(...) Большую помощь органам народного образования в деле организации детей вне школы с самого начала оказывали профсоюзы, организуя при клубах, открывавшихся при крупных предприятиях или объединениях, секции или кружки для детей и подростков и самодеятельные детские клубы. Одним из первых таких клубов был клуб «Муравейник», открытый в 1918 г. в Перми. Позже на базе таких детских клубов стали создаваться Дома и Дворцы пионеров. Первый Дом пионеров был создан в Москве на базе клуба детей «Трудовая коммуна». Он стал первым внешкольным учреждением широкого профиля. Дома и Дворцы пионеров постепенно стали превращаться в учреждения, ведущие все направления внешкольной воспитательной работы с учениками, становясь также инструктивно-методическими центрами для вожатых и пионерского актива, оказывая помощь учителям и классным руководителям в организации внеклассной воспитательной работы с учащимися. Дворцы и Дома пионеров развиваются сейчас как комплексные воспитательные учреждения, осуществляющие воспитательную работу по всем основным (или многим) направлениям воспитательной работы. Эта работа включает три взаимосвязанные формы: организационно-методическую, массовую и кружковую. Все остальные внешкольные учреждения являются в основном специализированными или узкопрофильными, решая задачи в области какого-либо определенного вида или направления воспитания учащихся. В настоящее время разработаны (и изданы в издательстве «Просвещение») программы для всех основных типов кружков, работающих в Домах и Дворцах пионеров. Эти документы обеспечивают более высокий научный уровень работы, целенаправленную связь с практикой, планомерность и упорядоченность. Содержание кружковых занятий, особенно по естественным наукам и технике, меняется в соответствии со стремлением ребят познакомиться с новейшими достижениями науки и техники. Так, за последнее время появилось много кружков по радиоэлектронике, автоматике, телемеханике, космонавтике.
Новой тенденцией в работе Домов и Дворцов пионеров, которые вначале больше занимались детьми и подростками, является привлечение старшеклассников. Появились специальные Дома (Дворцы) комсомольцев-школьников, где старшеклассники занимаются в драматических студиях, кружках художественного слова, клубах любителей поэзии, музыки, живописи, для них организуются и разнообразные занятия в области технического творчества и по другим направлениям. На базе этих Домов проводится и учеба комсомольского актива. Алтайский краевой Дворец пионеров и школьников им. М. И. Калинина имеет кабинет профориентации для работы со старшеклассниками. К числу многопрофильных учреждений могут быть отнесены и детские клубы или клубные объединения, и секции для детей, создаваемые при клубах, Домах и Дворцах культуры для взрослых. В Москве к числу таких детских клубов можно отнести детский Дом культуры им. Павлика Морозова, созданный по инициативе рабочих «Трехгорки», в котором работает более двадцати кружков и театральный коллектив, Центральный Дом детей железнодорожников, Дом культуры учащихся профессионально-технических училищ и ряд других. Много кружков и интересных занятий для детей организуется Дворцом культуры автозавода им. Лихачева, Домом культуры завода «Серп и молот». К внешкольным учреждениям узкого профиля относятся: станции юных натуралистов, юных техников, детские экскурсионно-туристические станции, детско-юношеские спортивные школы, учреждения по отдельным видам эстетического воспитания, детские железные дороги, детские профильные клубы по интересам, детские библиотеки, парки и некоторые другие. Первым детским внешкольным учреждением, была Биологическая станция юных любителей природы, которая в 1920 г. была преобразована в Центральную биологическую станцию юных натуралистов. Станция вела большую опытническую работу, разработала и ввела ставшие затем традиционными массовые праздники день леса, день птиц. В настоящее время эта станция функционирует как Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Большую роль в развитии технического мышления, формирования профессиональных интересов играют разнообразные формы занятий в области техники и технического творчества (технические кружки, станции юных техников, секции при Домах техники). Первая станция юных техников была открыта в Москве в 1926 г. В дальнейшем эти станции стали инструктивно-методическими центрами, координирующими и направляющими работу технических кружков и клубов, создаваемых во Дворцах и Домах пионеров при этих станциях, в Домах культуры, в школах и по месту жительства школьников. В последнее время активное участие в вовлечении учащихся в техническое творчество стало принимать Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), создавая в школах и внешкольных учреждениях свои первичные организации. Движению юных техников большую помощь оказывают производственные предприятия. Например, при Магнитогорском металлургическом комбинате им. В. И. Ленина создан Дом юного техника, который объединяет технические станции и лаборатории, кружки. Кроме того, Дом имеет филиалы (станции-спутники), работающие по месту жительства школьников.
Министерством просвещения СССР, Центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов систематически проводятся слеты юных рационализаторов и конструкторов. К слетам готовятся выставки работ по разделам: «Юные техники — школе», «Юные рационализаторы и конструкторы — промышленности, сельскому хозяйству, строительству и транспорту, армии, авиации и флоту». Большую координирующую и методическую роль играет Центральная станция юных техников, которая совместно с Министерством просвещения СССР готовит специальные методические материалы и пособия для руководителей и организаторов технического творчества школьников, это же делают и Центральные республиканские станции юных техников. В числе методических материалов — сборники конструкторских задач для школьников, темники (перечни тематических заданий) рационализаторских предложений (промышленные и сельскохозяйственные), описание массовых игр, способствующих развитию технических умений и др. Приобщению к технике и развитию технических умений и навыков в соответствующих областях содействуют созданные в ряде мест детские железные дороги и детские профильные клубы. Первая детская железная дорога была открыта в 1935 г. в Тбилиси. Под Москвой такая дорога длиной 5 км действует в Кратове. С начала 60-х гг. стали создаваться такие новые типы внешкольных учреждений, как детские клубы моряков, речников, полярников и др., детские автотрассы. Детские пароходства созданы в Москве, Горьком, Николаеве, Одессе, Батуми, Хабаровске и некоторых других городах. Кроме того, существует немало клубов юных автомобилистов (и соответствующих кружков или секций в Домах и Дворцах пионеров). В последнее время стали открываться клубы летчиков и космонавтов. В Москве, например, есть парашютный клуб юных космонавтов, куда принимаются юноши и девушки с 15 лет. При поддержке ДОСААФ начали создаваться военно-спортивные клубы для старшеклассников. Начало развитию туристской работы с детьми положило создание в 1923 г. Центральной детской экскурсионно-туристской станции в Москве. Само это направление является межпрофильным, так как включает кружки пешеходного туризма, туристов-лыжников, юных велотуристов, туристов-водников, горного туризма. Создаются также кружки литературного краеведения, в основу которых кладется изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов. Для пионеров создаются отряды красных следопытов. Детские спортивные школы начали создаваться с 1936 г. Их главное назначение — готовить юных спортсменов. В настоящее время имеются следующие типы спортивных школ для детей и старших школьников: детско-юношеские спортивные школы общего типа (ДЮСШ); ДЮСШ, имеющие специализированные отделения; специализированные ДЮСШ олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). В этих школах занятия ведутся по всем видам спорта. Организации физкультурно-спортивной работы со школьниками оказывают помощь специальные детские стадионы, а также детские секторы или городки, созданные при всех стадионах для взрослых. Хорошими спортивными базами и сооружениями располагают многие Дома и Дворцы пионеров. Широкая сеть внешкольных учреждений осуществляет эстетическое воспитание детей. Первыми из них были Дома художественного воспитаний, созданные в 1925 г., в которых открывались разнообразные кружки и студии. Отдельные кружки и студии создавались и раньше. Так, первая художественная студия для детей рабочих Путиловского завода была создана при поддержке В. И. Ленина в 1918 г. Работа Домоз художественного воспитания детей координировалась Центральным Домом художественного воспитания, который в 1946 г. был преобразован в Институт художественного воспитания детей АПН РСФСР. Широкое развитие получили детские музыкальные школы с семилетним курсом, которые создаются не только во всех городах и районах больших городов, но и во многих сельских районах. Имеются и вечерние школы общего музыкального образования со сроком обучения 5 лет, куда принимаются и школьники, и взрослые. Разного рода музыкальные, художественные, хореографические кружки имеются во всех Домах и Дворцах пионеров, подобные кружки и секции создаются при Домах и Дворцах культуры и клубах, где ведется работа с детьми.
Большую роль в эстетическом воспитании детей играют специальные детские театры. Уже в 1918 г. в Саратове открылся первый детский театр под названием «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина», а в 1920 г. был открыт в Москве первый Государственный детский театр Нарком-проса, в состав дирекции которого входил А. В. Луначарский. В 1922 г. создается детский театр в Ленинграде, вскоре открывается второй детский театр в Москве. Кроме того, многие взрослые театры включают в свой репертуар спектакли для детей. Н. К. Крупская, занимаясь организацией внешкольной работы с детьми, уделяла особое внимание воздействию на детей кино. Начало специального целенаправленного использования кино для работы со школьниками связано с созданием в 1927 г. в Москве передвижного кинотеатра при Московском отделе народного образования, который обслуживал школы по заявкам учителей. Особенно интенсивно школьные кинотеатры стали развиваться в конце 50-х гг. Помимо того что детские киносеансы предусмотрены во всех кинотеатрах для взрослых, имеются специализированные детские кинотеатры. В ряде школ созданы филиалы стационарных кинотеатров, которые работают на принципах детского самоуправления под контролем педагогов. Кино в этих условиях становится действенным и управляемым педагогическим средством, поскольку школа сама с привлечением школьников составляет репертуар фильмов. Часто устраиваются профильные показы фильмов, например объявляется цикл «Будущий воин» или «Кем быть», устраиваются кинолектории. В последнее время школа все чаще использует кино для проведения факультативных занятий. Большой вклад в воспитание учащихся и молодежи вносят радио и телевидение. Есть целый ряд передач и серий радиопередач, которые предназначаются специально для расширения кругозора детей и юношества (например, детский музыкальный клуб, «Путешествие в мир знаний», «Если посмотреть вокруг» и т. п.). Много передач для детей устраивает и телевидение. Любимыми всеми, и детьми и взрослыми, стали такие передачи, как «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и многие другие. И это, не считая того, что имеется специальная программа учебно-образовательных передач. Большую воспитательную работу со школьниками проводят библиотеки. Первые детские библиотеки появились в 1925 г. Много библиотек для детей создано и при Домах и Дворцах культуры и клубах, открываемых профсоюзами. Есть детские отделы при многих библиотеках для взрослых. Разнообразную работу со школьниками проводят детские парки, создавая условия для занятия разными видами спорта, приобщения к литературе и искусству. Многие из них имеют спортивные базы, библиотеки, помещения для показа кино и театральных постановок, игротеки с набором разнообразных игр и аттракционов. Детские парки впервые появились в Москве в 1936 г. Кроме того, детские зоны выделяются и в парках культуры для взрослых.
Большой вклад в воспитание детей вносят зоопарки и передвижные выставки, организуемые Госцирком. Интересную работу со школьниками проводят 50 планетариев, где создаются астрономические кружки, читается много лекций. Кино и театр, художественные и музыкальные школы, студии и парки культуры, проводящие большую работу с детьми, находятся в ведении Министерства культуры СССР. К числу внешкольных учреждений относятся пионерские лагеря и лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Относительно новым явлением стали специализированные профильные лагеря, которые организуются внешкольными учреждениями для своих кружковцев в целях продолжения и закрепления работы, проводимой в течение учебного года. Находясь в профильном лагере, кружковцы — юные географы, историки, биологи, археологи — выполняют ряд специальных заданий и работ, углубляя и обобщая свои знания в избранной области. Немало таких профильных лагерей имеет спортивную или туристическую направленность. Первые из них чаще всего создаются детско-юношескими спортивными школами, где ведутся занятия по определенной программе, дети сдают нормы ГТО. В лагерях юных туристов закрепляются на практике знания топографии, по ориентированию на местности, глазомерной съемке, отрабатываются практические умения, необходимые в походах и экспедициях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.