Если представлять себе воспитание как процесс формирования гражданина Советской страны, процесс, который должен протекать в обстановке активного участия воспитанников в борьбе за построение коммунизма, то станет ясно, что организационная проблема является одной из самых важных проблем коллективного воспитания. «Мы живем в то замечательное время,— писал Макаренко,— когда человечество... впервые в истории подняло знамя человеческой организации» (1). В педагогической литературе еще не достаточно определены формы организации детских коллективов. В исканиях этих форм мы не должны забывать, что нам нужны, по словам Макаренко, «новые формы жизни детского общества, способные дать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим новым формам» (2). В своих исканиях новых и совершенных форм строения коллектива Макаренко нашел правильные основы. Он обратил внимание на то, что детский коллектив не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет, как и каждый другой советский коллектив, быть полноправным явлением общественной жизни. Каждый воспитанник, впервые попавший в коллектив, становится прежде всего гражданином, и естественно его желание принять посильное участие в общей коллективной борьбе. Так как в этом начало политического воспитания, то и надо найти такие формы организации детского коллектива, при которых каждому воспитаннику обеспечено было бы участие в общественной жизни его учреждения, а следовательно, и правильное политическое воспитание. Макаренко разделял вопросы политического образования и политического воспитания. Считая, что политическое образование является вопросом первейшей важности и что без политического образования не может быть и политического воспитания, Антои Семенович утверждал, что знания сами по себе все же не делают человека политически воспитанным. Он указывал, что по своему поведению, отношению к коллективу порой проявляет несоветское лицо тот воспитанник, который прекрасно знает все, что ему
-----------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 175.
2. Там же, стр. 299.
-----------------------------------------------------------
положено, который может и доклад прочесть и «выражаться в своих речах весьма приятно». С другой стороны, Антону Семеновичу встречались воспитанники, которые, казалось бы, отстали в политическом образовании, но по своему характеру, по своей душе и личности были для Антона Семеновича явно «нашими», советскими. И Макаренко ставит перед собой цель проводить политическое воспитание так, чтобы в душе его воспитанника, в его личности и разуме слово «наше» (в смысле советское) «возникало без борьбы, без напряжения, без дипломатии, без хитрости, чтобы оно шло от самой души» (1). Для проверки того, насколько руководство детского учреждения справляется с задачами политического воспитания, не надо искать перечня применяемых тех или иных «политических, средств», якобы обеспечивающих такое воспитание. Да таких специальных средств и нет, по глубокому убеждению Макаренко. Решающей всегда должна быть «система средств». А эта «система средств» по отношению к политическому воспитанию заключается в следующем: «Каждый воспитательный шаг у нас должен быть проникнут политическим воспитанием, и если это не так, то такое воспитание просто вредительство и никуда не годится. Политическое воспитание — это не отдельный участок... а это именно и есть наше воспитание. Если мне говорят, что у меня все хорошо, но нет политического воспитания, то я должен понимать это так, что вся работа вообще ничего не стоит» (2). Результаты политического воспитания проявляются прежде всего в политическом настроении детей, возникающем без борьбы, без напряжения, без дипломатии, в настроении, идущем от самой души. Пути правильного политического воспитания бывают найдены главным образом там, где с предельной четкостью организована практика детской жизни, где у ребят есть свои законы, своя деловая сфера. В этой деловой сфере и будут воспитанники «учиться коммунизму», будут учиться быть героями не только там, где надо жертвовать жизнью, защищая Родину, но и там, где от них потребуется мало заметная, подчас неинтересная, требующая терпения «нажимная» работа. На такой работе воспитанник будет расти и крепнуть как организатор, подыматься идейно, а потому и необходимо, чтобы каждый из ребят что-то постоянно делал и отвечал за свою работу. «Только в таком случае,— подчеркивал Макаренко, — можно будет говорить, что у нас не только настоящее политическое воспитание, но и настоящее диалектическое, так как развитие нашей индустриализации требует людей, привыкших к организационным усилиям» (3).
-----------------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 310—311.
2. Там же, стр. 451.
3. Там же, стр. 453.
-----------------------------------------------------------------------
В коллективах Макаренко была выработана «детализированная и далеко идущая система правил и законов». В специальной «конституции» определялись обязанности воспитанников. Однако Макаренко считал необходимым строить организацию коллектива так, чтобы дать возможность ребятам самим творить формы своей жизни и быта. Излишним считал он определять точно каждый шаг воспитанника. Активность, инициатива характеризуют политически воспитанного человека, а воспитание инициативы пойдет по правильному пути только тогда, «когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (1). Приступая к организации единого коллектива, руководство должно отнестись с особым вниманием к первоначальным своим шагам. От этого во многом зависит успех воспитательной работы в целом. Внимательно надо относиться и к тому, что порой называют «пустяком», «мелочью». «Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора», а потому в ней не может быть ни мелочей, ни пустяков. «Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев» (2). По-новому раскрывает А. С. Макаренко необходимость самым тщательным образом обдумывать и определять всевозможные технические вопросы. С глубоким убеждением говорит он о сходстве между процессами воспитания и обычными процессами материального производства и с большим сожалением отмечает, что во всей нашей советской жизни нет более жалкой техники, чем в области воспитания. Антон Семенович рассказывает, как однажды в одной из спален не были вымыты полы из-за пропажи ведра и тряпки. Кто-то должен ответить за все это. И вот эту ответственность за уборку Антон Семенович называет «технологическим моментом». Для меня,— говорил он,— это «такой же токарный станок, пусть и последний в ряду, но на нем обтачиваются крепежные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности». Внимание к мелочам необычайно сильно влияет и на дисциплину.
Налаженность жизни детского коллектива может быть достигнута только при его четкой организации. Она не придет самотеком. Наоборот, от всего педагогического коллектива потребуется самое вдумчивое разрешение любого организационного вопроса. Но не всегда четкая организация отвечает по своему существу и форме требованиям нашей эпохи. Правильность существа и формы будет только там, где каждый воспитанник поставлен перед необходимостью участвовать в общественной жизни коллектива. И не только нужно участие ребят в общественной жизни своего коллектива.
--------------------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 647.
2. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 349.
---------------------------------------------------------------------------
«Необходимо,— указывала Н. К. Крупская,— расширить рамки общественных переживаний детей, сблизить школу с взаправдашней общественной жизнью... Небесполезно также в тех же целях открыть двери школы для стоящей вне ее рабочей и крестьянской молодежи и впустить в школу этот кусок живой жизни» (1). Организация коммуны давала большой простор для общественной деятельности. Прекрасная осведомленность коммунаров во всех явлениях текущей политики всегда сочеталась с их активностью и страстностью в общеколлективной работе. Вся работа коммуны свидетельствовала о правильности путей политического воспитания в ней. Эти пути глубоко раскрыл А. С. Макаренко, обращаясь к коммунарам-выпускникам: «Ваша жизнь в коммуне — это прежде всего участие в общей нашей борьбе, участие в нашей великой революции. Вместе со всем рабочим классом, под руководством Коммунистической партии... вы здесь, на своем участке, одерживали победу за победой в борьбе за технику, за школу, за экономическую независимость, за новый быт и новую культуру, за социализм. Именно в этой активной борьбе вы получили воспитание» (2). Если в детском коллективе воспитанники стали подлинными хозяевами своей четко организованной жизни, если они связывают эту жизнь с жизнью всего общества, если каждый воспитанник искренне предан Родине, Коммунистической партии, то можно считать, что главная цель воспитания достигнута — воспитанники выйдут стойкими борцами за построение коммунизма.
ЗНАЧЕНИЕ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раскрывая сущность коллектива, Макаренко подчеркивал, что все свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой нами. «Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, — указывал Антон Семенович, — должны стоять образцы нашей борьбы, он всегда должен чувствовать впереди себя Коммунистическую партию, ведущую его к подлинному счастью» (3).
Отразить в жизни детских учреждений волю партии, ее борьбу за счастье человечества призван авангард советской молодежи — комсомольская организация. Воспитательная работа в детском коллективе должна проводиться через комсомольцев. Комсомол должен помочь учителям найти выход для кипучей энергии подростков, а ребятам — осуществить свои замыслы, мечты и идеалы в соответствии с политикой партии.
------------------------------------------------------------------
1. Н. К. Крупская. О воспитании и обучении, Учпедгиз, 1946, стр. 84—85.
2. А С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 454.
3. Там же, т. 5, стр. 335—336.
------------------------------------------------------------------
Макаренко считал, что комсомол имеет решающее значение в деле организации коллектива. В коммуне имени Дзержинского Макаренко стремился к тому, чтобы значение комсомольской организации все время возрастало. И именно благодаря сильной комсомольской организации, ее большому воздействию на ребят Макаренко на третьем году существования коммуны смог в один день снять всех воспитателей, переведя их на педагогическую работу. Комсомольская организация коммуны была одной из сильных в Харькове. Коммунарам-комсомольцам работы было по горло, в их руках целиком был «чуткий руль коммуны». На плечах комсомола лежали и многие ответственные задачи по производству. «Мне их становится иногда жаль, — рассказывает Антон Семенович. - На улице золотой радостный вечер, кто-то смеется и кто-то катается на велосипеде, а в «тихом» клубе наморщили лбы пять комсомольцев и выслушивают довольно путаные объяснения мастера, которому следовало бы в двух словах повиниться и признать, что вчера проспал и поэтому в цехе полчаса не было работы. В таких случаях я нажимаю и требую сокращения работы комиссий» (1). В трудах Макаренко нет статьи или лекции, в которой бы он специально касался работы комсомольской организации. И роль комсомола в системе Макаренко не может быть полностью раскрыта в специальном разделе. Но каждый вдумчивый руководитель детского учреждения и учитель без особого труда найдут у Макаренко достаточно ценных указаний о том, как привлечь комсомольскую организацию детского учреждения к воспитательной работе в целом. Надо только постоянно помнить: умелое использование комсомольского актива приведет к тому, что в руках учителей будет величайшая и способная на чудеса сила. Макаренко придавал большое значение и пионерскому движению и в своих поисках новых форм строения коллектива часто обращался к формам пионерской организации, находя их оригинальными и живыми.
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО АКТИВА
В период организации единого школьного коллектива чрезвычайно важным является процесс образования актива из числа наиболее деятельных и передовых воспитанников. В колонии имени Горького каждый новичок зачислялся воспитанником. Хорошо проявив себя во всей жизни колонии, воспитанник получал звание колониста. Старший товарищ торжественно вручал ему значок колониста. «Вот тебе значок колони-
-----------------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 93.
-----------------------------------------------------------------------
ста, — говорил он. — Теперь ты будешь полноправным членом нашего коллектива. Интересы колонии и всего Советского государства ты будешь ставить впереди своих личных интересов. А если тебе потом прядется стать на защиту нашего государства от врагов, ты будешь смелым, разумным и терпеливым бойцом». В коммуне имени Дзержинского путь коммунара обозначался также «знаменательным чертежом движения: вот ты пришел в коммуну, — ты только воспитанник; ты уже пошел вперед, — ты получаешь звание коммунара, наконец, ты ведешь других, ты борешься впереди, ты хорошо знаешь, за что борешься, — ты получаешь звание коммунара-дзержинца... Этот путь не легкий, но всегда неизменно радостный, бодрый путь победителя» (1). Н. К. Крупская придавала большое значение символике. Значок как символ принадлежности к какой-либо организации «укрепляет, — писала Надежда Константиновна,— связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки, ставит под общественный контроль члена коллектива» (2). В коллективах Макаренко было установлено, что колонист или коммунар с момента зачисления его в члены актива отличается от воспитанника степенью участия в решении дел своего учреждения и характером некоторых прав и обязанностей. Первым правом активиста было доверие: ему были обязаны верить на слово, если дело касалось его лично. И почти не было случаев, чтобы активисты не старались оправдать этого доверия. Конечно, каждое детское учреждение может устанавливать для своих активистов специальное звание и вырабатывать особые их права, применительно к своим условиям и контингенту. Но привилегии активистов должны явиться в глазах всех воспитанников справедливыми, как результат большой работы и заслуг, актива перед коллективом. Поэтому необходимо, говорил Антон, Семенович, предъявлять к членам актива постоянно большие деловые и дисциплинарные требования. «Только в этом случае организация актива имеет педагогическое значение. Пониженные требования к активу и незаслуженные привилегии, как и всякое неоправданное потребление, приводят к загниванию актива» (3).
Создание актива ни в коем случае не должно происходить самотеком, для нормального роста актива необходимо придать ему определенные организационные формы, надо иметь список членов актива и следить, чтобы звание членов актива не сделалось фикцией. А для этого надо, как только выделен и организационно оформлен актив, чаще собирать его, беседовать о делах и
-------------------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 322.
2. Н. К. Крупская, О воспитании и обучении, Учпедгиз, 1946, стр 48.
3. А. С Макаренко, Соч., т. 5, стр. 35.
-------------------------------------------------------------------------
перспективах учреждения, находить с ним решение текущих вопросов, выделять из него лиц на руководящую работу, остальным давать отдельные поручения, подчеркивая значение их звания. Звание члена актива надо давать осмотрительно, чтобы потом не приходилось исключать из актива. Однако «нужно стремиться к тому, чтобы большинство воспитанников были организационно оформленными членами актива» (1). В приказах по коллективу, которые, по мнению Антона Семеновича, должны быть обязательно отдельно от приказов по учреждению, при упоминании фамилии воспитанника следует указывать и его звание. Выявлять новых членов актива, объединять и увлекать их энергичной работой в коллективе — вот первостепенная задача педагога-организатора. А так как актив должен быть активом комсомольским, то вся работа по созданию и укреплению актива и должна проводиться вместе с комсомолом. Комсомольская организация по мере надобности созывает широкое собрание актива. Однажды Макаренко задали вопрос: «Как сохранить созданный коллектив?». «Очень просто, — ответил он, — во-первых, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, т. е. чтобы всегда было несколько слоев все повышающихся членов коллектива: и учителей и учеников, а во-вторых, оберегайте правила, традиции» (2).
«Живое ядро», «подготовленное поколение», «все повышающиеся члены коллектива» — это и есть здоровый актив коллектива. Создавая его вдумчиво и организованно, воспитатели и педагоги будут накапливать тот резерв, который не только примет деятельное участие в разрешении всевозможных задач учреждения, но и обеспечит преемственность поколений в коллективе и сохранит стиль, тон и традиции коллектива.
Заменяя в общественной работе окончивших учреждение воспитанников, подрастающий актив обеспечит и сохранение единства коллектива.
-------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 35. 2. Там же, стр. 246
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.