«Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страшно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности» (1), — так говорил Макаренко незадолго до смерти. И это страстное желание педагога-патриота сбылось полностью. Заражая оптимизмом, своим прекрасным порывом в будущее, Макаренко раскрывает перед нами «небывало прекрасные наши возможности» в воспитании молодежи, помогает их реализовать и тем самым приблизить наше сверкающее будущее. Макаренко — создатель научно обоснованной теории и методики воспитательной работы с детским коллективом. Его высказывания представляют собой глубокое теоретическое обобщение длительной и замечательной по результатам педагогической практики. Источник глубины теории Макаренко — марксистско-ленинское учение; его методика основана на научных методах марксизма-ленинизма. Раскрывая закономерности воспитательного процесса, Макаренко руководствовался учением марксизма-ленинизма о законах общественного развития, об общественной природе человека, о новой коммунистической нравственности. Душой марксизма является диалектика. В трудах Макаренко видно, как принципы диалектического материализма конкретно претворяются в педагогической практике. Каждое положение системы показано в развитии, в прекрасном движении к лучшим, более совершенным формам. Эта система обеспечивает диалектику воспитательного процесса, потому ее богатство жизненно и неиссякаемо.
Педагогика — наука, которая не терпит догматического подхода в разрешении сложных и разнообразных проблем, говорил Макаренко. Педагогическая система Макаренко не является сборником готовых рецептов, она лишь корректирует всю воспитательную работу в ее неразрывном целом.
-----------------------------------
1 А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 143.
-----------------------------------
А. С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно — не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. Поиски новых путей воспитания неизменно приводят к творениям Макаренко, которые пронизаны революционным новаторством. Потому так справедливо и звучат слова академика Е. Н. Медынского, назвавшего систему Макаренко «детищем Октябрьской революции». В свете высказываний основоположников марксизма-ленинизма Макаренко по-новому раскрывает многие педагогические положения, наполняя их революционным содержанием: единый детский коллектив раскрывает ои как субъект воспитания, дисциплину — как нравственную категорию, наказание — как выражение особого уважения к человеку, суровость — как самую большую гуманность и т. д. А. С. Макаренко был беспартийным, но вся его деятельность, все его творения говорят о нем как о педагоге-марксисте, дают ему право сказать о себе: «Ощущение моей связи с партией, ощущение моего гражданского и человеческого, политического и нравственного единства с ней давно затушевало и нивелировало звучание слова «беспартийный» (1). Четырех дней не дожил Антон Семенович до большого события в его жизни — партийного собрания, на котором должны были принять его в члены партии (собрание было назначено на 4 апреля 1939 года). Но в течение всей своей кипучей деятельности стремился он, как истинный член партии, раскрыть всю глубину и красоту марксизма, значимость педагогических положений, выдвигаемых Коммунистической партией. С. М. Киров, не допуская никаких скидок на возможные неудачи в массовом воспитании, еще в 1934 году с предельной твердостью говорил: «Каждый ребенок рабочего, трудящегося имеет право потребовать от нас, чтобы мы воспитали из него полноценного, творческого гражданина социалистической страны, который мог бы... повести дело Ленина вперед еще более мощными, еще более грандиозными темпами». А. С. Макаренко настойчиво подчеркивал в своих высказываниях недопустимость брака в воспитании. «Народное образование и народное воспитание, — писал он, — в нашем государстве сделалось таким количественно могучим, что и один процент брака в этой работе грозит нашей стране серьезными прорывами» (2). И как эхо на слова Сергея Мироновича прозвучал волнующий призыв Макаренко: «ни одного процента брака, ни одной загубленной жизни» (3).
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 143—144.
2. Там же. т. 5, стр. 388.
3. Там же, т 4, стр. 484.
---------------------------------
А вот еще призыв Макаренко, не менее важный, не менее волнующий: «Прежде всего на каждом шагу быть гражданином нашей великой Родины!» (1). Во всей красоте раскрывает Макаренко образ советского гражданина. «Советский человек, — пишет Антон Семенович, — показал себя не только в пафосе загоревшихся глаз, не только в усилии волевого взрыва, но и в терпеливых, ежедневных напряжениях, в той черной, невидной работе, когда будущее начинает просвечивать в самых неуловимых и тонких явлениях, настолько нежных, что заметить их может только тот, кто стоит у их источника, кто не отходит от них ни помышлением, ни физически» (2). Не таким ли предстает перед нами и образ самого Макаренко, истинного гражданина Советской страны? Не он ли показал пример терпения и ежедневного напряжения, не он ли улавливал тонкие рельефы нашего будущего потому, что не отходил от его источников «ни помышлением, ни физически»? Как у настоящего советского гражданина, у А. С. Макаренко была развита высокая партийная бдительность. Он не сомневался в том, что в конечном итоге наши враги «перенесут главные свои усилия в те отделы нашей жизни, где их вредоносное влияние труднее обнаружить, — именно в область широкого народного воспитания» (3). Ведь результаты воспитания проявляются очень медленно, всегда в более или менее спорных формах. Кроме того, в этой области многое может пройти безнаказанно, так как не надо никаких «вовлечений», не надо заговорщицких приспособлений, достаточной может быть мобилизация тех сил, которые суммарно называют «пережитками капитализма». И Макаренко показал пример неутомимой борьбы не только с явными врагами советской педагогики — с педологами, но и с теми, кто отстаивал все старое, обветшалое. «Наша жизнь сплошь новая, — писал Антон Семенович. — Все в этой жизни: единство, строительство, борьба, победы, — все по-новому богато, по-новому радостно и по-новому трудно» (4). Но никогда не надо забывать, что это новое рождалось в густом экстракте старого: старых бедствий, голода, зависти, озлобления и еще более опасных вещей: старой воли, старых привычек, старых образцов счастья. И это старое — страшно живучая вещь. Оно не только не хочет умирать, но оно становится на пути всего нового, наряжаясь в новые одежды, новые слова, сочиняя новые законы воспитания. Много ясных дорог ведет нас к прекраснейшему будущему — к коммунизму. И на одной из этих дорог, по которой идет коммунистическое воспитание, лицо старого освещается особенно
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 454.
2. Там же, т. 3, стр. 138—139. 3. Там же, т. 5, стр. 401. 4. Там же, т. 6, стр. 421.
------------------------------------
ярко, и новая сила сметает его безвозвратно. Эта новая сила — в беспредельном могуществе воспитательного воздействия в стране, поднявшей знамя коммунизма. «Могущество воспитательного приема у нас, в Советском Союзе, неизмеримо, — утверждал и Макаренко, — мы даже представить еще не можем, каким всесильным оно может быть, развиваясь дальше» (1). С каждым годом крепнет убеждение Макаренко, что в нашей стране нет никаких обстоятельств, препятствующих развитию человека, что в нашей действительности легко и свободно реализуются положительные человеческие потенциалы. Коммунистическое воспитание, говорил Макаренко, «начато для всего нашего народа с первого удара Октябрьской революции, с первых слов товарища Ленина» (2). В дальнейшем это воспитание продолжалось либо в специально организованных формах, либо в формах общественного воздействия и направлялось мудрой политикой Коммунистической партии. Любой факт нашей истории вызывал нарастание нового, морального опыта, и с каждым последующим годом росла воспитывающая сила советской действительности. «Человек воспитывается целым обществом, — указывал Макаренко. — Все события в обществе, его работа, движение вперед, его быт, успехи и неудачи — все это настолько могучие и настолько сложные воспитательные факторы...» (3), что показать их влияние можно только в специальном исследовании. Трудно назватъ такой общественный процесс, такое общественное явление, где не происходило бы становление нового человека. И Антон Семенович приводит пример коллективизации нашего села, которая и есть, может быть, самый яркий в истории случай «активного и целеустремленного перевоспитания масс, одно из самых глубоких и смелых по замыслу педагогических явлений человечества» (4). Но воспитание нового человека, творца коммунизма, невозможно без специальной заботы, заботы педагогической, и самым могучим воспитательным средством является школа, как орудие коммунистического перерождения общества. Велики достижения многих школ и учителей нашей страны. Герои Советского Союза, прославившиеся во время Великой Отечественной войны, Герои Социалистического Труда, прекрасные юноши и девушки нашей Родины — все они являются воспитанниками советской школы. Красота нашей молодежи и есть свидетельство успеха воспитательной работы школ. Коммунистическая партия учит, что славные достижения нашей Родины не должны порождать у нас настроения самодоволь-
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 353.
2. Там же, стр. 417.
3. Там же, стр. 439. 4. Там же. т. 7, стр. 207.
-----------------------------------
ства, парадного благополучия. Нельзя мириться с некоммунистической моралью, а следовательно, и некоммунистическим поведением некоторых советских граждан. А разве не школа первая должна ответить за уровень коммунистической сознательности и прежних, и настоящих, и будущих ее воспитанников? Создать наше светлое будущее смогут только коммунистически воспитанные люди, поэтому единственным критерием для оценки качества работы школы должно быть правильное воспитание каждого ребенка в нашей стране. И если рассматривать работу школ с точки зрения этого критерия, то следует честно признать, что мы могли бы сделать больше, чем сделано. В свое время Макаренко объяснял отставание практики воспитания невниманием педагогической теории к вопросам организации школьного воспитания. «В советской жизни, — писал Макаренко, — нет другой области, в которой делалось бы наше советское дело так неуверенно, так неразборчиво, так неопределенно»...» (1).
Макаренко решительно боролся со всеми, кто утверждал, что «никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль» (2).
Советская педагогика теснейшим образом связывает вопросы воспитания с вопросами образования. Макаренко в своих высказываниях не только не отрицал этой связи, а, наоборот, говорил о том, что и методика воспитания и методика образования должны быть органически связаны между собой, так как «всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная». Но, с другой стороны, он категорически утверждал, что «воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания» (3). Тщательно проверяя этот вывод и находя ему, как он говорил, достаточно доказательств, Макаренко все более убеждается, что процесс воспитания может быть логически выделен, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. «И то и другое — методика воспитания и методика образования, по моему мнению, — говорил Антон Семенович, — составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки» (4). «Я настаиваю на том, что вопросы воспитания, методику воспитания нельзя ограничивать вопросами преподавания, тем более нельзя, что воспитательный процесс совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей земли, —
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч.. т. 5, стр. 388. 2. Там же, стр. 107. 3. Там же 4. Там же, стр. 109
-------------------------------------
говорил Макаренко. — И надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальным и могучим, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием. Значит, ни в коем случае нельзя представить, что эта воспитательная работа может быть только в классе. Воспитательная работа руководит всей жизнью ученика» (1). Нельзя не согласиться с А. С. Макаренко в возможности логического выделения вопросов воспитания хотя бы потому, что все его богатейшее наследие и посвящено только этим вопросам, оно именно и учит нас руководить всей жизнью наших воспитанников. Нарушена ли в высказываниях Макаренко органическая связь процессов воспитания и образования? На этот вопрос давно ответили учителя, выступающие на страницах печати с рассказами о том, как помогают им идеи Макаренко не только в воспитательной работе, но и в практике обучения, в самом учебном процессе, как учатся они у Макаренко умению подчинять все методы педагогической работы единой задаче коммунистического воспитания. В подтверждение того, что Макаренко был твердо убежден в необходимости выделения вопросов чистого воспитания, можно привести «Педагогическую поэму», которая заканчивается такими словами: «И, может быть, очень скоро у нас перестанут писать «педагогические поэмы» и напишут простую деловую книжку: «Методика коммунистического воспитания» (2). Это и было мечтой Антона Семеновича. И наконец необходимо напомнить о небольшом отрывке, найденном среди предсмертных набросков Антона Семеновича. Этот отрывок был озаглавлен «Что значит воспитать ребенка» (3). В нем с необыкновенной убедительностью и четкостью прозвучало то, что являлось сгустком принципиальных убеждений Антона Семеновича, итогом того, к чему он так твердо и уверенно шел всю свою жизнь. Намечая в этом небольшом фрагменте «пути воспитания», Макаренко на первый план ставит «сумму правильных марксистски освещенных знаний», т. е. то, что мы называем термином «воспитывающее обучение». Эти знания, пришедшие к нам, по словам Макаренко, из учебы, из замечательного советского опыта, из каждого нашего дня, дают возможность добиваться в воспитании хороших результатов. Но с глубокой уверенностью говорит Антон Семенович о том, что мы довольны этими результатами только потому, «что не знаем, какими грандиозными они могут быть».
