Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Трудовая политехническая подготовка


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Важнейшей задачей коммунистического воспитания, воспитания всесторонне развитой личности строителя коммунизма является психологическая и практическая подготовка молодежи к общественному труду. «Труд на благо общества, — говорится в Программе КПСС, — священная обязанность каждого человека... Каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества... В коммунистическом обществе человек не может не трудиться. Этого не дозволят ни его сознание, ни общественное мнение» (1).
Подготовка подрастающего поколения к труду складывается из трех этапов.
Первый этап — это допрофессиональная подготовка, осуществляемая общеобразовательной школой, обеспечивающей общее и политехническое образование детей и подростков, в процессе которого они знакомятся в теории и на практике с естественно-научными, научно-техническими и организационно-экономическими основами современного производства, а также происходит выбор ими своей будущей профессии.
Второй этап характеризуется получением юношами и девушками профессиональной подготовки либо в специальном учебном заведении (в профессионально-технических училищах, техникумах и средних специальных училищах, в высших учебных заведениях, на краткосрочных курсах), либо непосредственно на производстве путем ученичества.
Третий этап включает последующее совершенствование профессиональных знаний и умений, разные формы повышения квалификации лиц, уже работающих в сфере материального производства или обслуживающего труда.
Еще в недалеком прошлом, когда рабочие профессии носили характер ремесел, включая преимущественно ручной труд, вопрос о допрофессиональной подготовке не возникал или, во всяком случае, остро не стоял. В последнее время в связи с изменениями характера трудовой деятельности по пути сближения физического труда с умственным, когда многие рабочие профессии благодаря внедрению в производство индустриальных методов и развитию технических наук сближаются с инженерно-технической деятельностью, значение первого этапа подготовки к труду всего подрастающего поколения неуклонно возрастает. Именно это обстоятельство явилось одной из основных предпосылок постановки задачи завершения перехода во всей стране ко всеобщему среднему образованию молодежи.
Вместе с тем жизненно необходимым в современных условиях является обеспечение политехнической подготовки учащихся общеобразовательной школы. Рассматривая выше вопросы развития педагогической мысли, мы указывали на открытую К. Марксом необходимость обеспечивать политехническое обучение в воспитании всесторонне развитой личности, т. е. такое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» (2).
---------------------------------------------------------------------------------------
1. Программа КПСС. М., 1973, с. 118—119.
2. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т, 16, с, 198.
---------------------------------------------------------------------------------------
Непрерывно развивающаяся техника и технология все в большей и большей степени обусловливает изменение характера труда. Открытый Марксом закон перемены труда приобретает всеобщий характер. В этих условиях политехническое образование имеет решающее значение для психологической подготовки молодежи к труду, для выбора выпускниками школ профессии и полноценного овладения ею, а затем для постоянного совершенствования в той или иной области труда в связи с непрерывным развитием техники и технологии.
При этом нельзя не учитывать большое значение политехнического образования для формирования научного мировоззрения школьников, повышения уровня общего образования, развития у них научных и технических интересов, вооружения умениями применять теоретические знания на практике.
Следовательно, политехническое обучение является неотъемлемой частью системы коммунистического воспитания, причем не только в общеобразовательной школе, но все более и более проникая в специальные профессиональные учебные заведения, а также в работу по подготовке и переподготовке кадров на предприятиях.
Важнейшей составной частью политехнической подготовки учащихся является изучение ими общеобразовательных дисциплин, программы которых включают не только рассмотрение естественнонаучных основ современного производства, но и данные о главных отраслях промышленности и сельского хозяйства, об основных областях техники, об устройстве и принципах действия ряда машин и механизмов. Однако для обеспечения политехнического образования недостаточно вносить в содержание школьных предметов вопросы техники. Крайне важно при рассмотрении вопросов, прямо или косвенно связанных с техникой, фиксировать внимание учащихся на общности в проявлении и использовании в технике и технологии тех или иных естественных законов, обучать учащихся умению видеть в них научную основу определенных технических явлений, а в производственных объектах — выявлять их научно-техническую сущность.
Вместе с тем в решении задачи политехнической подготовки нельзя ограничиваться изучением общеобразовательных дисциплин. Во-первых, вооружение учащихся знанием основных технологических процессов и соответствующих технических устройств не может быть достаточно полным в процессе изучения общеобразовательных предметов. Рассмотрение технических явлений имеет свою логику, отличную от изучения общеобразовательных предметов. Во-вторых, существенной частью политехнической подготовки учащихся является обучение их трудовым умениям и навыкам, являющимся наиболее общими для ряда производств. Эти обстоятельства, в частности, обусловили включение в учебный план общеобразовательной школы особого учебного предмета — трудовое обучение.
В младших классах учащиеся на уроках труда изучают основные свойства бумаги, картона, ткани, пластилина и некоторых других материалов и овладевают приемами их обработки с использованием орудий ручного труда, выполняют опытническую работу по выращиванию комнатных, садовых и огородных растений, наблюдают за жизнью домашних животных. На уроках чтения, путем бесед и на экскурсиях они знакомятся с производительным трудом на отдельных предприятиях. Большое внимание уделяется развитию у детей технического мышления, воспитанию интереса и любви к труду, творческих способностей.
Программами по трудовому обучению в IV—VIII классах предусматривается последовательное вооружение учащихся систематическими трудовыми политехническими знаниями и умениями. Занятия проводятся в школьных мастерских и на пришкольном участке, а также по домоводству. В учебных мастерских подростки обучаются приемам обработки древесины и металла, знакомятся с материалами, с работой механизированными инструментами и обработкой различных материалов на станках, с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем, выполняют электромонтажные работы, занимаются конструированием и техническим моделированием. Трудовое обучение в учебных мастерских строится на основе изготовления школьниками общественно полезных предметов. В летнее время учащиеся принимают участие в массовых видах сельскохозяйственных работ в колхозах и совхозах.
Для мальчиков и девочек, а также для городских и сельских школ программы трудового обучения несколько различаются. Девочки значительную часть времени изучают вопросы домоводства. В сельских школах учащиеся изучают доступные им сельскохозяйственные машины и орудия, выполняют работу по растениеводству и животноводству.
Такая организация трудового обучения позволяет успешно воспитывать у детей и подростков правильное отношение к труду: трудолюбие, потребность трудиться на общую пользу.
В старших классах трудовое обучение в большинстве случаев протекает в форме трудовых политехнических практикумов; в сельских школах, как правило, на базе сельскохозяйственного производства, в городских — на базе школьных или межшкольных мастерских, учебных цехов предприятий, учебных (школьных) или заводских лабораторий. При выборе практикумов школы стремятся обеспечить их связь, с одной стороны, с предметами естественно-математического цикла, а с другой — с ведущими отраслями производства, прежде всего ближайшего окружения. Учитывается, разумеется, и доступность вводимого практикума для изучения учащимися.
Наиболее распространены практикумы по металлообработке, электротехнике, радиоэлектронике, прикладной математике, прикладной химии, агрохимии, по изучению автомобиля и трактора, черчению, различным отраслям сельского хозяйства. В ряде случаев в школах дополнительно к практикумам организуются факультативные занятия для учащихся, желающих получить более углубленную подготовку по избранному направлению, а при наличии соответствующих условий в школах проводится и производственное обучение.
Следовательно, проводимое в общеобразовательных средних школах трудовое обучение обеспечивает политехническую теоретическую и практическую трудовую подготовку молодежи, способствующую овладению затем любой профессией.
Трудовое обучение содействует также формированию у учащихся общей культуры труда, трудолюбия, воспитанию коммунистического отношения к труду. Здесь прежде всего реализуется идея соединения обучения с производительным трудом школьников, что является принципиальной основой коммунистического воспитания, решающим условием и средством воспитания всесторонне развитых людей.
Маркс, Энгельс и Ленин, как выше отмечалось, подчеркивали огромное воспитательное значение соединения обучения детей и подростков с производительным трудом в социалистическом обществе. Они гениально предвидели, что в высокомеханизированном производстве экономически детский труд становится все менее и менее необходимым, но тем более возрастает его значение в период школьного обучения как ни с чем не сравнимого фактора воспитания всесторонне развитых членов социалистического общества.
Но чтобы труд служил воспитывающим средством, он должен, во-первых, носить общественно полезный характер, осознаваться учащимися как общественно значимая деятельность, требовать проявления определенных усилий, а не превращаться в игру или развлечение. Во-вторых, крайне важно интеллектуальное богатство труда, обеспечение логической связи трудовой деятельности с образовательной работой школы. Иначе говоря, труд учащихся должен быть включен в единую воспитательно-образовательную систему школы.
«...Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы... Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» (1), — подчеркивал А. С. Макаренко.
------------------------------------------------------------------------------
1. Макаренко А. С, Методы воспитания. — Соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1958, с. 116.
------------------------------------------------------------------------------
Хорошо зарекомендовала себя такая форма организации производительного труда сельских школьников, как ученические сельскохозяйственные бригады, обладающие большими воспитательно-образовательными возможностями и оказывающие значительную практическую трудовую помощь сельскому хозяйству.
Чрезвычайно эффективны в решении проблемы вовлечения детей и подростков в производительный труд многие виды внеклассной воспитательной работы (работа технических кружков, кружков юных натуралистов, трудовой пионерский десант, ученические ремонтные бригады, строительные отряды, комсомольские и пионерские летние трудовые оздоровительные лагеря).
Большое место в трудовом воспитании занимают внешкольные детские учреждения: Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции, станции юных натуралистов, детские железные дороги, детские пароходства. Интересен опыт московского завода «Чайка». В трех его цехах (радиотехническом, электромеханическом и швейном), оснащенных современным оборудованием, работает около 3 тысяч учащихся VII—X классов ряда школ по 3—4 часа в неделю (в зависимости от класса), а кроме того, 1—2 часа отводятся на теоретические занятия.
Важнейшей задачей допрофессиональной трудовой политехнической подготовки является выбор подростками профессии — своего жизненного пути. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. подчеркнута необходимость: «Усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах» (1).
Осуществление в стране всеобщего среднего образования требует, чтобы окончившие VIII класс продолжали обучение. Перед каждым восьмиклассником, естественно, встает вопрос, куда пойти учиться: продолжать ли обучение в старших классах общеобразовательной школы, поступить ли в среднее специальное учебное заведение или в профессионально-техническое училище, пойти на работу и продолжать образование без отрыва от производства. Школа должна помочь подросткам принять правильное решение с учетом их интересов и склонностей. Причем ошибочно стремиться к максимальному оставлению их в общеобразовательной школе для продолжения учебы в IX классе, ориентируя на последующее поступление в вузы. Разумеется, стремление молодежи получить высшее образование само по себе явление положительное. Однако совершенно необходимо иметь в виду изменение социальной функции средней школы в связи с повышением требований к образовательному уровню рабочих по большинству профессий. Пропагандируя среди учащих-
-------------------------------------------------------------------------------
1. Материалы XXIV съезда КПСС, М, 1971, с. 277.
-------------------------------------------------------------------------------
ся те или иные рабочие профессии, имея прежде всего в виду потребности в кадрах ближайшего производственного окружения, нельзя их противопоставлять профессиям высшей квалификации.
Профориентационная работа в советской школе носит воспитательный характер, преследуя прежде всего задачу психологической подготовки молодежи, в том числе и выпускников школ, к труду в соответствии с общественной потребностью в тех или иных специалистах и личными склонностями, способностями и интересами каждого юноши и девушки. Вопрос «кем быть?» теснейшим образом связан с вопросом «каким быть?». Профессиональная ориентация школьников включается в систему воспитательно-образовательной работы школы, направленной на формирование личности строителя коммунизма.
Большое значение придается проведению профориентационной работы в процессе изучения основ наук. Учителя стремятся в процессе изучения программного материала фиксировать внимание учащихся на наиболее распространенных профессиях и потребностях в кадрах для местной промышленности и сельского хозяйства, показывают перспективы развития народного хозяйства в районе.
Большая работа по профориентации проводится в процессе трудового обучения: профессиональные интересы учащихся изучаются и развиваются в процессе трудовой деятельности, школьники знакомятся с профессиями и специальностями в связи с изучаемой на уроках техникой и технологией, во время производственных экскурсий на промышленные предприятия и сельское хозяйство.
Трудно переоценить значение и место общественно полезного труда учащихся в решении задач профессиональной ориентации. Организованная совместно с базовым предприятием (завод, фабрика, совхоз, колхоз) общественно полезная работа позволяет широко ознакомить школьников с жизнью предприятия, с людьми различных профессий, дает им возможность попробовать свои силы путем участия в производственном процессе.
Широко используются в школах для профессиональной ориентации различные формы и виды внеклассной работы: встреча учащихся с представителями различных профессий и профессиональных учебных заведений, экскурсии, лекции и беседы, просмотр и обсуждение кинофильмов и театральных постановок, читательские конференции и диспуты, кружковая работы и многое другое.
Велика роль классного руководителя в работе по профориентации. Он призван своевременно выявить складывающиеся у детей и подростков отношение к труду, профессиональные интересы и склонности и принять меры к формированию у них психологической готовности к участию в общественном труде, развивать направленность на овладение определенными профессиями. В этой работе классный руководитель широко опирается на комсомольскую, а в средних классах — на пионерскую организации, а также привлекает родителей учащихся и широкие круги общественности к профориентационной работе.
Собственно, ни одно звено в школе не может стоять в стороне от решения этой важнейшей учебно-воспитательной задачи: школьные врачи проводят с учащимися консультации и беседы по медицинским проблемам выбора профессии, библиотеки подбирают литературу в помощь школьникам при выборе профессии, изучают читательские интересы в целях профориентации, организуют выставки книг о профессиях.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +