Учебная цель — понять место современной психологии в системе наук, ее связь со смежными науками и продумать возможности решения задач психологии в своей практической деятельности.
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Психология расположена как бы внутри пирамиды, стороны которой — естествознание, обществоведение и техника, а основание — философия. Но особо близка она медицине и педагогике. Ее близость всем этим наукам, даже совместная с ними разработка многих проблем, не лишают ее самостоятельности. Во всех своих отраслях и разделах психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и свои методы изучения этого предмета. В центре всех проблем психологии всегда находится личность и ее деятельность. И по мере того как в условиях развития социалистического общества повышается роль личности в общественном развитии, возрастает и значение психологии в системе наук.
Научно-техническая революция (1), которая «в условиях социализ-
------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Марков Н. В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. М., 1973.
------------------------------------------------------------------------------ ма... обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление» (1), повышает требования к личности, ее психическим свойствам, состояниям и процессам. Возрастают требования к техническим знаниям, производственным навыкам, умениям и мастерству, повышается его ответственность за качество производственных действий и их безошибочность; ошибки в производственной деятельности становятся все более опасными. Усиливается потребность в эффективном использовании творческих возможностей производственников, а проявление умственных способностей возможно только при условии общественной и производственной активности человека. В результате возрастания роли психических факторов в общественной жизни и производстве непрерывно возрастает количество исследований, обогащающих психологическую науку все новыми и весьма важными психологическими закономерностями, являющимися основой педагогической, управленческой и производственной деятельности инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. Психология накопила столь большой материал, что из нее выделились разделы, многие из которых стали самостоятельными психологическими науками, имеющими свои отрасли. В основе их всех лежит общая психология (2), изучающая общие закономерности психики, на которые опираются все частные психологические науки. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как всесторонне развитой, творческой личности. Личность формируется в деятельности. Поэтому вторая задача общей психологии — изучение психологической сущности деятельности человека. Главнейший вид деятельности — труд, психологическую сущность которого изучает психология труда (3), в свою очередь тесно связанная с целым рядом наук. Педагогическая психология как отрасль психологической науки изучает психологические проблемы воспитания и обучения. Она дает психологии труда знания по всем психологическим вопросам коммунистического воспитания, а также политехнического и профессионально-технического образования, раскрывает общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства (4). Она непосредственно связана с профессиональной педагогикой и, в частности, с психологией профессионально-технического образования. Изучая цели и содержание профессионально-технического образования, профессиональная педагогика исходит из требований производства, выраженных в психо-
-------------------------------------------------------------------------
1. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 47.
2. Подробней см.: Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1970; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2. М, 1946.
3. Подробней см.: Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963; Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2. М., 1970 (библиография); Лаос В. Г. Промышленная психология. Киев, 1974.
4. Подробней см.: Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 (со списком литературы).
------------------------------------------------------------------------
логических характеристиках профессий, а в вопросах определения систем, форм и методов формирования профессионально-технических знаний, навыков и умений пользуется данными психологии (1). Здесь уместно отметить, что входящий сейчас в обиход термин «инженерная педагогика» неудачен, так как профессиональную педагогику и разрабатывают и применяют не только инженеры, но и другие педагоги, и мастера, и врачи, и музыканты, и художники. Возрастная психология подразделяется на психологию дошкольника, психологию младшего и старшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, психологию старости. Она изучает возрастные особенности психических явлений (2). Социальная психология обогащает психологию труда, педагогическую и возрастную психологию, а также педагогические науки учением о малых группах и коллективах, межличностных отношениях, массовидных явлениях и психологической совместимости различных личностей в труде. Ее иногда называют «общественной психологией». Из всех групп людей наиболее совершенен трудовой коллектив, являющийся особо важным объектом изучения этой психологической науки (3). Психология религии как отрасль социальной психологии имеет значение для психологии производственно-технического обучения в связи с тем, что атеистическое воспитание — это неотъемлемая часть коммунистического воспитания (4).
Медицинская психология вместе с психологией труда решает большой круг вопросов трудовой экспертизы, профессиональной ориентации, профессиональной адаптации и психологического профессионального отбора. Медицинская психология также изучает причины несчастных случаев на производстве, их последствия и пути их профилактики; нарушения дееспособности, вызывающие нарушения психических функций (в горячих цехах, при повышенном шуме, вибрации и т. д.); проблемы профессионального утомления; вопросы психогигиены в условиях производства (5). И наконец, поскольку без истории нет теории, система психологических наук замыкается историей психологии (6), тесно связанной
--------------------------------------------------------------------------------
1. Подробней см.: Вопросы профессиональной педагогики. М., 1968; Жиделев М. А. и др. Методы обучения трудовым действиям. М., 1972; Производственное обучение в профессионально-технических училищах. М., 1972.
