Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Активность и ее роль в развитии ребенка


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Активностью называют усиленную, энергичную деятельность. В биологическом смысле как свойство животных организмов реагировать на внешние раздражения в целях удовлетворения своих жизненных потребностей она присуща всем животным. У человека активность связана с преобразованием окружающего мира, она проявляется в труде, в общественной жизни, в учении.
Активность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой. Вначале активность ребенка имеет импульсивный (малоосознанный) и по преимуществу репродуктивный характер. Она направлена на овладение собой и окружающими предметами, чтобы удовлетворить свои потребности и выполнить требования окружающих. С раннего возраста активность ребенка нуждается в воспитании. А. С. Макаренко говорил, что ребенка «с первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться...» (1).
Развитие активности у ребенка достигается тем, что взрослые не сами удовлетворяют его потребности и желания, а создают такую ситуацию, которая требует от него самостоятельного поиска путей их удовлетворения. При этом очень важно предъявлять детям посильные требования с постепенно возрастающей сложностью. Ребенок должен понимать полезность своей деятельности, убеждаться в ее плодотворности, видеть ее результаты. Если у детей не воспитывать умение доводить начатое дело до конца, то вместо активности может развиваться суетливость.
Воспитание активности у детей начинается с пробуждения внимания к окружающим предметам и ознакомления с ними. В ясельном возрасте активность детей проявляется главным образом в движении (ползание, ходьба, бег и др.) и выражается в том, что они усваивают многие показанные им действия. Дошкольники стремятся узнавать новое, задавая взрослым многочисленные вопросы; в играх они воспроизводят деятельность взрослых, пытаются делать кое-что самостоятельно, хотя проявлять инициативу еще не умеют, и взрослые должны порой подсказать ребенку сюжет игры, помочь подружиться с другими детьми, завершить начатое.
Активность младшего школьника связана с овладением новыми формами деятельности и ее результатами. Воспитание активности предполагает осуществление систематического контроля со стороны взрослых и укрепление веры ребенка в свои силы. Подростки в большей степени стремятся к самостоятельности; задача воспитателей — оказать им в этом необходимую помощь без подавления инициативы, с большим педагогическим тактом. Активность старшеклассников проявляется в разнообразных видах деятельности, в том числе в общественной, творческой. Старшие школьники также нуждаются в советах учителей, родителей, которые помогают им выбрать сферу деятельности, где они наиболее успешно смогли бы применить свои силы и способности. И в то же время они нетерпимо относятся к мелочной опеке.
Исследования показали большое значение активности в развитии детей. В чрезвычайно сложном взаимодействии про-
----------------------------------------------------------------------------------
1. Макаренко А, С. Разговор с читателем,— Соч. в 7-ми т., т, 4. М., 1957, с. 445.
---------------------------------------------------------------------------------
цессов воспитания и развития многое зависит от того, насколько активно участие в этом процессе самого ребенка. «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, — писал С. Л. Рубинштейн. — Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. В этом — главное» (1).
Эта деятельность находит свое проявление в самовоспитании. Под самовоспитанием понимают сознательную, целеустремленную и самоуправляемую деятельность воспитуемого, направленную на развитие им собственных сил и способностей, на формирование определенных качеств личности.
Буржуазные психологи и педагоги отрывают самовоспитание от воспитания и социальных условий жизни, переоценивают его роль в развитии, понимают самовоспитание как процесс самоусовершенствования личности, изолированной от общественных воздействий, отрицают определяющее значение для развития личности воспитания и социальных условий жизни человека. Такое понимание особенно характерно для экзистенциалистов, считающих, что человек представляет собой лишь то, что он «сам делает из себя». В действительности самовоспитание носит не только личный, но и определяемый обществом характер. К. Маркс писал: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо (2).
Самовоспитание человека зависит от условий окружающей его среды. Оно развивается на основе воспитания, находится с ним в тесной взаимосвязи, возникает как потребность личности, подвергающейся воспитанию.
Самовоспитание представляет собой высшую форму участия личности в собственном развитии наряду с более простыми формами саморазвития и самосовершенствования (приспособление бессознательное, интуитивное и преднамеренное, подражание, ориентация на взрослого и на коллектив).
Источниками самовоспитания являются не только внешние, но и внутренние факторы: стремление к какой-либо деятельности или следование какому-либо идеалу. Мотивами самовоспитания могут быть требования морали, стремление к завоеванию признания в коллективе, соревнование, критика и само-
------------------------------------------------------------------------------------------
1. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 138.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.— Маркс K. и Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956, с, 590.
------------------------------------------------------------------------------------------
критика, пример авторитетных людей или любимых героев художественных произведений.
Самовоспитание играет большую роль в развитии человека, осуществляется на протяжении всей его жизни, однако особенно велико его значение в школьном возрасте, так как именно в этом периоде складываются и закрепляются чрезвычайно важные черты личности.
Содержание и характер самовоспитания человека не остаются постоянными, они изменяются с развитием личности ребенка. Вначале самовоспитание сводится главным образом к повторению и закреплению тех форм поведения, которые у него вырабатываются под руководящим влиянием воспитателя. Точно так же дело обстоит и с самообучением, когда школьник, самостоятельно выполняя домашние задания, делает это подобно тому, как его учили на уроке.
Уже в начальных классах происходит слияние в единый процесс воспитания и самовоспитания при некотором опережении воспитания, которое достигает своих ближайших и отдаленных целей, поскольку оно приводит в действие силы самих учащихся и соответственно своим целям направляет их использование.
В дальнейшем самовоспитание не только подкрепляет воспитание, но и дополняет его. В подростковом возрасте самовоспитание отличается осознанностью. У учащихся старших классов оно может опережать воспитание, а в юношеском возрасте и у взрослых приобретает самостоятельный характер. В связи с этим в подростковом и юношеском возрасте возрастает значение самовоспитания; в старших классах без самовоспитания учащихся невозможно решить многие воспитательные задачи.
Самовоспитание в детском возрасте нуждается в руководстве со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей). Нередко дети, искренне стремясь к формированию у себя конкретных качеств, не могут самостоятельно наметить программу самовоспитания, определить наиболее рациональные средства и приемы достижения поставленной цели. Известно, например, что мальчики-подростки, стараясь воспитать в себе волю, прибегают иногда к такому сомнительному средству, как намеренное, но бесцельное причинение себе сильных болевых ощущений.
Для того чтобы руководить самовоспитанием, воспитатель должен хорошо знать индивидуальные возможности каждого ребенка, общий уровень его воспитанности и развития, окружение, в котором он находится. Программа самовоспитания, которую воспитатель намечает для своего воспитанника, и методы, которые он ему рекомендует, должны быть согласованы с общими целями воспитания, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям школьников. При такой согласованности воспитания и самовоспитания, при наличии педагогически продуманного руководства самовоспитанием оно становится важным средством развития личности, позволяющим дифференцировать воспитательную работу применительно к особенностям каждого ребенка.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +