Пятидесятилетие Великой Октябрьской социалистической революции Советский Азербайджан встречает грандиозными достижениями во всех областях коммунистического строительства. Бывшая отсталая царская окраина, Азербайджан благодаря победе Октября превратился в суверенную советскую социалистическую республику с первоклассной многоотраслевой промышленностью, механизированным сельским хозяйством, высокоразвитыми культурой, наукой и искусством.
До установления Советской власти народные массы, несмотря на огромные природные богатства Азербайджана и наличие многовековой самобытной культуры, жили в нищете и невежестве, не имели доступа к образованию.
Причинами этого были колониальная политика царизма и гнет местных феодалов и мусульманского духовенства.
Мектебы и медресе с преподаванием на арабском и фарсидском языках, сыгравшие в свое время некоторую роль в распространении грамотности, стали затем тормозом культурного развития и способны были лишь портить нравственность детей, «делать их низкими и подлыми». Молодежь, обучавшаяся в них, ничего не получала, кроме религиозного дурмана.
Колониальная политика царизма по отношению к народам окраин «состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их». Царизм преследовал всякое проявление национальной культуры и ограничивал развитие даже русских школ, так как они объективно играли прогрессивную роль.
Передовые люди Азербайджана рука об руку с прогрессивными деятелями России, Грузии и Армении выступали против реакционной школьной политики царизма, боролись за развитие просвещения и национальной культуры. Благотворное влияние оказывали на местную интеллигенцию революционно-демократические идеи прогрессивной русской общественности.
Движение за развитие просвещения и национальной культуры особенно широко развернулось под влиянием революции 1905—1907 гг. и деятельности большевистских организаций в Азербайджане. К 1914 году несколько расширилась сеть русских школ. Стали кое-где возникать школы на родном языке. Но по-прежнему лишь 10—12% детей-азербайджанцев обучались в начальных школах. О детских дошкольных учреждениях и о высшей школе не могло быть и речи. Более 90% населения Азербайджана оставалось неграмотным. На селе неграмотных было 97%, среди женщин — 99%.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широчайший простор для политического и экономического развития всех национальностей, для утверждения их государственного суверенитета и расцвета культуры.
Созданный в Баку 25 апреля 1918 года орган Советской власти — Бакинский Совнарком в составе выдающихся революционеров С. Г. Шаумяна (председатель), М. А. Азизбекова, А. Джапаридзе и др. иачал в чрезвычайно трудных условиях работу по перестройке экономики и культуры Азербайджана.
Но в начале августа 1918 года Азербайджан был оккупирован английскими, а затем турецкими войсками. Власть перешла в руки муссаватистских наймитов. В годы хозяйничания муссаватистов школьное образование, и без того развитое очень слабо, пришло полностью в упадок. Значительно сократились по сравнению с 1914 годом сеть школ и количество учащихся, началась насильственная клерикализация и османизация всей системы обучения.
28 апреля 1920 года азербайджанский народ под руководством Коммунистической партии Азербайджана, с помощью русского народа сверг буржуазно-помещичье муссаватистское правительство и основал Азербайджанскую Советскую социалистическую республику.
Одним из первых мероприятий Советской власти в Азербайджане было распространение просвещения среди трудящихся: борьба с неграмотностью, создание учебных заведений на родном языке. Эта работа проводилась в обстановке ожесточенной борьбы с националистическими элементами и реакционным духовенством, при отсутствии достаточно квалифицированных кадров, при крайне слабой материальной базе. Однако с помощью братских народов Советского Союза народное образование Азербайджана постепенно набирало силу и росло довольно быстрыми темпами.
Сразу после установления Советской власти было положено начало созданию государственной системы дошкольного воспитания.
Уже в начале двадцатых годов в Баку и в некоторых уездных центрах были организованы первые детские сады. Вскоре они появились и на селе. Со второй половины двадцатых годов, когда началась перестройка народного хозяйства республики, партия выдвинула задачу широкого вовлечения женщин в общественное производство. Это потребовало расширения сети дошкольных детских учреждений. Из года в год увеличивались бюджетные ассигнования на строительство и содержание детских садов и яслей, расширялась подготовка педагогических кадров.
В 1959 году в республике было 1024 дошкольных учреждения, а в 1965 году их стало 1260 с числом воспитанников свыше 89 тыс. Число воспитателей за тот же период возросло с 2115 до 4373.
В 1960 году были созданы первые комплексные учреждения — детский сад-ясли. В 1966 году их насчитывалось уже 342 с контингентом 33 тыс. ребят. Для детей с туберкулезной интоксикацией имеется 7 санаторных детских садов.
К 1970 году намечается удвоить контингент воспитанников детских садов и садов-яслей. Это позволит в основном удовлетворить потребность городского населения в дошкольных учреждениях и значительно улучшить обслуживание ими сельского населения.
Развитие сети дошкольных учреждений сопровождается постоянным повышением качества воспитательной работы с детьми. Педагогические коллективы детских садов накапливают опыт, совершенствуют свое педагогическое мастерство, содержание и методы работы. Улучшается методическое руководство дошкольными учреждениями. Традиционными стали в республике общественные смотры детских учреждений, проводятся научно-практические конференции, семинары, совещания. Методическое руководство работой дошкольных учреждений осуществляет республиканский методический кабинет по дошкольному воспитанию, а на местах — методисты районных отделов народного образования.
В дошкольных учреждениях серьезное внимание уделяется развитию речи детей, ознакомлению их с природой, с окружающей жизнью, с трудом взрослых, физическому, эстетическому и нравственному воспитанию, выработке у них гигиенических и культурных навыков.
Несколько лучших детских садов Азербайджана представлены на Выставке достижений народного хозяйства. Детский сад № 22 Баку (заведующая Р. И. Кафарова) награжден дипломом II степени ВДНХ, а детский сад № 1 Кировобада (заведующая Ф. Мухтарова) отмечен серебряной медалью.
Главное внимание органов просвещения с первого дня их организации было сосредоточено на создании и развитии сети общеобразовательных школ и вовлечении в них детей трудящихся.
В декрете правительства Азербайджанской ССР о создании новой школы говорилось: «Отныне тип старой уродливой школы — как средней, так и низшей — будет заменен политехнической... преподавание будет вестись на родном языке, и обучение будет по возможности совместным... Отменяется всякая плата за обучение».
В решении сложнейших задач развития школьного образования Советский Азербайджан нуждался в повседневной помощи и опыте. Глава Советского правительства Азербайджана Н. Нариманов в 1920 году, обращаясь к учителям, подчеркивал, что с установлением нового, советского строя «и школа должна обновиться, и приемы обучения и воспитания должны быть новыми, в чем учителям поможет опыт Советской России за три года ее существования».
Коммунистическая партия Азербайджана и правительство республики заботились не только о расширении сети школ, об увеличении контингента учащихся, о вовлечении в школы девочек-азербайджанок. Много внимания уделялось совершенствованию системы обучения и воспитания подрастающих поколений. В отчетном докладе на VI съезде Компартии Азербайджана секретарь ЦК Компартии Азербайджана, выдающийся деятель партии С. М. Киров говорил: «Нам нужно будет в дальнейшем нажать на качественные стороны школьной работы, надо сделать так, чтобы наши школы действительно были бы школами, чтобы наш учитель был действительно человеком просвещения». Несмотря на большие трудности первых лет становления молодой Советской республики, в Азербайджане было много сделано по укреплению материальной базы школ, созданию новых программ и учебников, подготовке учителей.
Уже в первой половине двадцатых годов была создана широкая сеть школ I и II ступени на родном языке. Школа стала играть важную роль в культурной жизни республики.
В связи с перестройкой народного хозяйства на социалистических началах была начата с 1927/28 учебного года подготовка к введению всеобщего обязательного начального обучения. Практически к решению этой задачи в соответствии с директивами XVI съезда ВКП(б) республика приступила с 1930 года. Введение начального всеобуча было завершено в 1934 году.
Во второй половине тридцатых годов интенсивно развивалось семилетнее обучение, росла сеть средних школ, увеличился контингент учащихся.
В 1940/41 учебном году в Азербайджане насчитывалось 3575 общеобразовательных школ против 2067 в 1930/31 учебном году. Из них 1240 было семилетних школ и 654 — средних. Контингент учащихся возрос до 655 тыс. против 276,7 тыс. в 1930/31 учебном году.
Одним из наиболее сложных вопросов осуществления всеобуча в этот период было вовлечение в школы девочек-азербайджанок. В результате завершения всеобщего начального обучения процент девочек в начальной школе достиг в 1939/40 учебном году 46,7 против 33,9% в 1930/31 учебном году, в V—VII классах девочки составляли 39,3%. В старших классах девушек по-прежнему было немного.
На основе постановлений ЦК ВКП(б) и Советского правительства о школе, принятых в период с 1930 по 1936 год, была проведена большая работа по улучшению качества обучения, методов преподавания и воспитания, укрепился режим школы. К концу тридцатых годов средние школы обеспечивали уже довольно высокое качество общеобразовательной подготовки молодежи и в основном удовлетворяли требованиям высших учебных заведений.
В годы Великой Отечественной войны сеть школ сократилась, увеличился отсев учащихся, обострилась нужда в квалифицированных педагогических кадрах, несколько снизился уровень преподавания. Но и в эти суровые годы школа продолжала успешно работать. Она накопила богатый опыт организации общественно полезного труда учащихся, их идейно-политического воспитания.
В послевоенный период школьное образование в республике вступило в новый этап своего развития. К 1951/52 учебному году была значительно расширена сеть школ, число учащихся достигло довоенного уровня, повсеместно было осуществлено всеобщее обязательное семилетнее обучение. Большое внимание уделялось введению всеобщего среднего образования в крупных городах, повышению качества знаний учащихся и их идейно-политического воспитания.
Серьезным недостатком школьного образования продолжала оставаться некоторая его односторонность. Вооружая учащихся знаниями основ наук, школа мало заботилась о подготовке их к трудовой деятельности.
Принятый в марте 1959 года на основе закона Верховного Совета СССР закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Азербайджанской ССР» сыграл важную роль в устранении этого недостатка. За годы семилетки были достигнуты значительные успехи в деле укрепления связи школы с жизнью, преодоления вербализма в обучении, подготовки учащихся к труду в сфере материального производства.
В 1962 году в республике на основе закона был успешно завершен переход от семилетнего к обязательному восьмилетнему обучению, что обеспечило дальнейшее повышение культурного уровня населения.
Верховный Совет Азербайджанской ССР в постановлении от 28 апреля 1965 года отметил, что «осуществление в республике всеобщего обязательного восьмилетнего обучения детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет является большим вкладом в дело претворения в жизнь ленинских идей всеобщности народного образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения, важным условием дальнейшего подъема культуры народа».
В 1966/67 учебном году в республике работало 4260 школ против 3682 в 1958 году, из них 1918 восьмилетних и 834 средних. Особенно быстрыми темпами развивалось школьное образование на селе. Ныне нет такого уголка в республике, где колхозники или рабочие совхозов не могли бы дать своим детям среднего образования.
Значительные успехи достигнуты в отношении вовлечения в школы девочек-азербайджанок. В 1965 году девочки составили 47,4% общего числа учащихся против 45,7% в 1958 году, на селе соответственно 47,1% против 43,4%.
Созданы 64 школы-интерната с контингентом воспитанников 25,6 тыс. В 33 школах и 2281 группе с продленным днем обучалось 71 тыс. детей. Имеется 19 школ для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. В них обучается 1833 школьника.
Широким фронтом развивается народное образование в Нахичеванской АССР и в Нагорно-Карабахской автономной области. Здесь осуществлен восьмилетний всеобуч, успешно развивается среднее образование, создана сеть школ-интернатов, школ и групп с продленным днем. Значительно вырос культурный уровень населения автономной республики и автономной области. Равные успехи в области просвещения достигнуты всеми национальностями, проживающими в Азербайджане. Обучение в школах ведется на четырех языках — азербайджанском, русском, армянском и грузинском. Выбирают язык обучения сами учащиеся и их родители.
В сотнях школ создана хорошая учебно-материальная база, сложились творческие педагогические коллективы, налажен обмен передовым педагогическим опытом.
В республике растет число школ и учителей, обеспечивающих высокие показатели учебно-воспитательной работы.
Ордена Трудового Красного Знамени 190-я средняя школа Баку (директор — заслуженная учительница Азербайджанской ССР С. Тагиева) вооружает своих питомцев глубокими и прочными знаниями. Сотни воспитанников этой школы стали ныне инженерами, педагогами, врачами, агрономами. В педагогическом коллективе этой школы творчески трудятся заслуженные учителя С. Мамед-заде, З. Самедов, Г. Гусейнов, учителя М. Саламов, И. Рачинская и многие другие.
Больших успехов достигла школа в селе Исмаиллы. Она дает своим воспитанникам глубокие и прочные знания по основам наук и успешно готовит их к жизни, к сельскохозяйственному труду в горных условиях Азербайджана. Многие ее выпускники трудятся в сельском хозяйстве. Два Героя Социалистического Труда — Сарван Салманов и Аслан Османов — воспитанники этой школы. Учащиеся ведут опытническую работу на полях колхоза. За 3 года они вырастили 1800 фруктовых деревьев и 10 тыс. тутовых саженцев. Много лет этой школой руководил заслуженный учитель, кандидат педагогических наук Исраил Гасанов, ныне заведующий районе
За последние годы в школах республики заметно повысилась успеваемость учащихся. По данным 1965/66 учебного года из каждых 100 учащихся успевали 95. Из года в год растет число школ и учителей, работающих без второгодников. Многие педагогические коллективы настойчиво трудятся над повышением качества обучения: развивают познавательную активность учащихся, применяют разнообразные методы обучения. В старших классах большинства средних школ введена кабинетная система. С 1963/64 учебного года проводятся переводные экзамены (начиная с IV класса).
Повышению успеваемости и развитию способностей учащихся способствует внеклассная работа. Ежегодно в республике проводятся олимпиады юных математиков, физиков, химиков. Много внимания уделяется внеклассному чтению. Типичным для многих школ республики является опыт Гадрутской средней школы Нагорно-Карабахской автономной области (директор Г. Балаян). В этой школе созданы кружки художественной самодеятельности, юных математиков, юных химиков, юных натуралистов, литературный, спортивный, географический, «умелые руки» и др.
Большую работу с пионерами и школьниками проводят внешкольные детские учреждения республики: 2 дворца пионеров, 81 дом пионеров, 6 станций юных техников, детская экскурсионно-туристская станция, детские спортивные школы и др. Сотни тысяч детей посещают эти учреждения. Только экскурсионно-туристская станция ежегодно обслуживает свыше 70 тыс. школьников. Бакинский Дворец пионеров имени Ю. А. Гагарина, недавно отметивший свое тридцатилетие, известен далеко за пределами республики. Сотни его воспитанников стали инженерами, художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами.
Большую воспитательную работу проводят в школе комсомольские и пионерские организации. В 1966 году в школах республики было 1865 первичных комсомольских организаций, объединявших 166,6 тыс. комсомольцев. В 3400 пионерских дружинах насчитывалось 477,6 тыс. пионеров. По инициативе комсомольских и пионер-ких организаций в школах созданы сотни музеев В. И. Ленина, клубов интернациональной дружбы, клубов любителей искусств, науки и техники. В Баку недавно возник молодежный клуб революционной и трудовой славы. Им руководит проф. Пуста Ханым Азизбекова, внучка одного из 26 бакинских комиссаров — Мешади Азизбекова.
Школы республики достигли определенных успехов в трудовом воспитании молодежи, в привлечении школьников к активному участию в общественно полезном труде. Трудовое воспитание осуществляется в школьных мастерских, в работе учащихся на предприятиях, в ученических производственных бригадах, которых в совхозах и колхозах насчитывается 1050. В них трудятся около 50 тыс. школьников.
В республике непрерывно расширяется учебно-материальная база школ. В 1965 году школы имели 674 600 ученических мест против 396 490 в 1958 году.
В связи с быстрым ростом сети школ и контингентов учащихся росли и педагогические кадры. В школах республики в 1966/67 учебном году работали 62 тыс. учителей против 42,6 тыс. в 1958 году, 23,2 тыс. в 1940 году и 2,6 тыс. в 1914 году. В 1965 году 45,1% учителей имели высшее образование.
Повышение квалификации и методическую работу с учителями проводят 4 института усовершенствования учителей, 73 педагогических кабинета при районо, 2 методических кабинета Управления школ Министерства просвещения.
Учителя республики проявляют большой интерес к педагогической науке. Некоторые из них защитили диссертации на степень кандидата педагогических наук. Учителя на научно-практических конференциях и «Педагогических чтениях» рассказывают о своем опыте, выступают в печати. 900 учителей республики удостоены почетного звания «Заслуженный учитель школы Азербайджанской ССР», свыше 6240 награждены орденами и медалями СССР, более 1000 — Почетной грамотой Верховного Совета Азербайджанской ССР, свыше 1550 — значком «Отличник народного просвещения», 7 учителей избраны депутатами Верховного Совета Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР, 3346 человек — депутаты местных Советов.
Перспективы дальнейшего развития школьного образования определены директивами XXIII съезда КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». С 1966 года в республике осуществляется переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 году в девятые классы средних школ будут поступать 80% выпускников восьмых классов. Остальные пойдут в средние специальные учебные заведения и в профтехучилища с последующим завершением среднего образования в вечерних школах. Общее число учащихся достигнет 1 350 тыс. В IX—X классах будут учиться 150 тыс. против 105 тыс. в 1965 году.
Введение всеобщего среднего образования будет сопровождаться проведением мер по дальнейшему улучшению качества учебно-воспитательной работы, повышению идейно-политического уровня преподавания основ наук, общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки молодежи.
Советская власть в Азербайджане с первых дней своего существования широко развернула политико-просветительную работу среди взрослого населения. Создавались клубы и избы-читальни. Распространялись газеты, журналы, книги. Трудящиеся привлекались к активной общественной работе. В качестве важнейшей политической задачи встал вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности.
Используя опыт Российской Федерации, правительство Азербайджана приняло решение об обучении грамоте взрослого населения в возрасте от 16 до 50 лет. Бюджетом республики ежегодно на эти цели предусматривались крупные суммы. Была создана специальная инспектура. Проводилась большая разъяснительная работа с целью вовлечения взрослого населения в школы ликвидации неграмотности и малограмотности.
В 1922 году азербайджанская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. Это несколько упростило задачи обучения грамоте взрослого населения.
В декабре 1925 года было организовано общество «Долой неграмотность». Активное участие в ликвидации неграмотности принимали профсоюзы.
В соответствии с принятым в мае 1929 года постановлением ЦК ВКП(б) «О работе по ликвидации неграмотности» была намечена широкая программа борьбы партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций за всеобщую грамотность населения. Начался массовый культпоход, привлекший к активной работе по ликвидации неграмотности десятки тысяч людей.
Ежегодно на пунктах ликбеза, в школах грамоты и для малограмотных обучалось от 300 до 500 тыс. человек. Школы грамоты с десятимесячным курсом обучения давали знания в объеме двух классов начальной школы. В школах для малограмотных обучение проводилось в объеме полного курса начальной школы. В 1939 году по воле народа азербайджанская письменность была переведена с латинской графики на русскую, что еще больше облегчило процесс обучения грамоте.
К началу сороковых годов в основном была завершена ликвидация неграмотности среди взрослого населения.
В первой половине сороковых годов начала складываться система образования взрослых, существующая до настоящего времени. В соответствии с постановлениями правительства СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» и «Об организации вечерних школ сельской молодежи» возникли вечерние школы рабочей и сельской молодежи. Они ставили своей задачей обучение работающей молодежи без отрыва от производства в объеме семилетней и средней школы. Число вечерних (сменных) и заочных школ рабочей и сельской молодежи увеличилось с 529 в 1958 году до 1385 в 1966 году. Контингент учащихся в них вырос соответственно с 48,2 тыс. до 109 тыс., или более чем в 2 раза.
В новой пятилетке предусмотрено дальнейшее развитие образования взрослых. Контингент учащихся вечерних (сменных) и заочных школ достигнет в 1970 году 128 тыс. Предстоит значительно повысить уровень учебно-воспитательной работы этих школ и успеваемость учащихся.
Особое место в системе народного образования республики принадлежит профессионально-техническим учебным заведениям. Они призваны готовить квалифицированные кадры для промышленности, строительства и сельского хозяйства. В конце 1921 года в Азербайджане была открыта первая школа ФЗУ при Бакинском механическом заводе. С начала тридцатых годов, в связи с социалистической перестройкой народного хозяйства, сеть этих школ росла быстрыми темпами. Были организованы также профшколы и проф-курсы.
В 1940 году в республике начала складываться система трудовых резервов. Были созданы 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. В дальнейшем в состав системы трудовых резервов переданы школы механизации сельского хозяйства. В 1958 году в соответствии с законом о школе все учебные заведения трудовых резервов были преобразованы в городские или сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В эти училища стали принимать молодежь преимущественно с восьмилетним образованием.
Ныне в Азербайджане работают 50 городских и 10 сельских профессионально-технических училищ. В них обучается 24 951 человек. При крупных промышленных предприятиях Баку, Сумгаита, Кировобада создаются технические училища со сроком обучения от одного до двух лет, где выпускники средних школ получают квалификацию по профессиям, связанным с освоением новой, сложной техники.
После установления Советской власти в республике с особой остротой встала проблема подготовки национальной интеллигенции, кадров специалистов для различных областей народного хозяйства и культуры. Задача эта была куда более сложной, чем создание начальной и средней общеобразовательной школы. В республике было мало кадров, способных работать в высшей и средней специальной школе. Слаба была учебно-материальная база, на которой можно было создать такие учебные заведения. Трудности возникали и с набором учащихся, особенно из числа молодежи коренных национальностей. Все эти трудности были преодолены. В 1920 году в республике было организовано 6 техникумов, а в 1927—1928 гг. их стало уже 37 (педагогические, сельскохозяйственные, технические, транспортные, художественные и т. д.). Очень быстрыми темпами росла сеть этих учебных заведений в начале тридцатых годов, чему способствовала реорганизация вторых концентров школ II ступени в отраслевые техникумы. Сеть средних специальных учебных заведений в дальнейшем то несколько расширялась (в тридцатых годах), то сокращалась (в период войны), но контингент учащихся в них неизменно возрастал.
Основы системы высшего образования в Азербайджане были заложены в двадцатых годах. Быстро рос и развивался в это время Азербайджанский государственный университет, основанный в 1919 году. В январе 1921 года был открыт Азербайджанский политехнический институт, ставший крупным центром подготовки инженерных кадров. В ноябре 1921 года основан Азербайджанский государственный педагогический институт. В 1921 году открыта Азербайджанская государственная консерватория. В этих высших учебных заведениях в 1927/28 учебном году учился 5351 студент. Постепенно росли педагогические кадры, укреплялась учебно-материальная база вузов.
Большая работа была проведена по привлечению к учебе в вузах детей рабочих и крестьян. В решении этой задачи большую роль сыграл учрежденный в 1920 году рабочий факультет при Азербайджанском государственном университете.
Во всех вузах, кроме педагогического, из-за отсутствия специалистов, знающих азербайджанский язык, преподавание велось на русском языке. Задачей первостепенной важности стало открытие в вузах секторов с азербайджанским языком преподавания, вовлечение в высшие учебные заведения азербайджанской молодежи, не владеющей русским языком.
В создании и развитии высшего образования в Азербайджане большую роль сыграли русские ученые, такие, как ныне член-корреспондент АН СССР и академик АН Азербайджанской ССР профессор А. О. Маковельский, профессора А. Д. Гуляев, А. М. Амосов, В. С. Елпатьевский, В. И. Тихомиров п другие. Под их руководством выросли первые молодые азербайджанские ученые, ставшие затем профессорами: М. Эфендиев, С. Гусейнов, Ф. Рзабейли и другие. С их помощью постепенно расширялся азербайджанский сектор в высших учебных заведениях, ставший с тридцатых годов преобладающим.
Потребность в кадрах с высшим образованием постоянно возрастала, соответственно расширялась и сеть вузов. В 1930 году Азербайджанский государственный университет был реорганизован в несколько отраслевых вузов. На базе медицинского факультета возник Азербайджанский медицинский институт имени Н. Нариманова, ставший одним из крупных вузов страны; на базе педагогического факультета создан Азербайджанский педагогический институт имени В. И. Ленина; на базе юридического факультета — институт советского строительства и права, впоследствии реорганизованный в социально-экономический институт. Из Политехнического института в 1929 году выделился Азербайджанский сельскохозяйственный институт. Политехнический же институт в 1930 году был преобразован в Азербайджанский институт нефти (ныне Азербайджанский краснознаменный институт нефти и химии имени А. Азизбекова).
В 1934 году вновь был открыт Азербайджанский государственный университет, которому присвоено имя С. М. Кирова. Университет располагает богатой учебно-материальной базой, имеет несколько факультетов, в нем работают крупнейшие ученые республики. В 1950 году снова учрежден Политехнический институт.
Среднее специальное и высшее образование получило дальнейшее развитие в годы семилетки. Увеличился ежегодный прием учащихся. В 1966 году в 78 средних специальных учебных заведениях обучалось 65,0 тыс. учащихся против 26,3 тыс. в 1958 году и 17,4 тыс. в 1940 году.
Средние специальные учебные заведения республики в 1966 году закончили 12 081 учащийся против 4138 в 1940 году.
Возросло число специальностей, по которым ведется подготовка в вузах республики. Если в 1960 году кадры высшей квалификации готовились по 81 специальности, то ныне вузы Азербайджана готовят кадры по 120 специальностям. Кроме того, из Азербайджана молодежь ежегодно направляется в вузы Москвы, Ленинграда и других городов для подготовки по тем специальностям, по которым не готовят вузы республики.
В настоящее время в Азербайджане работают 12 крупных вузов, в них обучалось в 1966 году 78,3 тыс. студентов против 14,6 тыс. в 1940 году. По сравнению с 1958 годом число студентов увеличилось в 2 раза, а по сравнению с 1940 годом — в 5,3 раза.
В вузах республики учится молодежь из братских республик и более чем из 20 зарубежных стран.
В 1966/67 учебном году в высших учебных заведениях Азербайджана работали 3980 преподавателей, из них 147 докторов наук и профессоров, 1244 кандидата наук. При большинстве вузов создана аспирантура.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966) определены пути дальнейшего укрепления и расширения вузов в соответствии с задачами строительства коммунизма, повышения научно-практического и идейного уровня подготовки специалистов, совершенствования программ и учебников, систематического повышения научной квалификации преподавателей, укрепления учебно-материальной базы высшей школы.
В новой пятилетке (1966—1970) высшее и среднее специальное образование в Азербайджане получит дальнейшее развитие. В 1970 году в республике будет 90 тыс. студентов высших учебных заведений и 60 тыс. учащихся в средних специальных учебных заведениях.
За годы Советской власти в Азербайджане осуществлена подлинная культурная революция. Число учащихся во всех учебных заведениях, включая профессионально-технические училища, в 1966 году составило 1400 тыс. Это значит, что в республике учится каждый третий человек. По сравнению с 1914 годом количество учащихся выросло более чем в 17 раз, число учащихся-азербайджанцев — более чем в 30 раз, а число девушек-азербайджанок — более чем в 170 раз. Если в 1914 году на каждую 1000 человек населения во всех учебных заведениях Азербайджана обучался 31 человек, то в 1965 — 277. По уровню образования населения Советский Азербайджан оставил позади всех своих зарубежных соседей и опередил некоторые развитые капиталистические страны Европы.
Ассигнования на просвещение, включая науку и культурно-просветительную работу, составили в 1965 году 256,7 млн. руб., или 26% всего бюджета. В 1965 году на культурные нужды на одного жителя израсходовано 56,7 руб. против 63 коп. в 1914 году.
Социалистический строй предоставил всем право на образование, гарантировал его бесплатностью обучения во всех типах школ, системой государственных стипендий в вузах и техникумах, обеспечением студентов общежитиями, оказанием помощи нуждающимся учащимся общеобразовательных школ (фонды всеобуча, школы-интернаты, школы и группы продленного дня).
За годы Советской власти Азербайджан стал республикой сплошной грамотности. По данным переписи 1959 года, на каждую 1000 человек населения 251 человек имеет среднее или неполное среднее, а 21 — высшее образование. В 1965 году было 202,5 тыс. специалистов, занятых в народном хозяйстве. Из них 94,4 тыс. имели высшее и 108,1 тыс. среднее образование. Успешно решены проблемы подготовки национальных кадров и вовлечения женщин в активную общественную деятельность. Нет в республике такой отрасли хозяйства и культуры, где не работали бы женщины. Около 40% специалистов высшей и средней квалификации, занятых в народном хозяйстве, составляют женщины. В здравоохранении их 78%, на предприятиях общественного питания — 54%, в школах и других детских учреждениях — 52 %.
Бурный рост народного образования способствовал невиданному расцвету науки и культуры, литературы и искусства. В 1945 году в республике создана Академия наук с многочисленными научно-исследовательскими институтами. По данным 1966 года, число научных учреждений в Азербайджане — 126 против 60 в 1941 году. Число научных работников (включая профессорско-преподавательский состав вузов) возросло до 12 350 против 5611 человек в 1959 году. 329 из них имеют ученую степень доктора наук, 2999 — кандидата наук. Созданы творческие союзы писателей, композиторов, художников. Растет сеть культурно-просветительных учреждений. В 1965 году работало 2413 массовых библиотек с фондом в 18,5 млн. книг.
Клубных учреждений в республике 1421, музеев — 24, театров — 9, киноустановок — 1719. В 1965 году было издано 1478 книг тиражом 11013 тыс. экз. Издаются 102 журнала общим тиражом 7 597 тыс. экз. и 82 газеты общим тиражом 1071 тыс. экз.
Все это ярко свидетельствует о колоссальном размахе культурной революции в Азербайджане, о торжестве ленинской национальной политики.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.