Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие психики. Эволюция психики. Роль труда в развитии сознания


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель— понять процесс исторического развития психики от простейшего животного до человека и на основе этого усвоить закономерности развития сознания так, чтобы иметь возможность практически их использовать в педагогической деятельности.

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ

Эволюционное развитие материи вело к возникновению ее высшего свойства - психики. Первейшей способностью реагировать на внешние воздействия была и есть раздражимость, свойственная и растениям, и простейшим организмам.
Эти реакции на уровне физиологического отражения активизировались нуждой в чем-либо, закреплялись биохимической и генетической памятью и предварялись опережающим отражением.
Переход к психическому отражению и при эволюции животного мира, и при развитии человека из оплодотворенной яйцеклетки становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познания внешних воздействий. Ранее всего появляется способность отрицательно переживать состояния организма и воздействия внешнего мира, сигнализирующие о возможности наступления гибели организма, и положительно— сигнализирующие об избавлении от опасности. Так возникает та форма отражения, которая называется эмоциями и которая наиболее тесно связана, даже у взрослого человека, с физиологическими формами отражения.
От физиологического отражения эмоция отличается тем, что является переживанием, т. е. субъективным явлением. От эмоций начинается эволюция субъективного в эволюционирующих психических процессах (...) Так, отражение физиологической нужды эволюционная память сделала переживанием биологической потребности.
В дальнейшем усложнение рецепторов определяет появление способности отражать мир в виде простейших образов, сигнализирующих о том или ином жизненно важном явлении. Так возникают ощущения как форма отражения, как «субъективный образ объективного мира», а у человека — как «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (1). Поэтому если переживание как элемент сознания начинается с эмоций, то образное познание как второй элемент сознания — с ощущений.
Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что человек имеет в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды,, как общеприродной, так и социальной (2). Потом у него появилось опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, и мышление этими понятиями. Так у человека в результате труда и общения возникла новая форма уже не непосредственного, а опосредованного понятием отражения — мышление. Это привело к возникновению еще ряда чисто человеческих форм отражения.
На основе комплексных ощущений, присущих животным, и понятий, свойственных только человеку, возникла новая форма отражения — человеческого восприятия. На основе эмоций и понятий возникла также новая форма отражения — чувства. Опережающее отражение, приняв форму предвидения, привело к образованию воли. Наряду с механической памятью, свойственной животным, у человека развивается смысловая память и память воли, лежащая в основе волевых навыков активности, решительности, настойчивости, самообладания и дисциплины.
Биологические потребности дополняются у человека интеллектуальными, эстетическими и творческими (...)

Проверка усвоения эволюции психики:
1. Что является первейшим свойством реагирования на внешние воздействия?
2. С какой формы отражения начала развиваться психика?
3. Как возникли эмоции?
4. Какая форма отражения возникла следующей и что этому способствовало?
5. Как появилось мышление?
6. Из какой формы психического отражения развилась воля?
----------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 120, 46.
2. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2, с. 335—336.
---------------------------------------------------------------

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ СОЗНАНИЯ

Все формы психического отражения у человека объединены в единую структуру как в целое. Этой единой и самой сложной, высшей в эволюции природы формой отражения является сознание.
Сознание — это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... т. е. мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (1).
Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что оно отражает.
«Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательная... Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности» (2).
Поскольку человек развивался не в порядке биологической эволюции, а в процессе истории человеческих обществ, «сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (3). Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявляют его сознание, но не все могут быть осознанными в равной степени. Неосознанными действиями называются высокоавтоматизированные навыки, некоторые привычки, идеомоторные и вызванные эмоциями импульсивные действия.
В развитии сознания решающую роль сыграл труд. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (4), — писал Ф. Энгельс. Труд — особый вид взаимодействия человека и природы, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель.
Трудовая деятельность — не приспосабливание человека к природе, которое присуще животному, а изменение ее.
Связующее звено между человеком и природой — орудия его труда. Во время общения в совместном труде у людей появилась потребность что-либо сказать друг другу. Эта потребность, породившая язык, создала понятия как силу, непосредственно влияющую на развитие сознания. Благодаря языку человек стал обладать не только индивидуальным опытом, но и опытом ранее существовав-
-----------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194, 195.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 565.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3., с. 29
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486.
-----------------------------------------------------------------------
ших поколений. Вместе с тем труд развивал и продолжает развивать самосознание человека.
Самосознание есть отражение каждым человеком его роли в коллективе и обществе, которую он играет своими действиями и поступками. Самосознание — это вершина сознания личности. Оно начинается у ребенка с противопоставления «я» и «не я» и быстро переходит в «я сам...». А с этого и начинается формирование личности. Потом самосознание как осознание своего «я» обогащается памятью и от «я хочу» переходит к «я могу», определяя уровень притязаний личности. Наконец, — этот этап свойствен учащимся профтехучилищ — к «я должен», что становится доминирующим в сознании.
Особенно резки изменения самосознания в подростковом возрасте. Если ребенок только в играх проявляет свое желание кем-то быть среди сверстников, то подросток уже добивается признания своей роли среди равных, а от взрослых требует признания его личности, его самостоятельности и болезненно реагирует на отношение к нему как к ребенку.
От педагогов зависит развитие самосознания каждого учащегося.
Для успешного развития самосознания учащегося в процессе его профессионально-технического обучения необходимы следующие условия: а) сознание учащимся общественной значимости производительного труда; б) организованность и четкость в занятиях и работах учебной группы в целом и каждого учащегося; обоюдная заинтересованность учащихся и группы в успешном выполнении совместных работ; в) удовлетворенность каждого учащегося результатами своей учебной работы в коллективе.
Важно, чтобы с первого дня занятий каждый учащийся увидел, что именно в этом училище он обретет самостоятельность в жизни, свою значимость в коллективе и в обществе, чтобы он уверился в возможности быть равным среди товарищей, увидел доброжелательное отношение к себе со стороны обучающих и учащихся, почувствовал себя самостоятельной личностью.

Проверка усвоения развития сознания:
1. Почему сознание — высшая форма отражения?
2. В чем проявляется активность сознания?
3. Какое значение в развитии сознания имеет общение?
4. Как изменяется самосознание в подростковом возрасте?
5. Перечислите основные условия развития самосознания учащихся.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +