Воспитывая различные черты характера советского человека, нельзя забывать прежде всего о том, что ни одна из этих черт не воспитывается изолированно и на каком-то определенном году обучения. Основа каждой черты закладывается в раннем детстве и в дальнейшем идет лишь более глубокое раскрытие всех требований, которые наше общество предъявляет в конечном итоге взрослому человеку. Кроме того, нельзя забывать и о том, что каждая черта характера воспитывается не специальным методом, а всей суммой применяемых воспитательных средств.
Великий Ленин указывал, что основным качеством советских людей должна быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе. Одной из важнейших задач в воспитании коммунистического характера Макаренко считает воспитание внутренней нравственной силы человека, проявляющейся в умении сопротивляться вредным влияниям и преодолевать встречающиеся на пути трудности. Стойкость, которую человек проявляет, встречаясь с трудностями, а также стойкость в убеждениях воспитывается тем, что детей учат сопротивляться дурным влияниям и борьбе с ними. Прекрасна мысль у писателя А. Корнейчука, в которой учитель может найти отправные позиции для воспитания этих черт: «Если трудно, посмотри из будущего на сегодняшний день, тогда поймешь, почувствуешь. Тогда трудности - не трудности». Макаренко постоянно связывал жизнь своих воспитанников с светлым будущим Родины, с борьбой за это будущее. Не скрывал он и тех трудностей, которые предстояло преодолеть в этой борьбе, учил смотреть в глаза этим трудностям, внушая, что жизнь радует лишь тех, кто умеет их преодолевать.
И воспитанники Макаренко смело шли навстречу всему, что трудно. Их любимыми лозунгами были: «Чем труднее, тем лучше», «Не пищать!» Ими они выражали свое желание быть стойкими, не боящимися никаких препятствий. Они утверждали, что «человека нужно не лепить, а ковать, ковать - это значит хорошенько разогреть, а потом бить молотом. Не в прямом смысле, а создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек» (1). Цепь упражнений - это и есть воспитание привычки, и особенное значение оно имеет в воспитании таких качеств, как терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывкам, а давлением. Воспитывая эти качества, мы воспитываем в то же время волю, мужество и целеустремленность. Макаренко относил воспитание этих черт к проблемам самой первой значимости, связывая
------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 353.
------------------------------------------------------
все наши победы с нашей могучей волей, беззаветным мужеством, сознательным и настойчивым стремлением к цели. В воспитании коммунистической целеустремленности большую роль может сыграть «система перспективных линий». Она поможет учителю научить детей ставить большие жизненные и реальные цели и настойчиво, терпеливо и радостно добиваться их осуществления. В этом и будет залог правильного разрешения вопроса воспитания воли. Макаренко очень сожалел, что в воспитании воли, мужества нет сознательных, организующих и точных начинаний. Нельзя думать, что воспитать эти качества можно лишь рассказами о героизме наших людей. Рассказы о подвигах советских людей обязательно нужны, но одними рассказами можно воспитать циничных наблюдателей, для которых чужие подвиги будут только развлекательным моментом и которые сами не способны на героические поступки. «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе» (1), - писал Макаренко. И необходимо создать условия, при которых воспитанник может проявить свое мужество «в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости». Надо постоянно внушать воспитанникам, что большая воля - «это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить оебя отказаться от чего-то, когда это нужно» (2). Создавая условия для воспитания храбрости, прежде всего надо изжить в наших воспитанниках ложное понятие о храбрости, которую они зачастую видят лишь в лихачестве, в риске без цели и смысла. «Храбрый - это не тот мальчик, который не боится,- говорил Макаренко, - а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить» (3), и надо поставить воспитанника в такое положение, чтобы было что преодолевать. У Макаренко были организованы специальные сторожевые отряды, в которые входили старшие и младшие воспитанники. Такие отряды, меняясь через каждые 2 часа, охраняли ночью коммуну. Благодаря им возникала дружба старших воспитанников с младшими, а кроме того, испытывая некоторый страх, воспитанники привыкали его преодолевать, и это наполняло их верой в себя, в свои силы. Однажды Антон Семенович получил от своего прежнего воспитанника письмо, в котором он сообщал, что награжден орденом за то, что не дрогнул перед смертью. И он просто благодарит Антона Семеновича: «Спасибо вам за то, что научили нас не бояться смерти».
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 391.
2. Там же, т. 4, стр. 462.
3. Там же, т. 5, стр. 286.
-----------------------------------
С самого младшего возраста надо внушать детям мысль, которую внушал Аркадий Гайдар своему маленькому сыну: «Страшно. Но знаешь что, сын? Есть такое слово: стыдно. Стыдно - это хуже, чем страшно. А... бояться стыдно». Откинув ненужную и близорукую опеку над воспитанником, педагог обязан заботиться о воспитании смелости, учить детей преодолевать страх. В этом может помочь спецально организованная игра. Воспитание смелости у детей школьного возраста следует связывать с тем, что впереди у нас «не только победы, но и борьба». Воспитанники должны глубоко понимать, что «подвиг сделался необходимым признаком этической нормы советского гражданина, и мы встречаем каждый подвиг не только благодарной мыслью о герое, но и уверенностью, что всякий гражданин СССР не обнаружит малодушия, если наша ооветакая жизнь, если наша борьба с природой и врагами призовут его к подвигу» (1). И ставя перед воспитанниками трудные задачи, которые должны закалить их, надо стремиться, чтобы наша закалка не была бы персональной, личной тренировкой, а направлялась бы интересами коллектива. Необходимо добиваться, чтобы воспитанники получили настоящую идейную закалку на всю жизнь. Закаляя человека, воспитывая его твердость, мы создаем условия для воспитания чувства долга. Чувство долга иногда приходит в противоречие со случайными интересами детей, появляются слова «не хочу». Во всех подобных случаях надо высказывать самый решительный протест. Бели кто-либо из воспитанников в колонии просил перевести его на другую работу, ссылаясь на то, что порученная ему работа для него неинтересна, ему сурово отвечали: «Может, собрать оркестр?.. Может быть, для тебя и уборные убирать неинтересно?» В выполнении того, что неприятно, но нужно делать и проявляется высокое сознание чувства долга. И Макаренко требовал воспитания закаленного, крепкого человека, который мог делать и неприятную и скучную работу, если она вызвана интересами коллектива. «Коллектив требует от личности, - указывал он, - определенного взноса в общую трудовую жизненную копилку. Рабочий класс, великая советская страна собирает личности не по договору, не по найму, не по интересу. И коммунары к вопросам долга относятся просто и уверенно - это естественная позиция пролетария по отношению к своему классу» (2). Правильное воспитание чувства долга неизбежно приведёт к тому, что воспитанники будут сознавать, что и в своей школьной работе, в своем ученье, они выполняют функцию не только личную, но и общественную.
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 59.
2. Там же, т. 2, стр. 404.
------------------------------------
Макаренко говорил коммунарам: «кто не хочет учиться, значит, плохой советский гражданин, с такими нам не по дороге» (1).
В тесной связи с воспитанием чувства долга находится воспитание чувства ответственности. Это чувство воспитывается в коллективе с большим трудом, но когда оно воспитано, то творит чудеса.
Макаренко отмечал, что, наблюдая в некоторых детских учреждениях заботу о правильной организации работы коллектива, он не встречал заботы о точности и строгой ответственности. Точность в работе, неуклонный контроль воспитывают необходимое качество нового человека - чувство ответственности. И без ответственности не может быть настоящей работы. «Эта ответственность должна сливаться с единством ответственности всего коллектива. Если такого единства ответственности нет, если нет полной гармонии ответственных лиц, то может получиться игра, а не серьезное дело» (2). Воспитывается это чувство главным образом при помощи персональных поручений. Давая кому-нибудь поручение, необходимо требовать отчета в работе и не менее необходимо обеспечить ее проверку. Как ни трудно было порою Антону Семеновичу, он не упускал возможности выслушать отчет о любой работе, назначенной на данный день. Он рассказывает, что в коммуне для каждого случая, возникшего сегодня, назначался ответственный человек и ему в помощь - еще несколько товарищей. Даже в случае ссоры немедленно назначался товарищ, который должен был выяснить сущность дела, помирить спорщиков и отчитаться в поручении. Главной целью общих собраний также было воспитание чувства ответственности. Участвуя в составлении какого-либо решения, каждый присутствующий считал себя ответственным за него. В коллективах Макаренко чувство ответственности воспитывалось, конечно, и тем, что ни один проступок не оставался незамеченным и не отмеченным. Одно занесение в картотеку самого безобидного проступка воспитанника влекло за собою переживание ответственности. И вся система учета в целом играла огромное значение именно в воспитании этого чувства. Серьезная ответственность во многом является и сама воспитательным средством. Там, где это чувство воспитано, там разрешается проклятый наболевший вопрос: «не выдавать товарища», там исчезает «геройство». Никому в голову не придет обвинить человека, который просто и открыто выступает на собрании: «Такой-то - мой лучший друг. Тем не менее я заявляю протест в связи с его недостойным поведением». Это выступление не пахнет героизмом, воспитанник де-
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 3, стр. 240. 2. Там же, т. 5, стр. 210.
---------------------------------------
лает обычное дело - на общем собрании призывает к ответственности своего товарища. Такой разбор поступков самими воспитанниками будет указывать на правильную постановку в коллективе критики и самокритики. Смелая и открытая критика, помогающая человеку совершенствоваться, должна быть законом в жизни каждого детского коллектива. Трусом считаем мы того, кто боится критики, и, наоборот, мужественным и смелым того, кто прямо и открыто признает и свой ошибки и ошибки своих товарищей. В этом сказывается и способность человека ставить общие интересы выше личных. Самокритика воспитывает и бдительность. В некоторых детских учреждениях много говорят о необходимости быть бдительным, подразумевая лишь внешних врагов, но очень скромно ведут борьбу с позицией «моя хата с краю», с позицией, из-за которой не обнаруженными остаются серьезные проступки многих людей, наносящих вред стране. А если к тому же не осуждаются и такие черты, как эгоизм, собственнические наклонности, недобросовестное отношение к государственной собственности, то это уже прямо противоречит бдительности, затрудняет воспитание принципиальности и честности. В истории колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского много примеров мужественного раскрытия воспитанниками недостойного поведения своих товарищей. «Коммуна железного Феликса, - писал Макаренко, - умеет воспитывать в своих прекрасных дворцах, окруженных цветами, не только улыбку друга, не только хорошее теплое товарищеское слово, но и суровое слово большевика, железное требование и непоколебимую принципиальность» (1). Воспитание принципиальности неразрывно связано с воспитанием честности. Тот человек, который принципиален, тот и честен. Его слова не расходятся с делом, он сознает, что иначе будет лицемерие. Искренне и открыто относясь к людям, он идет прямой дорогой к поставленной перед собою цели, подчиняя ей все свои поступки. Коммунистическая честность глубоко отлична от добродетели, которая признана в буржуазном обществе, и от честности, которая начинается со слов «не хочу»: «не хочу чужого, не хочу лишнего, не хочу неправильного». «Наша честность, - писал Макаренко, - всегда должна быть активным требованием к себе и к другим: хочу и требую от себя и от других полного внимания к общим интересам, полного рабочего времени, полной способности отвечать за свое дело... хочу и требую наиболее совершенных, наиболее правильных действий» (2).
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 322.
2. Там же, стр. 409.
-----------------------------------
«Наша честность требует положительного единства между трудящимися, уважения к каждому трудящемуся, уважения к своему маленькому коллективу и к коллективу всего советского общества, уважения к трудящимся всех стран» (1). Привычка быть честным, правдивым и принципиальным воспитывалась всей организацией работы в колонии Макаренко. Торжественная обстановка приема рапорта, вера в то, что все сказанное - правда, создавали такое отношение к рапорту, что никто неправды не говорил и соврать мог только, по словам Макаренко, «последний негодяй». Дежурный не имел права ничего скрывать, так как, если он что-то скрыл, это значит - соврал. Таким образом, отпадал и вопрос - выдавать или не выдавать товарища. Уверенность, что в известном положении человек не может сказать неправду, делает то, что никто неправды не говорит. «Вот эта убежденность, что человек соврать не может, уже называется этикой» (2), - отмечает Макаренко. В воспитании честности у коммунаров огромное значение имело доверие к ним со стороны Антона Семеновича. В коммуне были запрещены замки. А когда ездили в поход, то чемодан, в котором Антон Семенович возил крупные суммы (до 50 тысяч), носили по очереди коммунары из 1-го комсомольского взвода, и, несмотря на то, что этот чемодан всегда был не заперт, ни одна трешка из него не пропадала. Одним из важных преступлений в коммуне считалось нарушение доверия. Доверие было первым правом воспитанника, который получал звание коммунара. «Твоему слову верят, поэтому ты соврать не можешь», - говорили коммунары. Эта привилегия имеет большое воспитательное значение. Она вытекает из убежденности в честности коллектива. Большое значение в воспитании честности и ответстввнности у коммунаров имело то, что за воровство отвечал не только непосредственный участник, но и командир или бригадир. «Это совершенно необычное для старой педагогической логики явление, чтобы в детском коллективе считали бригадира ответственным за кражи» (3), - подчеркивал Макаренко. В коммуне имени Дзержинского в бригаде Воленко произошли одна за другой серьезные кражи. Воленко, который пользовался всеобщим уважением, покидает коммуну. Антону Семеновичу задавали вопрос, почему он не удержал ни в чем не виноватого коммунара. «Но в бригаде Воленко были воры, - ответил Макаренко, - потому что Воленко мягкий человек, всепрощающий человек. Он не мог оставаться в колонии со спокойной совестью, должен был уйти. Это было требование, его собственное требование к себе. Я понимал, что уход из колонии был для него
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч. т. 5, стр. 282.
2. Там же, т. 7, стр. 319.
3. Там же, т. 3, стр. 453.
------------------------------------
тягостным, но я хотел, чтобы он пережил это. Очень хорошо, когда человек предъявляет к себе большие требования, это воспитывает человека» (1). Нет необходимости доказывать огромное значение такой новой постановки ответственности за кражи в детском коллективе, когда в конечном итоге ответственность за нее ложится на весь коллектив, так как бригадир - это уполномоченный коллектива. Если жизнь и работа учреждения в значительной степени лежат на ответственности детского коллектива, ответственности, разделенной с руководящим составом, если дела учреждения являются предметом общего внимания и общих усилий всего коллектива, тогда каждый, даже незначительный успех, как справедливо считал Макаренко, будет рождать и чувство достоинства. Корни воспитания чувства собственного достоинства лежат в правильной постановке самокритики. Воспитывая стремление вскрывать недочеты в работе всего учреждения и в работе и поведении своих товарищей, мы в то же время воспитываем и любовь к своему учреждению, желание, чтобы его слава была доброй славой. А это поднимает у воспитанников как чувство собственного достоинства, так и гордость эа свой коллектив, за принадлежность к данному коллективу. Макаренко рассказывает, как порою он наблюдал поразительное явление среди коммунаров. Вот воспитанника только что «взгрели», человек расстроен до последней степени. И вдруг он оказался лицом к лицу с приехавшим посторонним человеком. «Он занят своим несчастьем, своей ошибкой, но он бросит все и ни за что не покажет, что он только что пережил что-то. А если его спросят: «Как живете?» Он скажет: «Прекрасно живем». Он это делает вовсе не потому, что он хочет кому-то понравиться, а потому, что он чувствует свою ответственность за коллектив, гордится своим коллективом, даже наказанный» (2).
Ответственность за коллектив естественно будет связываться в представлении воспитанника с его ответственностью перед обществом. Ведь его коллектив - это часть советского общества. И тогда станет ему понятно чувство чести.
Богатейшим средством воспитания чувства гордости и чести служит отдание почести знамени учреждения. В глазах воспитанников это знамя «всегда должно символизировать единство коллектива, а как красное знамя - принадлежность их к классу трудящихся. Поэтому необходимо, чтобы знамя было обставлено специальным ритуалом почета» (3). В колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского по традиции знаменный отряд состоял из пяти человек: двух
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 3, стр. 453.
2. Там же. Соч., т 5, стр. 211-212.
3. Там же, стр. 88. ----------------------------------------
знаменосцев, двух постоянных ассистентов и одного запасного. Их выбирали на общем собрании из самых лучших, достойных коммунаров и, как говорили, «до конца жизни», т. е. пока они жили в коммуне. Знаменщика нельзя было наказывать и нельзя было, когда он стоял со знаменем, называть его «на ты». Знамя служило как-бы предлогом для выдвижения людей.
Макаренко указывал, что раз и навсегда должен быть выработан и установлен точный порядок хранения, переноса и выноса знамени, а также охраны его во время походов, стоянок и пр. В коммуне знамя, стоявшее всегда под бархатным балдахином, нельзя было переносить иначе, как построив весь коллектив и вызвав оркестр. «Почет знамени символизирует не только любовь к Родине, но и четкость работы в коллективе...» (1). Мужество, воля, целеустремленность, стойкость и принципиальность, чувство собственного достоинства, чувство гордости и чести - все это элементы воспитания здорового советского патриотизма.
Любовь к Родине, желание служить ей воспитывают у молодежи не только педагоги. Их воспитывает вся наша страна, говорил Макаренко. Любовь к Родине не исчерпывается порывом к героическому поступку, а тем более красивыми, хотя бы и искренними, словами. У школьника могут быть «правильные, советские патриотические представления, но не воспитана правильная советская привычка. А правильную советскую привычку воспитывают славные патриотические традиции детского учреждения, коллективизм, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Поэтому в воспитании инициативного, смелого патриота решающую роль играет опять-таки правильная организация коллектива, организация быта наших детей. «Очень многие категории поступков, в старой этике стоявшие вне пределов моральной нормы, у нас делаются моральными категориями» (2), - писал Макаренко. Например, в старом обществе деловитость была преимуществом отдельных людей, качеством, помогающим победить неделовитых. Такая деловитость была орудием эксплуатации. А у нас деловитость одного человека не мешает деловитости другого. У нас каждый человек должен быть деловитым, так как это качество составляет необходимое условие выполнения хозяйственно-политических задач исторического значения. Поэтому деловитость является достоинством советского человека, его новым нравственным качеством. И требование деловитости является моральным требованием. Мы должны заботиться о воспитании деловитости. Точность советского человека также не является, как в старое время, нормой вежливости, это моральная норма. Точность -
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 88.
2. Там же, стр. 409.
-------------------------------------
это «способность приходить во-время, выражаться определенно, требовать ясно и ясно отвечать...» (1). Мы требуем точности и в быту, и в работе, и в словах, и в ответственности за свои поступки, и мы определяем точность как моральную категорию, проверяем ее не только с точки зрения деловой, а обязательно и с этической. «Точность. Это производительность труда, это продуктивность, это вещи, это богатство, это уважение к себе и к товарищам... В точности проявляется основной принцип нашей этики, это постоянная мысль о нашем коллективе» (2). Значение точности как моральной категории ярко сказывается в работе передовых рабочих, которые дают образцы точности и аккуратности в работе, умеют ценить фактор времени и научились считать время не только минутами, но и секундами. Формула точности глубоко захватывает жизнь, так как вся наша этика должна быть «этикой прозаической, деловой, сегодняшнего, завтрашнего нашего обыкновенного поведения» (3),- говорил Макаренко. Многие охотно прощают себе привычку опаздывать, неточность в слове, в выражении чувств и т. д. Антон Семенович такое отсутствие точности приравнивал к недостатку, близкому к мошенничеству. Он говорил: «Точность в нашей жизни - это моральная норма, это великое дело в борьбе за наше богатство». И он был восхищен законом о точном приходе на работу. «Многим кажется, что этот закон требует напряжения от человека, что это жестоко. А я восхищаюсь, - говорил он,- я вижу, как создается традиция точного отношения к времени. Эта традиция станет привычкой, через 10 лет мы научимся уважать ее, сознавать, чувствовать каждым своим нервом, ощущать в каждом своем движении» (4). А привычка к точному часу - это и есть привычка к точному требованию к себе. Макаренко удивлялся, что десятиклассникам в школе не хватает времени. В коммуне же при четырехчасовой работе на заводе у коммунаров на все хватало времени. «И гуляли, и отдыхали, и веселились, и танцевали, - рассказывает Антон Семенович.- И мы дошли до настоящего этического пафоса - за опоздание самое большое наказание» (5). В коллективах Макаренко полагалось ждать только 3 минуты после назначенного времени перед каждым собранием и заседанием. Эта точность, бережное отношение к каждой минуте давали возможность правильно распределять время. Выдерживать точность - это первый закон в коллективе. Точность позволяет иметь и ежедневные общие собрания. А общее собрание - это постоянный контроль коллектива.
------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 409.
2. Там же, стр. 429.
3. Там же, стр. 428.
4. Там же.
5. Там же, стр. 429.
------------------------------------------
На общих собраниях У Макаренко полагалось говорить одну-две минуты по песочным часам. Этот жестокий регламент давал возможность сказать на общих собраниях обо всем, а также приучал говорить только то, что необходимо, не говоря лишних слов. «Сначала было трудно, а потом привыкли... Это очень простой и как будто даже не педагогический вопрос - расположение во времени, но он является решающим» (1), - говорил Макаренко. Таким образом воспитывалась и деловитость. Воспитание точности в детских коллективах должно начаться прежде всего с точного соблюдения назначенного часа в каждом мероприятии. «Когда это делается один день, это очень трудно, когда это делается месяц - уже легче, а когда это делается годами - это очень легко» (2). Чисто коммунистическим качеством, новым качеством советского человека является умение приказать и умение подчиниться товарищу. Там, где есть организация коллектива, говорил Макаренко, там, где есть органы коллектива, там вопрос отношения товарища к товарищу - «это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» (3). И эта зависимость не всегда равная, а чаще один товарищ подчиняется другому товарищу. Создать отношения подчинения, а не равностояния - в этом наибольшая трудность в детском коллективе. Это трудная задача не только для детского общества, но и для взрослых. Товарищ должен не просто подчиниться другому товарищу, а должен уметь подчиняться. С другой стороны, товарищ должен и уметь приказать товарищу, «то есть поручить ему и потребовать от него определенных функций и ответственности». И воспитание умения приказать товарищу также дается нелегко. Оно должно быть основано на определенном сознании ответственности перед коллективом. Макаренко говорил об этом так: «Я только тогда сумею приказать товарищу, поручить ему, пробудить его к действию, отвечать за него, когда я чувствую ответственность перед коллективом и когда я знаю, что, приказывая, я выполняю волю коллектива. Бели я этого не чувствую, то у меня есть только простор для личного преобладания, для властолюбия, для честолюбия, для всех иных чувств и тенденций не нашего порядка» (4).
Так по-новому разрешается в педагогике отношение товарища к товарищу, и это организованное отношение является решающим в постановке воспитания. В коллективах Макаренко был очень сложный принцип зависимостей и подчинений. Основывая воспитание различных качеств человека на воспитании привычки к правильным поступ-
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 490-491.
2. Там же, стр. 490.
3. Там же, т. 5, стр. 207.
4. Там же, стр. 208.
-----------------------------------
кам, Макаренко настаивал, что в воспитании умения приказать и подчиниться нет других путей, как упражнения в этом, и упражнения не в порядке баловства, шутки, а когда товарищ несет ответственность перед коллективом. Макаренко старался переплести зависимости отдельных уполномоченных коллектива друг с другом так, чтобы подчинения и приказания как можно чаще встречались. И ребят увлекает не только роль командира, для них какое-то удовольствие, когда они видят, «что у них есть центр, который руководит ими и отвечает за них». Воспитать умение приказать и подчиниться товарищу - большое достижение в области политического воспитания. И такое умение можно воспитать, только создав коммунистический коллектив, так как только наша коммунистическая этика построена на полном равенстве: «у нас начальство - товарищ и подчиненный - товарищ». И у нас подчиняются товарищу не потому, что «он сильнее физически, не потому, что он умнее, а потому что его уполномочил коллектив и потому, что он за коллектив отвечает. Это явление советского порядка» (1). Необходимыми чертами коммунистического характера являются способность быть активным и в то же время умение тормозить себя. Научить воспитанников находить меру между активностью и торможением - это значит разрешить многие вопросы воспитания. Активность воспитанника ни в коей мере не должна проявляться в беспорядочном беге и тем более в крике. Активность - это постоянная готовность и любовь к упорядоченному деловому или игровому движению. И только в организованной деятельности будет воспитана разумная, полезная активность, привычка и любовь к полезному действию. Кроме того, активность воспитанника говорит и об его инициативности. Но воспитание такой активности должно быть связано с воспитанием умения тормозить себя. «Мои коммунары, - рассказывает Антон Семенович,- очень хорошо были знакомы с этим вопросом: «Почему ты не затормозил себя, ты знал, что здесь нужно остановиться», - спрашивал я у них. И требовал в то же время: «Почему ты успокоился, почему ты не решился, ждал, пока я скажу? Тоже виноват» (2). Тормозить себя - это очень трудное дело, и если учитель не позаботится о воспитании торможения, то оно и не получится. Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. Воспитанник должен быть сдержан и в движении, и в словах, и в поступках, он должен знать, что «человек без тормоза - это испорченная машина». Умение тормозить себя особенно ярко выражается в спорах и ссорах, в умении уступить товарищу. Антон Семенович добился
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 319-320. 2. Там же, т. 4, стр. 462.
-----------------------------------
этой уступчивости «прежде всего из соображений коллективной пользы и при этом он делал упор не на то, кто прав, кто виноват, а исключительно на умение тормозить себя. В коммуне раньше, чем дети поссорятся, включался тормоз - стоп, и ссора не происходит. По целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более сплетен, интриг, драк. Игорю Чернявину особенно понравилось в коммуне то, что за все первые четыре дня его пребывания в коммуне ему не пришлось наблюдать не только драк или ссор, но даже сколько-нибудь заметной размолвки, озлобленного или просто вздорного тона. Все это указывало на укоренившийся в коллективе обычай дружбы, на взаимную уступчивость, на веселую готовность к общению с товарищами.
Самой непростительной несдержанностью, преступлением, за которое полагалось в коллективах Макаренко исключение, считалось избиение товарища. Антон Семенович рассказывает один случай, характеризующий отношение коммунаров даже к невинной драке. Возвращаясь однажды из летнего похода, вся коммуна ехала на пароходе из Батуми в Крым. Коммунары были красиво одеты, у них был прекрасный оркестр. Публике и команде они очень понравились. Как-то за завтраком один старший коммунар ударил своего товарища по голове консервной коробкой. Случай был совершенно небывалый. Тут же было созвано собрание, и несмотря на протест Антона Семеновича, на просьбы пассажиров простить этого мальчика, вынесли постановление: ссадить в Ялте, расстаться навсегда. Когда коммунары вернулись в Харьков, этот мальчик снова пришел в коммуну: «Не может быть, чтобы меня так жестоко наказали, - говорил он Антону Семеновичу. - Созовите общее собрание, я хочу, чтобы мне объяснили». И вот как ответил ему на собрании один из коммунаров: «Ты на пароходе в присутствии всего Советского Союза, так как на пароходе были представители всех городов... из-за какого-то пустяка ударил товарища по голове. Этого нельзя простить, и никогда мы тебе не простим».. «Педагогической душой я их осуждаю за такую жестокость - говорит Антон Семенович, - а человеческой душой не осуждаю» (1). Человек должен быть сдержанным не только в движениях, поступках, но и в выражении чувств. С одной стороны, надо воспитывать чувство любви откровенное, искреннее, от души, а с другой стороны, нужна и сдержанность в проявлении любви, чтобы любовь не подменялась внешней формой. Антона Семеновича возмущало, когда он видел, как девочки, которые встретились второй раз в жизни, целуются, уже стонут от любви друг к другу. «Вы думаете, что они на самом деле любят друг друга?» - спрашивает Антон Семенович. Он говорит о недопустимости таких «нежностей»: «Очень часто это воображаемое
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 510.
-------------------------------------
чувство, игра в чувство, а иногда это уже делается привычной формой такого любовного цинизма, неискреннего выражения чувств... Коммунары любили меня так, как можно любить отца, - продолжает Антон Семенович, - и в то же время я добивался того, чтобы никаких нежных слов, нежных прикосновений не было... Они учились проявлять свою любовь в естественной, простой и сдержанной форме. Это важно и не только потому, что воспитывает человека внешним образам. Это важно и потому, что «охраняет силу искреннего движения, закладывает тормозы, которые пригодятся в каком угодно деле» (1). Воспитанники Антона Семеновича, видя, как он был сдержан в своей любви к ним, привыкли поступать так же. И в их почти стыдливой сдержанности, с которой они выражали свою ответную любовь к нему, чувствовалась большая внутренняя сила. К Горькому колонисты относились с настоящей, живой любовью, но проявить эту любовь на бумаге им было очень трудно. Важной способностью, которую надо воспитывать в наших детях, является способность ориентировки. Макаренко считал, что дисциплина в детском коллективе невозможна без внимательной готовности к действию и чуткой ориентировки. С сожалением отвечал Макаренко, что в педагогике не выяснено, что такое способность ориентировки. Сам он раскрывает ее так. Настоящий советский гражданин, говорил он, «должен всеми своими нервами, почти бессознательно, ощущать, что кругом происходит... Это не значит приспособляться и подделываться. Это значит - ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают» (2). «Ориентировка невозможна, если человек привык видеть только то, что перед глазами, а что совершается вокруг, не видит и не чувствует» (3). Человек никогда не должен забывать, что сзади него и сбоку тоже находятся люди, и он должен уметь видеть и этих людей и их дела. Умение ощущать изменяющуюся обстановку проявляется везде: «мальчик перебегает улицу, он должен видеть, где кто идет или едет; и на работе он должен видеть, где самые опасные и благополучные места. Такая способность ориентировки помогает ему выбрать, где нужно пустить в ход свою смелость и волю, а где нужно пустить тормоз» (4). У некоторых людей нет этой способности ориентировки. Человек видит только то, что у него перед глазами. У таких людей никогда не будет бдительности, у них в большинстве случаев и локоть служит не для того, чтобы чувствовать соседа, а только для того, чтобы прокладывать себе дорогу. А в свободном чело-
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 463-464.
2. Там же, Соч., т. 5, стр. 212-213.
3. Там же, т. 4, стр. 392.
4. Там же, стр. 463.
-----------------------------------
веческом коллективе всегда должен глубоко ощущаться именно этот дружеский локоть. «Ориентировка может быть воспитана только тогда, когда человек знает, что он член коллектива, что каждое движение в коллективе для него дорого, дороже своего личного интереса» (1), - говорил Макаренко. Умение в самой сложной обстановке ориентироваться очень быстро, точно, спокойно и уверенно воспитывается с большим трудом. Но порою достаточно бывает остановить внимание детей на двух-трех случаях, и толчок произведет полезное действие. К примеру, надо объяснить детям, как важно уметь всегда сначала выслушать человека, а потом говорить самому. Полезно обратить их внимание и на то, что при пожилых людях не говорят о старости, так как это может быть им неприятно и т. д. Ясно, что способность ориентировки тесно связана с вежливостью, которую надо доводить в воспитанниках до совершенства. Макаренко называл общество своих горьковцев «изысканным». Он рассказывает, какое огромное впечатление производили на иностранные делегации умытые, причесанные и очень интеллигентные коммунары, с их головокружительной вежливостью, умением держаться с достоинством. И воспитанники Макаренко действительно были приветливы, вежливы. У них, например, было правилом не садиться в трамвае, потому что всегда найдется человек, которому надо уступить место. Каждый из них, по словам Антона Семеновича, провалился бы от стыда сквозь землю, если бы его уличили в том, что он нарушил пункты этических заповедей, говорящие о вежливости к старшим и т. п. Антон Семенович постоянно говорил им: «Представляете, как надо относиться к старикам. У нас еще многие годы жизни, а старику, может быть, осталось прожить только два-три года». Макаренко связывал такое внимание к человеку и с более глубокими побуждениями. «Если, - говорил он, - к одному человеку отнестись внимательно, к его затруднению, к его сомнению, к его теплу, то это пусть ничтожный, но такой важный элемент какой-то важной человеческой культуры». Вежливость колонистов отметил и А. М. Горький, пробыв с ними несколько дней. Они произвели на него впечатление «благовоспитанных». Это особенно сказывалось в их отношении к маленьким, к новичкам, указывал Горький. Вежливость к маленьким вытекает из стремления помочь более слабому, защитить его. Такое стремление не может придти само, его надо также воспитывать. Макаренко добивался того, чтобы самые маленькие чувствовали себя в безопасности, знали, что никто их не сможет обидеть и что каждый обиженный будет защищен первым встречным товарищем.
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч. т. 7. стр. 319.
-----------------------------------
Надо воспитывать стремление помочь слабому и в учебе. Там, где у воспитанников высоко развито чувство ответственности, там плохая отметка каждого переживается как собственная неудача. Стремление помочь отстающему товарищу нужно несколько иначе «инструментировать», как говорил Макаренко, чем это обычно делается. Нельзя говорить, что ты лучше, а тот хуже. Надо сказать так: «Я тебе даю нагрузку - повозись с этим отсталым человеком. И непременно добейся хороших результатов, а если не добьешься, будешь отвечать». Это воспитывает не только привычку придти на помощь слабому товарищу, но и ответственность за порученное дело. В воспитании черт коммунистического характера многое связано с воспитанием скромности. Воспитывая инициативного и смелого гражданина, мы должны бороться с лихачеством, ложной смелостью. Воспитывая стремление помочь слабому, необходимо предотвратить развитие таких черт, как зазнайство, излишняя самонадеянность, хвастовство.
Обобщить все высказывания Макаренко о воспитании черт настоящего человека можно его словами: «Контроль общественного мнения большого авторитетного и любимого школьного коллектива закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно-полезные навыки личного поведения, гордость за школу и за себя, как члена этого славного содружества. И тогда ребенок ведет себя не в зависимости от внешней обстановки... - он знает, как себя вести: за что его одобрит уважаемый им коллектив и за что осудит. Так рождается в ребенке твердость, несгибаемость закаленного характера, так воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям» (1). Проблемой большой значимости является проблема полового воспитания. Правильное разрешение этой проблемы особенно важно сейчас, когда в нашей стране все детские учреждения перешли на совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. А. С. Макаренко видел в отделении мальчиков от девочек следы педологии. Если и дальше развивать эту логику по линиям разветвления личных особенностей (половых, возрастных, социальных, моральных), говорил Макаренко, то мы неизбежно придем к методу индивидуалистическому. Такое убеждение Антона Семеновича заставило его добиться, чтобы в колонию присылали девочек, хотя совместное воспитание в колониях по законам было запрещено. И Макаренко убедился на практике, что совместное воспитание не является особой проблемой. Сочетание требовательности с искренним доверием к человеку создает правильную атмо-
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 378.
--------------------------------------
сферу, а деловое и товарищеское общение мальчиков и девочек приводит к высоким и ценным чувствам. В любой здоровой семье совместная жизнь девочек и мальчиков не вызывает никаких осложнений. Только в нездоровом детском обществе, не дисциплинированном и не имеющем перспектив, общение детей разного пола приводит к плачевным результатам. В начале своей работы в коммуне Макаренко обратил внимание, что девочки дичатся ребят, а мальчики стараются показать, что вообще «девочки здесь лишние». По настоянию Антона Семеновича Совет командиров лишил отряды девочек права иметь отдельные столики в столовой под предлогом, что девочки должны научить некоторых мальчиков аккуратно есть. Эта мера приблизила девочек к ребятам. Макаренко предупреждает, что половая проблема не замедлит появиться, если ослабить связующие скрепы коллектива, если не поставить высоко закон коллектива о недопустимости никаких половых отношений. Этот закон должен вытекать из ясного представления об интересах коллектива и отдельной личности, из мысли о доброй славе учреждения, и выражается этот закон «в ощущении ответственности перед общим собранием, в ощущении настолько реальном, что одна мысль о возможности отвечать в этом вопросе перед собранием - страшнее всех прочих бед» (1). Правильные взаимоотношения мальчиков и девочек нарушаются сильнее всего из-за неряшливости быта, отсутствия строгого режима. Большую опасность создают случайные и беспорядочные встречи мальчиков и девочек, безделье, скука, бесконтрольное и пустое времяпровождение. Дети, привыкшие к порядку, «эту свою привычку потом перенесут и на отношение к мужчине или к женщине» (2). Большое значение для полового воспитания имеет спорт. Огромную, очевидную для всех пользу приносят правильно организованные спортивные упражнения, в особенности на коньках, лыжах, лодках, регулярная комнатная гимнастика и т. д. Одним словом, надо правильно организовать психический и физический опыт молодежи. Воспитывая в ребенке «честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине, преданность идеям социалистической революции, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» (3), - говорил Макаренко.
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 103.
2. Там же, т. 4. стр. 414.
3. Там же, стр. 409.
-------------------------------------
Важным факторам этого воспитания является воспитание чувства любви. Человек, который не научился любить близких, школу, родину, носит в себе черты грубого эгоизма. Он обычно легко меняет свои привязанности и не очень далек от обыкновенного разврата. «Любовь неполовая дружба, опыт этой любви-дружбы, переживаемый в детстве, опыт длительных привязанностей к отдельным людям, любовь к родине... - все это самый лучший метод и воспитания будущего высоко общественного отношения к женщине-другу. А без такого отношения дисциплинировать и обуздать половую сферу вообще очень трудно» (1). Макаренко писал: «Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии... И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» (2). В воспитании чувства любви «значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное во-время, экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большой любви, творческой силе жизни» (3). И все половое воспитание по существу и должно быть воспитанием именно этой большой любви, т. е. большого и глубокого чувства, чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд. И в представлении нашей молодежи только с такой любовью и может быть связана половая жизнь, наши юноши и девушки должны сознавать, что свою любовь, свое счастье они могут реализовать только в семье.
У нас не может быть этики без знания и умения, без организации, говорил Макаренко. Мы должны бороться со старым взглядом на любовь, как на «наитие свыше». Мы должны быть сознательными гражданами в любви, должны отвечать в ней за себя, у нас не должно быть никаких любовных драм, наша любовь должна обогащать людей ощущением силы. А поэтому вся этическая проблема любви «не может быть разрешена без применения самой тщательной ориентировки, учета, проверки и обязательно умения планировать свое будущее... Я учил своих коммунаров, - говорил Макаренко, - и в любви проверять себя, думать о том, что будет завтра» (4). Любовь - это не наитие и не случайность, а обыкновенное дело, которое надо организовывать. «Поэтому, - говорил Антон Семенович, - воспитывая хороших организаторов, вы тем самым воспитываете хороших влюбленных; способность к организации поведения проявится и в этом» (5). Скажется привычка к ответственности. Девушкам и мальчикам «нужно рассказывать об ответственности за каждый прожитый день, за каждый кусок чувства, потому что за все приходится
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 413.
2. Там же, стр. 245. 3. Там же, стр. 246.
4. Там же, т. 5, стр. 430-431.
5. Там же, стр. 294.
-----------------------------------
платить жизнью, причем надо рассказывать не два-три раза, а воспитывать каждый день» (1). В вопросах полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные методы, специально предназначенные для этого воспитания. Наоборот, в этих особых специальных методах заложены наиболее вредные пути полового воспитания и к ним нужно относиться с исключительной осторожностью. Большая опасность заключается, например, в открытом и в сущности циничном разборе узко физиологических вопросов. Только врач может проводить такие беседы, и они должны быть организованы в детских учреждениях. От педагогов же требуется воспитание у юношей и у девушек глубокого уважения ко всем этим вопросам, уважения гражданского, эстетического и человеческого. Вместе с там педагог должен постоянно и внимательно следить за поведением детей. Совершенно недопустимы насмешливые или вольные замечания по адресу возникшей дружбы между мальчиком и девочкой. Здесь многое зависит от такта педагога, и он может направить эту дружбу к искренним, товарищеским и деловым отношениям. Но самым решающим в половом воспитании будет все же вся воспитательная работа в целом, так как главным является развитие человека, его честность, его нравственное и политическое лицо. Воспитывая детей прежде всего как граждан, связывая их гражданский долг с каждым шагом жизни их коллектива, мы создаем и все условия для воспитания у них полового чувства, облагороженного социальным опытом, «опытом единства с людьми». И тогда половой инстинкт «становится одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого человеческого счастья» (2). Полная возможность чистого счастья, необходимость его, обязательность, указывал Макаренко, завоеваны нашей революцией и обеспечены советским строем. «Невиданное в истории мира совершилось... - вдохновенно писал он, - вырос на равнинах некогда нищей и отсталой России сияющий великий социализм... С каждым новым днем он все выше и выше вздымает к небу дворцы нового человеческого счастья...» (3). Новое, чистое счастье, завоеванное советскими людьми, должно принадлежать всем, и каждый советский человек имеет на него право, имеет право сказать: «Я хочу быть героем и совершать подвиги, как можно больше дать государству и обществу, и в то же время я хочу быть счастливым человеком» (4). Марксизм-ленинизм научил нас быть счастливыми в работе, творчестве, в победе, в борьбе, раскрыл перед нами самую боль-
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 296.
2. Там же, т. 4, стр. 245.
3. Там же, т. 7, стр. 153.
4. Там же, т. 4, стр. 458.
--------------------------------------
шую радость - радость человеческого единения. Вооруженные тактикой и стратегией марксизма-ленинизма, мы ведем и будем впредь вести бой за новую жизнь, новый разум, за новое принципиально чистое счастье. Марксизм научил нас видеть в личности часть общественного и мы требуем от личности такого поведения, которое обусловлено интересами и задачами коллектива, к которому она принадлежит. В нашем обществе не может быть попыток к противопоставлению личного общественному, наши поступки должны измеряться только интересами коллектива. В нашей стране новая этика рассчитана на счастье миллионов, и вопрос идет не только о воспитании счастливой личности, а обязательно о воспитании счастливого общества.
Счастье реально придвинулось к нам. Мы видим не только огни человеческой мечты, призывы к счастью, но и «строгие чертежи реальности, простые и убедительные линии...» (1). Наша этика требует, чтобы мы были творцами жизни, счастливыми людьми. Поэтому у нас счастье и сделалось «нашим нравственным обязательством», а несчастье - «продуктом плохой коммунистической нравственности, т. е. неумения, неточности, отсутствия уважения к себе и другим» (2). И если ты чувствуешь себя несчастным, - говорил Макаренко, - «первая твоя нравственная обязанность, - никто об этом не должен знать... найди силы презирать несчастье... Найди в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем. А как только ты встанешь на этот путь, ты встанешь на путь предупреждения несчастий» (3). «Надо быть честным, партийным в своих мыслях и действиях человеком, - говорил Макаренко, - потому что необходимый аксесуар счастья - это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна» (4).
Наша этика требует от человека воздерживаться от тех поступков или действий, которые принесут пользу или удовольствие только ему одному, а другим людям или обществу могут принести вред. «Кроме того, мы всегда требуем от нашего гражданина, чтобы он никогда не ограничивался только узким кругом своего дела, своего участка, своего станка, своей семьи, а умел видеть и дела окружающих людей, их жизнь, их поведение, умел прийти им на помощь не только словом, но и делом, даже если для этого нужно пожертвовать частью личного покоя» (5).
-----------------------------------
1. А. С Макаренко, Соч., т. 7, стр. 15.
2. Там же, т. 5, стр. 431-432.
3. Там же, стр. 431.
4. Там же, т. 4, стр. 459.
5. Там же, стр. 362.
-----------------------------------
Наша логика, - говорил Макаренко, - «я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы» (1). Но нам чужда жертвенность в смысле полного отказа от личного. Нужна разумная общественная деятельность людей, понимающих, что общественный интерес - это есть интерес личный, нужна деятельность без намека на отвратительную повадку «святой жертвы». Глубоко развито было у горьковцев сознание того, что их счастье в единстве действий, поступков, в единстве перспектив всего коллектива. Особенно ощущалось это, когда шли сборы в Куряж.
«Никогда не было в колонии такого дружного тона, такой глубоко ощущаемой обязанности друг перед другом, - рассказывает Антон Семенович. - Даже мелкие проступки встречались великим изумлением и коротким выразительным протестом:
- А ты еще собираешься ехать в Куряж!.. Колонисты даже не знали, а ощущали особенным тончайшим осязанием висевшую в воздухе необходимость все уступить коллективу, и это вовсе не было жертвой. Было наслаждением, может быть, самым сладким наслаждением в мире чувствовать эту взаимную связанность, крепость и эластичность отношений, вибрирующую в насыщенном силой покое великую мощь коллектива». Конечно, непосредственная живая радость, личные успехи должны быть у человека, иначе не может быть у него полного счастья. Но надо только, чтобы счастье вырастало не за счет других. Нельзя допускать стремления человека переложить на других наиболее трудные и неприятные работы, надо создавать свои личные достижения лишь на почве служения общему делу. Тогда и будет налицо большое, настоящее счастье, говорил Макаренко. Что может быть большей наградой для человека, говорил М. И. Калинин, «как не сознание, что он что-то принес для общества! Нет большей награды! Какие красивые миражи вы бы ни рисовали, большего удовлетворения, чем мысль, что вы полезны, вы не получите. Это сознание полностью удовлетворяет человека» (2). Советские люди, люди труда обрели подлинную поэзию, «музыку жизни» в самоотверженном, героическом труде. Они подняли любовь к труду на самую высокую ступень среди новых моральных качеств нового советского человека. Воспитать отношение к труду, как к празднику, вызвать к жизни праздничную радость в общем труде - является одной из важных задач воспитания. Истоки этой радости заложены
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 430.
2. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании, Лениздат, 1947, стр. 13.
-------------------------------------
в каждом человеке, и это еще более обязывает разжечь в яркое пламя священный огонь радостного коллективного труда. Торжеством из торжеств должен быть в детских учреждениях общий для всего коллектива труд. Он всегда должен быть тщательно, четко и празднично организован. Необыкновенно торжественен был весь ритуал праздника первого снопа в колонии. Везде развешивали гирлянды, лозунги, флаги. Звуками привета встречали гостей два нарядных всадника с серебряными трубами на атласных лентах. Колонисты, украшенные бутоньерками, улыбаясь, освещали лица гостей то смущенным, то открытым сиянием глаз.
Ровно в назначенный час раздавались звуки трубы, возвещавшие общий сбор. Не успевал улететь в пространство последний трубный речитатив, как сбежавшиеся колонисты уже вытягивались в одну строгую линию. Гости с волнением неотрывными, пораженными взглядами встретили и этот радостный мальчишеский строй, и отряд косарей с украшенными ромашками косами, и шедших за ними вязальщиц с венками на голове и всю необычайно четкую организацию труда. Серьезная обязанность учителя - раскрыть детям тему счастья человека в труде. Педагог должен возбудить у них стремление в каждом деле быть впереди. Надо суметь доказать воспитанникам, что энергия, энтузиазм, стремление к высокому качеству работы - все это делает любую работу завидной, доставляет большое удовлетворение человеку. Большое значение в воспитании человека, который должен уметь быть счастливым, имеет пример учителя. Он должен обязательно казаться своим воспитанникам счастливым человеком. «Ведь метод подражания в воспитании имеет большое значение», - говорил Антон Семенович. Отдав столько жизни и здоровья своим коммунарам, он никогда не позволял себе оказать, что он жертвовал для них собой. «Я чувствовал себя счастливым, - рассказывает Макаренко, - смеялся, танцевал, играл на сцене, и это убеждало их, что я правильный человек, и мне нужно подражать. Если вы будете такими счастливыми - это очень хорошо» (1). Помогая детям тренировать себя в нравственных поступках, учитель подводит их и к пониманию того, что счастье дается не случайно, что его нельзя выиграть как в рулетку, что оно заложено в нашей коммунистической этике, в которой всегда должен присутствовать разум и здравый смысл. Оно заложено в нашем поведении, в том, что мы несем ответственность за каждый свой поступок. Ни в коем случае не должно в представлении детей счастье и благополучие связываться с представлением только о материальных благах. Это просто недостойно советского человека.
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 448.
---------------------------------
Карл Маркс, будучи еще юным, писал, что самым счастливым можно считать только того, кто сделал счастливыми наибольшее число людей. Стремление к тому, чтобы миллионы людей стали счастливы, связано с большой борьбой, с подвигом. Поэтому Маркс на заданный ему вопрос, что есть счастье, коротко ответил: «Борьба». Быть участником борьбы за лучшую жизнь может только идейный человек с коммунистическим мировоззрением. Коммунистическое мировоззрение, по словам М. И. Калинина, наполняет жизнь человека таким богатым содержанием, что даже в самые трудные минуты жизнь кажется ему прекрасной. Идейная жизнь, говорил Михаил Иванович, это и есть самая большая и самая интересная жизнь! Раскрыть воспитаннику высокое назначение человека-борца, разбудить в нем стремление к коммунистическому совершенству поведения, зажечь его желанием быть полезным родине наивысшим для своих возможностей трудом - вот путь, по которому должно идти воспитание человека, умеющего быть счастливым.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.