Учебная цель— понять процесс исторического развития психики от простейшего животного до человека и на основе этого усвоить закономерности развития сознания так, чтобы иметь возможность практически их использовать в педагогической деятельности.
ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ
Эволюционное развитие материи вело к возникновению ее высшего свойства - психики. Первейшей способностью реагировать на внешние воздействия была и есть раздражимость, свойственная и растениям, и простейшим организмам. Эти реакции на уровне физиологического отражения активизировались нуждой в чем-либо, закреплялись биохимической и генетической памятью и предварялись опережающим отражением. Переход к психическому отражению и при эволюции животного мира, и при развитии человека из оплодотворенной яйцеклетки становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познания внешних воздействий. Ранее всего появляется способность отрицательно переживать состояния организма и воздействия внешнего мира, сигнализирующие о возможности наступления гибели организма, и положительно— сигнализирующие об избавлении от опасности. Так возникает та форма отражения, которая называется эмоциями и которая наиболее тесно связана, даже у взрослого человека, с физиологическими формами отражения. От физиологического отражения эмоция отличается тем, что является переживанием, т. е. субъективным явлением. От эмоций начинается эволюция субъективного в эволюционирующих психических процессах (...) Так, отражение физиологической нужды эволюционная память сделала переживанием биологической потребности. В дальнейшем усложнение рецепторов определяет появление способности отражать мир в виде простейших образов, сигнализирующих о том или ином жизненно важном явлении. Так возникают ощущения как форма отражения, как «субъективный образ объективного мира», а у человека — как «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (1). Поэтому если переживание как элемент сознания начинается с эмоций, то образное познание как второй элемент сознания — с ощущений.
Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что человек имеет в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды,, как общеприродной, так и социальной (2). Потом у него появилось опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, и мышление этими понятиями. Так у человека в результате труда и общения возникла новая форма уже не непосредственного, а опосредованного понятием отражения — мышление. Это привело к возникновению еще ряда чисто человеческих форм отражения. На основе комплексных ощущений, присущих животным, и понятий, свойственных только человеку, возникла новая форма отражения — человеческого восприятия. На основе эмоций и понятий возникла также новая форма отражения — чувства. Опережающее отражение, приняв форму предвидения, привело к образованию воли. Наряду с механической памятью, свойственной животным, у человека развивается смысловая память и память воли, лежащая в основе волевых навыков активности, решительности, настойчивости, самообладания и дисциплины. Биологические потребности дополняются у человека интеллектуальными, эстетическими и творческими (...)
Проверка усвоения эволюции психики: 1. Что является первейшим свойством реагирования на внешние воздействия? 2. С какой формы отражения начала развиваться психика? 3. Как возникли эмоции? 4. Какая форма отражения возникла следующей и что этому способствовало? 5. Как появилось мышление? 6. Из какой формы психического отражения развилась воля?
----------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 120, 46.
2. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2, с. 335—336.
---------------------------------------------------------------
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ СОЗНАНИЯ
Все формы психического отражения у человека объединены в единую структуру как в целое. Этой единой и самой сложной, высшей в эволюции природы формой отражения является сознание. Сознание — это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... т. е. мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (1). Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что оно отражает. «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательная... Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности» (2). Поскольку человек развивался не в порядке биологической эволюции, а в процессе истории человеческих обществ, «сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (3). Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявляют его сознание, но не все могут быть осознанными в равной степени. Неосознанными действиями называются высокоавтоматизированные навыки, некоторые привычки, идеомоторные и вызванные эмоциями импульсивные действия. В развитии сознания решающую роль сыграл труд. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (4), — писал Ф. Энгельс. Труд — особый вид взаимодействия человека и природы, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель. Трудовая деятельность — не приспосабливание человека к природе, которое присуще животному, а изменение ее. Связующее звено между человеком и природой — орудия его труда. Во время общения в совместном труде у людей появилась потребность что-либо сказать друг другу. Эта потребность, породившая язык, создала понятия как силу, непосредственно влияющую на развитие сознания. Благодаря языку человек стал обладать не только индивидуальным опытом, но и опытом ранее существовав-
-----------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194, 195.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 565.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3., с. 29
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486.
-----------------------------------------------------------------------
ших поколений. Вместе с тем труд развивал и продолжает развивать самосознание человека. Самосознание есть отражение каждым человеком его роли в коллективе и обществе, которую он играет своими действиями и поступками. Самосознание — это вершина сознания личности. Оно начинается у ребенка с противопоставления «я» и «не я» и быстро переходит в «я сам...». А с этого и начинается формирование личности. Потом самосознание как осознание своего «я» обогащается памятью и от «я хочу» переходит к «я могу», определяя уровень притязаний личности. Наконец, — этот этап свойствен учащимся профтехучилищ — к «я должен», что становится доминирующим в сознании.
Особенно резки изменения самосознания в подростковом возрасте. Если ребенок только в играх проявляет свое желание кем-то быть среди сверстников, то подросток уже добивается признания своей роли среди равных, а от взрослых требует признания его личности, его самостоятельности и болезненно реагирует на отношение к нему как к ребенку. От педагогов зависит развитие самосознания каждого учащегося. Для успешного развития самосознания учащегося в процессе его профессионально-технического обучения необходимы следующие условия: а) сознание учащимся общественной значимости производительного труда; б) организованность и четкость в занятиях и работах учебной группы в целом и каждого учащегося; обоюдная заинтересованность учащихся и группы в успешном выполнении совместных работ; в) удовлетворенность каждого учащегося результатами своей учебной работы в коллективе. Важно, чтобы с первого дня занятий каждый учащийся увидел, что именно в этом училище он обретет самостоятельность в жизни, свою значимость в коллективе и в обществе, чтобы он уверился в возможности быть равным среди товарищей, увидел доброжелательное отношение к себе со стороны обучающих и учащихся, почувствовал себя самостоятельной личностью.
Проверка усвоения развития сознания: 1. Почему сознание — высшая форма отражения? 2. В чем проявляется активность сознания? 3. Какое значение в развитии сознания имеет общение? 4. Как изменяется самосознание в подростковом возрасте? 5. Перечислите основные условия развития самосознания учащихся.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.