Активностью называют усиленную, энергичную деятельность. В биологическом смысле как свойство животных организмов реагировать на внешние раздражения в целях удовлетворения своих жизненных потребностей она присуща всем животным. У человека активность связана с преобразованием окружающего мира, она проявляется в труде, в общественной жизни, в учении. Активность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой. Вначале активность ребенка имеет
импульсивный (малоосознанный) и по преимуществу репродуктивный характер. Она направлена на овладение собой и окружающими предметами, чтобы удовлетворить свои потребности и выполнить требования окружающих. С раннего возраста активность ребенка нуждается в воспитании. А. С. Макаренко говорил, что ребенка «с первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться...» (1). Развитие активности у ребенка достигается тем, что взрослые не сами удовлетворяют его потребности и желания, а создают такую ситуацию, которая требует от него самостоятельного поиска путей их удовлетворения. При этом очень важно предъявлять детям посильные требования с постепенно возрастающей сложностью. Ребенок должен понимать полезность своей деятельности, убеждаться в ее плодотворности, видеть ее результаты. Если у детей не воспитывать умение доводить начатое дело до конца, то вместо активности может развиваться суетливость. Воспитание активности у детей начинается с пробуждения внимания к окружающим предметам и ознакомления с ними. В ясельном возрасте активность детей проявляется главным образом в движении (ползание, ходьба, бег и др.) и выражается в том, что они усваивают многие показанные им действия. Дошкольники стремятся узнавать новое, задавая взрослым многочисленные вопросы; в играх они воспроизводят деятельность взрослых, пытаются делать кое-что самостоятельно, хотя проявлять инициативу еще не умеют, и взрослые должны порой подсказать ребенку сюжет игры, помочь подружиться с другими детьми, завершить начатое. Активность младшего школьника связана с овладением новыми формами деятельности и ее результатами. Воспитание активности предполагает осуществление систематического контроля со стороны взрослых и укрепление веры ребенка в свои силы. Подростки в большей степени стремятся к самостоятельности; задача воспитателей — оказать им в этом необходимую помощь без подавления инициативы, с большим педагогическим тактом. Активность старшеклассников проявляется в разнообразных видах деятельности, в том числе в общественной, творческой. Старшие школьники также нуждаются в советах учителей, родителей, которые помогают им выбрать сферу деятельности, где они наиболее успешно смогли бы применить свои силы и способности. И в то же время они нетерпимо относятся к мелочной опеке. Исследования показали большое значение активности в развитии детей. В чрезвычайно сложном взаимодействии про-
----------------------------------------------------------------------------------
1. Макаренко А, С. Разговор с читателем,— Соч. в 7-ми т., т, 4. М., 1957, с. 445.
---------------------------------------------------------------------------------
цессов воспитания и развития многое зависит от того, насколько активно участие в этом процессе самого ребенка. «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, — писал С. Л. Рубинштейн. — Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. В этом — главное» (1). Эта деятельность находит свое проявление в самовоспитании. Под самовоспитанием понимают сознательную, целеустремленную и самоуправляемую деятельность воспитуемого, направленную на развитие им собственных сил и способностей, на формирование определенных качеств личности. Буржуазные психологи и педагоги отрывают самовоспитание от воспитания и социальных условий жизни, переоценивают его роль в развитии, понимают самовоспитание как процесс самоусовершенствования личности, изолированной от общественных воздействий, отрицают определяющее значение для развития личности воспитания и социальных условий жизни человека. Такое понимание особенно характерно для экзистенциалистов, считающих, что человек представляет собой лишь то, что он «сам делает из себя». В действительности самовоспитание носит не только личный, но и определяемый обществом характер. К. Маркс писал: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо (2). Самовоспитание человека зависит от условий окружающей его среды. Оно развивается на основе воспитания, находится с ним в тесной взаимосвязи, возникает как потребность личности, подвергающейся воспитанию. Самовоспитание представляет собой высшую форму участия личности в собственном развитии наряду с более простыми формами саморазвития и самосовершенствования (приспособление бессознательное, интуитивное и преднамеренное, подражание, ориентация на взрослого и на коллектив). Источниками самовоспитания являются не только внешние, но и внутренние факторы: стремление к какой-либо деятельности или следование какому-либо идеалу. Мотивами самовоспитания могут быть требования морали, стремление к завоеванию признания в коллективе, соревнование, критика и само-
------------------------------------------------------------------------------------------
1. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 138.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.— Маркс K. и Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956, с, 590.
------------------------------------------------------------------------------------------
критика, пример авторитетных людей или любимых героев художественных произведений. Самовоспитание играет большую роль в развитии человека, осуществляется на протяжении всей его жизни, однако особенно велико его значение в школьном возрасте, так как именно в этом периоде складываются и закрепляются чрезвычайно важные черты личности. Содержание и характер самовоспитания человека не остаются постоянными, они изменяются с развитием личности ребенка. Вначале самовоспитание сводится главным образом к повторению и закреплению тех форм поведения, которые у него вырабатываются под руководящим влиянием воспитателя. Точно так же дело обстоит и с самообучением, когда школьник, самостоятельно выполняя домашние задания, делает это подобно тому, как его учили на уроке. Уже в начальных классах происходит слияние в единый процесс воспитания и самовоспитания при некотором опережении воспитания, которое достигает своих ближайших и отдаленных целей, поскольку оно приводит в действие силы самих учащихся и соответственно своим целям направляет их использование.
В дальнейшем самовоспитание не только подкрепляет воспитание, но и дополняет его. В подростковом возрасте самовоспитание отличается осознанностью. У учащихся старших классов оно может опережать воспитание, а в юношеском возрасте и у взрослых приобретает самостоятельный характер. В связи с этим в подростковом и юношеском возрасте возрастает значение самовоспитания; в старших классах без самовоспитания учащихся невозможно решить многие воспитательные задачи. Самовоспитание в детском возрасте нуждается в руководстве со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей). Нередко дети, искренне стремясь к формированию у себя конкретных качеств, не могут самостоятельно наметить программу самовоспитания, определить наиболее рациональные средства и приемы достижения поставленной цели. Известно, например, что мальчики-подростки, стараясь воспитать в себе волю, прибегают иногда к такому сомнительному средству, как намеренное, но бесцельное причинение себе сильных болевых ощущений. Для того чтобы руководить самовоспитанием, воспитатель должен хорошо знать индивидуальные возможности каждого ребенка, общий уровень его воспитанности и развития, окружение, в котором он находится. Программа самовоспитания, которую воспитатель намечает для своего воспитанника, и методы, которые он ему рекомендует, должны быть согласованы с общими целями воспитания, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям школьников. При такой согласованности воспитания и самовоспитания, при наличии педагогически продуманного руководства самовоспитанием оно становится важным средством развития личности, позволяющим дифференцировать воспитательную работу применительно к особенностям каждого ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.