После победы Великой Октябрьской социалистической революции на неоккупированной части территории Латвии передовое учительство под руководством школьной секции Исполнительного Комитета рабочих, батрацких и солдатских депутатов начало осуществлять требования программы большевистской партии по народному образованию. Однако вскоре в связи с наступлением немецких войск и оккупацией территории Латвии эта работа прекратилась. Оккупационные власти настойчиво проводили политику германизации школы.
В конце 1918 года полки латышских стрелков и революционный рабочий класс освободили территорию Латвии от оккупантов. 13 января 1919 года в Риге собрался I съезд Советов рабочих, безземельных и стрелковых депутатов Латвии. Он принял первую Конституцию Советской Латвии и избрал Центральный Исполнительный Комитет, который образовал высший орган исполнительной власти — Советское правительство во главе с испытанным революционером Петром Стучкой.
16 января 1919 года Советское правительство издало «Декрет о воспитательных и учебных заведениях Латвии». В основу его были положены требования Коммунистической партии по народному образованию и основные положения «Декларации о единой трудовой школе», опубликованной Народным Комиссариатом просвещения РСФСР. Эти первые шаги отвечали чаяниям лучшей части народных учителей Латвии, сформулированным на первом (1905) и втором (1917) съездах учителей.
По декрету все просветительные и воспитательные учреждения перешли в ведение Народного Комиссариата просвещения. Школы всех типов были преобразованы в единую трудовую школу, состоящую из двух ступеней: шестилетней начальной школы для детей 8—14 лет (I ступень) и четырехлетней средней школы (II ступень). Впервые в истории Латвии в школах было введено обучение на родном языке, что имело громадное значение для дальнейшего развития народного образования; установлено бесплатное обучение; нуждающимся учащимся оказывалась материальная помощь. 20 февраля 1919 года особым декретом церковь была отделена от государства и школа от церкви, преподавание вероучения запрещено во всех государственных и общественных учебных заведениях. Стало расти число школ и учащихся в них. Так, если в 1917/18 учебном году в Риге числилась 81 школа и 17 742 учащихся, то к 1 марта 1919 года школ было уже 95, а учащихся в них 23 020 человек. Восстанавливалась работа школы и в уездах. 9 февраля 1919 года была основана высшая школа Латвии (по типу университета). В ней обучалось до 3000 студентов.
Работой Комиссариата просвещения в 1919 году руководил первый нарком просвещения Латвии Янис Берзинь-Зиемелис, испытанный большевик, много работавший с В. И. Лениным. Заместителем наркома был Эрнест Эферт-Клусайс, начальником школьного управления — Август Вецгайлис.
Строительство нового, советского общества в Латвии прервал заговор империалистов. Под натиском превосходящих сил интервентов части латышских стрелков вынуждены были отступить на восток. 23 мая 1919 года революционные полки оставили Ригу, а в конце года и Латгалию. Коммунистическая партия перешла на нелегальное положение. Борьба латышских трудящихся вступила в новый, чрезвычайно тяжелый период накапливания сил для восстановления Советской власти. Кратким был период становления советской школы Латвии, но он оставил неизгладимый след в истории народного образования республики.
Захватив власть при помощи иностранных интервентов, латышская националистическая буржуазия установила свою диктатуру. До 1934 года она еще пользовалась такими буржуазно-демократическими институтами, как сейм, профессиональные союзы, а затем перешла к открытой фашистской диктатуре. Важным орудием укрепления своей власти буржуазия считала школу. Учебная и воспитательная работа в ней строилась на основах христианско-буржуазной морали, мелкособственнического индивидуализма и шовинизма. После фашистского переворота в школах стала усиливаться пропаганда расизма, милитаризма и антисемитизма.
Изданный в 1920 году закон о всеобщем обязательном шестилетнем начальном образовании не осуществлялся. Сеть школ сокращалась. Если в 1931/32 учебном году было 2083 начальных школы, то в 1938/39 учебном году их стало 1895. Особая межведомственная комиссия наметила закрыть еще 593 школы. Сокращение сети школ проводилось под предлогом их укрупнения и необходимости улучшения качества учебной работы. Школы удалялись от местожительства учащихся, между тем сеть школьных интернатов не расширялась. Таким образом, многие дети лишились возможности учиться. Объявленную обязательной шестилетнюю школу кончало лишь 37%, а по Латгалии 22% поступивших в I класс. До 50% всех детей школьного возраста едва заканчивали 3—4 класса. Начальная школа давала очень ограниченный круг знаний.
Господствующие классы Латвии не проявляли заботы и о среднем и высшем образовании для детей трудящихся. Наибольшее количество гимназий (106) было в 1922/23 учебном году, а в 1936/37 учебном году их осталось всего 76. Из 15 тыс. учащихся гимназии полный курс закончили немногим больше половины. В четырех высших учебных заведениях Латвии в 1939/40 году было 7,5 тыс. студентов. За двадцать лет буржуазной власти в Латвийский государственный университет поступили 28,5 тыс. человек, из них курс обучения закончили только около 8 тыс.
Против реакционной политики буржуазии в области просвещения боролись революционный рабочий класс и безземельное крестьянство. Пролетариат всячески противодействовал религиозно-националистическому воспитанию детей. При рабочих клубах создавались группы юных пионеров. После разгрома этих клубов пионерские организации продолжали действовать нелегально. Во многих средних школах работали комсомольские организации, вокруг которых группировалась прогрессивная часть учащейся молодежи. Они интересовались всем, что происходило в Советском Союзе, разучивали советские песни, зачитывались романами Н. Островского «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», собирали средства в пользу Политзаключенных. Противодействовала политике буржуазии в области народного образования и прогрессивная часть учительства.
Результаты двадцатилетнего господства буржуазии в области народного образования были чрезвычайно плачевны. Это вынуждены были признать даже профашистски настроенные деятели Министерства просвещения Латвии. Они писали в своих отчетах о том, что 40% начальных школ не имели помещений, что многие дети оставались вне школы, что начальное образование не было фактически ни всеобщим, ни обязательным. За двадцать лет господства буржуазии Латвия очень отстала от республик Советского Союза в темпах развития народного образования, между тем до Великой Октябрьской социалистичсекой революции она была по уровню образования одной из передовых областей России.
Трудящиеся Латвии постепенно убеждались в том, что только социалистическое общество, как об этом говорил В. И. Ленин, способно обеспечить развитие культуры и благосостояния народных масс. Коммунистическая партия Латвии вела огромную пропагандистскую и организаторскую работу среди трудящихся.
В июле 1940 года правительство националистической буржуазии было свергнуто восставшим народом Латвии. 21 июля состоялось заседание вновь избраного народного сейма. Выражая волю народа, сейм решил установить в Латвии Советскую власть. 5 августа 1940 года Верховный Совет СССР принял Советскую Латвию в семью советских республик.
После восстановления Советской власти в Латвии начались коренные преобразования в области народного образования. Чтобы обеспечить всеобщее обязательное обучение детей, необходимо было сломать буржуазную систему школ и построить единую общедоступную бесплатную школу, ликвидировать искусственные преграды на путях продвижения учащихся из школ низшей ступени в школы высшей ступени, отбросить широко практиковавшуюся в буржуазной Латвии систему отбора детей для продолжения образования и развернуть активную борьбу за осуществление обязательного семилетнего образования.
Наряду с этим надо было коренным образом изменить содержание обучения и воспитания подрастающего поколения — обеспечить воспитание научного мировоззрения и коммунистической морали, коллективизма, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, воспитать у учащихся активное отношение к учению и труду, сознательную дисциплину, бережное отношение к общественной собственности. Надо было разбудить творческие силы детей и молодежи, организовать в школах самоуправление учащихся, разностороннюю их деятельность в учебной, внеклассной и внешкольной работе, создать детские и молодежные организации, развернуть их работу. Надо было существовавшую ранее школу, служившую орудием классового господства буржуазии, превратить в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества.
Постановлением правительства республики в августе 1940 года была создана единая доступная всем школа совместного обучения. Шестилетние основные школы намечено постепенно преобразовать в семилетние. Гимназии всех типов были преобразованы в средние школы. Для окончивших начальную школу объявлен свободный доступ в среднюю. Одновременно с организационной перестройкой школы Народным Комиссариатом просвещения были разработаны новые учебные планы и программы. Учебный план предусматривал значительно больше времени на изучение математики, физики, химии. В школе стали изучаться русский язык, история и география СССР. Были подготовлены учебники. Полностью перестроена воспитательная работа школы. Во всех начальных и семилетних школах возникли пионерские дружины, во многих средних школах — комсомольские организации, широко развернулась работа кружков. Цитадель прибалтийского баронства — Рижский замок был отдан школьникам. Здесь разместился дворец пионеров. Под руководством ЦК Коммунистической партии Латвии и местных партийных организаций проводилась большая работа по политическому просвещению учителей и повышению их квалификации. Несмотря на очень серьезные трудности, первый учебный год после восстановления Советской власти прошел успешно.
Но снова разразилась война. Началась тяжелая пора фашистской оккупации, продолжавшаяся свыше трех лет.
Захватив территорию Советской Латвии, оккупанты ликвидировали ее государственную самостоятельность, создали здесь свои органы власти, включили Латвию в обширную «провинцию Остлянд». Для исполнения приказов оккупационных властей были образованы генерал-дирекции, скомплектованные из верных прислужников фашистов — латышских буржуазных националистов. Образована также генерал-дирекция по делам просвещения и культуры. Подлинным хозяином этого ведомства был референт генерального комиссара по школьным делам. Каковы были намерения оккупантов по отношению к народу Латвии? Наша задача, говорили они, не германизировать Восток в прямом смысле этого слова, а способствовать тому, чтобы Восток заселяли только люди германской крови. Конечной целью фашистских завоевателей было уничтожение непокорных и порабощение оставшихся, ликвидация национальной культуры латышского народа.
Гитлеровские захватчики разрушали школы. Все лучшие школьные здания в городах и на селе были переданы германской армии. Учебные кабинеты школ разграблены, библиотеки сожжены. Школы ютились в пустующих торговых помещениях, на складах, на частных квартирах.
Учителя, активно работавшие при Советской власти, были удалены из школ и репрессированы. Жестоким репрессиям подвергались школьники — комсомольцы и пионеры. Народное образование в Латвии оккупанты организовали по образцу школьной системы фашистской Германии: семилетняя народная школа и гимназия. Были изданы учебники, полные идей расизма, возвеличивания фашистской Германии, человеконенавистничества и антикоммунизма. Учебный год сильно сокращен, уроки проводились подчас в течение 25—30 минут. Учебные заведения, готовившие учителей, были закрыты.
После освобождения территории республики от немецких захватчиков советские органы взяли на учет сохранившиеся здания школ. Из 1586 школ сохранились только 1151. За годы оккупации погибли или были вывезены в Германию много учителей. Если до войны в школах Латвии работало 9 тыс. учителей, то в 1945 году их осталось 5,6 тыс. Учеников было зарегистрировано 223 тыс. вместо 237 584, значащихся в школах на начало войны. Знания учащихся школ, как показала проверка, оказались в среднем на два года ниже по сравнению со знаниями тех учащихся, которые обучались в школах неоккупированных районов СССР.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны трудящиеся Латвии провели огромную работу по восстановлению и дальнейшему развитию промышленности, сельского хозяйства и культуры республики.
Главное внимание органов народного образования, партийных, комсомольских и профсоюзных организаций в течение первой послевоенной пятилетки было сосредоточено на осуществлении всеобщего обязательного семилетнего образования, на вовлечении в школы всех детей 7—15 лет, на восстановлении школьных зданий, пополнении школ оборудованием и учебными пособиями, повышении квалификации учителей, перестройке учебного процесса, на восстановлении и развитии школьных комсомольских и пионерских организаций. Центральный комитет Коммунистической партии Латвии и Бюро Совета Министров республики 9 сентября 1944 года приняли решение о повсеместном осуществлении на территории республики всеобщего семилетнего образования. Все бывшие шестилетние основные школы, независимо от количества учащихся, были реорганизованы в семилетние. Это позволило к 1950 году в основном решить задачу семилетнего обязательного обучения. Одновременно расширялась сеть средних школ, создавались вечерние школы для работающей молодежи.
К десятилетию восстановления Советской власти в республике насчитывалось 1550 дневных школ, в том числе 130 средних. Количество учащихся превысило довоенный уровень и достигло 281,4 тыс. человек. Были открыты 109 вечерних школ для работающей молодежи, в которых учились 13 тыс. человек. Полностью было перестроено содержание учебно-воспитательной работы школ, созданы новые учебники. Успешно восстанавливалась сеть педагогических учебных заведений.
Первые годы второй послевоенной пятилетки были посвящены дальнейшему укреплению семилетнего образования и существенному расширению среднего образования. В связи с ростом школьного строительства и передачей школам большого количества помещений под интернаты началось укрупнение семилетних и ликвидация карликовых начальных школ. Это привело к значительному развитию сети средних школ и увеличению наполняем мости классов. После принятия в 1958 году союзного и в 1959 году республиканского закона об укреплении связи школы с жизнью особое внимание партийных и советских органов республики обращено на осуществление политехнического обучения, на подготовку учащихся старших классов к практической деятельности, на создание школ-интернатов, школ и групп с продленным днем, на всемерное улучшение учебной и воспитательной работы школы и введение восьмилетнего обучения.
В 1962 году в республике в основном был завершен переход на обязательное восьмилетнее обучение.
Большие средства отпускались на школьное строительство. За годы Советской власти (1940—1965) за счет государственных капиталовложений в республике были построены 289 школьных зданий на 121 тыс. ученических мест. Много школьных зданий построили колхозы на свои средства и своими силами.
В новых школьных зданиях созданы все условия для рациональной постановки учебной и воспитательной работы: здесь просторные классы, отлично оборудованные лаборатории, кабинеты и мастерские, актовые и физкультурные залы. При большинстве школ есть спортивные площадки, теплицы и учебно-опытные участки. Крупные суммы отпускаются ежегодно на учебное оборудование. В 1966/67 учебном году в средних и восьмилетних школах Латвии было 570 кабинетов физики, 466 — химии, 289 — биологии, 144 кабинета машиноведения и электротехники. Во всех школах созданы мастерские, при 1220 школах — учебно-опытные участки. Все школы имеют библиотеки с общим книжным фондом 2,5 млн. экземпляров. Широко применяются в школе технические средства обучения. 741 школа имеет киноустановки, 500 школ — телевизоры, свыше 80 % школ оснащены звукозаписывающей техникой, в 311 школах есть радиоузлы. Для обслуживания школ организованы фильмотеки, фонотеки и кабинеты учебного радио и телевидения.
Широко развернулось строительство школьных интернатов и квартир для учителей. В интернатах живет сейчас 40 тыс. учащихся. Вместе с тем потребность в школьных помещениях пока еще не удовлетворена. В крупных городах есть школы, работающие в две смены. Многие сельские школы размещены в старых зданиях. Пятилетним планом развития народного хозяйства и культуры республики на 1966—1970 гг. предусмотрено строительство школьных зданий на 53 тыс. ученических мест.
В 1966/67 учебном году в Латвии было 1255 школ, из них начальных — 343, восьмилетних — 629, средних — 246, санаторно-лесных 2 и вспомогательных — 35. Общее число учащихся — 303 тыс. Работали также 81 вечерняя (сменная) и заочная школа с общим числом учащихся 40 тыс. Большое развитие по сравнению с буржуазной Латвией получило среднее образование. В республике работают 246 средних школ вместо 70 гимназий в последний год буржуазной власти. Значительно возросло число учащихся в этих школах. В последних трех классах гимназий, соответствующих последним трем классам наших средних школ, в 1939/40 учебном году училось 7689 человек. Сейчас в этих классах дневных школ учатся 54,9 тыс. учащихся, в вечерних и заочных 31,3 тыс., а всего 86,2 тыс. Аттестаты об окончании средней школы весной 1939 года получили 2118 человек, а весной 1965 года — 10 211 человек.
В 1956 году в республике созданы первые школы-интернаты. Сейчас в 34 таких школах обучаются и воспитываются 10,8 тыс. детей и подростков. Большинство школ-интернатов размещены в новых зданиях с просторными классами, кабинетами, мастерскими, хорошо оборудованными спальными и клубными помещениями. Школы-интернаты пользуются большой популярностью среди населения.
С 1960 года довольно широкое распространение получили школы и группы с продленным днем. Здесь дети находятся обычно до возвращения родителей с работы. Школьники готовят уроки, гуляют, работают в кружках, занимаются спортом. Два раза в день они получают горячее питание. В 1965/66 учебном году в группах продленного дня было 30 тыс. детей. Группы продленного дня оказывают большую помощь родителям, занятым на работе.
Особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с физическими и умственными недостатками. Для них созданы 37 специальных школ: для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих, для детей, перенесших полиомиелит и др. Сеть этих школ обеспечивает обязательное восьмилетнее обучение всех детей. Воспитанники специальных школ находятся на полном государственном обеспечении.
После войны перед учительством республики встали очень сложные задачи. Надо было преодолеть формализм в содержании и методах преподавания, свойственный буржуазной школе, преодолеть тяжелое наследие многолетнего влияния на детей и молодежь религии, воспитать у учащихся материалистическое мировоззрение, связать школу с жизнью, активизировать обучение. Повышение квалификации учителей, совершенствование методов преподавания способствовали улучшению качества знаний учащихся. В республике сократилось второгодничество. В первые послевоенные годы, когда надо было ликвидировать тяжелые последствия военных лет, многие учащиеся не справлялись с программой: 20—22% обучающихся в I—VIII классах оставались на второй год. В 1963/64 учебном году успеваемость в школах республики поднялась до 95—96 % В среднем каждый третий ученик стал учиться на «хорошо» и «отлично». Однако проблема качества знаний учащихся не может считаться решенной. Средние специальные и высшие учебные заведения все еще продолжают указывать на недостаточную подготовку выпускников восьмилетней и средней школы, особенно по математике, физике и химии, на недостаточное развитие логического мышления. Предстоит большая работа над дальнейшим совершенствованием преподавания, улучшением методов обучения как в дневных, так и, особенно, в вечерних (сменных) и заочных школах.
Под руководством партийных организаций школы Советской Латвии достигли заметных успехов в деле коммунистического воспитания учащихся. Руководители школ и учителя, школьные партийные организации приложили немало усилий к тому, чтобы поднять идейный уровень преподавания. На уроках литературы, истории, обществоведения, предметов естественно-математического цикла большое внимание уделяется формированию научного мировоззрения и утверждению принципов коммунистической морали. Серьезный вклад в решение сложных задач коммунистического воспитания вносит работа пионерских и комсомольских организаций, проведение многообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Передача пионерам и школьникам Рижского замка, открытие Театра юного зрителя и кинотеатра «Пионерис», организация во всех школах кружков юных техников и натуралистов, спортивных секций и коллективов художественной самодеятельности способствовали развитию активности учащихся, росту их политической сознательности. Активное участие школьников в общественной работе как в школе (помощь в воспитании октябрят и младших пионеров, работа в органах самоуправления, в пионерской и комсомольской организациях), так и вне школы (работа летом в лагерях труда и отдыха, помощь колхозам, участие в политических кампаниях) содействовало укреплению связи обучения и воспитания с жизнью. Большое внимание школьные партийные, пионерские и комсомольские организации, все учителя обращают на воспитание учащихся в духе морального кодекса строителя коммунизма, изложенного в утвержденной XXII съездом КПСС Программе партии.
Традиционным для школ Латвии стало воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
Население Латвии многонационально. Издавна в революционной борьбе против царского самодержавия, помещиков и фабрикантов шли плечом к плечу латышские и русские рабочие и батраки. За освобождение Латвии от фашистских оккупантов боролись сыны всех народов Советского Союза. В восстановительных работах в послевоенный период участвовали и ныне в возведении промышленных гигантов, таких, как Даугавпилсский завод синтетического волокна, Волмиерский завод стекловолокна, Плявинская ГЭС и других, участвуют представители многих национальностей СССР. Все это создает благоприятные условия для общения детей различных национальностей, для воспитания у них чувства дружбы. В последнее время в республике выросло количество смешанных школ с классами на латышском и русском языках. Совместная жизнь и работа сближают детей; они быстрее овладевают латышским и русским языками и уже в школе приучаются работать вместе.
Расширяются связи школ Латвии со школами братских республик и социалистических стран. Полюбились школьникам переписка с друзьями, заочные путешествия, спортивные встречи, взаимопосещения коллективов. Только в 1964 году в школах Латвии побывало 182 коллектива ребят из других республик. В свою очередь 114 коллективов школ Латвии посетили братские республики.
Внеклассная и внешкольная работа организуется главным образом пионерскими и комсомольскими организациями при активном участии учителей. Сейчас 98% учащихся IV—VIII классов состоят в пионерской организации, 71% старшеклассников — члены ВЛКСМ. В таких средних школах, как рижская № 9, даугавпилсская № 1, Балдонская, Эргельская, Наукшенская, баусская № 1, комсомоль-
ские организации школ являются активными помощниками партии в идейном воспитании подрастающего поколения.
Большое место в коммунистическом воспитании подрастающего поколения занимают трудовое воспитание и политехническое обучение.
Полученные в школьных мастерских и на опытных земельных участках первичные трудовые навыки позволяют школьникам принимать активное участие в технических и агрономических кружках, совершенствовать свои умения, заниматься моделированием и техническим изобретательством. Многие сельские школы ведут значительную работу по выращиванию новых культур (Неретская средняя школа), по повышению плодородия почв (Смилтенская средняя школа). Учащиеся старших классов большинства сельских школ изучают трактор, получают права водителя и принимают активное участие в сельскохозяйственных работах.
В городских школах особым успехом пользуются занятия в химических лабораториях, на вычислительных центрах, т. е. работы, которые тесно связаны с углубленным изучением таких учебных предметов, как химия, физика, математика.
Определение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» характера средней школы как школы трудовой политехнической направляет творческую мысль педагогов на отбор для учащихся таких процессов труда, которые будут прочно связаны с основами наук, обогатят практические умения и навыки учащихся, познакомят с различными видами труда и облегчат выбор профессии.
Неотъемлемой частью коммунистического воспитания является эстетическое воспитание учащихся.
В Латвии издавна любят песню, музыку, народные танцы, любят украшать одежду, жилища. Многие сельские школы утопают в зелени, цветах (Мазсалацкая, Яунпилсская и другие школы), с большим вкусом оформляются коридоры и классы (Кандавская школа-интернат, ряд рижских средних школ и др.). Все это создает хорошую основу для эстетического воспитания, которое строится не только на базе народного искусства, но и классического и современного.
На уроках музыкального воспитания школьники учатся петь, слушать музыку, знакомятся с доступными им произведениями латышских, русских и зарубежных композиторов.
Для старших классов проводятся факультативные занятия по истории музыки, живописи, архитектуры.
Учебные занятия дополняются художественной самодеятельностью. Нет в республике школы, где бы не было своего хора и оркестра. Они соревнуются в исполнительском искусстве на районных слетах. Лучшие выступают на республиканских праздниках песни и пляски.
В 1960 году состоялся первый школьный праздник песни и пляски, в котором принимало участие до 10 тыс. учащихся. Сейчас школы готовятся к празднику песни и пляски, посвященному пятидесятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Эстетическое воспитание в школах Латвии содействует воспитанию гармонически развитого человека нового общества, обогащает его эмоциональную жизнь.
Физическое воспитание школьников организуется в соответствии с государственными программами. В последние годы улучшилась материальная база физического воспитания. Новые школьные здания имеют специальные физкультурные залы, при школах оборудованы физкультурные площадки, открытые спортивные комплексы. Тем или иным видом спорта занимаются все школьники. Сотни детей учатся в детских спортивных школах.
В настоящее время в республике проводится большая работа по развитию среднего образования в соответствии с директивами XXIII съезда КПСС. Учителя с огромным удовлетворением встретили постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966). Выполнение его поможет поднять на еще более высокий уровень качество знаний учащихся, устранить перегрузку их учебными заданиями, повысить эффективность коммунистического воспитания.
Коммунистическая партия и правительство республики проявляют большую заботу о воспитании детей дошкольного возраста. В 1940 году в буржуазной Латвии было всего 86 дошкольных учреждений. Почти все они находились в Риге и содержались преимущественно частными лицами. Дошкольные учреждения для детей трудящихся, созданные в 1940—1941 гг., во время оккупации были уничтожены. В послевоенные годы сеть дошкольных учреждений усиленно развивалась. На 1 января 1966 года их насчитывалось уже 623. В них воспитывалось 53 тыс. детей. В республике имеются детские сады для детей с теми или иными физическими недостатками.
Дошкольные учреждения проявляют особую заботу о здоровье детей. Здесь строго соблюдается режим сна, питания, прогулок. Проводятся разнообразные занятия, обеспечивающие физическое и умственное развитие детей. В старших группах детского сада организуются подготовительные к школе занятия по обучению грамоте и счету.
Учителя Латвии окавывают помощь семьям в подготовке к школе тех детей, которые не посещают детские сады. Они берут их на учет, организуют с ними специальные занятия: знакомят со школой, с правилами поведения в классе, учат читать, считать, рисовать, организуют игры, прогулки и экскурсии. Такие предварительные занятия сплачивают детей и облегчают учителям проведение первых дней обучения в школе. Проводятся также беседы с родителями о воспитании в семье и подготовке детей к школе. Практика показала, что предварительные занятия с малышами дают положительный результат.
За годы Советской власти Латвия превратилась в развитую индустриально-аграрную республику. Ее предприятия, совхозы и колхозы оснащены новейшим оборудованием. Это предъявляет высокие требования к квалификации рабочих и колхозного крестьянства. Много специалистов требуется для учреждений культуры и сферы обслуживания.
Кадры средней квалификации готовятся в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. За послевоенные годы их сеть увеличилась и значительно возросло количество учащихся. Если в 1940/41 учебном году в республике было 41 специальное среднее учебное заведение (9,6 тыс. учащихся), то сейчас их 54 (41,2 тыс. учащихся). Всего за послевоенные годы подготовлено 85,1 тыс. специалистов со средним специальным образованием, главным образом для промышленности и сельского хозяйства.
Специалистов с высшим образованием готовят 10 высших учебных заведений республики, где учатся 36 тыс. студентов. В то время как высшие школы буржуазной Латвии за двадцать лет (1920—1940) выпустили всего 8 тыс. специалистов, из них 800 инженеров, в Советской Латвии ежегодный выпуск из высших учебных заведений составляет 3 тыс. специалистов, из них 1 тыс. инженеров. Для вузов республики построены новые учебные корпуса и общежития, оборудованы кабинеты и лаборатории. 70% студентов дневных отделений получают стипендию. Кончающие высшую школу сейчас же получают работу по специальности. За послевоенные годы высшие учебные заведения Латвии окончило 38,5 тыс. человек.
Большое внимание уделяется идейно-политическому воспитанию учащихся средних специальных и высших учебных заведений. Партийные и комсомольские организации направляют всю общественную жизнь студентов, их участие в научно-исследовательской работе на борьбу за повышение качества знаний Студенческие организации уделяют большое внимание физкультуре и спорту, художественной самодеятельности, путешествиям во время каникул, проведению соревнований и туристских походов. Студенты ведут большую общественную работу, готовясь стать в ряды активных строителей коммунизма.
В 1946 году в Латвии создана республиканская Академия наук с разветвленной сетью научно-исследовательских институтов. Имеются также ведомственные научно-исследовательские институты. В 128 научно-исследовательских учреждениях и в вузах трудятся 5210 научных работников, из них 78 докторов наук и 1325 кандидатов. В высших школах Латвии работают свыше 2300 научных сотрудников. Как научно-исследовательские институты, так и кафедры высших учебных заведений заняты разработкой актуальных научных проблем, имеющих большое народнохозяйственное значение.
Народные учителя Латвии издавна известны своими революционными традициями, тесной связью с рабочим классом и Коммунистической партией. Они были активными участниками революции 1905—1907 гг., строителями советской школы в 1919 году. Буржуазные власти проводили не одну чистку среди учителей, удаляя из школ неугодных. Они внимательно следили за подготовкой новых кадров в учительских институтах и университете. И все же основная масса учителей осталась верна интересам народа. Они восторженно встретили восстановление Советской власти в 1940 году и активно включились в строительство новой школы. В период Великой Отечественной войны учителя Латвии самоотверженно сражались с оккупантами, активно участвовали в деятельности подпольных антифашистских организаций. Более 3 тыс. учителей Латвии были репрессированы фашистами, многие из них погибли в концентрационных лагерях.
После войны школы испытывали большую нехватку учителей. Необходимо было готовить кадры учителей быстрыми темпами. В республике открыли 5 педагогических училищ, 4 учительских и 3 педагогических института. В дальнейшем часть их была закрыта. С 1956 года учителей готовят Латвийский государственный университет, Даугавпилсский и Лиепайский педагогические институты. Большинство школ обеспечены высококвалифицированными учителями. Значительно возрос образовательный уровень учителей. Если в 1945/46 учебном году только 9,9% учителей имели высшее образование, то в 1965/66 учебном году учителей с высшим образованием было 44,3%, с незаконченным высшим — 21,4% и со средним педагогическим образованием — 25,1 %.
Центром работы по повышению квалификации учителей является республиканский институт усовершенствования учителей. Здесь преподаватели школ знакомятся с новейшими достижениями науки и техники, изучают марксистско-ленинскую теорию, психологию и педагогику, обмениваются опытом. В последние годы на различного рода курсах и краткосрочных семинарах, организуемых институтом, обучалось до 6 тыс. человек. Институт уделяет большое внимание организации школ передового опыта. Сейчас в республике действует 237 таких школ. Все это дает возможность учителю глубоко изучить опыт лучших, перенять его, получить необходимую консультацию. Во всех районах созданы педагогические кабинеты и методические объединения.
Большое значение для развития общественного самосознания и идейного роста учителей Латвии имеет активное участие их в общественной деятельности — в советском и колхозном строительстве, в агитационно-массовой работе среди населения.
1733 учителя республики избраны депутатами Верховного Совета республики, городских и районных Советов депутатов трудящихся, 266 человек удостоены высокого звания заслуженного учителя республики, 769 награждены орденами и медалями Советского Союза, 1515 — значками «Отличник народного просвещения». Около 14 тыс. учителей постоянно работают пропагандистами и агитаторами, 4 тыс. руководят кружками художественной самодеятельности и дирижируют хорами. Почти все учителя выступают с лекциями среди населения.
Еще в конце XIX века в среду латышского учительства стали проникать марксистские педагогические идеи. Этот процесс усилился в период революции 1905 года и особенно после Великой Октябрьской революции.
Латышские учителя установили самый тесный контакт с передовыми русскими учителями, учеными и педагогами. Прогрессивная педагогическая литература стала очень популярной в Латвии. Латышские буржуазные националисты после контрреволюционного переворота в 1920 году стремились наглухо закрыть восточную границу и обратили свои взоры на Запад в поисках педагогических идей, отвечающих интересам капиталистического строя.
Однако вопреки воле власть имущих советские педагогические идеи проникли в Латвию. Передовая часть народных учителей была осведомлена о достижениях Советского Союза в деле народного образования. Коммунистическая партия Латвии после восстановления Советской власти в 1940 году считала одной из важнейших задач широкое разъяснение учителям, молодежи, родителям, всему населению марксистско-ленинского учения о коммунистическом воспитании, пропаганду результатов работы советской школы, внешкольных учреждений, пионерских и комсомольских организаций в школе, достижений советской педагогической науки.
Параллельно шла огромная работа по развитию народного образования — расширялась сеть школ, было введено бесплатное обучение, оказывалась материальная помощь нуждающимся. Все это убеждало в действенности советских педагогических идей, в их соответствии интересам трудящихся.
