Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Нравственное развитие


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Мораль — это совокупность норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей во всех сферах общественной жизни. В отличие от норм права, также регулирующих отношения между людьми, но соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения, нравственные нормы опираются на силу общественного мнения, на убеждения, на силу традиций, привычек.
Появилась мораль на заре человечества и затем развивалась и изменялась вместе с развитием человеческого общества. В классово-антагонистическом обществе мораль стала охранять интересы господствующих классов; эксплуатируемые классы, вступая в борьбу с эксплуататорами, вырабатывали свою мораль. Никакой внеклассовой морали, которая в равной мере отражала бы интересы и эксплуататоров и эксплуатируемых, нет и не может быть, поскольку их интересы непримиримы.
Коммунистическая мораль — это совокупность норм и правил поведения строителей коммунизма и будущих членов коммунистического общества. «Отвергая классовую мораль эксплуататоров,— говорится в Программе КПСС, — коммунисты противопоставляют извращенным эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль — самую справедливую и благородную мораль, выражающую интересы и идеалы всего трудящегося человечества» (1). В основе коммунистической нравственности, подчеркнул В. И. Ленин в речи на III съезде комсомола, лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.
Принципы коммунистической морали, отражающие достигнутое в нравственном развитии советских людей и то, чем еще предстоит овладеть членам нашего общества в процессе строительства коммунизма, нашли свое место в Программе КПСС, принятой на XXII съезде Коммунистической партии. Прежде
-----------------------------------------------------------------------------
1. Программа КПСС, М., 1973, с. 119.
----------------------------------------------------------------------------
всего, это преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма, дружба и братство всех народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. Это добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. Это осознание общественного долга, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, взаимное уважение между людьми, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. В своей совокупности эти нравственные принципы образуют моральный кодекс строителя коммунизма, который является и программой нравственного воспитания в нашем обществе (1).
Моральный облик человека включает все многообразие нравственных черт и качеств в их взаимосвязи и взаимопроникновении. В своей совокупности они определяют общую направленность личности, что в свою очередь влияет на развитие отдельных моральных черт. Поэтому ошибочно рассматривать нравственное воспитание детей как формирование у них суммы отдельных нравственных качеств. Нравственное воспитание — это целостный процесс, направленный на овладение подрастающим поколением правилами и нормами поведения в соответствии с принципами, сформулированными в Программе КПСС.
Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственные черты личности интенсивно развиваются и формируются в школьные годы. За это время дети и подростки в своем нравственном развитии проходят сложный путь, от простейших умений поведения и элементарных нравственных представлений до нравственных убеждений и прочных привычек нравственного поведения, основанных на глубоко осознанных этических понятиях и освещаемых высокими нравственными чувствами (преданности делу коммунизма, горячей любви к своему социалистическому Отечеству, пролетарского интернационализма, коллективизма, честности, социалистического гуманизма и др.).
Нравственное развитие ребенка и подростка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Собственно, здесь имеет место сложнейшее взаимопроникновение влияний всех развивающихся сторон личности. «Человек не воспитывается по частям.
-------------------------------------------------------------------------
1. См.: Программа КПСС. М., 1973, с. 119—120.
-------------------------------------------------------------------------
— писал А. С. Макаренко, — он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается» (1).
В процессе овладения знаниями у учащихся развивается сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают нравственные понятия. В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности: коммунистического отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности, коллективизма и т. д.
Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (в играх, учебе, труде, в быту), в тех разнообразных отношениях (порой очень сложно переплетенных между собой), в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми.
Тем не менее нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Воспитательная система — это совокупность взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке действий воспитателей (учителей, родителей) и воспитанников (учащихся). Причем воспитанник проявляет себя не только как объект, но и как субъект воспитания: большое значение в нравственном развитии имеет самовоспитание, т. е. сознательная, целеустремленная и самоуправляемая деятельность человека, направленная на приобретение или совершенствование положительных качеств своей личности и преодоление отрицательных.
Рассматривая систему нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний школы и семьи в решении определенных педагогических задач (например, воспитание у детей правильного отношения к учебе, дисциплинированности и др.), а внутри школы — единство действий всех учителей, преподающих в данном классе, классного руководителя, пионервожатого и т. д.
Во-вторых, воспитательная система предполагает педагоги-
-----------------------------------------------------------------------------
1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы). Соч. в 7-ми т., т. 5, М., 1958, с. 105.
-----------------------------------------------------------------------------
чески целесообразное чередование или совокупное использование различных методов и приемов нравственного воспитания, например беседы, в которой рассматриваются проявления патриотизма советскими людьми, просмотра соответствующего кинофильма, проведения встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, включения школьников в общественно полезный труд по уходу за братскими могилами погибших в годы Великой Отечественной войны, организации похода красных следопытов по местам героических боев шефствующей над школой воинской части.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей и подростков (например, воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма и воспитание принципиальности и нетерпимости к врагам коммунизма).
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. Дети дошкольного возраста и младшие школьники еще не способны осмыслить этические принципы, понять обоснование нравственных норм поведения. Здесь целесообразно идти по пути накопления детьми опыта нравственного поведения в различных видах деятельности; осознание сущности тех или иных моральных основ наступит несколько позже: ведь привычки в поведении детей возникают гораздо раньше, чем у них формируется мировоззрение.
Накопленный опыт нравственного поведения позволит детям глубоко осмыслить существующие нравственные понятия и образовать затем действенные этические убеждения. Поэтому особенно важно в раннем детстве настойчиво воспитывать такие нравственные черты личности, как правдивость, дисциплинированность, вежливость, трудолюбие, чувство долга, забота об общественной собственности.
В нравственном воспитании большое место занимает разъяснение детям принятых в обществе норм и правил общественного поведения, принципов коммунистической морали, причем воспитатели (учителя, родители, пионервожатые) стараются меньше сообщать школьникам нравственных понятий в «готовом виде», а побуждать их размышлять над этическими вопросами и самим приходить к соответствующим выводам. С этой целью наряду с рассмотрением тех или иных нравственных принципов в процессе учебных занятий (в логике проводимых уроков по литературе, истории, обществоведению и другим предметам) широко используется детская художественная литература для внеклассного чтения, проводятся беседы на этические темы, а в более старшем возрасте — диспуты, читательские конференции, обсуждение коллективно просмотренных кинофильмов и другие виды внеклассной работы.
Но для того чтобы этические понятия превращались во внутренние убеждения и становились руководящим началом в жизни юноши или девушки, они должны получить непосредственное проявление в их поведении. Стать воспитанным в нравственном отношении ребенок и подросток может, лишь овладев нравственным опытом в разных видах деятельности и отношений. «...Широко принятое у нас словесное воспитание, то есть бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения, — писал А. С. Макаренко в своей повести «ФД-1», — есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику — это то, что для нашего общества наиболее опасно». «Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики» (1).
Характерной чертой общественных отношений людей в стране победившего социализма и успешно строящей коммунизм является коллективизм. Коллективизм — это и типичная черта личности члена социалистического общества, источником развития которой являются социалистические общественные отношения. Большое место занимают вопросы воспитания коллективизма в трудах Н. К. Крупской. В сентябре 1932 г. в письме к А. М. Горькому она писала: «Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить, это условие необходимое, но недостаточное для строительства социализма. Расти люди должны и умом, и сердцем. И на базе этого индивидуального роста каждого в наших условиях сложится в конце концов какой-то новый по типу мощный социалистический коллектив, где «я» и «мы» будут сливаться в неразрывное целое. Вырасти такой коллектив сможет лишь на основе глубокого идейного сплочения и столь же глубокого эмоционального сближения, взаимопонимания» (2).
Основы коллективизма закладываются у детей в раннем возрасте в семье, где родители правильно понимают воспитательную роль семьи как небольшого социалистического коллектива и стремятся подготовить своих детей к активному участию в общественной жизни и труде. Дальнейшее развитие коллективизма протекает в детских коллективах, сначала в детском саду, а затем в школе. Но чтобы детский коллектив стал фактором воспитания, он должен сам быть объектом воспитания со стороны взрослых.
Начало разработки теоретических основ проблемы детского коллектива, его места в системе коммунистического воспитания, принципов организации и руководства принадлежит Н. К. Круп-
--------------------------------------------------------------------------------
1. «Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т. 2. М., 1957, с. 179, 178.
2. Крупская Н. К. Пед. соч. в 10-ти т., т. 11 (доп.). М., 1963, с. 451.
--------------------------------------------------------------------------------
ской. «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми, — писала она. — Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче» (1).
Каждый школьник одновременно входит в различные объединения: учебные (класс, школа), общественно-политические (пионерская и комсомольская организации), трудовые (ученические сельскохозяйственные бригады), создаваемые по интересам объединения «свободного общения» (спортивные, научные общества, кружки художественной самодеятельности). «Мы стараемся воспитать из наших ребят, — писала Н. К. Крупская,— всесторонне развитых, сильных телом и сознанием людей, но не индивидуалистов, а коллективистов, не противополагающих себя коллективу, а составляющих его силу, поднимающих значение коллектива на новую ступень... Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (2).
Но ребенок не только объект влияния коллектива. Он сам воздействует на коллектив. Задача воспитателя (директора школы, его заместителей, классных руководителей) состоит в том, чтобы тактично, не подавляя своим вмешательством активность и инициативу школьников и не навязывая им своего решения, направлять влияние детских коллективов на каждого входящего в них ребенка и подростка, имея в виду наиболее полное раскрытие ими своих способностей и талантов, их всестороннее развитие, и в частности формирование морального облика.
Неоценимый вклад в разработку проблемы организации детских коллективов и воспитания коллективизма внес А. С. Макаренко. Выступая на встрече с учителями Ленинграда 16 октября 1938г., А. С. Макаренко подчеркнул значение детского коллектива как фактора коммунистического воспитания. «До сих пор,— сказал он,— многими делаются только такие выводы, что с учеником нужно говорить о коллективе, воспитывать его в смысле политических представлений и идей. Но они будут правильно усвоены только тогда, когда и на практике вы будете следовать этим идеям и принципам. А для того чтобы наше политическое воспитание и на практике немедленно претворялось в жизнь наших учеников и учителей, нельзя обойтись без коллектива» (3).
Подлинное коммунистическое воспитание, утверждал В. А. Су-
----------------------------------------------------------------------------
1. Крупская Н, К. Общественное воспитание. — Пед, соч. в 10-ти т., т. 2. М., 1958, с, 133.
2. Крупская Н, К. Пионердвижение как педагогическая проблема.— Там ж е, т. 5. М., 1959, с. 205.
3. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.— Соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1958, с. 231.
----------------------------------------------------------------------------
хомлинский, это прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, т. е. о жизни во имя идеи, идеала. В своей практической работе (В. А. Сухомлинский был директором Павлышской средней школы на Украине) он отводил большое место вопросам организации и сплочения ученических коллективов, воспитания коллективизма у детей и подростков. «Воспитывая коллектив,— писал Сухомлинский, — надо видеть в нем каждого ребенка, с его неповторимым духовным миром, заботливо воспитывать каждого питомца. Воспитание личности — это процесс, тесно связанный с воспитанием коллектива» (1).
Одной из очень важных педагогических задач является согласование деятельности различных коллективов внутри школы и вместе с тем включение их в широкие общественные связи (идеологические, трудовые) за пределами своего учебного заведения, поскольку коллектив развивается и превращается в могучий воспитательный фактор в процессе целеустремленной деятельности, которая по своей природе является коллективной.
Решающее значение в сплочении коллективов учащихся и их использовании в системе коммунистического воспитания имеет хорошая работа комсомольской и пионерской организаций. «Комсомол, — подчеркивает Программа КПСС, — воспитывает молодежь в духе строгого соблюдения принципов и норм коммунистической морали. Своей работой в школе и в пионерской организации комсомол призван активно участвовать в формировании жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения» (2).
--------------------------------------------------------------------------------------
1. Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960, с. 5.
2. Программа КПСС. М., 1973, с. 108.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +