Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Воспитательный центр


М. П. Павлова. "Педагогические воззрения А. С. Макаренко"
Трудрезервиздат, Москва, 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

«Правильное, советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов,— говорил А. С. Макаренко.— Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы вое воспитательные процессы...» (1), Макаренко был глубоко убежден, что гармония воспитания нарушается, когда детские учреждения, занятые наряду со школой также воспитанием детей (пионерские дворцы, детские клубы, пионергородки и т. д.), работают, не будучи связанными между собой взаимной ответственностью и единоначалием. Такое расчленение воспитательного процесса не может принести пользы.
Дома пионеров, детские клубы получают большую помощь от советского общества, я нередко в них кружковая работа поставлена лучше, чем во многих школах, а это и приводит к тому, что некоторые школы считают себя вправе уклониться от всякой дополнительной работы. И внешкольная работа, действительно, становится «внешкольной».
Из-за отсутствия единства в организации всей воспитательной работы различных детских учреждений происходит нездоровое «растаскивание» детей по разным коллективам. Ребята бродят весь учебный год из одного коллектива в другой, а летом в лагерях попадают опять в новый коллектив. Все это приводит к потере чувства зависимости от своего школьного коллектива, к потере и чувства преданности ему.
Перебрасывая в течение года детей из одного коллектива в другой, мы настойчиво воспитываем, говорил Макаренко, вне-коллективного человека.
------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 119.
------------------------------------------------------
Недопустимым считал Макаренко такое положение. В его коллективах этот вопрос, разрешался иначе. Один из коммунаров, Миша Пекер, участвовал в арктических исследованиях, которые проводил харьковский Дворец пионеров. За хорошую работу его премировали командировкой в Мурманск. Это событие обсуждалось на общем собрании коммуны. «Как смеет пионерский дворец тебя командировать!— говорили коммунары.— Во-первых, у нас — поход по Волге, а ты у нас играешь на кларнете, а во-вторых, если бы даже ты не играл... Ты и тут служишь и там служишь. Нет, никуда ты не поедешь. Раньше должен был у нас на общем собрании спросить, можно ли тебе там премии всякие получать или нет!»
Дело дошло до ЦК Украинского ЛКСМ, и комсомольская организация коммуны заявила: «Если Миша должен ехать, мы его, конечно, за полы держать не будем, мы ему выдадим стипендию и т. д., пожалуйста, переходи в пионерский дворец и будь членом дворца...» И Миша отказался ехать и сказал: «Я и сам не хочу».
Макаренко категорически утверждал, что детские учреждения, работающие параллельно оо школами, не должны быть автономными; ведущая роль в организации их работы должна принадлежать школам. Школы несут главную ответственность за воспитание, они должны руководить всей жизнью своих воспитанников.
Серьезность и ответственность такой роли школы связана с наличием в каждой школе авторитетного воспитательного центра. «Таким центром может быть только директор, как самое ответственное в школе лицо, как уполномоченный государством руководитель» (1).
Макаренко непонятна была логика, по которой центр разбивают на несколько ответственных лиц. «У вас в школах,— говорил Антон Семенович, обращаясь к учителям, — есть директор, есть завуч, комсорг, старший пионервожатый... В некоторых школах все эти силы, включая, конечно, и учителей, подчиняются руководству, доверяют ему и слушаются его, т. е. в тех случаях, когда есть расхождения, поступают все-таки так, как говорит старший. В некоторых же школах не разберешь, кто руководит...» (2).
Макаренко настаивал на том, что единоличным, абсолютно правомочным воспитателем школы должен быть только директор. Его задача — «организация педагогических усилий всего персонала школы. Такая роль директора предполагает наличие у него большого мастерства. «Но педагогическое мастерство директора школы не может заключаться в простом администрировании,— указывал Макаренко.— Мастерство в том именно и состоит, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной печати, инициативе отдельных лиц и развернутой системе школьного самоуправления» (3).
Серьезнейшей проблемой для советской педагогики должна быть, по мнению Макаренко, проблема объединения педагогического коллектива вокруг его центра — директора школы. Ведь чтобы «из педагогического персонала получились ответственные, серьезные воспитатели, есть только один путь — объединение их в коллектив...» (4). Кроме того, если нет единого, сбитого по-настоящему педагогического коллектива, то нельзя и предъявлять к воспитанникам никаких требований, а без требований нет и воспитания. Поэтому первая конкретная задача директора — создайте единства действий всех педагогов учреждения.
Объединяя педагогов в единый коллектив, организатору необходимо помнить, что педагогический коллектив школы является самой ответственной лабораторией, где учителя должны создавать точнейшие и тончайшие методы воспитания, учиться педагогическому мастерству. Каждая созревшая у педагогов мысль должна невидимыми для учащихся путями становиться их мыслью, их достижением, должна заставить их поверить в свои силы, в свои возможности. Все это возможно тогда, когда все детали воспитательного процесса учтены заранее, когда приняты все меры к тому, чтобы отдельные новые явления в коллективе не стали бы в противоречие с интересами всего коллектива и интересами воспитания.
Макаренко говорил, что если бы ему дали школу, то он собрал бы всех учителей и смазал: «Вот план, согласны или не согласны? Вы, талантливый педагог, опытный человек, не согласны с планом, очень вас прошу, уйдите от нас. Вы, молодой педагог, только что окончили вуз, еще мало знаете, оставайтесь с вами, если вы согласны с нашим планом» (5).
Ясно, что сказать так может только директор, у которого большие и трудные задачи воспитания уже выкристаллизовались в систему. При этом большое значение имеет и то обстоятельство, что директор длительное время работал в основном с одними и теми же людьми. При всех иных обстоятельствах руководящим принципом в работе директора с педагогическим коллективом должно быть то, что Макаренко называл одним из главных положений его теории: «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива» (6).
--------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч. т. 5, стр 379.
2. Там же, т. 4, стр. 488.
3. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 380.
4. Там же, стр. 178.
5. Там же, стр. 288.
6. Там же, стр. 228.
--------------------------------------------------------
Поэтому чрезвычайно важным в работе директора-организатора является вопрос о правильной организации детского коллектива, а руководство работой его органов есть первейшая и прямая обязанность директора.
Это руководство должно осуществляться так, чтобы воспитанникам не была заметна, даже в самой малой степени, «педагогическая поза» руководителя. «Всякое педагогическое устремление должно быть хорошо спрятано в кабинете организатора» (1). Воспитанники не должны себя чувствовать объектом воспитания, они должны ощущать только прикосновение точной логики жизни всего коллектива, требований здравого смысла, требований, которые предъявляет к ним сам же детский коллектив. «Наше воспитание, — рассказывает один из первых воспитанников колонии (по «Педагогической поэме» — 3адоров),— не было врачеванием каждого в отдельности,— нас не пичкали пилюлями добродетели и микстурами морали. Совершенно незаметно процесс воспитания, направленный Антоном Семеновичем и подобранным им составом педагогов, превращался в процесс коллективного самовоспитания. Это было интересно и неожиданно».
Эти слова вполне отвечают глубокому убеждению Макаренко в том, что в коммунистическом воспитании единственным и главным инструментом воспитания является детский коллектив, и главное усилие организатора должно быть направлено к тому, чтобы создать, связать, направить и беречь такой коллектив.
Хозяйство детского учреждения, по мнению Макаренко, должно расматриваться как педагогический фактор, в нем должны превалировать педагогические задачи, каждый частный хозяйственный процесс должен осуществляться как явление педагогическое. Все это требует огромного внимания и предосторожности.
В высказываниях Макаренко есть совет директору, с чего должен он начать свою работу в детском учреждении: «я начал бы,— говорил Антон Семенович,— не с формы и не с создания традиций, а начал бы с хорошего общего собрания, где так, от души, в лоб сказал бы ребятам: во-первых, чего я от них хочу, во-вторых, чего я от них требую, и, в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через два года. Я убеждай, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение...», но «нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» (2).
Непреклонность Макаренко воспитанники чувствовали в каждом его слове. Интересна одна сцена, которая не вошла в «Педагогическую поэму» (находится в архиве Макаренко), она ярко подчеркивает степень ответственности, которую, по мнению Антона Семеновича, каждый должен нести за свои слова.
-------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 296.
2. Там же, т. 5, стр. 239.
-------------------------------------------------------------
Во время приема куряжского «инвентаря», который оказался почти весь разворованным, один из куряжан рассказал, как хлопцы на угрозу прежнего заведующего, что он будет стрелять, ответили: «Стреляй! Ну, а он не стрелял, а только послал за милицией...». Юрьев, инспектор Наробраза, обратился к Макаренко с вопросом: «Скажите, Антон Семенович, если бы вы сказали: «Буду стрелять!», а вам бы ответили: «Стреляй», что вы сделали, бы?»
— Разумеется, стрелял бы.
— И зачем вы наговариваете на себя, Антон Семенович! — сердится присутствующая здесь же Джуринская. — Это он только говорит так. Не стрелял бы!...
Горьковец, Волохов, возмущен: «Как это: не стрелял бы? Антон Семенович обязательно стрелял бы. И правильно! А как же иначе? Раз сказал...».
- Успокойтесь,— обратился Антон Семенович к Джуринской,— в данном случае ошибка была сделана тогда, когда было сказано: «Буду стрелять». Таких вещей, понимаете, нельзя говорить. А если уж сказали, так и стреляйте, хотя бы последнюю пулю пришлось всадить в собственную глупую голову.
Ответственность Антона Семеновича за каждое сказанное им слово не могла не отвечать вкусам молодежи. И его воспитанники настолько глубоко поняли необходимость такой ответственности за сказанное, что сами замечали нетвердость Антона Семеновича, когда он прощал порою наказанных раньше положенного срока. Они говорили: «Иногда Антон Семенович с размаху скажет: «Под арест на 10 часов, а потом через час отпускает. Неправильно. Вы раньше, чем наказывать, подумайте...» И иа одном из собраний они постановили: «Начальник имеет право наказывать, но не имеет право прощать». И Антон Семенович поблагодарил их за то, что они его воспитывают. «Стремление закрыть глаза — простить или не простить,— говорил он,— это распущенность собственного поведения, разболтанность собственного решения» (1).
Особенная твердость и категоричность должны быть в требовании подчинения коллективу. И если воспитанник открыто идет против коллектива, Макаренко считал необходимым удалять его. «Надо только сделать так, чтобы не директор увольнял, а коллектив...» (2).
За 8 лет жизни коммуны человек 10 были именно выгнаны. Им было сказано: «Выгоняем на все четыре стороны потому, что ты негоден, ты оскорбляешь и обижаешь нас своим существованием. Мы прямо говорим, что ты низко стоишь как человек». «Страшный риск,— говорил Макаренко,— но благодаря этому риску я добился постоянного искреннего, требовательного тона, и
------------------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 425.
2. Там же, стр. 365.
------------------------------------------------------------------
каждый знал, что такой тон встретит его в первый же день, и ни для кого это не было неожиданностью» (1).
Если коллектив слаб, указывал Макаренко, приходится «выгонять с ласковой физиономией, но без достаточных поводов, а из сильного коллектива вы выгоните тогда, когда человек действительно пошел против коллектива...» (2).
Большое значение имеет и правильная организация коллектива: «чем правильнее он организован,— говорил Макаренко,— тем сильнее вы можете его поворачивать и тем меньше будет риска, а в слабом, плохо организованном коллективе, я сказал бы так: каждое ваше движение рискованно. Вы не можете отвечать ни за что, если нет общей системы, вы не можете сказать, где у вас риск и где у вас его нет» (3).
Как-то директор одной школы рассказал Антону Семеновичу, что в его школе был хулиган, который натыкал лезвия бритвы в перила лестницы, чтобы ученики порезали себе руки. Директор исключил этого ученика из школы, но он принес записку из гороно, и пришлось взять этого ученика обратно. «А надо было, сказал Антон Семенович,— с запиской его выгнать».
— «Да ведь я места лишусь», — ответил директор.
«Это неверно»,— утверждал Макаренко. — Когда вы чувствуете себя правым, вы обязаны не уступать, даже если рискуете быть выгнанным со службы. А кроме того, не так уж легко выгнать советского директора; тем более, если в школе на самом деле воспитан общий тон требования, правильный стиль, целеустремленность действий всего коллектива: тогда и детский коллектив вас поддерживает, и рисковать вам почти не приходится».
Благодаря своей требовательности Антон Семенович добился такого положения, что последние пять лет работы в коммуне имени Дзержинского он уже ничего не требовал, напротив, когда коллектив разгонялся и требовал слишком многого от отдельной личности, говорил он, я выступал как тормоз для требований коллектива. И когда развитие коллектива доходит до такой стадии, когда требуете не вы, а сам коллектив, указывал Макаренко, то вы будете чувствовать себя вознагражденным за ваш нервный труд первого периода. Требовательность Антона Семеновича была неизменно связана с большой заботой о воспитанниках. Ее отметил и Горький в своей статье «По Союзу Советов». Описывая свое пребывание в колонии и изумление огромнейшим результатом перевоспитания сотен детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью», Горький указывает, что «этим детям посчастливилось попасть под отцовскую руку Макаренко, который все видит и знает каж-
-------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5. стр. 270—271.
2. Там же, стр. 241.
3. Там же.
------------------------------------------------------
дого колониста настолько, что пятью словами так характеризует его, как будто делает моментальный снимок с его характера».
В этих знаниях Антону Семеновичу помогал учет всех сведений о каждом воспитаннике. Необходимость этого учета для Макаренко была очевидной, и он крайне удивлялся, что ни у одного директора не находил в кабинете картотеки. «Как можно руководить тысячей двумя стами детей, если нет картотеки! — восклицает Антон Семенович. — Это некультурно... У нас должны быть карточки, учет. Я достиг больших результатов благодаря учету» (1).
Этот учет не должен быть самоцелью и бухгалтерским учетом, он должен служить средством улучшения всей воспитательной работы учреждения, он необходим для обеспечения правильного индивидуального подхода, так как только благодаря учету можно иметь в любой момент точную «фотографию» всей личности воспитанника.
Очень образно назвал Макаренко воспитательный центр учреждения «капитанским мостиком», который должен быть не административным центром, а центром, откуда должно идти все управление воспитанниками. Много надо директору сил и таланта, много надо пережить и крупных начинаний и мелких забот, чтобы создать главнейшее условие для настоящей учительской работы — единый, дружный коллектив педагогов и всех воспитанников.
Большим авторитетом должен обладать директор, но этот авторитет не может быть построен, как порою ошибочно думают, на официальном тоне и недоступности личности директора. Настоящий авторитет руководителя детского учреждения достигается доверием, заботой, вниманием к каждому воспитаннику, умением вести коллектив к новым и все более высоким целям. Соединяя все это с высокой требовательностью, директор сможет легко добиться того, что воля детского коллектива всегда будет отражать волю своего руководителя.
О том, как Макаренко не стеснял свободы мнений своих воспитанников, как умело направлял он их волю, рассказывает М. Горький в той же статье. На собраниях командиров «Антон Семенович сидит в стороне и лишь изредка вставляет в беседу два — три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются спорить с ним — как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, опытней, чем все они».
В трудах Макаренко много полезных конкретных советов об организации воспитательного центра в детском учреждении.
Прежде всего работа педагогического руководителя должна проходить в контакте с председателями органов коллектива и со всеми группами очередных дежурных. «Обо всех своих начина-
--------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч. т. 5, стр. 292.
--------------------------------------------------------
ниях он должен советоваться с ними и выслушивать их сообщения о делах учреждения» (1). Поэтому Макаренко считал необходимым, чтобы кабинет директора был рядом с комнатой Совета коллектива, на заседаниях которого он должен обязательно присутствовать. В этой же комнате должен всегда находиться дежурный по учреждению (для него нужен особый столик), а также здесь же должен быть и пункт санитарной комиссии и стол хозяйственной комиссии.
Необходимо добиваться, чтобы кабинет директора «сделался центром внимания и притяжения всего коллектива и в особенности любимой комнатой актива, с которым педагогический руководитель всегда должен находиться в общении, не ожидая специальных заседаний и собраний» (2).
Макаренко протестовал против того, чтобы в детских учреждениях устанавливалась какая-либо обязательная субординация — обращаться к руководителю только через ближайшее начальство. Конечно, если воспитанник обращается с вопросом, который может быть разрешен без директора, то такому воспитаннику нужно разъяснить его ошибку и вообще нельзя допускать, чтобы воспитанники злоупотребляли своим правам непосредственно обращаться к директору. Но во всяком случае каждый из воспитанников должен иметь возможность зайти к руководителю с просьбой или жалобой или просто посоветоваться о чем-либо. Вечерние или поздние часы должны быть предоставлены для тех, кто нуждается в интимной помощи педагогического руководителя. Все это, конечно, связано с умением директора подмечать в своих воспитанниках потребность в моральной поддержке, с его умением бережно относиться к судьбе каждого из них.
Воспитательный центр никогда не должен оставаться без ответственного лица. В коммуне имени Дзержинского, когда Антон Семенович отсутствовал, в его кабинете оставался или кто-нибудь из педагогов, или секретарь Совета командиров, или дежурный по коммуне. Но это не были заместители Антона Семеновича, они только представляли его во время его отсутствия. Все коммунары знали, что есть центр, который никогда не прекращает работу, и что всегда есть лицо, к которому можно обратиться в экстренном случае.
Макаренко предлагал также, чтобы работа педагогического руководителя по возможности проходила открыто, чтобы порою воспитанник мог присутствовать при его беседах с отдельными нарушителями, при разборе случаев, даче распоряжений. Чтобы в кабинете всегда был порядок, Антон Семенович рекомендует назначать хозяином кабинета отряд младших воспитанников во главе с их командиром. Этот отряд следит и за порядком, и за дисциплиной в кабинете, и за инвентарем. Члены отряда в то же
-------------------------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 52.
2. Там же.
------------------------------------------------------
время являются связистами, когда нужно быстро вызвать того или другого воспитанника.
Тот, кто читал «Педагогическую поэму», не мог не видеть перед собою образ требовательного к себе и другим руководителя детского учреждения, глубоко уважающего каждого воспитанника, самоотверженно любящего детей и стремящегося каждым своим движением сделать жизнь этих детей «заполненной и прекрасной».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +