«Мы должны, — указывал Макаренко, — выдать в качестве продукта не просто личность, обладающую такими или иными чертами, а члена коллектива, при этом коллектива определенных признаков» (1). Признаки, иначе качества коллектива, создание которого является основной задачей школьного воспитания, должны вытекать из социалистического характера каждого советского коллектива. Непрерывное движение вперед, развитие, прогресс является первым признаком жизнеспособного действующего коллектива. Не успокаиваться на достигнутом — вот путь воспитания творческой личности нового, советского человека. Такую установку в коллективном воспитании Макаренко называет «законом движения коллектива». Вдохновенно говорит Макаренко о том, что правильно воспитывать коллектив — это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день». Советская система воспитания тем и отличается от буржуазной, что советский детский коллектив, видя опереди лучший завтрашний день, стремится к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте. «Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика» (2), — указывал Макаренко. Совершенно очевидно, что «закон движения коллектива» непосредственно связан с основным положением системы Макаренко, с «теорией завтрашней радости», с «системой перспективных линий».
Настойчивая, веселая мечта, стремление к тому, чтобы завтрашний день обязательно был лучшим, чем сегодняшний, приведет к тому, что детский коллектив будет расти и богатеть. Если же каждый новый день будет похожим на вчерашний, то это будет означать остановку в движении коллектива, это неизбежно приведет к тому, что весь коллектив будет ощущать неудовлетворенность. Замечательная игра перспективных линий видна в решении колонии переехать на новое место, начать новую жизнь. Колонии предложили занять прекрасное имение в Запорожье, где было 1200 десятин пахотной земли и огромный дом-замок. Агроном Шере составил «переливающий алмазами, изумрудами, рубинами» хозяйственный план, в котором лучились, играли, ослепляли тракторы, сотни коров, тысячи овец, сотни тысяч птиц и многое другое. Колонисты знают, что будет трудно, что снова предстоят лишения, но все это не останавливает их. Но Наркомфин Украины в лице маленького человечка в худом пиджачке разрушает мечты колонистов. Тяжело переживают они потерю своей прекрасной надежды, но не сдаются и продолжают
-----------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 443.
2. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 401.
-----------------------------------------------
упрямо верить в необходимость переезда туда, где надо будет создавать гораздо более трудное и значительное, чем они создавали раньше. После того как колонии не разрешили занять очаровавшее всех колонистов имение в Запорожье, им предложили переехать в Куряж. Антон Семенович, осмотрев Куряж, созывает общее собрание колонистов, чтобы вместе с ними окончательно решить вопрос о переезде. Общее собрание сдержанно выслушало доклад Антона Семеновича. Правдиво, буквально без одного радужного слова, рассказывает Макаренко о Куряже. Смех колонистов неожиданно для него прерывает его рассказ. И Макаренко понимает, что это не смех надежды или счастья — это насмешка. Однако когда доклад был окончен, все смотрели на Антона Семеновича озабоченно и серьезно. Начались высказывания. Некоторые с насмешливой шуткой, иные просто и серьезно говорили о гибели колонии, о невозможности подчинить своему влиянию преобладающее количество куряжан. Антон Семенович рассказывал, что и ему захотелось грустно улыбнуться. «В течение целого года,— думал он,— мы рвались к широким, светлым просторам, неужели наше стремление может быть увенчано каким-то смешным загаженным Куряжем?... Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу, украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение?» (1). Но вот поднимается Калина Иванович. Он тяжело переживал необходимость растаться с колонией, и в его глазах Антон Семенович видит «большую человеческую печаль». Калина Иванович напоминает прежде всего, что каждый колонист — это передовой человек, и потому каждый из них должен думать о том, что ведь пропадает триста его братьев, «триста ж людей», «таких же Максимов Горьких, как и ты». Взволнованно убеждает он горьковцев, что колония должна переехать в Куряж, чтобы из этих людей вышли «люди правильные». И не какая-нибудь шпана, продолжает Калина Иванович, а весь харьковский пролетариат будет смотреть на колонистов, и сам Горький порадуется, что они не испугались нового и такого сурового подвига. По мере того, как говорил Калина Иванович, румянее становились щеки колонистов и теплее загорались их глаза. Многие из сидящих на полу сдвинулись ближе друг к другу, а некоторые положили подбородки на плечи соседей, неотступно вглядываясь не в лицо Калины Ивановича, а куда-то дальше, в тот свой будущий подвиг. А когда напомнил Калина Иванович о Максиме Горьком, ахнули напряженные зрачки колонистов человеческим горячим взрывом, загалдели, закричали, задвигались пацаны, бросились аплодировать, но и аплодировать было некогда.
-------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 413.
-------------------------------------------
«Пусть Антон Семенович скажет свое мнение»! — крикнул кто-то. Антон Семенович поднялся и сказал коротко: «Да здравствует колония имени Горького!». Эта сцена свидетельствует о ценности личных перспектив колонистов, о связи их перспектив с перспективами коллективными даже тогда, когда путь к высоким целям совсем не казался усыпанным цветами. А потому и законна была гордость Антона Семеновича тем, что его коллектив не просто передвигался в пространстве, а всегда имел перед собою ясно поставленные трудные цели и, преодолевая трудности, шел к ним. В методике воспитательной работы детских учреждений одной из существенных задач и является соблюдение «закона движения коллектива», т. е. организация новых перспектив, использование уже имеющихся, постепенная постановка более далеких и ценных перспектив. Этот закон коллектива может служить отправным положением при планировании воспитательного процесса. Разрабатывая переход от более близких и личных целей к более ценным и далеким, не следует забывать, что в практической деятельности коллектива эти цели нередко противопоставляются. «Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит коллектив не советский, значит, он организован неправильно» (1). Правильная организация коллектива тесно связана не только с организацией перспектив, но и с претворением личных целей в общественные, причем должна быть полная гармония личных и коллективных целей, у каждого воспитанника не должно быть никакого ощущения противоречия между ними. Все стремления горьковцев, их новые перспективы были особенно ценны тем, что в них была полная гармония личных перспектив и общественных. Такая гармония и является характерным признаком советского общества. Но эта гармония не придет самотеком. Необходимо воспитывать у нашей молодежи не только заботу о личных путях, но главным образом стремление к перспективам коллективным и человечески значимым. Конечно, организацию «перспективных линий» надо начинать с личных и близких перспектив. С радостной мыслью о завтрашнем дне должен жить каждый воспитанник. Когда у него выучен урок, то он просыпается всегда с хорошей перспективой. «Вот почему,— говорил Антон Семенович,— важно помочь ему этот урок выучить». В молодом коллективе, где еще происходит борьба между перспективами правильными и неправильными (как, например, стремление показать свою силу над слабейшим, грубо отнестись к товарищам и т. п.), надо уделять самое большое внимание организации близкой перспективы: устройству кино, концерта, организации кружков, организации катка, спортивной площадки, под-
-----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 206.
-----------------------------------------
готовке к проведению выходного дня и т. п. Все это надо организовать так, чтобы весь коллектив находился в движении, чтобы к обсуждению и к участию привлекалось как можно больше воспитанников. Строить близкую перспективу надо не только на принципе приятного, хотя бы в этом приятном и есть элементы полезного. «Надо дать возможность детям стремиться именно к таким удовлетворениям, которые требуют некоторого приложения труда... Жизнь коллектива должна быть наполнена... не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня» (1). Макаренко указывал: «В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» (2). «Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива» (3). Макаренко утверждал, что в жизни детских учреждений много возможностей для организации близкой перспективы. «Работа по организации близкой перспективы, — указывал он, — должна проводиться регулярно в самых разнообразных формах. Работа эта очень легкая и интересная и никаких особенных хитростей не представляет» (4). Но Антон Семенович предупреждал, что игра перспективных линий только тогда будет действительна, если вы на самом деле заботитесь о коллективе, если вы не обманываете коллектив, показывая ему заманчивые перспективы, которые потом оказываются не существующими. Постепенно надо приучать воспитанников ставить перед собою практические цели более отдаленные и более высокого общественного значения. Макаренко называет эти цели средними перспективами, и сущность их заключается «в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени».
К таким средним перспективам Макаренко относит подготовку к революционным праздникам, к различным юбилейным датам, к лагерям и т. д. Подготовка к этим событиям должна начинаться задолго. Первомайский поход, например, будет, по словам Антона Семеновича, в том случае воспитательно полезным, если он ощущается в течение всей зимы, в каждый рабочий день, усиливая и украшая каждую близкую перспективу. Подготовка к праздникам должна чувствоваться сначала только в форме кол-
-----------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 78—79.
2. Там же, стр. 75.
3. Там же, стр. 79.
4. Там же, стр. 79—80.
------------------------------------------
лективной мысли, бесед. «Полезно,— говорил Антон Семенович,— если по поводу проведения такого праздника возникает в коллективе два проекта, и весь коллектив занимается разрешением вопроса, какой проект лучше» (1). А когда проект утвержден, немедленно надо приступить к выбору различных комиссий, привлекая в них как можно больше воспитанников. Отчеты этих комиссий должны чаще заслушиваться на общих собраниях. Если в коллективе детям хорошо и они любят свое учреждение, то они не могут относиться безразлично к его будущему. Забота о будущем всего учреждения в целом, о его более богатой и культурной жизни — это уже является далекой перспективой. Такая серьезная и высокая цель всегда должна стоять перед детьми. Она может увлекать ребят на большие работы и напряжения, может действительно составлять для них радостную перспективу. В особенности эта перспектива имеет значение тогда, когда не прерывается связь учреждения с выпускниками. «Воспитание такой перспективы является очень важным этапом в деле широкого политического воспитания, так как служит естественным практическим переходом к более широкой перспективе — будущему всего нашего Союза. Будущее Союза, его движение вперед является самой высокой ступенью в деле организации перспективных линий; не только знать об этом будущем, не только говорить о нем и читать, но и всеми чувствами переживать движение вперед нашей страны, ее работу, ее успехи» (2). Воодушевляя воспитанников стремлением к выполнению того или иного дела, добиваясь вместе с ними этого выполнения и постепенно расширяя и отдаляя перспективы, педагог укрепит у воспитанников веру в свои силы и возможности и приучит их к выполнению долга. Кроме того, всякая «даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым, что и составляет главные качества коллектива. Но не только в этом значение «закона движения коллектива», тесно связанного с «системой перспективных линий». Соблюдение этого закона обеспечивает диалектику воспитательного процесса в коллективе, помогает воспитывать у детей творческое отношение к действительности, учит мечтать и осуществлять задуманное, заставляет детский коллектив чувствовать себя частицей нашей необъятной Родины. И все это будет мощным средством воспитания советского патриотизма.
«Принцип параллельного действия»
«Советская педагогика есть педагогика не прямого, а параллельного педагогического действия» (3). Этими словами Макаренко
------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 81.
2. Там же, стр. 82. 3. Там же, стр. 93.
------------------------------------------
ставит на положение закона разработанный им теоретически и проверенный на практике «принцип параллельного действия».
Макаренко утверждает, что дисциплинирование отдельной личности и полная свобода отдельной личности не наша музыка. «Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна» (1). Только в адрес коллектива и должны мы направлять наше «организованное педагогическое влияние». В начале своей деятельности Макаренко думал, что, организуя и воспитывая каждого ученика отдельно, он создаст в конечном итоге хороший коллектив. Но с течением времени Антон Семенович убеждается в том, что «нужно иногда не говорить с отдельным учеником, а сказать всем, построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении» (2). В коммуне имени Дзержинского Макаренко строит уже и свою работу и работу всех органов коллектива, комсомольского бюро, общего собрания и т. д. так, чтобы по возможности не иметь дело с отдельной личностью. Но он уточняет, что это только «официальная формулировка». «В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела» (3). «Я называю эту логику,— говорил Макаренко,— логикой параллельного педагогического действия» (4). Корни этой логики в том, что, «отстраняя воспитательную работу специально над отдельным лицом, над пресловутым «ребенком», составляющим заботу педагогики, мы усложняем воздействие на личность. Мы считаем, что влияние отдельной личности на отдельную личность есть фактор узкий и ограниченный» (5). Только для учителя ребенок является объектом воспитания. Для самого воспитанника он — живой человек со своими радостями, жизненными впечатлениями; он не столько воспитанник, сколько член коллектива, гражданин. Учитель и обязан стремиться к тому, чтобы воспитанник прежде всего чувствовал себя гражданином, а для этого и надо прикасаться к личности «с особо сложной инструментовкой».
Макаренко приводит примеры такой инструментовки, основанной на «принципе параллельного, действия».
------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 424.
2. Там же, т. 5, стр. 230. 3. Там же, стр. 166.
4. Там же. 5. Там же, т. 2, стр. 400
------------------------------------------
«Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю: — У тебя опоздание на заводе. — Да, Петренко опоздал. — Чтобы этого больше не было.
— Есть, больше не будет. На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд. — У вас Петренко опаздывает второй раз на завод. Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет. — Можете идти» (1).
Затем Антон Семенович лишь следит за тем, что делается в отряде. Отряд обычно сам воспитывает того члена своего коллектива, чье поведение накладывает пятно на весь коллектив. Также, если кто-либо из воспитанников коммуны был уличен в воровстве, то с ним, конечно, велась отдельная работа, но замечание делалось всему коллективу, членам которого был провинившийся, и отвечал за пропажу весь коллектив в целом. И вот еще интересный пример приводит Макаренко. Отряд, в котором большинство отличников и который выдвигается на первое место, получает билеты в театр. Билеты дают всем, даже тем, у кого плохие отметки. Казалось бы, что это несправедливо, а на самом деле чрезвычайно полезно. Тот, кто сам не заработал, а пользуется тем, что заработали его товарищи, чувствует себя неловко, «и это является для него молчаливым нравственным обязательством». Такое «авансирование личности» Макаренко считал очень полезным. Итак, воспитание как отдельной личности, так и всего коллектива должно проходить «только совместно и только в одном общем приеме». «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив» (2).
Считая, что «основным путем прикосновения к индивидуальности» должен быть первичный коллектив, Макаренко требовал от педагога, в случае нарушения кем-либо дисциплины, добиваться коллективного обсуждения случившегося, чтобы весь первичный коллектив занялся этим вопросом. Педагог должен возбудить активность ребят, требования коллектива к отдельной личности. Логическое убеждение в таких случаях должно принимать форму не личного обращения к нарушителю, а обращения к коллективу, форму протеста. При этом желательно, чтобы «в своих высказываниях отдельные члены коллектива требовали гораздо более решительных мер, чем это педагогически желательно, что-
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 167. 2. Там же, стр. 334.
-------------------------------------
бы окончательное постановление было более мягко, чем многие предложения» (1). В каждом воспитаннике надо развивать сознание зависимости его от общественного мнения, сознание ответственности перед, коллективом и необходимости беспрекословного подчинения требованиям коллектива. Конечно воспитание должно быть направлено к тому, чтобы интересы коллектива и личности совпадали, но при конфликте между ними «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца, даже до беспощадного конца и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности» (2). Макаренко рассказывает о таком сложном случае в коммуне. Однажды дежурным по коммуне был воспитанник, которого он условно называет Ивановым. Он был комсомолец, хороший производственник и пользовался уважением всех. Иванов вечером, во время рапорта, доложил, что у мальчика Мезяка украли радиоприемник. Это был первый радиоприемник в коммуне и Мезяк купил его на деньги, собранные в течение полугода из своего заработка. Радиоприемник исчез из спальни, которая не запиралась, но в которую никто не имел права в течение дня заходить. Было созвано общее собрание, на котором Иванов тактично вел разбор пропажи приемника, указал на тех, кто мог войти в спальню за инструментом, высказал несколько подозрений и предложил выбрать комиссию, чтобы выяснить дало до конца, так как во-первых, жалко Мезяка, а во-вторых, этот поступок должен был, по его мнению, всех тревожить. Наутро Антону Семеновичу малыши-пионеры сообщили, что радиоприемник найден ими в суфлерской будке, а уже днем эти же пионеры видели, как Иванов подходил к будке и что-то слушал. Антон Семенович сыграл ва-банк. Вызвал Иванова и сказал: «Ты украл радиоприемник, и баста!». Иванов побледнел и отрицать не решился. Снова созвали общее собрание, на котором воспитанники постановили выгнать Иванова, буквально — открыть дверь и спустить с лестницы. Антон Семенович возражал против изгнания Иванова, предлагал обдумать все хорошенько, но несмотря на то, что он пользовался большим авторитетом у коммунаров, его лишили слова в первый раз за всю жизнь коммуны. На следующий день приехали представители из НКВД, чтобы добиться, как они сказали коммунарам, справедливости и отмены постановления. Произошел целый диспут о дисциплине между чекистами и коммунарами. Чекисты говорили о том, что Иванов был всегда активистом, ему доверяли коммуну, а теперь его хотят выгнать, когда он в первый раз украл. «И затем, куда
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 2. Там же, стр. 140—141.
---------------------------------------
он пойдет? — спрашивали чекисты.— Он пойдет на улицу, а это значит — бандит! Неужели вы так слабы, что не можете перевоспитать Иванова?» А этот «бандит» целый день в истерике бился и с ним доктора возились. «Вот,— говорят чекисты,— человек болен. Вы, такой сильный коллектив, вы перековали столько человек, - неужели вы боитесь, что он плохо на вас повлияет. Ведь вас 456 человек! А он один». «Это убийственные доводы, это убийственная логика»,— говорит Антон Семенович, соглашаясь с чекистами по существу. Но вот, что ответили коммунары: «Если бы он украл что-нибудь — одно дело. Но он был дежурным командиром, мы ему доверили коммуну, он председательствовал на общем собрании и упрашивал нас — говорите то, что знаете. Тут не воровство. Это он один нахально, цинично, нагло пошел против всех... И, во-вторых, мы с ним, конечно, справимся... Мы потому и справимся с ним, что мы можем его выгнать. И если мы его не выгоним, и другого не выгоним, тогда наш коллектив потеряет свою силу, и ни с кем не справится» (1). Спор шел долго, до 12 часов ночи. Коммунары, наконец, перестали возражать и даже аплодировали хорошим речам чекистов. Но когда дело доходило до голосования, то все как один поднимали руку за то, чтобы Иванова выгнать. Единственное чего добились в конце концов чекисты и Антон Семенович: не физически выгнать, а взять под стражу и отправить в Харьков. Этот случай особенно убедил Антона Семеновича в том, что «беспощадный конец» должен быть там, где надо оказать предпочтение интересам коллектива. Правда, необходимо, чтобы этот беспощадный конец, говорил Антон Семенович, был «беспощаден только в логике... нужно так организовать технику беспощадности, чтобы интересы коллектива стояли впереди интересов личности, но и чтобы личность не оказалась в тяжелом, катастрофическом положении» (2). Такие категорические требования коллектива в каждом отдельном случае нарушения дисциплины не являются по своей логике защитой лишь интересов коллектива. Эта логика «больше направлена в защиту интересов личности, чем всякая другая. Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 139—140. 2. Там же, стр. 141.
--------------------------------------
субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива. Это замечательно выгодная педагогическая конъюнктура. Защищая каждого члена коллектива, общее требование в то же время от каждого члена ожидает посильного участия в общей коллективной борьбе...» (1). Форма коллективного реагирования без всякой специальной педагогической инструментовки приводит к развитию понятия о ценности коллектива, о его достоинстве. А также «в этой форме коллективного реагирования коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания, так как в этой форме он проходит опыт активной защиты своих интересов» (2). В педагогике «параллельного действия» и лежит начало политического воспитания: такая ответственная роль коллектива приведет к тому, что коллектив «осознает себя как часть великого классового пролетарского коллектива, связанную с ним в каждом своем движении. Это и есть политическое воспитание, отличное от политического образования» (3).
«Принцип параллельного действия» безгранично расширяет воспитательные возможности учителя. Коллективное воздействие дает воспитателю-директору большую силу и при этом силу чрезвычайно нежную, говорил Антон Семенович, и никакими уговорами нельзя сделать того, что может дать правильно организованный, гордый коллектив. Педагог должен умело сочетать свое руководство с большими и реальными правами коллектива как субъекта воспитания. Он должен во-время дать коллективу правильный совет, не нарушая у детей впечатления их самостоятельности, стремясь к тому, чтобы воля его и воля коллектива была единой. Достичь этого педагог сможет только при условии, если он будет выступать перед коллективом воспитанников «как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди их за все идеалы первоклассного советского детского учреждения». Но если коллектив сбивается на неправильный путь, то педагог ведет с этим борьбу, «опираясь на лучших его членов и защищая при этом не свои педагогические позиции, а прежде всего интересы воспитанников и всего учреждения» (4). Советская педагогика основана на том, что нужно не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива, и не в форме прямого обращения к отдельным воспитанникам, а только в форме параллельной операции, возбуждая внимание всех и давая возможность всем принять участие как в обсуждении, так и в окончательном решении. Тогда учитель и получает возможность развернуть перед коллек-
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 2, стр. 403.
2. Там же, т. 5. стр. 69.
3. Там же, т. 2, стр. 403.
4. Там же, т. 5, стр. 95.
--------------------------------------
тивом какую-то моральную картину, «дать детям и положительные чертежи правильного поступка.... Только в такой коллективной инструментовке возможно настоящее коммунистическое воспитание. Только в этом случае и весь коллектив, и каждый отдельный ученик приходит к ощущению силы коллектива, к уверенности в его правоте...». Такая сила коллектива, его крепость и является одним из признаков правильного коллектива, одним из его главнейших качеств.
«Преемственность поколений»
Только тогда коллектив может считаться настоящим коллективом высокого качества, когда между всеми его членами установились дружеские, теплые отношения. «Тема дружбы младших учеников со старшими — совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив»,— говорил Макаренко. «Надо добиться такого положения, чтобы 8—9—10-летний мальчик смотрел на старшего, на ученика X класса, как на свое заветное будущее, чтобы он его любил... чтобы он видел в нем что-то более высокое, чтобы старший был для него примером» (1). С годами практической воспитательной работы Макаренко пришел к заключению, что возраст не является одним из обязательных, определяющих начал в воспитании. Малыши, обособленные в большом детском коллективе от других возрастов, попадают в искусственное состояние, в таком коллективе нет постоянного влияния более старшего возраста, нет преемственности поколений, «морального и эстетического импульса, который исходит от старших братьев, от людей более опытных и организованных и, главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец для малышей» (2). Объединение детей разного возраста в детских учреждениях дает большой воспитательный эффект. Оно создает более тесное взаимодействие возрастов, естественное условие «постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие» (3). Но Антон Семенович предупреждал, что, объединяя вместе со старшими и малышей, необходимо самым внимательным образом учесть, под каким влиянием будет находиться младший, кто
----------------------------------------
1. А. З. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 494.
2. Там же, т. 5, стр. 162.
3. Там же, стр. 11.
----------------------------------------
будет отвечать за его поведение и его работу, кто должен проявлять особенную о нем заботу. Для организации настоящей дружбы между всеми членами коллектива, независимо от их возраста, Макаренко применял «специальную инструментовку».
«У каждого старшего ученика, — рассказывал он,— обязательно был так называемый «корешок»... Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос: — А чей он корешок? - Володи Козыря. - Пусть Володя Козырь даст объяснение. И Володя Козырь — комсомолец, ученик X класса, 17-летний парень — вставал и говорил:
— Прозевал, я его исправлю, не наказывайте» (1). Никакой школьной воспитательной работы старшие не проводили, но у них было с младшими настоящее братство, настоящие братские отношения. Такой детский коллектив, который будет напоминать семью, является самым выгодным в воспитательном отношении. В нем «создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений». Малыши в таких коллективах не будут «вариться в собственном соку», а у старших, кроме заботы о младших, появится большая ответственность как за свои слова, так и за свои поступки. Уверенно говорил Макаренко о том, что в любом детском учреждении можно легко организовать такую дружбу, которая создаст удивительные отношения в коллективе, придаст коллективу прелесть отношений младших и старших братьев и сестер. В школах и других детских учреждениях еще часто сталкиваешься с тем, что старшие и младшие воспитанники не знают друг друга, их отношения чисто официальные, а потому и неестественные. Но многие учреждения уже поняли значение такой дружбы между старшими и младшими, поняли значение «преемственности поколений». В таких учреждениях создаются, например, бригады чистоты и порядка, в которые входят дети разных возрастав. Кроме того, старшие выбирают себе «братишек и сестренок», берут их под личную опеку, организуют настоящее шефство. На почве деловых отношений и создается дружба между детьми всех возрастав.
Такая дружба не может быть создана силами только одного хорошего педагога; она создается силами хорошего педагогиче-
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко. Соч., т. 4, стр. 494.
---------------------------------------
ского коллектива и хорошего руководителя, так как создание коллектива, связанного тесными узами дружбы, требует «квалифицированного и вдумчивого педагогического руководства и влияния», более высокой формы организации воспитательного процесса.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.