2. Подробней см.: Возрастная педагогическая психология. Ред. А. В. Петровский. М., 1973; Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
3. Подробней см.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; Платонов К. К. Что изучает общественная психология. М., 1971.
4. Подробней см.: Платонов К. К. Психология религии. М., 1967. Вопросы научного атеизма, вып. II. Психология и религия М., 1971.
5. Подробней см.: Банщиков В. М., Гуськов В С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. М., 1967. Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии. М., 1977.
6. Подробней см.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966, 1976; Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967; Психологическая наука в СССР. М., т. I., 1959; т. II, 1960. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1976.
----------------------------------------------------------------------------------
с общей психологией и ее методологией (1). Таковы место психологии и психологии труда в системе наук и ее собственная система (2).
Проверка усвоения места психологии в системе наук: 1. С какими науками психология наиболее тесно связана? 2. Чем объясняется самостоятельность психологии? 3. Почему происходит возрастание значения психологии в системе наук? 4. Какие другие психологические науки и какое значение имеют для системы профессионально-технического образования?
СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С КИБЕРНЕТИКОЙ
Одна из важных задач психологии в современных условиях — задача установления закономерностей и разработка принципов управления психической деятельностью учащихся системы профессионально-технического обучения в учебных заведениях и рабочих на производстве. Огромное значение в решении подобных задач имеет кибернетика с ее законами, закономерностями и принципами, которые могут быть использованы психологической наукой. «Кибернетизация» психологии неразрывно связана с ее математизацией, причем оба эти процесса требуют осторожного подхода, опирающегося на понимание специфики психики, обобщающей объективные и субъективные явления (3). Особенно велика роль кибернетики (и этой оговорки) в психологии труда и таких ее отраслях, как инженерная психология и психология профессионально-технического образования. Кибернетика — наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами, изучающая общие принципы управления и связи, лежащие в основе работы самых разнообразных по природе систем — от самонаводящих ракет-снарядов и быстродействующих вычислительных машин до сложного живого организма. Управление — это перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющего. Оптимальное управление — это перевод системы в новое состояние при наименьших затратах времени, труда, веществ и энергии (4). Сложная динамическая система — это любой реальный объект, элементы которого изучаются в такой высокой степени взаимосвязи и подвижности, что изменение одного элемента приводит к изменению других. Подлинно научное обоснование общности принципов управления всевозможными сложными динамическими системами, в том числе и психической деятельностью людей, свойствами, присущими всей
--------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Методологические и теоретические проблемы психологии. Ред. Е. В. Шорохова. М., 1969; Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. Ред. Е. В. Шорохова. М., 1972.
2. Подробней см.: Платонов К. К. Психология труда в системе наук о трудовой деятельности. «Социалистический труд», 1969, № 8, с. 120—125; Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
3. Подробней см.: Брушилинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970, с. 141—190.
4. Берг А. И. Кибернетика — наука об оптимальном управлении. М., 1964, с. 19.
-------------------------------------------------------------------------------
материи, дают диалектико-материалистическая философия в своем учении о материальном единстве мира и ленинская теория отражения. Однако следует иметь в виду, что кибернетика рассматривает лишь наиболее общие стороны формы процессов перевода системы из одного состояния в другое, решая задачи организации самой техники управления, и не вторгается в решение конкретных задач, свойственных той или иной науке, в частности психологии. Принципы кибернетики сводятся к следующему: 1. Установление иерархии управления, в частности установление управляющего и управляемого звена. 2. Прослеживание информационных процессов связи одних систем с другими (прямая и обратная связь). 3. Определение порядка действий, т. е. последовательность сообщений и команд управляющей и управляемой систем. 4. Оптимизация процесса управления. Принципы психологии имеют тесную связь с принципами кибернетики. Психологический принцип детерминизма означает, что образ жизни воздействует на психику и изменяет ее, значит, он является управляющей системой, а психика — управляемой. Прослеживаются и связи управляющей и управляемой систем, порядок воздействий и необходимость их оптимизации. Принцип единства сознания и деятельности означает ее целенаправленность, и потому действие непременно должно быть управляемым сознанием по законам кибернетики, чтобы быть оптимальным. Принцип развития психики и деятельности означает, что психика есть результат деятельности и это развитие будет тем эффективнее, чем рациональнее сточки зрения развития психики управления деятельностью, а рациональность может быть обеспечена наиболее полным использованием кибернетических закономерностей и принципов. Принцип личностного подхода говорит о необходимости все психические явления понимать и формировать с учетом управляющей роли личности как целого (1). Психические явления настолько сложны и динамичны, что иногда нет возможности проникнуть в их внутреннюю структуру, понимая под этим термином, рассматриваемым теперь в качестве философской категории, единство элементов, объединенных в необходимое и достаточное число подструктур того, что взято за целое, этого целого и их всесторонних связей. Познаваемые структуры отражаются как системы понятий. В этих случаях кибернетические закономерности позволяют изучать такие системы под углом зрения их внешних функций. Как известно, основной путь изучения психических явлений, свойственных личности, — это изучение ее действий. Сложная система может быть изучена с помощью аксиоматической процедуры, состоящей из трех этапов: сложная система рассматривается как сумма простых элементов; изучаются эти простые элементы; строится логическая цепь простых элементов, составляющих сложную систему. При этом неизбежны существенные упрощения, так как сложная система рассматривается как сумма простых; но как первое приближение к исследованию сложных систем такой подход вполне правомерен, потому что в сложной системе происходит не простое суммирование, а статистическое усреднение, при котором возникают новые качества сложной системы, отсутствующие у каждого из составляющих систему элементов (2). В тех случаях, когда почему-либо невозможно сразу приступить к изучению какого-то объекта и нет условий для непосредственного овладения этим объектом, кибернетика позволяет применять моделирование, сущность которого заключается в упрощении реальной действительности путем вычленения из естественной совокупности взаимосвязанных явлений, состояний и систем только тех их элементов, которые подлежат исследованию, что позволяет изображать эти вычлененные элементы психики или деятельности условными обозначениями в виде схем, графиков, диаграмм и формул, представляющих собой модели реальной действительности. Обязательное условие моделирования — нужное соответствие модели реальному изучаемому элементу или в какой-то мере совокупности их.
Моделирование позволяет изучать и взаимосвязи отдельных явлений, изолированных от множества сопутствующих. Например, в усвоение учащимся учебного материала включаются все свойства его личности, на этой деятельности сказываются его психические состояния, как-то протекают все психические процессы в своеобразном переплетении и взаимосвязях. Из-за сложности всего этого полностью раскрыть процесс усвоения учебного материала пока что невозможно. Поэтому для описания его берется только последовательность главнейших в усвоении психических процессов: воспринять - осмыслить - запомнить - применить. Этот основной закон усвоения есть не что иное, как модель данного процесса, которая в упрощенно описанном виде полностью соответствует реальному процессу усвоения, хотя далеко не полно его раскрывает. Исключить что-либо из этой формулы — значит нарушить процесс и сделать усвоение невозможным. Моделями реальной действительности также являются инструкционные и технологические карты. Они точно описывают последовательность действий, режимы работы, например, токарного станка, технические требования к качеству изделия, но только это, самое существенное для работы, опуская все прочее.
Изучение внешних функций управления, например, учебным процессом посредством моделирования позволяет вскрывать сочетание предметов, тем и видов учебных работ по времени и срокам занятий; распределение учебных часов по полугодиям, месяцам и неде-
-------------------------------------------------------------------------------
1. Подробней о личностном подходе см.: Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 190—217.
2. Подробней см.: Новик И. Кибернетика. М., 1963, с. 31; Платонов К. К. системе психологии. М., 1972, с. 20—32.
--------------------------------------------------------------------------------
лям; рациональность загрузки учебной работой преподавателей и учащихся; систематичность изучения учебных предметов.
Все эти и многие другие способы моделирования не только обеспечивают систематизацию учебного процесса и управление им, но и дают возможность анализировать фактически осуществляющийся процесс обучения с целью выявления его соответствия психологическим требованиям и изыскания наиболее рациональных путей к наилучшему выполнению этих требований, а следовательно, и к повышению плодотворности учебного процесса в смысле эффективности обучения и формирования личности учащегося. В соответствии со сказанным это учебное пособие (как и любое другое применительно к освещаемой им науке) нужно рассматривать как модель психологической науки. В данном случае модель особо выделяет положения о закономерности, нужные именно работникам системы профессионально-технического образования. Вместе с тем совокупность всех схем, помещенных в этой книге, представляет собой ее модель, а каждая отдельная схема — модель соответствующего параграфа или положения.
Проверка усвоения связи психологии с кибернетикой: 1. Что называется сложной динамической системой? 2. Какое управление называется оптимальным? 3. Перечислите принципы кибернетики и проследите их взаимосвязь с основными принципами психологии. 4. В чем заключается сущность моделирования? 5. Что можно изучать посредством моделирования?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.