Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психомоторика. Сенсомоторные, идеомоторные и эмоционально-моторные процессы


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — усвоить механическую, физиологическую и психологическую сущность рабочих движений, а также сенсомоторных и идеомоторных процессов, так, чтобы впоследствии научиться анализировать профессиональные психомоторные действия рабочих по своей специальности.

РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ

Субъективные явления психики и ее организации — внимания объективно проявляются в основном в движениях.
Психомоторика — это процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением.
Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.
Кладет ли каменщик кирпичи, распиливает ли столяр доску, опиливает ли слесарь деталь, поворачивает ли шофер руль — все их трудовые движения осуществляют осознанную цель и определяются раздражителями внешнего мира.
Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями.
Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком.
Психомоторика, подобно вниманию, не особая форма отражения; она — завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека — например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.
В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую.
Механическая характеристика трудового движения определяется: путем, совершаемым конечностью в пространстве, т. е. траекторией, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения; скоростью, т. е. величиной пути, проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно-ускоренными, равномерно-замедленными, неравномерно-ускоренными и неравномерно-замедленными; темпом, т. е. частотой повторения циклов однообразных движений; силой, т. е. производимым давлением или тягой.
С целью психологического анализа трудовых движении траектория может быть свободной, шаблонной, вынужденной.
Скорость рабочих движений колеблется в очень больших пределах. В психологическом аспекте различают скорость оптимальную, т. е. наиболее удобную, и максимальную. Кроме того, скорость бывает свободная и вынужденная. Причем вынужденная может быть и вследствие дефицита времени работы. У пильщика скорость движения на себя свободная, а от себя — вынужденная. В производственных операциях скорость движений колеблется от 0,01 (движения пальцев при тонкой регулировке) до 8000 см/с (движения кисти при метании). Темп движения может колебаться от 1-2 (качания торса) до 10 движений в секунду (удары пальцем).
Для психологического анализа рабочих движений важно знать цель, которая достигается в результате данных движений. Необходимо при этом помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями.
Наиболее общая психологическая классификация рабочих движений предусматривает деление их на следующие группы: основные — минимально необходимые для достижения цели трудовой деятельности, осуществляющиеся в наиболее благоприятных условиях; поправочные — уточняющие основные в соответствии с отклонением условий труда от наиболее благоприятных условий; дополнительные — не относящиеся к основному заданию, но необходимые в силу побочных для основного трудового процесса факторов; аварийные — дополнительные, необходимые для ликвидации возникшей аварийной ситуации; лишние — ненужные и обычно мешающие основным рабочим движениям; ошибочные — выполняемые вместо правильных движений первых четырех групп и не достигающие цели.
Для определения качества рабочих движений выделяют, кроме правильных и ошибочных, еще экономные и неэкономные движения и некоторые их особенности.
Пристального внимания требуют крайне вредные резкие движения. Это движения, во-первых, начинающиеся сразу же с больших скоростей, и во-вторых, неравномерно-ускоренные или неравномерно-замедленные, т. е. движения «скачками». Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, и несоразмерными. Если учащийся постоянно проявляет резкость движений, необходимо изучать его эмоционально-волевые качества и особенности восприятий.
Все трудовые движения управляются восприятиями, и качество движений зависит прежде всего от качества восприятий.

Проверка усвоения сущности рабочих движений:
1. Что называется психомоторикой?
2. Чем определяется механическая характеристика трудового движения?
3. Почему успех выполнения и освоения учащимся движений зависит от качества восприятий?
4. На какие группы делятся рабочие движения?
5. По каким признакам можно заметить особенности рабочих движений учащегося?

СЕНСОМОТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Все, что на рабочем месте определяет ощущения, восприятия, т. е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что работающий действует своими рабочими движениями, называется моторным полем.
Связь восприятия и ответного движения в трудовой деятельности может осуществляться в различных формах сенсомоторных процессов, в которых различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
В зависимости от сложности центрального момента реакции различают так называемые простые и сложные сенсомоторные реакции.
Простая сенсомоторная реакция (или, как ее называют иногда, психическая реакция) есть возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал.
Простая реакция оценивается по времени. Различают латентное время реакции (скрытое), т. е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.
Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако, колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).
Все остальные сенсомоторные реакции называются сложными. Если в ответ на один сигнал надо сделать движение, а на другой — нет, говорят о реакции различения. Если центральный момент связан с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных, то такую реакцию называют реакцией выбора. Например, если из ряда кнопок в ответ на определенный сигнал следует нажать только одну, то центральный момент усложняется узнаванием сигнала и выбором кнопок. Центральный момент реакции может быть еще более усложнен путем изменения значения кнопок по дополнительному сигналу. Такая реакция называется реакцией переключения.
В психологической структуре сложной реакции всегда можно отметить следующие элементы: внимание — если оно у реагирующего будет чем-то отвлечено, реакция вообще может остаться незаконченной; память — для выбора правильного действия необходимо помнить, между чем и чем надо выбирать; мышление — хотя бы в его простейших формах, а иногда и в очень сложных; эмоции— более или менее сильно окрашивающие реакцию; волевое усилие — отсутствие которого замедляет реакцию.
Сложные реакции протекают значительно медленнее, чем простые, из-за переработки воспринятого. Поэтому, если вычесть время простой реакции учащегося из времени его сложной реакции, то можно приблизительно представить себе время, затрачиваемое им на переработку восприятия. Время не только сложной, но и простой реакции уменьшается под влиянием упражнения и увеличивается при утомлении. Сложные реакции в отличие от простых имеют и другой показатель кроме времени — точность.
Точной называется реакция, вполне соответствующая требованиям ситуации в естественных условиях производственной работы или полученного задания в лабораторном эксперименте. При повторении одних и тех же реакций степень их точноети и скорости может в одних случаях изменяться очень мало, а в других, напротив, очень сильно. Это характеризует еще одно качество сложных реакций — степень постоянства, или вариативность.
Простая реакция редко встречается в естественной трудовой деятельности, более свойственна различным видам труда реакция на движущийся объект (или сокращено РДО). При этом человек должен совершить движение в определенный момент, устанавливаемый им по движущемуся объекту.
Наиболее сложный и вместе с тем наиболее типичный для трудовой деятельности психомоторный процесс — сенсомоторная координация, при которой динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объект, но и сама реализация двигательного действия. Иначе говоря, при сенсомоторной координации непрерывно как восприятие, так и движение, причем движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием.
Простейший вид сенсомоторной координации — реакция слежения, заключающаяся в удерживании объекта, имеющего тенденцию к беспрерывным отклонениям, в заданном положении.
На первых этапах освоения двигательной задачи, требующей сенсомоторной координации, отмечается дискретность двигательных ответов по механизму цепной реакции, в дальнейшем сменяющейся слиянием отдельных двигательных актов в координированное единое двигательное действие.
Качество реагирования путем сенсомоторной координации характеризует следующие показатели: время реакции на пусковой сигнал — от появления двигательной задачи до начала реагирования; общее время реагирования — до конца решения возникшей двигательной задачи, обычно значительно превышающее время реакции на пусковой сигнал; точность, реагирования — определяемая как по конечному результату реагирования, так и по числу и характеру поправочных движений, обеспечивающих координированность реагирования.
Деятельность рабочего во многих случаях требует согласованных движений двумя руками или движений рук и ног. В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется еще новая психомоторная особенность — координация движений. Быстрая и точная реакция на пусковой сигнал и хорошая координация экономных, точных и соразмерных движений, реализующих двигательные акты, если они не случайны, а проявляются систематически и в различных видах деятельности, определяют ловкость учащегося. Ловкость или неловкость как черта личности учащегося обычно проявляется в различных видах деятельности, и обнаружение неловкости в условиях уже производственной работы говорит о недоученности. Вот почему необходимо сравнивать психомоторные особенности, выявленные в ходе производственного обучения, с особенностями, замеченными в других видах деятельности учащихся, в частности во время занятий физической культурой и спортом, когда ловкость не только проявляется, но и формируется.

Проверка усвоения сенсомоторных процессов:
1. Какова роль восприятий в трудовом процессе?
2. Что называется сенсорным и моторным полями?
3. Перечислите виды реакций.
4. Перечислите психические акты в сенсомоторном процессе.
5. В чем различие между простой и сложной сенсомоторными реакциями?
6. Перечислите элементы сложной реакции.
7. В чем сущность сенсомоторной координации?

ИДЕОМОТОРНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В понятие психомоторики кроме сенсомоторных процессов входят еще идеомоторные, связывающие представление о движении с выполнением движения. «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите... Таким образом, кинэстезические клетки коры могут быть связаны, и действительно связываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологические основания для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры» (1).
Идеомоторные акты иногда понимаются узко, только как неправильные движения, автоматически возникающие вслед за представлениями о движении. Так, у учащегося-шофера мысль: «Сейчас наскочу на столб», — иногда реализуется в ошибочных движениях вместо поправочных. Можно указать возможность идеомоторного непроизвольного вмешательства обучающего в работу учащегося. Особенно отчетливо это проявляется во всякого рода учебных установках, имеющих двойное управление.
Неизмеримо большее значение для психологии проблема идеомоторики имеет в ее широком понимании, т. е. как связь рабочего движения с представляемым его образом. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека. В педагогическом плане это проблема не только сознательности в обучении правильным движениям, но и объяснения причин многих ошибочных движений при первоначальном усвоении их учащимися.
Своеобразной формой нарушения нормальных психомоторных процессов, вызванной эмоциями, является напряженность.
Напряженность — это скованность учащегося, чувствующего себя неуверенно во время выполнения новых для него или грозящих какой-либо опасностью действий. Напряженность учащегося заметна по его угловатой позе, выражению «скованного» лица, чрезмерно замедленным, но резким и несоразмерным движениям, выполняемым с излишними усилиями.
Разнообразные факторы, обусловливающие возникновение ярко выраженной напряженности, могут быть объединены в четыре группы:
1) несоответствие знаний и навыков учащегося предъявляемым к нему требованиям;
2) неблагоприятные для производственного обучения индивидуально-психологические особенности личности учащегося, его пониженная эмоционально-моторная устойчивость;
3) неправильный педагогический подход без учета индивидуально-психологических особенностей учащегося, иногда неосторожное, нечуткое слово, вызывающее состояние дидактогении;
4) отклонения в нервно-психологическом состоянии учащегося.
Каждый из этих факторов может в одном конкретном случае выступать в качестве условия, а в другом — как основная причина возникновения напряженности. Изменение отдельных условий, способствующих возникновению напряженности, изменяет картину ее проявления, но не устраняет ее полностью. Полное исчезновение напряженности может быть достигнуто только при устранении ее причины.
В целях предупреждения ошибок, могущих возникнуть в результате проявления идеомоторики и напряженности, готовя учащихся
----------------------------------------------------------------------------
1. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн 2. М.—Л., 1951, с. 316—317.
----------------------------------------------------------------------------
к первоначальному выполнению опасных рабочих движений, не следует преувеличивать эти опасности и заострять на них внимание учащихся. У них необходимо вызвать чувство уверенности в том, что эти движения получатся успешными. Приводить яркие примеры несчастных случаев из-за ошибок следует лишь тогда, когда учащиеся в основном усвоят эти действия под непосредственным руководством обучающего и будут проявлять признаки излишней самоуверенности, беспечности или хотя бы малейшей халатности.
Чем ярче и живее учащийся представляет себе последовательность и технику выполнения предстоящих движений и их положительный результат, тем успешнее он выполняет их при первых же попытках. С этой целью при обучении учащихся выполнению особо сложных и опасных действий необходимо заставлять их неоднократно проговаривать порядок и технику выполнения рабочих движений до трехкратного безошибочного и полного объяснения осваиваемого процесса выполнения действий. Такие мыслительные и речевые упражнения создают у учащегося образ правильного и вполне безопасного выполнения рабочих движений и, вызывая у него чувство уверенности в успехе, обеспечивают положительное влияние идеомоторики и устраняют возможность напряженности.

Проверка усвоения идеомоторных и эмоционально-моторных процессов:
1. Почему яркие живые представления какого-либо движения и его результата автоматически сопровождаются выполнением этого движения?
2. Какое положительное и отрицательное значение имеют идеомоторные процессы в обучении производственной деятельности?
3. Что такое эмоционально-моторная устойчивость и в чем проявляется ее снижение?
4. Какими путями можно предотвратить отрицательное проявление идеомоторики и появление напряженности в обучении?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +