Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Воспитание активной жизненной позиции у школьников — ведущая задача классного руководителя


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Многогранная работа классного руководителя приобретает единство и целенаправленность при определении ведущего ее звена. Таким звеном является формирование у школьников активной жизненной позиции.
Задача воспитания активной жизненной позиции у молодежи, поставленная XXV съездом партии как задача нравственного воспитания, в школьной практике стала ведущей задачей всего процесса коммунистического воспитания.
Активная жизненная позиция как интегральная характеристика человека включает в себя коммунистическую убежденность, высокое сознание общественного долга, коллективистическую направленность, способность учиться, работать и жить по-коммунистически.
Все многообразие самых лучших человеческих качеств кристаллизуется в единую систему вокруг убеждений школьника. Вот почему воспитательные усилия классного руководителя должны быть направлены прежде всего на формирование верных и устойчивых взглядов и убеждений. Большое место в его внеклассной работе занимает изучение с учащимися жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традиций КПСС, советского народа. Среди разнообразных педагогических средств важная роль в этой работе с учащимися IV—VII классов принадлежит внеклассному чтению. Знакомясь с книгами В. И. Ленина и его соратников, учащиеся узнают о главных этапах деятельности величайшего мыслителя и революционера, полнее осознают его историческую роль.
Старшеклассникам посильны подобранные классным руководителем произведения В. И. Ленина, его письма. Классный руководитель считает одной из важнейших атеистическую работу среди учащихся. Вместе с пионерской и комсомольской организациями он проводит беседы и лекции, тематические атеистические вечера, чтение и обсуждение атеистической литературы, обсуждение кинофильмов, организует выпуск атеистических бюллетеней, посещение музеев. В старших классах эффективно проходят лекции-диспуты, вечера вопросов и ответов. Высшим этапом атеистической работы во внеурочное время является участие старшеклассников в атеистической пропаганде в школе и вне ее.
Идейному созреванию школьников способствуют утвердившиеся в практике воспитательной работы формы и методы патриотического и интернационального воспитания: беседы о Советской Армии и Военно-Морском Флоте, просмотр героических фильмов и телепередач, читательские конференции по военно-патриотической тематике, встречи с воинами Советской Армии, военно-патриотические игры и др.
Активная жизненная позиция это непримиримое отношение растущего человека к врагам социализма, борьба с чуждой нам идеологией. Усилия классного руководителя направлены на то. чтобы научить подростков и старшеклассников разоблачать происки империалистов, в частности разбираться в информации, а также украшениях, нашивках, наклейках и т. п.
В структуру активной жизненной позиции входят лучшие нравственные качества советского человека. Их формирование — особая задача классного руководителя.
Нравственность начинается с чувства. Поэтому первая забота классного руководителя — сдружить учащихся в коллективе, развить у них доверие и симпатии друг к другу, научить школьников сочувствовать и сопереживать товарищам по классу. Педагог, обладая высокой эмоционально-нравственной культурой, задает стиль гуманных отношений в классе. Каждая встреча с учениками начинается и проходит в благожелательной обстановке, которая не исключает разумной и тактичной требовательности друг к другу. Он показывает также пример уважительного отношения к советским законам.
В плане классного руководителя предусматривается система мер по формированию нравственно-правового сознания: этические и правовые беседы, встречи с лучшими людьми, работниками юстиции, диспуты, просмотры и обсуждения кинофильмов, оформление стендов и уголков, посвященных Правилам поведения учащихся. Для старшеклассников организуется факультатив «Уроки нравственности».
Идейно-нравственные убеждения проверяются и закаляются в делах на общую пользу. Поэтому идейно-политическое и нравственно-правовое просвещение школьников дополняется включением их в разнообразную общественно-политическую деятельность. Подростки шефствуют над октябрятами, пропагандируют общественно-политическую литературу, работают юнкорами, участвуют в политических акциях молодежи и т. д. Старшеклассники ведут лекционную работу, выполняют функции вожатых пионерских отрядов, политинформаторов, состоят членами клубов воинствующих атеистов и оборонно-массовых кружков. В этой работе помощь классного руководителя должна быть особенно тщательной и действенной.
Эффективность воспитания коммунистической убежденности во многом зависит от овладения школьниками опытом общественно-политической работы, основу которой составляют навыки политинформаторов и пропагандистов. Опытные классные руководители кропотливо и целеустремленно учат школьников методам и формам агитационно-пропагандистского труда.
Нравственно-правовое просвещение закрепляется в моральном выборе, в деятельности и поведении. Создавая практические ситуации, классный руководитель учит школьников самостоятельно принимать правильные поведенческие решения, поступать в соответствии со своими убеждениями. Действенным средством для воспитания единства слова и дела являются пионерские и комсомольские поручения.
Активная жизненная позиция школьника проявляется в его сознательном и заинтересованном учении. «Учиться на совесть!» — должно стать правилом для всех учащихся.
Воспитать такое отношение к учению — дело всех учителей и родителей, но у классного руководителя в решении этой задачи имеются свои возможности.
Наблюдая за работой учащихся на уроках, классный руководитель помогает учителям учитывать индивидуальные особенности учащихся, вместе с тем он регулирует учебную нагрузку школьников, чтобы она не превышала установленных Уставом школы норм. Классный наставник изучает учебные трудности и совместно с родителями, учителями и активом класса устраняет их. Одни учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном внимании и даже лечении, четвертых надо научить приемам умственной работы. Важно организовать в классе взаимопомощь между учащимися. Она осуществляется на добровольных началах в форме товарищеского сотрудничества.
Легче и с большим интересом учатся те школьники, которые лучше владеют учебными умениями и навыками, культурой учебного труда. В уголке «Учись учиться» вывешиваются советы о развитии мышления, памяти, об общих приемах решения задач и др.
Классный наставник в единстве с учителями формирует у школьников познавательный интерес. Он способствует включению учащихся в работу предметных кружков, организует беседы на научные темы и встречи с учеными, актив класса под его руководством пропагандирует научно-популярную литературу и т. д.
Ответственность — высший моральный мотив учения. Он формируется прежде всего под влиянием общественного мнения в коллективе класса. С этой целью проводятся классные часы и беседы: «Хорошо учиться — твой первейший патриотический долг», «Учиться надо трепетно и победно», «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою» и др. В старших классах организуются лекции и диспуты о роли знаний в коммунистическом строительстве. Комсомольская организация проводит дни науки, техники и производства. Учащиеся выступают с докладами по интересующим их проблемам.
В пособии «Примерное содержание воспитания школьников» классный руководитель найдет рекомендации о формах и методах этой работы с учетом возраста.
Активная жизненная позиция формируется и проявляется в творческом, сознательном и добросовестном труде учащихся. Он является основой безошибочного выбора будущей профессии. «Сделать труд радостным,— писала Н. К. Крупская,— может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию». У классного руководителя в этой работе свои функции. Он изучает интересы и склонности учащихся, их профессиональную направленность. От класса к классу он знакомит учащихся с профессиями, интересующими школьников, и прежде всего с массовыми рабочими специальностями. С этой целью он проводит беседы, организует встречи с представителями разных профессий, экскурсии и т. д.
В старших классах он способствует включению учащихся в производительный труд, в котором они пробуют свои силы. Педагог формирует у школьников правильный подход к выбору профессии, согласно которому необходимо руководствоваться: а) потребностью народного хозяйства в специалистах, б) своими интересами и склонностями, в) собственными способностями и возможностями.
Однако основой профориентации является общая трудовая подготовка школьников. Если они умеют и привыкли трудиться, то легче и определеннее выбирают сферу будущей трудовой деятельности. Важно, чтобы учащиеся прониклись уважением к людям труда, могли бы психологически и практически включиться в труд. Классный руководитель создает условия для каждодневного коллективного творческого, общественно полезного труда. Это прежде всего работа по самообслуживанию, которая требует добросовестности и ответственности. В любое время года найдется работа на территории школы, в колхозе, совхозе, подшефном детском саду. Этот труд должен быть не авральным, а заранее спланированным и рассчитанным на смекалку и находчивость учащихся.
Классный руководитель пристально наблюдает за физическим трудом учащихся по дому. (...) Важным составным компонентом активной жизненной позиции школьника является его отношение к искусству, которое стало ареной идеологической борьбы. Уже с младшего подросткового возраста на беседах об искусстве классный руководитель учит различать подлинную музыку, живопись, архитектуру и т. д. от различного рода отклонений и извращений.
Высшим уровнем эстетической культуры учащихся является эстетика их поведения. Поэтому классный руководитель в своей работе соединяет эстетическое и нравственное в единый процесс.
В укреплении здоровья учащихся классный руководитель принимает самое деятельное участие. В этой работе он сотрудничает с учителями общих предметов и физического воспитания, пионерским вожатым, школьным врачом и родителями. Получая информацию о здоровье учащихся, воспитатель планомерно выявляет состояние здоровья своих воспитанников и в нужном объеме сообщает ее другим педагогам.
Учет состояния здоровья школьников в педагогическом процессе необходим для создания максимально благоприятных условий для их учения и труда, а главное — для принятия мер по укреплению здоровья учащихся.
Воспитательная работа классного руководителя направлена прежде всего на усвоение учащимися ленинской мысли о том, что здоровье каждого человека — это общественное достояние. И далее: здоровье не просто природный дар, умение беречь его — великое искусство, которому надо учиться.
Со своей стороны классный наставник с помощью родителей следит за режимом труда и отдыха воспитанников, предупреждая перегрузки. Вместе со школьным врачом он не допускает, чтобы учащиеся выходили на спортивные соревнования без достаточной тренировки.
Система санитарно-гигиенических бесед включает в себя ознакомление школьников с организацией умственного труда, с правилами гигиены, требованиями к питанию, движению, дыханию, занятиями физкультурой и спортом.
Беречь и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих — в этом проявляется одна из сторон активной жизненной позиции школьника. Классный руководитель следит за тем, чтобы каждый его воспитанник ежедневно занимался физзарядкой, а также каким-либо видом спорта. С помощью своего актива он организует подвижные игры на воздухе, ходит с учениками в походы.
Особый предмет для бесед с учащимися — вред курения и алкоголя. Здесь должна быть своя система сохранения здоровья юных. Главное в этой работе — вызвать у учащихся отвращение к вредным привычкам. Нельзя недооценивать при этом значения разъяснения вреда курения и алкоголя. Чтобы преодолеть недоверие к взрослым, полезно пригласить на классный час человека, бросившего курить. Необходима беседа врача с применением таблиц и диапозитивов.
Начиная с IV класса классный наставник организует систему бесед: «Действие алкоголя на организм человека», «Почему алкоголь особенно вреден для детей и подростков?», «О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков», «Алкоголь и способности человека», «Алкоголь и продолжительность жизни человека», «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем». Полезны встречи учащихся с врачами, юристами, экономистами и другими специалистами.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +