихся суггестором, и направленное на другую личность, вместе с иными способами общения преднамеренно или непреднамеренно внедряет в психику людей сходные взгляды и убеждения, мнения и оценки, нормы деятельности и поведения; служит средством, направляющим и регулирующим активность личности, побуждает к одним делам и поступкам и удерживает от других; способствует или мешает использованию человеком его потенциальных физических и умственных сил в разных видах деятельности (1). Аутосуггестия (самовнушение) свойственна психике человека, так же как и гетеросуггестия, в виде саморазъяснения, самоубеждения, самозапрета и других самовнушений, осуществляемых посредством мысленного проговаривания того, что он старается себе внушить. Дидактогенные психические состояния возникают у учащегося в результате нетактичных или тем более грубых слов педагога, ранящих его самолюбие и лишающих его уверенности. Они могут возникать у подчиненного в результате слов руководителя. В них далеко не всегда проявляется чувство обиды, но всегда угнетения, потери уверенности и часто растерянности. Иногда эти психические состояния — дидактогении — могут переходить в заболевания дидактогенным неврозом. В общении с учащимися преподаватель не только наблюдает за их психическими состояниями, но и воздействует на них преднамеренно или непреднамеренно. Иногда одним лишь словом, взглядом, жестом или поступком он может вызвать оптимальное, перевозбужденное, депрессивное или внушенное психическое состояние отдельного учащегося и даже всей учебной группы. Его положительные воздействия на учащихся будут сильнее, чем больший авторитет он у них имеет. И наоборот, чем меньше авторитет преподавателя, тем чаще он будет непроизвольно вызывать отрицательные психические состояния учащихся. Однако и при весьма высоком авторитете преподаватель может вызывать у учащихся отрицательные психические состояния, если он не знает их настроения или ошибочно полагает, что для плодотворной учебной или производственной работы учащихся у них надо постоянно создавать состояние максимального возбуждения. Чтобы избежать подобных ошибок в руководстве деятельностью учащихся, преподавателю необходимо хорошо разбираться в психических состояниях всех видов и особенно тех, которые непосредственно отражаются на деятельности учащихся.
Проверка усвоения классификации психических состояний: 1 По каким критериям могут быть классифицированы психические состояния? 2. Какие психические состояния являются оптимальными? 3. Чем вредны в учебной, трудовой и спортивной деятельности перевозбужденные психические состояния? 4. Что представляют собой депрессивные психические состояния? 5. Подберите примеры дидактогений. 6. Подберите примеры полезных и вредных внушенных психических состояний, возникающих в практике учебной работы.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Подробней см.: Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни.— В сб.: Проблемы общественной психологии. М., 1965; Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971; Платонов К. К. Осознанное и неосознанное в формировании личности. — В сб.: Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Пермь, 1975.
--------------------------------------------------------------------------------
ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Человек всегда осознает свое психическое состояние, если обратит на него внутринаправленное внимание. Но далеко не всегда понимает причины его возникновения, хотя без причин, как известно, ничего не бывает. Ощутил человек, например, приятное тепло — возникли сначала эмоциональный процесс, а потом и состояние удовлетворенности, а если боль — появится состояние озабоченности; вспомнил свою неудачу, задумался над ней — надолго появилось состояние недовольства собой или теми, кто помешал добиться желаемого; подумал о трудностях предстоящей работы — возникло состояние тревоги. Так во всех случаях возникновения того или иного психического состояния причинами служат те или иные психические процессы: ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции, чувства или воля. Однако и психические процессы не возникают сами по себе, а являются лишь отражением воздействующей на человека внешней или внутренней среды. Значит, причины психических состояний, как и других психических явлений, заключаются в действии среды на человека, но либо более сильном, либо более длительном, чем вызывающее психический процесс. В конкретных условиях практической деятельности причинами того или иного психического состояния могут быть: состояние здоровья; ожидание приятного или неприятного; хорошее или плохое впечатление от окружающего; радостные или печальные воспоминания; настроение окружающих (руководителя или товарищей); характер работы (темп, ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность работы; тон общения с окружающими. Но все эти конкретные причины сводятся к трем основным: в каком состоянии находится организм человека; удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности; как переживает он воздействия среды.
