До Великой Октябрьской социалистической революции Туркмения была одной из самых отсталых окраин царской России. Царское самодержавие сознательно стремилось задержать рост просвещения среди коренных национальностей Средней Азии. Все учреждения народного образования предназначались здесь для русского пришлого населения — военнослужащих, чиновников, торговцев, подрядчиков. В 1911 году в Закаспийской области работали 2 гимназии, 2 прогимназии, 2 высших начальных училища и 54 начальные школы. Они создавались, как правило, в городах и пристанционных пунктах по линии железной дороги. Для детей местной национальности были доступны лишь 4 русско-туземные школы, в которых обучался 151 ученик, и 389 конфессиональных школ (мектебы и медресе) с 4689 учащимися. Грамотных среди туркмен было всего 0,7%. Царское правительство не проявляло никакой заботы о подготовке учителей из представителей местной национальности. На территории края не было ни одного педагогического учебного заведения.
Великая Октябрьская революция освободила туркменский народ от колониального гнета, открыла ему путь к культуре и просвещению. С первых дней установления Советской власти в Туркмении принимаются активные меры к созданию национальной школы.
В 1918 году во всех областях и уездах Туркестанской республики, в том числе и в Закаспии, были созданы отделы народного образования. Они проводили большую работу по реорганизации системы просвещения. Все учебные заведения: гимназии, прогимназии, русские и русско-туземные школы — перешли в ведение государства, были отделены от церкви. Обучение в части школ стало проводиться на родном языке. Уже в 1918/19 учебном году в Закаспийской области начали работать 39 школ, из них 13 туркменских. В 1919/20 учебном году планировалось открыть в конфискованных Советской властью особняках крупных баев, ханов и купцов еще 256 школ, в том числе 153 туркменских.
Реализовать эти планы не удалось. В 1918 году контрреволюционные силы при непосредственной поддержке английских интервентов захватили власть в Ашхабаде. Контрреволюция некоторое время господствовала на значительной части территории Туркмении — от Ашхабада до Красноводска на западе и до Мары на востоке.
Интервенты и белогвардейцы терроризировали активных деятелей просвещения, жестоко расправлялись с учителями. Из 130 учителей, работавших до белогвардейского переворота, к 1920 году в Закаспии осталось только 18 человек.
С помощью русского народа, благодаря неослабному вниманию В. И. Ленина к событиям в Закаспии и успешным действиям Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышева к началу 1920 года Туркмения была полностью освобождена от внешней и внутренней контрреволюции. Снова были созданы возможности для интенсивного развития народного образования.
С 1922/23 учебного года в крае развертывается планомерная организация школьной сети. Уже к 1 января 1923 года в Закаспии работают 131 школа I ступени и 4 школы II ступени, в том числе 101 школа I ступени в сельской местности.
Принимаются меры к подготовке и переподготовке учителей. С 1919 года в Ашхабаде, а затем в уездных центрах Мары, Красно-водске и Чарджоу организуются краткосрочные учительские курсы. В 1922 году в Ашхабаде открывается педагогический техникум — первое в Туркмении учебное заведение по подготовке учителей.
В феврале 1925 года создается Туркменская Советская Социалистическая Республика. В решениях I Всетуркменского съезда Советов и I съезда КП(б) Туркменистана, проходивших в начале 1925 года, намечены меры по крутому подъему дела народного образования в республике. Ассигнования на нужды просвещения составили в этот период 38,2% республиканского бюджета.
Благодаря принятым мерам республика в короткие сроки достигла значительных успехов в развитии образования. За 4 года (1925— 1928) за счет государственного бюджета было построено 174 школы на 11 770 учащихся. В 1928/29 учебном году в республике работало уже 562 школы с контингентом учащихся 36 тыс. Вырос авторитет школы среди местного населения, укрепилась ее учебно-материальная база. К концу 1930 года 59,8% детей школьного возраста стали посещать школу.
Грамотность населения возросла к 1928 году до 12,7%. Открылись десятки библиотек, клубов, кибиток-читален. Впервые в истории Туркмении были созданы средние специальные учебные заведения — медицинский и сельскохозяйственный техникумы, политехникум и техникум гидромелиорации. Строительство новой школы в Туркмении проходило в очень сложных условиях, в ожесточенной классовой борьбе. И трудности эти были связаны не только с недостатком кадров и денежных средств. В двадцатых годах в Туркмении наряду с советской школой продолжали еще существовать конфессиональные школы — мектебы и медресе. Советская власть не могла не считаться с огромным влиянием религии на массы темного, безграмотного населения. Требовалась длительная, кропотливая разъяснительная работа по преодолению вековых пережитков в сознании людей. Только к 1928/29 учебному году советская школа почти целиком вытеснила старометодные мектебы и медресе.
Одной из острых проблем, возникших сразу же после победы Советской власти в Туркмении, была проблема раскрепощения женщины, вовлечения девушек-туркменок в школы. Религиозный фанатизм, темнота и невежество населения, укоренившиеся в сознании людей феодально-байские предрассудки в отношении к женщине преодолевались медленно, с большим трудом, в ожесточенной борьбе. «Старое право господства мужа, — говорил В. И. Ленин, — продолжает жить в скрытом виде... Мы должны вытравить старую рабовладельческую точку зрения до последних мельчайших корней ее. И в партии, и в массах. Это относится к нашим политическим задачам...».
ЦК КП(б) Туркмении и правительство республики приняли ряд постановлений, обеспечивающих охрану прав женщины в семье и обществе, защиту ее человеческого достоинства. Партийные и советские организации развернули среди населения большую разъяснительную работу.
Вовлечение в школу девушек-туркменок требовало от органов народного образования большой гибкости и осторожности. Принимая во внимание специфические условия аульного быта, низкий уровень сознательности сельского населения, органы просвещения республики на первых порах разрешили, например, раздельное обучение, создавали специальные женские школы, школы-интернаты и детские дома. В 1926 году Наркомпрос республики обязал органы народного образования выделять 10% вновь открываемых школ для девочек. В такие школы родители отдавали своих дочерей сравнительно охотно. Уже в 1927/28 учебном году в сельских школах учились 2748 девочек. По сравнению с 1923/24 учебным годом число их возросло в 10 с лишним раз.
Совместное обучение мальчиков и девочек в сельских школах налаживалось постепенно. В 1923 году в школах совместного обучения учились только 50 девочек, в 1928 году их было 594, а в 1929 году — 901. В 1928/29 учебном году девочки и мальчики учились вместе в 128 сельских школах.
Курс на раздельное обучение, принятый в тот период органами народного образования, целиком оправдал себя как одна из мер успешного решения сложнейшей задачи обучения девочек-туркменок. В 1927 году в учебных заведениях Туркмении — в школах, в ликбезе, в учреждениях профобра — учились свыше 400 женщин, в 1928 году их стало 1542, в 1929 году — 17 133, а в 1930 году — 21962.
Большую роль в дальнейшем развитии народного образования Туркмении сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (1930). В республике была проведена огромная работа по введению начального всеобуча: выросла сеть и укрепилась учебно-материальная база школ, были подготовлены учительские кадры. В 1932/33 учебном году в школах Туркмении училось 103 436 детей, а в 1937/38 количество учащихся достигло 184189.
Успешное осуществление начального всеобуча создало условия для постепенного перехода к всеобщему семилетнему обучению не только в городах, но и в сельской местности. Постановлением Совнаркома Туркменской ССР и ЦК КП(б) Туркменистана от 2 сентября 1937 года обязательное семилетнее обучение было введено с 1937/38 учебного года сначала в четырех сельских районах. В остальных районах семилетнее обучение вводилось по мере создания необходимых условий. В предвоенные годы обязательное семилетнее обучение осуществлялось в 29 районах республики.
Значительно возрастает в эти годы количество общеобразовательных школ, особенно семилетних, и число учащихся в них. В 1940/41 учебном году в республике работали 1252 школы (423 начальных, 737 семилетних и 94 средних). В них обучался 239 571 ученик.
Наряду с развитием школьного образования проводилась большая работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. К концу 1932 года грамотность населения республики достигла 36%, в 1937 году — 59,4%. В 1939 году грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составила 77,7%. Результаты переписи населения 1959 года свидетельствуют о том, что Туркмения стала республикой сплошной грамотности.
В первые годы Советской власти в Туркмении остро ощущалась нехватка учителей, особенно для школ с обучением на родном языке. Правительство республики развернуло большую работу по созданию педагогических учебных заведений и переподготовке учителей. Значительное число учителей готовили краткосрочные курсы — трехмесячные, одногодичные, двухгодичные. Во многих районах были созданы так называемые учительские школы, в которых учащиеся проходили обучение в объеме семилетней школы и получали первоначальную педагогическую подготовку. По состоянию на 1 апреля 1935 года насчитывалась 21 такая школа.
Качество подготовки учителей не могло быть в этих условиях достаточно удовлетворительным, но темпы роста числа школ и учащихся требовали незамедлительного решения задачи подготовки учительских кадров, и учительские школы сыграли положительную роль в этом деле. Достаточно квалифицированных учителей готовили педагогические техникумы. В 1926/27 учебном году в Туркмении было 3 таких техникума, в них учились 470 человек. В 1930/31 учебном году стало уже 12 техникумов с общим контингентом 2420 учащихся.
В связи с развитием семилетнего и среднего образования остро встал вопрос о создании высшего педагогического учебного заведения. В 1931 году в Ашхабаде был создан комбинат педагогического образования. В него входили педагогический институт с рабфаком, двухгодичные педагогические курсы, 3 педагогических техникума и опытно-показательная школа-семилетка. В январе 1932 года педагогический институт выделился в самостоятельное учебное заведение.
В первые годы своего существования он испытывал серьезные трудности в комплектовании контингента студентов за счет туркмен, окончивших средние школы. Их было очень мало, а выпускники педагогических техникумов немедленно направлялись на работу, так как в школах ощущался острый недостаток учителей. Необходимо было на первых порах допустить некоторое отступление от общих правил приема в вузы: принимать в институт учителей-туркмен, не имеющих среднего образования.
Не хватало также квалифицированных научно-педагогических кадров. В институте в основном работали молодые специалисты, только что окончившие вузы. Среди преподавателей не было ни одного туркмена, имеющего ученую степень. Национальные кадры вырастали постепенно из числа лучших выпускников института. Большую помощь в подготовке кадров оказывали братские союзные республики.
В 1935 году при Ашхабадском педагогическом институте были открыты учительский институт и заочные отделения педагогического и учительского институтов. Быстрый рост сети школ и количества учащихся требовал дальнейшего расширения подготовки учительских кадров и повышения их квалификации.
В 1939 году начал работать Чарджоуский учительский институт (переведен в 1943 году в г. Ташауз). В том же году был создан специальный женский учительский институт в г. Мары. В октябре 1948 года из Ашхабада в Чарджоу был переведен учительский институт. В 1950 году на его базе создан педагогический институт.
Педагогические учебные заведения республики сыграли большую роль в подготовке квалифицированных учителей. Если в 1914/15 учебном году в Закаспийской области работали всего 272 учителя, то в школах Министерства народного образования Туркменской ССР в 1966/67 учебном году насчитывалось около 22 тыс. учителей, из них 10 500 (47,7%) имеют высшее и 2945 (13,3%) незаконченное высшее образование.
В годы Великой Отечественной войны перед органами народного образования и школами возникли огромные трудности. Тысячи учителей ушли на фронт. Их заменяли часто люди, не имеющие необходимой подготовки. Часть школьных зданий была передана под госпитали. Это привело к росту многосменности учебных занятий.
Ощущалась острая нехватка учебных пособий и оборудования. Увеличился отсев учащихся из школ.
Чтобы обеспечить безусловное выполнение закона о всеобуче, местные партийные и советские организации, педагогические коллективы школ проводили большую разъяснительную работу среди населения. Создавался фонд всеобуча. Средства в этот фонд поступали от колхозов, совхозов, МТС, промышленных предприятий, от профсоюзных и комсомольских организаций. Много зарабатывали сами школьники, трудясь на полях колхозов и совхозов. Только в 1942/43 учебном году школьниками было внесено в фонд всеобуча 53 300 рублей. Колхозы организовывали в школах бесплатное питание для детей, помогали в обеспечении особо нуждающихся одеждой и обувью.
В связи с уходом большого количества учителей на фронт некоторые школы оказались под угрозой срыва занятий. ЦК КП(б) и ЦК ЛКСМ Туркменистана обратились к комсомольцам — выпускникам семилетних и средних школ с призывом пойти на учительскую работу. Сотни девушек-туркменок откликнулись в эти дни на призыв партии и комсомола. В 1942 году учительские курсы окончили 3872 девушки, а в 1943 — еще 2877. За 3 года из девушек местных национальностей было подготовлено для I—IV и V—VII классов свыше 7,5 тыс. учителей.
Во время войны в Туркмению были эвакуированы Московский и Одесский государственные университеты. Первый обосновался в Ашхабаде, второй — в Байрам-Али. Пребывание в Туркмении крупнейших вузов страны имело большое значение для развития науки, подготовки научно-педагогических кадров и постановки высшего педагогического образования в республике. Профессора Московского университета Б. П. Козьмин, В. Ф. Коган, А. С. Барков, А. П. Терентьев, Л. А. Зенкевич, В. Г. Никольский, профессор Одесского университета Р. И. Волков оказали большую помощь коллективам педагогического и учительского институтов. Они читали лекции, руководили аспирантами, возглавляли кафедры. Многие сотрудники Ашхабадского педагогического института и Туркменского филиала Академии наук СССР защитили в этот период кандидатские, а впоследствии и докторские диссертации.
После окончания Великой Отечественной войны главными задачами органов народного образования были: осуществление всеобуча, дальнейшее развитие сети школ и интернатов при них, обеспечение школ высококвалифицированными учителями.
Согласно контрольным цифрам пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства Туркменской ССР в 1950 году в республике должны были работать 1075 школ с 195 тыс. учащихся. Эти планы были перевыполнены. В 1949/50 учебном году в Туркмении насчитывалось 1248 школ, из них начальных — 426, семилетних — 732, средних — 90. В них обучалось 210 412 учащихся.
Быстрыми темпами развертывалась сеть школ рабочей и сельской молодежи. В 1947/48 учебном году в этих школах обучалось 5200 человек, в 1949/50 учебном году — 6125.
В некоторых районах республики органы народного образования, благодаря помощи партийных и советских организаций, ныне практически подошли к решению важной задачи — переводу всех школ на занятия в одну смену. Примером могут служить Марыйский, Тахтинский, Керкинский, Байрам-Алийский, Чарджоуский районы, где почти все школы размещены в новых зданиях, построенных на средства колхозов.
В 1956/57 учебном году количество школ всех видов выросло до 1306 и в них обучалось 233,4 тыс. человек.
Важную роль в дальнейшем развитии и совершенствовании системы народного образования сыграли исторические решения XX, XXI, XXII съездов КПСС и закон об укреплении связи школы с жизнью.
В соответствии с законом о школе в республике вместо всеобщего обязательного семилетнего обучения был введен восьмилетний всеобуч. Эта работа завершена в 1962/1963 учебном году. Внесены значительные изменения в учебные планы и программы, школы стали уделять больше внимания политехническому обучению и трудовому воспитанию. Это способствовало ликвидации известного отрыва обучения от жизни, от практики коммунистического строительства.
Семь лет, которые прошли после принятия закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Туркменской ССР», принесли ощутимые результаты. Повысился уровень учебно-воспитательной работы школы, выросла сеть школ и дошкольных детских учреждений. Если в 1958/59 учебном году в республике работало 1244 детские школы всех ведомств, из них средних — 350, семилетних — 520 и начальных — 374, то в 1966/67 учебном году в системе Министерства народного образования Туркменской ССР работало 1348 школ, в том числе 507 средних, 533 восьмилетних и 308 начальных.
Выросли и контингенты учащихся. Например, если в 1958/59 учебном году в детских общеобразовательных школах республики (включая школы Ашхабадской железной дороги) обучалось более 240 тыс. учащихся (из них в I—IV — 145 266, V—VII — 64 901 и VIII—X — 29 919), то в 1966/67 учебном году в детских школах республики насчитывалось 455 тыс. учащихся (в том числе в I—IV классах - 232 815, в V-VIII - 164 830 и в IX-X — 36 293).
Все большее количество молодежи получает восьмилетнее и среднее образование. В 1966 году восьмилетнюю школу окончили около 30 тыс. учащихся, среднюю школу — более 20 тыс.
Осуществление восьмилетнего всеобуча создало реальные возможности для перехода к всеобщему среднему образованию.
В 1966/67 учебном году уже около 67% учащихся, окончивших восьмые классы, поступили в девятые классы средних школ.
Обучение девушек коренной национальности является одной из важных задач партийных и советских органов и органов народного образования республики. За последние годы в этом деле достигнуты определенные успехи. В школах девушки-туркменки составляют свыше 40% всех учащихся. В 1966/67 учебном году в школах Министерства народного образования республики обучалось около 150 тыс. девочек и девушек, из них в I—IV классах более 80 тыс., в V—VIII — 53 774 и в IX—X — 11659. В 1956/57 учебном году в школах обучалось 66 929 девочек и девушек, в том числе в I—IV классах — 37 128, в V-VII - 21 148 и в VIII-X - 8653.
Многие из них активные комсомолки, участницы всех внешкольных и внеклассных мероприятий. Этому в значительной степени содействовали созданные в школах советы девушек. Они являются организующим центром воспитательной работы и одной из действенных форм привлечения девушек к активной общественной работе.
Растет число девушек, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях. Этому в значительной мере содействуют ставшие традиционными ежегодные районные и городские собрания девушек-туркменок — выпускниц восьмилетних и средних школ.
Переход на восьмилетнее обязательное обучение и перестройка средней школы потребовали укрепления учебно-материальной базы школ, оснащения их современным оборудованием и учебными пособиями. В этом направлении в школах республики проведена значительная работа: организовано более 800 мастерских по обработке дерева и металла, выросло число кабинетов физики, химии, биологии, созданы кабинеты машиноведения и электротехники, 781 школа имеет учебно-опытные участки.
Большая работа при участии общественности проводится по школьному строительству. Так, в 1965 году на средства госбюджета построена и сдана в эксплуатацию 21 школа, пристроены 246 классных комнат, 22 учебных мастерских, 5 спортзалов и 10 теплиц. По инициативе и на средства колхозов сооружены 36 школьных зданий, пристроены 75 классных комнат, 8 мастерских, 13 теплиц. Все большее распространение получают школы и группы с продленным днем. Созданы школы-интернаты. В 1965/66 учебном году в республике работало 3 школы и 466 групп с продленным днем и 27 школ-интернатов. Все эти школы и группы укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, способными успешно решать задачи коммунистического воспитания, оснащены всем необходимым для успешного проведения учебно-воспитательной работы.
Современная советская школа всем своим строем, содержанием и организацией работы готовит молодое поколение к активному участию в строительстве коммунистического общества, к участию в производительном труде. Теоретическое обучение освещает путь практике, а труд обогащает знания, помогает школьникам сознательно овладевать теорией. Соединение обучения с трудом, как свидетельствует опыт, не снижает качества знаний учащихся. Работа школьников старших классов на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах способствует воспитанию у них сознательного отношения к труду и учению.
Оправдавшей себя формой соединения обучения с трудом явились ученические производственные бригады. Характер и профиль их деятельности самые разнообразные. Сейчас в республике насчитывается 221 ученическая бригада, из них 102 хлопководческие, 106 по кормовым и плодовым культурам, 13 овощеводческих. В этих бригадах трудятся 5653 учащихся. Бригады обрабатывают почти 2 тыс. га земли.
Немалая роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения принадлежит, наряду со школой, внешкольным детским учреждениям.
В Туркмении в 1966 году работало 114 внешкольных учреждений: дома и дворцы пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские спортивные школы, детские библиотеки. В них постоянно занимаются свыше 55 тыс. школьников.
Успехи школы определяются прежде всего работой учителя, уровнем его культуры, теоретической и педагогической подготовки. Бурное развитие науки, техники и культуры требует постоянного повышения уровня теоретической подготовки учителей. С этой целью в республике организованы курсы повышения квалификации учителей. Ежегодно на них занимаются около 3 тыс. человек. Кроме того, систематически проводятся краткосрочные семинары учителей, научные конференции и совещания, встречи с учеными, писателями, художниками.
Благородный труд учителя высоко оценивает наш народ. Почетом и уважением в республике пользуются заслуженные учителя Туркменской ССР: К. Байназаров — учитель математики и физики средней школы № 1 Марыйского района, Р. Бяшимов — директор средней школы № 20 Ашхабада, Ю. Мамедов — директор школы № 17 Ашхабадского района, М. С. Полукарова — учительница русского языка средней школы № 9 Ашхабадского района, Д. Мухамедов — директор школы-интерната Иолотанского района, Е. С. Ждан-Пушкина — учительница начальных классов средней школы № 1 Тахта-Базарского района, А. И. Вильдяева — учительница биологии восьмилетней школы № 16 Ашхабада, К. Аннамурадов — директор школы № 1 Серахского района и многие другие.
2065 учителей Туркмении награждены орденами и медалями Советского Союза, 332 — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Туркменской ССР, 330 удостоены звания заслуженного учителя школы республики, 2941 награждены значком «Отличник народного просвещения».
На всех этапах развития народного хозяйства и культуры в Туркменской ССР огромное значение имели вопросы подготовки кадров высшей и средней квалификации. Если 10—15 лет назад в Туркмении ощущалась острая нужда в специалистах такого рода, как врачи, инженеры, учителя, механизаторы, и приходилось приглашать их из других братских республик, в частности из РСФСР, Азербайджана, Украины, Узбекистана, Казахстана, Грузии, то сейчас проблема обеспечения промышленного и сельскохозяйственного производства, культурного строительства республики квалифицированными работниками в основном решена. Высшие учебные заведения Туркменской ССР готовят специалистов более чем по 40 специальностям.
В дореволюционном Туркменистане отсутствовала государственная система народного здравоохранения. Больных «лечили» невежественные знахари-табибы: «лечили» молитвами, заговорами, амулетами.
За годы Советской власти в Туркмении создана широкая сеть областных, городских, районных и участковых больниц, отраслевых диспансеров, родильных домов. В обеспечении этих учреждений квалифицированными кадрами большую роль играет Туркменский государственный медицинский институт. За время своего существования он выпустил 5232 врача. Институт располагает хорошей учебно-материальной базой. Его клиники, лаборатории, кабинеты оборудованы по последнему слову медицинской науки и техники. В распоряжении студентов — библиотека с огромным фондом специальной научной литературы, комфортабельные общежития.
В институте преподают высококвалифицированные специалисты — профессора Н. Тачмурадов, С. С. Данилов, Г. С. Аннагельдыева, С. Каранов, Ч. Б. Байриев, Г. X. Ходжакулиев и другие.
Практика проводится в клинических больницах, диспансерах, поликлиниках под руководством опытных врачей и преподавателей. В институте учатся около 2 тыс. студентов.
Значительный вклад в подготовку специалистов для сельского хозяйства республики внес Туркменский государственный сельскохозяйственный институт. Отсюда вышли свыше 5500 агрономов, механизаторов, зоотехников, ветеринарных врачей, шелководов. Институт располагает многоотраслевым учебно-опытным хозяйством, машинно-тракторным парком, учебными и промышленными мастерскими.
В связи с интенсивным развитием в республике нефтяной, газовой и химической промышленности, строительной индустрии широко развернулась подготовка инженерно-технических кадров. Туркменский политехнический институт готовит геологов и строителей, нефтяников и химиков, энергетиков и мелиораторов. На 4 факультетах этого вуза обучаются 3770 человек.
Работников высокой квалификации для школ, советских, хозяйственных, культурных и научно-исследовательских учреждений готовят Туркменский государственный университет и педагогический институт.
Университет имени А. М. Горького — самый крупный вуз республики. В 1967 году на его 8 факультетах (заочном, вечернем и дневном отделениях) учились 7577 студентов. Университет выпустил уже 8154 специалиста, среди них учителей родного, русского и иностранного языков, истории, физики и математики, географии, биологии, юристов, экономистов, геологов. На 41 кафедре университета работают 345 преподавателей, из них 8 профессоров и докторов наук, 92 доцента и кандидата наук. Здесь читают лекции крупные ученые — член-корреспондент АН Туркменской ССР Б. П. Пальванова, член-корреспондент АПН СССР А. А. Курбанов, член-корреспондент АН Туркменской ССР А. К. Каррыев, академик АН Туркменской ССР Р. Г. Аннаев, профессора К. Сопиев, М. Косаев и другие.
Из года в год профессорско-преподавательский состав университета пополняется молодыми кадрами. Только за последние 5 лет 22 преподавателя защитили кандидатские диссертации.
Профессора и преподаватели университета ведут большую научно-исследовательскую работу, пишут учебники и учебные пособия для школ и вузов республики.
Учительские кадры готовит Туркменский педагогический институт имени В. И. Ленина. За годы своего существования он выпустил 3799 учителей. В 1966/67 учебном году на очном и заочном отделениях института учились 5486 студентов.
В связи с переходом к всеобщему среднему образованию предстоит расширить сеть средних общеобразовательных школ. В 1970 году в школах республики будут учиться более 525 тыс. детей. Большое внимание будет уделено развитию школ и групп с продленным днем, дошкольному воспитанию.
Дальнейшее развитие получит система высшего и среднего специального образования. В республике будет завершено строительство второй очереди Туркменского государственного университета, возведены учебные корпуса Туркменского политехнического института и 10 техникумов.
Сейчас по размаху высшего и среднего образования Советский Туркменистан стоит впереди многих высокоразвитых капиталистических стран, в том числе Франции, Италии, Западной Германии. В дальнейшем эти успехи будут закреплены и преумножены. Выполнение заданий пятилетнего плана (1966—1970) приведет к дальнейшему подъему экономики и культуры туркменского народа, уверенно идущего по пути к коммунизму.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.