Комплексный подход к воспитанию является одним из принципов коммунистического воспитания, осуществление которого на
практике обеспечивает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Единство этих сторон воспитания вносит существенный вклад в достижение цели коммунистического воспитания — во всестороннее, гармоническое развитие личности нового типа.
В главе о принципах воспитания была дана общая краткая характеристика принципа комплексного подхода к воспитанию. Учитывая новизну и актуальность этого принципа, в настоящей главе мы более подробно рассматриваем его значение, методику и условия успешного осуществления.
В условиях общества развитого социализма создаются особенно благоприятные условия для всестороннего развития личности и одновременно еще более остро ощущается объективная потребность в более глубоком решении этой задачи, так как всесторонне воспитанная личность способна по-настоящему содействовать бурному социальному и научно-техническому прогрессу в условиях коммунистического строительства. Вот почему в Основных направлениях развития СССР до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, отмечается необходимость создания все более благоприятных условий для всестороннего развития личности. Для того чтобы воспитание обеспечивало всестороннее развитие учащихся, оно должно проводиться достаточно разносторонне, комплексно. Исходные указания о необходимости рассматривать во взаимосвязи все стороны воспитания содержатся в работах В. И. Ленина, который подчеркивал, что «в основе коммунистической нравственности лежит борьба укрепление и завершение коммунизма». В этом положении ярко звучит мысль о необходимости соединять воедино нравственный и идейно-политический аспекты воспитания. Широко известно и такое ленинское положение: превратить коммунизм в руководство для практической работы, которое подчеркивает необходимость с идейно-политических позиций подходить к повседневной практической деятельности. Ленинские идеи о коммунистическом воспитании получили свое дальнейшее развитие в постановлениях партии и правительства, материалах съездов КПСС. В частности, на XXV съезде партии было подчеркнуто, что повышения эффективности воспитания можно достичь на основе комплексного подхода к нему, путем обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость дальнейшей перестройки воспитательной работы в соот ветствии с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», в котором выдвинута задача улучшения разработки методологических основ комплексного подхода к воспитанию. В условиях средней общеобразовательной школы комплексный подход предполагает обеспечение единства идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического воспитания и физического развития учащихся. Такой более широкий диапазон требований к воспитанию в средней школе определяется тем, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития, которые затем становятся фундаментом для дальнейшего углубления воспитательной работы в особых аспектах. Основной и важнейшей функцией комплексного подхода к воспитанию, как это следует из вышесказанного, является обеспечение всестороннего развития личности, преодоление односторонности в воспитательной работе. Н. К. Крупская во многих своих работах говорила о необходимости ориентировать воспитание на всестороннее развитие личности. В направленности воспитания на формирование цельного мировоззрения она видела важную роль сочетания всех сторон образования и воспитания. Она писала, что «есть «комплексность», которая затемняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие... и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения» . А. С. Макаренко подчеркивал, что «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общест венного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом». Здесь непосредственно подчеркивается значение сочетания умственного, трудового и идейно-политического воспитания.
В. А. Сухомлинский также подчеркивал важность целостного подхода к воспитательному процессу. Он писал: «...нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия... и вы не решите никакой другой задачи». В этом положении В. А. Сухомлинского доказывается необходимость целостного решения всего комплекса воспитательных задач. Таким образом, советские педагоги неоднократно подчеркивали необходимость сочетания всех сторон воспитания и недопустимость недооценки отдельных из них в общей системе всестороннего развития личности. Формулирование прик.ципа комплексного подхода как бы теоретически обобщает эти идеи в основополагающее требование теории коммунистического воспитания. Сама же направленность комплексного подхода к воспитанию на всестороннее развитие личности поэтому выступает в роли его первой и основной функции. Вторая функция — повышение эффективности воспитания — обеспечивается тем, что взаимодействие разных сторон воспитательного процесса взаимно усиливает его общий результат, обогащает эффективность каждого воспитательного мероприятия и отдельного педагогического влияния. Третья функция — оптимизация воспитательного процесса. За одно и то же время при комплексном подходе решается большее число воспитательных задач, и благодаря этому повышение эффективности воспитания обеспечивается без перегрузки педагогов, воспитателей и самих воспитуемых. Не случайно А. С. Макаренко обращал внимание педагогов на то, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. На XXVI съезде партии подчеркивалось, что не количеством воспитательных мероприятий, а качественно новым подходом к воспитательной работе можно достичь значительного повышения ее эффективности. Рассматриваемый нами принцип воспитания и является одним из важнейших путей такого решения воспитательных задач. Из сказанного следует, что комплексный подход реализует одновременно три функции: целостного решения всех задач коммунистического воспитания и преодоления функционализма в воспитательной работе, повышения эффективности воспитательного процесса и оптимизации воспитания.
Комплексный подход к воспитанию является принципом именно коммунистического воспитания, коренным образом отличающегося от буржуазного. Ведь только коммунистическое воспитание в полной мере и по отношению ко всем членам общества реализует цель всестороннего, гармонического развития личности. Этот принцип выступает против односторонности, характерной для буржуазного воспитания, где детей трудящихся ставят в неравноправные условия по сравнению с детьми правящей элиты, где узкая прагматическая направленность калечит нравственность личности, разрушает чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества. Воспитательный процесс имеет такие основные компоненты: цель и задачи воспитания, содержание воспитательных влияний и деятельности самих воспитуемых, формы и методы воспитания и самовоспитания, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля в процессе воспитания. Наконец, завершается цикл воспитания анализом и самоанализом достигнутых результатов, который позволяет наметить цели и задачи с учетом имеющихся и нерешенных проблем.
О комплексном подходе к воспитанию можно вести речь лишь в том случае, когда все элементы воспитательного процесса взаимосвязаны и каждый из них приобретает подлинно комплексный, а не односторонний характер. (...) Для каждого из направлений воспитательной работы имеются свои специфические виды деятельности. Например, в процессе трудового воспитания школьники участвуют в труде по благоустройству города, по оказанию помощи подшефному колхозу. При комплексном подходе такой труд призван обеспечить не только формирование определенных практических умений и навыков, но и расширение идейно-политического кругозора учеников, ознакомление их с жизнью района, колхоза, с социальными проблемами, которые им предстоит решить в новой пятилетке. Труд одновременно должен влиять на формирование нравственных качеств личности, чувств товарищества и взаимопомощи, закалять волю и работоспособность школьников, создавать условия для их эстетического развития. Все это позволит а ходе названной формы трудового воспитания сочетать решение разносторонних воспитательных задач. Или возьмем еще один пример. В школе организуются спортивные соревнования. Опытные учителя обязательно будут при этом решать задачи не только физического, но и нравственного, патриотического, интернационального воспитания школьников, знакомя их по мере возможности с успехами советских и зарубежных спортсменов, воспитывая коллективизм, взаимную поддержку, нейтрализуя такие явления, как зависть, заносчивость, повышенное честолюбие и др. При комплексном подходе необходимо не простое сосуществование нескольких воспитательных линий, а создание из них новой воспитательной целостности со сложными переплетениями и качественно более высокими свойствами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.