Многогранная работа классного руководителя приобретает единство и целенаправленность при определении ведущего ее звена.
Таким звеном является формирование у школьников активной жизненной позиции. Задача воспитания активной жизненной позиции у молодежи, поставленная XXV съездом партии как задача нравственного воспитания, в школьной практике стала ведущей задачей всего процесса коммунистического воспитания. Активная жизненная позиция как интегральная характеристика человека включает в себя коммунистическую убежденность, высокое сознание общественного долга, коллективистическую направленность, способность учиться, работать и жить по-коммунистически. Все многообразие самых лучших человеческих качеств кристаллизуется в единую систему вокруг убеждений школьника. Вот почему воспитательные усилия классного руководителя должны быть направлены прежде всего на формирование верных и устойчивых взглядов и убеждений. Большое место в его внеклассной работе занимает изучение с учащимися жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традиций КПСС, советского народа. Среди разнообразных педагогических средств важная роль в этой работе с учащимися IV—VII классов принадлежит внеклассному чтению. Знакомясь с книгами В. И. Ленина и его соратников, учащиеся узнают о главных этапах деятельности величайшего мыслителя и революционера, полнее осознают его историческую роль. Старшеклассникам посильны подобранные классным руководителем произведения В. И. Ленина, его письма. Классный руководитель считает одной из важнейших атеистическую работу среди учащихся. Вместе с пионерской и комсомольской организациями он проводит беседы и лекции, тематические атеистические вечера, чтение и обсуждение атеистической литературы, обсуждение кинофильмов, организует выпуск атеистических бюллетеней, посещение музеев. В старших классах эффективно проходят лекции-диспуты, вечера вопросов и ответов. Высшим этапом атеистической работы во внеурочное время является участие старшеклассников в атеистической пропаганде в школе и вне ее. Идейному созреванию школьников способствуют утвердившиеся в практике воспитательной работы формы и методы патриотического и интернационального воспитания: беседы о Советской Армии и Военно-Морском Флоте, просмотр героических фильмов и телепередач, читательские конференции по военно-патриотической тематике, встречи с воинами Советской Армии, военно-патриотические игры и др. Активная жизненная позиция это непримиримое отношение растущего человека к врагам социализма, борьба с чуждой нам идеологией. Усилия классного руководителя направлены на то. чтобы научить подростков и старшеклассников разоблачать происки империалистов, в частности разбираться в информации, а также украшениях, нашивках, наклейках и т. п. В структуру активной жизненной позиции входят лучшие нравственные качества советского человека. Их формирование — особая задача классного руководителя. Нравственность начинается с чувства. Поэтому первая забота классного руководителя — сдружить учащихся в коллективе, развить у них доверие и симпатии друг к другу, научить школьников сочувствовать и сопереживать товарищам по классу. Педагог, обладая высокой эмоционально-нравственной культурой, задает стиль гуманных отношений в классе. Каждая встреча с учениками начинается и проходит в благожелательной обстановке, которая не исключает разумной и тактичной требовательности друг к другу. Он показывает также пример уважительного отношения к советским законам. В плане классного руководителя предусматривается система мер по формированию нравственно-правового сознания: этические и правовые беседы, встречи с лучшими людьми, работниками юстиции, диспуты, просмотры и обсуждения кинофильмов, оформление стендов и уголков, посвященных Правилам поведения учащихся. Для старшеклассников организуется факультатив «Уроки нравственности». Идейно-нравственные убеждения проверяются и закаляются в делах на общую пользу. Поэтому идейно-политическое и нравственно-правовое просвещение школьников дополняется включением их в разнообразную общественно-политическую деятельность. Подростки шефствуют над октябрятами, пропагандируют общественно-политическую литературу, работают юнкорами, участвуют в политических акциях молодежи и т. д. Старшеклассники ведут лекционную работу, выполняют функции вожатых пионерских отрядов, политинформаторов, состоят членами клубов воинствующих атеистов и оборонно-массовых кружков. В этой работе помощь классного руководителя должна быть особенно тщательной и действенной. Эффективность воспитания коммунистической убежденности во многом зависит от овладения школьниками опытом общественно-политической работы, основу которой составляют навыки политинформаторов и пропагандистов. Опытные классные руководители кропотливо и целеустремленно учат школьников методам и формам агитационно-пропагандистского труда. Нравственно-правовое просвещение закрепляется в моральном выборе, в деятельности и поведении. Создавая практические ситуации, классный руководитель учит школьников самостоятельно принимать правильные поведенческие решения, поступать в соответствии со своими убеждениями. Действенным средством для воспитания единства слова и дела являются пионерские и комсомольские поручения.
Активная жизненная позиция школьника проявляется в его сознательном и заинтересованном учении. «Учиться на совесть!» — должно стать правилом для всех учащихся. Воспитать такое отношение к учению — дело всех учителей и родителей, но у классного руководителя в решении этой задачи имеются свои возможности. Наблюдая за работой учащихся на уроках, классный руководитель помогает учителям учитывать индивидуальные особенности учащихся, вместе с тем он регулирует учебную нагрузку школьников, чтобы она не превышала установленных Уставом школы норм. Классный наставник изучает учебные трудности и совместно с родителями, учителями и активом класса устраняет их. Одни учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном внимании и даже лечении, четвертых надо научить приемам умственной работы. Важно организовать в классе взаимопомощь между учащимися. Она осуществляется на добровольных началах в форме товарищеского сотрудничества. Легче и с большим интересом учатся те школьники, которые лучше владеют учебными умениями и навыками, культурой учебного труда. В уголке «Учись учиться» вывешиваются советы о развитии мышления, памяти, об общих приемах решения задач и др. Классный наставник в единстве с учителями формирует у школьников познавательный интерес. Он способствует включению учащихся в работу предметных кружков, организует беседы на научные темы и встречи с учеными, актив класса под его руководством пропагандирует научно-популярную литературу и т. д. Ответственность — высший моральный мотив учения. Он формируется прежде всего под влиянием общественного мнения в коллективе класса. С этой целью проводятся классные часы и беседы: «Хорошо учиться — твой первейший патриотический долг», «Учиться надо трепетно и победно», «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою» и др. В старших классах организуются лекции и диспуты о роли знаний в коммунистическом строительстве. Комсомольская организация проводит дни науки, техники и производства. Учащиеся выступают с докладами по интересующим их проблемам. В пособии «Примерное содержание воспитания школьников» классный руководитель найдет рекомендации о формах и методах этой работы с учетом возраста. Активная жизненная позиция формируется и проявляется в творческом, сознательном и добросовестном труде учащихся. Он является основой безошибочного выбора будущей профессии. «Сделать труд радостным,— писала Н. К. Крупская,— может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию». У классного руководителя в этой работе свои функции. Он изучает интересы и склонности учащихся, их профессиональную направленность. От класса к классу он знакомит учащихся с профессиями, интересующими школьников, и прежде всего с массовыми рабочими специальностями. С этой целью он проводит беседы, организует встречи с представителями разных профессий, экскурсии и т. д. В старших классах он способствует включению учащихся в производительный труд, в котором они пробуют свои силы. Педагог формирует у школьников правильный подход к выбору профессии, согласно которому необходимо руководствоваться: а) потребностью народного хозяйства в специалистах, б) своими интересами и склонностями, в) собственными способностями и возможностями. Однако основой профориентации является общая трудовая подготовка школьников. Если они умеют и привыкли трудиться, то легче и определеннее выбирают сферу будущей трудовой деятельности. Важно, чтобы учащиеся прониклись уважением к людям труда, могли бы психологически и практически включиться в труд. Классный руководитель создает условия для каждодневного коллективного творческого, общественно полезного труда. Это прежде всего работа по самообслуживанию, которая требует добросовестности и ответственности. В любое время года найдется работа на территории школы, в колхозе, совхозе, подшефном детском саду. Этот труд должен быть не авральным, а заранее спланированным и рассчитанным на смекалку и находчивость учащихся. Классный руководитель пристально наблюдает за физическим трудом учащихся по дому. (...) Важным составным компонентом активной жизненной позиции школьника является его отношение к искусству, которое стало ареной идеологической борьбы. Уже с младшего подросткового возраста на беседах об искусстве классный руководитель учит различать подлинную музыку, живопись, архитектуру и т. д. от различного рода отклонений и извращений. Высшим уровнем эстетической культуры учащихся является эстетика их поведения. Поэтому классный руководитель в своей работе соединяет эстетическое и нравственное в единый процесс. В укреплении здоровья учащихся классный руководитель принимает самое деятельное участие. В этой работе он сотрудничает с учителями общих предметов и физического воспитания, пионерским вожатым, школьным врачом и родителями. Получая информацию о здоровье учащихся, воспитатель планомерно выявляет состояние здоровья своих воспитанников и в нужном объеме сообщает ее другим педагогам. Учет состояния здоровья школьников в педагогическом процессе необходим для создания максимально благоприятных условий для их учения и труда, а главное — для принятия мер по укреплению здоровья учащихся. Воспитательная работа классного руководителя направлена прежде всего на усвоение учащимися ленинской мысли о том, что здоровье каждого человека — это общественное достояние. И далее: здоровье не просто природный дар, умение беречь его — великое искусство, которому надо учиться. Со своей стороны классный наставник с помощью родителей следит за режимом труда и отдыха воспитанников, предупреждая перегрузки. Вместе со школьным врачом он не допускает, чтобы учащиеся выходили на спортивные соревнования без достаточной тренировки. Система санитарно-гигиенических бесед включает в себя ознакомление школьников с организацией умственного труда, с правилами гигиены, требованиями к питанию, движению, дыханию, занятиями физкультурой и спортом. Беречь и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих — в этом проявляется одна из сторон активной жизненной позиции школьника. Классный руководитель следит за тем, чтобы каждый его воспитанник ежедневно занимался физзарядкой, а также каким-либо видом спорта. С помощью своего актива он организует подвижные игры на воздухе, ходит с учениками в походы. Особый предмет для бесед с учащимися — вред курения и алкоголя. Здесь должна быть своя система сохранения здоровья юных. Главное в этой работе — вызвать у учащихся отвращение к вредным привычкам. Нельзя недооценивать при этом значения разъяснения вреда курения и алкоголя. Чтобы преодолеть недоверие к взрослым, полезно пригласить на классный час человека, бросившего курить. Необходима беседа врача с применением таблиц и диапозитивов. Начиная с IV класса классный наставник организует систему бесед: «Действие алкоголя на организм человека», «Почему алкоголь особенно вреден для детей и подростков?», «О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков», «Алкоголь и способности человека», «Алкоголь и продолжительность жизни человека», «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем». Полезны встречи учащихся с врачами, юристами, экономистами и другими специалистами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.