Великое пятидесятилетие грузинский народ вместе со всем советским народом встречает огромными успехами во всех отраслях народного хозяйства и культуры. Благодаря мудрой ленинской национальной политике трудящиеся Грузии за годы Советской власти под руководством Коммунистической партии превратили отсталую аграрную окраину царской России в республику передовой индустрии, крупного социалистического сельского хозяйства, высокоразвитой культуры. Значительные успехи достигнуты и в области народного образования. В 1965/66 учебном году в общеобразовательных школах всех типов обучалось 938 тыс. человек, в 92 средних специальных учебных заведениях — 43 тыс., в 18 вузах — свыше 81 тыс. человек. По данным всесоюзной переписи населения, в 1959 году на каждую 1000 человек населения республики приходилось 315 человек со средним (полным и неполным) образованием и 38 человек с высшим образованием.
Грузия — страна древней культуры. Однако до установления Советской власти большинство населения республики было лишено возможности получить даже начальное образование. Средние школы обслуживали главным образом детей господствующих классов. Высшее образование было представлено только Высшими женскими курсами в Тбилиси. Сотни тысяч взрослых не знали грамоты.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции вызвала мощный подъем революционного движения в Грузии. Но грузинские меньшевики всячески срывали переход власти к Советам.
Реакционная политика меньшевистского правительства, просуществовавшего с 1918 по 1921 год, привела в полный упадок народное хозяйство и культуру. В тяжелом положении оказалось народное образование. Учителя, лишенные элементарных условий жизни и работы, бросали школы, учащиеся переставали их посещать.
Лишь после установления Советской власти (февраль 1921 года) начался бурный рост экономики и культуры. Быстрыми темпами стало развиваться народное образование. Если на 1000 человек населения Грузии в 1920/21 учебном году приходилось 77 учащихся общеобразовательных школ, то уже в 1924/25 учебном году — 102.
Была создана государственная система дошкольного воспитания. В меньшевистской Грузии имелось всего 5 частных детских садов, а к 1930 году насчитывалось уже 134 государственных детских сада.
Борьба с детской беспризорностью из частной благотворительности превратилась в дело государственное. В 1921 году было открыто 3 детских дома, а к 1930 году число их достигло 30.
Большая работа развернулась по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. За 10 лет существования Советской власти грамоте обучилось до 500 тыс. человек. К 1930 году была решена одна из важнейших задач культурной революции — по всей Грузии стало осуществляться всеобщее обязательное начальное обучение.
На новых основах строилось низшее и среднее профессиональное образование. В 1921 году в Грузии было всего 8 техникумов с 959 учащимися. К 1930 году их число увеличилось до 58, а учащихся — до 11 169. Уже в 1925 году число учащихся средних профессиональных учебных заведений на 1000 человек населения составило 5 человек, против 1,3 в 1914 году. К 1930 году была создана довольно широкая сеть техникумов по всем основным отраслям народного хозяйства (индустриальные, сельскохозяйственные, торгово-экономические, медицинские, художественные).
После установления Советской власти широким слоям трудового населения Грузии стало доступно и высшее образование. Первое высшее учебное заведение — Тбилисский государственный университет стал центром научной работы и кузницей кадров высшей квалификации. К 1932 году в республике работало 19 высших учебных заведений, в которых обучалось до 15 тыс. студентов.
С первых дней Советской власти в Грузии остро встала проблема так называемой коренизации школ, означавшей переход к обучению на национальном языке—грузинском, армянском, азербайджанском, абхазском, осетинском. Сложный процесс коренизации закончился к началу тридцатых годов.
Период 1921 — 1930 гг. имел решающее значение в строительстве советской школы в Грузинской ССР. Была создана подлинно демократическая общеобразовательная школа, отвечающая интересам широких народных масс. Создание единой школы, осуществление совместного обучения, светскости всей системы образования, систематическая плановая работа по созданию и расширению сети школ в автономных республиках, многонациональных районах и в горных селах, наиболее отсталых до революции, открыли детям трудящихся Грузии широкий путь к образованию.
С 1931 года до начала Отечественной войны в Грузинской ССР были решены важнейшие задачи культурной революции: почти полностью закончена ликвидация неграмотности среди взрослого населения; создана база для дальнейшего развития дошкольного воспитания; осуществлено обязательное начальное обучение и созданы условия для осуществления обязательного семилетнего обучения; возросла сеть общеобразовательных средних школ; широко развернулась сеть учреждений по образованию взрослых; в соответствии с задачами социалистического строительства было упорядочено дело подготовки специалистов средней и высшей квалификации; возросла сеть техникумов и высших учебных заведений. Были осуществлены важнейшие мероприятия по повышению уровня коммунистического воспитания и образования молодежи. В результате улучшения учебных планов и программ, создания стабильных учебников, внедрения в обучение более активных методов преподавания, укрепления школьного режима и дисциплины, повышения роли учителя школа стала успешно справляться с задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
В 1940/41 учебном году в Грузии было свыше 4,5 тыс. дневных общеобразовательных школ, в том числе 2042 средних и семилетних. В них обучалось 743 тыс. учащихся. К концу тридцатых годов республика располагала широкой сетью высших учебных заведений. Перед Великой Отечественной войной в 21 высшем учебном заведении училось до 29 тыс. студентов. Учебные заведения Грузии с 1928 по 1939 год подготовили около 24 тыс. специалистов с высшим образованием. Подготовку национальных кадров учителей осуществляли 8 педагогических институтов и 52 педагогических училища. Развивалась сеть средних специальных учебных заведений. К 1940 году число их увеличилось до 192, а контингент учащихся — до 26,1 тыс. человек.
Отечественная война 1941 —1945 гг. тяжело отразилась на народном образовании. В действующую армию было призвано до 7000 преподавателей. Школьные помещения, особенно в городах и курортных местностях, были заняты под госпитали. Значительное количество учащихся старших классов, преимущественно в сельской местности, оставили школу и пошли работать на предприятия, в колхозы и совхозы. Однако органам народного образования и учительству республики удалось сохранить основную массу учащихся в школе.
По окончании войны развернулась работа по восстановлению и дальнейшему развитию сети школ, укреплению их материальной базы, комплектованию школ квалифицированными кадрами. В первую послевоенную пятилетку сеть школ была полностью восстановлена, подготовка кадров вошла в нормальную колею, наладилось дело обеспечения школ, техникумов и высших учебных заведений учебниками, учебными пособиями и оборудованием.
В последующие годы все звенья системы народного образования получили дальнейшее развитие.
Быстрыми темпами развивалось дошкольное воспитание. В 1967 году в Грузинской ССР насчитывалось до 1500 дошкольных учреждений всех типов, в которых воспитывалось свыше 100 тыс. детей. Кроме детских садов и яслей-садов, в которых воспитательная работа ведется на грузинском языке, имеется большое количество дошкольных учреждений для детей русских, армян, азербайджанцев, абхазцев и осетин. Активное участие в создании яслей и детских садов принимают промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Несмотря на быстрый рост дошкольных учреждений, они все еще не обеспечивают растущие потребности населения, особенно в городах. По плану развития народного хозяйства Грузинской ССР на 1966—1970 гг. сеть дошкольных учреждений и контингент воспитанников в них к 1970 году по сравнению с 1965 должны быть увеличены в два с лишним раза.
Большое внимание уделяется оздоровительным мероприятиям. На курорты Грузии — Боржоми, Кобулети, Сухуми, Гагра, Манглиси, Бахмаро, Коджори, Кикети и др. — летом выезжают десятки тысяч малышей. Летние детские площадки организуются в колхозах и совхозах. Расширяется сеть дошкольных учреждений санаторного типа для детей с ослабленным здоровьем. Постоянно совершенствуется дело подготовки воспитателей дошкольных детских учреждений. Большинство из них имеют высшее или среднее педагогическое образование. Для них проводятся семинары, издается специальная методическая литература.
Для детей дошкольного возраста в большом количестве выпускаются книги. Создан богатый репертуар грузинской детской песенной и танцевальной музыки.
ЦК КП Грузии и правительство принимают все меры к тому, чтобы все городское и сельское население республики в ближайшее время получило возможность воспитывать детей в дошкольных учреждениях.
С 1959 года в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Грузинской ССР» проводился ряд крупных мероприятий — пересмотрены и усовершенствованы учебные планы школ, программы и учебники. Во всех классах усилена трудовая политехническая подготовка. В учебные планы старших классов включены общетехнические предметы, выделено время на производственное обучение. На многих фабриках и заводах для учащихся старших классов общеобразовательных школ были оборудованы классы для теоретических занятий и оснащенные современной техникой учебно-производственные участки для практики. В небольших городах и поселках созданы школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские. Для сельских школ колхозами и совхозами выделены опытные участки (чайные и цитрусовые плантации, виноградники, фруктовые сады). Школы укомплектованы кадрами преподавателей труда и производственного обучения, организованы курсы и семинары для повышения их педагогической квалификации.