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 309. 2. Там же, т. 1, стр. 642. 3. А. С. Макаренко, Педагогические сочинения, изд. АПН РСФСР, 1948, стр. 281.
----------------------------------
Грандиозность же результатов воспитания, возможность правильно воспитать каждого ребенка Макаренко связывает с созданием дисциплины, посвященной специально вопросам воспитания. Как завещание теоретикам по педагогике прозвучали последние слова этого предсмертного фрагмента: «Я — сторонник специальной воспитательной дисциплины, котбрая еще не создана, но которую именно у нас в Советском Союзе создадут» (1). Убеждение Макаренко в необходимости выделения вопросов воспитания находило все больше и больше сторонников. Особенно чувствовалась эта необходимость в деятельности комсомольских и пионерских организаций, где вся работа является именно воспитательной и выходит далеко за пределы урока. Передовые учителя давно пришли к такому же выводу, давно поняли, что только на уроке нельзя во всей широте и с необходимой глубиной организовать практику детской жизни, что без «упражнений в жизни» нельзя привить нашим воспитанникам черты и навыки нового советского гражданина. Чистая теория педагогики, по словам Макаренко, показала свою полную беспомощность в разрешении к примеру такого делового и простого вопроса, как бороться с недисциплинированностью учащихся, с хулиганством и т. д. Макаренко рассказывал о консультации, помещенной в одном из педагогических журналов. Ученик систематически занимался кражами. В журнале рекомендовалось «взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами». И только. Не рекомендовалось вынести этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесло бы ребенку «тяжелую внутреннюю рану», от чего пострадала бы учеба, а коллектив ничего не выиграл. «Это — вредная установка», (2) — делает свое заключение Антон Семенович. С большим удовлетворением отмечал Макаренко, что наше советское общество и в особенности партийная мысль начали разбираться «в непроходимом клубке предрассудков», укоренившихся в педагогической теории и практике. Но Макаренко указывал, что многие предрассудки все еще продолжают жить и вносить неразбериху в педагогическую мысль. Например, некоторые считают, что воспитательные мероприятия служат лишь подсобным, вспомогательным средством повышения успеваемости, не замечая, что там, где на высоте воспитательная работа, вопросы успеваемости перестают быть неразрешенными проблемами.
Кроме того, до сих пор во многих детских учреждениях царствует дисциплина торможения. «Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, — худший вид нравственного воспитания в советской школе» (3), — писал Макаренко.
--------------------------------------
1. А С. Макаренко, Педагогические сочинения, изд. АПН РСФСР, 1948, стр. 281.
2. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 463.
3. Там же, Соч., т. 5, стр. 336.
--------------------------------------
Учитель плюс ученик все еще представляет пару, на которую ложная педагогика смотрит как на главную надежду в воспитании дисциплинированности. Индивидуальным беседам отводится первенствующее место, забывается, что главное — воспитание привычки к правильным поступкам. Макаренко на основе своей педагогической деятельности пришел к заключению, что возраст не является одним из определяющих начал в воспитании. И действительно смешным, например, кажется вопрос: на каком году обучения и какие моральные понятия и навыки должен учитель воспитывать у своих учащихся? Не лучше было бы задать вопрос: а какие моральные понятия и навыки не должны мы воспитывать у ребенка с первого проявления его сознания? Одним из самых серьезных предрассудков, тормозящих правильное разрешение проблем воспитания, Макаренко считал ошибочное убеждение в том, что в воспитательной работе можно руководствоваться интуицией, что решающим является талант учителя. Всей своей деятельностью он доказывал, что решающим в воспитании является наша «точная мысль», знание основ и техники воспитательного дела. Он открыто заявил, что нужна педагогическая наука, но не оторванная от жизни, а связанная с ней и помогающая воспитателю в практической работе. Макаренко разработал вопрос о педагогической технике, вопрос, который, как он говорил, не только не поднимался раньше, но и слов-то таких никто не произносил. Говоря о жалком техническом состоянии, в котором находится область воспитания, Макаренко указывал, что ведь «мы живем в эпоху, когда практические работники вносят замечательные коррективы в положения наук... Область нашего производства — область воспитания — никоим образом не может быть исключена из этого общего советского движения. И в нашей области... также необходимы изобретения, даже изобретения в отдельных деталях, даже в мелочах, а тем более в группах деталей, в системе, в частях системы» (1). В создании новой науки о воспитании не должны пугать возможные неудачи. Но дерзать, не боясь ошибок, Макаренко считает возможным только в том случае, «если наши помышления и дела искренно и чисто идут за коммунистической партией, направляются марксистско-ленинской мыслью...» И в таком случае мы не можем «ошибиться трагически, в нашей ошибке будет и гарантия ее исправления» (2). Развивая мысль о необходимости дерзаний в области коммунистического воспитания, Макаренко призывал учителей по-
--------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5. стр. 105.
2. Там же, т. 7, стр. 141.
--------------------------------------
настоящему обратить педагогику в активную, целеустремленную, политическую науку. «Учитель,— писал он,— должен обладать необходимой смелостью и для того, чтобы более действенно ковать молодые большевистские характеры, и для того, чтобы не привыкать к шаблонам, чтобы с большей отвагой и ответственностью искать лучших методов влияния, не отказываясь от изобретательности. В методике воспитательной работы есть еще много нерешенного» (1). В этих исканиях учитель должен всегда помнить и то, что «мы, советские педагоги, не слуги природы, а ее хозяева и обязаны овладеть такими активными методами воспитания, которые дают нам возможность преодолевать в наших воспитанниках ненужные советскому гражданину качества...» (2).
Макаренко уверен, что советские педагоги успешно решат стоящие перед ними ответственные задачи. Залогом тому великие идеи марксизма-ленинизма. Что может быть красивее этих идей, говорил М. И. Калинин. Он называет их идеями «беспредельного творчества», открывающими «самые широкие перспективы». Но М. И. Калинин предупреждал, что, когда мы говорим о коммунистическом воспитании, необходимо иметь в виду «не изучение доктрины марксизма, а именно, воспитание».
Эту же мысль о значении марксизма в решении вопросов воспитания Макаренко выразил такими словами: «общие педагогические идеи марксизма-ленинизма... дают в области воспитания совершенно ясную установку и открывают большой простор педагогическому творчеству» (3). Велики возможности советского учительства в создании новой, революционной педагогической науки и деловой педагогической техники: «Если мы возьмем, — говорил Антон Семенович,— давно проверенный, установленный, точно формулированный состав воспитательных приемов, утверждений, положений нашей партии, комсомола... то мы действительно... имеем полную возможность составить настоящий большой кодекс всех теорем и аксиом воспитательного дела в СССР» (4). Одной из труднейших задач педагогической науки, указывал Макаренко, является раскрытие содержания понятия «коммунистическое воспитание», открывающее пути «к действию и к опытному контролю». В этих словах Антона Семеновича четко указано, что педагогическая наука должна наметить конкретные действия в воспитательной работе, а также правильнее пути контроля этой работы.
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 371.
2. Там же, т. 4, стр. 517.
3. Там же, т. 5, стр. 376.
4. Там же, стр. 108.
-------------------------------------
Приходится согласиться с мнением Макаренко относительно кустарщины и в этом вопросе: ведь мы до сих пор не знаем иных форм контроля воспитательной работы школ, как проверка документации. Такая проверка проводится даже тогда, когда и без нее слишком очевидна недисциплинированность учащихся. При проверке работы школ многие инспектора до сих пор довольствуются лишь перечнем «воспитательных мероприятий», тем, что вопросы воспитательной работы включены в план, обсуждены и по ним приняты решения. Печальное положение в той области педагогики, которая должна разрешить важнейшие вопросы воспитания, и привело к страстной борьбе Макаренко за создание специальной воспитательной дисциплины. Он настаивает на организации в педагогических институтах специальной кафедры воспитания. «Пусть вновь созданная кафедра воспитания, — говорил Антон Семенович, - разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т. д.» (1). И Макаренко выражает уверенность, что благодаря общим усилиям будет создана методика коммунистического воспитания.
Необходимость создания специальной кафедры воспитания очевидна. Ведь нельзя отрицать, что большинство молодых учителей чувствует себя беспомощными в вопросах воспитания, в частности в вопросах организации детского коллектива. А ведь специальность каждого учителя — быть воспитателем, и нельзя допускать, чтобы молодые учителя оказались не подготовленными к этой ответственной стороне своей профессии, чтобы они не были грамотными педагогами, хорошо владеющими педагогической техникой. Макаренко вправе был утверждать, что нет какой-то особой «макаренковской» системы, что его система — простая, советская система воспитания, которая всегда была и будет едина на всех участках воспитательной работы. «Я считаю, что то, что делал я и мои сотрудники, это делалось очень многими людьми в Советском Союзе, — говорил Макаренко.— Я от них отличаюсь только тем, что я чувствую потребность требовать этого от всех, т. е. чувствую потребность проповедовать вот такие обычные положения, не мои личные положения, а имеющиеся у очень многих педагогов Советского Союза» (2).
В этих словах сказалась большая скромность Макаренко. Но советские учителя давно признали, что, несмотря на единство положений, найденных и ими и Антоном Семеновичем, его опыт нельзя сравнивать с «обычными положениями» многих педагогов. Великий писатель А. М. Горький также подтвердил исключительное значение опыта Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 463.
2. Там же, т. 5, стр. 221.
----------------------------------
Ваш, — писал Алексей Максимович, — имеет мировое значение, на мой взгляд» (1).
В область предания уходят несправедливые обвинения А. С. Макаренко в том, что он мало говорил о школе, не касался вопросов школьного воспитания. Необоснованность этих обвинений доказывается не только тем, что основой советской системы воспитания является общий и единый метод. Учителя с большим педагогическим стажем, выступая в печати, говорят о том, что знакомство с сочинениями Макаренко было для них «счастливой педагогической находкой», так как в его опыте и в его теоретических трудах они находят богатый арсенал средств, обработанных приемов, а также методику создания единого детского коллектива.
Методы Макаренко настолько связаны с методами школьной работы, что передовые учителя давно считают произведения Макаренко своими настольными книгами, они помогают им улучшить качество учебно-воспитательной, работы, организацию всего воспитательного процесса. Учителя находят в книгах Макаренко ответы на самые актуальные для школы вопросы, даже на те, которые, по мнению некоторых, «слабо отражены» в высказываниях Макаренко. Например, порой говорят о том, что Макаренко не раскрыл методов комсомольской и пионерской работы, а заслуженная учительница Ленинграда М. В. Кропачева с большой убедительностью доказывает обратное: «Претворение наследия А. С. Макаренко в жизнь школы,— говорит она,— и есть правильно поставленная работа комсомольских и пионерских организаций». Некоторые учителя высказывают еще более решительные мнения: «Трудно найти область или отдельный вопрос советской педагогики, — пишет один из учителей, — разрешение которого не было бы связано с наследием Макаренко». И это вполне объяснимо. Макаренко разработал вопрос о коммунистическом воспитании молодежи, который является кардинальным в советской педагогике. Все, входящее в понятие обучения, органически связано с более широким понятием, понятием воспитания. Оправдались слова Антона Семеновича, сказавшего, что его «практические выводы могут быть отнесены не только к беспризорным трудным детям, а и ко всякому детскому коллективу, и, следовательно, ко всякому работнику на фронте воспитания» (2). И «не только отдельные выводы, но общая система моих находок,— говорил он,— может быть применена и к нормальному детскому коллективу» (3). А следовательно, и к школе. Убежденно говорил Макаренко о том, что нормальная педагогика, педагогика активная и целеустремленная, очень быстро
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 400.
2. Там же, т. 5, стр. 106.
3. Там же, стр. 129.
-----------------------------------
обращает детский коллектив в коллектив совершенно нормальный. Уверен он и в том, что темой нашего времени, вполне назревшей и оправданной жизнью (а для него и его опытом), является тема о счастливом детском коллективе, настолько могучем, что любой ребенок легко и быстро занимает правильную позицию в коллективе. Советская педагогика имеет огромные возможности для того, чтобы опыт создания прекрасных коллективов сделать достоянием всех детских учреждений. Эти коллективы ни в коем случае не должны быть обособленными «в своем успехе и в своей стройности». Каждый из них должен гордиться своей организацией только на фоне общего развития. Создавая такие коллективы, мы должны организованно строить их жизнь так, чтобы было постоянное дружное общение между ними, чтобы в жизнь каждого из них вносилось что-то новое и интересное.
В нашей стране ничей опыт не может считаться законченным, раз навсегда застывшим. И Макаренко, хотя и достиг большой красоты в организации коллектива коммунаров, сознавал, что только в коммуне имени Дзержинского он «особенно остро понял, почувствовал, что недостаточно охватил еще всю сложность процесса воспитания нового человека» (1). А потому и настаивал Антон Семенович на том, что «проверка, дополнения, изменения должны быть постоянным явлением в воспитательной системе» (2).
Но Антон Семенович предупреждал и о большой опасности, которая таится в исправлениях системы. Особенно опасно такое исправление, когда, «принимая опыт в целом, участники отбора обязательно стараются внести в него коррективы, т. е. осуждают отдельные частные приемы или вставляют дополнительные, новые, собственного изобретения» (3). Эти исправления и дополнения, по мнению Макаренко, могут производиться только после длительной проверки опыта, который заключает в себе самом постоянный анализ. И, кроме того, эти исправления должны вноситься только самим коллективом, взявшим на себя эту систему, отвечающим за свою работу, и ни в коем случае не реформаторами или наблюдателями со стороны. Последние орудуют совершенно чуждой логикой, всегда склонны что-либо «скашивать на нет», так как ничего от этого не теряют и ни за что не отвечают, и их логика основана лишь на старороссийском: «со стороны виднее». Одним словом, необходимо помнить, что всякое нарушение органической цельности системы делает ее «больной системой» и что проверка этой системы «требует обязательно педагогиче-
------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т 3, стр. 451.
2. Там же, т. 3, стр. 453.
3. Там же.
------------------------------
ской техники, широкого педагогического мастерства, высокой квалификации» (1). Биолог считает недопустимым не опереться в своей работе на достижения Мичурина, врач — на достижения Павлова, рабочий — на достижения передовиков-новаторов производства. Таким же недопустимым должно быть нейтральное отношение к педагогическому опыту Макаренко для всех, кто связан с воспитательной работой детских учреждений. Работать в них «без Макаренко», это значит «открывать открытое». Но в применении опыта Макаренко как раз и наблюдаются те ошибки, от которых он предостерегал: изменения и дополнения вносятся порой без вдумчивой и длительной проверки всего опыта в целом и зачастую не самими практическими работниками, а именно «наблюдателями со стороны». А ведь и М. И. Калинин предупреждал нас: «Любой опыт, — говорил он,— надо выстрадать, взять с боя, чтобы он вошел в плоть и кровь» (2). Борьба за сохранение ценных опытных очагов, глубокое уважение к их находкам должны идти в соединении с борьбой против той текучести форм, той изменчивости и отсутствия традиций, которыми страдает наше молодое советское педагогическое дело. Только тогда мы и создадим, по словам Макаренко, школу советского воспитания.
Педагогический опыт Макаренко исходит из марксистского понимания красоты нового человека, новых человеческих отношений и нового подхода к вопросам воспитания. Теоретические положения Макаренко и разработанная им методика не только помогают войти в сферу правильных марксистских мыслей о воспитании — они дают и те знания и технику, которые являются решающими. Поэтому теоретические положения Макаренко, его педагогический опыт должны стать важнейшим звеном науки о воспитании.
-------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 454.
2. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании, Лениздат, 1947, стр. 203.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.