«Надо помочь ребенку через искусство, - указывала Н. К. Крупская, - глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и итти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний, жизни» (1). Макаренко определил значение эстетики в воспитании человека формулой столь же краткой, сколь и глубокой: «Бить на красоту - это значит бить наверняка». Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и слиянию всего коллектива в одно целое. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», - говорил Макаренко, - и накопление традиций - «чрезвычайно важная задача воспитательной работы» (2). Традиции - это опыт более взрослых поколений, уже ушедших, но что-то сделавших, что-то решивших. Такой опыт предшествующих поколений надо уважать и сохранять, хотя порой некоторые из правил и потеряли свой первоначальный смысл. Однако они играют все-таки организующую роль. Например, в первые годы существования колонии имени Горького в округе было развито воровство и бандитизм, поэтому была необходимость охранять колонию, и у входа в колонию всегда стоял часовой с винтовкой. Это сделалось традицией, и такая традиция осталась и тогда, когда уже не было надобности в охране колонии, а тем более коммуны. Некоторые возражали против такой традиции и говорили Антону Семеновичу, что «всякий закон, всякое правило должно быть разумно, логически, понятно. А вы допускаете традицию, разум и логика которой уже исчезли». Действительно, иногда
------------------------------------
1. Н. К. Крупская, О воспитании и обучении, Учпедгиз, 1946, стр. 101.
2. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 121.
------------------------------------
случается, что дедуктивная логика подсказала «метод, который в дальнейшем на практике обнаруживает себя мало полезным или даже вредным», - указывал Макаренко. А этот метод вызвал к жизни определенную традицию. Можно ли уничтожить эту традицию просто приказом? Конечно, нет. Ведь сущность традиции в уважении к логике старших, а главное в ней «уважение к правам коллектива и его уполномоченных». Поэтому и должна быть эта мало полезная традиция лишь постепенно вытеснена и заменена новой традицией, более сильной и более полезной. «Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли» (1).
Создание традиций требует большого промежутка времени, так как они «приобретаются путем длительного опыта и практики в результате напряженной и усердной работы» (2),- говорил Макаренко. Но он и отмечал, что «дети - удивительные мастера создавать такие традиции». В создании традиций Антон Семенович советовал использовать «какой-то маленький инстинктивный консерватизм, но консерватизм хорошего типа, т. е. доверие ко вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать сегодняшним моим капризом» (3). Традицией всегда становится то, что делается в коллективе привычным, не допускающим изменения ни при каких обстоятельствах. В коллективах Макаренко многое обращалось в традицию благодаря постоянным упражнениям в нравственных поступках. «Дисциплина и бытовой порядок давно перестали быть только моей заботой, - рассказывал Макаренко. - Они сделались традицией коллектива, в которой он разбирается уже лучше меня и за которой наблюдает не по случаю, не по поводу скандалов и истерик, а ежеминутно...» (4).
Макаренко приводит много примеров традиций, украшавших жизнь ребят. Вот пример прекрасной традиции начала общего собрания.
Сигнал для обора давался на трубе. Пока все собирались, оркестр играл марш. После определенного марша Антон Семенович должен был уже находиться в зале и обязан был скомандовать: «Встать под знамя! Смирно!» «Причем я не вижу, где знамя, - рассказывает Антон Семенович, - но я уверен, что оно близко, и что когда я скомандую, его внесут. И когда вносят знамя, все обязательно встают, и оркестр играет специальный знаменный салют». Знамя поставлено на сцену, и дежурный, которому опять-таки по традиции одному принадлежит право открывать собрание, говорит: «Собрание открыто». И так было неизменно в течение
-----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 172.
2. Там же.
3. Там же, т. 5, стр. 125.
4. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 634-635.
-----------------------------------------
10 лет. «Вот эта традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает» (1). И воспитанники Макаренко жили многими славными традициями, которые сплотили их в дружную семью, сбитую и гордую своею собранностью. Многие детские учреждения на своем опыте проверили воспитывающую роль таких традиций, как, например, традиция начала и конца учебного года, традиция «последнего звонка» и многие другие. И в области создания традиций вполне допустимо в той или иной мере даже подражание. Только это подражание должно быть умелым, и, главное, в нем должно проявиться творчество ребят того учреждения, которое заимствует извне данную традицию. Среди общих традиций особенно популярна традиция точного отношения ко времени. Она приводит к ликвидации всевозможных опозданий, к точному началу всех мероприятий. Кто может протестовать против того, что эта традиция должна быть заимствована всеми детскими учреждениями, должна стать их незыблемым законом? «Живя в такой сетке традиций, - говорил Макаренко, - ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций я считаю невозможным правильное советское воспитание. Почему? Потому что невозможно правильное воспитание без могучего коллектива, уважающего свое достоинство и чувствующего свое коллективное лицо» (2). «Коллективное лицо» - это традиции, стиль и тон коллектива. Стиль и тон коллектива также являются важным, существенным вопросом коллективного воспитания, так как правильный стиль украшает коллектив, а украшая, становится сильным воспитательным фактором.
Воспитание только тогда протекает успешно, когда идет без напряжения, в порядке здоровой, спокойной, радужной и обязательно веселой жизни. Дисгармония между бурными, сильными и горячими натурами ребят в 12-14 лет и скукой в детском коллективе и является, по глубокому убеждению Макаренко, главной бедой многих детских учреждений. Эта веселость и бодрость составляют отличительный признак единственно нормального стиля детского коллектива. Такой признак Макаренко назвал «мажором». «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц... радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое, настроение...» (3). Но этот тон не должен иметь характер нарочитой напряженности, которая всегда неприятно бьет в глаза. Этот тон должен быть спокойным, выражать го-
-----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 127.
2. Там же, стр. 123.
3. Там же, стр. 210.
-----------------------------------------
товность к энергичному, но в то же время и экономному движению, внутреннюю уверенность и спокойствие в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем.
Макаренко решительно отрицал возможность крика, визга и беготни в детском коллективе. Он называл их «зоологическими действиями». И в коммуне, где жило 500 мальчиков и девочек, никогда не слышно было ни визга, ни крика. И все же настолько было оживленно и весело в коммуне, что посторонние не могли даже постигнуть, «каким образом в этом веселом оживлении решаются дела, пишутся бумаги, выдаются деньги, производятся расчеты и утверждаются акты» (1). А объясняется все это очень просто: в коммуне имени Дзержинского деловитость ребят, соединенная с радостным, веселым настроением, достигалась благодаря частым упражнениям «в исполнении разнообразных задач, но в исполнении не толпой, а организованно, с точным указанием функций отдельных органов и лиц, с точно обозначенной и непременной ответственностью отдельных лиц и всего коллектива» (2).
Следующим признаком правильного стиля детского коллектива Макаренко считал ощущение у ребят собственного достоинства, выражающегося, с одной стороны, в приветливой готовности быть хозяином, а с другой - в готовности к постоянному сопротивлению всему чуждому, тем более враждебному, в готовности всегда встать на защиту интересов коллектива. «Если вы приезжаете в коммуну, - рассказывал Антон Семенович,- вас очень вежливо, очень приветливо встретят... «Здравствуйте! Пожалуйста, что вы хотите?» И каждый насторожен. «А кто вы такой, а что вам угодно?». Таким образом, чувство достоинства у воспитанников предполагает их умение быстро ориентироваться по отношению к отдельным лицам и отдельным явлениям. «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего» (3). И надо прививать ребятам привычку чувствовать, что происходит вокруг них, и быстро устанавливать такую линию поведения, которая наиболее соответствовала бы интересам коллектива.
Ощущение воспитанниками собственного достоинства, как членами советского коллектива, связано с дружеским единением всех членов. «Во внутренних отношениях, в будничной работе воспитанники могут сколько угодно «прижимать» друг друга, пробирать на общих собраниях, в Совете, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия, они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что он член
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 95.
2. Там же, т. 5, стр. 83.
3. Там же, стр. 212.
----------------------------------------
одного коллектива, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его» (1).
Антон Семенович приводит такой пример. «Вот какого-нибудь пацана за вредные действия только что взгрели, и вот приехала экскурсия. - Какой хороший мальчик! Как он у вас? Никто ни слова не скажет, что он нагрешил и наказан. Это считается дурным тоном, это дело наше, а по отношению к другому мы его не выдадим». «Это единство коллектива в особенности должно проявляться во время общих авральных работ, штурмов, общей большой борьбы, - указывал Макаренко. - В эти моменты никогда не нужно вспоминать никаких грехов и проступков отдельных товарищей» (2). С таким единством коллектива, основанным на уважении к отдельному его члену, к себе и ко всему коллективу, связан важный признак стиля коллектива - идея защищенности, основанный на требовании к личности встать на защиту любого из членов коллектива, если ему грозит насилие или издевательство. «Ни один воспитанник, как бы он ни был мал и слабосилен, или нов в коллективе, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности» (3). Это должно быть законом каждого коллектива, и всякие попытки к насилию одних воспитанников над другими следует подавлять самым решительным образом. Непременными признаками стиля детского коллектива также являются, с одной стороны, активность (постоянная готовность и любовь к упорядоченному, деловому или игровому движению), с другой стороны, привычка к торможению, связанная с умением быть и в движениях и в своей речи сдержанным.
Педагогу также следует вносить в жизнь коллектива мажор, остроумие, приветливую улыбку. Он должен быть эстетически выразительным, иметь какой-то блеск и быть таким же радостным и бодрым, как коллектив. И весь персонал учреждения в своем поведении не может не стремиться отвечать изложенным требованиям. Нужны и особые правила для персонала. Например, повышение тона допустимо только в связи с новыми требованиями или при необходимости большой эмоциональности речи; выражение негодования должно быть оправдано серьезностью поступка; ни в коем случае нельзя допускать фривольного тона, вольности в языке; недопустимы крикливость, раздражительность, угрюмость. Как внешний вид, так и поведение педагогов должны отвечать требованиям, которые предъявляются к воспитанному и высококультурному человеку.
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 85.
2. Там же.
3. Там же. -------------------------------------
Воспитание здорового стиля и тона советского детского коллектива происходит в каждый момент работы и учения, во время игр, в быту и т. д. Одним словом, стиль детского коллектива создается не специальными методами, а является результатом разумной жизни и деятельности коллектива. Н. К. Крупская говорила о необходимости создания мажорного стиля работы с детским коллективом. Это не значит, что жизнь детей должна быть сплошным праздником. В ней много серьезного и напряженного труда, но этот труд должен быть так организован, чтобы вся жизнь детей была содержательной и прекрасной. «Наш день - это строгий до минуты, трудовой комплекс,- писал Горькому Антон Семенович. - Но почему-то он у нас всегда проходит со смехом и шутками» (1). Где же действительно искать причину смеха, звенящего постоянно в коллективах Макаренко? Не в том ли, что первостепенное место в жизни своих коллективов он отводил игре? В игре он видел особенную красоту детской жизни. А где красота - там и радость! Игра - это специальная эстетика детского коллектива, утверждал Макаренко. С сожалением отмечал он, что хотя все и признают и уважают эту важную область педагогики, но далека не всегда ее применяют. Возможно, это происходит потому, что слово «игра» понимается часто не так, как надо. Та игра, которая обязательна в детском коллективе, без которой детский коллектив не сможет стать настоящим, заключается не в том, что ребенок бегает или играет в футбол, «а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то лишь ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного изображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя» (2). Игра, о которой говорил Макаренко, не является игрой детей после труда и учебы. Игра должна пропитать именно и учение и труд детей, и вся организация детского коллектива должна быть проникнута этой игрой. «В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело» (3). Макаренко был убежден, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. «И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» (4). Поэтому педагог и должен организовать эту игру, «перерастающую в труд», и не только организовать, но и сам участво-
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 359.
2. Там же, т 5, стр. 217.
3. Там же, стр. 269.
4. Там же, т. 4, стр. 373.
------------------------------------
вать в ней. «Если я буду только приучать, требовать, настаивать, - говорил Макаренко, - я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» (1).
Игра детей и педагогов - это серьезная, настоящая деловая игра, и как всякое дело она должна быть точно и четко организована. Много можно привести примеров игры в каждом детском коллективе. Элементы игры встречаются всюду, только надо их беречь и отшлифовывать так, чтобы они составляли действительно красоту детского коллектива. Возьмем, например, церемонию рапортов в коммуне имени Дзержинского. В зале стройно вытянуты шеренги командиров, против них - сегодняшний дежурный по коммуне. Кругом сидят присутствующие. Раздается голос дежурного: «К рапортам встать». Все встают: рапорт принимать сидя никто не имеет права, и вытягиваться в салюте сегодняшнему старшему будут не только командиры, но и все присутствующие. И все прекрасно знают, что, поднимая руку, они приветствуют работу отряда и всего коллектива, подчеркивают трудовую честь коллектива. В коллективах Макаренко игра, принявшая строгие коллективные формы, связанная с коллективными интересами и коллективной дисциплиной, пронизывала всю жизнь воспитанников. Вся работа центра, органов коллектива, разных комиссий, уполномоченных, все их функции - все было большой, интересной и серьезной, деловой игрой. Игорь Чернявин (в повести «Флаги на башнях»), наблюдая в первые дни своего пребывания за всей крепко склеенной компанией ребят, не мог разобрать, чем она была склеена. «Иногда у Игоря возникало странное впечатление, как будто все они - и те, кто постарше, и пацаны, и девочки - где-то, по секрету, очень тайно договорились о правилах игры, и сейчас играют честно, соблюдая эти правила и гордясь ими, гордясь тем больше, чем правила эти труднее». В этих словах Макаренко умелой рукой художника и педагога раскрывается, как правила общей деловой игры коллектива, безусловно намеченные в педагогическом коллективе, невидимыми путями доходят до ребят и становятся их достоянием, так как они уверены, что это их изобретения. Да они и действительно многое придумывают сами. И эта игра, постепенно заполняющая их жизнь, делает ее радостной и красивой.
Деловой игрой должен быть пропитан и досуг ребят. Талантливый детский писатель Аркадий Гайдар раскрыл многие формы этой игры. «Почему мальчики всегда играют в разбойников, - говорил А. Гайдар. - А надо бы им играть в хороших людей». И кто не знает воспитывающей игры тимуровцев, созданной А. Гайдаром и так непростительно преданной забвению. Ведь
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч. т. 5, стр. 217.
----------------------------------
в таких играх эстетическое соединяется с этическим, и в них проявляется тот тип эмоциональности, та степень выразительности духовных движений, которые свойственны детям. Богатые возможности для введения в жизнь детей игрового элемента находят многие педагога в работе пионерской организации, где «давно уже придумали много хорошего, общественно целеустремленного и отвечающего естественной потребности детей украшать жизнь элементами игры, внешними атрибутами парадности - значками, знаменами, музыкой» (1). Сколько интересного, чисто игрового можно устраивать на пионерских сборах и особенно во время подготовки к ним, когда ребятам должна быть предоставлена возможность самим придумывать «правила игры». К сожалению, порой забывается пионерская символика, не учитывается страсть детей к игре, к романтике. Большой, интересной игрой, позволяющей сохранить выработанную в коллективе символику, являются и традиции коллектива, и его стиль, который также есть не что иное, как «внешняя игра». Такими играми и должна быть пропитана жизнь детей, это они призваны украсить их внешний и внутренний мир. Особенное значение для красоты детского коллектива и для воспитания эстетики внешнего поведения детей имеет игра, которая в произведениях Макаренко не совсем правильно названа военизацией. Антон Семенович не ставил перед собой цель - найти более правильный термин для этой игры, но он и протестовал против такого термина. В своем письме в украинский Наркомпрос он писал так: «Я считаю совершенно необходимым организационные оформления эстетического порядка, подчеркивающие значение общеколлективных движений, то, что по отношению к колонии имени Горького почему-то называется военизацией (салют, знамена, оркестр)» (2). Мы и будем говорить не о военизации как таковой, а именно о тех организационных оформлениях общеколлективных движений, которые придают коллективу особую эстетику и призваны воспитать эстетику движения у всех членов коллектива. Когда видишь неописуемые по своей красоте массовые выступления физкультурников нашей страны, то всегда невольно думаешь и о внутренней красоте советской молодежи. Кроме того, невольно возникает желание, чтобы у всей нашей молодежи в целом была воспитана эта организованность и в то же время красота и изящество движений. Пусть не всем доступен высокий класс гимнастических движений. Нужна грация, умение подчинить ритм своего движения коллективному, умение держать себя в одной цепи с товарищами четко и непринужденно. Бодрость, подтянутость и организованность коммунаров в движениях радовали глаз. Такими выглядели все они, и это бы-
----------------------------------
1. А. С. Макаренко. Соч., т. 5, стр. 380.
2. Там же, т. 7, стр. 437.
----------------------------------
ло результатом повседневной общеколлективной игры, которая умелой рукой направляла воспитание организованного и изящного движения не для специальных праздничных выступлений, а для того, чтобы и в быту, в каждый час своей жизни воспитанник был подтянут и эстетически выразителен. Воспитание эстетики движений в детском обществе совершенно необходимо. Эта эстетика «сохраняет силы коллектива, сохраняет от неразборчивых, неладных движений, от разболтанности движений, от разбросанности их» (1). Если в коллективе у детей воспитано умение ходить, стоять, говорить, умение быть вежливым (именно в движении), то можно не сомневаться, что такой коллектив будет производить сам по себе впечатление обещающего. Много значит и умение встать. «Если воспитанник пришел к убеждению, что перед директором надо стоять смирно, значит, он признал закон коллектива» (2). И среди макаранковских воспитанников сразу можно было отличить новеньких. «Они не ходят, а лазят», - говорил Карабанов. Чрезвычайно важным условием для воспитания правильного внешнего поведения Макаренко считал запрещение разваливаться на стульях, прислоняться к стене, держаться за перила лестницы и т. д. Его воспитанники всегда должны были надеяться на свою талию, а потому и была у них привычка крепко стягивать ее ремнем. Говоря о необходимости сходить с лестницы, не держась за перила, Макаренко дает интересный совет попробовать на себе действие этого правила. «Попробуйте вы так сделать, - говорил: он, - и вы станете грациознее». «И я видел, как люди уже пожилые и менее пожилые пробовали сходить по лестнице, не держась за перила, и как они от этого молодели, становились грациознее» (3). Процесс дисциплинирования движений доходил в коммуне до таких тонкостей, что каждый коммунар должен был уметь изящно и без шума пройти по коридору. Подтянутость, четкость и красота движений вырабатываются без всякого отношения к военному делу, и воспитание их не должно основываться на командах военного типа. Совершенно не нужно применять военную муштровку, постоянные марши в детских коллективах. Это просто некрасиво. А кроме того, есть и более серьезные основания для признания недопустимости муштровки. «Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по заданию, - все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически» (4).
--------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 128.
2. Там же, стр. 314.
3. Там же.
4. Там же, стр. 42-43.
---------------------------------
Например, никогда не нужно требовать, чтобы в столовую входили строем. «Воспитанник должен в порядке войти в столовую не потому, что он связан строем, а потому, что он уже понимает необходимость режима и точности. Тем более нежелательно употребление в столовой разных команд - «садись» и т. д.» (1). Вождение детей парами в раздевалку Антон Семенович также считал совершенно лишним. «Когда у вас дисциплинированный коллектив, - говорил он, - в приказе пишется: одеваться по порядку такому-то классу за таким-то классом, наблюдение поручается такому-то» (2). Одним словом, вся организация внешнего поведения ни в коем случае не должна напоминать строевую муштровку. Только в свободном движении человек развивает грацию, изящество. Такой стиль и манера держаться станут вполне естественными и привычными лишь при постоянном опыте и упражнении с детства. А потому и настаивал Макаренко на обилии зеркал в детских и юношеских учреждениях. Он был убежден, что для того, чтобы человек мог правильно организовать свое поведение, он должен представлять себя в пространстве. Тогда вся наша молодежь будет отвыкать от резкой и ненужной жестикуляции, и постепенно уже появится вкус к изящному, грациозному движению. Но все это не означает, что коллектив должен отказываться от формы внешних украшений и упражнений военного типа. Антон Семенович был сторонником некоторой «военизации», в которой основной была «не муштровка, а та же экономия сил». Он допускал особые приемы, лишь напоминающие игру в военизацию, но это были не специальные учебные упражнения, а игра - специальная эстетика. Такую игру в жизни детского коллектива Макаренко считал просто необходимой. Антон Семенович рассказывает, что заставило его убедиться в воспитательной силе такой игры. Зачинщику воровства в колонии, Митягину, Антон Семенович предложил покинуть колонию. Ушел с ним и Семен Карабанов. Оба они были сильными личностями и не только толкали ребят на воровство, но и своей чуткостью ко всему и необычайной энергией увлекали весь коллектив колонистов в его движении к правильным и значительным целям. После их ухода в колонии стало серо и скучно. Педагогам изменил их оптимизм, работа стала казаться безнадежной, а вся колония, хотя и шла вперед хорошим, чистым ритмом, как налаженная машина, но шла без улыбки и радости. Макаренко, повинуясь какому-то неизвестному ему педагогическому инстинкту, берется за физкультурные и военные заня-
------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 62. 2. Там же, стр. 313.
------------------------------
тия, привлекая те формы «военизации», которые наиболее увлекают ребят. Была создана большая коллективная игра, в которую многое внесли сами колонисты, используя свои мальчишеские симпатии к военному быту. И никто не успел заметить, как кругом снова зазвучали и смех и шутки: только теперь все это было украшено полным отсутствием разболтанности в движениях.
Игру, без которой, по мнению Макаренко, трудно создать настоящий, веселый, бодрый, детский коллектив, можно назвать «военизацией», употребляя это слово лишь в кавычках. На самом деле, это лишь внесение в жизнь детей некоторых элементов военного быта, основанное на любви и восхищении детей перед доблестными традициями нашей армии. За такую «военизацию» Антона Семеновича в свое время «покусывали» и педагоги и некоторые критики, но А. М. Горький за два дня пребывания в колонии «сумел разглядеть то, что в ней было: небольшую игру, эстетическое прибавление к трудовой жизни... Он понял, что это прибавление украшает жизнь колонистов, и не пожалел об этом» (1). Макаренко считал, что в жизни детей большое воспитательное значение имеет терминология. Она должна быть обязательно привлекательной для ребят, и их особенно увлекает терминология военная. Например, название «командир» для ребят понятнее, чем какое-либо другое, оно определяет некоторым образом и право приказа этого товарища. Затем термин «рапорт», а не просто «отчет» увлекает детей некоторой торжественностью. Все это не является специфически военным и уже давно вошло в пионерский быт и может быть использовано в каждом детском коллективе. Обычное приветствие, например, может быть заменено салютом пионерского типа. Не гонясь за показной муштровкой, не следует отказываться от специальных организационных форм проявления коллективных движений, сообщающих коллективу элементы внешней эстетики. Необходимо все правила и нормы внешнего поведения воспитанников пронизать элементами эстетического характера. Прекрасным символом единства коллектива, символом любви к Родине является отдание почести знамени. Поэтому необходимо, чтобы это событие было обставлено специальным ритуалом почета. На общем собрании должен быть избран знаменный отряд из самых лучших и достойных из всего коллектива, установлен раз и навсегда точный порядок хранения, переноса и выноса знамени. Почет знамени - это богатейшее воспитательное средство. В коллективах Макаренко было еще одно правило, имевшее большое значение в воспитании эстетики внешнего поведения: на всякое приказание как знак всякого утверждения и согласия
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 346.
--------------------------------- отвечать словом «есть», подчеркивая этот прекрасный ответ пионерским салютом. Если слово «есть» не сказано, то считалось, что приказание не понято. Например, один из мальчиков назначается командиром домашних работ. Он говорит колонисту: «Николай, пойди принеси мне бумагу и карандаш». И если тот побежал, он скажет: «Ты как идешь?» Николай сразу же отвечает: «Есть, принести бумагу!». Такие мальчики могли вместе играть весь день, а в этот момент один из них является командиром своего товарища. «И должна быть определенная внешняя форма их отношений... Эта установленная форма вежливости в деловых отношениях чрезвычайно полезна, она мобилизует волю, она заставляет человека себя чувствовать собранным, она подчеркивает тип деловых отношений, она учит человека различать: это дружба, это соседство, это любовь, это приятельство, а вот это - дела. И это вызывает особое уважение к делу» (1).
В коммуне такая форма сделалась повседневной, естественным явлением, рефлексом деловых отношений. «Мальчик играет на площадке, увлечен, разгорячен, - приводит пример Антон Семенович. - И случайно, проскальзывая мимо своего дежурного командира, слышит какое-то небольшое распоряжение. Он обязательно сразу вытянется. И я считаю, что это очень важно и полезно» (2). В этом была и своя логика: дежурному командиру некогда было разговаривать. Форма такой внешней вежливости, несколько напоминающая военизацию, но по существу не выходящая даже за границы пионерского движения, не только необходима, но и чрезвычайно укрепляет коллектив, делает коллектив притягательным и с эстетической стороны. Такую форму деловых отношений Макаренко назвал наиболее экономной формой «делового воспитания». Эта мысль о необходимости «делового воспитания», связанного с эстетическим, должна найти свое отражение в советской педагогике. Необходимо полнее раскрыть содержание этого нового термина, так соответствующего нашей эпохе. Необходимо без всякой зависимости от специфики детского учреждения определить многие формы делового воспитания, связанного с формами внешнего поведения. Не определив форм внешнего поведения детей, нельзя раскрыть » воспитание эстетики поведения. Эстетика поведения - это «именно поведение оформленное, получившее какую-то форму» (3). Конечно, кроме игры в «военизацию» должно быть хорошо поставлено физическое воспитание. Но физическое воспитание не
----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 215.
2. Там же, стр. 216.
3. Там же
----------------------------------------
следует понимать лишь как закалку, тренировку, как спартанское воспитание. «У спартанцев, - говорил Макаренко, - воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у нас, такой философией жизни» (1). Наше физическое воспитание «должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности». Во время физкультурных занятий необходимы шеренги, команда и стройное движение. Причем надо добиваться не только красоты и четкости движений, но и экономности их. Макаренко рассказывал, что однажды в Кисловодске в день 7 ноября (1938 года) он наблюдал «как одна школа беспорядочно строилась на демонстрацию, причем это не было злым умыслом, просто они не могли построиться. А когда построились, учителя стояли и смотрели, чтобы не разбежались». Макаренко не считает возможным назвать это даже «военизацией» в кавычках. «Военизация», о которой он говорил, выглядит, по его словам, примерно так: «марш, стройся, минута - равняйся, справа по 6. Построились. Спрашивают: «Долго будем здесь стоять?» - «2 часа».- «Разойдись». Ребята расходятся, покупают конфеты, мороженое. Но вот трубач дал сигнал, прибежали - строятся. Это свобода для учителя и учеников, а вовсе не муштровка, это та же экономия сил. «Наша дисциплина, - писал Антон Семенович, - позволяет нам быть совершенно свободными и никогда не мучить коммунаров лишним стоянием в строю» (2). В коллективах Макаренко, особенно в коммуне имени Дзержинского, степень четкости и организованности строя всего коллектива доходила до предела. В случае надобности коммуна могла собраться, построиться и выступить в течение трех минут. По 6 человек в ряд, просторный и свободный белоснежный строй коммунаров со знаменем впереди и с радостными звуками оркестра был зрелищем совершенно исключительным. Он собирал вокруг себя целые толпы и требовал к себе уважения, особенно, когда по команде «Товарищи коммунары, салют!» море рук с непередаваемой юношеской грацией взлетало над строем. И лица коммунаров в этот момент всегда глубоко серьезны: они понимают, что «салют - это не шутка», да и вообще они против вольностей в строю. Вот такая эстетика поведения, поведения оформленного, и есть стержень нашей новой, советской культуры. Красота традиций в коллективе, общий стиль коллектива, эстетика движений и поведения должны сливаться и с внешней красотой коллектива. Макаренко не представлял себе, чтобы коллектив, которым дети всегда должны гордиться, мог быть некрасивым с внешней стороны. Нашей педагогической обязан-
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 300.
2. Там же, т. 2, стр, 120.
-----------------------------------
ностью, а не только педагогической мечтой, говорил он, и должно быть всемерное украшение детского коллектива.
Коммуна, созданная чекистами в ознаменование памяти Ф. Э. Дзержинского, полностью отвечала педагогической мечте. Коммунары жили буквально во дворце. Повсюду были цветы: в классах, кабинетах, спальнях, на лестницах. Н. Э. Фере так рассказывает про то, что натолкнуло Антона Семеновича на мысль о значении цветов в воспитании. Один из воспитанников колонии, Галатенко, был классически ленив. Лень его доходила до того, что он мог заснуть с лопатой в руке. Он стал предметом общих шуток и забав. На работу в оранжерею, организованную Николаем Эдуардовичем, и назначили Галатенко, так как безнадежно было поручать ему более ответственную работу. В короткий срок от его лени не осталось и следа. И у Антона Семеновича родилась мысль: «если у Галатенко так быстро развивается понимание красоты и любовь к ней, то надо и у других колонистов поддерживать и всемерно развивать чувство прекрасного» (1). С тех пор, не обращая внимания ни на какие финансовые затруднения, Антон Семенович первым долгом всегда строил оранжерею, и не как-нибудь, а с расчетом на гектар цветов. Не простые цветочки выращивали воспитанники в этих оранжереях, а обязательно розы, хризантемы и т. п. В красоте помещений детского коллектива большую роль играет чистота, поэтому требование чистоты должно проводиться очень строго. В коллективах Макаренко контроль за чистотой помещений был поставлен настолько серьезно, что привычка к чистоте становилась потребностью человека. У входа в коммуну в парадном костюме стоял всегда часовой. Одной из его обязанностей было следить, чтобы каждый входящий в помещение вытирал нопи, безразлично, было ли на улице сухо или грязно. Часовой прекрасно понимал, почему он должен за этим следить - потому что ему каждый день приходилось самому вытирать пыль, и он знал, что если вытирать ноги, то пыли не будет. Коммунарам об этом напоминать не приходилось, а вот посторонние часто спрашивали: «Зачем мне вытирать ноги, я прошел по чистому тротуару». И часовой объяснял: «Да, но вы приносите нам два грамма пыли». В коммуне не было специальных уборщиц, но чистота была изумительная: чистым носовым платком проверяли дежурные отсутствие пыли на самых не заметных для глаза местах. Чтобы приучить воспитанников бросать малейший мусор в сорные ящики, следует их расставить в помещении, во дворе, в саду и т. д. Их вид не должен нарушать красоты помещения. Но категорически протестует Макаренко против такого «достижения санитарии», как плевательницы. Они нужны только в
--------------------------------------
1. Н. Э. Фере, Мой учитель, изд. «Правда», 1953, стр 15.
--------------------------------------
спальнях и больнице, в других помещениях они просто не желательны. Детям нужно внушать, что привычка плевать - просто плохая привычка либо признак больного человека. Ребята в колонии и в коммуне говорили: «Ты хочешь плевать? В больницу ложись... ты заболел какой-то верблюжьей болезнью, а здоровый человек никогда не плюется». И в их коллективах плевать категорически запрещалось всем, и все знали закон: «Раз плюнешь - три дня моешь». Соблюдение чистоты во время еды и вся культура еды должны настойчиво воспитываться у детей. И «только белая скатерть, - говорил Антон Семенович, - может научить есть аккуратно, а клеенка - развращение» (1). Чтобы привычка к чистоте стала потребностью детей, нельзя допускать и снижения требований к чистоте. Макаренко рассказывал, что через полгода после того как он оставил своих коммунаров, его назначили на ревизию коммуны. Все коммунары страшно обрадовались ему. Но Антон Семенович при обходе сразу заметил, что порядок уже не тот. Отворив дверь одного из шкафов в спальне, голосом, который Макаренко назвал «настоящим», он сказал: «Десять часов ареста, а больше я никуда не иду, завтра утром буду принимать уборку сам». Ни пылинки не смог найти Антон Семенович, приехав на следующее утро. «Когда же вы успели?» - спросил он коммунаров.- «Спать не ложились». Вот что значит изменить требования: чуть уменьшишь требования, и уже не тот тон и стиль в работе. Серьезные требования надо предъявлять на каждом шагу и к каждому пустяку. «Ко всем педагогическим устремлениям, которые у вас есть, - говорил Антон Семенович, - прибавьте миллиарды этих мелочей. Конечно, одиночка за ними не уследит, а когда коллектив за этим следит и знает цену этим мелочам, с этим вполне можно справиться» (2). Большое значение в эстетическом воспитании имеет одежда и педагогического персонала и самих воспитанников. Педагоги в коллективах Макаренко выходили на работу всегда подтянутыми, аккуратно одетыми, а на дежурство, по заведенной у них традиции, надевали свои лучшие платья. С особенным же вниманием и заботой относился Антон Семенович к одежде воспитанников. Много усилий было затрачено, чтобы у них была красивая и удобная форма. В колонии и в особенности в коммуне воспитанники выглядели франтами: расшитые тюбетейки, всегда хорошо отглаженные белые пикейные воротники, белые праздничные костюмы, золотые и серебряные вензели, атласные повязки дежурных и т. д. Антон Семенович был убежден, что одежда детей должна быть настолько красочной, чтобы вызы-
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 219.
2. Там же.
----------------------------------
вать удивление и восхищение. Ведь в старое время привилегированные классы одевались с пышностью. А у нас, говорил Антон Семенович, «таким привилегированным слоем общества, который имеет право красиво одеваться, должны быть дети... Коллектив, который вы хорошо одеваете, на 50% у вас в руках» (1). Раскрывая все то, что делает прекрасным жизнь детского общества, надо напомнить об одной отвратительной «мелочи», которая все еще занимает в жизни детей значительное место: ругательство у некоторой части нашей молодежи является признаком молодечества, мужественного размаха. «Трудно подсчитать, а еще труднее изобразить тот страшный вред, который приносит нашему детству, нашему обществу это наследие Рюриковичей» (2), - писал Макаренко. Можно ли даже думать об эстетическом воспитании, когда с удивительным легкомыслием мы терпим это явление, когда в речи даже «культурных» людей нет-нет и проскальзывают ругательства. На основе глубокой связи эстетического с этическим и должно пониматься воспитание эстетики поведения. «Внешность имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками» (3),- говорил Антон Семенович. И его требования к внешнему виду воспитанников, к их движениям сочетались с требованиями быть приветливыми, вежливыми, благородными в высоком значении этих слов. По свидетельству многих, кто видел коммунаров, они поражали и высокой культурой поведения, и своей внутренней красотой, в которой отражалось «все богатство души советского человека». Огромное значение для развития высоких моральных качеств нашей молодежи имеет художественное воспитание. «То, что художественно, то уже и нравственно»,- говорил В. Г. Белинский. Макаренко предоставлял максимальные возможности для развития художественных вкусов и наклонностей воспитанников. Оркестр коммуны славился в Харькове не только качеством исполнения, но и своим художественным репертуаром. Театр, кино, спорт, широко поставленная клубная работа, чтение художественной литературы - все это заполняло жизнь воспитанников Макаренко, а поэтому и быт их и отдых были всегда красивыми и радостными, а облик - глубоко моральным.
Радость труда, радость отдыха - вот основа новой, советской этики. «Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость, - говорил Макаренко.- Сделать эту радость не противоречащей долгу, стремлению к лучшему - это значит решить вопрос об этике большевистского поведения» (4).
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 129.
2. Там же, т. 4, стр. 253.
3. Там же, т. 5, стр. 433.
4. Там же, Соч., т. 4, стр. 436.
---------------------------------
И радость всей жизни коммунаров была именно в стремлении к тому новому, передовому и лучшему, что было, есть и будет в нашей советской действительности. «Я написал книжку, и мне возражают: «Это сказка, это мечта», - говорил Макаренко. - А я утверждаю, что это не только советская действительность, а это та действительность, которая должна быть на каждом шагу» (1). Встретившись со своими читателями, Макаренко несколько по-другому говорил о тех, кто не верил «своим глазам». «Мы принимали много делегаций советских и иностранных,- говорил на этой встрече Антон Семенович. - Иностранные делегации удивлялись и не верили. Но наши советские люди не могли не верить; они понимали, что это был счастливый коллектив. За все 8 лет не было ни одного черного дня, не было ни одного несчастья. Я не хочу сказать, что это чудо. Это норма» (2).
Понять, какой должна быть эта «норма» в детском коллективе поможет реальный и вместе с тем сказочно красивый чертеж движения коммуны в лучшие годы ее существования (1930-31 г). «Осень тридцатого года мы начали бодро,- рассказывает Антон Семенович.- Коммунарские дни звенели смехом, как и раньше, в коммуне все было привинчено, приглажено, все блестело и тоже смеялось. Подтянутые, умытые, причесанные коммунары; как и раньше, умели с мальчишеской грацией складывать из напряженных трудовых дней просторные, светлые и радостные пятидневки и месяцы. Напористые, удачливые и ловкие командиры вели наш коллектив к каким-то несомненным ценностям, а когда командиры сдавали, общее собрание коммунаров двумя ехидными репликами вливало в них новую энергию, энергию высокого качества» (3). «Марш тридцатого года это было счастливое, беззаботное время для коммунаров. Это был год, когда мы на каком-то микроскопическом участке общего советского фронта делали свое маленькое дело и были счастливы. Мы много работали, учились, отшлифовывали грани нашего коллектива и радовались. Коммунары одинаково светлым взглядом смотрели на солнце и на трубы заводов, потому что это непреложные элементы живой жизни. Мир в их представлении был идеально гармоничен, он состоял из неба, солнца, заводов, рабочего класса, комсомола и других хороших и ценных вещей. Тогда мы гордились маршем тридцатого года и о нем рассказывали в полной уверенности, что это было прекрасное и сильное движение. У нас были мастерские, мы выделывали нехитрые вещи, но все же нужные людям, в школе мы учились. Одним словом, мы гордились и имели на это основания.
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 290.
2. Там же, т. 3, стр. 452. 3. Там же, т. 2, стр. 165.
----------------------------------
Но вот теперь, когда прошел тридцать первый год, оглядываясь назад, мы со снисходительной улыбкой рассматриваем наше прошлое. Прекрасный марш тридцатого года это вовсе не был потрясающий, звенящий марш победителей, нет, это мы только учились ходить. Так это было скромно в сравнении с тем, что выпало на долю нашего коллектива в славном боевом тридцать первом году. О, тридцать первый год - это настоящая война. Здесь было все. Был зуд нетерпения и требовательности, была язвительная улыбка умного опытного человека, мальчишеский кипящий задор и строгая математика остроочиненного карандаша...
У нас были в этом году необозримые посевы терпения, были напряжения длительные и безмолвные, когда крепко сжимаются губы и осторожно по сантиметрам расходуется драгоценная воля, когда не играет музыка, и не блещет открыто коллектив в своем величии и красоте. Были марши и походы, полные стройности и очарования, марши юности по древним горам среди древних народов. Были широко раскрытые радостные глаза, стремящиеся схватить в дерзком усилии всю мощь Советского Союза и советской стройки, были просто человеческие дни отдыха и мобилизации новых сил. А силы были нужны для больших и трудных операций» (1). Вехи, события тридцать первого года свидетельствуют о широком размахе и славных операциях коммунаров. Вот несколько фактов из жизни коммуны за 1931 год. Собственный рабфак, открытый одним броском, «естественным жестом проснувшегося сильного человека», не только разжег страсть коммунаров к школе, образованию; он открыл широкую возможность реализовать их давнюю мечту о настоящем большом производстве. Мая 13. Торжественная закладка завода электроинструментов и корпуса новых спален. Июля 14. Все корпуса коммуны разорены: надо перестроить и приспособить коммуну для приема большого коллектива новеньких - новых кадров для большого завода. Коммуна выезжает на Кавказ. Славные страницы трудных переходов и в то же время волнения за дела строительства. Из коммуны плохие вести, и коммунары решают ехать домой, чтобы помочь окончанию строительства. Сентября 17. Возвращение коммуны. Спать негде, есть негде, учиться негде.
Сентября 18. Объявлен первый коммунарский штурм окончанию строительства. Штурмовые колонны коммунаров бросились на непрерывную работу: бетонирование, подноска кирпичей, разборка лесов, планирование площадок, устройство цветников.
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 149-150.
------------------------------------
7 ноября - торжественный рапорт об окончании строительных работ, 13 ноября - массовый набор беспризорных, и, наконец, 7 января тридцать второго года - радостный день победителей: перерезана лента рубильника, и завод объявлен открытым.
«Гремит оркестр, коммунары замерли в салюте»,- рассказывает об этом моменте Макаренко. Миг тишины. «И вот первый звук: завертелся шкив... и сейчас-же за ним круглым гулом пошло по заводу. Все больше и больше в общую гармонию прибавляется звуков: зашипели шлифовальные, замурлыкали револьверные, запищали сверлилки, зазвенели молоточки в сборном на балконе... затанцевали долбежные, и в вихре вальса завертелись вандереры - бал, торжественный бал...» (1). Гости пошли между станками и коммунарами. А на втором этаже последние винтики завинчивают девчата в первую сверлилку, вытирают на ней последнее пятнышко, смахивают пылинку с вензеля на крышке: ФД-1; что значит, электросверлилка завода коммуны имени Феликса Дзержинского, модель первая. Но и на этом не успокаиваются коммунары. Уже идет подготовка к выпуску пленочного фотоаппарата типа «Лейка», и в октябре тридцать второго года экспертизой профессоров и специалистов аппарат «ФЭД» признан не уступающим заграничному образцу, с некоторым преимуществом в оптической части. И снова коммунарский «корабль быстро мчится вперед, не отставая от развевающихся впереди красных вымпелов и почти не имея крена. На корабле снова идеальная чистота, четкий ритм марша двадцати девяти отрядов коммунаров» (2). Как настоящие хозяева они спокойны и уверены, не оглядываясь, без бахвальства и нытья, в темпах, совершенно непредвиденных, они делают свое дело, нужное для их Родины.
Ощущая каждым нервом истоки «сказки» в руководимых им коллективах, Макаренко уверенно говорил, что таким же может быть каждое детское учреждение. Эти истоки - в правильной организации коллектива. В то время как в рыхлых организационных формах «даже самые первосортные мальчики превращаются в диких зверенышей», при нормальной организации каждый детский коллектив будет похож на чудо. Конечно, для того чтобы создать идеально воспитанный коллектив, нужна длительная настойчивая работа. Но даже самые первые шаги педагогики активной и целеустремленной быстро приводят к хорошим результатам - это всегда надо помнить. Партия, указывал Макаренко, предоставила «колоссальные возможности для того, чтобы легко, красиво и радостно воспи-
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2. стр. 297.
2. Там же.
-----------------------------------
тывать замечательные коллективы, а следовательно, и замечательных людей». И любой детский коллектив может подняться «на высоту, совершенно недосягаемую», если в каждом педагогическом движении, в каждом организационном мероприятии полно и последовательно реализовать указание партии о соединении революционного размаха и деловитости в работе. При этом нельзя ни на шаг отступать от того требовательного уважения к личности, которое Коммунистическая партия возвела на степень закона новых человеческих отношений. Уважая искренне и глубоко детей, будущих строителей коммунизма, надо по-настоящему требовать от них правильного поведения. «И... когда требование встречается детьми не с подавленным настроением, а даже торжественно, - говорил Макаренко, - когда чем больше вы требуете, тем больше их радуете, потому что тем самым вы высказываете доверение их силам... то с таким коллективом можно, я бы сказал, делать чудеса» (1). «Могуча сила детского коллектива, могущества почти непревзойденного...» (2), и основа этой могучей силы детского коллектива именно в том, что он борется за коммунизм с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и все наше общество. И с такой же радостью! -----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр 499. 2. Там же, т. 5, стр. 121.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.