Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Внешкольная воспитательная работа


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

(...) Большую помощь органам народного образования в деле организации детей вне школы с самого начала оказывали профсоюзы, организуя при клубах, открывавшихся при крупных предприятиях или объединениях, секции или кружки для детей и подростков и самодеятельные детские клубы. Одним из первых таких клубов был клуб «Муравейник», открытый в 1918 г. в Перми. Позже на базе таких детских клубов стали создаваться Дома и Дворцы пионеров. Первый Дом пионеров был создан в Москве на базе клуба детей «Трудовая коммуна». Он стал первым внешкольным учреждением широкого профиля.
Дома и Дворцы пионеров постепенно стали превращаться в учреждения, ведущие все направления внешкольной воспитательной работы с учениками, становясь также инструктивно-методическими центрами для вожатых и пионерского актива, оказывая помощь учителям и классным руководителям в организации внеклассной воспитательной работы с учащимися. Дворцы и Дома пионеров развиваются сейчас как комплексные воспитательные учреждения, осуществляющие воспитательную работу по всем основным (или многим) направлениям воспитательной работы. Эта работа включает три взаимосвязанные формы: организационно-методическую, массовую и кружковую.
Все остальные внешкольные учреждения являются в основном специализированными или узкопрофильными, решая задачи в области какого-либо определенного вида или направления воспитания учащихся.
В настоящее время разработаны (и изданы в издательстве «Просвещение») программы для всех основных типов кружков, работающих в Домах и Дворцах пионеров. Эти документы обеспечивают более высокий научный уровень работы, целенаправленную связь с практикой, планомерность и упорядоченность. Содержание кружковых занятий, особенно по естественным наукам и технике, меняется в соответствии со стремлением ребят познакомиться с новейшими достижениями науки и техники. Так, за последнее время появилось много кружков по радиоэлектронике, автоматике, телемеханике, космонавтике. Новой тенденцией в работе Домов и Дворцов пионеров, которые вначале больше занимались детьми и подростками, является привлечение старшеклассников. Появились специальные Дома (Дворцы) комсомольцев-школьников, где старшеклассники занимаются в драматических студиях, кружках художественного слова, клубах любителей поэзии, музыки, живописи, для них организуются и разнообразные занятия в области технического творчества и по другим направлениям. На базе этих Домов проводится и учеба комсомольского актива. Алтайский краевой Дворец пионеров и школьников им. М. И. Калинина имеет кабинет профориентации для работы со старшеклассниками.
К числу многопрофильных учреждений могут быть отнесены и детские клубы или клубные объединения, и секции для детей, создаваемые при клубах, Домах и Дворцах культуры для взрослых. В Москве к числу таких детских клубов можно отнести детский Дом культуры им. Павлика Морозова, созданный по инициативе рабочих «Трехгорки», в котором работает более двадцати кружков и театральный коллектив, Центральный Дом детей железнодорожников, Дом культуры учащихся профессионально-технических училищ и ряд других. Много кружков и интересных занятий для детей организуется Дворцом культуры автозавода им. Лихачева, Домом культуры завода «Серп и молот». К внешкольным учреждениям узкого профиля относятся: станции юных натуралистов, юных техников, детские экскурсионно-туристические станции, детско-юношеские спортивные школы, учреждения по отдельным видам эстетического воспитания, детские железные дороги, детские профильные клубы по интересам, детские библиотеки, парки и некоторые другие.
Первым детским внешкольным учреждением, была Биологическая станция юных любителей природы, которая в 1920 г. была преобразована в Центральную биологическую станцию юных натуралистов. Станция вела большую опытническую работу, разработала и ввела ставшие затем традиционными массовые праздники день леса, день птиц. В настоящее время эта станция функционирует как Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.
Большую роль в развитии технического мышления, формирования профессиональных интересов играют разнообразные формы занятий в области техники и технического творчества (технические кружки, станции юных техников, секции при Домах техники).
Первая станция юных техников была открыта в Москве в 1926 г. В дальнейшем эти станции стали инструктивно-методическими центрами, координирующими и направляющими работу технических кружков и клубов, создаваемых во Дворцах и Домах пионеров при этих станциях, в Домах культуры, в школах и по месту жительства школьников. В последнее время активное участие в вовлечении учащихся в техническое творчество стало принимать Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), создавая в школах и внешкольных учреждениях свои первичные организации. Движению юных техников большую помощь оказывают производственные предприятия. Например, при Магнитогорском металлургическом комбинате им. В. И. Ленина создан Дом юного техника, который объединяет технические станции и лаборатории, кружки. Кроме того, Дом имеет филиалы (станции-спутники), работающие по месту жительства школьников. Министерством просвещения СССР, Центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов систематически проводятся слеты юных рационализаторов и конструкторов. К слетам готовятся выставки работ по разделам: «Юные техники — школе», «Юные рационализаторы и конструкторы — промышленности, сельскому хозяйству, строительству и транспорту, армии, авиации и флоту». Большую координирующую и методическую роль играет Центральная станция юных техников, которая совместно с Министерством просвещения СССР готовит специальные методические материалы и пособия для руководителей и организаторов технического творчества школьников, это же делают и Центральные республиканские станции юных техников.
В числе методических материалов — сборники конструкторских задач для школьников, темники (перечни тематических заданий) рационализаторских предложений (промышленные и сельскохозяйственные), описание массовых игр, способствующих развитию технических умений и др. Приобщению к технике и развитию технических умений и навыков в соответствующих областях содействуют созданные в ряде мест детские железные дороги и детские профильные клубы. Первая детская железная дорога была открыта в 1935 г. в Тбилиси. Под Москвой такая дорога длиной 5 км действует в Кратове.
С начала 60-х гг. стали создаваться такие новые типы внешкольных учреждений, как детские клубы моряков, речников, полярников и др., детские автотрассы. Детские пароходства созданы в Москве, Горьком, Николаеве, Одессе, Батуми, Хабаровске и некоторых других городах.
Кроме того, существует немало клубов юных автомобилистов (и соответствующих кружков или секций в Домах и Дворцах пионеров). В последнее время стали открываться клубы летчиков и космонавтов.
В Москве, например, есть парашютный клуб юных космонавтов, куда принимаются юноши и девушки с 15 лет. При поддержке ДОСААФ начали создаваться военно-спортивные клубы для старшеклассников.
Начало развитию туристской работы с детьми положило создание в 1923 г. Центральной детской экскурсионно-туристской станции в Москве. Само это направление является межпрофильным, так как включает кружки пешеходного туризма, туристов-лыжников, юных велотуристов, туристов-водников, горного туризма. Создаются также кружки литературного краеведения, в основу которых кладется изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов. Для пионеров создаются отряды красных следопытов.
Детские спортивные школы начали создаваться с 1936 г. Их главное назначение — готовить юных спортсменов. В настоящее время имеются следующие типы спортивных школ для детей и старших школьников: детско-юношеские спортивные школы общего типа (ДЮСШ); ДЮСШ, имеющие специализированные отделения; специализированные ДЮСШ олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). В этих школах занятия ведутся по всем видам спорта.
Организации физкультурно-спортивной работы со школьниками оказывают помощь специальные детские стадионы, а также детские секторы или городки, созданные при всех стадионах для взрослых. Хорошими спортивными базами и сооружениями располагают многие Дома и Дворцы пионеров.
Широкая сеть внешкольных учреждений осуществляет эстетическое воспитание детей. Первыми из них были Дома художественного воспитаний, созданные в 1925 г., в которых открывались разнообразные кружки и студии. Отдельные кружки и студии создавались и раньше. Так, первая художественная студия для детей рабочих Путиловского завода была создана при поддержке В. И. Ленина в 1918 г. Работа Домоз художественного воспитания детей координировалась Центральным Домом художественного воспитания, который в 1946 г. был преобразован в Институт художественного воспитания детей АПН РСФСР.
Широкое развитие получили детские музыкальные школы с семилетним курсом, которые создаются не только во всех городах и районах больших городов, но и во многих сельских районах. Имеются и вечерние школы общего музыкального образования со сроком обучения 5 лет, куда принимаются и школьники, и взрослые.
Разного рода музыкальные, художественные, хореографические кружки имеются во всех Домах и Дворцах пионеров, подобные кружки и секции создаются при Домах и Дворцах культуры и клубах, где ведется работа с детьми. Большую роль в эстетическом воспитании детей играют специальные детские театры. Уже в 1918 г. в Саратове открылся первый детский театр под названием «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина», а в 1920 г. был открыт в Москве первый Государственный детский театр Нарком-проса, в состав дирекции которого входил А. В. Луначарский. В 1922 г. создается детский театр в Ленинграде, вскоре открывается второй детский театр в Москве. Кроме того, многие взрослые театры включают в свой репертуар спектакли для детей.
Н. К. Крупская, занимаясь организацией внешкольной работы с детьми, уделяла особое внимание воздействию на детей кино. Начало специального целенаправленного использования кино для работы со школьниками связано с созданием в 1927 г. в Москве передвижного кинотеатра при Московском отделе народного образования, который обслуживал школы по заявкам учителей. Особенно интенсивно школьные кинотеатры стали развиваться в конце 50-х гг. Помимо того что детские киносеансы предусмотрены во всех кинотеатрах для взрослых, имеются специализированные детские кинотеатры. В ряде школ созданы филиалы стационарных кинотеатров, которые работают на принципах детского самоуправления под контролем педагогов. Кино в этих условиях становится действенным и управляемым педагогическим средством, поскольку школа сама с привлечением школьников составляет репертуар фильмов. Часто устраиваются профильные показы фильмов, например объявляется цикл «Будущий воин» или «Кем быть», устраиваются кинолектории. В последнее время школа все чаще использует кино для проведения факультативных занятий.
Большой вклад в воспитание учащихся и молодежи вносят радио и телевидение. Есть целый ряд передач и серий радиопередач, которые предназначаются специально для расширения кругозора детей и юношества (например, детский музыкальный клуб, «Путешествие в мир знаний», «Если посмотреть вокруг» и т. п.). Много передач для детей устраивает и телевидение. Любимыми всеми, и детьми и взрослыми, стали такие передачи, как «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и многие другие. И это, не считая того, что имеется специальная программа учебно-образовательных передач. Большую воспитательную работу со школьниками проводят библиотеки. Первые детские библиотеки появились в 1925 г. Много библиотек для детей создано и при Домах и Дворцах культуры и клубах, открываемых профсоюзами. Есть детские отделы при многих библиотеках для взрослых.
Разнообразную работу со школьниками проводят детские парки, создавая условия для занятия разными видами спорта, приобщения к литературе и искусству. Многие из них имеют спортивные базы, библиотеки, помещения для показа кино и театральных постановок, игротеки с набором разнообразных игр и аттракционов. Детские парки впервые появились в Москве в 1936 г. Кроме того, детские зоны выделяются и в парках культуры для взрослых. Большой вклад в воспитание детей вносят зоопарки и передвижные выставки, организуемые Госцирком.
Интересную работу со школьниками проводят 50 планетариев, где создаются астрономические кружки, читается много лекций. Кино и театр, художественные и музыкальные школы, студии и парки культуры, проводящие большую работу с детьми, находятся в ведении Министерства культуры СССР.
К числу внешкольных учреждений относятся пионерские лагеря и лагеря труда и отдыха для старшеклассников.
Относительно новым явлением стали специализированные профильные лагеря, которые организуются внешкольными учреждениями для своих кружковцев в целях продолжения и закрепления работы, проводимой в течение учебного года. Находясь в профильном лагере, кружковцы — юные географы, историки, биологи, археологи — выполняют ряд специальных заданий и работ, углубляя и обобщая свои знания в избранной области. Немало таких профильных лагерей имеет спортивную или туристическую направленность. Первые из них чаще всего создаются детско-юношескими спортивными школами, где ведутся занятия по определенной программе, дети сдают нормы ГТО. В лагерях юных туристов закрепляются на практике знания топографии, по ориентированию на местности, глазомерной съемке, отрабатываются практические умения, необходимые в походах и экспедициях.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +