Важнейшей задачей коммунистического воспитания, воспитания всесторонне развитой личности строителя коммунизма является психологическая и практическая подготовка молодежи к общественному труду. «Труд на благо общества, — говорится в Программе КПСС, — священная обязанность каждого человека... Каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества... В коммунистическом обществе человек не может не трудиться. Этого не дозволят ни его сознание, ни общественное мнение» (1). Подготовка подрастающего поколения к труду складывается из трех этапов. Первый этап — это допрофессиональная подготовка, осуществляемая общеобразовательной школой, обеспечивающей общее и политехническое образование детей и подростков, в процессе которого они знакомятся в теории и на практике с естественно-научными, научно-техническими и организационно-экономическими основами современного производства, а также происходит выбор ими своей будущей профессии.
Второй этап характеризуется получением юношами и девушками профессиональной подготовки либо в специальном учебном заведении (в профессионально-технических училищах, техникумах и средних специальных училищах, в высших учебных заведениях, на краткосрочных курсах), либо непосредственно на производстве путем ученичества. Третий этап включает последующее совершенствование профессиональных знаний и умений, разные формы повышения квалификации лиц, уже работающих в сфере материального производства или обслуживающего труда. Еще в недалеком прошлом, когда рабочие профессии носили характер ремесел, включая преимущественно ручной труд, вопрос о допрофессиональной подготовке не возникал или, во всяком случае, остро не стоял. В последнее время в связи с изменениями характера трудовой деятельности по пути сближения физического труда с умственным, когда многие рабочие профессии благодаря внедрению в производство индустриальных методов и развитию технических наук сближаются с инженерно-технической деятельностью, значение первого этапа подготовки к труду всего подрастающего поколения неуклонно возрастает. Именно это обстоятельство явилось одной из основных предпосылок постановки задачи завершения перехода во всей стране ко всеобщему среднему образованию молодежи. Вместе с тем жизненно необходимым в современных условиях является обеспечение политехнической подготовки учащихся общеобразовательной школы. Рассматривая выше вопросы развития педагогической мысли, мы указывали на открытую К. Марксом необходимость обеспечивать политехническое обучение в воспитании всесторонне развитой личности, т. е. такое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» (2).
---------------------------------------------------------------------------------------
1. Программа КПСС. М., 1973, с. 118—119.
2. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т, 16, с, 198.
---------------------------------------------------------------------------------------
Непрерывно развивающаяся техника и технология все в большей и большей степени обусловливает изменение характера труда. Открытый Марксом закон перемены труда приобретает всеобщий характер. В этих условиях политехническое образование имеет решающее значение для психологической подготовки молодежи к труду, для выбора выпускниками школ профессии и полноценного овладения ею, а затем для постоянного совершенствования в той или иной области труда в связи с непрерывным развитием техники и технологии. При этом нельзя не учитывать большое значение политехнического образования для формирования научного мировоззрения школьников, повышения уровня общего образования, развития у них научных и технических интересов, вооружения умениями применять теоретические знания на практике. Следовательно, политехническое обучение является неотъемлемой частью системы коммунистического воспитания, причем не только в общеобразовательной школе, но все более и более проникая в специальные профессиональные учебные заведения, а также в работу по подготовке и переподготовке кадров на предприятиях. Важнейшей составной частью политехнической подготовки учащихся является изучение ими общеобразовательных дисциплин, программы которых включают не только рассмотрение естественнонаучных основ современного производства, но и данные о главных отраслях промышленности и сельского хозяйства, об основных областях техники, об устройстве и принципах действия ряда машин и механизмов. Однако для обеспечения политехнического образования недостаточно вносить в содержание школьных предметов вопросы техники. Крайне важно при рассмотрении вопросов, прямо или косвенно связанных с техникой, фиксировать внимание учащихся на общности в проявлении и использовании в технике и технологии тех или иных естественных законов, обучать учащихся умению видеть в них научную основу определенных технических явлений, а в производственных объектах — выявлять их научно-техническую сущность.
Вместе с тем в решении задачи политехнической подготовки нельзя ограничиваться изучением общеобразовательных дисциплин. Во-первых, вооружение учащихся знанием основных технологических процессов и соответствующих технических устройств не может быть достаточно полным в процессе изучения общеобразовательных предметов. Рассмотрение технических явлений имеет свою логику, отличную от изучения общеобразовательных предметов. Во-вторых, существенной частью политехнической подготовки учащихся является обучение их трудовым умениям и навыкам, являющимся наиболее общими для ряда производств. Эти обстоятельства, в частности, обусловили включение в учебный план общеобразовательной школы особого учебного предмета — трудовое обучение. В младших классах учащиеся на уроках труда изучают основные свойства бумаги, картона, ткани, пластилина и некоторых других материалов и овладевают приемами их обработки с использованием орудий ручного труда, выполняют опытническую работу по выращиванию комнатных, садовых и огородных растений, наблюдают за жизнью домашних животных. На уроках чтения, путем бесед и на экскурсиях они знакомятся с производительным трудом на отдельных предприятиях. Большое внимание уделяется развитию у детей технического мышления, воспитанию интереса и любви к труду, творческих способностей.
Программами по трудовому обучению в IV—VIII классах предусматривается последовательное вооружение учащихся систематическими трудовыми политехническими знаниями и умениями. Занятия проводятся в школьных мастерских и на пришкольном участке, а также по домоводству. В учебных мастерских подростки обучаются приемам обработки древесины и металла, знакомятся с материалами, с работой механизированными инструментами и обработкой различных материалов на станках, с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем, выполняют электромонтажные работы, занимаются конструированием и техническим моделированием. Трудовое обучение в учебных мастерских строится на основе изготовления школьниками общественно полезных предметов. В летнее время учащиеся принимают участие в массовых видах сельскохозяйственных работ в колхозах и совхозах. Для мальчиков и девочек, а также для городских и сельских школ программы трудового обучения несколько различаются. Девочки значительную часть времени изучают вопросы домоводства. В сельских школах учащиеся изучают доступные им сельскохозяйственные машины и орудия, выполняют работу по растениеводству и животноводству. Такая организация трудового обучения позволяет успешно воспитывать у детей и подростков правильное отношение к труду: трудолюбие, потребность трудиться на общую пользу. В старших классах трудовое обучение в большинстве случаев протекает в форме трудовых политехнических практикумов; в сельских школах, как правило, на базе сельскохозяйственного производства, в городских — на базе школьных или межшкольных мастерских, учебных цехов предприятий, учебных (школьных) или заводских лабораторий. При выборе практикумов школы стремятся обеспечить их связь, с одной стороны, с предметами естественно-математического цикла, а с другой — с ведущими отраслями производства, прежде всего ближайшего
окружения. Учитывается, разумеется, и доступность вводимого практикума для изучения учащимися. Наиболее распространены практикумы по металлообработке, электротехнике, радиоэлектронике, прикладной математике, прикладной химии, агрохимии, по изучению автомобиля и трактора, черчению, различным отраслям сельского хозяйства. В ряде случаев в школах дополнительно к практикумам организуются факультативные занятия для учащихся, желающих получить более углубленную подготовку по избранному направлению, а при наличии соответствующих условий в школах проводится и производственное обучение. Следовательно, проводимое в общеобразовательных средних школах трудовое обучение обеспечивает политехническую теоретическую и практическую трудовую подготовку молодежи, способствующую овладению затем любой профессией. Трудовое обучение содействует также формированию у учащихся общей культуры труда, трудолюбия, воспитанию коммунистического отношения к труду. Здесь прежде всего реализуется идея соединения обучения с производительным трудом школьников, что является принципиальной основой коммунистического воспитания, решающим условием и средством воспитания всесторонне развитых людей. Маркс, Энгельс и Ленин, как выше отмечалось, подчеркивали огромное воспитательное значение соединения обучения детей и подростков с производительным трудом в социалистическом обществе. Они гениально предвидели, что в высокомеханизированном производстве экономически детский труд становится все менее и менее необходимым, но тем более возрастает его значение в период школьного обучения как ни с чем не сравнимого фактора воспитания всесторонне развитых членов социалистического общества. Но чтобы труд служил воспитывающим средством, он должен, во-первых, носить общественно полезный характер, осознаваться учащимися как общественно значимая деятельность, требовать проявления определенных усилий, а не превращаться в игру или развлечение. Во-вторых, крайне важно интеллектуальное богатство труда, обеспечение логической связи трудовой деятельности с образовательной работой школы. Иначе говоря, труд учащихся должен быть включен в единую воспитательно-образовательную систему школы. «...Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы... Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» (1), — подчеркивал А. С. Макаренко.
------------------------------------------------------------------------------
1. Макаренко А. С, Методы воспитания. — Соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1958, с. 116.
------------------------------------------------------------------------------
Хорошо зарекомендовала себя такая форма организации производительного труда сельских школьников, как ученические сельскохозяйственные бригады, обладающие большими воспитательно-образовательными возможностями и оказывающие значительную практическую трудовую помощь сельскому хозяйству. Чрезвычайно эффективны в решении проблемы вовлечения детей и подростков в производительный труд многие виды внеклассной воспитательной работы (работа технических кружков, кружков юных натуралистов, трудовой пионерский десант, ученические ремонтные бригады, строительные отряды, комсомольские и пионерские летние трудовые оздоровительные лагеря).
Большое место в трудовом воспитании занимают внешкольные детские учреждения: Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции, станции юных натуралистов, детские железные дороги, детские пароходства. Интересен опыт московского завода «Чайка». В трех его цехах (радиотехническом, электромеханическом и швейном), оснащенных современным оборудованием, работает около 3 тысяч учащихся VII—X классов ряда школ по 3—4 часа в неделю (в зависимости от класса), а кроме того, 1—2 часа отводятся на теоретические занятия.
Важнейшей задачей допрофессиональной трудовой политехнической подготовки является выбор подростками профессии — своего жизненного пути. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. подчеркнута необходимость: «Усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах» (1). Осуществление в стране всеобщего среднего образования требует, чтобы окончившие VIII класс продолжали обучение. Перед каждым восьмиклассником, естественно, встает вопрос, куда пойти учиться: продолжать ли обучение в старших классах общеобразовательной школы, поступить ли в среднее специальное учебное заведение или в профессионально-техническое училище, пойти на работу и продолжать образование без отрыва от производства. Школа должна помочь подросткам принять правильное решение с учетом их интересов и склонностей. Причем ошибочно стремиться к максимальному оставлению их в общеобразовательной школе для продолжения учебы в IX классе, ориентируя на последующее поступление в вузы. Разумеется, стремление молодежи получить высшее образование само по себе явление положительное. Однако совершенно необходимо иметь в виду изменение социальной функции средней школы в связи с повышением требований к образовательному уровню рабочих по большинству профессий. Пропагандируя среди учащих-
-------------------------------------------------------------------------------
1. Материалы XXIV съезда КПСС, М, 1971, с. 277.
-------------------------------------------------------------------------------
ся те или иные рабочие профессии, имея прежде всего в виду потребности в кадрах ближайшего производственного окружения, нельзя их противопоставлять профессиям высшей квалификации. Профориентационная работа в советской школе носит воспитательный характер, преследуя прежде всего задачу психологической подготовки молодежи, в том числе и выпускников школ, к труду в соответствии с общественной потребностью в тех или иных специалистах и личными склонностями, способностями и интересами каждого юноши и девушки. Вопрос «кем быть?» теснейшим образом связан с вопросом «каким быть?». Профессиональная ориентация школьников включается в систему воспитательно-образовательной работы школы, направленной на формирование личности строителя коммунизма. Большое значение придается проведению профориентационной работы в процессе изучения основ наук. Учителя стремятся в процессе изучения программного материала фиксировать внимание учащихся на наиболее распространенных профессиях и потребностях в кадрах для местной промышленности и сельского хозяйства, показывают перспективы развития народного хозяйства в районе. Большая работа по профориентации проводится в процессе трудового обучения: профессиональные интересы учащихся изучаются и развиваются в процессе трудовой деятельности, школьники знакомятся с профессиями и специальностями в связи с изучаемой на уроках техникой и технологией, во время производственных экскурсий на промышленные предприятия и сельское хозяйство. Трудно переоценить значение и место общественно полезного труда учащихся в решении задач профессиональной ориентации. Организованная совместно с базовым предприятием (завод, фабрика, совхоз, колхоз) общественно полезная работа позволяет широко ознакомить школьников с жизнью предприятия, с людьми различных профессий, дает им возможность попробовать свои силы путем участия в производственном процессе. Широко используются в школах для профессиональной ориентации различные формы и виды внеклассной работы: встреча учащихся с представителями различных профессий и профессиональных учебных заведений, экскурсии, лекции и беседы, просмотр и обсуждение кинофильмов и театральных постановок, читательские конференции и диспуты, кружковая работы и многое другое. Велика роль классного руководителя в работе по профориентации. Он призван своевременно выявить складывающиеся у детей и подростков отношение к труду, профессиональные интересы и склонности и принять меры к формированию у них психологической готовности к участию в общественном труде, развивать направленность на овладение определенными профессиями. В этой работе классный руководитель широко опирается на комсомольскую, а в средних классах — на пионерскую организации, а также привлекает родителей учащихся и широкие круги общественности к профориентационной работе. Собственно, ни одно звено в школе не может стоять в стороне от решения этой важнейшей учебно-воспитательной задачи: школьные врачи проводят с учащимися консультации и беседы по медицинским проблемам выбора профессии, библиотеки подбирают литературу в помощь школьникам при выборе профессии, изучают читательские интересы в целях профориентации, организуют выставки книг о профессиях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.