Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методика осуществления комплексного подхода к воспитанию


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию

Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические. Прежде всего учителям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность этого принципа коммунистического воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях, а также во время индивидуальной работы с учащимися. Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.
Осуществление учебно-материальных условий для комплексного подхода предполагает, что в школьных кабинетах будет сосредоточиваться литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике коммунистического строительства, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения не только лабораторных работ, но и фронтальных опытов, позволяющих каждому ученику приобретать трудовые умения и навыки на многих уроках, посвященных изучению теоретических проблем. В кабинетах должны быть расширены материалы профориентационного характера, данные о местных производствах, учреждениях и памятниках культуры и пр. Все это позволит учителям и воспитателям разносторонне решать воспитательные задачи.
Морально-психологические условия для реализации комплексного подхода к воспитанию прежде всего касаются самого стиля общений воспитателей и воспитуемых. Благоприятный моральный климат на уроках и воспитательных мероприятиях сам по себе является средством нравственного воспитания школьников, а это способствует более быстрому превращению идейных взглядов, определенных трудовых обязанностей в собственные убеждения и устойчивые внутренние мотивы школьников. Вот почему надо специально заботиться о поддержании на уроках и воспитательных мероприятиях хорошего эмоционального тона, заботливого, участливого отношения к детям, к затруднениям их в учебе и пр. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что ученики будут откровенно задавать вопросы, не боясь получить замечание, окрик и пр. Доброжелательные разъяснения будут ускорять процесс превращения знаний в убеждения, что чрезвычайно важно для усвоения мировоззренческих идей, а также всего комплекса воспитательных влияний.
Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса — учителей, воспитателей, пионерского и комсомольского актива, ученического актива, родителей и общественности по месту жительства.
В более широких масштабах это касается взаимодействия также и всех средств массовой информации, педагогической пропаганды среди родителей, наставников и др. Причем весьма важно не только согласовать планы участников воспитательного процесса и обеспечить единство их требований к воспитуемым, что весьма важно само по себе. Необходимо комплексно спланировать воспитательный процесс, определить каждому наиболее рациональные функции в комплексном решении воспитательных задач. Более того, необходимо научить каждого из них в комплексе планировать свои воспитательные влияния, умело сочетать методы просвещения школьников, стимулирования и организации их разносторонней деятельности, которая как раз и ведет к всестороннему воспитанию и развитию личности. Когда же родители или актив не владеют методикой комплексного решения воспитательных задач, то их совместная работа со школой не может стать условием комплексного подхода к воспитанию.
В практике работы советской школы в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы групп продленного дня учащиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их идейно, нравственно, эстетически, формирует ценные трудовые умения и навыки. В некоторых рабочих поселках для нескольких школ создается единый центр внешкольной воспитательной работы, где дети могут заниматься музыкой, хореографией, спортом, изобразительной деятельностью.
В других местах разнообразные кружки и секции создаются для учащихся при профсоюзных клубах, библиотеках. Во многих школах разрешают детям после уроков работать с приборами и наглядными пособиями в кабинетах, заниматься в спортивных залах и пр. Все чаше для учащихся оборудуются творческие комнаты, где они могут заняться техническим творчеством, изготовлением наглядных пособий, овладеть навыками работы с техническими средствами — киноаппаратом, фильмоскопом, магнитофоном, позабавиться познавательными играми и т. п. Все названные условия специально ориентированы на то, чтобы всесторонне развивать детей, а следовательно, они содействуют комплексному подходу к воспитанию. В условиях осуществления комплексного подхода качественно новые оттенки приобретают планирование, организация и контроль за ходом воспитательной работы.
(...) «Примерное содержание воспитания школьников» главное внимание уделяет обеспечению целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, созданию единой комплексной системы воспитательных возможностей школы, семьи и общественности, дальнейшему повышению ведущей и организующей роли комсомольской и пионерской организаций в ученическом самоуправлении. Задача воспитателей состоит в том, чтобы осознать комплексный характер всех основных видов деятельности учеников каждого класса с учетом их возрастных особенностей. Ученикам рекомендуются такие виды деятельности, которые помогают одновременно решать задачи формирования коммунистического мировоззрения, развития общественной активности и политической сознательности, воспитания коммунистической нравственности, сознательного отношения к учению, труду и общественной собственности, позволяют донести до сознания школьников идейно-политическую направленность и нравственный смысл выполняемой работы, в определенной последовательности вооружить учащихся трудовыми умениями и навыками.
В соответствии с «Примерным содержанием воспитания школьников» в школах составляется годовой план работы, в котором идея комплексного подхода получает более конкретное выражение. Основным здесь является учет всех сторон коммунистического воспитания, задач формирования коммунистического мировоззрения и активной жизненной позиции как стержневых качеств личности.
Пользуясь «Примерным содержанием воспитания школьников», воспитатели определяют основные виды деятельности с учетом взаимодействия идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Так, при планировании идейно-политического воспитания учащихся VII—VIII классов наряду с мероприятиями по расширению их политического кругозора учитывается разнообразная общественно полезная работа, связанная с формированием активной жизнен-ной позиции — участие в проведении политинформаций, работа по обучению пионерского актива, выпуск бюллетеней, оформление стендов, руководство и непосредственное участие в различных трудовых делах, имеющих ярко выраженную общественно-политическую направленность, и т. п. Так сливаются воедино вопросы идейно-политического и нравственного развития учащихся.
При планировании трудового воспитания воспитатели в первую очередь выбирают разнообразные по содержанию виды трудовой деятельности учащихся — труд по самообслуживанию, общественно полезную работу, участие в посильных видах производительного труда, общественную и учебную работу и др. Они формируют разнообразные трудовые умения и навыки. В то же время встречи с передовиками производства, изучение социалистических обязательств шефствующего предприятия, рассказы о работе выпускников, избравших необходимые для своего района профессии, материалы газет и журналов о трудовых подвигах советских людей обеспечивают усвоение учениками идейно-политического смысла труда. Организация бесед и диспутов о сущности коммунистического отношения к труду, о нетерпимом отношении к тунеядству, обсуждение материалов проверки сохранности школьного имущества, вопросов взаимопомощи и взаимной требовательности в труде является фактором, обеспечивающим тесную взаимосвязь трудового и нравственного воспитания школьников.
(...) Однако система мероприятий не исчерпывает всего богатства воспитательных влияний на личность школьника. Поэтому комплексный подход должен быть ориентирован на разносторонний рост каждой личности, а не только на проведение системы мероприятий.
Идея комплексного подхода к воспитанию не может быть успешно решена без всестороннего изучения школьников. Н. К. Крупская писала: «...чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Тут ... важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимо знание людей, которые его окружают, условий, в которых он живет». Изучение школьников позволяет привести педагогические воспитательные влияния в соответствие с особенностями воспитуемых, обеспечив своеобразный педагогический резонанс, при котором сама личность начинает помогать педагогу реали-зовывать воспитательные задачи, а не противиться его воздействиям, что обычно встречается при плохом знании и плохом учете особенностей учеников. Разностороннее изучение школьников позволяет педагогам затем планировать более конкретный комплекс воспитательных задач. Зная наиболее слабые стороны воспитанности учеников данного класса, пионерского отряда или комсомольской группы, воспитатели смогут сделать акцент именно на этих сторонах, сохраняя при этом комплексность постановки воспитательных задач. Например, если в классе высокая успеваемость, ученики хорошо обосновывают значение труда, убедительно анализируют нравственные или безнравственные поступки и действия литературных героев, но сами проявляют пассивность в общественно полезной деятельности и труде, то воспитателям необходимо обратить внимание на воспитание действенного отношения к труду, на убеждение школьников в том, что необходимо сочетать теоретические знания с активной практической деятельностью на пользу своему коллективу, району, городу. Порой в трудовых дeлaУs школьников дают себя знать мотивы повышенного честолюбия, материальной корысти.
В этом случае саму трудовую деятельность придется подкрепить более глубокими моральными общественно значимыми убеждениями и мотивами. Отсюда следует, что целостное изучение школьников и их коллективов позволяет выбирать главное звено в деятельности воспитателей по комплексному решению воспитательных задач. Выделение главного звена в свою очередь избавляет воспитателей от чрезмерной перегрузки при письменном планировании задач воспитательных мероприятий, так как в планах отражаются лишь особо важные задачи. Более того, по мере накопления опыта комплексного планирования и осуществления воспитательных задач необходимость в письменной фиксации этих задач будет уменьшаться и педагоги смогут ограничиваться лишь их специальным продумыванием.
Особенностью комплексного подхода к воспитанию в условиях учебных заведений и воспитания является обеспечение не только единства всех сторон воспитания, но и реализация важнейшего условия целостного формирования личности — единства ее обучения и воспитания. Например, идейно-политическое воспитание нельзя сводить только к политическому информированию, обучению, образованию. На это обращал внимание В. И. Ленин: «...не может быть никакого политического воспитания вне политической борьбы и политических действий».
Необходимо сливать воедино политическое образование школьников на уроках с их активной политической внеурочной деятельностью. У них надо формировать активную непримиримость к буржуазной идеологии и морали, к паразитическому образу жизни эксплуататоров, свойственному буржуазному обществу. Это требует активной борьбы с пережитками прошлого, с религиозными влияниями, мещанством, эгоизмом и другими негативными качествами. То же самое можно сказать и о таких сторонах обучения и воспитания, которые связаны с нравственным, трудовым, эстетическим и физическим становлением личности. Здесь также надо соединять учебный и воспитательный процессы в единый и целостный педагогический процесс, обеспечивающий воспитание личности в широком смысле.
Одним из конкретных проявлений такого единства является осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом, которое обеспечивается, например, в советской школе в последние годы путем увеличения числа часов в учебном плане на трудовое обучение, расширением производственной практики, созданием ученических бригад и учебно-производственных комбинатов, выполнением производственных заказов в школьных мастерских и цехах, проведением летних трудовых четвертей и пр. Здесь также объединяются в единый поток обучение и воспитание школьников.
Отсюда следует, что нельзя ограничиться воспитанием детей на уроках, важно широко и всесторонне развивать внеучебную воспитательную работу в самых различных формах.
Важнейшим элементом воспитательного процесса в условиях советской школы является хорошо организованное самовоспитание учащихся. При слиянии воспитания и самовоспитания процесс развития личности идет более интенсивно, с меньшими затратами времени и усилий воспитателей и воспи-туемых. Особенно высокая эффективность достигается в том случае, когда самовоспитанию придается комплексный характер. Обеспечивается это тем, что ученики сами ставят перед собой задачи идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Это не исключает, конечно, а предполагает, что в определенный период особое внимание будет уделено той или иной стороне воспитания, которая по мнению товарищей или в результате самоанализа оценивается как наиболее слабая. Но в стратегическом плане самовоспитание ориентируется именно на всестороннее развитие личности. Анализ практики воспитательной работы показывает, что ученики испытывают особенно большие затруднения в комплексной постановке задач самовоспитания, а не в решении одной из них, например в воспитании воли, настойчивости и пр.
Задача педагогов состоит в том, чтобы в индивидуальных беседах помогать ученикам намечать постепенно все более широкие комплексы задач самовоспитания, создавать условия для обмена опытом учеников по организации самовоспитания, учить их самоанализу и самооценке успехов и неудач в формировании своих личностных качеств. В последнее время все большее внимание уделяется психологической подготовке учеников старших классов к самовоспитанию.
Учителя рекомендуют им соответствующую литературу, дают консультации, учат приемам самоприказа, аутогенной тренировки и др. Но при этом надо не забывать о том, что самовоспитание нельзя сводить лишь к развитию психологических аспектов личности. Психология призвана помогать комплексному решению воспитательных задач. Многое может сделать пионерская и комсомольская организации. В практике их работы применяются коллективные обсуждения характеристик учеников. На таких обсуждениях высказываются советы по самовоспитанию определенных качеств личности. (...) При анализе воспитательного процесса и его результатов выясняется: как были сформулированы воспитательные задачи того или иного мероприятия (урока, вечера, конкурса и пр.), носили ли они комплексный характер, были ли конкретизированы воспитательные задачи с учетом специфических особенностей данного коллектива; каково содержание различных видов деятельности учеников в ходе данного мероприятия; соответствовало ли содержание воспитательного мероприятия таким принципам коммунистического воспитания, как высокая идейность, партийность, связь с жизнью, практикой коммунистического строительства, доступность для учеников, яркость, эмоциональность, убедительность; сочетались ли методы воспитания школьников с методами организации их активной деятельности в ходе подготовки и проведения самого мероприятия, дополнялись ли названные методы стимулированием активности учеников.
Точно так же при анализе воспитательного мероприятия главное внимание следует сосредоточить на выяснении, какой след в сознании и поведении школьников оставило оно, какие вызвало отклики, чувства, мысли, поступки и в трудовом, и идейно-политическом, и нравственном аспектах.
При изучении школьников классным руководителям, комсомольскому и пионерскому активу надо наблюдать во взаимосвязи их общественную и трудовую активность, а также нравственную воспитанность. Исключительно важное значение при этом приобретает оценка единства слова и дела, реального осуществления в повседневном поведении тех идейно-нравственных принципов, которые школьник излагает во время ответов на уроках, в своих сочинениях и выступлениях на комсомольских собраниях, пионерских сборах или классных собеседованиях. При комплексном подходе нельзя удовлетворяться успехами школьника в одной области, допустим в учебе.
Мы отмечали уже, что комплексный подход к воспитанию является одним из принципов воспитания в условиях социалистического общества. Наряду с ним воспитатели должны руководствоваться принципами коммунистической целенаправленности и партийности воспитания, связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства, единства сознания и поведения, воспитания в труде, воспитания личности в коллективе, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему, опоры на положительное в человеке, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, преемственности в воспитании, единства педагогических требований школы, семьи и общественности.
Поэтому принцип комплексного подхода хотя и актуальнейший, но не единственный принцип воспитания, и успешное применение его должно осуществляться в тесной взаимосвязи со всеми другими принципами воспитания.
При рассмотрении более широкой проблемы построения целостной системы коммунистического воспитания необходимо соотнести системный и комплексный подходы к воспитанию. Системный подход к воспитанию обеспечивает целостное построение всей системы воспитательной работы, которая предполагает активную деятельность и взаимодействие всех субъектов воспитания, четкое планирование их взаимодействия, умелое распределение функций, взаимосвязь всех основных компонентов воспитательного процесса (задач, содержания, методов, форм, средств воспитания и анализа его результатов), создание благоприятных условий для воспитания. Он предполагает преемственность в воспитании на всех его этапах, обеспечение одновременного комплексного решения всех задач воспитания. То есть системный подход предполагает наличие комплексного подхода к воспитанию как важнейшего элемента построения целостной системы коммунистического воспитания молодежи и всех трудящихся.
(...) Особое внимание следует уделить отработке умения составлять характеристики отдельных учеников и класса в целом и учитывать их при комплексном планировании воспитательной работы с данной группой учеников. Полезно выполнять специальные упражнения по формированию умения выбирать оптимальное содержание, формы и методы воспитания. Надо учиться координировать свои усилия с комсомольской и пионерской организациями, родителями и общественностью, комплексно анализировать результаты воспитательного процесса.
Успешное осуществление комплексного подхода к воспитанию предполагает усвоение особенностей содержания, форм и методов отдельных сторон воспитания, которые сливаются воедино при комплексной организации воспитательной работы. Поэтому в последующих главах мы остановимся на отдельных направлениях воспитательного процесса, подчеркивая постоянно их место в комплексном решении воспитательных задач школы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +