Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Сущность и качества внимания. Формирование внимания


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — усвоить сущность внимания, его качества и закономерности его формирования у учащихся в процессе их теоретической подготовки к производственной деятельности.

СУЩНОСТЬ И КАЧЕСТВА ВНИМАНИЯ

Деятельность и сознание неотделимы. Неосознанной деятельности быть не может, но степень осознанности человеком его действий и поступков может быть самой различной, она будет зависеть от организации сознания в данный момент деятельности, т. е. от состояния и направленности его внимания. Человеку не нужно воспринимать все окружающие его раздражители, все помнить и обо всем думать, да он и не может все это делать одновременно. Его восприятия и мысли организуются в процессе внимания.
Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности как формы отражения, а организация других психических процессов.
Внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем не сознаваемых. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.
Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, и с другой — сосредоточенностью, т. е. четкостью осознанности.
В зависимости от его активности внимание разделяют на два вида: непроизвольное (пассивное), в возникновении которого намерение человека не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря намерению человека, вследствие приложения им усилия воли.
Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, возникающая, как правило, в результате воздействия раздражителя на какой-либо из аналиазторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и обще для человека и животных.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливается соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Более сложно и присуще только человеку произвольное внимание, формирующееся в процессе обучения и воспитания. Его характерная черта — то, что оно направляется на объект под влиянием намерения и поставленной цели.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего и меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Поэтому усиленное сосредоточение произвольного внимания во время обучения не должно быть слишком продолжительным. Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной путем переключения внимания на более легкие или более интересные виды действия или же вызвать у учащегося сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Возникший интерес переводит внимание в его новое качество: оно становится вторичнонепроизвольным, или послепроизвольным. Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренненаправленное внимание. Иногда непроизвольное, но и интенсивное внутренненаправленное внимание может обусловливать невнимательность учащегося на теоретических занятиях, когда, например, мысли о полученном из дома письме полностью поглощают его внимание.
Произвольное внимание выделяет из всей, массы явлений, действующих на анализаторы, ее часть, которая не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же различных условиях. То количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей, называется объемом внимания. Опыт показывает, что одновременно можно охватить только четыре — шесть объектов, хотя объекты бывают разные. Например, неопытный учащийся не может за 0,1 с воспринять показания трех-стрелочного контрольного прибора, так как для него объектом на этом приборе становится не только каждая из трех стрелок, но и оцифровка шкалы.
Высокая интенсивность концентрированного внимания, будучи типичной для некоторых наблюдательных профессий, нужна для работников других групп профессий только в отдельные моменты работы.
Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности, но в еще большей степени — от развития у человека соответствующих навыков в выполнении каждого действия, на которые в дальнейшем будет распределяться внимание.
Переключение внимания — это перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Быстрому и безошибочному переключению внимания способствует формирование навыка маршрута внимания.
Концентрацией внимания называется сосредоточение внимания на одном только объекте. Роль ее может быть различна. С одной стороны, она необходима для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, и поэтому неумение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание — большой недостаток. Но, с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что, в свою очередь, создает невозможность своевременно воспринять другие, иногда очень важные объекты.
Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. Специальные опыты показывают, что сорокаминутное интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.
Внимание в сочетании с готовностью выполнять определенную деятельность создает соответствующую установку, как процесс или состояние. А становясь свойством личности, она становится одним из компонентов направленности личности. (...)

Проверка усвоения сущности и качеств внимания:
1 В чем заключается своеобразие внимания?
2. Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
3. Подберите примеры стимулирования преподавателем произвольного внимания учащихся.
4. Какими способами можно избежать утомления учащихся от сосредоточенного произвольного внимания?
5. Что называется объемом внимания?
6. В каких условиях деятельности требуется распределение внимания?
7. Как следует обучать учащихся переключению внимания?
8. Чем вредна чрезмерная концентрация внимания?
9. В каких условиях деятельности особо важна устойчивость внимания?

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека; он становится внимательным по отношению к этим объектам. Такие общие свойства могут заключаться во внимательности к тем или иным требованиям нравственности, становясь морально воспитанным вниманием, или к соблюдению определенного порядка деятельности и поведения, превращаясь в дисциплинированное внимание, а если это относится к профессиональной деятельности, то — профессиональное внимание. Внимание, став свойством личности, т. е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.
Морально воспитанное внимание — это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им нравственными требованиями. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования. Человек с морально воспитанным вниманием не пройдет мимо нуждающегося в помощи, с морально невоспитанным — не поможет другому.
Частный случай морально воспитанного внимания — дисциплинированное внимание, которое по направленности, интенсивности и маршруту переключения произвольно и подчинено требованиям трудовой дисциплины.
Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на рабочем месте, к чистоте эксплуатируемой машины, к исправности инструмента и даже к опрятности своей рабочей одежды.
Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития — общий порядок и неукоснительное выполнение всеми учащимися правил учебной и производственной работы.
Практически важно разобраться и в неправильной организации внимания, называемой невнимательностью. Она может принимать ряд форм, объединяющих ее в три типа.
Первый тип невнимательности — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют порхающим вниманием. Оно свойственно детям, но может быть у подростков и взрослых.
Другой тип невнимательности определяется, наоборот, высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он часто встречается у лиц, привыкших к очень интенсивному и устойчивому, но главным образом внутренненаправленному вниманию. Такая невнимательность может возникнуть у учащегося, получившего важное известие из дома и все время думающего о нем.
Третий тип невнимательности, выражающийся в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления. Этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, сниженным тонусом коры. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и ещё более слабой его переключаемостью.
Однако даже и очень устойчивое и мало отвлекаемое внимание не остается неизменным по своей интенсивности; оно подвергается так называемым колебаниям, или флюктуациям внимания. Эти колебания могут происходить, как показал опыт, в некоторых случаях десятки раз в минуту, а обычно не реже чем через 5 с.
От колебания внимания следует отличать снижение его под влиянием общего утомления, потери интереса и других внешних для самого процесса внимания причин. Эти более длительные изменения интенсивности внимания связаны с колебаниями дееспособности человека, в то время как флюктуация внимания, как правило, не отражается на ней.
Иногда встречаются учащиеся, получающие от преподавателей при теоретической подготовке вполне положительные оценки их внимания, а в условиях производственного обучения оказывающиеся неуспевающими из-за недостатка внимания. В классе они всегда внимательны, умеют сосредоточиться над книгой, не отвлекаясь, слушать преподавателя, но такое хорошее классное внимание, достаточное при отсутствии отвлекающих его внешних раздражителей, когда нет необходимости ни широкого распределения, ни быстрого переключения, оказывается плохим в реальных условиях производственной деятельности.

Проверка усвоения явлений внимательности:
1. Что служит показателями высшего уровня внимания?
2. Что называется морально воспитанным вниманием?
3. Что представляет собой дисциплинированное внимание?
4. Подберите свои примеры профессионального внимания.
5. Перечислите типы невнимательности и подберите примеры по их причинам.
6. Как сделать «классное внимание» одним из условий производственного внимания?

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Обычно предполагается, что обучение какой-либо деятельности само по себе развивает у учащегося необходимое для нее внимание, без каких-либо специальных мер со стороны обучающих. Педагогический опыт и специальные исследования показывают, что действительно учебная работа учащегося развивает его внимание, но далеко не любая; иногда в процессе обучения внимание и уродуется. Замечено, например, что способные учащиеся на уроках, когда преподаватель подробно растолковывает «тугодумам» какие-либо уже ясные им, способным, вопросы, перестают слушать и думают совсем о другом, полностью отвлекаясь от содержания занятий. Такие систематические, много раз повторяющиеся отвлечения во время одного урока с течением времени развивают у способных рассеянность, которая, став свойством их личностей, делает их уже менее способными, а иногда и совсем неспособными к устойчивому вниманию.
Совершенно очевидно, что на стихийное формирование внимания учащихся полагаться нельзя. Чтобы добиться хорошей успеваемости учащихся по теоретическим предметам и формировать у них профессиональное внимание, преподавателю необходимо преднамеренно так проводить занятия, чтобы формировать у учащихся не только знания, навыки и умения, но и их внимательность. Однако для успешного формирования этого свойства личности у того или иного учащегося надо прежде всего хорошо знать особенности его внимания.
Сложным видам трудовой деятельности приходится обучать, а там, где успех действий во многом зависит от внимания к ним, требуется обучать не только знаниям и психомоторным навыкам, но прежде всего порядку концентрации, распределению, переключению и устойчивости внимания.
Формирование внимательности начинается с первого урока в школе и продолжается в профтехучилище. Оно заключается в управлении вниманием учащихся в процессе их учебной и трудовой деятельности.
Но кроме непосредственного управления вниманием учащегося в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности в дальнейшем необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого желательно: а) приучить учащегося работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, упражнять у него произвольное внимание; б) увлекать его интересной, трудной, но посильной работой, чтобы формировать послепроизвольное внимание; в) добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за него перед коллективом и обществом, что будет способствовать развитию морально воспитанного внимания; г) связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда для упражнения профессионального внимания; д) развитие устойчивости внимания обеспечивать формированием волевых качеств учащегося; е) объем и распределение внимания формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких профессиональных действий в условиях высокого темпа работы; ж) переключение внимания формировать несколькими путями: упражнения в порядке переключения внимания с объекта на объект с предварительным усвоением «маршрутов переключений»; упражнения в выделении наиболее важных объектов из второстепенных; тренировки в быстроте переключения внимания с объекта на объект.
Лучший способ формирования у учащегося внимательности — это ни при каких обстоятельствах не позволять ему никакую работу делать небрежно.

Проверка усвоения путей и способов формирования внимания учащихся:
1. Почему нельзя полагаться на стихийное формирование внимания учащихся?
2. В чем заключаются способы управления вниманием учащихся?
3. Какие условия необходимо создавать для формирования внимания учащихся?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +