Разительны успехи культурного строительства, достигнутые за 50 лет Советской власти в бывших национальных окраинах царской России.
По данным переписи 1897 года, грамотных среди таджиков было всего 3%. «Грамотные и образованные люди в дореволюционном Таджикистане были столь же редки, как плодовые деревья в солончаковой пустыне», — писал основоположник таджикской советской литературы С. Айни.
Мусульманские религиозные школы — мактаб и Мадраса — по своей классовой сущности были чужды трудящимся, и влияние их на развитие культуры народа было очень слабым.
Религиозно-схоластический характер носило обучение и в появившихся в начале XX века так называемых новометодных и русско-туземных школах. Учились в этих школах главным образом дети купцов, баев, чиновников. Школы были очень малочисленны. С 1894 по 1917 год, например, русско-туземную школу в Ходженте (ныне Ленинабад) окончили всего 19 человек.
За годы Советской власти таджикский народ с помощью братских народов Советского Союза покончил с тяжелым наследием прошлого — культурной отсталостью и неграмотностью.
До Великой Октябрьской социалистической революции в Таджикистане (по данным переписи 1911 года) было всего 10 начальных школ, в которых обучалось 369 детей. В 1965/66 учебном году в 2509 общеобразовательных школах Таджикской ССР насчитывалось 551 687 учащихся.
Уже в первое десятилетие существования Советского социалистического государства были приложены огромные усилия для развития просвещения в республике. В 1925—1926 гг. проводились «Двухнедельник просвещения» и «Месячник просвещения», результатом которых было сооружение 75 школьных зданий и ремонт 38 школ. В эти годы быстро росла сеть школ и контингенты учащихся. В 1925/26 учебном году в Таджикистане насчитывалось уже 121 начальная, 2 семилетние и 2 средние школы, в которых работало 265 учителей и обучалось 6054 школьника.
I Учредительный Всетаджикский съезд Советов (декабрь 1926 года) признал первейшей задачей культурного строительства ликвидацию неграмотности среди населения.
Была создана Чрезвычайная комиссия по ликбезу, а затем многочисленное добровольное общество «Долой неграмотность!». В короткий срок организовалась армия культармейцев-энтузиастов. Слово «культармеец» вошло в историю народного просвещения как символ бескорыстной борьбы с темнотой, неграмотностью, невежеством.
Несмотря на острую нехватку педагогических кадров и трудности восстановительного периода, число школ по ликвидации неграмотности возросло с 63 в 1925/26 учебном году до 314 в 1928/29 учебном году, а количество учащихся в них — с 1450 до 8400 человек. В 1932 году в школах и на курсах ликбеза учились уже 135 976 человек. К концу этого года почти 30% населения республики научилось читать и писать.
Очень сложной была проблема ликвидации неграмотности среди женщин. Здесь сами женщины проявляли большую активность. Преодолевая вековые предрассудки, они занимались как в специально для них созданных женских школах ликбеза, так и в общих (смешанных) школах и на курсах.
Типичен в этом отношении жизненный путь Мастуры Авезовой. В 1926 году М. Авезова начала учиться в школе ликбеза и сбросила паранджу, затем она окончила техникум шелководства и была одним из организаторов Ленинабадского шелкокомбината. В 1934 году Мастура руководила профсоюзной организацией этого комбината, а с 1936 года стала членом правительства республики. Так же сложилась судьба и одного из первых организаторов колхозов в Таджикистане Гавхар Шариповой, много лет работавшей затем в государственном аппарате республики.
Много лишений и невзгод испытала в детстве и юности одна из первых таджикских учительниц Бахри Таирова. Под паранджой бегала она на курсы ликбеза, училась читать и писать, слушала беседы о правах женщин, о советских законах. В 1927 году Б. З. Таирова сбросила паранджу и окончила педагогический техникум. Десятки женщин Таджикистана, ставшие теперь инженерами, врачами, учителями, артистками, учились у Бахри Заировны.
Женщины-таджички не просто учились грамоте. Они включались в борьбу за новую жизнь.
Персональная пенсионерка Гульнора Юсупова, вспоминая о далеких двадцатых годах, о том времени, когда она в школе ликбеза выучила первые буквы алфавита и услышала о первых законах Советской власти, говорит: «Конечно, грамота — большое дело, но не только за это так тепла память о той кибитке, где вечерами работал кружок ликбеза. Там впервые я и еще 27 таких, как я, поняли, что при Советской власти мы стали равноправными людьми, что теперь наша власть — власть народа. Мы сбросили паранджу, открыто и гордо стали смотреть на людей. Вот почему мне дорога память о ликбезе».
История борьбы за ликвидацию неграмотности среди населения, в том числе и женщин, сохранила имена подлинных героев культурного фронта.
98 женщин-таджичек научила грамоте Зеби Макабилова — 14-летняя девушка, руководившая двумя группами ликбеза.
Лучшим из лучших были в Таджикистане культармеец кишлака Сары-Ассия Камилов, учительница-комсомолка Мавашева, учительницы таджикской опорной школы в Душанбе Каримова и Камеева.
К 1939 году проблема ликвидации неграмотности в республике была в основном решена — 82,8% всего населения, в том числе 77,5% женщин Таджикистана научились читать и писать. Работа по завершению ликвидации неграмотности активно продолжалась и в последующие годы. К концу пятидесятых годов это тяжелое наследие прошлого было полностью преодолено. По данным переписи 1959 года, 96,2% населения Таджикистана в возрасте от 9 до 49 лет было грамотным. Грамотность среди женщин достигла 94,6%.
Особое значение имела в республике организация дошкольных детских учреждений. Детские сады, ясли, площадки должны были создать женщине-матери условия для активного участия в производстве, в общественной и политической жизни.
Первые детские сады и ясли стали создаваться в Таджикистане в 1929 году. В 1932 году в республике было 32 детских сада, где воспитывалось 1662 ребенка. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, сеть дошкольных учреждений росла. Если в 1940 году в 103 детских садах и яслях воспитывалось 3117 детей, то к концу войны число детских садов и яслей возросло до 183, а количество воспитанников в них — до 9252.
В 1965/66 учебном году в Таджикской ССР работало 1 тыс. дошкольных учреждений, воспитанников в них было 47 460. Одновременно с ростом числа стационарных детских садов и яслей широкое распространение получили сезонные детские площадки, организованные в основном колхозами с помощью отделов народного образования.
Одним из важнейших шагов культурной революции явилось осуществление всеобщего обязательного обучения детей.
I Учредительный Всетаджикский съезд Советов принял Декларацию о всеобщем обучении детей трудящихся. Осуществление всеобуча в республике было сопряжено с серьезными трудностями. Обостренная классовая борьба, яростное сопротивление духовенства, широкое распространение в народе религиозных пережитков тормозили развитие школы. Планомерная работа по осуществлению всеобщего начального обучения развернулась в республике после решений XVI съезда и специального постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении».
Для руководства работой по осуществлению всеобуча был создан республиканский Комитет содействия всеобщему обучению, куда вошли представители наркоматов, колхозцентра, профсоюзов, комсомола. Комиссии по всеобучу были также созданы при местных Советах.
Ежегодно подготовка школ к занятиям проводилась как важнейшая общественно-политическая кампания. Организовывались массовые воскресники по ремонту школ, обеспечению их топливом, изготовлению учебного оборудования. Каждый район имел оперативный план всеобуча. В каждом кишлаке, колхозе, совхозе, районе, городе проводился тщательный учет детей и подростков, подлежащих обучению.
Особое внимание уделялось вовлечению в школы девочек-таджичек. В 1933/34 учебном году в школах учились 42 230 девочек коренной национальности, тогда как в 1928/29 учебном году — лишь 110.
Завершение всеобщего начального обучения, расширение семилетнего и среднего образования требовало подготовки большого количества учителей, строительства новых школ, издания учебников и наглядных пособий. Из года в год росли ассигнования на нужды народного образования. Если в 1929 году они составили 12,3 млн. рублей, то в 1932 году эта сумма увеличилась до 19,9 млн. рублей, а в 1941 году — до 326,3 млн. рублей (в старом масштабе цен).
С первых дней установления Советской власти детям была предоставлена возможность учиться на родном языке. При этом строго соблюдался принцип добровольности в выборе языка обучения. Уже в 1927 году в Таджикистане работало 165 школ с таджикским языком обучения, 59 — с узбекским. Были также школы с преподаванием на киргизском, туркменском и казахском языках.
В мае 1940 года сессия Верховного Совета Таджикской ССР приняла, после большой подготовительной работы, Закон о переводе таджикской письменности с латинизированного алфавита на алфавит, построенный на основе русской графики. Проект нового алфавита был утвержден правительственным постановлением 21 мая 1940 года. Это создало более благоприятные возможности для приобщения таджикского народа к богатейшей культуре русского народа.
Война, навязанная нашей стране фашистской Германией, нанесла колоссальный ущерб экономике страны, снизила темпы культурного строительства. Но и в трудных условиях военного времени вопрос о всеобщем обучении не снимался с повестки дня. Органы народного образования и руководители школ при активном участии общественности вели борьбу за посещение школьных занятий всеми учащимися.
В целях предотвращения отсева учащихся из школ создавались фонды всеобуча. Нуждающиеся получали бесплатно горячие завтраки. В специально организованных мастерских бесплатно производилась починка детской одежды и обуви. При средних школах республики были созданы интернаты. В 1945 году в 21 интернате на полном государственном обеспечении находились 1368 учащихся.
Массовый характер приобрело в эти годы привлечение учащейся молодежи к производительному труду в колхозах, совхозах, к участию в ремонте школьных зданий и школьного оборудования, в заготовке топлива для школ. В целях подготовки к работе в колхозах и совхозах в школах были организованы специальные курсы сельхозобучения, где только в 1941/42 учебном году было обучено свыше 30 тыс. учащихся старших классов средних школ.
По окончании Великой Отечественной войны Советский Союз наметил грандиозную программу восстановления и развития народного хозяйства страны. Значительное место в этой программе занимали вопросы культурного строительства, развития народного образования. Претворяя эту программу в жизнь, работники народного образования республики при активной помощи всей общественности добились немалых успехов, которые дали возможность в 1949/50 учебном году приступить к осуществлению всеобщего семилетнего обучения детей.
В 1954/55 учебном году в Таджикской ССР было 2530 школ, в том числе 1076 семилетних и 236 средних. В том же учебном году в начальных, семилетних и средних школах республики (без школ рабочей и сельской молодежи и школ взрослых) обучалось 320 497 учащихся, из них 142 428 в V—X классах.
С 1959/60 учебного года на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и аналогичного закона, принятого Верховным Советом Таджикской ССР, республика приступила к переходу на обязательное восьмилетнее обучение, введению производственного обучения в старших классах средних школ и улучшению трудового воспитания в восьмилетних школах.
Все эти меры способствовали укреплению связи школы с жизнью, развитию активности учащихся, вовлечению их в общественно полезный труд. Но не оправдали себя попытки введения обязательной профессиональной подготовки учащихся старших классов средних школ путем соответствующей организации производственного обучения и удлинения срока обучения в средней школе до одиннадцати лет.
В 1965/66 учебном году, в соответствии с поправками к закону о школе, профессиональная подготовка сохранена только в школах, имеющих для этого необходимые условия, восстановлен десятилетний срок обучения.
Последние годы характеризуются значительными достижениями школ и учителей в совершенствовании учебно-воспитательной работы, улучшении качества знаний учащихся. В результате повысилась успеваемость и сократилось второгодничество. В 1965/66 учебном году число второгодников составило 6% против 10,6% в 1958/59 учебном году.
Объективной необходимостью, обусловленной развитием и становлением социалистических наций, расширением многонациональных связей, укреплением дружбы народов СССР, стало изучение русского языка в таджикской школе. Этому в республике уделяется большое внимание. Проводится серьезная организационно-методическая работа, расширяется издание методической литературы, из--дается специальный методический сборник «В помощь учителям русского языка в таджикской школе». Регулярно обобщается опыт обучения учащихся таджикских школ русскому языку и на его основе совершенствуются учебные программы и учебники.
Большое значение в улучшении преподавания русского языка в таджикской школе имели республиканские совещания учителей русского языка в нерусских школах и межреспубликанские научно-практические конференции, проведенные в 1955, 1956 и 1962 гг. в Ташкенте.
В 1962/63 учебном году завершена работа по введению восьмилетнего всеобуча. Созданы условия для перехода к среднему образованию. Развились и окрепли такие типы учебно-воспитательных учреждений, как школы-интернаты, школы и группы продленного дня.
В 1943—1944 гг. в республике, несмотря на трудности военного времени, были созданы школы рабочей и сельской молодежи. Благодаря им тысячи молодых рабочих и колхозников получили начальное, неполное среднее и среднее образование. Уже в 1945 году в республике работало 9 школ рабочей молодежи, где обучалось 543 человека, и 80 школ сельской молодежи с контингентом 3302 человека.
Большая роль в воспитании учащихся принадлежит пионерским и комсомольским организациям.
2517 пионерских дружин, объединяющих 286386 юных ленинцев Таджикистана, активно участвуют во всесоюзном пионерском смотре «Сияйте, ленинские звезды!». Активная работа в «зонах пионерского действия», большая культурно-массовая работа, серьезный общественно полезный труд, военно-патриотическая работа и шефство над октябрятами — вот далеко не полный перечень многообразных направлений деятельности пионерской организации республики.
54 тыс. членов ВЛКСМ объединяют школьные комсомольские организации. Комсомольские организации школ накопили интересный опыт общественно-политического воспитания учащейся молодежи.
Важное место в общей системе коммунистического воспитания молодежи занимают внешкольные детские учреждения.
Первое в Таджикской ССР внешкольное учреждение — Дом детского художественного творчества был открыт в Душанбе в 1933 году, а в 1966 году в республике насчитывалось уже 57 домов пионеров, 7 станций юных техников, 4 станции юных натуралистов, 5 детских парков, 37 детских спортивных школ, 1 детский стадион, 4 экскурсионно-туристские станции.
В школах и внешкольных учреждениях работает большое количество кружков, курсов, студий. Ежегодно проводятся районные, городские, республиканские олимпиады детской художественной самодеятельности, смотры детского технического творчества. В олимпиадах юных химиков, физиков, математиков, проведенных Таджикской центральной станцией юных техников в 1966 году, участвовало 38 810 школьников.
Большую заботу проявляют партийные, советские и общественные организации республики об отдыхе детей и укреплении их здоровья. Создана широкая сеть пионерских лагерей, детских оздоровительных площадок, туристских баз, детских санаториев. Только в 1965 году в пионерских лагерях и на оздоровительных площадках отдыхали 196 829 детей.
Директивы XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плану предусматривают дальнейшее развитие народного образования.
В новой пятилетке только в дневных общеобразовательных школах республики число учащихся достигнет 712 тыс., т. е. возрастет на 29% по сравнению с 1965/66 учебным годом. Особенно резко возрастет прием в девятые классы школ. Если в 1965/66 учебном 500 году в девятые классы было принято 59,6% учащихся, окончивших восьмилетнюю школу, то в 1970/71 учебном году будет принято 75%. Более чем в 3 раза увеличится число учащихся в школах и группах с продленным днем.
В вечерних (сменных) школах рабочей и сельской молодежи в 1970 году будет обучаться 47,6 тыс. человек.
Детскими дошкольными учреждениями республики в 1970 году будет охвачено 110 тыс. детей, или в 2,2 раза больше, чем в 1965 году.
Переход на всеобщее среднее образование требует коренного улучшения руководства школой и постановки учебно-воспитательной работы. Пути решения этих задач определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966). На основе этого постановления в республике проводится большая организаторская и разъяснительная работа.
Обучение и воспитание нового человека немыслимо без вдохновенного творческого труда учителя, без совершенствования его педагогического мастерства.
В сложнейших условиях становления Советской власти в Таджикистане учителя не только учили грамоте, но и были проводниками идей социализма, разъясняли населению политику партии, политику молодого Советского государства.
Не случайно враги Советской власти особенно беспощадно расправлялись именно с учителями. В борьбе за упрочение Советской власти в Таджикистане погибло немало учителей. Только бандой басмачей Ибрагим-бека было уничтожено 80 лучших педагогов республики.
Трагические события произошли весной 1929 года в Каратегине. Окончив организованные в Гарме педагогические курсы, три девушки — Сайрам Абдуллаева, Муаллимабиби Касымова и Алямбиби Гадоева — приехали учительствовать в родной кишлак Хаит. В Каратегине в это время орудовали басмаческие банды Фузайл Максума. Захватив Хаит, басмачи зверски расправились с активистками: они убили молодых учительниц.
Таджикский народ хранит благодарную память об Абдусаломе Исмаилове, Бурхане Ишанбабаеве, Каримджоне Хусейн-заде, Сайфуло Алиеве, Алигбаре Хусейнове, Гани Хикматове, Яхьё Исхакове и других учителях, самоотверженно боровшихся за просвещение и счастье народа, погибших в боях с басмачами.
Большая роль в развитии народного образования в Таджикистане принадлежала русским учителям, активно боровшимся за ликвидацию культурной отсталости и массовой неграмотности населения республики.
В первые годы Советской власти школы республики испытывали острую нехватку учителей. Партия и правительство республики принимали чрезвычайные меры по организации массовой подготовки учителей. В республику приезжали учителя из многих городов Средней Азии, из РСФСР и Украины. В 1930/31 учебном году в школах работало уже 1924 учителя.
В октябре 1926 года в Душанбе был открыт педагогический техникум, а в 1935/36 учебном году было уже 16 педагогических техникумов, где обучалось 3063 человека. Весьма важное значение имело открытие Хорогского педучилища. Это дало возможность в короткий срок обеспечить школы Памира квалифицированными кадрами учителей из местной молодежи.
Для подготовки учителей семилетних и средних школ в Душанбе и Ленинабаде в 1931/32 учебном году были организованы педагогические институты.
Однако стационарные учебные заведения не могли в короткие сроки обеспечить все школы педагогическими кадрами. Поэтому подготовка учителей осуществлялась также на специально организованных курсах, после окончания которых учителя продолжали обучение на заочных отделениях педагогических техникумов и институтов.
Особенно широкого размаха достигла подготовка учителей с высшим образованием в послевоенные годы. Если в 1940/41 учебном году в общеобразовательных школах Таджикистана работало всего 353 учителя с высшим и 853 учителя с незаконченным высшим образованием, то в 1964/65 учебном году число учителей с высшим образованием возросло до 10 307 и незаконченным высшим до 4352 человек.
Большая работа ведется по повышению квалификации учителей. Этим важнейшим делом занимаются педагогические институты, республиканский областной и межрайонные институты усовершенствования учителей.
В течение года работают постоянно действующие курсы и семинары. Это дает возможность учителям повышать свою квалификацию без отрыва от производства. Работа семинаров и курсов ведется в направлении освоения наиболее трудных разделов и тем школьных программ.
Большую помощь сельским школам оказывают созданные при институтах усовершенствования учителей передвижные политехнические лаборатории. Методисты институтов, выезжая с этими лабораториями в школы, обучают учителей методике проведения практических работ по курсу физики, математики, химии, биологии, оказывают им помощь в подготовке демонстрационных работ, в использовании наглядных пособий, современных технических средств обучения.
Только в 1965 году различными путями повышали свою квалификацию около 12 тыс. учителей, директоров школ, работников 502 отделов народного образования Таджикистана.
Большая роль в улучшении методической работы с учителями республики принадлежит Научно-исследовательскому институту педагогических наук (НИИПН), созданному в 1933 году.
Помимо разработки и усовершенствования программ по всем предметам обучения, институтом создан ряд учебных и методических пособий по таджикскому языку и литературному чтению, по русскому языку и литературе в таджикских школах, по общепедагогическим вопросам, по политехническому обучению, изданы сборники статей о лучшем опыте учителей, создан ряд наглядных пособий и т. д.
Для учителей Таджикистана издается газета «Маориф ва ма-даният» и журнал «Мактаби Совета».
В республике успешно развивается профессионально-техническое образование. Работают 50 профтехучилищ с общим контингентом около 15 тыс. учащихся, кроме того, вечерние (сменные, сезонные) училища и курсы по подготовке водителей хлопкоуборочных машин, шоферов и других высококвалифицированных рабочих.
В период с 1940 по 1966 год учебные заведения профтехобразования дали народному хозяйству республики более 65 тыс. молодых мастеров.
Одним из замечательных завоеваний культурной революции в СССР является бурное развитие высшего и среднего специального образования в республиках Средней Азии.
На территории, занимаемой современной Таджикской ССР, до революции не было ни одного техникума и вуза. Но развитие экономики и культуры молодой Советской республики было невозможно без подготовки национальных кадров средней и высшей квалификации. Вместе с тем на пути создания средних специальных и высших учебных заведений стояли, казалось бы, непреодолимые трудности. Надо было прежде всего развить школьное образование, подготовить молодежь к поступлению в техникумы и вузы. А для этого нужны были педагогические кадры. Поэтому первыми средними и высшими учебными заведениями в Таджикистане были педагогические училища и институты.
Но для промышленности, сельского хозяйства и культуры кадры требовались незамедлительно. В связи с этим при техникумах и вузах создавались подготовительные отделения, где молодежь получала знания в объеме семилетней и средней школы. Подготовительные отделения, безусловно, сыграли положительную роль в деле подготовки национальных кадров средней и высшей квалификации. В дальнейшем по мере развития семилетнего и среднего образования подготовительные отделения постепенно закрывались.
Особенно большие трудности встречались при подготовке специалистов из числа женщин-таджичек. Для вовлечения возможно большего числа таджичек в педагогические учебные заведения создавались специальные женские учебные заведения. В 1929/30 учебном году были открыты женские педтехникумы в Душанбе и Ходженте, а в 1953 году — женский педагогический институт в Душанбе. В 1957 году он был объединен с Душанбинским педагогическим институтом имени Т. Г. Шевченко.
Значительным событием в научной и культурной жизни таджикского народа явилось основание в 1948 году Государственного университета имени В. И. Ленина в Душанбе. Молодому таджикскому университету в первые годы его существования оказали большую помощь высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения многих городов Советского Союза, в том числе Московский университет имени М. В. Ломоносова, Казанский университет имени В. И. Ленина, Узбекский университет имени А. Навои и др.
В настоящее время Таджикский университет имеет 11 факультетов (физический, механико-математический, юридический, химический, экономический, исторический, русского языка и литературы, биолого-почвенный, факультет таджикской и восточной филологии, вечерний экономический, геологический), 56 кафедр и 3 проблемные лаборатории.
За годы своего существования университет подготовил около 7 тыс. специалистов для различных отраслей народного хозяйства Таджикистана. Вместе с тем он является крупным научным центром республики. Здесь работают более 380 преподавателей, из них более 150 имеют ученые степени доктора и кандидата наук.
Научные работники университета ведут серьезные научные исследования. За 10 лет (1953 — 1963) ими подготовлено большое число монографий, сборников общим объемом около 700 печатных листов.
Другое крупное высшее учебное заведение — Таджикский политехнический институт, организованный в 1956 году в Душанбе. Он готовит инженерные кадры для народного хозяйства Таджикистана и других среднеазиатских республик по специальностям: электрические сети, электроснабжение промышленных предприятий и городов, автоматизация промышленных установок, промышленное и гражданское строительство, архитектура, водоснабжение и канализация, автомобильный транспорт, основные процессы химических производств и химическая кибернетика, технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. В оборудовании лабораторий института большую помощь оказали Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана, московские энергетический, станкостроительный и физико-технический институты, Тбилисский, Азербайджанский и Ташкентский политехнические институты.
В 1959/60 учебном году при институте организовано вечернее отделение, а в 1960/61 — заочное отделение по основным специальностям.
В 1961 году республика получила первый отряд инженеров — выпускников института (130 человек). Сегодня выпускники института успешно работают в различных отраслях народного хозяйства Таджикистана.
Заслуженной известностью пользуется Таджикский государственный медицинский институт имени Абу Али ибн Сины. Будучи основным центром, обеспечивающим республику врачами, институт в то же время оказывает большую практическую помощь органам здравоохранения Таджикистана. В медицинском институте 3 факультета — лечебный, педиатрический и стоматологический. Здесь учатся 2250 студентов и работают более 250 преподавателей, из которых 26 докторов наук, 104 кандидата наук. Только за 1963 год учеными института выпущено 146 научных трудов, среди которых ряд крупных исследований.
Большую и полезную работу проводит факультет усовершенствования врачей, на котором ежегодно проводится специализация и усовершенствование врачей по многим отраслям медицины, в том числе по хирургии, ортопедии и травматологии, терапии, акушерству и гинекологии, глазным болезням, психиатрии, детскому туберкулезу и туберкулезу взрослых.
Более 30 лет существует в Таджикистане государственный сельскохозяйственный институт. В стенах этого вуза получили образование тысячи агрономов широкого профиля, агрохимиков-почвоведов, ветеринаров-зоотехников, инженеров-механиков, инженеров-гидромелиораторов, экономистов сельского хозяйства. В республике трудно найти колхоз или совхоз, где бы ни работали выпускники института.
В 1966/67 учебном году на 5 факультетах — агрономическом, зооветеринарном, механизации сельскохозяйственного производства, гидромелиоративном и экономики сельскохозяйственного производства — учатся более 4100 студентов. В институте имеется 25 кафедр, трудится 187 преподавателей. Профессорско-преподавательский состав института проводит большую научно-исследовательскую работу. В 1965 году исследования велись по 16 проблемам, имеющим немалое практическое и теоретическое значение. Результаты завершенных работ широко внедряются в практику.
Педагогические институты в Душанбе и Кулябе, в которых в 1965 году обучалось 12 294 студента, готовят для V—X классов преподавателей математики, физики, биологии, химии, географии, иностранных языков, таджикского языка и литературы, истории, физического воспитания. Они ежегодно выпускают учителей более чем по 20 специальностям.
В педагогических вузах и в университете педагогическая практика студентов проводится не только в школах Душанбе, но и в сельских школах различных районов республики. Студенты, проходящие практику, оказывают помощь школам, особенно по внеклассной и воспитательной работе. К руководству педпрактикой студентов привлекаются лучшие учителя и классные руководители.
Значительную роль в жизни вузов играют студенческие научные общества. Число студентов, принимающих участие в их работе, с каждым годом возрастает. Члены HGO под руководством кафедр ведут исследования по различным отраслям наук. Ежегодно на научных студенческих конференциях обсуждаются десятки докладов.
В настоящее время в высших учебных заведениях республики обучается более 30 тыс. человек.
Непрерывно увеличивается сеть средних специальных учебных заведений и число обучающихся в них. Если в 1926 году в Таджикистане работало одно единственное специальное учебное заведение — Душанбинский педагогический техникум, то в настоящее время в республике 30 различных средних специальных учебных заведений. Они готовят кадры более чем по 60 специальностям.
Сеть средних специальных учебных заведений продолжает расширяться. Так, только в 1964—1966 гг. открыты Курган-Тюбинское, Канибадамское и Гиссарское педагогические училища, Ура-Тюбинский строительный и Душанбинский индустриальный техникумы.
С каждым годом увеличивается выпуск молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием. За последние 10 лет народное хозяйство Таджикистана получило из высших и средних специальных учебных заведений республики 56,4 тыс. высококвалифицированных специалистов, в том числе 25 тыс. с высшим образованием.
Существенным источником пополнения народного хозяйства республики высококвалифицированными кадрами является подготовка специалистов в различных учебных заведениях страны. В Москве, Ленинграде, Киеве, Воронеже, Ташкенте получили образование тысячи таджиков, которые работают сейчас в разных отраслях народного хозяйства и культуры.
За последние годы высшие и средние специальные учебные заведения республики провели серьезную работу по рационализации учебного процесса, в результате чего заметно усовершенствовались формы и методы учебной работы, по-новому стали строиться лабораторные и практические занятия. Повысился теоретический и практический уровень подготовки молодых специалистов.
Увеличился прием в высшие и средние специальные учебные заведения молодежи, имеющей практический опыт в различных отраслях народного хозяйства и культуры; расширена подготовка молодых специалистов в вузах и техникумах из числа лиц, направленных на учебу предприятиями, стройками, колхозами, совхозами. Значительное развитие получило вечернее и заочное образование. В 1963 году выпуск заочных и вечерних отделений составил 37% общего выпуска.
В новой пятилетке намечается дальнейший рост подготовки специалистов с высшим и средним образованием. В 1970 году прием в институты составит 8650 человек, а в средние специальные учебные заведения — 11 600 человек.
Вузы Таджикистана будут готовить кадры более чем по 50 специальностям, в том числе по таким новым, как планирование промышленности, экономика труда, технология органического и нефтехимического синтеза и др. Средние учебные заведения будут выпускать специалистов почти по 90 специальностям, включая такие новые для республики, как разведка нефтяных и газовых месторождений, подземная разработка рудных и нерудных месторождений, технология сварочного производства, водоснабжение.
За годы Советской власти в Таджикистане совершена подлинная культурная революция. Осуществлена всеобщая грамотность населения. В 1966/67 учебном году 613 тыс. человек учились в общеобразовательных школах и 61,2 тыс. в вузах и средних специальных учебных заведениях. Важнейшие задачи развития народного образования на ближайшие пять лет определены решениями XXIII съезда КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Учителя и все работники просвещения Таджикистана готовятся встретить великий праздник советского народа — 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции — новыми успехами в повышении культурного уровня населения республики, в развитии народного образования.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.