Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Планирование и учет работы классного руководителя


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Успех многогранной воспитательной работы с классом во многом зависит от качества ее планирования. Работа классного наставника — это деятельность, устремленная в будущее. План его работы предусматривает лишь основные вехи развития учащихся, а его сущность состоит в научно обоснованном проектировании становления и развития коллектива и каждого школьника. Прогнозирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя четкого представления о целях и задачах советской школы, знания закономерностей психического развития личности, овладения методами и формами воспитания человека.
Предвидеть — значит ясно и конкретно представлять себе результат воспитательной деятельности, хорошо знать критерии эффективности воспитания. Поэтому, приступая к планированию работы с классом, классный руководитель продумывает, не только свою тактику, но и глубоко осмысливает стратегию воспитания. Он вновь и вновь обращается к задачам, поставленным Коммунистической партией и Советским правительством перед школой, а также к теории педагогического процесса.
Руководящими материалами для планирования воспитательной работы являются: Программа КПСС, решения партийных и комсомольских съездов, пленумов, постановления ЦК КПСС по вопросам идеологической работы и совершенствования образования в стране.
Необходимо знать инструктивно-методические материалы: методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя»; «Примерное содержание воспитания школьников»; программу «Ориентир».
При составлении плана следует учесть основные требования к нему: правильность и конкретность воспитательных задач; меру детализированности и краткости плана; оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности учащихся; сочетание перспективности и злободневности в намеченных видах работы; единство педагогического руководства и активности учащихся, связь внутриклассной работы с работой вне школы; учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, уровня воспитанности детей и условий их жизни; согласованность плана с другими планами школы, а также планами работы пионерской и комсомольской организаций.
Воспитательную работу лучше планировать на учебную четверть.
План составляется до начала учебных занятий после летних и зимних каникул, но представляется руководству школы на утверждение к концу первой учебной недели. В течение этой недели классный руководитель обсуждает план с пионерским или комсомольским активом класса, а также советуется с коллегами по параллельным классам, учителями, руководителями школы, активом родителей.
План работы составляется в одном экземпляре и находится у классного руководителя.
На практике утвердилась такая структура плана: характеристика класса, задачи воспитания, система воспитательной деятельности.
Титульный лист плана включает в себя название школы, фамилию, имя, отчество классного руководителя, класс, четверть и учебный год.
В начале плана дается характеристика класса, в которой отражается состояние воспитанности коллектива класса и отдельных учащихся. Отмечается степень сплоченности коллектива, действенность общественного мнения о нем, соотношение актива и остального состава класса, т. е. степень развития активности всех учащихся, качество знаний учащихся, характер взаимопомощи внутри коллектива, отклонения от норм поведения со стороны отдельных учащихся и их причины. Указываются также доминирующие интересы учащихся и другие особенности класса. Характеристика служит основой для конкретизации задач воспитания на четверть.
Затем классный руководитель формулирует основные задачи воспитательной работы с классом. Общие задачи по возрастным группам учащихся даны в программе «Примерное содержание воспитания школьников», которой руководствуется педагог. Поэтому задачи не должны быть ни чрезмерно общими, ни предельно узкими, но должны учитывать целостность формирования личности и специфику конкретных условий воспитания (возраст, воспитанность учащихся, социальное окружение и т. п.).
Задачи воспитания можно детализировать таким образом, чтобы они соответствовали разделам плана. Ставить задачи к отдельным видам воспитательной работы нецелесообразно, так как это может повести к формализму, ведь любая работа в классе направлена на всестороннее развитие учащихся. Систематичность в воспитательной деятельности — одно из основных требований к плану работы классного руководителя. Она прежде всего требует установления преемственности в воспитательной работе между классами. Учет возрастных особенностей школьников в воспитании — важнейший принцип планирования работы с классом. Хорошим ориентиром при этом служит пособие «Примерное содержание воспитания школьников». Учет этих особенностей идет по следующим направлениям:
содержание воспитательной работы — расширение общего кругозора, развитие политических, атеистических, нравственно-правовых, эстетических и других понятий;
методы воспитания — переход от разъяснений классного руководителя к самостоятельному анализу явлений общественной жизни, углубление связи теории с практикой;
формы воспитательной работы — переход от индивидуальных и групповых бесед к диспутам и теоретическим конференциям; от простой исполнительской работы к самостоятельной общественной деятельности. Осуществляя преемственность, классный руководитель предупреждает вредное «топтание на месте», постепенно усложняет задачи и формы воспитательной работы (чем не допускает ослабления интереса учащихся к общественной жизни школы и класса), учитывая успехи в развитии учащихся. При переходе учащихся из класса в класс педагог обеспечивает постоянное обновление видов воспитательной работы, давая учащимся большой простор для самостоятельности и инициативы, расширяя самоуправление учащихся.
Нет нужды в жесткой унификации формы плана работы классного руководителя. Важно лишь, чтобы план содержал систему воспитательной деятельности педагога, предусматривающую не только то, что он будет делать, но и то, как будет осуществлять воспитательную работу.
(...) Рекомендуется включать в план такие разделы: общественно-политическое воспитание, формирование сознательного отношения к учению, нравственное и правовое воспитание, трудовое воспитание и профориентация, эстетическое воспитание, укрепление здоровья учащихся, работа с родителями. Возможны и другие разделы и другая их последовательность. Ориентиром при этом может служить программа «Примерное содержание воспитания школьников», которая варьирует состав и последовательность разделов в зависимости от возраста учащихся. Полезно включить в план раздел «Социально-психологическое изучение учащихся». В этом разделе предусматривается наблюдение за учащимися в школе, вне ее, ознакомление с условиями жизни и воспитания в семье и др.
Жизнь выдвигает перед классными руководителями большие и малые задачи, которые в той или иной форме должны отражаться в их планах по всем годам работы. Такими вопросами, в частности, являются: охрана природы, правила дорожного движения, дети и закон, мальчики и девочки, правила для учащихся, самовоспитание, алкоголь и здоровье, курение и здоровье, культура речи и многие другие.
Одним из сложных вопросов в работе классного руководителя является педагогическое руководство деятельностью пионерской и комсомольской организациями. Эта помощь должна фиксироваться в его плане работы в форме педагогического руководства деятельностью пионеров и комсомольцев. Например: «Предложить комсомольцам выступить инициаторами проведения конкурса...», «Подсказать учащимся темы комсомольских собраний на 1-е полугодие по вопросам: «Знания и твое завтра», «Только ли в способностях дело?» Или: «Помочь пионерам организовать клуб «Глобус» и предложить следующую программу...», «Помочь пионерам в подготовке сбора отряда» и т. д.
Известно, что воспитательная работа оценивается не по количеству видов деятельности, а по ее качеству, т. е. по тому, как она способствовала всестороннему развитию личности и сплочению коллектива. Поэтому одинаково недопустимы как перегрузка класса различными мероприятиями, так и недогрузка ими. В первом случае неизбежно напластование одного вида работы на другой и нервозность школьников, во втором — вялость в жизни коллектива.
В плане должны оптимально сочетаться словесные и практические методы работы. Отдавая предпочтение организации деятельности учащихся, нельзя недооценивать роль разъяснения и идейно-нравственного просвещения.
Следует поощрять кооперирование и взаимопомощь классных руководителей. Хорошо подготовленная педагогом беседа может быть проведена в нескольких классах. Знания и опыт педагога, ценный для воспитания учащихся, не должен ограничиваться рамками одного класса. Приводя в действие этот педагогический резерв, коллектив учителей вместе с тем будет экономить свои силы.
План не догма, а основная программа действий. В нем предусматриваются главные дела, кроме которых ежедневно идет организационно-педагогическая работа, определяемая наличной ситуацией.
Значительные коррективы плана должны быть согласованы с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Для анализа эффективности проводимой воспитательной работы классному руководителю полезно вести педагогический дневник, который не входит, однако, в обязательную отчетную документацию.
На основе плана воспитательной работы на четверть классный руководитель может составлять план на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Его можно совмещать с дневником классного руководителя.
Выявлять результативность работы классного руководителя - значит получать обратную информацию о его работе. Это необходимо, во-первых, для оценки качества воспитательного процесса, а во-вторых, для коррекции этого процесса.
Главный показатель эффективности воспитания — это уровень воспитанности учащихся. Воспитанность школьника всегда относительна, так как личность находится в постоянном развитии и становлении. Тем не менее можно говорить о воспитанности учащегося в каждый данный момент его изучения.
Чтобы судить о воспитанности школьника, важно увидеть его ведущие, или, как говорят, интегральные, свойства, в которых концентрируются основные достижения личности. Таким свойством является активная жизненная позиция, сердцевиной которой выступают убеждения и направленность личности, ее потребность в нравственном поведении, единство слова и дела.
Воспитанного человека характеризует гуманная, коллективистическая направленность. Она побуждает его всегда отдавать предпочтение интересам общества, коллектива, других людей, поступать в соответствии со своими подлинно идейно-нравственными убеждениями.
О результатах воспитания классный руководитель судит прежде всего по повседневному поведению учеников. Поведение должно соответствовать принципам и нормам коммунистической морали и советского права, должно быть мотивировано потребностью в добре и справедливости, глубокими личными убеждениями пионера и комсомольца.
Вместе с тем классный руководитель оценивает умственное развитие, трудовую, эстетическую воспитанность школьников. По каждой из этих сторон личности имеется своя методика изучения. Основными критериями выступают:
умственное развитие — быстрота «схватывания» и усвоения учебного материала, успешность решения новых задач, способность моделировать процессы и явления, умение самостоятельно учиться, умение логично и доказательно излагать изученный материал, готовность связать теорию с практикой;
трудовая воспитанность — понимание роли и значения труда для общественной и личной жизни, привычка трудиться на общую пользу, трудолюбие, умение работать коллективно, способность творчески решать практические задачи, правильный выбор будущей профессии;
эстетическая воспитанность — восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве, знание основ эстетики, художественный вкус, овладение каким-либо видом художественного творчества.
Важным показателем воспитанности является стремление и умение школьника работать над собой.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +