«Сила общественного мнения в детском коллективе - совершенно материальный, реально осязаемый фактор воспитания...- указывал Макаренко.- Только отсутствием в школе организованного общественного мнения можно объяснить беспомощность воспитателей...» (1). Организация общественного мнения является одной из самых серьезных задач в работе педагогического коллектива. Педагогический коллектив направляет работу детского коллектива так, чтобы воля педагогов и воля коллектива воспитанников были
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 378.
----------------------------------
едиными. Единство воли и интересов детского коллектива должно быть связано с единой формой работы, с единым детским самоуправлением и, наконец, с общением, соприкосновением всего коллектива. Все это и приведет в конечном итоге к созданию единого школьного коллектива как исключительно мощного средства воспитания. Коллектив, говорил Макаренко, это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Макаренко указывал, что достижение целей коллектива, его общий труд не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. «Коллектив - не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности» (1). Таким образом, в детских учреждениях видное место должны занять его органы. Работа этих органов не противоречит принципам единоначалия. Наоборот, к принципам единоначалия и подводит работа всевозможных органов коллектива и его уполномоченных, имеющих строгую границу своей деятельности, несущих за нее глубокую ответственность. Общее собрание. А. С. Макаренко придавал общему собранию особенное значение. «Общее собрание всех воспитанников,- указывал он,- должно рассматриваться администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, его авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения» (2). Общее собрание - это постоянный контроль деятельности коллектива. Необходимо, чтобы перед общим собранием всегда стояли широкие задачи всего детского учреждения, задачи завтрашнего дня, перспективы учреждения, указывал Макаренко. «Основной темой всей работы собраний должно быть движение вперед, расцвет учреждения, улучшение воспитательной работы, успеваемости... Даже вопросы о поведении отдельных воспитанников должны рассматриваться всегда прежде всего с точки зрения анализа, насколько поведение этих воспитанников помогает или противодействует общему движению учреждения вперед» (3). Макаренко был убежден, что серьезный проступок любого из воспитанников не может быть, за очень редкими исключениями, скрыт от коллектива. Беседа учителя наедине с провинившимся
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 335.
2. Там же, стр. 22.
3. Там же, стр. 23-24.
----------------------------------
воспитанником всегда оставит последнего в сознании своей независимости от общественного мнения коллектива, его мораль будет складываться в формах индивидуальных расчетов с учителем. «Это не наша мораль...- утверждал Макаренко.- Мораль уединенного сознания - это в лучшем случае мораль «доброго» человека, а большею частью это мораль двурушника» (1). Кроме того, не мобилизуя общественного мнения по поводу проступка воспитанника, учитель лишает остальных воспитанников опыта борьбы с врагами коллектива. А откуда же тогда, спрашивал Антон Семенович, придет к нашим воспитанникам «опыт страсти и бдительности, каким образом коллектив научится контролировать личность?» И Макаренко категорически предлагал проступки воспитанников передавать не только на рассмотрение коллектива, но и на его решение. Тоща воспитанники будут поставлены перед необходимостью активно участвовать в общественной борьбе, и «каждый ученик, переживший эмоцию решения и осуждения, тем самым привлекался бы к опыту нравственной жизни» (2). Общее собрание коммунаров было «реальным, правящим органом». Такая установка Макаренко вызывала много сомнений и даже протест со стороны его начальства. Антону Семеновичу говорили: «Нельзя позволять такому большому собранию решать вопросы, нельзя доверять толпе детей руководство коллективом». «Это, конечно, правильно, - отвечал Антон Семенович.- Но в этом-то и дело, - надо добиться такого положения, когда это была бы не толпа детей, а общее собрание членов коллектива» (3). Если же на общем собрании воспитанники будут напоминать толпу, то это и будет показателем того, что еще не создан единый детский коллектив. «Первым признаком такого коллектива и «является то, что это не толпа, а целесообразно устроенный, действующий орган, орган, способный действовать» (4).
Макаренко дал ряд определенных и конкретных указаний об общих собраниях детского коллектива. Совершенно недопустимым считал он со стороны администрации производить давление на собрание, угрожать воспитанникам или запугивать их. «Работа общих собраний... только тогда будет правильной, если в коллективе все время накапливается актив, если руководство не боится актива, а допускает его к самым существенным отделам деятельности учреждения, если оно находится в постоянных дружественных и деловых отношениях с активом, если крепко работают и пользуются авторитетом органы самоуправления» (5). Нельзя допускать вредных и ошибочных постановлений общего собрания. Неправильные постановления бывают исключительно потому, что само руководство допустило ошибки: оче-
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 331-332. 2. Там же, стр. 332.
3. Там же, стр. 120-121. 4. Там же, стр. 253. 5. Там же, стр. 23.
----------------------------------------
видно, настроение общего собрания и его решение не были хорошо подготовлены отдельными органами самоуправления, комсомольской и пионерской организациями, активом коллектива. Если ожидаются неправильные выступления отдельных воспитанников и явно неправильное решение общего собрания, то необходимо серьезно обдумать всю подготовку к общему собранию и организовать выступления дисциплинированных членов коллектива. Подготовка к общим собраниям, организация общественного мнения и составляют главную работу и педагогического коллектива и комсомольской организации. Правильно организованное общественное мнение отражает действительно всеобщую волю. Но Макаренко предупреждал, что не так-то легко проявляется эта всеобщая воля. Ведь очень часто дети на общем собрании принимают любые решения, смотря по тому, кто на них влияет. Присутствует ли общая воля там, спрашивает Макаренко, где после горячей, убедительной речи педагога дети принимают то или иное решение? Конечно, нет. «Всеобщая воля есть нечто среднее из разумных стремлений всех членов коллектива, воля же толпы есть только среднее из настроений данного момента» (1). Добиться проявления всеобщей воли можно только тогда, когда детский коллектив, как и всякий другой социальный организм, будет построен по строгой системе полномочий, передаваемых более широкими организациями более узким, когда наряду с созданием в коллективе твердо установленных положений и правил, обязательных для всех членов коллектива, определены и строгие границы полномочий всех органов коллектива. Совет командиров. Центральным органом, проводящим всю текущую работу в коллективах Макаренко, был Совет командиров, иначе Совет коллектива, который в основном состоял из командиров первичных коллективов. Таким образом, организация детского коллектива должна начинаться с первичного коллектива. У Макаренко основным признаком организации первичного коллектива был признак производственный. Первичным коллективом был отряд, численность которого не превышала пятнадцати человек. Ясно, что в каждом детском учреждении этот вопрос решается сообразно со своими особенностями; так, например, в массовой школе первичным коллективом может быть только класс, в ином учреждении - группа и т. д. Количество членов этих коллективов гораздо большее, чем 15, и в интересах дела они могут и должны быть разделены на более мелкие коллективы: звенья, бригады и т. п. Эти подразделения с обязательным наличием в иих пионерской или комсомольской прослойки не должны представлять из себя компанию друзей, а должны быть так же, как и весь первичный коллектив в целом, явлением социального порядка, то есть должны ощущать свое единство, спаянность
--------------------------------
1. А. С. Макаренко, т. 7, стр. 302.
--------------------------------
с остальными подразделениями первичного коллектива, должны иметь свои обязанности, свой долг, свою ответственность.
Труднейшим вопросом считал А. С. Макаренко вопрос о главе первичного коллектива, о той фигуре, которая должна руководить им, отвечать за него. Такое лицо по типу своей власти должно быть единоначальником, но в то же время и уполномоченным всего первичного коллектива. Обладающий большой властью и влиянием, этот единоначальник должен быть связан «по рукам и нотам во всех тех случаях, когда он начинает представлять личное начало» (1). Выдвижение командира первичного коллектива может быть основано на двух принципах - назначения и выборов. Назначать командира Макаренко советовал в тех случаях, «когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе... Командиры должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в Совете командиров» (2). В коллективах, где комсомольская организация достаточно сильна, Макаренко советовал переходить к выборности командиров. К выборам их Антон Семенович подходил очень серьезно. Как в колонии, так первое время и в коммуне Макаренко стремился, чтобы командиром выбирался наиболее волевой, способный воспитанник, «преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью» (3). Но в течение 16 лет наблюдал Антон Семенович за тем, «как эта тенденция выбора в качестве командира наиболее сильной личности, способной командовать, постепенно изменилась и как под конец во главе такого первичного коллектива... становился очередной старший, ничем не отличающийся от всякого другого» (4). В конечном итоге Антон Семенович убедился, что детское выборное лицо способно не только играть в старшего, но и на самом деле руководить, «не будучи для этого ни самым сильным, ни самым талантливым, ни самым волевым», а имея только одно, казалось бы, чисто формальное отличие от всех остальных - полномочие и ответственность. Подробно наметил Макаренко функции командира. Конечно, перечень этих функций может быть принят в большинстве современных детских учреждений только в том случае, если, следуя
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 404.
2. Там же, т. 5, стр. 12-13.
3. Там же, стр. 13.
4. Там же, стр. 254.
---------------------------------------
советам Макаренко, будут выделены специальные помощники командира. Среди них могут быть, например, бригадиры, звеньевые или просто члены актива, а также член санитарной комиссии, редколлегии, спорторганизатор и т. д.
Командир и его помощники совместно следят за выполнением режима учреждения, за санитарным состоянием коллектива и его членов, за успехами воспитанников в учебе (организуя помощь отстающим), привлекают воспитанников к участию в работе клубных и спортивных кружков, к участию в стенгазете, стремятся повысить культурный уровень всех воспитанников; ведут борьбу с грубостью, с малейшими попытками насилия сильных над слабыми. В функции командира входит развитие и поощрение полезных группировок в коллективе (например, спортивных, радиолюбителей и др.) и решительная борьба с вредными, антисоциальными группировками. Командир также следит за выполнением очередными дежурными их обязанностей. Командир первичного коллектива завоевывает авторитет на работе образцовым поведением, комсомольской принципиальностью. Ни в коем случае он не должен превращаться в начальника. Способствовать этому будет прежде всего уменьшение срока, на который избирается командир. Короткий срок (не менее трех месяцев) не позволяет командиру превратиться в своеобразное должностное лицо, он будет чувствовать себя только уполномоченным коллектива. Такой короткий срок целесообразен и потому, что через командные посты пройдет большое количество воспитанников, а также и потому, что обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не станут за этот срок тягостными для воспитанников. Командиры первичных коллективов, сам Антон Семенович, его помощники по учебно-воспитательной работе, председатели всех комиссий, секретари комсомольских бюро и пионервожатый составляли Совет коллектива, и Совет решал главные жизненные вопросы коммуны. Антон Семенович рассказывал, что у них в Совете выработалась «очень сложная и хитрая механика внутренних отношений». Им удавалось избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен. И вся мудрость этих отношений, указывал Макаренко, концентрируется в переменности состава командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные. Удобство такой структуры Совета коллектива Макаренко видел в следующем. Прежде всего, в Совете полностью обеспечена демократичность: в нем представлены и интересы всего коллектива в целом и интересы отдельных коллективов. Совет может быстро решать все вопросы, касающиеся и этих коллективов и отдельных лиц, так как через своих членов он может получить самую быструю и точную информацию обо всем и обо всех. Также и решения Совета немедленно становятся известны всем. Такая структура Совета позволяет быстро осуществлять все его решения в практической деятельности воспитанников. Командиры же, информируя о решении Совета коллективы, которыми они руководят, тем самым несут ответственность за эти решения. Председательствовал в Совете коллектива секретарь Совета - воспитанник, избранный на общем собрании сроком не менее чем на полгода и освобожденный от всех обязанностей, кроме учебы (пока не было такого лица, председательствовал сам Антон Семенович). Командиры после предварительного обсуждения их кандидатур в комсомольской организации (ей было предоставлено право намечать кандидатов во все органы коллектива) избираются на общем собрании. Необходимо, чтобы они чувствовали себя уполномоченными не только отдельных коллективов, но и общего собрания коллектива. В коммуне имени Дзержинского эти командиры персонально избирались на общем собрании, причем голосовать мог только тот, кто имел звание коммунара. Если Совет окажется мало активным или не соответствующим новым задачам коллектива, то необходимо или переизбрать досрочно весь Совет в полном составе или заменить отдельных командиров. Конечно, руководство учреждения должно ставить вопрос о перевыборах, не задевая достоинства Совета.
«Совет командиров может быть составлен различными способами, в зависимости от структуры и спецификации учреждения, отсутствия или наличия и вида производства, а также от величины актива и возраста воспитанников» (1). Если в детском учреждении налажен, например, серьезный деловой трудовой процесс, то нужны не только выборные представители детских интересов, ко и опытные командиры-организаторы, которые уже не выбираются, а назначаются. «Это сложное выборно-назначенное самоуправление (назначенное не заведующим, а органом самоуправления) должно быть не надстройкой над фактическим управлением взрослых... а действительным руководителем колонии, действующим по двум линиям: по линии действия коллективного органа и по линии действия, в качестве уполномоченных этого органа, отдельных организаторов-колонистов на пространстве первичного коллектива...» (2). Макаренко считал, что в организации центрального органа - Совета коллектива общим правилом для всех детских учреждений должно быть то, что в Совет входят преимущественно комсомольцы. Составленный таким образом Совет согласует все свои важнейшие решения с комсомольской организацией, а благодаря присутствию на заседаниях Совета с правом решающего голоса секретарей бюро Совет становится самым действенным проводником всех оперативных мероприятий в коллективе. Та-
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 24.
2. Там же, т. 7. стр. 437.
----------------------------------------
кая постановка дела дает возможность комсомольской организации приобрести исключительное значение в учреждении.
Антон Семенович так рассказывал о значении комсомольской организации в коммуне: «Она никогда не вмешивается в прямую работу Совета командиров, но очень сильно влияет на общественное мнение в коммуне и через свою фракцию всегда имеет возможность получить любое большинство в Совете. Поэтому в вопросах, имеющих принципиальное значение, Совету командиров часто приходится только оформлять то, что уже разобрано и намечено в разных комиссиях, секторах, бюро ячейки и, наконец, на общем собрании комсомола. Но зато в повседневной работе коммуны, во всех многообразных и важных мелочах производства Совет командиров всегда был на высоте положения, несмотря на свой переменный состав» (1). Собираясь, например, в московский поход, Антон Семенович не волновался за сборы. Он был уверен, что в Совете командиров все хорошо знают, что нужно подумать и о котлах, и о ведрах, и о сорных ящиках, о правилах поведения в вагонах, о характере работы столовой комиссии, о санитарном оборудовании похода. «Во всех этих делах, - рассказывает Антон Семенович, - ребята не менее опытны, чем я, и быстрее меня ориентируются. Только поэтому мы могли в пять часов вечера окончить работу в мастерских, а в шесть выступить в московский поход» (2). Чтобы представить себе примерный объем работы Совета, следует познакомиться с перечнем того, что Макаренко считал относящимся к ведению Совета. Перечень настолько детализирован, что руководству любого детского учреждения немногое придется добавлять. Вот этот интересный перечень. Руководство работой других органов самоуправления и постоянное наблюдение за их деятельностью. Подготовка вопросов к общему собранию. Разрешение текущих вопросов основного производства учреждения, быта, клубной работы, спортивной работы, снабжения, материального обеспечения воспитанников, дисциплины. Вопросы распределения уборки, дополнительных работ, организации субботников и пр.
Текущие распоряжения по коллективу в зависимости от различных обстоятельств. Приведение в исполнение всех постановлений общих собраний. Проведение всех кампаний в учреждении. Организация культпоходов, праздников, экскурсий и летнего отпуска воспитанников.
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 86.
2. Там же.
---------------------------------------
Распределение помещений учреждения. Перемещение воспитанников из одного отряда в другой.
Наблюдение за бюджетом воспитанников и регулирование расходования ими собственных денег. Руководство междуотрядным соревнованием воспитанников и регулярное премирование лучших отрядов. Руководство ведением рабочего дня через своих уполномоченных (дежурного командира). Общее наблюдение за выполнением расходной сметы коллектива и принятие мер к экономии и сокращению лишних расходов. Обеспечение помощи воспитанникам, назначенным к выпуску, и заведование фондом Совета для помощи бывшим воспитанникам. Принятие решительных мер к ликвидации отдельных отрицательных группировок, тенденций и явлений в коллективе. Предварительная проработка предложений по вопросам увольнения и выпуска воспитанников.
Внимательно знакомясь с этим перечнем функций Совета, невольно соглашаешься с Антоном Семеновичем: он был против составления плана работы Совета. Спланировать заранее можно только такие дела, как проведение различных кампаний, организация походов, праздников и т. д., а также распределение некоторых работ. Все остальные функции касаются тех задач, которые возникают каждый день и часто совершенно неожиданно, поэтому и нельзя предусмотреть их в плане.
Многообразие функций Совета предполагает частые заседания Совета. Порой они должны созываться и в экстренном порядке. Поэтому необходимо организовать технику и форму извещения членов Совета так, чтобы их можно было собрать без промедления.
Макаренко добился того, что Совет был крайне подвижным органом. Члены его извещались специальным трубным сигналом и они должны были собираться на заседание Совета в течение двух минут. Запрещалось давать сигнал дважды, чтобы никто из командиров не приучался «волынить». «Услышав трубный звук, - рассказывал Антон Семенович, - командир, где бы он ни находился: в классе, на работе, в бане, - все равно, должен был привести себя в порядок и спешить на Совет командиров. Сначала было трудно это делать, а потом это стало привычкой, настоящим коллективным рефлексом» (1). Авторитет Совета коллектива поддерживался в макаренковских учреждениях тем, что прежде всего абсолютно обязательным для всех первичных коллективов считалось беспрекословное выполнение всех распоряжений командира. Также абсолютно
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 257.
---------------------------------------
обязательными для всех являлись и постановления Совета. Даже когда выносилось постановление при незначительном большинстве и недовольство всего коллектива этим постановлением было очевидно, то все равно никому и в голову не приходило не исполнять того, что постановлено Советом. Не представлялось возможным даже вести разговор о том, что это постановление может быть не выполнено. В таких случаях разными путями добивались отмены этого постановления, или руководство апеллировало к общему собранию, перед которым Совет должен был отчитываться. Санитарная комиссия. Постоянным органом детского коллектива, имеющим большое воспитательное значение, является санитарная комиссия. Детально разработал Макаренко план работы комиссии и ее дежурных. Этот план дает почти исчерпывающую картину работы санитарной комиссии любого детского учреждения и в то же время выводит мысль воспитателя из рамок одного частного вопроса и подводит к решению общего вопроса организации всего воспитательного процесса. Перед воспитателем-организатором раскрывается прекрасный образец планирования работы органа детского коллектива и отдельного его уполномоченного. Этот образец убеждает воспитателя в необходимости серьезно и по-деловому точно определять любую мелочь в работе каждого участка детской организации. А. С. Макаренко выдвигал следующие установочные положения в организации санитарной комиссии и в ее работе: санитарная комиссия избирается на полгода общим собранием коллектива; в ее работе участвует врач учреждения, и все решения санитарной комиссии являются обязательными для воспитанников и для сотрудников учреждения; санитарная комиссия наблюдает за чистотой двора и всех помещений (включая и квартиры сотрудников); особое наблюдение ведет за чистотой всего, что связано с едой воспитанников; систематически наблюдает за чистотой тела воспитанников я их одежды; принимает меры для предотвращения эпидемий, оказывает скорую помощь при несчастных случаях; участвует в мероприятиях по охране здоровья воспитанников: наблюдает за очередностью и регулярным посещением ребятами врачебных осмотров, профилактических прививок и т. д., следит за тем, чтобы своевременно лечили зубы и проверяли зрение у воспитанников; контролирует работу бань и все, что связано с купаньем воспитанников в бане, принимая меры к тому, чтобы они не простудились после мытья; вырабатывает меры к обеспечению чистоты в помещениях и меры борьбы с насекомыми и грызунами; в итоге осмотра всех помещений, спортивно-игровых площадок, сада, двора должны быть точно выработаны меры по приведению их в полный порядок. Выработанный план мероприятий санитарная, комиссия представляет на утверждение Совета и следит за неуклонным претворением его в жизнь. Необходим серьезный инструктаж всех членов комиссии. Этот инструктаж проводит врач учреждения. Члены комиссии должны получить краткие сведения об эпидемических заболеваниях, понятие о физиологии и гигиене, должны знать правила изоляции больных, способы проверки доброкачественности пищи и чистоты посуды, гигиенические правила работы кухонного персонала и общие социально-гигиенические правила. Точно и по-деловому определил Макаренко также и большую и тщательную работу дежурного члена санитарной комиссии (ДЧСК). Ежедневный осмотр всех помещений, проверка уборки помещений (вплоть до проверки чистоты за портретами, на батареях), особенно тщательная проверка чистоты постелей, одежды воспитанника, их аккуратности при еде, регулярная проверка состояния ногтей - вот далеко неполный перечень того, что не должно ускользать от строгого ока ДЧСК. Работа этого дежурного не заменяет работу командира, ДЧСК является лишь членом контролирующей организации. Все свои замечания за день ДЧСК представляет руководству, которое и должно принять немедленно меры против нерях, а в особенности против неряшливых коллективов. Интересна форма рапорта ДЧСК в коммуне. Дежурный никогда не рапортовал подробно, не описывал беспорядка, в его рапорте было одно слово «грязь». «Этого было совершенно достаточно для того, чтобы возбудить преследование против нее» (1). Интересно также и право ДЧСК стричь тех, у кого была неаккуратная прическа. Раз в месяц дежурный проходил по спальням с машинкой. Чуть не причесан - провел машинкой: «иди в парикмахерекую». Поэтому всегда все ходили причесанные. Так воспитывалась в коллективах Макаренко не только любовь к чистоте, но и умение ее поддерживать и сохранять. Хорошо организованная работа санитарной комиссии имеет серьезное педагогическое значение потому, что следя за культурным и по возможности эстетически выразительным видом и помещений, и одежды, и даже прически воспитанников, санитарная комиссия способствует тому, что красивыми становятся «быт и жизнь коллектива: повышается санитарно-гигиеническое состояние всего учреждения - людей и помещений, создаются необходимые культурным людям навыки в этой области. Кроме того, работа переменного состава санкомиссии в течение ряда лет вос-
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко. Соч., т 5, стр. 124.
-------------------------------------
питывает актив гигиенистов, обладающий некоторыми специальными сведениями и высокими требованиями личной и общественной гигиены и санитарии» (1). Макаренко указывал, что в общей схеме построения детского коллектива, кроме органов коллектива, представляющих собой более или менее постоянные объединения, должны действовать и временные для выполнения отдельных заданий. Макаренко отводил большую роль таким объединениям, и практика многих детских учреждений подтвердила значение временных объединений для сплочения детей в единый коллектив. Система сводных отрядов. Такие объединения Макаренко называл сводными отрядами, и они-то и были «самым главным и решающим коррективом» в его системе. Сводный отряд - это временное объединение на неделю не более. Так определял Макаренко существо его первых сводных отрядов в колонии имени Горького. Вооруженные «то сапками, то косами, то граблями, то собственными пятернями», эти отряды «с четкостью расписания скорого поезда проходили в поле и обратно, блестя смехом и шутками, бодростью и уверенностью в себе, до конца зная, где, что и как нужно сделать». Антон Семенович называл сводные отряды «возбудителями жизни», так как это они делали жизнь колонистов, с одной стороны, очень напряженной, но, с другой - полной интереса, коллективных и личных движений. В колонии постоянно происходили интересные чередования рабочих и организационных функций, упражнения в командовании и подчинении. Благодаря этому значение командира постоянного отряда (первичного коллектива) становилось все более и более умеренным, так как такой командир попадал то и дело как рядовой участник в сводный отряд и там подчинялся временному командиру, порой члену своего же постоянного отряда. «Это создавало, - писал Макаренко, - очень сложную цепь зависимости в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист» (2). Невозможным стало и образование в коллективе «аристократии - командной касты». Организовывались эти сводные отряды по-разному: были большие и малые отряды, иногда они состояли из взрослых, а порой и из малышей. Стремясь совершенствовать характеры воспитанников, Антон Семенович подбирал на общую работу ребят с различными характерами: сильных к слабым, энергичных к «шляпам», суровых к веселым, людей настоящих к людям «приблизительным». Систему сводных отрядов Макаренко считал самым важным «изобретением» в их коллективе. «Только оно,- указывал Антон Семенович,- позволило нашим отрядам слиться в настоящий,
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 33.
2. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 203.
-------------------------------------
крепкий и единый коллектив...»(1). Но принципиальное значение системы сводных отрядов «стало заметно гораздо позднее, когда наши отряды потрясали педагогический мир широким маршем наступления и когда они сделались мишенью для остроумия некоторой части педагогических писак. Тогда всю нашу работу иначе не называли, как «командирской» педагогикой, полагая, что в этом сочетании слов заключается роковой приговор» (2). И сейчас еще некоторых пугает эта терминология, вызванная симпатией первых колонистов к революционной романтике. Но если заменить этот термин другим, то можно ли не согласиться с теми учителями, которые заимствуют у Макаренко его удачный опыт «системы сводных отрядов» и поручают меняющимся как можно чаще временным объединениям ребят выполнение тех заданий, которые не требуют ни специальных и одинаковых знаний, ни определенного возраста участников. Система сводных отрядов не дает замыкаться постоянным органам, а также, что особенно важно, способствует участию большинства воспитанников, в выполнении не только рабочей функции, но и организаторской. Это и помогает воспитанию организаторских навыков. Благодаря тому, что воспитанники Макаренко постоянно участвовали в выполнении различных функций, их коллективы всегда отличались «бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться» (3). Руководство каждого детского учреждения с любой спецификой всегда может найти задание, которое можно поручить объединению ребят, построенному по принципу сводного отряда. Эти объединения не должны охватывать обязательно ребят одного возраста, наоборот, коллектив, «составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста» (4) и уходить и от руководителя, и от общего коллектива. Правда, смешанные возрастные отряды Макаренко советовал организовывать только в том случае, если коллектив уже сложился и организационно и дисциплинарно. Это предостережение касалось только организации первичного коллектива, а не временных объединений. В детских учреждениях часто организуются группы из ребят разного возраста по проведению праздников, по работе в клубах и в кружках и т. д. В совместной творческой коллективной работе крепнет дружба и уважение друг к другу у всех воспитанников,
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 201.
2. Там же, стр. 196.
3. Там же, стр. 203.
4. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 163.
---------------------------------------
независимо от их возраста, от классов или групп. Такие объединения призваны сыграть большую роль, так как они смогут действенно помочь объединить всех воспитанников учреждения в единый коллектив. Система временных уполномоченных. Правильное политическое воспитание связано не только с четкими формами организаций детского коллектива, но и с обязательным участием каждого воспитанника в общественной жизни своего учреждения. Сеть постоянных органов в детском коллективе может охватить очень большое количество воспитанников. Возьмем, к примеру, такой орган, как редколлегия. Этот орган может привлечь к работе очень многих благодаря частой смене групп, ответственных за выпуск стенгазеты, благодаря значительному числу корреспондентов. Временные объединения также дают возможность вовлекать большое количество детей в общие и нужные для всего учреждения дела. «Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу его органов и имеющей много других полезных воспитательных сторон, - указывал Макаренко, - является работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу» (1). «Казалось бы, пустячный вопрос, но я на этой теме, на постоянном, неуклонном ежедневном подборе поручений, на разбрасывании этих поручений по отдельным лицам, на строгих отчетах о коротких заданиях подготовил очень много интересных кадров» (2). Хорошие стороны таких полномочий Макаренко видел в том, что, с одной стороны, каждый уполномоченный получает «право действия», а с другой - это полномочие может быть и «легко ограничено». Возможность такого легкого ограничения теснейшим образом связана с точным определением границ действий уполномоченного, а потому, давая персональные поручения, руководство должно прежде всего серьезно обдумать и точно определить эти границы. Кроме того, распределяя персональные поручения между воспитанниками, руководство должно стремиться и к тому, чтобы было известное развитие такого поручения. Сначала надо давать отдельному воспитаннику более легкое и короткое задание, затем более трудное и длительное, а в конечном итоге надо ставить перед воспитанником задачу организационную, которая и выше и ценнее других задач. Необходимо стремиться и к тому, чтобы по возможности поручение давалось от имени того или иного органа, перед которым уполномоченный и должен отчитаться. В этих случаях очень полезно пользоваться «принципом параллельного действия»: задание дается какому-либо коллективу (первичному, его подразделению, или какому-либо другому), и
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 20.
2. Там же, стр. 256.
--------------------------------------
коллектив сам выбирает, кому персонально поручить выполнение этого задания, но ответственность за выполнение несет весь коллектив в целом. В коллективах Макаренко была глубоко продуманная система временных уполномоченных. Направляя с большим мастерством своих воспитанников на решение сначала малых, затем больших дел общественного значения, Антон Семенович поднимал веру воспитанников в свои силы, уважение к самим себе. Нельзя сомневаться в необходимости организации системы временных уполномоченных (именно системы, а не самотека) в любом детском учреждении. Такая система приведет к тому, что каждый воспитанник, а следовательно, и весь коллектив в целом будут жить полнокровной деятельной жизнью. В таком коллективе прежде всего не будет плохой дисциплины. Какой учитель не знает, что если воспитаннику, причисленному к «дезорганизаторам» только потому, что его чрезмерная энергия ищет выхода, сказать - «будь моим помощником» и отметить такое полномочие организованно (каким-либо нарукавным или нагрудным знаком), то сколько рвения проявит этот «дезорганизатор», сколько законной гордости за каждое выполненное общественное дело увидит учитель на его лице. Надо только учесть, на каком участке каждый воспитанник может быть полезен коллективу, где он сможет проявить свои лучшие способности, а также нужно вовремя не только ему помочь или поощрить его, но и обязательно проверить его работу. Это поможет воспитанию принципиальности, умения преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Система дежурств. Увидев в своих повседневных делах пользу для всего учреждения, а значит, и для всего общества, воспитанники постепенно проникнутся уважением к труду, к учебе, научатся чувствовать свою ответственность. В этом большой залог успеха в воспитании советского патриотизма.
В вовлечении каждого воспитанника в общественные дела учреждения большую роль играет и система дежурств, как исполнительный орган коллектива. Работа этого органа тоже должна быть точнейшим образом организована и проверена. У Макаренко общее управление всем коллективом в течение дня принадлежало первоначально двум дежурным: одному воспитателю и одному воспитаннику. Пара эта обычно была постоянная и подбиралась по взаимной симпатии. Правда, желательным считалось, чтобы дежурный командир был из группы воспитателя. Они «вели день» и отвечали за порядок и точность всего распорядка дня. Оба дежурных пользовались в одинаковой мере правом приказа, правом рапорта и правом распоряжения. Они выступали на каждом шагу как одно целое, не разделяя между собой никаких функций, оба неся ответственность за все дежурство в целом.
Но с развитием коллектива Макаренко приходит к убеждению, что необходимо «стремиться к тому, чтобы постепенно вырастали кадры дежурных из командиров отрядов, с тем, чтобы дежурство воспитателя обратилось постепенно в консультацию старшего товарища и в резерв на всякий случай. Воспитатель должен был приучать дежурного командира к самостоятельным решениям, только в крайних случаях подсказывая ему эти решения; но и это принятое решение должно быть приведено в исполнение обязательно самим дежурным командиром. «Опыт показал, - утверждал Макаренко, - что в хорошо организованных коллективах дежурство по учреждению может быть возложено на старших воспитанников... В случае затруднения дежурный обращается к руководителю педагогической частью, а это усиливает постоянный деловой контакт актива с руководством» (1). Большое количество выработавшихся в коммуне имени Дзержинского интересных, оригинальных, точных правил давало возможность каждому дежурному командиру, не отличающемуся особенными качествами, вести за собой весь коллектив и без помощи воспитателей. Тогда-то командиры и стали действительными руководителями своего коллектива. Для такого единоличного руководства дежурному командиру была предоставлена большая власть. С ним никто не имел права разговаривать сидя, а только стоя и вытянувшись. Никто не имел права и возражать ему в какой-либо форме, так как считалось, что «у него очень много дела, и если каждый будет с ним спорить, то ему, бедному, и не выжить». Приказы дежурного должны были выполняться беспрекословно, и только в конце дня он давал отчет во всех своих распоряжениях, причем свято действовало одно незыблемое правило: рапорт дежурного никто не имел права проверить. «Это правило ярко подчеркивает тот огромный авторитет, каким пользуется дежурство, и без такого авторитета рабочий день всегда будет путаться в отдельных спорах и разногласиях» (2). Макаренко указывал, что всем воспитанникам необходимо постоянно подчеркивать, что дежурные - это люди, представляющие силу и власть всего коллектива, что в подчинении им есть особое достоинство для каждого воспитанника, так как власть, которую представляет дежурный, есть власть коллектива. В коллективах Макаренко воспитанник» действительно гордились правами своих дежурных, и эти права постепенно становились очень сложной и красивой традицией. «И если у Вас в коллективе, - говорил Макаренко, - создана традиция, утверждающая, что эта «магистратура» нужна и что эти права идут на пользу коллективу, если вы воспитали в коллективе уважение к своему уполномоченному, тогда ваш де-
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 99.
2. Там же.
----------------------------------------
журный командир делает очень большое дело». Уже одно то, что «этот мальчик умеет провести свою власть как власть коллектива, не поступившись этой властью, не оскорбивши ее, не позволив ее никому оскорбить, - уже одно это делает колоссальные повороты» (1). Конечно, в помощь таким дежурным командирам, ответственным за весь день, должна действовать система дежурств. Такая система давно определена многими детскими учреждениями. В некоторых из них созданы, к примеру, отдельные бригады дежурных, состав которых не изменен в течение длительного времени; списки этих бригад вывешиваются на видном месте, с указанием точных сроков работ, с обозначением участка работы, за который отвечает бригада.
Обязанности дежурных должны быть определены точно. Макаренко приводит примерный перечень этих обязанностей: принятие уборки помещений, наблюдение за порядком и чистотой, регистрация всех уклонений от установленного в учреждении режима дня, всех нарушений, опозданий и т. д. Во всех возможных случаях дежурные принимают меры, и о них должно быть указано в рапорте ответственного дежурного. Дежурные должны также руководить происходящими собраниями, развлечениями и играми. Им должно быть предоставлено право распоряжения на случай какого-либо аврала и в отдельных несчастных случаях. Действия дежурных должны быть связаны с действиями дежурного, отвечающего за порядок в целом.
Конечно, обязанности дежурных должны быть определены в соответствии с особенностями каждого детского коллектива.
Прежде чем переходить к определению главных условий правильной работы органов коллектива, необходимо коснуться организации быта воспитанников тех учреждений, которые имеют интернат. Если в быту воспитанники этих учреждений будут предоставлены случайным формам, то воспитательные результаты будут низкими, хотя бы работа по воспитанию на других участках и была хорошо налажена. Потому и настаивал Макаренко, чтобы спальня не рассматривалась только как общежитие. Она должна являться «дополнительной формой трудового, хозяйственного и политического воспитания, группа ребят в спальне должна быть связана своими школьными успехами, производственными удачами, неудачами... ростом и успехами всего коллектива. Если эта связь не будет организована, спальня сделается местом самотечной организации других связей, идущих обычно по линии наименьшего сопротивления и пониженных требований - прими-
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 232
-------------------------------------
тивные удовольствия и развлечения, а иногда и антисоциальные связи и проступки» (1). Одним из решающих условий правильной работы органов коллектива является регулярность этой работы. Если какой-либо орган долго не собирается, то он должен считаться фактически несуществующим. Но правильность работы любого органа не обеспечивается выполнением только календарных указаний времени работы. Только в том случае работа органов коллектива будет правильной, «если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток» (2). Основным методом работы администрации должно быть влияние на все органы, причем это влияние должно осуществляться по возможности незаметно, чтобы у воспитанников не нарушалось впечатление самостоятельности в решениях, чтобы им казалось, что все «изобретения» исходят от них. Необходимо постоянное внимание руководства и к тому, чтобы работа таких комиссий, как, например, санитарная, и работа дежурных, отвечающих за порядок и чистоту, были придирчиво тщательными и чтобы их требования выполнялись особенно беспрекословно. Вообще администрация должна способствовать тому, чтобы каждое решение органа коллектива выполнялось без асякой волокиты. Нельзя загружать органы коллектива теми мелочами, которые могут быть разрешены в порядке обычной текущей работы, а с другой стороны, нельзя допускать, чтобы руководство само решало вопросы, подлежащие ведению органов коллектива. Если руководство считает невозможным выполнить ошибочное решение какого-либо органа, то оно должно не отменять его, а апеллировать к общему собранию. Работа всех органов коллектива не должна отнимать у воспитанников много времени. Особенно по-деловому должна проходить работа общих собраний. Регламент должен быть жестким, точным и постоянным (регламент разрабатывает руководство совместно с комсомольской организацией, а утверждается он общим собранием). Но ни в коем случае нельзя допускать на общих собраниях сокращения списка желающих выступить, так как целью этих собраний является вовлечение всех воспитанников в активную общественную жизнь. Чтобы привить всем детям определенные общественные навыки, полезно председательствование на общем собрании поручать по очереди всем старшим воспитанникам.
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 12.
2. Там же, стр. 19.
------------------------------------
Особенное внимание во время общих собраний должно быть обращено на дисциплину. Она должна быть очень строгой. А потому все первичные коллективы должны по очереди и в определенные сроки нести дежурство в зале во время собраний, а также и во время концертов, кино, лекций и т. п. Такой дежурный коллектив в полном своем составе заботится о порядке в зале, а для распорядительства выделяют специальных лиц, которым выдают повязки определенного цвета. Эти распорядители наблюдают за тем, чтобы никто не ходил по залу, не толпился у дверей и т. д., они исполняют все приказы председателя собрания.
Работа органов детского коллектива протекает точно по плану. Исключение составляет центральный орган - Совет коллектива (он не может предусмотреть в плане тех текущих вопросов, которые ему и приходится в большинстве случаев разрешать).
Органы детского коллектива могут побудить воспитанников лучше учиться, используя испытанный метод соревнования. Для правильности работы органов коллектива очень важно установить порядок, определяющий систему учета всей работы органов, а также систему проверки исполнения их решений. Такому учету Макаренко придавал большое значение. Организацию учета следует строго продумать. Учет должен быть точным и сосредоточен в одном месте (например у секретаря Совета коллектива). Но Макаренко предостерегал от того, чтобы, учет не превратился в утомительное и ненужное протоколирование, которое придает работе детских органов бюрократический характер. Книга протоколов нужна для записи лишь важнейших решений, текущий же учет следует вести в общем журнале, в котором отмечаются даты и записываются краткие формулы решений. Должны быть также установлены строгие формы проверки исполнения всех решений органов коллектива. Функции проверки руководства можно поручать, например, всем первичным коллективам по очереди. Как проверка, так и связанный с нею учет являются важными условиями правильной работы всех органов коллектива. Кроме того, они дадут богатый материал для проверки всей воспитательной работы учреждения в целом. Четкая организация всей работы каждого органа коллектива, организация, не упускающая ни одной мелочи, и будет той настойчивой деловитостью, которая должна идти в сочетании с революционным размахом. С большой наглядностью показал А. С. Макаренко, как глубоко пронизаны были все дела в колонии и коммуне революционными перспективами, как каждое мероприятие связывалось с остро политической задачей. И Макаренко учил своих воспитанников разрешать эти задачи организованно, по-деловому, не допуская и мысли, что дело может кончиться одним разговором. Раскрывая «технологические моменты» в методике организации единого детского коллектива, мы не имеем права лишать приводимые мысли Макаренко их «души». То, что является душой этих мыслей, всецело опирается на замечательные слова Надежды Константиновны Крупской, которая так настойчиво напоминала всему советскому учительству, что необходимо организовать всю жизнь детей так, чтобы они научились жить коллективно, не обижая друг друга, считаясь со спокойствием, удобством, желанием товарищей, умея во всем помогать друг другу.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.