Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эстонская ССР


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Трудную и длительную борьбу вели эстонские трудящиеся под руководством Коммунистической партии Эстонии за победу революции в республике. Установившаяся в 1917 году власть Советов просуществовала в Эстонии недолго.
С помощью немецких и английских интервентов эстонской буржуазии удалось в 1918 году захватить власть в свои руки. Но и за этот короткий период существования Советской власти стали проводиться коренные преобразования в области народного образования.
Преподавание на родном языке было введено в школах всех типов, отменена плата за обучение, отменено преподавание закона божьего. Шла подготовка к национализации всех частных школ, к введению новых программ и учебных планов. Вторжение немецких оккупантов на территорию Эстонии прервало реализацию этих планов.
В буржуазной Эстонии начальная школа считалась обязательной для детей с 8 до 14 лет. Однако вследствие нищеты трудящихся масс это право на образование оставалось формальным. До 40% детей рабочих и крестьян не кончали шестилетнюю начальную школу, несмотря на бесплатность обучения в ней.
Средних школ было мало. Плата за обучение в них высокая. В 1939/40 учебном году работали 46 прогимназий и 37 реальных школ, в которых учились 13,1 тыс. человек. В 45 гимназиях обучалось 3,5 тыс. человек. Средних специальных учебных заведений было всего 16.
Преподавание в Тартуском университете начиная с 1919 года велось на эстонском языке. Но поскольку научных работников из числа эстонцев было мало, профессоров приглашали из-за границы. Эстонского языка они не знали, поэтому языком преподавания он был формально. Учиться в университете могли лишь дети богатых.
До 1936 года при университете работал технический факультет, реорганизованный затем в Таллинский технический университет. В 1939 году в Тартуском университете насчитывалось 2689 студентов, в Таллинском техническом университете 495 студентов.
В 1940 году трудящиеся Эстонии свергли диктатуру националистической буржуазии и снова установили Советскую власть. 6 августа 1940 года Эстония была принята в братскую семью советских республик.
С восстановлением Советской власти началась реорганизация системы народного образования. Отмена платы за обучение сделала доступным для детей трудящихся обучение в средней школе. Изменению подверглись учебные планы. В них были включены новые для эстонской школы предметы — история и Конституция СССР, экономическая география, русский язык, исключено преподавание религии, увеличено количество часов на изучение математики, физики, химии.
Частные школы были преобразованы в государственные. Срок обязательного обучения продлен до 15-летнего возраста. Существующая сеть средних школ не удовлетворяла потребностей населения. В связи с этим при крупных шестилетних начальных школах были открыты седьмые классы. В 1941/42 учебном году предполагалось перейти на семилетний всеобуч путем реорганизации 472 шестилетних школ в семилетние, намечалось также довести количество средних школ до 54.
В первой половине 1940/41 учебного года были ассигнованы 152 250 крон для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся начальных и 72 600 крон — средних школ.
Успех перестройки содержания и методов учебной и воспитательной работы зависел целиком от учителей. Остро встал вопрос о перевоспитании учителей, так как большинство их получило подготовку к педагогической деятельности в духе националистско-буржуазной идеологии.
Необходимо было ознакомить учителей с целями Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования, с новыми учебными планами, программами, принципами советской педагогики, методикой преподавания основ наук в советской школе. Народный комиссариат просвещения организовал в течение 1940/41 учебного года большое количество семинаров, совещаний, курсов усовершенствования учителей. Идейно-политическую работу среди учителей вели партийные и профсоюзные организации.
При Тартуском государственном университете было создано заочное отделение для учителей, желающих получить подготовку для работы в старших классах семилетней и средней школы. Намечалось подготовить учителей для начальных классов из выпускников гимназий на четырехнедельных курсах.
В трех уездах имелись неграмотные и малограмотные. Для них были созданы пункты по ликвидации неграмотности и малограмотности. Неграмотность и малограмотность предполагалось ликвидировать в ближайшие два года.
Осуществлению намеченных планов помешало нападение на нашу страну фашистской Германии.
В период оккупации Эстонии школы работали в тяжелых условиях. Большинство их помещений было превращено в казармы и склады. Оккупанты уничтожали и расхищали школьное имущество.
