Материалистическая диалектика видит источник развития в борьбе и разрешении внутренних противоречий, характерных для данного процесса. Такие внутренние противоречия имеют место и в развитии личности, выступая в качестве его движущих сил. В развитии личности они возникают вначале как внешние противоречия между организмом и средой (например, вызванное различными обстоятельствами нарушение равновесия между ними). Но доведенные даже до конфликта внешние противоречия между личностью и средой еще не являются силой, движущей развитие. Для развития личности необходима активность человека, побуждаемая его внутренними силами, необходимо превращение внешних противоречий во внутренние. Одно из основных внутренних противоречий, закономерно имеющее место на всех этапах становления личности, заключается в несоответствии возникающих у человека новых потребностей достигнутому уровню владения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Это противоречие в раннем детском возрасте проявляется в естественном стремлении ребенка активно участвовать в окружающей его жизни, подражая взрослым (водить машины, быть учителем, продавцом, врачом, строителем и т. п.), и отсутствии возможности осуществить свои стремления из-за недостаточного уровня развития физических и духовных сил. Данное противоречие находит свое разрешение в различных сюжетных (ролевых) играх, в которых дети в доступной для них, специфической игровой форме приобщаются к деятельности взрослых и таким путем шаг за шагом овладевают жизненным общественным опытом. В учебной деятельности школьников постоянно возникают противоречия между новыми познавательными задачами, потребностью их решения и уже приобретенными знаниями, умениями и навыками, уровнем владения мыслительными операциями. У учащихся возникают противоречия между конкретными образами и выраженными в словах определениями и понятиями, между ранее сложившимися житейскими, бытовыми понятиями и новыми фактами и научными понятиями, между новой ситуацией и прежним опытом, сложившимися способами мышления. Противоречия эти разрешаются путем новых наблюдений и экспериментов, формирования новых понятий и, таким образом, ведут детей и подростков по пути от незнания к знанию. Например, на основе имеющихся сведений об электролизе водных растворов у многих учащихся создается представление о том, что электрический ток вызывает диссоциацию молекул растворенного вещества на ионы. Поставленная учителем познавательная задача вызывает у учащихся определенные догадки и гипотезы, а затем следует проверка их в ходе наблюдений и рассуждений. В результате активной познавательной деятельности школьники под руководством учителя уясняют сущность процесса электролитической диссоциации, убеждаются в том, что причиной ионизации являются электрические силы взаимодействия молекул растворенного вещества с молекулами воды, а действие тока вызывает лишь направленное перемещение образовавшихся ионов. Разрешение таких противоречий достигается на основе правильного определения учителем степени и характера трудностей в учебном процессе, постановкой перед учащимися усложняющихся познавательных задач, требующих для их решения такой самостоятельной познавательной деятельности школьников, которая предполагает проявление ими определенных усилий в соответствии с зоной их ближайшего развития, т. е. учитывающих имеющиеся уровни развития. Стремление к самостоятельности у детей часто вступает в противоречие cs потребностью общения со взрослыми. Правильное воспитание обеспечивает преодоление таких противоречий и развитие самостоятельности детей; в противном случае возникают нарушения дисциплины, конфликты и другие отрицательные явления.
Следовательно, задача воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать возникновение у воспитуемых внутренних побуждений проявить определенные усилия для решения таких задач, которые не могут быть решены имеющимися в их опыте способами. Под стимулами понимаются внешние влияния на личность, побуждающие ее к определенной деятельности. Это может быть прямое воздействие воспитателя (его слово, личный пример) или возникшая в процессе деятельности ситуация (не без участия воспитателя), общественное мнение, просьба или требование друга, прочтенная книга или просмотренный кинофильм и т. д. Внешний стимул воспринимается человеком и, отразившись в его сознании через призму накопленного в личной жизни опыта, вызывает в нем мотив деятельности, т. е. внутреннее побуждение к проявлению соответствующей активности. Мотив — это то, ради чего человек осуществляет данную деятельность (это идеал, интерес, .осознание необходимости, моральные чувства и т. д.).
Конечно, основным, хотя и не единственным источником активности человека является потребность*. Но мотивом деятельности потребность становится, будучи осознана человеком как необходимость выполнить нечто нужное ему для обеспечения нормальной жизни. Следовательно, весьма действенным мотивом поведения становится побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Так, познавательная потребность как мотив познавательной деятельности человека — это осознанная им необходимость познания того, что необходимо ему для решения стоящей перед ним жизненно важной задачи. Зачастую наблюдается сочетание нескольких мотивов. В этом случае деятельность приобретает большую активность, четкую направленность и эффективно сказывается на развитии личности ребенка. Установлено, например, что общественно полезный труд учащихся, организуемый на основе стремления оказать посильную помощь в дальнейшем развитии сельского хозяйства (сбор металлолома для изготовления тракторов, участие в насаждениях лесозащитных полос, сбор удобрений для своего колхоза или совхоза, участие в уборке урожая и т. д.) или с целью накопления средств для проведения экскурсий своего класса в период каникул, выполняется школьниками с повышенной степенью активности. В случае осознания социальной значимости выполняемых мероприятий создаются более действенные, устойчивые мотивы, оказывающие значительное положительное воспитывающее и развивающее влияние.
--------------------------------------------------------------------------------------
* Большинством советских психологов потребность понимается как испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.