Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Молдавская ССР


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Молдавия до 1917 года была одним из самых отсталых в экономическом и культурном отношении районов царской России. Основными богатствами края — землями, лесами, садами, виноградниками — владели помещики и монастыри. В канун Великой Октябрьской социалистической революции только 30% всех земель, и то малоплодородных, принадлежало крестьянам.
Политическое бесправие, нищета и бескультурье были уделом трудящихся масс. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции более 80% взрослого молдаванского населения и подростков было неграмотным, среди женщин грамотных насчитывалось всего 1,7%.
Основную роль в духовной жизни народа играла церковь. В крае церквей было больше, чем школ. В Кишиневском уезде, например, одна церковь приходилась на каждые 2520 жителей, а одна начальная школа — на 4130 жителей. В 1914 году на территории четырех уездов работали 244 школы, и среди них ни одной молдавской. Изучать молдавский язык, издавать книги и газеты на молдавском языке запрещалось.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла молдавскому народу широкие возможности экономического, политического и культурного развития. Однако значительной части его не довелось воспользоваться этими благами.
Пользуясь военной и экономической слабостью молодого Советского государства, королевская Румыния, подстрекаемая западными империалистами, при их активной поддержке, совершила вооруженное вторжение на территорию Молдавии и в феврале 1918 года оккупировала ее западные районы, расположенные между Днестром и Прутом. Здесь были ликвидированы все завоевания Великой Октябрьской социалистической революции и установлен жестокий оккупационный режим.
В восточных же районах (Молдавская АССР) с первых дней установления Советской власти развернулась борьба за демократизацию школы, за создание новой, социалистической системы народного образования.
В сравнительно короткий срок Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика превратилась в республику с развитой промышленностью, крупным колхозным сельским хозяйством, высокой культурой.
Республиканская партийная организация и правительство Молдавской АССР уделяли большое внимание ликвидации неграмотности, развитию общеобразовательной школы. «Главное внимание в ближайшее время, — говорилось в решении VI Всемолдавской областной партийной конференции (1930), — сконцентрировать на поголовной ликвидации неграмотности среди рабочих, батраков и колхозников, особенно молдаван. Конференция поручает полностью закончить ликвидацию неграмотности до VII краевой партийной конференции». Через год в отчетном докладе на VII Всемолдавской партийной конференции было отмечено, что неграмотность в республике в основном ликвидирована.
Одновременно принимались меры к развитию общеобразовательной школы. Уже в 1924 году обучением было охвачено 42% детей школьного возраста против 20% в дореволюционный период.
IV съезд Советов Молдавской АССР в апреле 1929 года принял пятилетний план развития народного образования в республике, которым предусматривалось введение в ближайшие годы обязательного четырехлетнего начального обучения детей. Уже с 1930/31 учебного года в основном все дети 8—12 лет обучались в I—IV классах. Одновременно вводилось всеобщее семилетнее обучение в городах. К 1939 году были созданы предпосылки к введению его и в сельской местности. Проводилась большая работа по расширению среднего образования.
Правительство республики отпускало на народное образование большие средства. Ассигнования на эти нужды составили в 1939 году 52% республиканского бюджета. Это дало возможность укрепить материальную базу школ.
За сравнительно короткий срок подготовлено большое количество учителей из числа молдавской молодежи. Только в период с 1930 по 1939 год в начальные, семилетние и средние школы республики направлены около 2500 учителей, окончивших вузы, техникумы и педагогические курсы. В канун освобождения Бессарабии в Молдавской АССР работало уже 499 школ, в том числе 212 семилетних и 65 средних. Быстро росло количество школ с молдавским языком обучения, В 1924 году таких школ было 11, а в 1939 году — 140 (28% от общего числа школ).
Совершенно иным было положение молдавского народа в районах, оккупированных боярской Румынией. Трудящиеся подвергались здесь самой безудержной эксплуатации, терпели тяжкий политический гнет. Школьная сеть, созданная румынскими властями на территории Бессарабии, ни в коей мере не удовлетворяла нужд населения. Народные школы, как правило, ютились в мало приспособленных помещениях, нередко просто в крестьянских домах.
В сельских школах не хватало учителей. Среднее образование из-за высокой платы за обучение и слабого развития сети школ было практически недоступно детям трудящихся. Средние школы существовали только в Кишиневе и в уездных центрах. В 1940 году их было всего 25 (одна школа более чем на 100 тыс. жителей).
Учащиеся средних школ составляли всего 1,2% детского населения. Ярким показателем низкого уровня развития культуры Бессарабии в годы румынской оккупации являлась грамотность населения. По официальным данным румынской переписи 1930 года, 61,8% населения было неграмотно.
28 июня 1940 года правобережная часть территории Молдавии была освобождена. 2 августа 1940 года VII сессия Верховного Совета СССР приняла закон об образовании Молдавской ССР, удовлетворив тем самым стремление трудящихся Бессарабии и Молдавской АССР к воссоединению этих территорий в единое социалистическое государство.
С первых дней освобождения при большой помощи ЦК ВКП(б) и правительства СССР принимаются энергичные меры к развитию экономики и культуры Молдавской ССР. В 1940/41 учебном году на всей территории республики установлена единая советская система народного образования.
Все государственные и частные школы, ранее существовавшие в Бессарабии, реорганизованы в начальные, семилетние и средние общеобразовательные школы. К началу учебного года в республике работало уже 1839 общеобразовательных школ (1463 начальных, 288 семилетних, 88 средних). Число учащихся возросло более чем в два раза.
Преподавание в школах велось теперь на родном языке. Были приняты меры к обеспечению школ педагогическими кадрами.
Открылись педагогические учебные заведения, курсы по подготовке новых и переподготовке тех учителей, которые работали ранее в школах боярской Румынии. Около 1000 учителей приехали из братских республик.
Мирный созидательный труд молдавского народа был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии на нашу страну. На территории Молдавской ССР с первых дней войны развернулись ожесточенные сражения. В августе 1941 года вся территория республики была оккупирована фашистскими войсками.
Около трех лет хозяйничали оккупанты на молдавской земле. Они уничтожили все, что было создано Советской властью в области экономики и культуры, нанесли огромный ущерб делу народного образования. Были закрыты все вузы, а также большинство средних и семилетних школ. Во многих населенных пунктах не работали даже начальные школы. Число учащихся в средних школах сократилось почти в шесть раз.
Фашисты вывезли из республики исторические ценности, разрушили памятники культуры, разграбили библиотеки и музеи. Отступая под ударами Советской Армии, они разрушили более 600 школьных зданий, взорвали учебные корпуса высших учебных заведений, театры и кинотеатры.
В марте 1944 года Советская Армия положила начало освобождению Молдавии от немецко-фашистских захватчиков, а в середине августа 1944 года была освобождена вся территория республики.
С первых же дней освобождения Центральный Комитет КП Молдавии и правительство республики организовали активную деятельность по восстановлению советской системы народного образования и возрождению советской школы. Уже в апреле 1944 года в северных и левобережных районах начала работать 581 школа, за парты сели 81 563 учащихся. Школы были открыты в каждом населенном пункте.
К 1944/45 учебному году были восстановлены и отремонтированы школьные здания, проведен учет детей школьного возраста, укомплектованы классы, завезены учебно-наглядные пособия. В сентябре — ноябре в республике работало 1777 школ с контингентом 332 670 учащихся.
В 1945/46 учебном году школьная сеть республики достигла уровня 1940/41 учебного года. В 1825 школах обучалось 353 069 детей. Было осуществлено всеобщее начальное обучение, расширялось семилетнее и среднее образование. Если в 1944/45 учебном году в республике насчитывалось 253 семилетних и 42 средних школы, то в 1945/46 учебном году их было уже соответственно 300 и 64.
При семилетних и средних школах создавались интернаты, учащимся оказывалась материальная помощь. Только в 1945 году Совет Народных Комиссаров СССР выделил из союзного бюджета 1 500 тыс. рублей на оказание материальной помощи учащимся старших классов школ Молдавской ССР.
Важным событием в жизни молдавского народа явился II съезд Коммунистической партии Молдавии (1949), прошедший под знаком борьбы за досрочное выполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства и культуры. Съезд поставил задачу в ближайшие два-три года осуществить повсеместно всеобщее обязательное семилетнее обучение.
Было указано, что для решения этой задачи необходимо обеспечить дальнейший рост семилетних и средних школ, особенно в сельской местности, укрепить их материальную базу, развернуть в более широких масштабах издание учебников и учебно-наглядных пособий, изготовление оборудования для школ.
Успехи социалистического строительства, подъем экономики республики и повседневное руководство делом народного образования со стороны партийных организаций обеспечили выполнение намеченных планов.
Начиная с 1950/51 учебного года в республике повсеместно, в городе и на селе, введено обязательное семилетнее обучение. Быстро росло и число средних школ, особенно в сельской местности. С 1946 по 1950 год сеть их выросла почти в два раза, а к 1956 году — в 4,6 раза.
В 1958 году в каждом районе республики было не менее 5—6 средних школ. В Сорокском районе имелось 11 средних школ, в Рышканском — 8, в Рыбницком — 13, в Оргеевском — 10.
До Великой Октябрьской социалистической революции на молдавской земле не было ни одной молдавской школы. В годы Советской власти положение коренным образом изменилось. Из года в год увеличивалось число молдавских школ, особенно семилетних и средних. В 1964/65 учебном году молдавские школы составили уже 63% от общего количества школ республики.
Торжество ленинской национальной политики ярко проявилось в создании школ и для других национальностей, проживающих на территории Молдавской ССР. В болгарском селе Твардица Чадыр-Лунгского района до освобождения была только начальная школа, а за годы Советской власти здесь открылись семилетняя и средняя школы, в которых на родном языке обучается свыше 800 детей. В гагаузском селе Этулия Вулканештского района в 1944 году была только начальная школа, а с 1955/56 учебного года в селе открыта средняя школа.
18 апреля 1959 года Верховный Совет Молдавской ССР на основе общесоюзного принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Молдавской ССР». В соответствии с законом с 1959/60 учебного года в республике проводилась большая работа. Семилетние школы реорганизовывались либо в восьмилетние, либо в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы.
Во всех городах и районах к 1962/63 учебному году был полностью завершен переход от семилетнего к восьмилетнему обязательному обучению. Средние десятилетние школы преобразованы в одиннадцатилетние школы с производственным обучением. Основное место в системе народного образования заняла восьмилетняя общеобразовательная школа.
В 1965/66 учебном году из 1858 школ 952 было восьмилетних, 481 средняя и только 408 начальных. Это создало реальные предпосылки для осуществления в ближайшие годы всеобщего среднего образования. Контингента! учащихся возросли до 693 391 человека, против 353 069 в 1945/46 учебном году. Особенно быстро росло число учащихся в V—VII и старших классах.
В 1945/46 учебном году в V—VII классах обучалось 28 439 учащихся, в VIII—X классах — 2765, а в 1965/66 учебном году соответственно — 225 979 и 61 535. В V—VII классах количество учащихся выросло более чем в 8 раз, а в VIII — XI классах — более чем в 20 раз.
В соответствии с решениями XX съезда КПСС в 1956/57 учебном году в Молдавской ССР были открыты первые школы-интернаты. В 1965/66 учебном году работало уже 29 таких школ. В них обучались и воспитывались 15 149 детей.
В 1959/60 учебном году создаются первые школы и группы с продленным днем. Затем сеть их быстро расширяется. В 1965/66 учебном году в них насчитывалось уже 52 600 детей. Более половины из них — учащиеся сельских школ.
Большая роль в повышении образовательного уровня трудящихся принадлежит вечерним (сменным) школам рабочей и сельской молодежи. В 1965/66 учебном году в 628 школах рабочей и сельской молодежи обучалось 56,1 тыс. человек. Кроме того, в республике работают 12 заочных школ.
Особенно быстро рос контингент учащихся старших классов школ рабочей и сельской молодежи. В 1965 году число учащихся этих классов увеличилось по сравнению с 1958 годом более чем в три раза.
По мере роста школьной сети и контингентов учащихся увеличиваются выпуски семилетних и средних школ. В 1944/45 учебном году семилетние школы окончил только 1941 учащийся, в 1955/56 учебном году — 37 723, или в 19 раз больше. В 1964/65 учебном году выпуск из восьмилетних школ составил 62 056. Еще более интенсивно росли выпуски дневных средних школ. В 1944/45 учебном году десятые классы окончило 146 человек, в 1964/65 учебном году — 9373.
Наиболее сложной задачей строительства новой школы была задача перестройки содержания и организации учебно-воспитательной работы. Необходимо было ликвидировать тяжелые последствия румыно-боярской и немецко-фашистской оккупации, восстановить советскую систему обучения и воспитания, искоренить чуждые советскому строю взгляды и привычки, которые в годы оккупации насаждались в школе, поднять уровень общего образования, качество знаний учащихся, улучшить их трудовую подготовку.
Министерство просвещения республики, директора школ, учителя, руководители местных органов народного образования сосредоточили усилия на решении этих задач. В своей деятельности школы Молдавской ССР опирались на богатый опыт школ Российской Федерации и других союзных республик.
Потребовалось несколько лет, чтобы ликвидировать отставание в знаниях учащихся, которое сложилось в период румыно-боярской и немецко-фашистской оккупации. Учащиеся школ Молдавии не были подготовлены для продолжения обучения в соответствующих классах советской школы.
В связи с этим Министерство просвещения Молдавской ССР ввело в 1944/45 и 1945/46 учебных годах переходные учебные планы и программы. По ряду предметов (русский язык, русская литература, математика, физика, химия, география, естествознание) учащимся приходилось в течение одного года осваивать материал полутора-двух лет. И учителя и учащиеся работали чрезвычайно напряженно.
К 1947/48 учебному году отставание было ликвидировано, и с 1948/49 учебного года школы стали работать по учебному плану, который в основном соответствовал учебному плану школ Российской Федерации и других союзных республик.
В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Молдавской ССР» с 1959/60 учебного года было увеличено число часов на трудовую подготовку, на предметы эстетического цикла и физическую культуру.
В 1964/65 учебном году на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реорганизации средних одиннадцатилетних школ с производственным обучением в средние десятилетние трудовые политехнические школы Министерство народного образования внесло в учебный план изменения, направленные на повышение уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся.
Учебные программы, по которым работают школы Молдавской ССР, могут быть разделены на три группы: а) программы, которыми пользуются школы РСФСР, принятые для школ Молдавской ССР без каких-либо изменений (математика, физика, химия, черчение, география зарубежных стран); б) программы школ Российской Федерации, в содержание которых внесен некоторый материал, отражающий специфику и особенности развития народного хозяйства и культуры Молдавской ССР (история, география СССР, биология, рисование, пение и трудовое обучение); в) оригинальные программы, разработанные Институтом школ Министерства народного образования Молдавской ССР (молдавский и русский языки, молдавская и русская литература, молдавский язык для школ с русским языком обучения).
Советские школы в Молдавии начали работать почти при полном отсутствии учебников как на русском, так и на молдавском языке. Для школ с русским языком обучения учебники были завезены из РСФСР и Украинской ССР, для школ с молдавским языком обучения были переведены с русского учебники по математике, физике, химии, естествознанию, истории.
По молдавскому и русскому языкам, русской и молдавской литературе как для молдавских, так и для русских школ были созданы оригинальные учебники. Важную роль в повышении качества учебной литературы сыграло постановление бюро ЦК КП Молдавии от 28 марта 1961 года «О серьезных недостатках в подготовке и издании учебников, учебных программ и другой учебно-методической литературы», в котором были указаны пути улучшения качества учебников и учебных пособий.
В школах Молдавской ССР, благодаря систематическому изучению и творческому использованию опыта работы школ Российской Федерации и других союзных республик, а также улучшению условий работы, систематически повышался уровень преподавания основ наук. Учителя отбирали все лучшее, что было создано педагогической наукой и школьной практикой, стремились активизировать деятельность учащихся, на уроке, большое внимание уделяли практическим и лабораторным работам, широко использовали кино и экскурсии.
Все это способствовало повышению успеваемости учащихся и значительному сокращению числа второгодников. Если в 1946/47 учебном году успеваемость в школах республики составляла 73,6%, в 1950/51 учебном году — 82%, то к 1964/65 учебному году она поднялась до 97,2%.
Одновременно с общим ростом успеваемости возросло число учащихся, успевающих на «5» и на «4» и «5». 1964/65 учебный год с оценкой «5» по всем предметам окончили 49 429 учащихся и с оценкой «4» и «5» — 151 134, т. е. более 30% школьников учились на «отлично» и «хорошо».
Больше стало учителей, которые добиваются полной успеваемости. В 1957/58 учебном году их было 2145 человек, а к концу 1964/65 учебного года стало 14 011 человек. Фактически каждый второй учитель республики закончил 1964/65 учебный год без второгодников.
Органы народного образования и учителя республики, повышая качество учебного процесса, ищут новые пути укрепления связи обучения с жизнью. Одной из оправдавших себя форм связи, эффективной организации общественно полезного труда учащихся сельских школ явились ученические производственные бригады. Первые такие бригады созданы в 1955 году, а уже в 1957 году они работали в 289 школах с охватом свыше 12 тыс. школьников.
В 1965 году на полях и фермах республики трудились свыше 700 ученических производственных бригад. Важной составной частью их деятельности является опытническая работа, внедрение передовой агротехники, борьба за выращивание высоких урожаев.
Во многих школах ученические производственные бригады стали подлинными пропагандистами ведения сельского хозяйства на научной основе. Ряд школ Молдавии стал участниками Выставки достижений народного хозяйства СССР. Куйзовская средняя школа Резинского района, например, с 1956 года является постоянной участницей выставки и награждена двумя медалями второй степени.
Одновременно и в неразрывной связи с совершенствованием учебного процесса проводится воспитательная работа. В воспитании учащихся возрастает роль комсомольской и пионерской организаций, содержательнее и интереснее становится внеклассная работа. Комсомольские и пионерские организации, в которые входит большая часть учащихся, многое сделали по воспитанию у учащихся сознательного отношения к учению, по оказанию помощи отстающим. Многие комсомольские организации и пионерские отряды добились полной успеваемости.
В работе пионерской организации широко используются такие формы, как посты и рейды всеобуча, «Зоны пионерского действия», «Тимуровские команды», «Зеленые патрули», отряды юных друзей пограничников, «Пионерские лучи» при «Комсомольских прожектоpax», «Клубы веселых и находчивых», «Пионерские огоньки», эстафеты искусств, экскурсии и туристские походы, встречи с лучшими людьми республики, с учеными, работниками искусства и литературы.
Улучшению работы пионерских дружин послужило соревнование на лучший пионерский отряд. Со 2 октября 1964 года все пионерские дружины и отряды республики включились во Всесоюзный ленинский смотр пионерских дружин под девизом «Сияйте, ленинские звезды!»
К 40-летию своей организации пионеры Молдавии пришли с немалыми трудовыми достижениями. Они посадили 950 тыс. плодовых деревьев и саженцев винограда, высадили по дорогам республики 1 млн. декоративных деревьев и кустарников, создали 1000 новых парков и аллей, собрали 11 тыс. тонн металлолома. По железнодорожным магистралям страны курсирует тепловоз «Пионер Молдавии», построенный из металла, собранного пионерами, а на колхозных полях работают 10 тракторов — подарок труженикам сел от пионеров Кишинева.
Пионерская разведка интересных дел собрала много материалов о революционном движении в Молдавии и деятельности подпольных организаций в годы Великой Отечественной войны.
Во внеклассной работе много внимания уделяется воспитанию социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.
В школах растет число предметных и технических кружков, кружков и студий художественной самодеятельности, спортивных секций. Если в 1946/47 учебном году в школах республики насчитывалось всего 957 предметных кружков, 1100 кружков художественной самодеятельности и ни одного технического и натуралистского кружка, то в 1964/65 учебном году активно работали уже 4698 предметных, 1816 технических и 2707 кружков художественной самодеятельности.
Показателем успехов этой работы является не только рост количества кружков и числа их участников. Главное — в том, что их работа стала содержательнее, разнообразнее и интереснее.
Начиная с 1957/58 учебного года в республике регулярно проводятся олимпиады юных физиков, химиков, биологов, математиков. Их проведение положительно сказалось на успеваемости, знаниях и развитии способностей учащихся.
Одним из эффективных средств воспитания учащейся молодежи является установление тесной связи с производственными коллективами. Яркий пример такой связи представляет содружество учащихся и учителей тираспольской средней школы № 10 с коллективом коммунистического труда швейной фабрики «40 лет ВЛКСМ».
Непосредственный контакт с рабочими оказывает положительное влияние на школьников. Учащиеся бывают на слетах, вечерах ударников и бригад коммунистического труда. Комсомольские группы фабрики привлекают комсомольцев-учащихся к активному участию в общественной работе. В цехах фабрики созданы пионерские уголки, здесь проводятся пионерские сборы, прием в пионеры, 16 лучших работниц фабрики работают в школе пионерскими вожатыми.
Во всестороннем развитии будущих строителей коммунизма важная роль принадлежит эстетическому воспитанию. За последние годы содержание работы по художественному воспитанию детей значительно обогатилось. Преобразился внешний вид школ, озеленены дворы, созданы цветники, со вкусом оформлены помещения.
Улучшается преподавание литературы, пения, рисования. Широко проводится внеклассная и внешкольная работа: организуются музыкальные вечера, вечера, посвященные художникам, композиторам, выдающимся зодчим, писателям, созданы клубы любителей музыки, живописи, выпускаются специальные стенные газеты, проводятся выставки детского изобразительного творчества, конкурсы на лучшего певца, танцора, музыканта.
Многие школьники занимаются в изостудиях, в кружках прикладного искусства (художественной обработки дерева, ковроткачества и др.). Рисунки и изделия прикладного искусства учащихся экспонировались на союзных и зарубежных выставках. В ряде школ республики и внешкольных детских учреждений работают ансамбли песни и пляски, традиционными стали праздники весны и искусства, праздники песни.
Во всестороннем развитии детей и молодежи важное место занимает физическое воспитание. Уроки физической культуры дополняются большой работой во внеурочное время. Почти во всех восьмилетних и средних школах созданы коллективы физической культуры, которые объединяют 200 тыс. школьников — любителей спорта. Увеличилось число участников школьных, районных, городских спартакиад, количество юных спортсменов — разрядников и значкистов ГТО.
Широкое развитие получили туризм и краеведение. В 1963/64 учебном году в школах Молдавии работали 662 краеведческих кружка, были созданы 152 краеведческих музея. Более 200 тыс. школьников участвовали в экскурсиях и походах по родному краю (по Днестру до Черного моря, по югу Молдавии, Крыму, Кавказу, Закарпатью). Более 3 тыс. школьников получили значки «Юный турист» и «Турист СССР».
Значительную часть внеклассной работы выполняют внешкольные учреждения. В 1965 году в республике работало 2 дворца и 59 домов пионеров, 6 станций юных техников, 5 станций юных натуралистов, республиканская экскурсионно-туристская станция, 36 детских спортивных школ. Они поддерживают постоянную связь со школами, оказывают им методическую помощь.
Важнейшие задачи дальнейшего развития школьного образования поставлены XXIII съездом КПСС. В соответствии с решениями съезда в республике ведется подготовительная работа по осуществлению к 1970 году в основном всеобщего среднего образования. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966) определена обширная программа совершенствования содержания и методов обучения и коммунистического воспитания учащихся, устранения перегрузки учащихся учебными заданиями, упорядочения и стабилизации всей жизни и работы школы.
Органы народного образования, учителя, научные работники республики под руководством ЦК Коммунистической партии Молдавии и правительства республики сосредоточивают ныне свои усилия на выполнении директив XXIII съезда КПСС и указанного выше постановления, определяющего пути развития и совершенствования работы средней школы.
Развитие образования было невозможно без создания необходимой учебно-материальной базы.
В 1944/45 учебном году республика располагала незначительным количеством типовых зданий начальных школ. Из 2771 школьного здания типовых было только 238. Больше половины школ размещалось в крестьянских домах и других приспособленных под учебные занятия помещениях. Было немало классов с земляными полами, плохо освещенных, тесных, с низкими потолками. Школы были плохо обеспечены мебелью, учебно-наглядными пособиями, не хватало учебников и школьно-письменных принадлежностей.
ЦК Коммунистической партии Молдавии, правительство республики, партийные организации на местах и органы народного образования прилагали максимум усилий к тому, чтобы улучшить условия работы школ.
В резолюции II съезда Коммунистической партии Молдавии (1949) особо подчеркивалась необходимость укрепления материальной базы существующих школ и развертывания школьного строительства.
Всего с 1946 по 1958 год на государственные капиталовложения в республике сооружено 98 школ на 35 893 ученических места, а с 1959 по 1965 год — 202 школы на 106464 ученических места. Для масштабов Молдавской ССР это очень большой объем строительства, но тем не менее проблема перевода школ в типовые здания и на односменные занятия пока еще до конца не решена.
Наряду со строительством школ за счет государственных средств в республике широко развернулось инициативное строительство школ на средства колхозов, совхозов и промышленных предприятий. Так, в бывшем Атакском районе за три года (1955—1957) колхозы построили 9 школьных зданий на 1080 ученических мест.
В 1958/59 учебном году было построено еще 11 школ. В результате все школы района перешли на односменные занятия. Широко развернулось строительство школ в Бельцком, Тираспольском, Новоаненском и других районах. С 1959 по 1965 год по инициативе и на средства колхозов и совхозов построено 738 типовых школьных зданий на 154 тыс. ученических мест.
Одновременно со строительством школ велась большая работа по созданию в восьмилетних и средних школах кабинетов и лабораторий по физике, химии, биологии, электротехнике. При 158 школах созданы образцовые учебно-опытные участки, оборудованы учебные мастерские. Все шире применяются в школах технические средства обучения.
Из года в год растут бюджетные ассигнования на просвещение. Они составляют сейчас почти 30% бюджета республики. Более половины этих средств направляется на нужды общеобразовательной школы. В 1946 году в Молдавской ССР было израсходовано на просвещение 219 млн. рублей, в 1950 — 460 млн. рублей, в 1955 — 555 млн. рублей, в 1964 — 142 млн. рублей (в новом масштабе цен), т. е. по сравнению с 1946 годом ассигнования возросли более чем в 6 раз.
Значительное развитие получили дошкольные учреждения. В 1940 году в республике было всего 58 детских садов, в первом послевоенном году их стало 72, в 1950 году — 112, в 1955 году — 176, в 1959 году — 230.
За годы семилетки число дошкольных учреждений достигло 732, воспитывалось в них 65 984 ребенка (в 2,5 раза более по сравнению с 1959 годом). Кроме того в республике действовало свыше 2 тыс. колхозных детских площадок, которые обслуживали 160 тыс. детей.
В ряде колхозов Резинского, Рыбницкого, Тираспольского, Кала-рашского, Новоаненского, Чадыр-Лунгского и других районов построены типовые здания для детских садов и яслей. В 1959—1965 гг. по инициативе и на средства колхозов построены дошкольные учреждения на 41 тыс. мест.
С 1959 года стали создаваться объединенные учреждения — ясли-сад, обеспечивающие единую систему воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Кадры для дошкольных детских учреждений готовит Сорокское педагогическое училище. В 1966/67 учебном году при Кагульском педагогическом училище открыто отделение дошкольного воспитания, а при Бельцком педагогическом институте факультет дошкольной педагогики и психологии. Из 4296 воспитателей, работающих в детских садах и яслях, 358 имеют высшее образование, 193 — незаконченное высшее и 1977 — среднее специальное (педагогическое или медицинское).
Для удовлетворения потребности промышленности, сельского хозяйства и культуры в кадрах специалистов проведена большая работа по развитию высшей школы и среднего специального образования.
В 1966/67 учебном году в республике работали 7 высших учебных заведений: Кишиневский государственный университет, Тираспольский государственный педагогический институт имени Т. Г. Шевченко, Бельцкий государственный педагогический институт имени Алеко Руссо, Кишиневский сельскохозяйственный институт имени М. В. Фрунзе, Кишиневский государственный медицинский институт, Государственный институт искусств, Кишиневский политехнический институт.
Из года в год растет число студентов в вузах Молдавии. Если в 1945/46 учебном году в высших учебных заведениях насчитывалось 3232 студента, то в 1966/67 учебном году их было уже 40 599. Советская Молдавия обогнала по уровню развития высшего образования ряд высокоразвитых стран Европы.
На каждые 10 тыс. жителей республики в 1966 году насчитывалось 119 студентов вузов. С 1945 по 1966 год вузами Молдавии подготовлено 38 210 специалистов высшей квалификации.
В вузах Молдавии выросли высококвалифицированные кадры. В 1965 году в высших учебных заведениях и научных учреждениях республики работали 3737 научных работников, из них 96 докторов и 960 кандидатов наук, в то время как до войны в Молдавии не было ни одного кандидата, ни одного доктора наук.
Больших успехов добилась республика и в подготовке специалистов средней квалификации. В 1914/15 учебном году на территории современной Молдавии было всего 5 средних специальных учебных заведений, в которых учился 451 человек. После победы Октября и образования Молдавской АССР остро встала проблема подготовки кадров. Уже в двадцатых годах принимается ряд мер к развитию среднего специального образования.
В первую очередь создаются учебные заведения по подготовке учителей для начальных школ и специалистов для сельского хозяйства. В 1940 году в Молдавской АССР работало 11 средних специальных учебных заведений. После освобождения Бессарабии и образования Молдавской ССР (1940/41 учебный год) число их возросло до 22, а контингент учащихся составил 4132 человека, или в 9,2 раза превысил число обучавшихся в 1914/15 учебном году.
В 1965/66 учебном,году в Молдавской ССР работало 44 средних специальных учебных заведения, которые готовили специалистов по 94 специальностям.
Широкое развитие высшего и среднего специального образования обеспечивает народное хозяйство и культуру республики высококвалифицированными кадрами. В 1965 году во всех отраслях народного хозяйства было занято 50,9 тыс. специалистов с высшим образованием и 72,6 тыс. со средним специальным образованием.
Самое большое количество специалистов с высшим и средним образованием занято в области народного образования. После освобождения Молдавской ССР одной из самых сложных проблем культурного строительства была проблема обеспечения школ учителями. В 1944/45 учебном году в школах республики не хватало около 10 тыс. учителей.
ЦК Коммунистической партии Молдавии и правительство республики приняли энергичные меры по организации подготовки учителей. В республике были созданы педагогический институт, 3 учительских института и 7 педагогических училищ. В первые послевоенные годы учителя для I—IV и V—VII классов готовились также на краткосрочных курсах. Большую помощь в обеспечении школ Молдавии педагогическими кадрами оказали министерства просвещения Российской Федерации и Украины. В 1965 году в школах республики работали 34,9 тыс. учителей, из них 13,6 тыс. с высшим образованием.
Большая работа проводится по повышению квалификации учителей. Ее возглавляют Научно-исследовательский институт школ и институт усовершенствования учителей. Только в 1965 году на курсах занимались 6,9 тыс. учителей. Свыше 7 тыс. учились заочно в педагогических учебных заведениях. Постоянную методическую помощь учителям, обмен опытом работы организуют городские и районные педагогические кабинеты, опорные школы и школы передового опыта.
Значительная роль в пропаганде передового опыта принадлежит печатным органам Министерства народного образования — ежемесячному журналу «Ынвэцэторул советик», который издается с 1950 года, и газета «Культура».
В послевоенные годы в Молдавской ССР широкое развитие получила научно-исследовательская работа. Создана республиканская Академия наук, работают 53 научно-исследовательских учреждения. Возросла роль высших учебных заведений в проведении научных исследований.
В области педагогической науки ведутся исследования по проблемам дидактики, теории воспитания, частных методик, истории развития школы и педагогики. Большая работа проведена по созданию и экспериментальной проверки учебных программ и учебников по молдавскому языку и литературе, по русскому языку и литературе для молдавских школ, учебных книг для I—IV классов молдавских школ и пособий по истории и географии Молдавии для старших классов.
Издан ряд монографических работ по методике преподавания молдавского языка и литературы, математики, истории, географии, биологии и другим учебным предметам.
В области теории воспитания внимание исследователей привлекали такие проблемы, как воспитание патриотизма, атеистическое и эстетическое воспитание, воспитание коммунистического отношения к труду, содержание и организация работы комсомола в школе, методика организации краеведческой работы и др.
В последние годы были проведены серьезные исследования по истории народного образования в Молдавии. Перед коллективом научных работников и учителями стоит задача более глубокого изучения и обобщения опыта работы школ, экспериментальной проверки и внедрения в практику наиболее эффективных методов учебно-воспитательной работы.
Наряду с мерами, направленными на развитие народного образования, в послевоенные годы проведены значительные мероприятия по развитию культурно-просветительной работы среди населения.
В городах и селах республики в 1965 году было 3872 библиотеки с книжным фондом 24,7 млн. экземпляров (до революции на территории современной Молдавии было 72 библиотеки с книжным фондом 54 тыс. экземпляров). 80% библиотек находятся в сельской местности.
Работают 11 музеев, 1577 клубов, 1259 киноустановок, 6 театров (Молдавский государственный театр оперы и балета, Молдавский музыкально-драматический театр имени А. С. Пушкина, Русский драматический театр имени А. П. Чехова, Молдавско-русский драматический театр в г. Бельцы, Республиканский театр кукол «Ли-курич»).
Из года в год расширяется издание книг, журналов, газет. В 1945 году в республике было издано 74 названия книг общим тиражом 852 тыс. экземпляров и выходили 3 журнала тиражом 25 тыс. экземпляров, а в 1964 году издано 1333 названия книг тиражом 8927 тыс. экземпляров, выходили 54 журнала общим тиражом около 4 млн. экземпляров и 59 газет разовым тиражом 766 тыс. экземпляров.
Более половины изданий вышло на молдавском языке. На молдавский язык переведены основные произведения классиков марксизма-ленинизма, лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Большими тиражами издаются книги молдавских писателей.
Достижения республики в развитии экономики, культуры и образования являются гарантией того, что трудящиеся Молдавии под руководством Коммунистической партии, при помощи братских республик Советского Союза успешно выполнят задачи, поставленные XXIII съездом и Программой КПСС в области народного образования.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +