Учебная цель — усвоить основные методы психологии, чтобы получить возможность практически использовать их в проведении психологических исследований в процессе педагогической деятельности.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы диалектическо-материалистической психологии строятся на основе ее теоретических принципов, требующих исследований, которые подвергают психическую жизнь человека такому же беспристрастному анализу, как и другие объекты природы. При этом могут применяться разнообразные методы, в том числе и методы других наук, обеспечивающие всестороннее исследование психических явлений.
Для педагога методы исследования психики важны прежде всего как способы изучения личности учащегося, ее индивидуально-психологических особенностей с целью наиболее плодотворного ее формирования. В основе всех методов психологии, прежде всего в основе методов изучения личности, лежат слова В. И. Ленина, которые он повторял, называя это положение «марксистской истиной» (1): «По каким
-----------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 49, с. 341.
----------------------------------------------------------------------
признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей» (1). «О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его делам» (2). Об этих словах, изучая учащихся, никогда нельзя забывать. Основными методами психологических исследований и изучения личности учащегося педагогом являются: наблюдение, беседа, эксперимент и обобщение независимых характеристик. Наблюдение, как говорит само название этого метода, учитывает естественный ход событий, не вмешиваясь в него. Но при этом надо помнить, что слишком придирчивое и назойливое наблюдение за теми учащимися, которые испытывают большие затруднения в учебной работе, всегда вредно. Наблюдать следует так, чтобы не отвлекать внимания учащегося от того дела, которым он полностью поглощен. Наблюдение полезно сочетать с различными методами объективной регистрации деятельности. Беседа преподавателя как самостоятельный метод изучения личности учащегося наиболее часто применяется в самом начале обучения, главным образом при ознакомлении с поступившим в училище, после изучения его документов. В этом случае она совпадает с собиранием анамнеза (т. е. сведений, даваемых по памяти) об истории развития изучаемой личности и дополняется анализом документов. Впоследствии более часто метод беседы используется в процессе наблюдения и параллельно с ним. Наиболее эффективен метод беседы в изучении мотивов поведения, поступков и действий учащихся. Однако при выяснении мотивов следует учитывать искренность ответов. Применяется беседа и при изучении результатов учебной работы или продуктов производительного труда. Сказанное в значительной мере относится и к заполнению различного рода вопросников и анкет — по сути упрощенного вида «письменной беседы». В условиях профессионально-технических училищ эта форма изучения личности применяется в виде сочинений на тему «Почему я выбрал свою профессию» или «Что меня больше всего интересует в жизни». Однако надо помнить, что в устной беседе всегда легче, чем в письменном виде, отличить неискренний ответ от искреннего. Метод беседы по существу только форма углубления метода наблюдения и ничего не изменяет в изучаемой деятельности, способностях или поведении учащегося. Поэтому иногда бывает необходимо создать такие условия деятельности учащегося, чтобы специально вызвать у него проявления тех психических свойств, состояний или процессов, которые интересуют педагога. Такие условия создаются в психологических экспериментах, или «опытах», как иногда говорят. «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (3).
---------------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 423—424.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 228.
3. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. II, кн. 2. М., 1951, с. 274.
---------------------------------------------------------------------------
Эксперимент в изучении личности учащегося — это изучение его личных качеств, специально вызванных изменением условий, цели или способа выполнения им какой-либо деятельности. Эксперимент может проводиться и в лаборатории, и в естественных условиях трудовой деятельности.
Лабораторный эксперимент, имеющий целью изучить психологические особенности какого-либо вида трудовой деятельности или личности учащегося, строится по принципу психологического моделирования деятельности. Модель — это искусственно созданное упрощенное подобие изучаемого явления, в котором основные для изучения элементы его структуры сохранены или даже усилены, а остальные могут отсутствовать. Моделирование применяется и в естественном эксперименте. Естественный эксперимент, проводимый непосредственно в классе или аудитории, в учебной мастерской, в цехе,— наиболее доступный для каждого преподавателя метод. Еще не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, возможности точно дозировать и варьировать влияние изучаемых факторов, устранять мешающие факторы, создавать условия, обеспечивающие обоснованное сравнение результатов деятельности. Современная техника создает возможность перенести положительные стороны лабораторного эксперимента в естественные условия. В естественном эксперименте отсутствует главный и весьма принципиальный недостаток лабораторного эксперимента — изменение отношения исследуемого к своей деятельности, колеблющееся в широких пределах — от повышенной настороженности до несерьезности (здесь уместно познакомиться с темой «Методы психологии труда»). В изучении личности учащегося широкое применение находит формирующий эксперимент, проводимый путем индивидуального или группового экспериментального обучения или воспитания.
Наиболее практически эффективен и доступен педагогам метод обобщения независимых характеристик, заключающийся в сборе и обобщении «жизненных показателей», собираемых в различных видах деятельности характеризуемой личности... Характеристика — это не только (а точнее, не столько) то, что написано о человеке, а то, что о нем известно и может быть сказано (1). Обобщающий независимые характеристики, данные разными людьми, обязательно должен сопоставить и обобщить полученные сведения. Сопоставление и обобщение — основная сущность этого метода изучения личности. В обобщенной характеристике каждая
--------------------------------------------------------------------
1. Подробней о методе обобщения независимых характеристик см. в кн.: Личность и труд. М., 1965, с. 66—74, 357; Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М, 1970, с. 48—52, 238—249 и Проблемы способностей. М., 1972, с. 232— 239.
-------------------------------------------------------------------
учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов (см. приложения 1 и 2):
5 — названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера
4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
3— названная и противоположная ей черта личности выражены нерезко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто; 2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная черта личности; 1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 — нет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности может определяться одним из трех баллов или знаков:
3 — раньше была менее свойственна, теперь более развивается, улучшается, знак <;
2 — данных об изменении нет, знак =; 1 — раньше была более свойственна, теперь ослабевает, ухудшается, развивается в противоположном направлении, знак >.
Оценивая то или иное свойство личности соответствующим баллом, его легче сопоставлять с этим свойством у других учащихся этой же учебной группы. Но свойства личности надо оценивать не сравнительно, а объективно, и даваемые им оценки должны сохранять свою силу, в какой бы группе своих сверстников учащийся ни рассматривался. Подробная или краткая, но всегда достаточно полная и широкая, хотя и целенаправленная и обязательно объективная, характеристика должна заканчиваться прогнозом ожидаемых особенностей профессионального обучения и деятельности характеризуемого. Прогноз профессиональной деятельности — это описание ожидаемых благоприятных и неблагоприятных особенностей конкретной деятельности, определяемых психологической структурой изученной личности. Этот достоверный, структурный и отдаленный прогноз должен указывать наиболее стойкие ожидаемые трудности и ошибочные действия, проявления которых можно предвидеть не только на ближайших, но и на отдаленных этапах профессионального обучения и деятельности. Психологическая характеристика учащегося — это только способ осуществления личностного подхода к нему с целью улучшения его коммунистического воспитания и профессионально-технического образования.
Проверка усвоения основных методов психологии: 1. За проявлением каких качеств личности учащегося следует наблюдать? 2. Как следует наблюдать за деятельностью учащегося? 3. Что позволяет выявлять беседа с учащимся? 4. Что называется психологическим экспериментом и какие его виды различают? 5. В чем сущность метода обобщения независимых характеристик? 6. Как применяется метод полярных баллов в обобщенной характеристике?
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Прежде всего необходимо различать теоретические психологические исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов и методических кабинетов или под их руководством, и научно-практические психологические исследования, которые не только может, но и должен вести каждый передовой педагог-практик, совершенствующий свое мастерство. Работа по проведению исследований определяется прежде всего той проблемой, которую предстоит решить различными методами и техническими средствами. В любой области науки, и тем более в психологии, нерешенных проблем бесчисленное множество. Немало их и в практической деятельности инженеров-педагогов, занимающихся теоретической подготовкой молодых квалифицированных рабочих. Проблемы есть везде, где тщательно анализируется практическая деятельность и объективно оцениваются ее результаты; нет проблем только там, где нет такого анализа. Но если они есть и выявлены в большом количестве (каждая проблема имеет множество сопутствующих), то нелегко найти, какая из них наиболее актуальна для того или иного учебного заведения или теоретического предмета в данное время. При этом решение задачи обычно проходит ряд этапов. Первое, что требуется от исследователя, будь то психолог-профессионал или педагог-практик, заключается в том, чтобы путем анализа практической деятельности изыскать наиболее актуальную психологическую проблему, решение которой приведет к наиболее ощутимым положительным результатам в данном виде деятельности и поможет затем решить сопутствующие ей проблемы.
Второе — собрать предварительный материал (анамнез), чтобы конкретизировать возможные причины возникновения избранной актуальной психологической проблемы. Для этого могут применяться наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов. Третье — разработать гипотезу, т. е. предположение о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. На основе гипотезы составляется методика проведения исследований путем подбора необходимых для этого методов, технических средств, условий их применения и способов обобщения полученных этими методами исследовательских материалов. Разработанная таким путем методика даст возможность предположить вероятные результаты решения проблемы, а предположив их, можно уже четко сформулировать рабочую гипотезу как основу детализированного плана проведения исследований. Рабочая гипотеза и детализированный план завершают первый этап исследований, являющийся по существу лишь подготовкой к практическому решению проблемы. Второй этап — конкретизация и реализация методики исследования, заключающийся в последовательном использовании методов, предусмотренных планом, в виде серии наблюдений, опросов и экспериментов. Третий этап — количественная обработка данных исследования. Здесь потребуется уже применение математических методов исследования (1) для обработки статистических материалов, которые дают возможность судить о достоверности полученных выводов, подтверждающих или опровергающих рабочую гипотезу. Теперь на этом этапе все чаще применяется ЭВМ.
Четвертый этап — интерпретация полученных данных, истолкование их на основе психологической теории, представляющее собой окончательное определение достоверности или ошибочности проблемы. Пятый этап — выводы и предложения на основе материала исследования.
Объем и продолжительность исследовательских работ (...) зависят от решаемой проблемы. Этим же определяется и сложность конкретных методик психологических исследований. В практике инженеров-педагогов проблемами, требующими проведения психологических исследований, могут быть, например, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, развитие их мышления и технического творчества, улучшение запоминания технических данных, более быстрое и прочное усвоение принципиальных схем, графиков или формул, развитие самостоятельности учащихся в учебной работе, обеспечение индивидуального темпа занятий, оптимизация обратной связи в учебном процессе, повышение активности учащихся на теоретических занятиях, улучшение связи теоретической дисциплины с производственным обучением, устранение неуспеваемости по какому-либо сложному разделу учебной программы. Постоянная проблема для преподавателей — изучение личностей учащихся.
---------------------------------------------------------------------
1. В применении их может помочь кн.: Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
---------------------------------------------------------------------
Психологических проблем в педагогической деятельности неисчислимое множество. Одновременно решать их невозможно. Поэтому и необходимо определять их актуальность и прежде всего заниматься наиболее важными, обеспечивающими впоследствии успешное решение сопутствующих. Например, решение проблемы повышения интереса учащихся к изучаемому предмету может обеспечить успешное решение проблем повышения активности, самостоятельности, развития внимательности и мышления, улучшения запоминания и повышения успеваемости.
Какую бы проблему преподаватель ни избрал для психологического исследования в определенное им время, успешное ее решение возможно только путем решения задач исследования на первом его этапе и последовательного осуществления дальнейших. Различие в практическом выполнении такого изучения разнообразных проблем будет заключаться лишь в том, что в одном случае оно будет «свернутым», а в другом — «развернутым», оформленным письменными материалами, и займет, возможно, недели и месяцы.
Проверка усвоения методики практических психологических исследований:
1. На каком основании и для чего определяется актуальность психологических проблем в практике педагогической деятельности? 2. Какие задачи следует решать на первом этапе исследований? 3. Что представляет собой рабочая гипотеза? 4. Какая работа выполняется на втором, третьем и четвертом этапах исследований? 5. От чего зависят объем и продолжительность исследования?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.