Многие школы работали в четыре смены, местами занятия проводились через день. Продолжительность уроков была сокращена до 30 минут. Часть учебных предметов изъята из учебного плана. Занятия в начальных классах начались 1 ноября 1941 года, в средней школе лишь 2 января 1942 года.
В 1942/43 учебном году в Тарту школы работали только 37 дней. Количество учащихся, особенно в средней школе, сокращалось. Большинство эстонской молодежи лишалось возможности получить образование.
Все распоряжения Советской власти в области народного образования были аннулированы. В учебных программах восхвалялся «новый порядок», который фашисты принесли на своих штыках.
Во внеучебное время городских учителей отправляли на работу в кулацкие хозяйства, лесо- и торфоразработки. Лучшие учителя, твердо вставшие на сторону Советской власти, были брошены в тюрьмы и концлагеря, отправлены в Германию. Каждый учитель находился под контролем политической полиции. Многих уволили из школы по «политической неблагонадежности».
С началом войны десятки тысяч эстонцев эвакуировались в глубокий тыл — в Челябинскую и Чкаловскую области, в Татарскую, Чувашскую, Марийскую. Удмуртскую, Башкирскую, Коми АССР и в Сибирь.
Местные партийные и советские органы внимательно относились к эвакуированным эстонцам, которые в большинстве случаев совершенно не владели русским языком или владели им слабо. Уже во втором полугодии 1941/42 учебного года стали открываться эстонские школы и эстонские классы в русских школах.
Летом 1942 года Наркомпрос РСФСР дал распоряжение всем отделам народного образования областей и автономных республик, в которые были эвакуированы эстонские дети, об открытии эстонских школ и классов. В начале 1942/43 учебного года только в Челябинской области работали 42 школы и класса на эстонском языке.
Были созданы для эстонцев школа-интернат в Верхнеуральске и учебный комбинат в Егорьевске. В состав комбината входили начальная, семилетняя и средняя школа. Особенно много внимания уделяли местные партийные и советские организации эвакуированным из Эстонской ССР детским домам. При Увельском и Невьянском детских домах, где находились воспитанники школьного возраста, открылись школы на эстонском языке. На базе Московского городского педагогического института для учителей-эстонцев проводились курсы усовершенствования.
В высших учебных заведениях училось много эвакуированных эстонцев. Это была бескорыстная помощь великого русского народа. В глубоком тылу ЦК КП Эстонии и Эстонским советским правительством была проведена подготовительная работа к восстановлению школы в Эстонии, созданы так называемые оперативные группы 532 Наркомпроса для всех уездов. Эти группы должны были сразу после освобождения Эстонии учесть сохранившиеся педагогические кадры, школьные здания, инвентарь, провести учет детей, подлежащих обучению.
Благодаря энергичной деятельности оперативных групп уже с 15 октября 1944 года в южной части республики были открыты школы. В северных районах, которые были освобождены позднее, занятия в школах начались 1 ноября 1944 года.
После изгнания оккупантов в республике осталось лишь 50 школьных зданий, в которых можно было работать. 275 зданий были уничтожены вовсе, 315 — полуразрушены, остальные требовали капитального ремонта. Учебное оборудование было приведено в негодность. Фонд книг в школьных библиотеках уменьшился на 400 тыс. экземпляров.
В течение первой послевоенной пятилетки была проведена большая восстановительная работа и началось планомерное развитие школьного образования. В 1950/51 учебном году введено обязательное семилетнее обучение.
Росли ассигнования на нужды народного образования. В 1946 году расходы составили 19,4 млн. рублей, в 1950 году — 31,4 млн., в 1960 — 67,1 млн., в 1964 — 84,5 млн. рублей. Интенсивно развивалось в республике школьное строительство. За период с 1946 по 1965 год за счет государственных капиталовложений построено школьных зданий на 100 тыс. ученических мест, зданий для дошкольных учреждений — на 23,4 тыс. мест.
Общеобразовательная средняя школа в республике до принятия на основе общесоюзного закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Эстонской ССР» (1959) была одиннадцатилетней. Семилетнее образование было обязательным. На основе вышеуказанного закона введено обязательное восьмилетнее обучение для детей от 7 до 15—16 лет, в средней школе сохранен одиннадцатилетний срок обучения (8+3). Согласно последующей поправке к закону, для школ с русским языком обучения установлен десятилетний срок, а в средней школе с эстонским языком обучения сохранен одиннадцатилетний (8+3).
Большое внимание уделялось созданию учебно-материальной базы. В послевоенное время государство отпускало большие средства на учебный инвентарь: в 1947 году, например, — 2 млн. рублей, в 1953/54 учебном году — 2,8 млн. рублей. Школы после издания закона об укреплении связи школы с жизнью в централизованном порядке снабжались оборудованием для политехнического обучения.
Много сделано с помощью предприятий-шефов. Каждая средняя школа и большинство восьмилетних имеют хорошо оборудованные мастерские, учебные кабинеты. Многие городские и все сельские средние и восьмилетние школы имеют учебно-опытные участки, большинство школ — свои спортивные и географические площадки.
Количество учащихся общеобразовательных школ возросло в 1,7 раза, при этом количество учащихся старших классов средней школы — в 5,5 раза, количество учителей — в 2,7 раза. В 1964/65 учебном году в дневных общеобразовательных школах работали 4634 учителя с высшим образованием, т. е. значительно больше, чем было всего учителей в буржуазной Эстонии.
В 1964/65 учебном году работали 467 начальных школ, 372 восьмилетних, 135 средних, 12 специальных школ (для детей с физическими и умственными недостатками), 68 школ рабочей молодежи и 95 школ сельской молодежи. В школах для работающей молодежи на начало учебного года обучались 31 тыс. человек.
В 1956 году в республике были созданы первые школы-интернаты. С 1960 года планомерно стали развиваться школы и группы с продленным днем. В 1964/65 учебном году в школах-интернатах, в школах и группах с продленным днем было 23,6 тыс. детей. В республике имеется также ряд общеобразовательных школ и классов для детей, одаренных в области музыки, живописи, танца. Для общественного воспитания детей дошкольного возраста в 1964 году было 473 дошкольных учреждения с количеством воспитанников 36 тыс.
Учебные планы и программы Министерство просвещения разрабатывало с учетом опыта других союзных республик и прогрессивных национальных традиций. В частности, значительно отличаются программы по пению, иностранным языкам. В программы по истории и географии включены сведения по истории и географии Эстонии.
Изучение русского языка начинается со II класса и проводится на строго добровольных началах, по желанию родителей и самих учащихся. Достаточное количество времени отводится на родной язык и литературу. Проводится большая работа по совершенствованию методов обучения. Широко используются наглядность, учебное кино и звукозапись, проведение самостоятельных работ в кабинетах и лабораториях, на учебно-опытных участках. Для индивидуализации домашних заданий используются специальные рабочие тетради. Все это подчинено задаче повышения качества знаний учащихся и преодоления второгодничества.
На основе закона об укреплении связи школы с жизнью проведена большая работа по трудовому воспитанию учащихся.
Приобретенный опыт развивается дальше. Введение производственного обучения для профессиональной подготовки учащихся старших классов средней школы себя не оправдало. В настоящее время производственное обучение сохранено в небольшом количестве школ, в которых имеются необходимые условия для его проведения. В большей части школ трудовое обучение уже не имеет профессионального характера.
В настоящее время органы народного образования и школы уделяют особое внимание выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966). Подготовлены новые программы на основе рекомендаций Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР, определен порядок перевода школ на новые программы к 1970/71 учебному году, разрабатываются меры по усилению политехнического обучения и совершенствованию трудовой подготовки учащихся, коммунистического их воспитания.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школ является деятельность комсомольской и пионерской организаций. Показатель повышения их авторитета — растущее из года в год число членов. На 1 января 1966 года в общеобразовательных средних и восьмилетних школах было 49 087 комсомольцев и 74 254 пионера, против 3172 комсомольцев и 19 743 пионеров в 1945/46 учебном году.
Комсомольские и пионерские организации ведут борьбу за глубокие и прочные знания, за сознательную дисциплину, занимаются идейно-политическим воспитанием школьной молодежи, выступают инициаторами и организуют общественно полезную работу учащихся, разумное заполнение досуга молодежи путем развития различных форм внеклассной и внешкольной работы.
Вопросы жизни комсомола республики отражают органы ЦК ЛКСМ Эстонии газеты «Ноорте Хяэль» («Голос молодежи») и «Молодежь Эстонии» и журнал «Ноорус» («Молодость»). Для детей пионерского возраста издаются еженедельная газета «Сядэ» («Искра») и журнал «Пионер», для октябрят — «Тяхэкэ» («Звездочка»).
В последние годы много внимания уделялось организации летнего отдыха пионеров и школьников. В 1964 году в республике действовало 46 загородных пионерских лагерей, где отдыхали 21,6 тыс. детей. Пионерские летние лагеря для детей, остающихся в городах, создаются при школах, при домоуправлениях. В 1965 году они обслужили 27 660 детей. Пионеры республики, отличившиеся своей инициативой и активностью, получают путевки во Всесоюзный пионерский лагерь Артек.
С каждым годом все более широкое развитие получает внеклассная и внешкольная работа по художественному воспитанию. Подъему работы школьных кружков художественной самодеятельности в значительной степени содействовали республиканские и межрайонные молодежные олимпиады, выступления учащихся на всенародных певческих праздниках (начало которым было положено еще в 1869 году) и вечерах художественной самодеятельности, а также специальные певческие праздники школьников.
О массовости участия школьников во всенародных праздниках говорят следующие цифры: в 1947 году в певческом празднике участвовало 248 детских хоров с 7019 певцами, в 1955 году 282 хора и 26 групп народных танцев с 12 тыс. школьников. В 1965 году в певческом празднике, посвященном 25-летию республики, участвовало большое количество ученических хоров и танцевальных групп. Решено с 1962 года проводить певческие праздники школьников через каждые 5 лет. В первом таком празднике приняло участие 22 тыс. учащихся.
Летом 1967 года состоялся республиканский праздник песни, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В школах была проведена большая подготовительная работа, организовано соревнование за право участия в этом празднике.
С 1945 года регулярно (один раз в два года) проводятся смотры художественной самодеятельности учащихся. Население республики проявляет живой интерес к выступлениям учащихся и охотно посещает выставки работ школьников.
Интересная работа проводится в предметных кружках. Своеобразным годовым отчетом кружков о своей работе являются олимпиады сначала в школах, затем в районах и, наконец, в столице.
Большой популярностью пользуется работа в кружках юных натуралистов и юных техников. Результаты работы лучших кружков юннатов демонстрируются на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Члены технических кружков помогают учителям в изготовлении самодельных учебных пособий, своими руками радиофицируют школы, кабинеты.
Особенно популярным и массовым среди школьной молодежи Эстонии является спорт. Школьников-спортсменов объединяет спортивное общество «Ноорус» («Юность»). В его рядах в 1965/66 учебном году насчитывалось 100 тыс. учащихся III—XI классов, или 73,8% школьников этих классов. В системе Министерства просвещения ЭССР в 1964/65 учебном году было 17 детских спортшкол, в которых занимались 7388 учеников. Кроме того, 16 детских спортивных школ работали в системе Эстонского республиканского совета спортивных обществ и организаций. В них занимались детей. Спортивными обществами созданы также юношеские секции, в учебных группах которых занималось более 5 тыс. школьников.
Охотно занимаются школьники Эстонии туризмом. Туризм любят и старшие и младшие школьники. Младшие ребята изучают свой край, старшие — совершают путешествия в Латвийскую и Литовскую ССР, в Ленинград, в Москву, в Минск и Киев. Маршруты пролегают по местам, связанным с историческими событиями, революционным движением, партизанской борьбой, сражениями Великой Отечественной войны. В работе умелого учителя-экскурсовода походы и экскурсии служат делу патриотического, интернационального и эстетического воспитания.
Эстонские учителя и родители располагают большими возможностями для музыкального воспитания детей. В 1945/46 учебном году в республике было всего 3 детские музыкальные школы, и в них занималось 209 детей, в 1964/65 учебном году детских музыкальных школ стало 24 и учащихся в них 3820. Кроме того, работают музыкальные классы при общеобразовательных школах.
Большое число детей, умеющих играть на музыкальных инструментах, позволяет при многих средних и восьмилетних школах иметь школьные оркестры, а в некоторых даже несколько — народных инструментов, симфонический, эстрадный, духовой.
Наряду со школами работу с детьми в свободное от уроков время проводят детские внешкольные учреждения. В республике 14 домов и дворцов пионеров, станций юных натуралистов и техников, экскурсионно-туристская станция.
Детские кружки художественной самодеятельности (музыки, изобразительного искусства, танцев и пр.) создаются и при различных клубных учреждениях. В начале 1964 года только при профсоюзных клубах работали 272 кружка для детей с 5,6 тыс. участников. О своих достижениях в учебе, внеклассной и внешкольной работе эстонские школьники охотно пишут своим друзьям из других братских республик и за границу.
Во многих школах созданы уголки дружбы народов. В этих уголках бережно хранятся все письма и подарки друзей. Часто дружеская переписка помогает установлению длительных контактов учеников и учителей различных республик. Это очень важная форма интернационального воспитания.
Качество учебной и воспитательной работы зависит от учителей — от их коммунистической убежденности, кругозора, от широты их интересов и педагогического мастерства. В 1965/66 учебном году в Эстонской ССР было 14 тыс. учителей, из них в детских школах работали 11974 человека. Из этого числа 4634 (39%) имели высшее образование, 1738 (14%)—незаконченное высшее образование, 3837 (32%) —среднее педагогическое образование и 1765 (15%) — общее среднее образование.
36,6% учителей — члены КПСС. Значительная часть не имеющих высшего образования учится заочно.
Самоотверженная работа учителей Эстонии отмечена Советским правительством. Звание «Заслуженный учитель школы Эстонской ССР» присвоено 109 учителям. Орденами и медалями СССР награждены 196 учителей общеобразовательных школ, почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР — 919 человек. 1358 учителей носят почетное звание «Отличник просвещения Эстонской ССР». Доверие и уважение к народному учителю отражает тот факт, что 1 учитель избран в депутаты Верховного Совета СССР, 5 — в депутаты Верховного Совета Эстонской ССР и 803 — в депутаты местных Советов.
Будущие педагоги V—XI классов получают подготовку в Тартуском государственном университете и в Таллинском педагогическом институте имени Эдуарда Вильде, учителя музыки — в Таллинской консерватории. Среднее педагогическое образование дают Тартуское педагогическое училище и физкультурные техникумы.
Повышением квалификации учителей занимается республиканский институт усовершенствования учителей. Он осуществляет также методическую помощь учителям. Методисты института, выезжая в районы, проводят вместе с районными педагогическими кабинетами семинары учителей. Институт является инициатором использования в учебно-воспитательной работе телевидения и радио. При его участии организована передача специальных уроков. Фильмотека института обеспечивает школы учебными фильмами.
В Таллине действует постоянная педагогическая выставка. На ней представлен лучший опыт учебно-воспитательной работы школ. Институт усовершенствования учителей совместно с кафедрой педагогики Тартуского государственного университета провел весной 1966 года научно-практическую конференцию. В четырех секциях конференции были заслушаны 38 докладов. Учителя, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, приступили к сдаче кандидатских экзаменов и подготовке диссертаций.
Многие учителя учатся в вечерних университетах марксизма-ленинизма в Таллине и Тарту, где работают специальные факультеты для педагогов. Учителя изучают марксистско-ленинскую теорию и в других звеньях системы партийного просвещения, а также самостоятельно.
С 1959 года в республике работает Научно-исследовательский институт педагогики. Работники института составили рабочие тетради по отдельным предметам для дневных и вечерних общеобразовательных школ, подготовили учебники по географии Эстонской ССР для VIII класса, по химии для VII—XI классов, по эстонскому языку и литературе для всех классов школы, по русскому языку для эстонских школ. Институтом издано более 30 наименований книг по вопросам обучения, воспитания, истории педагогики и школы в Эстонской ССР.
На эстонском языке изданы основные работы советских педагогов. Важнейшие вопросы теории и практики советской школы освещают учительская газета «Ныукогуде Ыпетая» («Советский учитель») и журнал «Ныукогуде Кооль» («Советская школа»), которые издаются больше двадцати лет (с 1945 года).
Народнохозяйственный план на 1966—1970 гг. предусматривает дальнейшее развитие народного образования, повышение общеобразовательного уровня населения и улучшение качества подготовки кадров. В течение 5 лет намечено в основном завершить введение всеобщего среднего образования. Учитывая достижения народного образования за 25 лет Советской власти в Эстонии, можно с уверенностью сказать, что под руководством Коммунистической партии Эстонии эти задачи будут успешно решены.
За годы Советской власти республика добилась больших успехов в развитии высшего и среднего специального образования, а также в подготовке рабочих кадров.
По числу студентов на 10 тыс. населения Эстонская ССР опередила высокоразвитые капиталистические страны Европы: в 1961/62 учебном году, например, в Англии на 10 тыс. населения было 45 студентов, в ФРГ — 40, в Швеции — 53, в Финляндии — 58.
Старейшим вузом республики является Тартуский государственный университет (основан в 1802 году). В 1966/67 учебном году в нем обучалось 6123 студента. В Таллинском политехническом институте в том же учебном году насчитывалось 9652 студента.
Для подготовки педагогов с высшим образованием в 1952 году был открыт Таллинский педагогический институт имени Эдуарда Вильде. В 1951 году на базе агрономического, ветеринарного и лесо-хозяйственного факультетов Тартуского государственного университета создана Эстонская сельскохозяйственная академия. Серьезный вклад в подготовку кадров с высшим образованием вносят Государственный художественный институт Эстонской ССР и Таллинская государственная консерватория.
Всего за 20 послевоенных лет (1945—1965) в республике получили высшее образование 28 491 человек.
Численность специалистов с высшим образованием к 1964 году была в 3,3 раза больше, чем в буржуазной Эстонии: в 1939 году на каждые 100 человек приходилось 8 специалистов с высшим образованием, в 1964 году — 27.
Число учебных заведений в шестидесятых годах уменьшилось в связи с объединением близких по профилю подготовки специалистов, а количество учащихся увеличилось за 20 лет в 2,6 раза. С 1945 по 1964 год в Эстонии подготовлены 49 114 специалистов со средним образованием.
Число лиц, имеющих среднее специальное образование, составило по данным переписи населения 1959 года 47 на 1000 жителей республики. Самое большое количество специалистов выпущено по машиностроению, строительству, транспорту, энергетике, технологии продовольственных продуктов, сельскому и лесному хозяйству.
Для обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства квалифицированными рабочими в республике создана сеть училищ и школ профессионально-технического образования. За послевоенный период эти училища и школы выпустили 54 тыс. молодых квалифицированных рабочих.
В профессионально-технические училища принимается молодежь с восьмилетним образованием. При некоторых училищах созданы специальные группы для молодежи со средним образованием.
Для подготовки научных кадров при Тартуском государственном университете в 1946 году была создана аспирантура. К началу 1965 года в научных учреждениях и высших учебных заведениях Эстонии насчитывался 591 аспирант. С 1948 по 1964 год аспирантуру окончили 478 человек, из них 26 — по педагогике.
Научные работники для Эстонии готовятся также в ведущих вузах крупных городов, братских республик, особенно в Москве и Ленинграде.
На 1 января 1965 года в Эстонской ССР было 82 научных учреждения с 3093 научными работниками, из которых докторов наук — 73 и кандидатов наук — 878. В области педагогических наук в республике работали 2 доктора и 19 кандидатов наук.
Большое внимание уделяют Коммунистическая партия и Советское правительство удовлетворению все возрастающих культурных потребностей народа.
После свержения буржуазной диктатуры необходимо было провести громадную работу по воспитанию трудящихся масс, повышению их культуры. Исключительно большую роль в решении этой задачи сыграла печать — книги, газеты, журналы. Выпуск их увеличивался год от года.
В 1964 году в республике издано 1959 названий книг общим тиражом 9886 тыс. экземпляров, в том числе на эстонском языке 1419 названий тиражом 7924 тыс. экземпляров. В 1964 году каждый житель республики покупал книг на 9,19 рублей. По продаже печатных изданий в среднем на одного жителя Эстонская ССР занимает первое место в СССР.
Журналов выходило в 1964 году 131 название общим тиражом 12 849 тыс. экземпляров, из них на эстонском языке — 104 тиражом 12 767 тыс. экземпляров. Тираж журналов в среднем на одного жителя — 10,1 экземпляров. Газет выпускалось в 1964 году 36 разовым тиражом 725 тыс. экземпляров, из них 27 на эстонском языке тиражом 639 тыс. экземпляров.
Для обслуживания населения книгой создана развитая сеть библиотек. В 1940 году в Эстонской ССР насчитывалось 896 массовых библиотек с книжным фондом 986 тыс. экземпляров. К концу 1964 года массовых библиотек стало 1028, и книжный фонд в них возрос до 9 675 тыс. экземпляров. Кроме того, имеется 884 библиотеки в общеобразовательных школах и внешкольных детских учреждениях и 663 технических и специальных. Общий книжный фонд во всех видах библиотек достиг к 1 января 1965 года 23 379 тыс. экземпляров.
Большое место в деле воспитания народа играют кино и театры, музеи, народные университеты, клубные учреждения. В Эстонии работает своя киностудия. На 1 января 1965 года киноустановок было 493, из них 358 стационарных, 135 передвижных. Каждый житель республики посещал кино, театры в 1964 году в среднем 18 раз, а в 1945 году, например, только 5 раз.
В республике имеется 9 профессиональных театров и 11 народных. Наиболее крупные из профессиональных театров — Академический театр оперы и балета «Эстония», Таллинский академический драматический театр имени В. Кингиссепа и Тартуский академический театр «Ванемуйне». В 1966 году создан государственный Молодежный театр в Таллине. В 1965 году театры посетили 1181 тыс. человек, т. е. в среднем 923 из 1000.
При Государственной филармонии работают академический мужской хор, являющийся одним из наиболее известных хоровых коллективов СССР, и эстрадной оркестр. Государственная филармония дает более 1500 концертов в год.
К концу 1964 года в Эстонии имелось 36 музеев. Наиболее крупными из них в Таллине являются Государственный художественный музей, Исторический музей Академии наук Эстонской ССР, Государственный музей естественных наук Эстонской ССР, Таллинский городской музей.
Много посетителей бывает в Эстонском государственном парке-музее, Эстонском государственном морском музее, в Музее театра и музыки, в Тартуском художественном и этнографическом музеях. Число экспонатов музеев выросло с 344 тыс. в 1940 году до 1529 тыс. в 1964 году. Число посещений в те же годы составило соответственно 67 тыс. и 661 тыс., т. е. за 25 лет увеличилось в 10 раз.
Удовлетворению разносторонних интересов трудящихся способствуют народные университеты. На 1 марта 1964 года в республике работали 55 народных университетов с 10 505 слушателями. В 1965/66 учебном году открыто 4 педагогических народных университета.
Наряду с народными университетами, большую просветительную работу среди населения проводит общество «Знание», имеющее свои первичные организации при каждом научном учреждении, при крупных школах и т. д. Члены общества прочли в 1964 году 69400 лекций.
В 1964 году в Эстонии было 667 клубных учреждений, из них 120 в городах и 547 в сельской местности. В них работало 4587 кружков, в том числе 2878 кружков художественной самодеятельности. Участники художественной самодеятельности за 1964 год своими силами организовали 10 147 спектаклей и концертов, которые посетили 1831 тыс. зрителей. Лекции и доклады, организованные клубами, посетили 1182 тыс. человек.
25 лет Советской власти коренным образом изменили культурный облик Эстонии. В республике под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, при братской помощи других союзных республик произошла подлинная культурная революция, создана социалистическая по содержанию и национальная по форме культура.
За годы Советской власти выросло новое поколение, воспитанное в духе преданности идеалам коммунизма, готовое отдать все свои силы и знания борьбе за счастливое будущее своего народа, всех советских людей. Для всех детей и взрослых открыты неограниченные возможности для получения образования, удовлетворения культурных запросов.
50-летие Великого Октября эстонский народ, в том числе все работники народного образования, встречает творческим выполнением решений XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза и XV съезда Коммунистической партии Эстонии.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +