Задачей физического воспитания детей и подростков является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности. Решающим фактором, обеспечивающим нормальное физическое развитие школьников, служит физическое воспитание, в котором большое место занимают физические упражнения.
Под нормальным физическим развитием ребенка понимаются изменения в строении и функциях организма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вес тела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костная система, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила, половое созревание. За годы Советской власти вследствие неуклонного улучшения социальных и экономических условий жизни в стране и огромной работы по укреплению здоровья и физическому воспитанию уровень физического развития детей и подростков значительно повысился. Более 85 процентов школьников обладают средним и выше среднего развитием. На дальнейшее совершенствование физического воспитания учащихся должно быть обращено самое серьезное внимание. Еще значительная группа детей мало бывает на свежем воздухе, их двигательная активность ослаблена. Это влечет за собой нарушение нормального роста и развития, обусловливает изменение осанки, атрофию мышц, ожирение и т. д., а зачастую служит причиной раздражительности, рассеянности, ослабления памяти, проявления грубости, недисциплинированности, отставания в учебе. У учащихся, занимающихся спортом, в сравнении с теми школьниками, которые спортом не занимаются, прирост жизненной емкости легких, становой силы и силы сжатия кисти рук почти в два раза больше. «Мы хотим, — подчеркнул М. И. Калинин в речи на совещании актива днепропетровского комсомола (1934г.),— всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке, — словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества» (1). С первых лет существования Советской власти в школах стало вводиться физическое воспитание в виде специальных уроков физкультуры, подвижных игр, использования естественных сил природы, внедрения правил общественной и личной гигиены, развития спорта. В целях активизации двигательного режима школьников с каждым годом все больше и больше стали вво-
------------------------------------------------------------------------
1. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1968, с, 47.
------------------------------------------------------------------------
диться различные формы внеклассных занятий физкультурой: организация спортивных секций и команд в школах, проведение физкультминутки (физкультпаузы) на уроках и гимнастики до занятий, устройство спортивных соревнований; вместе с этим широкое развитие получили детские и юношеские спортивные школы. В Программе КПСС говорится: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в, физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи» (1). Средства физического воспитания очень разнообразны, но их можно расчленить на три основные группы. Первую группу составляют упражнения, т. е. специальные двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Вторую группу составляют естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), третью — санитарно-гигиенические условия учебы, труда и быта. Физические упражнения составляют основное содержание различных видов гимнастики: гигиенической, основной (т. е. направленной на развитие основных двигательных навыков), спортивной, художественной, акробатики и вспомогательной (спортивно-вспомогательной, производственной и лечебной). Для каждого из этих видов гимнастики подбираются специальные упражнения с учетом тех задач, которые решаются в том или ином случае. Например, основная гимнастика, занимающая большое место в занятиях физкультурой с детьми и подростками, включает общеразвивающие и прикладные упражнения, строевые, упражнения на снарядах, прыжки и подвижные игры. Гигиеническая гимнастика получила широкое развитие в форме утренней зарядки, включая доступные, общеразвивающие упражнения. Спортивная гимнастика направлена на достижение спортивного мастерства. Программа этого вида гимнастики предусматривает вольные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и прыжки. Спортивно-вспомогательная гимнастика преследует задачу общефизической подготовки спортсмена и совершенствование тех качеств, которые составляют его специализацию. Поэтому подбираются особые гимнастические комплексы для тренировки легкоатлетов, футболистов, боксеров и других спортсменов. Производственная гимнастика проводится либо перед работой, либо в форме 5—7-минутной физкультпаузы. Упражнения подбираются с учетом особенностей той или иной профессии. Лечебная гимнастика, как говорит само название,
-----------------------------------------------------------------------------
1. Программа КПСС. М„ 1973, с. 96—97.