От внутреннего состояния человека, воздействий среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным. Оптимальное психическое состояние может быть создано успешным удовлетворением главной потребности и уверенностью в удовлетворении других потребностей. Ведь «пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой» (1). Создается оно и удовлетворенностью своей ролью и значимостью в среде; уверенностью в успехе выполняемого дела, порожденной знаниями, навыками, умениями, мастерством и успехами в предыдущих делах; знанием условий деятельности и предвидением посильных осложнений; привычностью условий выполняемой деятельности, темпа и ритма работы.
Стрессовое психическое состояние может быть вызвано одной или совокупностью следующих причин: непосильностью, неподго-
----------------------------------------------------------------------------
1. Маркс К., и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 19, с. 378.
----------------------------------------------------------------------------
товленностью и неуверенностью в успехе; преувеличением опасности и повышенной впечатлительностью; переоценкой ответственности; плохим самообладанием; наличием желаний, превышающих возможности их удовлетворения. Оно возникает в результате длительного перевозбуждения нервной системы, порожденного сложной совокупностью, неблагоприятных обстоятельств жизни и деятельности. Стресс — это результат воздействий на человека весьма неблагоприятных для него конфликтных ситуаций бытового, учебного или производственного характера.
Депрессивное психическое состояние обычно возникает: от осознания невозможности удовлетворить какую-либо насущную потребность; безуспешности усилий и сплошных неудач в жизни и деятельности; унижения достоинства личности окружающими; неудовлетворенности работой; переутомления и плохого состояния здоровья. Суггестивное психическое состояние обусловливается, как было уже показано, гетеросуггестией или аутосуггестией. Однако степень внушаемости зависит от индивидуально-психологических особенностей и конкретного психического состояния суггеренда во время гетеросуггестии. Чем ниже уровень осознанности воздействий и критичности к ним суггеренда, тем выше степень внушаемости. А уровень осознанности и критичности суггеренда зависит от его психических свойств, состояний, особенностей психических процессов и от отношения к суггестору во время гетеросуггестии. Причин психических состояний множество, и тем не менее преподавателю необходимо их знать, для того чтобы иметь возможность выяснить непосредственные конкретные причины того или иного психического состояния какого-либо учащегося или настроения всей учебной группы. Не зная конкретных причин, например, стрессового или депрессивного состояния учащихся, невозможно изыскать способы устранения этих отрицательных психических состояний и вызвать у учащихся оптимальное для данных учебных занятий, обеспечивающее наибольший успех обучения и воспитания. Успешность выявления конкретных причин создавшихся у учащихся психических состояний зависит от обоснованности анализа их проявлений. Анализ психических состояний учащихся с целью выявления и последующего устранения причин отрицательных состояний и усиления положительных наиболее целесообразно осуществлять в такой последовательности: 1. Выяснить общее настроение. Оно заметно по выражениям лица (или лиц, если выясняется настроение группы), по веселому, возбужденному или омраченному взгляду, по оживленности или вялости движений, по громкости и четкости речи. Когда это не удается или впечатление неопределенное, то можно и спросить учащихся об их настроении.
2. Вскрыть доминирующие психические состояния, создающие плохое или неудовлетворительное настроение. Они в большинстве случаев видны уже в характере настроения, в его окраске, но этого бывает недостаточно, поэтому можно узнать о них путем косвенных вопросов учащемуся, например: как себя чувствуете? Почему грустный вид? Какие известия от семьи? Чем занимались вчера и каковы успехи? Как спали? и т. п. 3. Найти причину доминирующего психического состояния. Если оно выражается, например, в неудовлетворенности или обиде, то уже нетрудно предположить причины этих психических состояний, а затем проверить прямыми вопросами: чем неудовлетворены или обижены? Что испортило настроение? Вполне возможно, что учащийся не сможет или не пожелает определенно ответить на эти и подобные вопросы. В таком случае преподавателю придется временно ограничиться своими предположениями и повнимательнее присмотреться к этому учащемуся, чтобы подтвердить или опровергнуть их. 4. Воодушевить учащихся каким-либо приятным сообщением и проследить путем наблюдения, какое воздействие оно окажет на их психическое состояние, с тем чтобы определить его стойкость и силу, а затем выяснить и устранить причины плохого настроения указанными способами только у тех, на кого это сообщение не окажет положительного влияния.
Проверка усвоения причин психических состояний: 1. Какое значение имеют психические процессы в возникновении того или иного психического состояния? 2. В чем основные причины психических состояний? 3. Какие непосредственные причины вызывают оптимальное, перевозбужденное, депрессивное, стрессовое и внушенное психические состояния? 4. Для чего преподавателю надо знать конкретные причины возникших у учащихся психических состояний? 5. Как наиболее успешно выявлять конкретные причины психических состояний учащихся?
УПРАВЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ
Настроение как целостное психическое состояние весьма неустойчиво, оно может повышаться и понижаться, превращаться из положительного в отрицательное и наоборот в зависимости от стихийных воздействий среды. Однако эти колебания и изменения настроения человека могут вызываться и преднамеренно посредством, например, художественной литературы, театральных постановок, музыкальных произведений, телепередач, радиовещания, словесных разъяснений и внушений при общении и т. д. Преднамеренные изменения настроения учащихся в процессе обучения и производственной практики осуществляются эпизодически. В большинстве случаев изменения настроения учащихся происходят стихийно и со стороны обучающих остаются незамеченными, потому что им не придается должное значение. В условиях обучения, требующего лишь запоминания готовых истин, и в производственной деятельности — лишь количества и качества продукции, такая недооценка настроения обучающихся и работающих на производстве была вполне оправдана. В современных же условиях профессионально-технического обучения и производственной деятельности на весьма сложных машинах и технологических установках, где содержание деятельности учащихся и рабочих значительно усложнено, от них уже требуются не только опыт, но и самостоятельность, инициатива, находчивость и творчество, их настроение приобретает все возрастающее значение. Уже теперь «в зависимости от настроения эффективность труда может колебаться в пределах ±70%» (1). А если это так, то ни в учебных лабораториях и мастерских, ни на производстве настроение работающих не должно быть стихийным, никем не управляемым. Настроением надо управлять. У мастеров высокого класса во всех видах наиболее ответственной деятельности проявляются своеобразные психические состояния: готовности, наивысшего напряжения и сосредоточения во время действий — и разрядка. Это разные психические состояния, которые у них уже стали привычными. Учащиеся не только не имеют таких привычек, но и не знают, как готовиться к ответственному делу, в каком состоянии его осуществлять и как снимать напряжение после выполнения учебного задания, поэтому их надо сначала настраивать на такие психические состояния, управлять их настроением и обучать самонастраиванию. Управление любой сложной динамической системой, в том числе и управление настроением учащихся, может быть эффективным только тогда, когда оно имеет строго определенную цель, систематически программируется, постоянно контролируется и своевременно регулируется. Цель управления настроением учащихся заключается в том, чтобы на всех теоретических и практических занятиях оно было оптимальным, т. е. наилучшим для конкретного вида учебной или производственной деятельности. Для этого преподаватель как руководитель занятиями или работами, в частности, должен знать: а) техническую и психологическую структуру деятельности учащихся на предстоящих занятиях или работах; б) при каком психическом состоянии учащихся эта деятельность будет осуществляться наиболее успешно; в) в каком психическом состоянии учащиеся находятся в данное время и в чем оно не соответствует оптимальному. Знать техническую структуру деятельности — значит ясно представлять себе то дело, которым должны будут заниматься учащиеся. Если преподаватель хорошо подготовился к данным занятиям, продумал и спланировал их, то знать характер деятельности учащихся на этих занятиях он будет до тонкостей. Значительно труднее определить психологическую структуру деятельности учащихся и оптимальные для нее их психические состояния. Рассмотрим все это на трех примерах, предложив читателям конкретизировать их применительно к своим условиям. Слушать лекцию преподавателя, запоминать и конспектировать ее содержание — значит находить в содержании главное, обдумывать его, сравнивать новое с известным. Здесь нужны оптимальные состояния заинтересованности, сосредоточенности на воспринимаемом материале и усидчивости.
---------------------------------------------------------------------------------
1. Завлин П. Н., Щербаков А. И., Юдолевич М. А., Труд в сфере науки. М, 1973, с. 175.
---------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельное решение учащимися заданных преподавателем каких-либо технических задач требует от них уже несколько иной психологической структуры деятельности и другого психического состояния. Надо хорошо понять задачу, вспомнить правила решения подобных задач, обдумать план решения и практически его осуществлять, постоянно контролируя правильность и результаты действий. При этом важно прежде всего чувство ответственности за своевременность и правильность решения задачи, состояние временной отчужденности от соучеников, замкнутости, высокой концентрации внимания, малой подвижности, некоторой скованности. И совсем другой будет психологическая структура деятельности во время лабораторных работ с какими-либо техническими средствами. Здесь тоже нужны заинтересованность, ответственность, внимательность и сообразительность, но кроме этого потребуются находчивость, подвижность, расторопность, строго определенная последовательность, точность действий и почти постоянное общение с преподавателем и соучениками. Знающему все это преподавателю с самого начала тех или иных занятий с учащимися уже известно, каким должно быть психическое состояние и общее настроение учащихся, чтобы их учебная работа была наиболее успешной, но при этом у него должны возникнуть вопросы: является ли фактическое настроение учащихся, с которым они пришли в класс или учебную лабораторию, именно таким, какое требуется, или в чем-то не соответствует оптимальному? В чем не соответствует? Почему не соответствует? Что надо сделать, чтобы у всех учащихся настроение было оптимальным? Мысленные ответы на эти вопросы и должны, по существу, стать программой деятельности преподавателя по созданию оптимального настроения учащихся на данном занятии. Программирование, т. е. преподавание, порядка действий преподавателя по созданию у учащихся оптимального настроения сводится к последовательному решению следующих задач: 1. Выяснить настроение учащихся, только что пришедших на занятие, путем наблюдения за их поведением непосредственно перед началом и в самом начале занятий. 2. Определить, в чем фактически проявляющееся настроение всей группы или отдельных учащихся не соответствует требующемуся для данных занятий, при этом хотя бы предположительно вскрыть причины отрицательных психических состояний. 3. Устранить отрицательные психические состояния и создать оптимальное настроение всей учебной группы. Выяснение настроения учащихся не представляет трудностей. Для этого достаточно увидеть, шумно или тихо они заходят в учебные помещения, громко или тихо разговаривают, кто излишне возбужден, а кто замкнут. Заметно их состояние и по лицам, выражениям глаз, по позам и движениям (1). Определить несоответствие психического состояния требующемуся тоже нетрудно, если преподава-
--------------------------------------------------------------------------
1. Подробней см.: Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965; он же. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
--------------------------------------------------------------------------
телю хорошо известно, каким оно должно быть, и сам он настроен так, как этого требует предстоящее дело; при таком состоянии легко «бросаются в глаза» все мелочи, которые ему не соответствуют. Гораздо труднее определить способы устранения отрицательных психических состояний и создать оптимальное настроение у всей учебной группы. Устранить отрицательные психические состояния можно двумя путями. Первый — выяснить и устранить причину отрицательного состояния учащегося или настроения всей учебной группы. Второй — стимулировать оптимальное психическое состояние соответствующими способами воздействия на психику учащихся. Регулирование настроения учащихся в процессе занятий с ними осуществляется с целью сохранения и улучшения их оптимального психического состояния путем предупреждения и устранения каких-либо отрицательных психических состояний. А они могут возникнуть и практически часто возникают от одного лишь неудачно сказанного слова преподавателя или нетактичного замечания, от постановки учащимся слишком легкого или непосильного задания, от неуместной шутки или поступка кого-либо из учащихся, а может быть от однообразия занятий, от усталости или утомления. Подобных помех в учебном процессе бесчисленное множество, и каждая из них может вызвать отрицательное для данных занятий психическое состояние, а через эмоции — и в целом настроение учащихся, снижающее эффективность учебного процесса. Каждая помеха, выражающаяся в ошибке преподавателя или его неуместном замечании тому или иному учащемуся, а может быть, в реплике или поступке последнего, должна быть немедленно устранена, и созданное ею впечатление, а следовательно, и психическая реакция, которая может перейти в состояние учащихся, — исправлены. Именно в этом, в регулировании настроения учащихся, заключается главнейшая из трудностей и вся тонкость преподавательской деятельности.
Все управление настроением учащихся на учебных занятиях, как видно из сказанного, сводится к строго определенной целенаправленности, глубоко продуманному программированию деятельности преподавателя по созданию у учащихся оптимального настроения, постоянному контролю за их психическим состоянием и незамедлительному регулированию настроения учебной группы, обеспечивающему сохранение и усиление оптимального настроения на протяжении всего занятия. Способы выяснения причин отрицательных психических состояний рассмотрены в предыдущем параграфе, а устранение таких состояний можно осуществить одним из следующих мероприятий: организовать соревнование в чем-либо; сообщить что-то радостное; поощрить успех; увлечь работой, личным примером. При этом стараться настроить соответствующим способом прежде всего фактических лидеров неофициальных микрогрупп (преподаватель должен знать их и чаще контактировать с ними), по которым непроизвольно равняются остальные учащиеся. Для создания в учебной группе оптимального настроения учащихся необходимо: 1) поставить важную для учащихся цель их деятельности; 2) вызвать интерес к предстоящей учебной работе; 3) объяснить трудности и опасности, но при этом вселить уверенность в успехе; 4) своевременно обнаруживать и устранять проявления и причины отрицательных психических состояний. Выявление и устранение проявлений отрицательных психических состояний уже относится к функциям их контроля и регулирования. Контроль настроения учащихся в процессе занятий — одна из важнейших обязанностей преподавателя. В этом заключается основная сущность обратной связи в учебном процессе, без которой никакое управление, тем более столь сложным и весьма неустойчивым психическим явлением, как настроение учащихся, совсем невозможно. Каждое слово преподавателя, каждое его задание или замечание учащимся есть непосредственное воздействие на их психику, в частности на психическое состояние. Насколько эти воздействия эффективны, полезны или вредны, можно определять лишь постоянным наблюдением за реакциями учащихся на эти воздействия. Обнаружение каких-либо отрицательных реакций с их стороны требует от преподавателя незамедлительных мер по их устранению, пока они не испортили общее настроение всей учебной группы. В этих мерах заключается сущность регулирования настроения отдельных учащихся и психологического климата группы.
Проверка усвоения методики управления настроением учащихся: 1. Почему необходимо управлять настроением учащихся? 2. Как определить оптимальное психическое состояние учащихся на учебных занятиях? 3. Из каких компонентов деятельности преподавателя складывается управление им настроением учащихся? 4. В чем заключается целенаправленность управления настроением учащихся? 5. Какими способами следует контролировать настроение учащихся? 6. В чем сущность и цель регулирования настроения учащихся?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.