Все успехи литовского народа в строительстве новой жизни и в области просвещения связаны с Великой Октябрьской социалистической революцией.
После провозглашения 16 декабря 1918 года в Литве Советской власти, несмотря на тяжелые условия гражданской войны и угрозу иностранной интервенции, Коммунистическая партия и Советское правительство республики большое внимание уделяли развитию просвещения и культуры. В Народном Комиссариате просвещения были созданы отделы дошкольного воспитания, школ, просвещения взрослых, издания учебников и др.
При местных Советах депутатов трудящихся или Революционных комитетах действовали отделы просвещения, которые заботились о создании школ, о привлечении к учебе всех детей школьного возраста, о качественных преобразованиях в работе школы. Было запрещено преподавание «закона божьего» и немецкого языка, как языка оккупантов. Велась борьба с реакционными элементами, особенно с духовенством, препятствовавшим перестройке школы.
Уже к началу 1919 года налаживалась работа школ. В Рокишском уезде, например, действовало 50 школ, в Шяуляйском — 70, в Молетском — 45, в Укмергском — 44 и т. д. Во многих городах работали гимназии или прогимназии.
Основные принципы, проводившиеся Советской властью в области просвещения и воспитания детей, были изложены в декретах правительства республики от 24 марта 1919 года «О реорганизации школ» и «О переходе детских воспитательных учреждений в ведение Народного Комиссариата по просвещению». Согласно этим декретам все частные школы, детские приюты, сады, общежития и другие детские учреждения переходили в руки государства; в школах вводилось бесплатное обучение, всеобщее обязательное образование детей от 8 до 17 лет, обучение на родном языке, запрещалось преподавание всех религий. 31 марта 1919 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Эти документы имели большое значение для перестройки работы школ и воспитания подрастающего поколения. В работе по перестройке школы широко использовался опыт Советской России.
Для проведения школьной реформы Наркомпрос создал комиссию, которая готовила новые программы и учебники. В Вильнюсе была организована психолого-педагогическая лаборатория, которая в дальнейшем должна была вырасти в Институт экспериментальной педагогики. Стали создаваться курсы для обучения неграмотных, а также различные профессиональные курсы, рабочие университеты, открывались читальни, клубы.
Советское правительство сразу же взялось за осуществление давней мечты литовского народа — восстановление высшей школы. 13 марта 1919 года был издан декрет о создании университета в помещениях закрытого в 1832 году царским правительством Вильнюсского университета. Учеба в университете была объявлена бесплатной. До начала занятий в университете были открыты научные курсы, где читались лекции по различным отраслям знаний. Одновременно Советское правительство создало и другие учебные заведения: студию рисования и живописи, вокальную студию, на базе которой должна была возникнуть консерватория.
Но вся эта очень широко развернувшаяся деятельность по созданию новой, советской системы образования была прервана международной контрреволюцией, которая в 1919 году подавила Советскую власть в Литве.
Литовская буржуазия, пришедшая к власти с помощью иностранных империалистов, основное внимание сосредоточила на борьбе против трудящихся масс и вопросам просвещения внимания не уделяла. Первоначально было восстановлено примерно то же количество школ, какое существовало до империалистической войны — около 1000 начальных школ, 38 гимназий и прогимназий. В начальных школах обучалось около 20% детей школьного возраста.
Под давлением требований трудящихся правительство вынуждено было расширить сеть школ. В 1928/29 учебном году в Литве насчитывалось 2657 начальных школ, в которых обучалось 160 678 учеников, 123 гимназии и прогимназии с 22 452 учащимися.
Фашистское правительство Сметоны декларировало введение с 1928 года всеобщего обязательного начального обучения. В 1938/39 учебном году в Литве работало 2334 начальных школы, в которых числилось 292 545 учеников, 83 гимназии и прогимназии с 19 539 учащимися. Уменьшение числа гимназий и прогимназий делало среднее образование почти недоступным для детей трудящихся. В течение учебного года немалый процент учащихся начальных школ из-за материальных трудностей и отдаленности школ от места жительства, особенно в связи с сокращением школьной сети, отсеивался.
После оккупации Вильнюса польскими войсками в апреле 1919 года Литва снова осталась без вуза. Буржуазное правительство не было обеспокоено этим фактом. Но ученые, интеллигенция, прогрессивные слои общества не хотели мириться с таким положением.
По их инициативе в 1920 году были организованы высшие курсы, на основе которых в 1922 году возник Каунасский университет. Здесь были открыты юридический, естественно-математический, медицинский, технический факультеты, а также учрежден теолого-философский факультет — опора буржуазно-клерикальной реакции. Каунасский университет был крупнейшим вузом Литвы. Количество студентов в нем достигало временами (1930—1933) 4000.
Позже были открыты сельскохозяйственная и ветеринарная академии, консерватория, двухгодичный педагогический институт, трехгодичный институт торговли, несколько лет работали двухгодичные курсы физкультуры. Но эти учебные заведения были мелкими (по 100—300 студентов). К концу господства буржуазии студентов во всех высших учебных заведениях было всего 3,5 тыс.
Недостаточное количество школ, высокая плата за обучение в средней и высшей школе, тяжелый экономический и политический гнет — все это сделало среднее и высшее образование малодоступным для детей трудящихся.
Буржуазная власть ставила задачу воспитывать подрастающее поколение в духе национализма, преданности буржуазному строю.
Большое влияние на школу имело католическое духовенство. Клерикальный характер школы Литвы был определен еще в 1922 году буржуазной конституцией Литвы, в которой говорилось, что «преподавание религии является обязательным».
В школах были распространены буржуазные и клерикальные организации — скауты, «Ангелочки» и др., а в вузах — многочисленные реакционные общества и корпорации.
Но, несмотря на все усилия реакции, в школах и вузах продолжала развиваться прогрессивная мысль. Большое влияние на ее пробуждение оказывали находящиеся в подполье Коммунистическая партия и комсомольская организация Литвы. Уже в первых комсомольских организациях активно участвовали учащиеся, а позже создавались комсомольские ячейки и в школах. Например, в Укмергской гимназии с 1924 года активно действовала комсомольская ячейка, в которой в 1926 году состояло 10 комсомольцев. Используя нелегальные и легальные формы борьбы (печать, собрания, маевки, беседы и др.), они активно боролись против угнетателей, против реакционного режима.
Создание первых пионерских ячеек в буржуазной Литве началось в 1923 году. В пионерские организации входили в основном рабочие-подростки, но в их рядах были и учащиеся. Руководствуясь указаниями ЦК КП Литвы, Центральное бюро комсомола Литвы 19 апреля 1924 года подготовило специальную резолюцию по вопросу детского движения, в которой были сформулированы цели, содержание, формы и методы работы пионерских ячеек.
Коммунистическое движение молодежи и детей развивалось и в условиях фашистского режима, установленного с конца 1926 года. В начале 1928 года были созданы комсомольские ячейки в Каунасском университете, в гимназиях городов Паневежис, Кельме, Майжейкяй, Расейкяй, Шяуляй, Каунас. В апреле 1937 года комсомольская организация Литвы насчитывала ИЗО человек, 10% которых составляли учащиеся. Пионерское движение в 1937 году охватило более 700 детей.
После восстановления в 1940 году Советской власти вся жизнь в Литве коренным образом изменилась. К руководству просвещением пришли новые люди. Мероприятия Советской власти в области просвещения в этот период во многом напоминали работу, проводившуюся в 1918—1919 гг. Они были направлены прежде всего на то, чтобы перекрыть те каналы, через которые в школу проникала клерикально-фашистская идеология, чтобы сосредоточить в руках государства все школы и воспитательные учреждения. Постановлением правительства от 1 июля 1940 года были упразднены штаты преподавателей всех религий, в Каунасском университете закрыт теолого-философский факультет. В школах были ликвидированы все профашистские и клерикальные организации, а в высших учебных заведениях — многочисленные общества и корпорации, распространявшие чуждые трудящимся шовинистические настроения.
Законами Советской власти от 8 и 24 августа 1940 года все учебные и воспитательные учреждения были переданы в руки государства. Полное отделение церкви от государства и школы от церкви осуществлено Конституцией Литовской ССР, принятой Народным сеймом Литвы 25 августа 1940 года. Конституция предусматривала также бесплатное обучение в средней и высшей школе.
В результате осуществления этих мероприятий школа Литвы стала государственной, светской, демократической, широко открывшей свои двери детям трудящихся.
Проводилась большая работа по созданию новых школьных программ и учебников, по вовлечению в строительство новой жизни всех учителей. Для разъяснения смысла исторических событий, происходивших после свержения фашистской диктатуры, и задач учительства использовались разнообразные формы массовой работы: активы, собрания, совещания учителей. Крупнейшим событием тех дней явился созванный в Каунасе 14—15 августа 1940 года съезд учителей республики. Съезд показал, что учителя, в массе своей стоящие близко к народу, с энтузиазмом приветствовали Советскую власть и готовы решать поставленные ею задачи.
Началось осуществление всеобщего начального обучения. Количество учащихся, посещавших школы уже в первый год Советской власти, значительно возросло, особенно в гимназиях и прогимназиях. Школы перешли на новые учебные планы и программы, призванные обеспечить высокий уровень общеобразовательной подготовки учащихся и воспитать сознательных строителей новой жизни.
Быстро расширялась деятельность пионерских и комсомольских организаций. В мае 1941 года в пионерскую организацию входили уже 43 500, а в комсомольскую 2341 лучших школьников. Используя опыт молодежных организаций других союзных республик, преодолевая клерикальные и буржуазные влияния, они стали активными организаторами политико-воспитательных мероприятий в школах, инициаторами создания разнообразных кружков, боролись за прочные знания, сознательную дисциплину учащихся.
Забота Коммунистической партии и Советского правительства о подготовке кадров литовской советской интеллигенции проявилась в увеличении приема студентов в вузы, прежде всего из числа детей трудящихся. При Вильнюсском и Каунасском университетах были созданы рабоче-крестьянские подготовительные курсы. Выделено большое количество стипендий. Иногородним студентам предоставлены общежития. Количество студентов в вузах республики в 1940/41 учебном году увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. Началась перестройка всего учебно-воспитательного процесса. В вузах создавались кафедры марксизма-ленинизма, политической экономии, которые стали основными проводниками марксистско-ленинской идеологии. Из подполья вышли и быстро развернули работу партийные и комсомольские организации вузов.
Началась работа по обучению взрослых. Уже 5 августа 1940 года был издан «Закон о просвещении взрослых», создавались школы, курсы, народные университеты, открывались культурно-просветительные учреждения. ЦК КП Литвы и СНК Литовской ССР 22 февраля 1941 года приняли постановление «О ликвидации неграмотности и малограмотности в Литовской ССР». В эту работу включилась общественность. Менее чем за месяц был проведен учет грамотности населения, который показал, что в республике 186 053 неграмотных в возрасте от 14 до 50 лет и 228 551 малограмотных. Неграмотные и малограмотные обучались в школах, на пунктах ликвидации неграмотности, а также индивидуально. В мае 1941 года обучением было охвачено 158 тыс. человек.
Но литовский народ только один год трудился в новых условиях. Строительство социализма в Литве снова было прервано, на этот раз вероломным нападением фашистских захватчиков. В первые же дни оккупации гитлеровцы ликвидировали наряду с другими советскими учреждениями и отделы народного образования, закрыли ряд школ и детских садов, ликвидировали все формы просвещения взрослых. Начался террор против учителей. За активную деятельность в годы Советской власти многие из них были арестованы и расстреляны. Учителей увольняли с работы, производили массовые перемещения. Было расстреляно также немало учащихся средних школ — активных комсомольцев. По приказу властей из школ должны были исключаться все комсомольцы, активно проявившие себя в 1940—1941 гг. Учителя и учащиеся старших классов использовались оккупантами для строительства военных объектов, на сельскохозяйственных работах и т. д.
Условия работы школ становились невыносимыми. Помещения многих школ были заняты оккупантами. Были изъяты и уничтожены вся советская литература, произведения прогрессивных литовских писателей, новые учебники. Занятия шли нерегулярно. Учебный год начинался с опозданием, прерывался полностью по республике или в отдельных уездах из-за инфекционных заболеваний, отсутствия топлива, света, в связи с трудовой повинностью учителей и учащихся и т. д. Уроки в школах во многих случаях сокращались до 30—20 минут. Недоставало учебных пособий, бумаги, тетрадей. Из-за материальных трудностей многие дети не могли посещать школы.
Но, несмотря на столь тяжелые условия, учителя, оставленные почти без средств к существованию, делали все возможное для обучения детей, проявляя преданность своему народу. Вместе со взрослыми против оккупантов и их прислужников боролись школьники — комсомольцы и пионеры. Комсомольцы активно участвовали в подпольном движении, пионеры были связистами подпольщиков, партизан, помогали распространять листовки, информирующие население об истинном положении на фронтах, призывающие к борьбе с оккупантами, участвовали в сопротивлении оккупантам.
В первые же дни войны оккупанты начали закрывать вузы, преследовать многих профессоров, преподавателей и студентов. Немало из них было арестовано, отправлено в концлагеря, гетто и тюрьмы, откуда мало кому удалось возвратиться. При помощи литовских буржуазных националистов оккупанты вербовали молодежь, в том числе студентов и учащихся старших классов, на работы в Германию, на службу в гитлеровскую армию, отправляли на принудительные работы. Жизнь в вузах замирала. После провала мобилизации, объявленной оккупантами в марте 1943 года в связи с поражением под Сталинградом, все вузы были закрыты. В результате варварского хозяйничанья оккупантов вузы остались без лабораторий, аппаратуры, материалов, лишились части ценной литературы. Отступая под натиском Советской Армии, гитлеровцы заминировали и взорвали некоторые здания вузов (здание Сельскохозяйственной академии в Дотнуве, Физико-химического института в Каунасе). За время оккупации было разрушено и приведено в негодность 682 школьных здания.
После освобождения республики от оккупации нужно было начинать заново создание советской школы, поднимать из развалин школьные здания, собирать оборудование, готовить кадры.
Восстановление школ началось летом 1944 года и проводилось по мере освобождения Советской Армией территорий Литвы. Эту работу организовал под руководством ЦК КП Литвы Народный Комиссариат просвещения, которым руководил Ю. И. Жюгжда. Трудящиеся Литвы активно включились в работу по восстановлению народного хозяйства и культуры. Большую помощь оказывали им другие советские республики. Широкое участие народа в восстановлении школ дало возможность уже с октября 1944 года, спустя только два с половиной месяца после освобождения основной территории Советской Литвы, начать учебные занятия в школах и вузах. После освобождения всей территории республики к концу 1944/45 учебного года количество школ достигло довоенного уровня. Однако число учащихся сократилось примерно на 100 тыс. человек.
В первое время тяжелые последствия войны сказывались во всем. Занятия часто проводились в полуразрушенных, неприспособленных, плохо обогреваемых и слабо освещаемых помещениях, при остром недостатке учебных пособий, книг, бумаги, письменных принадлежностей. Не хватало учителей. Но эти трудности постепенно преодолевались.
Программа развития народного образования в Советской Литве была определена послевоенными пятилетками. Уже пятилетний план 1946—1950 гг. предусматривал не только восстановление, но и расширение школьной сети, укрепление материальной базы, осуществление всеобщего обязательного начального обучения детей, значительное расширение среднего образования.
Совет Министров Литовской ССР 10 июля 1947 года обязал уездные исполнительные комитеты открыть начальные школы во всех поселках, расположенных дальше чем за 3 км от ближайшей начальной школы и насчитывающих не менее 15 учащихся.
Расширение школьной сети, оказание государством материальной помощи нуждающимся детям, улучшение учета детей школьного возраста и контроля за посещаемостью ими школ, разъяснительная работа среди населения о значении всеобуча, рост общего уровня жизни трудящихся — все это оказало решающее влияние на осуществление всеобуча в республике. Если в первые послевоенные годы около 10% детей школьного возраста оставались вне начальной школы, то к концу 1948/49 учебного года этот процент снизился до 1,95.
Осуществление всеобщего обязательного начального обучения и успехи восстановления народного хозяйства позволили перейти к новому этапу развития народного образования. Коммунистическая партия Литвы на VI съезде, состоявшемся в начале 1949 года, поставила задачу перехода к всеобщему обязательному семилетнему обучению и сокращению срока обучения в средней школе с двенадцати до одиннадцати лет.
Прогимназии (имевшие 4 класса) были реорганизованы в семилетние, а гимназии (имевшие 8 классов) — в средние школы с одиннадцатилетним сроком обучения. Школа Советской Литвы полностью влилась, таким образом, в единую систему народного образования СССР. Реорганизация сократила на год время учебы в средней школе и ускорила подготовку специалистов, а также затраты государственных средств.
Всеобщее семилетнее образование в Советской Литве стало вводиться с 1949/50 учебного года. Была значительно расширена сеть семилетних и средних школ. Если в 1948/49 учебном году в республике было 242 прогимназии и 131 гимназия, то в 1949/50 учебном году стало 666 семилетних и 172 средние школы. Уже в 1949 году 89,2% окончивших начальные школы поступило в V класс семилетних и средних школ.
Несмотря на огромный ущерб, нанесенный войной народному хозяйству и населению республики, просвещение в Литве успешно развивалось.
В послевоенные годы широко развернулось школьное строительство. Много школ строилось с помощью населения, методом народной стройки. С 1950 года строятся типовые школьные здания с хорошо оборудованными учебными кабинетами, пришкольными участками, спортивными площадками. О размахе школьного строительства свидетельствует тот факт, что только в 1963 году построено 205 школьных зданий и пристроек на 50 тыс. ученических мест. В построенных за последнее десятилетие школах учится 60% всех учащихся республики.
Неуклонно укреплялась учебно-материальная база школ, массовыми тиражами издавались учебники и книги для школьных библиотек. Литовской ССР оказывали большую помощь братские республики. В 1950/51 учебном году 86,6% школ имели свои библиотеки, в которых насчитывалось 759,2 тыс. экземпляров книг. В 1965/66 учебном году процент школ, имеющих библиотеки, вырос до 98, а число книг в них — до 4,2 млн. Издание учебников возросло с 565 тыс. экземпляров в 1945 году до 1 744 тыс. в 1950 году и 436 3565,5 тыс. в 1965 году.
Коммунистическая партия Литвы, мобилизуя учителей на восстановление и развитие школ, направляла их особое внимание на перестройку учебно-воспитательной работы в соответствии с задачами советской школы, на необходимость преодолевать влияние буржуазно-националистической идеологии, воспитывать учащихся в коммунистическом духе. Одновременно перед партийными и советскими органами была поставлена задача повседневно заботиться о коммунистическом воспитании учителей, о повышении их идейного уровня и деловой квалификации. Материалы республиканских совещаний работников просвещения, учительских конференций, семинаров показывают, что большинство учителей республики активно включилось в работу по созданию советской школы.
Учителя нсиво интересовались вопросами советской педагогики, знакомились с опытом работы своих коллег из других союзных республик, начали изучать и применять на практике марксистско-ленинскую педагогическую теорию. Стал выходить журнал «Tarybinis mokytojas» («Советская школа»), а позже газета «Tarybine mokykla» («Советский учитель»).
Создание новой, советской школы в Литве после изгнания оккупантов проходило в сложных условиях острой классовой борьбы. Вооруженные банды буржуазно-националистического подполья, сформированные при поддержке извне, пытались терроризировать партийно-советский актив, в том числе и передовых учителей, учеников. В отдельных случаях классовому врагу удавалось проникнуть в школы и вести там свою пропагандистскую работу. Имели место националистические выпады со стороны некоторых учителей и учащихся, проявления буржуазно-националистической идеологии. Особые усилия прилагало реакционное католическое духовенство. Через религиозно настроенных учителей, воздействуя на религиозные чувства родителей, оно стремилось влиять на молодежь.
Происки классового врага затрудняли, но не могли остановить строительство новой школы. Работники просвещения все решительнее боролись против враждебных выступлений в школе, успешно шло преодоление остатков буржуазно-националистической идеологии. Особенно важное значение для этой борьбы имели решения XV Пленума ЦК КП Литвы (ноябрь 1947 года), обсудившего состояние идеологической работы в республике в свете решений ЦК КПСС по идеологическим вопросам, а также VI съезда КП Литвы (февраль 1949 года), которые предъявили более высокие требования к идейно-воспитательной работе среди трудящихся республики, нацелили на решительную борьбу против остатков буржуазной идеологии, потребовали улучшения учебно-воспитательной работы в школе.
Изучение и выполнение партийных решений, овладение учителями марксистско-ленинской педагогической теорией оказывало положительное влияние на повышение идейного уровня учебно-воспитательной работы. Новый учебный план и программы, принятые
в 1949/50 учебном году в связи с реорганизацией школьной системы в Литве, полностью отвечали задачам школы того времени и в основном обеспечивали всестороннее развитие учащихся.
В строительстве новой школы важную роль сыграло использование опыта братских советских республик, их постоянная помощь. Это облегчило перестройку школы и помогло сразу правильно решить многие сложные вопросы организации и содержания учебного процесса, подготовки кадров и проведения воспитательной работы.
Дальнейшее развитие народного образования в период завершения строительства социализма в Советской Литве было связано с полным осуществлением обязательного семилетнего образования и переходом к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, с всемерным укреплением связи школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Вопросы народного образования всесторонне обсуждались на пленумах ЦК КП Литвы в 1953 и 1957 гг. Большое значение имело осуществление принятого в 1959 году (на основе общесоюзного) закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Литовской ССР».
В соответствии с законом в 1959/60 учебном году был начат и в 1962/63 учебном году завершен переход к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию. Семилетние школы преобразованы в восьмилетние. Осуществлению всеобщего обязательного восьмилетнего обучения помогло проведение таких мер, как создание при школах общежитий для школьников, проживающих дальше чем за 3 км от школы, организация трехразового питания, осуществление бесплатного подвоза детей в школы. В 1966 году общежития имелись при 635 школах, в них проживало свыше 20,5 тыс. учащихся. В школах созданы фонды всеобуча за счет бюджетных ассигнований, средств колхозов, совхозов, профсоюзных и кооперативных организаций, а также доходов от пришкольных участков и мастерских. Из этих фондов оказывается материальная помощь нуждающимся (предоставляется бесплатное питание, выдаются одежда, обувь, учебники).
С 1956 года в республике начали создаваться школы-интернаты для оказания помощи семье в воспитании детей. В 1966/67 учебном году их было 45. В Литве, где еще распространена хуторская система расселения, школы-интернаты оказывают серьезную помощь в осуществлении обязательного восьмилетнего обучения. В 1959 году в 30 школах республики были впервые организованы группы продленного дня. В 1966/67 учебном году они действовали уже в 671 школе.
Работающая молодежь получает среднее образование в вечерних (сменных, сезонных) и заочных школах, сочетая учебу с работой на производстве. Продолжительность учебы — 3 года (IX— XI классы).
О широком развитии среднего образования в Советской Литве свидетельствуют такие факты: если в 1939/40 учебном году в Литве было всего 27 прогимназий и 69 гимназий с 26,6 тыс. учащихся, то в 1966/67 учебном году насчитывалось уже 904 восьмилетних и 448 средних школ, в V—XI классах которых обучалось 267,5 тыс. учеников. Таким образом, количество неполных средних и средних школ за годы Советской власти увеличилось в 14 раз, а учеников в соответствующих классах — более чем в 10 раз.
Большая работа проведена по укреплению связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Укрепляются учебные кабинеты, создаются учебные и учебно-производственные мастерские, пришкольные учебно-опытные участки. В 1965/66 учебном году в школах республики было 1928 учебных и 81 учебно-производственная мастерская, 3634 школы имели учебно-опытные участки. С 1960/61 учебного года ученики старших классов стали проходить производственную подготовку на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и совхозах. По окончании школы наряду с аттестатами зрелости они получали свидетельство о приобретенной специальности. Широкое распространение получил общественно полезный труд. Школьники брали шефство над животноводческими и птицеводческими фермами колхозов, помогали выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Ученические бригады участвовали в строительстве школ, ремонтировали школьные помещения и инвентарь, строили спортивные площадки.
Но жизнь не подтвердила целесообразность осуществления профессиональной подготовки во всех средних школах. После внесения указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1966 года поправки в закон об укреплении связи школы с жизнью производственное обучение оставлено только в тех школах, которые имеют для его проведения хорошие условия. Одновременно внимание органов народного образования и школ было обращено на необходимость бережного сохранения и развития накопленного школами положительного опыта трудового воспитания и политехнического обучения.
Конкретные пути решения этих задач определены постановлением ЦК Коммунистической партии Литвы и Совета Министров Литовской ССР от 25 апреля 1966 года «О частичном изменении трудовой подготовки в общеобразовательных школах». В постановлении указывается, что политехническое обучение должно осуществляться путем усиления политехнической направленности преподавания физики, химии, биологии, математики, географии и черчения, ознакомления учащихся с научными основами современного производства; трудовая подготовка проводится, в зависимости от местных условий, в учебно-производственных мастерских, учебных кабинетах, лабораториях школ, на заводах, в ремонтных мастерских и механизированных фермах колхозов, совхозов и т. д. Постановлением рекомендуется также проведение практикумов (по изучению автомобиля, техническому черчению, электротехнике, радиоэлектронике, машинописи и стенографии и т. д.) в зависимости от интересов учащихся. В школы с профессиональной подготовкой учеников принимаются независимо от микрорайона.
Выполняя директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану на 1966—1970 гг., а также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1966 года) «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», Министерство просвещения Литовской ССР уточняет план постепенного перехода к всеобщему среднему образованию. Намечено ежегодное повышение процента учеников, поступающих после окончания восьмилетней школы в IX класс средней школы. В 1970 году их должно быть 72%.
Остальные 28% намечено принимать в средние специальные учебные заведения и в профессионально-технические училища с последующим поступлением выпускников профтехучилищ в вечерние средние школы.
Согласно рекомендациям Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР о содержании общего образования в республике начата работа по дальнейшему улучшению учебных планов и программ с целью повышения качества знаний учащихся, улучшения подготовки их к общественно полезному труду, устранения перегрузки учебными заданиями.
Работники народного образования республики ясно представляют себе, что осуществление восьмилетнего и переход к всеобщему среднему образованию тесно связаны с повышением качества учебно-воспитательной работы, педагогического мастерства учителей.
Важная роль в строительстве новой школы, улучшении коммунистического воспитания учащихся принадлежит комсомольской и пионерской организациям. Эти организации, родившиеся в период борьбы с угнетателями, прошедшие тяжелые годы испытаний во время гитлеровской оккупации, росли и закалялись в суровой борьбе. Террор изменников и предателей Родины в первые послевоенные годы не мог остановить рост молодежных коммунистических организаций. Пионерская организация, имевшая в 1945 году 9384 пионера, к началу пятидесятых годов выросла до 100 тыс., а в 1966 году насчитывала свыше 178 тыс. членов. Число членов комсомола в школах за это время выросло с 593 до 72 360. Теперь октябрята, пионеры и комсомольцы составляют около 79% всех школьников.
На начальном этапе строительства социализма в Литве комсомольцы и пионеры сосредоточивали основное внимание на борьбе против буржуазно-националистической и религиозной идеологии, на формировании материалистического мировоззрения учащихся, на вовлечении школьников в активную общественную жизнь.
Большое значение в улучшении работы школьных комсомольских организаций республики имел XV съезд ВЛКСМ. Комсомольские и пионерские организации стали больше заниматься вопросами успеваемости, дисциплины учащихся, подчинения общественной работы воспитательным задачам.
В последнее десятилетие школьные комсомольские и пионерские организации много внимания уделяют укреплению связи школы с жизнью. Соревнование за лучшую пионерскую дружину, отряд охватило всю пионерскую организацию республики. Комсомольские организации школ стали инициаторами борьбы за звание класса — резерва коммунистического труда. Комсомольские организации республики включились в смотр под девизом «Каждый комсомолец — активный исполнитель наказов В. И. Ленина», посвященный 50-летию Великого Октября.
Неотъемлемой частью жизни советской школы является внеклассная работа. Она проводится с первых дней восстановления Советской власти в Литве. Завоевали популярность литературные кружки, кружки по физике, математике, химии, проведение районных и республиканских олимпиад. Количество участников олимпиад растет из года в год.
Почти ежегодно организуются районные и республиканские выставки работ юных техников, механизаторов, радиолюбителей, юных натуралистов. Лучшие их работы демонстрируются на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве.
Очень увлекает школьников участие в исторических и краеведческо-туристических кружках. Они собирают материал о прошлом и настоящем литовского народа, о революционных событиях, о партизанском движении в годы гитлеровской оккупации, записывают воспоминания участников этих событий, устанавливают связи с родными воинов, погибших при освобождении Советской Литвы, организуют встречи с участниками Великой Отечественной войны.
Широкое распространение в школах получили коллективы художественной самодеятельности и спортивные секции. В 1964 году в республике был проведен первый школьный праздник песни, в котором участвовали около 24 тыс. человек.
В настоящее время нельзя представить жизнь детей без внешкольных детских учреждений, создание которых началось в 1940/41 учебном году и в первые послевоенные годы. В октябре 1944 года возобновил работу Каунасский дворец пионеров. Немного позднее был открыт Вильнюсский дворец пионеров, организовались дома пионеров в Клайпеде, Шяуляй, Паневежисе.
В домах и дворцах пионеров созданы кружки: театральные, хоровые, народных танцев, рукоделия, юных техников, авиамоделистов, фотолюбителей, спортивные. Ими руководят опытные специалисты, которые оказывают также методическую помощь учителям школ, вожатым и пионерскому активу.
За первую и вторую послевоенные пятилетки в Литве создана широкая сеть внешкольных детских учреждений. В 1966 году в республике работали 51 дом пионеров и школьников, 5 станций юных техников, 5 станций юных натуралистов, 33 детские спортивные школы, 48 детских музыкальных и 2 детские художественные школы, республиканская экскурсионно-туристская станция. Создана республиканская детская библиотека; во многих городах имеются детские библрютеки или отделы детской литературы в массовых библиотеках.
Неотъемлемой частью жизни ребят стали пионерские лагеря, которые расположены в красивейших местах республики. Во время летних каникул в Советской Литве в пионерских лагерях разного типа летом 1966 года отдыхали более 250 тыс. детей.
Большую роль в общественном воспитании детей играют дошкольные детские учреждения. В Советской Литве, создана широкая сеть таких учреждений. В 1965 году работало более 540 детских садов, яслей-садов, в которых воспитывалось 42 900 ребят, а также свыше 100 яслей с 5300 детей.
После войны возобновили работу школы для взрослых, создавались школы рабочей и сельской молодежи. Об огромной работе, проведенной Советской властью в этом направлении, свидетельствуют следующие цифры: в 1939/40 учебном году в буржуазной Литве было только 2 гимназии и 1 прогимназия для взрослых (основанные общественными организациями) с 341 учеником, а в 1966/67 учебном году в Советской Литве насчитывалось 330 вечерних (сменных) школ рабочей молодежи, сезонных школ сельской молодежи и заочных школ. В них обучалось без отрыва от производства 61,3 тыс. человек.
В послевоенные годы проводилась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности трудящихся. По данным всесоюзной переписи населения, в 1959 году в Советской Литве общая грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет возросла до 98,5 %. После освобождения Советской Литвы одновременно с восстановлением предприятий началась подготовка рабочих кадров, было создано республиканское Управление трудовых резервов. Уже в 1945 году было открыто 20 ремесленных и железнодорожных училищ. В следующем году работало 37 училищ трудовых резервов, которые готовили квалифицированных слесарей, механиков, токарей, фрезеровщиков, электромонтеров, помощников машинистов паровозов, машинистов и рулевых пароходов, телеграфистов, ткачей и др. К концу послевоенной пятилетки в школах трудовых резервов готовились квалифицированные рабочие по 57 специальностям.
За 1945—1966 гг. профессионально-технические школы подготовили около 100 тыс. молодых квалифицированных рабочих. В новой пятилетке намечен дальнейший рост профессионально-технического обучения. В 1966/67 учебном году в республике работало 58 профессионально-технических учебных заведений, в которых обучалось 20 тыс. учеников. К 1970 году намечено довести количество школ до 77 и число обучающихся в них — до 30 тыс.
В Советской Литве, по существу, заново создана широкая сеть техникумов и средних специальных школ и училищ, которые готовят специалистов со средним образованием для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, культуры. В 1966/67 учебном году в республике было 82 техникума и других средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 60 890 учащихся (из них 16 834 на заочных и 9451 на вечерних отделениях). За 1945—1966 гг. подготовлено 91,1 тыс. специалистов. К концу текущей пятилетки в средних специальных учебных заведениях будут заниматься более 75 тыс. человек. Намечено расширение подготовки специалистов для легкой промышленности, электротехники, экономистов, воспитателей для дошкольных детских учреждений.
Успехи в строительстве новой школы тесно связаны с проблемой подготовки советских учительских кадров. После восстановления Советской власти в Литве в 1940 году наряду с вовлечением в строительство новой жизни старых учителей расширилась подготовка новых педагогических кадров. Гитлеровская оккупация прервала эту работу и нанесла большой урон: около тысячи учителей погибло от рук оккупантов. Небольшая часть учителей скомпрометировала себя перед народом и бежала вместе с оккупантами. Но большинство учителей Литвы выдержали суровые испытания войны.
В 1944/45 учебном году в школах республики работали 7659 учителей, т. е. меньше, чем в 1940/41 учебном году. Большая потребность в учительских кадрах, вызванная восстановлением и расширением числа школ, обусловила создание довольно широкой сети педагогических учебных заведений. Уже в первом после изгнания оккупантов учебном году в республике начали работать 8 педагогических училищ, в которых обучались 1490 учащихся. Позднее было открыто еще 2 педагогических училища.
Для подготовки учителей средних школ был основан на базе созданного до войны двухгодичного учительского института Вильнюсский государственный педагогический институт. В этой высшей педагогической школе республики началась подготовка учителей литовского языка и литературы, русского языка и литературы, английского, немецкого и французского языков, физики и математики, естествознания, географии, истории, педагогики, психологии и логики.
Учителей для V—VII классов школ начали готовить вновь созданные в 1946 году Клайпедский учительский институт, а в 1948 году — Шяуляйский учительский (ныне педагогический) институт. В 1951 году был создан Ново-Вильняйский учительский институт, готовивший учителей для школ с преподаванием на польском языке.
Для получения среднего и высшего педагогического образования работающими учителями в 1945 году были открыты первые заочные отделения при Вильнюсском пединституте и при некоторых педагогических училищах, а позже и при учительских институтах.
Учебно-воспитательный процесс в педагогических учебных заведениях был организован с учетом прогрессивного наследия прошлого и богатого опыта братских республик. Вся работа педагогических учебных заведений была проникнута идеей формирования у будущих педагогов высокого чувства ответственности за воспитание нового поколения советских людей. Этим целям служила и деятельность партийных и комсомольских организаций педагогических учебных заведений.
По мере удовлетворения потребности школ в учительских кадрах вносились изменения в сеть педагогических учебных заведений. Ряд педучилищ, как выполнивших свою роль, был упразднен (в настоящее время работают только 3 училища). Был закрыт Клайпедский учительский институт, а Ново-Вильняйский присоединен к Вильнюсскому пединституту. Шяуляйский учительский институт реорганизован в педагогический, в нем имеются группы для подготовки учителей начальной школы.
О результатах большой работы по подготовке учительских кадров говорят следующие цифры: в 1945—1966 гг. педагогические училища республики подготовили 13 091 учителя; учительские институты — около 4400; Вильнюсский пединститут — 9128; Шяуляйский пединститут (после реорганизации) — 1981. Кроме того, много выпускников послал в школы Вильнюсский университет. Все это не только обеспечило расширенную школьную сеть учительскими кадрами, но и серьезно улучшило их качественный состав. Если в 1945/46 учебном году из общего количества учителей высшее образование имели 10,1%, в объеме учительского института — 19,7%, среднее педагогическое — 19,3%, среднее общее — 36,9%, неполное среднее — 14%, то в 1965/66 учебном году соответственно - 34,4%, 19,4%, 34,0%, 11,6%, 0,6%.
Наряду с подготовкой новых учительских кадров много внимания уделялось и уделяется политическому воспитанию и повышению квалификации уже работающих в школах учителей. Серьезную помощь учителям оказывают республиканский педагогический кабинет и педагогические кабинеты при местных органах народного образования. В 1950 году был организован Республиканский институт усовершенствования учителей.
Уже в первом после изгнания оккупантов учебном году были проведены учительские конференции и семинары. Были организованы также месячные курсы учителей по всем основным предметам. Свой политический уровень учителя повышали и повышают в сети партийного просвещения, в вечерних университетах марксизма-ленинизма, самостоятельно изучая марксистско-ленинскую теорию. Одновременно учителя республики изучали теоретическое наследие выдающихся советских педагогов — Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Были переведены на литовский язык учебники педагогики. В печати широко освещался опыт лучших учителей республики.
Положительное влияние на развитие педагогической мысли в Литве оказали связи педагогов республики с научно-педагогическими центрами Москвы и Ленинграда, а также создание в 1958 году республиканского научно-исследовательского института школ и расширение возможности издания научных работ. С 1962 года стали выходить отдельные тома научных трудов высших учебных заведений «Педагогика и психология». В 1960/61 учебном году при кафедре педагогики и психологии Вильнюсского госуниверситета была открыта аспирантура по педагогике и психологии.
В республике изучаются такие дидактические проблемы, как межпредметные связи, применение полученных учащимися знаний на практике, единство обучения и воспитания, а также проблемы обучения отдельным предметам (литовскому и русскому языкам, естествознанию, физике, рисованию и др.).
Большое внимание в научных исследованиях уделяется политехническому образованию и его связи с трудовым обучением и воспитанием. В последнее время педагоги и психологи республики стали активнее заниматься вопросами профориентации учащихся.
Вопросы коммунистического воспитания учащихся, его организации и методов как в начале строительства новой, советской школы, так и в настоящее время привлекают особое внимание педагогов и ученых. Изучаются история и содержание работы пионерской и комсомольской организаций Литвы. Не остаются в стороне и проблемы отношения между школой и семьей, вопросы дошкольного воспитания.
Задачи социалистического строительства требовали многочисленных кадров специалистов. А между тем интеллигенция Литвы, и без того немногочисленная, понесла большие потери в годы оккупации. По некоторым отраслям число специалистов сократилось больше чем наполовину. Основную роль в создании новых кадров советской интеллигенции должна была сыграть высшая школа.
После изгнания оккупантов началось восстановление вузов Советской Литвы. Уже в октябре 1944 года начали работать Вильнюсский и Каунасский государственные университеты; возобновили работу и другие вузы. В 1944/45 учебном году в вузах Литвы занималось уже около 4 тыс. студентов.
Естественно, что в первые послевоенные годы вузам приходилось работать в очень трудных условиях, при недостатке учебной аппаратуры, пособий, оборудования. Ощущался острый недостаток в кадрах.
Постоянная забота ЦК КПСС и Советского правительства обеспечила высокие темпы развития высших учебных заведений. Если в буржуазной Литве был только один крупный вуз — Каунасский университет, то в советские годы был создан целый ряд крупных вузов. Совершенно преобразился при Советской власти Вильнюсский государственный университет. Теперь в нем 9 факультетов (физический, математико-механический, химический, естественный, медицинский, историко-филологический, экономический, юридический и общенаучный). В 1966/67 учебном году в университете учились 12 528 студентов. Каунасский университет был преобразован в два института: Каунасский политехнический институт, в котором (с его Вильнюсским, Клайпедским, Шяуляйским и Паневежским филиалами) в 1966/67 учебном году было 18 025 студентов, и Каунасский медицинский институт, в котором в том же году насчитывалось 2911 студентов. Преобразована сельскохозяйственная академия, число студентов ее выросло до 4895. Расширены ветеринарная академия, консерватория, вновь открыты Каунасский институт физической культуры и спорта, Шяуляйский педагогический институт.
Создана прочная материальная база вузов. Построено новое здание для Вильнюсского педагогического института, академический городок Литовской сельскохозяйственной академии, строится академический городок Каунасского политехнического института. Более 70% студентов стационара получают стипендии, большая часть студентов живет в общежитиях.
Для получения высшего образования без отрыва от производства в Советской Литве были организованы ранее здесь неизвестные заочное и вечернее обучение. Соответствующие отделения открыты во многих вузах.
За все годы буржуазной власти дипломы о высшем образовании получили около 3,9 тыс. человек. А за 1945—1966 гг. в Советской Литве подготовлено 57,4 тыс. специалистов с высшим образованием.
Подготовка десятков тысяч новых специалистов, стоящих на современном уровне достижений науки, естественно, потребовала упорного труда по перестройке всей учебно-воспитательной работы вузов, которая в первые послевоенные годы проходила в условиях острой классовой борьбы, преодоления буржуазной идеологии и отрицательных традиций старой школы.
Большая забота Коммунистической партии о развитии науки, создании условий для творческой деятельности ученых, для овладения ими марксистско-ленинской теорией положительно влияла на кадры старой интеллигенции, помогала ей критически пересмотреть свои идейные позиции и постепенно освободиться от груза буржуазной идеологии. Большинство профессоров и преподавателей, которые испытали на себе все ужасы гитлеровской оккупации, активно включились в работу по восстановлению вузов, стремились отдать свои знания делу строительства новой жизни.
Наряду со старыми учеными в вузы были приглашены опытные практики. Но основное пополнение шло за счет выпускников самих вузов. При ряде вузов была организована аспирантура. Большую помощь как в создании материальной базы, так и в подготовке научных кадров Советской Литве оказывали и оказывают братские республики. Литовские аспиранты поступают в целевую аспирантуру вузов Москвы, Ленинграда, Киева; ученые братских республик во многих случаях являются научными руководителями и консультантами при подготовке кандидатских и докторских диссертаций работниками вузов Литвы.
В 1945 году в вузах республики работали 570 преподавателей, а в 1966 году их было уже 3002 человека (из них 43 доктора и 845 кандидатов наук).
Большую работу, особенно в области идейно-политического воспитания, проводят вузовские партийные организации, которые растут за счет передовой части профессорско-преподавательского состава и студентов. В настоящее время более 85% студентов вузов составляют комсомольцы. Роль комсомола велика не только во внутренней жизни вузов. Комсомольские организации являются зачинателями общественного движения по оказанию помощи селу. Каждое лето они организуют студенческие трудовые лагеря, строят колхозам клубы, здания для общественного хозяйства, помогают на уборке урожая.
В пятилетнем плане на 1966—1970 гг. намечается дальнейшее развитие высшего образования. В 1970 году в вузах республики будут обучаться около 62 тыс. студентов. Будет расширена подготовка специалистов по энергетике, легкой промышленности, строительству, экономике, учителей по физике и математике и др. Начнется строительство академгородка для Вильнюсского университета и Вильнюсского филиала Каунасского политехнического института.
В результате осуществления ленинской национальной политики обучение в школах и других учебных заведениях проводится на родном языке учащихся. В 1965/66 учебном году 83% учащихся общеобразовательных школ обучались на литовском языке, 12% —на русском, 5 % — на польском. Родителям предоставлено право выбора языка обучения.
Большое внимание уделяется в школах и вузах изучению русского языка, который является средством общения между народами СССР. Знание русского языка позволяет овладеть богатствами культуры русского и других народов Советского Союза, помогает ознакомлению с достижениями мировой культуры, играет большую роль в деле патриотического и интернационального воспитания молодежи. В национальных школах русский язык преподается со II класса.
В школах и вузах республики широко распространена переписка учащихся и студентов с молодежью братских советских республик и стран социализма. В учебных заведениях частое явление — вечера дружбы народов, на которых встречаются представители разных национальностей, поются песни на разных языках, исполняются народные танцы. Литовские школьники и студенты — частые гости Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина и других городов. Студенческие ансамбли песни и танцев Вильнюсского университета, Каунасского политехнического института, Вильнюсского пединститута объездили с концертами многие советские республики, побывали не раз в братских странах социализма.
В последнее время происходят частые обмены делегациями между вильнюсскими студентами и студентами Эрфурта и Потсдама (ГДР). Не проходят ни одни каникулы, чтобы учащиеся и студенты Литвы, особенно интернациональный клуб Вильнюсского университета, не принимали гостей из братских республик и дружественных стран.
К началу 1941 года в республике насчитывалось только 21,2 тыс. специалистов (7,2 тыс. с высшим и 14 тыс. со средним специальным образованием), а в конце 1965 года количество квалифицированных специалистов выросло до 135 тыс. (55 тыс. с высшим и 80 тыс. со средним специальным образованием). Неуклонный рост образования, культурного уровня и политической сознательности населения является верным залогом дальнейших успехов литовского народа в строительстве коммунистического общества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.