В период временной оккупации территории республики немецкая администрация усиленно насаждала расистские идеи воспитания, не жалела средств на антисоветскую пропаганду. Поэтому после освобождения республики от фашистских захватчиков необходимо было с особой силой разоблачать эти взгляды, показать все зло, причиненное «культуртрегерами» XX века народному образованию Латвии.
В послевоенные годы на латышском языке были изданы труды Маркса, Энгельса и Ленина, сочинения выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Переводились на латышский язык учебники психологии, педагогики, истории педагогики.
Большая роль в распространении марксистских педагогических идей принадлежит республиканской газете «Skolotaju avize» («Учительская газета») и журналу «Padomju Latvijas Skola» («Школа Советской Латвии»).
В республике активно разрабатываются вопросы строительства советской школы. Главный из них — вопрос содержания обучения — построение учебных планов, программ и учебников, перестройка и совершенствование методов обучения и воспитания. Над ними работают коллективы Министерства просвещения, института усовершенствования учителей, а с 1953 года и Научно-исследовательского института школ.
Большая работа проведена в плане изучения, обобщения и внедрения в практику школы опыта лучших педагогических коллективов. Основными формами этой работы стали научно-практические конференции и «Педагогические чтения». С 1954 по 1965 год только Научно-исследовательским институтом школ проведено свыше 20 «Педагогических чтений» и опубликованы 20 тематических сборников об опыте работы лучших школ и учителей республики.
В научно-исследовательском институте школ и на кафедрах педагогики университета и педагогических институтов ведется большая исследовательская работа.
В послевоенные годы создан план подготовки к школе шестилетних детей, составлена для них первая книга; разработана система обучения латышскому языку в начальной школе, составлены программы, учебники и методические пособия для учителей; разработана система литературного чтения в V—VII классах и преподавания литературы в VIII—XI классах, составлены программы, написаны учебники и методики; разработана система обучения русскому языку в латышских школах; определено содержание дополнительного к общему курсу истории СССР и географии СССР материала по истории и географии Латвии; разработаны программы трудового воспитания и политехнического обучения; созданы пособия в помощь учителю по вопросам воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности, по методике пионерской и комсомольской работы; систематически изучался и внедрялся в практику опыт лучших учителей; специально изучался лучший опыт работы вечерних (сменных) и заочных школ работающей молодежи и школ-интернатов; проведены исследования по истории развития школы и педагогической мысли в Латвии с древнейших времен до наших дней; исследовались проблемы детской психологии.
С 1964/65 учебного года в ряде школ республики организована экспериментальная работа по проблеме обучения и развития. Она ведется под общим руководством Педагогической лаборатории по проблеме воспитания и развития научно-исследовательского Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР, руководимой профессором Л. В. Занковым. Эксперимент дает хорошие результаты и показывает пути улучшения качества знаний учащихся младших классов.
В средних и старших классах ряда школ проводится экспериментальная работа по применению элементов программированного обучения. И эта работа дает положительные результаты.
Вся научно-исследовательская работа в области педагогики и психологии направлена на оказание практической помощи школе в совершенствовании обучения и коммунистического воспитания детей и молодежи.
Трудящиеся Советской Латвии встречают славное пятидесятилетие Великой Октябрьской социалистической революции значительными достижениями в области экономики и культуры. С помощью братских народов они преодолели образовавшееся в годы буржуазной власти отставание в области культуры, залечили тяжелые раны войны, совершили глубокую культурную революцию. За двадцать послевоенных лет семилетнее и восьмилетнее образование получили в республике свыше 450 тыс. человек, а среднее — свыше 150 тыс., в то время как за двадцать лет господства буржуазии шестилетнюю основную школу окончили с правом поступления в среднюю не больше 146 тыс. детей, а среднюю около 40 тыс.
В послевоенные годы усиленно развивалось профессионально-техническое, среднее и высшее специальное образование. В училищах и школах профессионально-технического образования подготовлено свыше 100 тыс. квалифицированных рабочих. Количество лиц со средним специальным образованием возросло с 18,4 тыс. до 90 тыс. человек, а специалистов с высшим образованием — с 9,8 тыс. до 60 тыс.
Согласно переписи 1959 года, на 1000 человек населения в Советской Латвии было 21 человек с высшим образованием и 344 человека со средним и неполным средним образованием. По последнему показателю Латвийская ССР заняла среди других республик первое место.
На 1000 человек населения в Латвии сейчас насчитывается 154 человека учащихся общеобразовательных школ, а на 10 тыс. населения 157 студентов. В буржуазной Латвии было соответственно 112 и 40 человек. Пример быстрого расцвета экономики и культуры Советской Латвии еще раз убедительно доказывает животворную силу марксизма-ленинизма, громадное преимущество советского социалистического строя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.