Армянский народ с законной гордостью оглядывается на пройденный за пятьдесят лет Советской власти путь развития народного образования и культуры в республике.
Накануне первой мировой войны в Восточной Армении (нынешняя территория Армянской ССР) насчитывалось 459 школ, в которых обучалось около 35 тыс. детей. Это составляло 7—8% от общего числа детей школьного возраста.
Первая мировая война тяжело отразилась на судьбе армянского народа. Территория Армении стала местом военных действий. Турецкие войска разоряли армянские города и села. Одна за другой закрывались школы. В результате к 1919 году на территории Армении осталось всего 166 школ с 18 600 учащимися.
29 ноября 1920 года трудящиеся Армении под руководством большевиков и с помощью Красной Армии установили Советскую власть, которая открыла народным массам широкий путь к просвещению.
Все школы и культурно-просветительные учреждения были переданы в руки государства, школа отделена от церкви, повсеместно введено преподавание на родном языке. Уже через год после установления Советской власти в Армении насчитывалось 383 школы, а спустя еще два года — 665 школ, в которых обучалось 72 300 детей. В сентябре 1921 года в республике учреждается Народный Комиссариат просвещения. Начинается работа по упорядочению и дальнейшему расширению сети школ, укреплению их учебно-материальной базы, подготовке учительских кадров, ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
В 1924 году съезд Советов республики одобрил новую систему народного образования, в основу которой легла единая трудовая школа.
Наркомпрос приступил к разработке плана введения всеобщего начального обучения в Армении, к созданию новых учебных планов, программ и учебников для единой трудовой школы, методических руководств для учителей. Массовыми тиражами стала издаваться литература для детского чтения. Трудящиеся республики приняли самое активное участие в строительстве школ и укреплении их учебно-материальной базы.
В первые годы развитие советской школы сдерживалось нехваткой учительских кадров. Это было, пожалуй, самой серьезной трудностью в развитии народного образования в республике. Благодаря принятым мерам в 1924/25 учебном году в школах Армении работали уже 2339 учителей (против 1146 в 1914 году).
В подготовке учительских кадров большую роль сыграл созданный в декабре 1920 года Ереванский государственный университет, где одним из крупных факультетов был педагогический.
Осуществление обязательного начального обучения повсеместно началось после решения ЦК ВКП(б) от 25 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» и последовавших затем постановлений ЦИК и Совнаркомов СССР и Армении.
Всеобуч становится важнейшей частью работы партийных и советских органов. Для успешного осуществления его создается республиканский Комитет при Совнаркоме Армении, а на местах — комитеты при исполкомах Советов депутатов трудящихся. Большую помощь оказали эти комитеты органам народного образования. Они помогали организовать общественность, создавать фонды всеобуча для оказания помощи нуждающимся детям, изыскивать недостающие помещения и т. д.
Уже в 1930/31 учебном году за партами сидело 132 218 мальчиков и девочек школьного возраста.
Всеобщее обязательное четырехлетнее начальное обучение, естественно, коснулось и национальных меньшинств республики. До установления Советской власти в жалком состоянии находились школы азербайджанцев и курдов. Благодаря мероприятиям ЦК Коммунистической партии Армении значительно выросло число школ и учащихся национальных меньшинств. В 1930/31 учебном году в национальных школах обучалось 10808 азербайджанцев и 1289 курдов, тогда как в 1927/28 учебном году их было соответственно 4550 и 423.
Одновременно с осуществлением обязательного начального обучения проводилась большая работа по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках и расширению его в сельской местности. Росла также сеть средних школ, первоначально девятилетних, а с 1932 года — десятилетних. Эти процессы соответственно отразились на структуре школьной сети: если в 1930/31 учебном году из 985 школ 815 были начальные, 155 — семилетние и 15 — средние, то в 1940/41 учебном году начальных школ было 255, семилетних — 572 и средних — 325. В них соответственно обучалось 13 453, 115 017 и 198 035 учащихся.
Во второй пятилетке расходы на народное образование составили 427 млн. рублей против 295 млн. рублей в первой пятилетке. Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирную жизнь советского народа. Но и в суровые годы Великой Отечественной войны забота Коммунистической партии и Советского правительства о школе и воспитании подрастающего поколения не ослабевала.
Особенностью работы школ Армении в годы войны было то, что они приняли до 15 000 детей, эвакуированных из прифронтовых районов страны. Особую заботу партийные и советские организации и органы народного образования проявили о детях, потерявших родителей. Для устройства этих детей была расширена сеть детских домов. В республику были эвакуированы детские дома из Ленинграда, Москвы, других городов.
Школы проводили большую общественно полезную работу, особенно в сельских районах. Школьники оказывали помощь колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, помогали инвалидам Отечественной войны, а также эвакуированным семьям, участвовали в культурно-просветительном обслуживании раненых и больных в госпиталях.
Во время Великой Отечественной войны воспитанная советской школой армянская молодежь мужественно сражалась на фронтах Отечественной войны. Многие ее питомцы были награждены орденами и медалями за боевые подвиги на фронтах и трудовые заслуги в тылу.
В годы войны число учащихся в школах республики сократилось. Часть учащихся, в особенности старших классов, оставив школу, пошла на заводы и фабрики, в колхозы и совхозы заменить отцов, ушедших на войну. Партия и правительство проявляли заботу и о тех, кто в условиях войны не смог закончить образование; с 1943 года по решению правительства создаются школы для обучения без отрыва от производства городской молодежи, а с 1944 года — сельской молодежи.
После победоносного окончания войны ускоряются темпы развития семилетнего и среднего образования. В 1950/51 учебном году число школ республики составило 1160, из них семилетние — 670, число учащихся возросло до 301 879. В вечерних школах рабочей и сельской молодежи в том же году обучалось 17 298 рабочих и колхозников. В 12 городах республики в 1954 году осуществлялось всеобщее среднее образование. В 1955/56 учебном году насчитывалось 382 средних школы.
В связи с уменьшением рождаемости в годы войны произошло некоторое уменьшение числа учащихся в школах. В 1955/56 учебном году в республике было 218 800 школьников. Этот уровень сохранился до 1958/59 учебного года.
Для обучения и воспитания детей с физическими и умственными недостатками в республике созданы специальные школы.
Значительная роль в развитии среднего образования принадлежит вечерним школам. Многие тысячи рабочих и колхозников получили в этих школах восьмилетнее и среднее образование. В 295 вечерних (сменных) и заочных средних школах в 1965 году обучались более 30 тыс. человек. Ежегодно их кончает 4—5 тыс. человек. Для молодежи, работающей на сменных предприятиях, созданы сменные школы. Все большее развитие получают заочные и очно-заочные школы.
В результате широкого развития образования коренным образом изменился культурный уровень населения. Если в 1939 году на 1000 человек населения приходился 81 человек со средним образованием, то в 1959 году этот показатель возрос до 289 человек. В республике полностью ликвидирована неграмотность.
Одной из центральных задач органов народного образования и школ являлось постоянное улучшение содержания и качества обучения, исходя из общих задач советской школы.
Учительство Советской Армении самоотверженно трудилось над укреплением советской системы народного просвещения, над осуществлением задач коммунистического воспитания, повышения идейного и научного уровня обучения в школе, качества знаний учащихся.
Проводилось много мероприятий по оказанию помощи учительству в улучшении преподавания общеобразовательных предметов, в частности родного и русского языков и литературы, физики и математики. Проведено республиканское совещание по улучшению преподавания русского языка с участием представителей всех союзных республик (октябрь 1957 года). Это совещание способствовало активизации процесса обучения русскому языку, усилению практической направленности его преподавания в армянской школе.
Большая работа проведена по созданию учебных программ и учебников. В 1965 году было издано 100 названий учебников, общим тиражом около 4 млн. экземпляров.
Учеными республики и учителями созданы оригинальные учебники родного языка, армянской литературы, русского языка, русской литературы, английского, французского, немецкого языков, истории армянского народа, географии Армянской ССР.
По математике, физике, химии, биологии, истории используются переводы учебников, созданных в РСФСР.
Значительную работу по подготовке учебных программ, по совершенствованию методов обучения проводит Научно-исследовательский институт педагогических наук. Институтом издан ряд работ по теории и истории педагогики, по методике преподавания общеобразовательных предметов.
Новым этапом в развитии просвещения в республике явился принятый в 1959 году Верховным Советом Армянской ССР на основе общесоюзного закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Армянской ССР».
Партийные, советские организации и органы народного образования развернули большую работу по осуществлению нового закона о школе. Через полтора года после принятия закона, в октябре 1960 года, учительство республики собралось на II съезд учителей Армении для обсуждения хода выполнения закона.
На основе закона в течение четырех лет осуществлен переход ко всеобщему восьмилетнему обязательному обучению. В средних школах введено производственное обучение и удлинен срок обучения до 11 лет. Усилено трудовое воспитание в восьмилетних школах. Перестроена работа вечерних (сменных) и сезонных школ. Проделана серьезная работа по укреплению связи обучения с жизнью.
С каждым годом увеличивается выпуск из восьмых классов. Широкое развитие получило среднее образование. Число учащихся старших классов средней школы в 1964/65 учебном году составило 46 180 против 19 347 в 1961/62 учебном году. Расширились возможности для получения среднего образования на селе. В 1966/67 учебном году в девятые классы принято 84% выпускников восьмых классов. Это — значительное достижение на пути осуществления всеобщего среднего образования.
В целях оказания помощи семье в воспитании детей начиная с 1956 года созданы и в 1965 году работали 31 школа-интернат, где училось 10,6 тыс. детей. Расширяется сеть школ и групп с продленным днем. В них насчитывается 10 689 воспитанников. Всего в общеобразовательных школах республики в 1966/67 учебном году обучалось 542 тыс. человек.
В ходе работы по выполнению закона о школе педагогическая общественность и органы народного образования пришли к выводу, что осуществление профессиональной подготовки в общеобразовательной школе себя не оправдывает, так же как и удлинение в связи с этим срока обучения в средней школе до 11 лет. С 1964/65 учебного года большая часть школ отказалась от профессиональной подготовки учащихся. Органы народного образования, школы и учителя, руководствуясь решениями XXIII съезда КПСС, основное внимание направляют на осуществление политехнического обучения, вооружение школьников глубокими, прочными знаниями основ наук и на этой основе — на усовершенствование трудового обучения и воспитания.
Педагогические коллективы школ работают над повышением эффективности уроков, над усовершенствованием методов обучения. Осуществляются мероприятия по внедрению в практику работы школ Еревана, Ленинакана, Кировакана технических средств обучения. Учителя широко используют в учебной работе кино, радио, телевидение. Республиканская телестудия организует специальные учебные передачи для школьников в учебное и внеучебное время.
При Министерстве просвещения создана фильмотека учебных кинофильмов, имеющая свои отделения в районах.
XXIII съезд КПСС поставил вопрос, имеющий исключительно важное значение для дальнейшего подъема культурного уровня народа. Это — переход к 1970 году к всеобщему среднему образованию. Республика уже с 1966/67 учебного года приступила к постепенному осуществлению этой задачи, а в 1967/68 намечено принять в девятые классы 87,4% выпускников восьмых классов.
Пути и средства выполнения директив XXIII съезда КПСС указывает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966). Это постановление встречено работниками народного образования Армении с огромным удовлетворением, оно помогает им мобилизовать свои силы и энергию на решение коренных вопросов улучшения школьного образования.
В школах республики в процессе обучения и во внеучебное время проводится большая работа по коммунистическому воспитанию учащихся.
Педагогические коллективы школ добились хороших результатов в идейно-политическом воспитании, воспитании учащихся в духе интернационализма и социалистического патриотизма.
В коммунистическом воспитании учащихся, как и в организации всей жизни школы, важную роль играют комсомольские и пионерские организации. Комсомольские организации, пионерские отряды и дружины школ добились заметных успехов в борьбе за прочные знания и сознательную дисциплину учащихся, за развитие общественно полезной работы, разумную организацию досуга. Обогатились формы и методы комсомольской и пионерской работы.
Усилилась работа комсомольских и пионерских организаций по идейно-политическому воспитанию учащихся. Воспитанию идейной убежденности пионеров (в школах республики их насчитывается 240 тыс.) и верности революционным идеалам в значительной степени способствовало активное участие пионерских отрядов и дружин в «Походе боевой славы» и всесоюзном смотре, проходившем под лозунгом «Сияйте, ленинские звезды!».
Важной стороной деятельности органов народного образования и школ является организация внеклассной и внешкольной работы, способствующей воспитанию и развитию детей и молодежи, расширению их культурного кругозора, развитию творческих способностей, активности и самодеятельности.
В средних и восьмилетних школах организуются детские хоры, хореографические, музыкальные и драматические кружки, кружки изобразительного искусства, художественного слова.
Значительная работа по эстетическому воспитанию учащихся ведется в школах Еревана. Во всех средних школах города созданы кабинеты музыкального воспитания и изобразительного искусства.
В работе с детьми активное участие принимают композиторы, художники, артисты.
Большой популярностью пользуются у учащихся физико-математические, химические, биологические, исторические кружки, кружки по изучению языков. Воспитанию любви к труду, развитию технического творчества и изобретательства способствуют технические кружки и широко распространенные в сельских школах ученические производственные бригады.
Особое место во внеклассной и внешкольной работе занимают интернациональные связи учащихся, воспитание молодежи в духе дружбы с народами братских республик и зарубежных стран.
Широкое развитие получила краеведческая и экскурсионно-туристская работа.
Все большую роль в жизни молодежи играет книга. Республиканские издательства «Айастан», «Луйс» и другие ежегодно выпускают миллионы экземпляров художественной и научно-популярной литературы для детей и юношества. Растут школьные библиотеки.
Большую воспитательную работу ведут внешкольные детские учреждения. В Армении имеются 3 дворца пионеров, 34 районных и городских дома пионеров, республиканская станция юных техников, 3 станции юных натуралистов, экскурсионно-туристская станция.
Почти в каждом районе открыты спортивные школы. Многими из них руководят крупнейшие спортсмены. Ведется строительство спортивных залов при школах, комплексных спортивных площадок, спортивных баз, детских стадионов.
Ежегодно десятки тысяч ребят отдыхают в пионерских лагерях. Для детей со слабым здоровьем созданы школы-интернаты санаторного типа.
Развитие народного образования предполагает укрепление материальной базы школ. За годы четвертой и пятой пятилеток в республике сооружены 84 школьных здания на 33 300 ученических мест. Особенно широко развернулось школьное строительство в годы семилетки (1959—1965). За этот период построена 191 школа на 108 тыс. ученических мест. По инициативе колхозов и на их средства сооружены 57 школ на 17 300 мест. В 1966—1970 гг. намечено построить школьные здания на 128 тыс. ученических мест. Увеличивается также строительство детских дошкольных учреждений, школьных интернатов, жилых домов для учителей.
Детищем Великой Октябрьской социалистической революции является дошкольное воспитание. Создание широкой сети дошкольных учреждений — одно из важнейших достижений республики.
В дореволюционной Армении существовало лишь несколько частных детских садов, созданных на благотворительные средства.
В сельской местности об этих учреждениях не могло быть и речи.
С установлением Советской власти начинается планомерный рост сети дошкольных учреждений. В последние годы, кроме детских садов, стали создаваться комплексные учреждения — ясли-сады. В 1966 году в 666 детских садах и яслях Армении воспитывались 61 996 детей.
Одновременно с развертыванием сети детских учреждений для них готовятся кадры воспитателей на дошкольных факультетах педагогических институтов и в педагогических училищах.
В летний период большинство детских садов выезжает в дачные районы республики. Широкое развитие получили в Армении колхозные и совхозные детские сады. В период сельскохозяйственных работ создаются сезонные детские площадки.
В 1965/66 учебном году в школах Армении работало 27 053 учителя, в том числе с высшим образованием 14818. Педагогические кадры готовятся в Ереванском университете, педагогических вузах и педагогических училищах. Учителя, не имеющие законченного педагогического образования, учатся заочно.
В республике созданы 22 районных и городских педагогических кабинета. В 1939 году основан республиканский Институт усовершенствования учителей, в 1965 году Ереванский городской институт усовершенствования учителей.
Ежегодно 2500—3000 учителей посещают курсы повышения квалификации. Значительное место в работе институтов усовершенствования учителей отводится оказанию практической помощи учителям путем организации для них консультаций и семинарских занятий. В сельских местностях методическими центрами являются средние школы, объединяющие учителей ближайших восьмилетних и начальных школ для совместной методической работы.
Широкое распространение получили ежегодные районные и республиканские «Педагогические чтения» как важная форма обобщения и распространения опыта лучших школ и учителей. Тематика «Педагогических чтений» весьма разнообразна, но основное внимание в их программе уделяется вопросам улучшения качества общеобразовательной подготовки учащихся и их коммунистического воспитания. В «Педагогических чтениях» 1965 года участвовало 1224 учителя.
В помощь учителям издаются газета «Советакан дпроц» («Советская школа»), журнал «Советакан манкаварж» («Советский педагог») с приложениями «Русский язык в армянской школе», «Армянский язык и литература в школе», «Физика и математика в школе».
В Ереване создана постоянно действующая выставка по народному образованию. Здесь экспонируются материалы о работе школ и внешкольных учреждений по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Учителя окружены заботой и вниманием партийных и советских организаций, всей советской общественности. В плановом порядке осуществляется строительство жилых домов для учителей.
Учителя активно участвуют в общественной и политической жизни республики. Многие из них являются депутатами Верховного Совета СССР и Верховного Совета Армянской ССР. Около 2000 учителей — депутаты местных Советов.
Учитель пользуется всеобщим уважением, его высоко ценит народ. 6560 учителей республики награждены орденами и медалями Советского Союза, 1026 учителей удостоены почетного звания заслуженного учителя Армянской ССР, многие награждены почетными грамотами Верховного Совета СССР. Министерство просвещения учредило медаль Хачатура Абовяна для награждения учителей, деятелей народного образования и педагогической науки Учрежден также нагрудный значок «Оличник народного образования Армении».
Рост народного хозяйства и культуры республики остро поставил вопрос подготовки кадров специалистов, задачу развития высшего и среднего специального образования.
До установления Советской власти в Армении не было ни одного высшего и среднего специального учебного заведения. Правительство Советской Армении в качестве одной из первоочередных задач культурной революции сочло необходимым создание Ереванского государственного университета. Университет был создан в конце 1920 года. Он не только готовит кадры высококвалифицированных специалистов для различных областей народного хозяйства и культуры, но и проводит огромную научно-исследовательскую работу. В 1967 году в Ереванском университете обучалось около 10 тыс. студентов.
На базе различных факультетов университета создано несколько вузов, среди них политехнический институт имени К. Маркса. Это — один из крупнейших технических вузов республики. В нем обучаются свыше 12 тыс. студентов. Инженерные кадры по десяткам специальностей готовят строительный, архитектурный, энергетический, химико-технологический, механический, горный факультеты этого института. Выпускники его работают в крупнейших научно-исследовательских учреждениях и на промышленных предприятиях Армении, выезжают на работу в братские республики, а также в зарубежные страны. Ереванский политехнический институт имеет свои филиалы в Ленинакане и Кировакане.
Подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства осуществляют Армянский сельскохозяйственный и Ереванский ветеринарный институты.
В республике созданы также медицинский, театрально-художественный институты, консерватория.
Подготовка кадров учителей сосредоточена в четырех педагогических институтах, которые готовят преподавателей по всем предметам, крупнейший из них — Армянский педагогический институт имени X. Абовяна. В Ереванском педагогическом институте имени В. Брюсова сосредоточена подготовка преподавателей русского языка и литературы и иностранных языков.
С каждым годом увеличивается число учителей начальных классов с высшим образованием. Это способствует улучшению учебно-воспитательной работы в младших классах. В 1967 году в вузах республики обучался 43 281 студент, среди
них много молодежи из братских республик и зарубежных стран. Большое внимание уделяется заочному обучению. Число студентов-заочников по всем специальностям достигло 14 550.
Расширяется также подготовка специалистов средней квалификации. В 1967 году в республике насчитывалось 53 техникума и училища с 35 951 учащимся. Эти учебные заведения ежегодно выпускают специалистов для работы в строительстве, в машиностроительной, химической, металлургической, горной промышленности, в медицинских и дошкольных детских учреждениях, в клубах и домах культуры.
Широко развернута сеть профессионально-технических учебных заведений. В профессионально-технических училищах республики в настоящее время учатся свыше 20 тыс. юношей и девушек. Эти училища подготовили десятки тысяч квалифицированных рабочих для строительных организаций, горной, текстильной, машиностроительной, химической промышленности, для сельского хозяйства.
Постоянным предметом заботы партии и правительства является развитие науки. В 1943 году на базе Армянского филиала Академии наук СССР была создана Академия наук Армянской ССР. За годы существования Академии наук в Армении возникли новые отрасли науки, имеющие исключительно важное значение для развития народного хозяйства республики и страны.
В республике активно ведется научно-исследовательская работа в области естественных, физико-математических наук. Важнейшие проблемы разрабатываются в Бюраканской астрофизической обсерватории, возглавляемой президентом Академии наук Армянской ССР академиком В. А. Амбарцумяном, в двух институтах физики, институте радиофизики, химии, тонкой органической химии, математики, экономики и др. Научно-исследовательская работа ведется также в высших учебных заведениях, проблемных лабораториях при крупнейших заводах и вузах Армении.
Важнейшим завоеванием культурной революции в Армянской ССР является создание широкой сети культурно-просветительных учреждений. До революции на территории современной Армении пе было клубов, за исключением офицерских, расположенных в военных гарнизонах. Сейчас в республике нет промышленного предприятия, совхоза и колхоза, которые не имели бы своего клуба, библиотеки, кинотеатра. Одних только клубных учреждений в Армении насчитывалось в 1965 году 1050. Широкую просветительную работу ведут профессиональные союзы.
Важным средством ознакомления трудящихся с историей армянского народа, с историей революционного движения и гражданской войны в Армении, с современными достижениями республики являются государственные музеи. Культурно-просветительную работу среди населения ведут исторический музей, музей литературы и искусства, музей революции, государственная картинная галерея, музей истории города Еревана. Всего в Армении 23 краеведческих музея.
Успешно развивается музыкальное образование. Почти во всех районах республики созданы музыкальные школы-семилетки, а в некоторых — средние музыкальные школы. Большую популярность завоевали самодеятельные консерватории, созданные при многих клубах.
Существует широкая сеть библиотек. Одних только массовых и детских библиотек в республике насчитывалось в 1965 году 1166, с книжным фондом 8628 тыс. томов. Крупнейшая среди библиотек Армении — Государственная республиканская библиотека, имеющая 5,8 млн. томов книг. Межбиблиотечные связи ее очень широки. Она обменивается книгами по межбиблиотечному абонементу со многими библиотеками Москвы, Ленинграда, Киева, всех союзных республик, Англии, ГДР, Франции, Чехословакии и других зарубежных стран.
Гордостью библиотечной культуры Армении является Научно-исследовательский институт древних рукописей — Матенадаран имени Маштоца. Собранные в Матенадаране свыше 13 тыс. рукописей и 200 тыс. архивных материалов на армянском, греческом, арабском, персидском, грузинском, азербайджанском и других языках рассказывают об истории культуры Армении и других стран.
Кино до революции было почти неизвестно в Армении. Теперь оно прочно вошло в быт населения. В 1965 году в республике работало 620 кинотеатров, из них 482 сельские, стационарные и передвижные. Население 35 районов республики пользуется телевидением.
Большим достижением Советской Армении является развитие театрального искусства. Академический ордена Ленина театр оперы и балета имени А. Спендиарова существует уже почти 40 лет. Кроме армянских национальных опер, театр успешно ставит русскую и западноевропейскую классику. Большую культурно-просветительную работу ведут два государственных драматических театра — армянский и русский.
Невиданное в истории бурное развитие экономики Армении, все возрастающее благосостояние армянского народа является залогом дальнейших успехов народного просвещения и культуры республики.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.