-----------------------------------------------------------------------------
направлена на восстановление сил и здоровья людей. В ней большое место занимают корригирующие упражнения с целью исправления осанки, деформации позвоночника, грудной клетки и т. д. В системе физического воспитания одно из центральных мест занимает спорт. В СССР различными видами спорта охвачены миллионы людей. Наилучшим образом влияя на укрепление здоровья и физическое развитие, спорт служит прекрасным средством нравственного формирования и развития воли, а проводимые соревнования стимулируют непрерывное спортивное совершенствование. Тесно примыкают к спорту подвижные, а особенно спортивные игры. К первой группе относятся такие игры, которые не требуют специальной подготовки играющих и имеют в виду общую физическую подготовку. Спортивные игры (футбол, волейбол, хоккей и др.) требуют специальной подготовки и спортивного совершенства. В жизни детей и подростков игры и спорт занимают огромное место. Игры являются обязательной составной частью уроков физкультуры и заполняют значительную часть детского досуга. Детский спорт получает развитие как в организованных формах (школьные спортивные секции и команды, спортивные школы, летние оздоровительные лагеря и др.), так и в самовозникающих объединениях (дворовые и уличные футбольные и хоккейные команды). Большая работа проводится комсомольскими организациями совместно со школами и спортивными обществами по налаживанию спортивной работы по месту жительства детей, организации подростковых спортивных клубов и т. д. Трудно переоценить значение туризма, причем не только для физического развития, но при определенных условиях и для идейно-политического воспитания, для расширения кругозора детей в различных областях знаний (естествознания, географии, археологии, истории, архитектуры, сельского хозяйства и др.). Здесь широко используются естественные факторы природы, а вместе с тем формируются моральные и волевые качества (коллективизм, чувство взаимопомощи, дисциплинированность). Природные факторы (солнечные лучи, воздух и вода) используются и как сопутствующие средства физического развития при проведении занятий по физкультуре, и действующие самостоятельно (купания, солнечные и воздушные ванны). Но поскольку это сильнодействующие средства, использовать их следует только под контролем соответствующих специалистов. Соблюдение санитарно-гигиенических условий занимает особое место в системе физического воспитания, обеспечивая успешное влияние на физическое развитие детей и подростков всего многообразия средств физического воспитания, включая многие из этих средств обязательными компонентами режима дня школьника. При подборе средств физического воспитания детей строго учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Так, в дошкольном возрасте особое внимание обращается на несложные формы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и гимнастические упражнения с различными предметами, причем для этого широко используются подвижные игры. В младшем школьном возрасте, продолжая pa6oty по совершенствованию естественных движений и соответственно усложняя гимнастические упражнения, фиксируют внимание на обучении детей ходьбе на лыжах, бегу на коньках, плаванию, вводят такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, акробатика. В среднем школьном возрасте повышается роль скоростно-силовых упражнений, снимаются ограничения в выборе спортивной специализации, разумеется, с учетом возрастных нормативов. В старшем школьном возрасте широко используются упражнения в развитии силы и выносливости. Возрастные особенности жизненного развития детей и подростков строго учтены при введении нового комплекса ГТО (1972 г.). Действовавший до этого физкультурный комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне») был рассчитан на подростков 14—15 лет. Три первые ступени нового комплекса предназначены для школьников от III до X класса (10—18 лет) (1). Основными задачами первой ступени — «Смелые и ловкие» — являются воспитание у детей в возрасте от 10 до 13 лет сознательного отношения к занятиям физической культурой, формирование с ранних лет основных физических качеств и развитие таких умений, как бег, прыжки, метание (теннисного мяча), плавание, ходьба на лыжах (в бесснежных районах — езда на велосипеде, или кросс), подтягивание на перекладине. Кроме того, дети должны выполнить по выбору ряд упражнений в соответствии с установленными нормами (преодоление полосы препятствий, гимнастическое многоборье, туристский поход, стрельба, бег на коньках и участие в соревнованиях по спортивным играм). Задачами второй ступени — «Спортивная смена», — предназначенной для подростков 14—15 лет, является последовательное повышение уровня физической подготовленности школьников и вооружение их прикладными двигательными навыками на более высоком уровне, чем предусмотрено комплексом первой ступени. Третья ступень комплекса ГТО — «Сила и мужество» — рассчитана на старшеклассников. Ее задача — совершенствование физической подготовленности юношей и девушек 16—18 лет для последующего включения в трудовую деятельность, а юношей — к службе в Советской Армии. Соответственно с возросшими воз-
----------------------------------------------------------------------------------
1. Новый комплекс ГТО состоит из пяти ступеней и имеет в виду охват населения в возрасте от 10 до 60 лет (для женщин — 55 лет).
----------------------------------------------------------------------------------
растными возможностями старшеклассников значительно повышены и требования к нормативам. Физическое воспитание находится в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим и трудовым воспитанием, являясь, таким образом, необходимым звеном воспитания всесторонне развитой личности. На формирование морального облика строителя коммунизма занятия физической культурой и спортом влияют по линии воспитания коллективизма, дисциплинированности, организованности, общественной ответственности, а участие в выполнении нормативов ГТО, беседы и просмотр кинорепортажей и телевизионных передач о международных соревнованиях и олимпийских играх имеют большое значение в воспитании чувства советского патриотизма. Связь физического воспитания с умственным проявляется в повышении работоспособности в результате занятий физкультурой и спортом, создании благоприятных условий для умственной деятельности, в развитии внимания, памяти, в обострении восприятия, наблюдательности. Физкультурные праздники, парады, массовые гимнастические выступления, художественная гимнастика и фигурное катание на коньках развивают эстетические чувства, создают высокое эстетическое наслаждение. В то же время в результате физических упражнений тело человека развивается, приобретает красивую осанку, движения становятся ловкими. Тесно взаимосвязаны физическое и трудовое воспитание. Развиваемые в процессе занятий физкультурой и спортом здоровье, сила, выносливость, ловкость и другие качества совершенно необходимы в трудовой деятельности. В свою очередь, правильно организованное трудовое обучение способствует физическому развитию детей и подростков, однако отнюдь не заменяя специальных физических упражнений. Необходимо сочетание физического труда и занятий физкультурой.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловливаются цели и задачи воспитания? В чем состоит цель коммунистического воспитания?
2. Почему всестороннее развитие личности является одной из закономерностей коммунистического строительства?
3. Какое влияние оказывает научно-техническая революция на развитие общеобразовательной школы?
4. Какие задачи решаются в процессе умственного воспитания? Почему умственное развитие находится в тесной связи с овладением знаниями учащимися?
5. Из чего складывается нравственное воспитание в советской школе?
6. Почему нравственное воспитание детей и подростков в период их школьного обучения имеет решающее значение для формирования морального облика строителя коммунизма? 7. Какое воспитательное значение имеет соединение обучения с жизнью, с участием школьников в строительстве коммунизма? 8. Какие задачи призваны решать школьные комсомольская и пионерская организации в нравственном воспитании учащихся, и каковы пути решения этих задач? 9. Какие задачи решает общеобразовательная школа, осуществляя трудовое воспитание детей и подростков? 10. В чем сущность политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ?
11. Почему связь обучения с производительным трудом является важным средством воспитания всесторонне развитой личности?
12. Какие задачи стоят перед школой в области эстетического воспитания? 13. Что следует понимать под системой физического воспитания? 14. В чем состоят взаимосвязи между физическим, эстетическим и нравственным воспитанием в общеобразовательной школе?
Литература для углубленного изучения темы
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1973, с. 96—97, 107—108, 116—125, 129—132.
Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 82—91, 198, 203, 205—207, 277—279.
Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 16, с. 197—199.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи).—Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 41, с. 298—318. Ленин В. И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. — Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 42, с. 228—230. Крупская Н. К. Методические заметки. — Пед. соч. в 10-ти т. Т. 3. М., 1959, с. 552—560. Крупская Н. К. Заметки о коммунистическом воспитании.— Пед. соч. в 10-ти т. Т. 3. М., 1959, с. 732—738. Крупская Н. К. Программа политехнической школы и производственное обучение в ФЗС. — Пед. соч. в 10-ти т. Т. 4. М., 1959, с. 465—491. Крупская Н. К. Школа жизни. — Пед. соч. в 10-ти т. Т. 5. М., 1959, с. 375—389. Макаренко А. С. Цель воспитания. — Соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1958, с. 345—357. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969, гл. IV.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.