Коммунистическая партия создала учительские кадры, которые преданно, самоотверженно и последовательно идут за ней. Страстно говорил Макаренко о том, что партия раскрыла перед учительством светлые и широкие перспективы, а советской школе предоставила все возможности для отличной работы. В этом и таятся богатейшие силы и возможности советской учительской армии. Макаренко указывал, что учителя подошли вплотную к еще более трудной, но и еще более почетной задаче, чем несколько-лет назад. Они должны не только создавать людские кадры для всех отраслей жизни — на них возлагаются большие надежды: это на их плечах «должен подняться новый человек и поднять перед всем миром совершенное коммунистическое общество...» (1). Говоря об успехах советской школы, Макаренко признавал право гордиться ими, но подчеркивал, что «именно эта гордость
-----------------------------------------
1. Там же, т. 7, стр. 328.
-----------------------------------------
не позволяет нам сказать, что все уже сделано... Нет, впереди еще много дела!» (1).
Особенно много незавершенного как раз в тех вопросах, которые являются решающими в скорейшем построении коммунизма. Практика коммунистического воспитания в школе все еще отстает от требований нашей жизни. И все это, конечно, происходит потому, что педагогическая теория слишком мало идет на помощь практику-учителю. Все еще не затрагивает она тех вопросов воспитания, которые в практической воспитательной работе давно уже встали на степень важнейших проблем. С большим недоумением спрашивал Антон Семенович: «Отчего то, что для практиков составляет главный вопрос, не составляет никакого вопроса в «теории?» (2). А ведь в правильном разрешении этих вопросов — весь залог успеха. Совершенно очевидным является то, что детский коллектив нельзя воспитать, если каждый учитель будет воспитывать так, как ему хочется. Руководить детским коллективом, воспитывать его может только сплоченный коллектив педагогов. При этом коллектив учителей и коллектив детей не должны представлять собой два отдельных коллектива, они обязательно должны составить один коллектив, единый коллектив школы. Педагогическая теория еще не раскрыла со всей глубиной значения этого единства ученического и педагогического коллективов, не помогла учителям по-настоящему понять, насколько велика их коллективная ответственность за то, чтобы каждый ученик, окончив школу, мог безошибочно найти свою дорогу в жизни. Не раскрыла педагогическая теория и того, что советское воспитание может быть делом только такого коллектива педагогов, в котором каждый его член не имеет права ни на какую «собственную», отдельную от коллектива методику. В печати рассказывался как-то случай, когда большинство педагогов одной школы настаивало на исключении учащегося, казавшегося почти всем неисправимым. Одна из классных руководительниц взяла этого учащегося в свой класс, и вот после какого-то отрезка времени для всех стало очевидным, что мальчик исправился. На педагогическом совете учительница рассказала о своих методах. Собравшиеся учителя были неудовлетворены выступлением учительницы, сделавшей так много, а рассказавшей так мало. «Радость победы затмила путь борьбы», — разочарованно сказал кто-то. И вот, такой «стиль» работы педагогического коллектива не вызвал ни у работников школы, ни у редакции газеты и тени сомнения, и тени осуждения. Не является ли это самым убедительным доказательством того, что учителя и вся наша общественность еще недостаточно следуют указаниям Макаренко, что «нормальная работа школы немыслима без сплоченного педагогического коллектива, придерживающегося единой методики» (3) и что там, где педагоги не объединены единым планом работы, единым тоном, единым точным подходом к ребенку, там по существу нет педагогического коллектива, там и не может быть никакого воспитательного процесса. Разбирая описанный выше случай, видим, что в воспитательной работе школы расчет делался на обособленного воспитателя. Ведь и в педагогической литературе сплошь и рядом слово «воспитатель» появляется в единственном числе. Решительно настаивал Макаренко на том, что нельзя делать ставку на отдельного обособленного учителя, хотя бы даже он был классным руководителем. Нельзя потому, что это ставка на талант, на способности. Расчет на силы и способности отдельного учителя грозит большой опасностью. «Допустим, — говорил А. С. Макаренко, — что из миллионной армии учителей у нас сто плохих воспитателей. Что же мы можем, значит, спокойно сказать, что эти сто плохих воспитателей дадут брак?.. Так ставить вопрос нельзя» (4). Полагаясь лишь на случайное распределение талантов, мы ставим под угрозу судьбу многих детей, попавших к неталантливым педагогам: ведь в силу этого дети могут войти в жизнь с какими-то отклонениями от нашей советской моральной нормы. Поэтому и настаивал Макаренко на том, что воспитание детей должно строиться в расчете не на талант воспитателя, а только на мастерство, т. е. на действительное знание всего воспитательского процесса.
Длительный опыт работы над вопросами воспитания убедил Антона Семеновича в том, что мастерство воспитания — это специальность, которой надо учить учителя, как учат врача, музыканта, ибо «специальность учителя — быть воспитателем». Каждый учитель должен учиться мастерству воспитания, и каждый может стать мастером своего дела. К сожалению, преподаванию этого мастерства в некоторых педагогических учебных заведениях не уделяется должного внимания, и мы еще вправе называть это мастерство кустарным. Поставив перед собою вопрос: что такое педагогическое мастерство, Макаренко ответил на него предельно кратко, определив лишь существо вопроса: «Я имею склонность отделять процесс....воспитания от процесса образования» (5). Макаренко неустанно боролся за это утверждение. В фрагменте к работе «Что значит воспитать ребенка», начатой за 2 недели до смерти, Антон Семенович писал о том, что нельзя добиваться настоящих —
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 370.
2. Там же, т. 1, стр. 656.
3. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 376.
4. Там же, т. 4, стр. 485.
5. Там же, т. 5, стр. 265.
----------------------------------
а настоящих — это значит грандиозных — результатов в воспитательной работе, если ограничиться суммой «правильных марксистски освещенных знаний», т. е. тем, что принято называть термином «воспитывающее обучение». Необходимо создание специальной воспитательной дисциплины. Пока же, к сожалению, во многих педагогических учебных заведениях, как и во времена Макаренко, считают, что «никаких отдельных вопросов воспитания нет». Полезно вспомнить случай, описанный в «Восточно-Сибирской правде» еще в 1950 году, который свидетельствует о том, что практика работы учителей подтверждает необходимость логического выделения вопросов чистого воспитания в область, отдельную от вопросов обучения. В одной из школ г. Иркутска русский язык преподавала опытная учительница Ветрова. Директор школы настоятельно рекомендовал молодым учителям познакомиться с опытом ее работы. Однажды молодая учительница Мария Сергеевна попросилась на урок к Ветровой. Холодно и равнодушно, с явной неохотой, как рассказывает Мария Сергеевна, Ветрова дала свое согласие. Урок шел по всем педагогическим правилам, но записывать молодой учительнице все же было нечего. Ничего похожего не было на то, за что так хвалил директор школы учительницу. Во второй половине урока в класс вошел мужчина в полувоенном костюме. Учительница преобразилась. Другим голосом, звучным и приятным, повела она урок, карандаш молодой учительницы стал быстро носиться по строчкам. Разбор предложений производился в новых, интересных вариантах, и Мария Сергеевна с досадой вздохнула, когда прозвенел звонок.
Проходя на перемене мимо Ветровой, Мария Сергеевна услышала, как возмущенно она рассказывала своей приятельнице, что какой-то родитель новичка «ввалился, даже не представился», «заставил меня распинаться». «Я думала, — говорила Ветрова, — какой-нибудь инспектор облоно, такой представительный, с портфелем...» И Марию Сергеевну, и того, кто писал эту заметку, взволновало лишь то, что встречаются учителя, которые «оживают» только для начальства. А разве только это должно было взволновать? Разве перед ними не вставал еще более серьезный вопрос: может ли воспитывать ребят учитель, который за 45 минут урока открыл пытливому взору ребенка самые отрицательные черты человека — лицемерие и подхалимство, сумел утвердить в неокрепшем сознании детей мысль, что таким «хамелеоном» быть не только неплохо, но даже удобно, и главное, что за это «превращение» нигде отвечать не приходится. И в печати «вопрос, взволновавший Марию Сергеевну» (так была озаглавлена заметка), так и не получил правильного освещения, потому что была затушевана главная причина воспитательных неудач — невнимание к проблемам чистого воспитания. Это невнимание к вопросам чистого воспитания приводит к тому, что молодые учителя, придя в школу, не вносят в воспитательную работу никаких изменений, не вливают новую струю в ее застоявшиеся реки. «В течение двух-трех лет, — писал Антон Семенович, — они на наших глазах забывают эту самую «теорию» и постепенно приучаются полагаться больше на эрудицию здравого смысла и житейского опыта, и в то же время они вместе с нами возятся с нашими проклятыми практическими проблемами, которые где-то там на педагогическом Олимпе не считаются ни проклятыми, ни педагогическими, ни даже проблемами» (1). Так и создается неопределенность воспитательного процесса в школе, что вместе с распыленностью педагогических сил снижает эффективность труда даже талантливых учителей. Тем более отражается эта неопределенность воспитательного процесса на работе сотен тысяч классных руководителей, которые, работая в одиночку, не находят нужной линии в работе, не овладевают своими воспитанниками. Но все это не задерживает роста советской науки о воспитании. На примере многих школ мы убеждаемся, что учителя, так же, как когда-то и сам Макаренко, считают, что вся практическая воспитательная работа состоит из проблем, без которых нельзя сделать и шагу, и что эти проблемы могут, а следовательно, и должны быть разрешены общими усилиями педагогов школы. В таких педагогических коллективах и создается замечательная методика советского воспитания, которая глубокими корнями связана с великим учением основоположников марксизма — ленинизма. Руководство этих школ и их учителя стремятся прежде всего правильно разрешить главнейшую проблему, проблему педагогического коллектива. «Очень трудно,— говорил Антон Семенович,— определить работу педагогического коллектива в каких-нибудь точных выражениях. Это, может быть, самый трудный вопрос в нашей педагогике...» (2). Но вместе с тем Макаренко точно определил сущность работы педагогического коллектива школы. Она заключается, по его словам, прежде всего «в организации характера педагога, воспитании его поведения... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало...» (3). Главное внимание всего педагогического коллектива должно быть направлено на поведение учителя, на его моральный облик, так как никто так не мешает воспитательной работе школы, как учитель, который сам не воспитан. Присутствие в коллективе такого учителя, по словам
------------------------------------
1. А. С. Макаренко. Соч., т. 1, стр. 656.
2. Там же, т. 5, стр. 174.
3. Там же, стр. 175.
------------------------------------
Антона Семеновича, может привести только к одному результату — к разложению коллектива. Поэтому для педагогического коллектива школы не может быть безразличным, какой характер у каждого из его членов и чем руководствуется он в своей жизни.
Следующая задача педагогического коллектива заключается, по словам Макаренко, в организации специальных знаний и навыков учителя, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем. Работа воспитателя требует от учителя большого напряжения, такой же точности, как и на производстве. Но это напряжение не должно приводить к тому, чтобы работа воспитателя стала для него непосильной, не должно оно и мешать учителю «быть человеком, иметь свою личную жизнь и покойную старость». Избежать этого учителю-воспитателю помогут точные знания воспитательного процесса, поэтому борьба за эти знания, которые и составляют педагогическое мастерство, должна стать одной из первоочередных задач всего педагогического коллектива. Говоря о педагогическом мастерстве, Антон Семенович указывал, что в работе воспитателя есть много таких признаков мастерства, прямых привычек, средств, которые каждый педагог, каждый воспитатель должен знать. Педагогическое мастерство включает в себя знание всех деталей и мелочей воспитательного процесса, а также и знание самой организации его. «Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора» (1). Большое значение придавал Макаренко умению учителя «читать на лице ребенка», узнавать по нему о многих признаках душевных движений, а также умению управлять и своим голосом и своим лицом. Макаренко часто указывал на серьезное значение «игры» педагога. «Педагог не может не играть... — говорил Антон Семенович. — Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать. Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть» (2). Антон Семенович не считал себя талантливым воспитателем, так как иначе ему «не пришлось бы, как он говорил, так много работать, ошибаться и страдать», но он всегда вместе с товарищами по работе стремился совершенствовать свое педагогическое мастерство. Он считал, что сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить такие простые слова, как например «иди сюда» с 15—20 оттенками и различными нюансами в постановке лица, фигуры, голоса. А это и дает уверенность, что ученик почувствует то, что нужно. Не может быть, утверждал Антон
-------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 349. 2. Там же, т. 5, стр. 265.
-------------------------------
Семенович, хорошим воспитателем тот, кто не владеет мимикой, кто не может придать своему лицу необходимого выражения или, сдержать свое настроение. Казалось бы, что педагогическому мастерству можно научиться только пройдя специальный курс педагогической науки. Это и должно быть заботой наших педагогических учебных заведений. Но, с другой стороны, нельзя научиться искусству воспитания, как и всякому искусству только по книгам. «Я убедился, — писал Антон Семенович, — что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» (1). Беда искусства воспитания, указывал Макаренко, в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Но эта «беда» является и спасением для тех учителей, которые не считают себя знающими воспитателями. Искусство воспитания может быть передано им с помощью образца, примера и иллюстрации. Возьмем к примеру такое простое искусство, как правильная беседа с родителями учащихся. Разве так уж трудна передать искусство, которым обладают передовые учителя,, остальным учителям школы и не допускать, чтобы кто-либо из них нарушал в разговорах с родителями важнейшие принципы советского воспитания? Много можно привести примеров, которые подтверждают убеждение Макаренко в возможности передачи учителями друг другу искусства воспитания. Такая передача опыта может, а следовательно, и должна быть организована в каждом педагогическом коллективе школы. Учеба педагогическому мастерству в самом педагогическом коллективе школы должна происходить в определенной обстановке и главным образом в обстановке товарищества и взаимопомощи, внимательного отношения учителей друг к другу. Справедливо считал Антон Семенович, что учителя одной школы должны, быть не только в хороших отношениях между собою, они должны быть друзьями. Необходимо также, чтобы труд любого учителя был известен всем членам коллектива педагогов и чтобы ни одно его достижение, а также и ни одна ошибка не проходили незамеченными. В одном из писем к Алексею Максимовичу Макаренко писал: «Спасибо, что обругали. Это у Вас так сильно и ласково выходит...» (2). Вот и надо добиться такой постановки товарищеского контроля над работой учителя, чтобы в душе его рождалась благодарность за сделанное ему замечание. Это будет тогда, когда весь педагогический коллектив правильно усвоит трудное искусство критики и самокритики. Учителя школы должны помнить золотые слова Антона Семеновича: «там, где нет полного единства всех педагогов школы между собою, там, где нет помощи
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 438. 2. Там же, т. 7, стр. 410.
---------------------------------
друг другу и большой требовательности друг к другу, там, где нет умения говорить своему товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там, где нет умения приказать товарищу (а это трудное умение) и подчиняться товарищу (а это еще более трудно), там нет и не может быть педагогического коллектива» (1). «Единство педагогического коллектива,— указывал Макаренко,— совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом» (2). И законом для каждой советской школы должно быть единодушное убеждение ее учителей в том, что ни один из них не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Сила воспитательного процесса именно в согласованности, в планомерности, в единстве действий учителей школы, и нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе. Благоприятные условия для развития индивидуализма создаются в тех педагогических коллективах, где царствует ложная педагогика, где мысли учителя-воспитателя далеки от серьезной деловой постановки вопросов воспитания, где его сердце объявляется «единственным регулятором» его воспитательной работы. Система воспитания, где действует «рецептура доброго сердца», в большинстве своем может, как говорил Макаренко, привести только к ханжеству, так как эта система неизменно осложнится конкуренцией добрых сердец, борьбой за симпатии детей, за титул «наиболее любимого учителя». Физиономия сердца, указывал Макаренко, на одной своей стороне добрая и любящая, вторую щеку свою сведет в судорогу злобы и зависти по отношению к коллеге, перещеголявшему всех в хитроумном своем педагогическом подвиге. А ведь у каждого педагога найдутся грешки и слабости, «удобный фон для развенчивающей агитации», а это в конечном итоге и приведет к той склоке, отвратительнее и вреднее которой в педагогическом коллективе нет ничего. Если «явление любимого учителя» и не создаст склоку, то все равно оно таит в себе доказательство того, что в данной школе нет коллектива педагогов. Учитель, добивающийся любви своих воспитанников, выделяет себя из коллектива, так как незаметно для себя ведет свою определенную линию, и ему уже кажется, что он может работать, как ему нравится и как он хочет. Макаренко приравнивает эту любовь, организованную педагогом для собственного удовольствия, к преступлению: «эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносят большой вред воспи-
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 486 2. Там же, т. 5, стр. 288.
---------------------------------
тателю и воспитанию». Разве может учитель, который добивается особой любви своих воспитанников, быть требовательным и справедливым и по отношению к ним и, главное, по отношению к себе? Конечно нет! Учитель должен стремиться блеснуть достижениями целого коллектива и тогда любовь приходит сама собой, создается самый важный, самый нужный советский стиль работы, когда для каждого учителя успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса на втором, и лишь на третьем месте его личный успех как педагога. Каждый учитель школы, в которой правильно разрешена проблема педагогического коллектива, твердо знает, что воспитывать детей может только тот коллектив педагогов, который объединен общим мнением, убеждением, помощью друг другу, который свободен от зависти друг к другу и от индивидуальной и личной потони за любовью воспитанников. Макаренко указывал: «Длительность педагогического коллектива должна сделаться одной из главнейших забот наших администраторов и организаторов коммунистического воспитания», так как «в этом пункте и решается половина всех вопросов советской педагогики» (1). Длительный стаж членов педагогического коллектива Антон Семенович называет счастливым обстоятельством, так как оно определяет цельность развития педагогической мысли, в то время как «переменные группы педагогов обычно не успевают продумывать и доводить до конца ясную систему организации» (2). Кроме того, только длительно сохраняющийся коллектив педагогов может создать настоящую крепкую связь учителей с учащимися, единство всего школьного коллектива. Недопустима не только текучесть педагогических коллективов. Их случайный состав также, по мнению Макаренко, препятствует созданию цельной системы воспитания. Антон Семенович категорически предлагал бороться с случайным принципом при комплектовании педагогического коллектива. «Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно» (3). Успех воспитателя зависит от того, насколько он «старый член коллектива», но вместе с тем опыт школьной работы показал, что порою бывает полезно взять не опытного, а совсем еще молодого, только окончившего вуз учителя. И Макаренко находит научное обоснование необходимости молодых и к тому же совершенно неопытных сил в педагогическом коллективе.
Антон Семенович связывает этот вопрос с серьезным вопросом педагогической лауки — с «секретом» развития самодеятельности учащихся. Самодеятельность учащихся заключается в их стремлении руководить, командовать, решать и т. д. Присутствие педа-
-------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 1, стр. 663.
2. Там же, т. 7, стр. 291.
3. Там же, т. 5, стр. 179.
-------------------------------
гога с прекрасной эрудицией, с умением ничего не пропустить, всегда найти правильное решение, т. е. со всеми способностями опытного педагога, создает, как говорил Антон Семенович, очень солидные пределы самодеятельности воспитанников, особенно если эти способносги проявляются в избыточном количестве. Они как раз и являются тем, что порою так подавляет учеников.
Макаренко иллюстрирует эту мысль увлекательным рассказом о дежурствах, возглавляемых то опытным, то молодым педагогом. Антон Семенович не может себе представить, что опытность педагога не будет «выпирать» без всякого его намерения, даже, если этот педагог приложит все старания предоставить учащимся возможность решать задачи самостоятельно. Макаренко рисует картину, как педагог пускается на всякие педагогические премудрости, чтобы затушевать свою опытность. Но к каким бы методическим ухищрениям педагог ни прибегал, Антон Семенович убежден, что они не будут содействовать самодеятельности учащихся, потому что «они — ухищрения, потому, что действительное отношение сил такового, что наиболее уместно действовать и распоряжаться педагогу, как более опытному и знающему» (1). Присутствие явного авторитета, говорил Макаренко, приводит воспитанника к такому состоянию, когда он может действовать только как ученик, только по указке, как бы вы ни прикрывали эту указку хитроумными педагогическими приемами. Антон Семенович считал даже, что притихшая педагогическая опытность не только не стимулирует желания действовать у воспитанников, но напротив задерживает подобное желание. Не так-то просто, замечал он, действовать под критическим взглядом опытного человека. Совершенно иная картина, когда дежурства учащихся возглавляют молодые, неопытные учителя. Они-то, по словам Антона Семеновича, и «составляют естественный здоровый фон для развития не деланной, не показной, а настоящей самодеятельности». Молодой, неопытный учитель, указывает Макаренко, беспомощно и жадно хватается за каждую соломинку, «в надежде не утонуть в одном из многочисленных морей, по которым ему приходится плавать: хозяйственном, организационном, педагогическом, рабочем». «Если он человек не глупый и ее вздумает корчить из себя начальство, он просто и весело отдается уже существующей, уже окружающей его стихии хозяйственного опыта, который накопился в коллективе» (2). Ясно, что в случае каких-либо упущений никто не будет предъявлять иск к молодому учителю. В этот день, когда для всех будет ясно, что колесо школьной жизни катится как-то неуверенно, ответственность за порядок невольно ложится на плечи самих воспитанников. А когда на человека ложится реальная ответственность, тогда только и появляется инициатива, т. е. то, что мы и называем самодеятельностью учащихся.
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 1, стр. 670. 2. Там же.
---------------------------------
«Руль попал в слабые руки, — рассказывает Антон Семенович про дежурство молодого учителя в колонии.— Его деликатно и по-хлопячьи весело поправят колонисты хозяева. У них озабоченный вид, но эта озабоченность только маска, прикрывающая хорошую человеческую мину. Логика хозяйства требует, чтобы руль был поставлен правильно, и они чувствуют в себе силы его поправить» (1). Чередование дежурств старых и молодых воспитателей Макаренко называет лучшей симфонией музыки жизни детского коллектива. В молодости, говорил он, много своей прелести, которая так нужна в детском учреждении, и воспитательный успех зачастую определяется именно этой неуловимой тонкой мистерией, которая совершается в педагогическом коллективе, когда в него попадает девочка, только начинающая свои первые шаги учителя-воспитателя. «Такая девочка будет учиться и у старых педагогов и у старых учеников, и то, что она будет учиться у старых педагогов, сообщает и им ответственность за ее нормальную работу» (2). Коллективная ответственность всех педагогов школы за работу своих товарищей дает возможность молодому учителю добиваться таких же прекрасных результатов, каких добивается работающий рядом с ним опытный педагог, помогает скорее приобрести нужный авторитет, который в иных условиях достигается медленно и постепенно. Большое значение придавал Макаренко правильному разрешению вопроса о соотношении количества мужчин и женщин в педагогическом коллективе. Преобладание кого-либо из них создает «нехороший тон», «какое-то однобокое развитие». Имеет также значение, по мнению Макаренко, и присутствие в коллективе хотя бы одного красивого молодого педагога. Ребят всегда увлекает эстетика, говорил Антон Семенович. «Пусть они будут немного влюблены. Эта влюбленность будет самого хорошего типа, причем не полового типа, а приятная для глаз, некоторая эстетика» (3). Необходимо, по мнению Макаренко, присутствие в коллективе и веселых и суровых учителей. «Должен быть хоть один весельчак, хоть один остроумец...— говорил Антон Семенович.— А с другой стороны, нужен человек, который никогда не улыбнется, весьма суровый человек, который никому не прощает и которого не послушаться невозможно» (4). Говоря о необходимости присутствия в педагогическом коллективе хотя бы одного сурового педагога, Макаренко не имеет ввиду той суровости, к которой зачастую прибегают педагоги, предполагая, что она поднимет их авторитет. Макаренко допускает у учителя и хмурость и суровость только как врожденные
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 1, стр. 672.
2. Там же, т. 5, стр. 179.
3. Там же, стр. 180. 4. Там же, стр. 180—181.
----------------------------------
черты человека, но ни в коем случае не наигранные и искусственные. Разнообразие характеров педагогов — вот о чем говорит здесь Макаренко. Некоторые убеждены, что о приведенных выше указаниях Макаренко нельзя говорить серьезно. Конечно, Макаренко не выдвигает эти указания в качестве принципиальных, но все же он говорит достаточно серьезно об этих подробностях создания учительского коллектива, имея в виду тот идеал комплектования, к которому мы должны стремиться.
Исчерпывается ли этими высказываниями А. С. Макаренко вопрос о правильной организации педагогического коллектива? Конечно, нет. «По законам построения педагогического коллектива,— говорил Антон Семенович,— в будущей педагогике, должен быть составлен целый том» (1). Макаренко в одном из писем к А. М. Горькому писал, что ему, еще неопытному педагогу, удалось создать коллектив только благодаря тому, что в его создании принимали участие «настоящие живые люди», которые в процессе работы переделывались и сами. Макаренко называет это своей «основной установкой» и рекомендует усилиями всего педагогического коллектива создавать в школьной жизни ту атмосферу, при которой учащиеся перевоспитывались бы не потому, что «стоит над душой гениальный педагог, а потому, что вся атмосфера, весь тон жизни и отношений новые» (2).
Невольно вспоминаются слова И. П. Павлова: «Мы все впряжены,— говорил Иван Петрович о своем коллективе,— в одно общее дело и каждый двигает его по мере сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что «мое», а что «твое». Такая же общность была и в коллективах, которыми руководил А. С. Макаренко. Общность и единство устремлений, постоянное обсуждение всех вопросов, обсуждение «на ходу» даже без записи решений привело педагогические коллективы Макаренко к педагогическому мастерству, дало возможность «приобрести почти механические навыки, позволяющие нам совершать довольно большую работу без особенного вреда для наших нервов» (3). Каждый знал, что «вопросы воспитательной работы никогда не могут быть разрешены порядком рекомендации метода каждому отдельному учителю по отношению к отдельному ученику, а могут быть разрешены рекомендацией формы стиля и тона для всей организации» (4). Такая установка дала возможность выработать единый точный подход к вопросам воспитания, создать целостное учреждение.
--------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 180.
2. Там же, т. 7, стр. 411.
3. Там же, стр. 292.
4. Там же, т. 5, стр. 229.
--------------------------------
Среди передовых школ немало таких, педагогические коллективы которых добиваются прекрасных результатов именно благодаря тому, что во главу угла ставят вопрос об организации школы как целостного учреждения. Эта целостность, единство в разрешении вопросов воспитания должны выходить далеко за пределы одной школы. Макаренко справедливо напоминал советскому учительству, что оно должно думать о всесоюзных масштабах, о воспитании целого поколения и что учителя — не одиночки, а представители единой учительской армии. Не означает ли это, что «потребность проповедовать», которой горел Макаренко, является не только правом, но и обязанностью каждого педагогического коллектива, которому есть чем поделиться с коллективами других школ. Ведь в словах Антона Семеновича звучит глубокое напоминание именно о коллективной ответственности учителей за работу любого педагогического коллектива каждой школы нашей великой Родины.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.