В 1962/63 учебном году был полностью завершен переход от всеобщего обязательного семилетнего на всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. При восьмилетних школах в горных районах созданы интернаты. В 1966/67 учебном году в 230 интернатах проживало около 8 тыс. детей. Особенно быстро растет число учащихся V—VIII, IX—X классов.
В 1960/61 учебном году в Грузинской ССР насчитывалось 4293 школы (без школ для детей с дефектами умственного и физического развития), в том числе начальных — 1991, восьмилетних—1215, средних — 1087; в первых четырех классах обучалось 362,2 тыс. учащихся, в V—VIII классах — 257,4 тыс. и в IX—XI классах — 46,7 тыс. учащихся.
В 1966/67 учебном году работало 4296 школ, в том числе начальных — 1773, восьмилетних — 1247, средних — 1265 с общим числом учащихся 928 тыс., из них в I—IV классах — 407,5 тыс., в V— VIII классах — 355,8 тыс. и в IX—X классах — 108,0 тыс. учащихся. Уменьшение числа школ произошло в связи с ликвидацией карликовых начальных школ и переводом учащихся в школы-интернаты.
Грузия — многонациональная республика. В 1965/66 учебном году грузинских школ было 2959, русских — 287, армянских — 242, азербайджанских — 162, абхазских — 39, осетинских — 194, смешанных — 372.
В системе общего образования значительное место занимают школы-интернаты. Планомерный рост сети школ-интернатов начался с 1956/57 учебного года. Тогда было открыто 5 школ-интернатов с контингентом учащихся 1058 человек. В 1966/67 учебном году в 69 школах-интернатах воспитывалось около 23 тыс. детей. 28 школ-интернатов расположены в сельской местности. Обучение в школах-интернатах ведется, кроме грузинского, на русском, армянском, азербайджанском, осетинском и абхазском языках.
При планировании сети школ-интернатов учитывались задачи осуществления восьмилетнего всеобуча. Многие школы открывались в горных районах, где невозможно повсеместно создать обычные восьмилетние школы. В целях дальнейшего улучшения обслуживания населения школами намечается открытие школ-интернатов в Сванетии и некоторых других высокогорных районах. К 1970/71 учебному году в республике будет 71 школа-интернат с контингентом учащихся 24 500 человек.
Для детей, оставшихся без родителей, в республике в 1966 году имелось 36 детских домов, в которых воспитывалось свыше 4 тыс. детей. Большую роль детские дома сыграли в годы войны. В них воспитывались тысячи детей, эвакуированных из различных районов Советского Союза.
Для обучения и воспитания детей с недостатками умственного и физического развития имеются И специальных школ-интернатов.
Школы республики работают по учебным планам и программам, разработанным и утвержденным Министерством просвещения Грузинской ССР. Ежегодно издается до 120 наименований учебников тиражом от 3 до 4 млн. экземпляров. Для абхазских и осетинских школ учебники издаются в республике на абхазском и осетинском языках. Для русских, азербайджанских и армянских школ основная часть учебников поступает из РСФСР, Азербайджанской и Армянской ССР.
К подготовке учебников привлечены академики, профессора, лучшие учителя и методисты. Активно участвуют в создании учебников Научно-исследовательский институт педагогики, кафедры Тбилисского государственного университета и педагогических институтов Грузии. За последние годы написаны оригинальные учебники как по гуманитарным предметам (родной язык и родная литература для грузинских школ, грамматика русского языка, учебники по истории Грузии), так и по предметам естественно-математического цикла (арифметике, ботанике и зоологии). Значительно улучшилось художественное и техническое оформление учебников, особенно для начальных классов.
Большое внимание уделяется вопросам повышения уровня общеобразовательной подготовки и качества знаний учащихся. Одновременно принимаются меры по улучшению трудового воспитания и политехнического обучения.
В целях повышения ответственности школ за качество знаний учащихся с 1960/61 учебного года в выпускных классах школ республики был введен дополнительно письменный экзамен по математике, а с 1961/62 учебного года стали проводиться переводные экзамены во всех классах, начиная с IV.
В ряде школ организованы классы с усиленным теоретическим и практическим изучением математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии. Пионером организации углубленного изучения математики и физики является 42-я средняя школа Тбилиси. Через год этот опыт продолжила тбилисская школа-интернат. Из 157 выпускников 1965 и 1966 гг. 42-й средней школы успешно сдали экзамены в вузы 156 человек, в том числе 13 человек в вузы Москвы. Аналогичные результаты у школы-интерната.
Широко стал проводиться обмен опытом повышения эффективности обучения и воспитания со школами других республик. Стали практиковаться в порядке культурного и научного обмена поездки учителей Грузии в Армению, Азербайджан, Литву, Эстонию и другие республики. Систематически проводятся педагогические чтения.
Школы и внешкольные учреждения республики все шире и интереснее проводят работу по ознакомлению ребят с родным краем, с его историей, с боевыми и революционными традициями. Так, экспедиционная группа Тбилисского дворца пионеров «По следам революционных боев» выезжала в Аджарию и Гурию и посетила места народных восстаний против царского самодержавия. Члены
экспедиции встретились со старыми революционерами. Увлекательную работу проводит Клуб юных краеведов, почетным председателем которого является член-корреспондент Академии наук Грузинской ССР Г. С. Читая. Клуб объединяет в Тбилиси 1000 школьников и имеет 35 филиалов в районах республики. Члены клуба участвуют в экспедициях, походах, проводят лекции, беседы, конференции. Собранные материалы позволили создать краеведческий музей.
Содержательную работу по патриотическому воспитанию ведет тбилисская 88-я средняя школа. В школе открыт Музей боевой славы учителей Грузии — участников Великой Отечественной войны. Ежегодно в День Победы проводится встреча учащихся с учителями — участниками Великой Отечественной войны. К 20-летию Великой Отечественной войны перед зданием школы воздвигнут обелиск в честь учителей, павших в боях за Родину. На открытии обелиска съехались учителя — бывшие фронтовики со всех концов республики.
Музеи боевой славы организованы во многих школах Тбилиси и других городов и районов республики.
Особо важное значение придается воспитанию молодежи в духе интернационализма. Постоянное общение детей разных национальностей способствует успешному решению задачи интернационального воспитания учащихся. Школы часто проводят вечера дружбы, обмениваются концертами самодеятельности. Развивается переписка со школами других союзных республик и социалистических стран. Так, педагоги и учащиеся батумской 15-й средней школы имени Ю. Фучика дружат с Иглавской школой Чехословакии. В школе создан интересный музей дружбы. Оживленная переписка ведется учащимися 24-й тбилисской средней школы имени Я. А. Коменского с учащимися школы города, где родился великий гуманист и педагог.
Плодотворную работу по патриотическому и интернациональному воспитанию ребят проводит Детская центральная экскурсионно-туристская станция. Станция образцово обслуживает юных туристов, приезжающих из разных концов нашей страны. В совместных походах и на сборах крепнет дружба детей разных национальностей.
За последние годы значительно улучшилась работа по эстетическому воспитанию школьников. Изданы учебники по музыке для I—IV классов. Готовятся к изданию учебники по музыке для V—VI классов и по рисованию для I—VI классов. В школах организованы музыкальные группы, в 500 школах созданы ученические хоры, которыми руководят квалифицированные специалисты.
Значительно оживилась работа в этом направлении после принятия в 1964 году ЦК КП Грузрга и Советом Мшшстров Грузинской ССР постановления об улучшении эстетического воспитания учащихся.
Преподаватели литературы, истории стали больше уделять внимания вопросам эстетического воспитания. Школы заботятся о лучшем оформлении классных комнат, кабинетов, школьных дворов.
Для оказания помощи школам и координации работы по эстетическому воспитанию молодежи при Министерстве просвещения создан научно-методический кабинет эстетического воспитания, а также Совет по эстетическому воспитанию с участием работников искусства.
Все более растет авторитет пионерских и комсомольских организаций. Они стали инициаторами и организаторами многих полезных дел. Например, в школах Махарадзевского района организованы клубы юных математиков, физиков, химиков, астрономов, чаеводов, которыми руководят опытные педагоги, ученые из Научно-исследовательского института субтропических культур.
Комсомольские и пионерские организации активно участвуют в общественно полезном труде — ремонте школ, школьного инвентаря, благоустройстве школьных дворов, озеленении сел, городов. В свободное от занятий время школьники активно помогают колхозникам в сборе урожая.
Большую роль в воспитании детей играют внешкольные детские учреждения — дворцы и дома пионеров и школьников, детские технические станции, станции юных натуралистов, туристов, парки пионеров и школьников, детские кино и театры, спортивные школы. В 1966 году в Грузии было 179 внешкольных детских учреждений. В существующих при них кружках, клубах, лабораториях ежегодно занимаются свыше 100 тыс. ребят.
Самыми крупными внешкольными учреждениями являются Тбилисский республиканский дворец пионеров и школьников и Центральная станция юных техников. Тбилисский дворец пионеров и школьников ведет большую работу по развитию и удовлетворению многообразных запросов и интересов детей. В 27 кабинетах и лабораториях дворца работает 460 кружков, объединяющих 8 тыс. учащихся. Дворец проводит республиканские олимпиады и конкурсы, слеты юных краеведов и друзей природы, праздники дружбы и спортивные соревнования, воспитанники дворца были участниками 6-го Международного конгресса этнографов и антропологов. Творческие коллективы дворца выступали с концертами на декаде Грузинского искусства и литературы в Москве. Дворец принимает большое количество гостей из-за рубежа. Только в 1966 году с его работой ознакомились свыше 200 иностранных делегаций. Дворец является одновременно методическим центром пионерской работы в республике, оказывает большую помощь пионерским организациям школ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1966 года Тбилисский дворец пионеров и школьников имени Б. Дзне-ладзе награжден орденом Трудового Красного Знамени за активную работу по развитию творчества детей, успехи в интернациональном воспитании пионеров и школьников и методическом руководстве внешкольной работой.
Многогранную работу по распространению технических знаний среди пионеров и школьников республики и воспитанию у них трудовых навыков проводит Центральная станция юных техников. Являясь инструктивно-методическим центром, станция оказывает большую помощь внешкольным учреждениям и школам в организации кружковой и массовой работы по технике. Она подготовляет примерные программы работы кружков, изучает, обобщает и распространяет лучший опыт, ежегодно проводит олимпиады юных математиков, химиков, физиков. В 19-й республиканской олимпиаде юных физиков и химиков, проведенной в 1966 году, участвовало до 70 тыс. учащихся школ республики.
С 1949 года станция ежегодно проводит конкурсы на самостоятельное изготовление действующих моделей, приборов, учебных пособий. Ежегодно в конкурсе на тему «Юные техники Родине» участвуют от 40 до 50 тыс. учащихся. Начиная с 1930 года станция регулярно организует республиканские выставки детского технического творчества, а с 1940 года является постоянным участником Всесоюзных выставок. Она — участник и дипломант Выставки достижений народного хозяйства СССР.
Большая работа проводится в республике по физическому воспитанию детей. Во всех школах, дворцах и домах пионеров, детских парках созданы спортивные отделения и секторы. Но особую роль в развитии физической культуры и спорта среди школьников играют детские спортивные школы, впервые организованные в Грузии в тридцатых годах. Здесь получили физическую закалку, овладели спортивным мастерством многие прославленные спортсмены страны, чьи имена известны далеко за пределами нашей Родины.
Работающая молодежь получает образование в вечерних (сменных) школах рабочей и сельской молодежи, а также в заочных средних школах. Сеть вечерних (сменных) школ росла за последнее пятилетие незначительно, но контингент учащихся увеличился в 1,5 раза. Так, если в 1960/61 учебном году в 364 вечерних (сменных) и заочных школах обучалось 35709 учащихся, то в 1966/67 учебном году в 389 вечерних (сменных) и заочных школах количество учащихся достигло 54 945.
Многие промышленные предприятия, совхозы, колхозы заботятся о создании нормальных условий для обучения работающей молодежи. На таких, например, предприятиях, как Руставский металлургический завод, Горийский хлопчатобумажный комбинат, Тбилисская шелкоткацкая фабрика, Зестафонский завод ферросплавов, шахта имени Ленина треста Чиатурмарганец, построены специальные здания для вечерних (сменных) школ, оборудованы учебные кабинеты.
Улучшилось обеспечение вечерних и заочных школ учебными программами и специально для них изданными учебниками. В целях укрепления дисциплины и повышения ответственности учащихся за качество знаний во всех классах вечерних и заочных школ с 1962/63 учебного года введены переводные экзамены.
Ряд вечерних школ республики (2-я школа Рустави, 2-я школа Гори, 23-я школа Тбилиси и многие другие) уже добились значительных успехов в учебно-воспитательной работе. 2-я сменная школа Рустави является опорной. Эту школу за последние десять лет окончили 1466 юношей и девушек, среди них Герои Социалистического Труда А. Дзамашвили, В. Коберидзе и др. Многие выпускники школы получили высшее образование.
Дальнейшее улучшение учебно-воспитательной работы в вечерних и заочных школах, укрепление их учебно-материальной базы, борьба с отсевом учащихся, укрепление связи между школами и общественными организациями предприятий, строек, колхозов, совхозов, создание специальных учебников для вечерних (сменных) школ, усиление методической помощи учителям, изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения молодежи без отрыва от производства — вот тот круг вопросов, решению которых ныне уделяется основное внимание в области образования взрослых.
В 1958 году в Грузии были ликвидированы педагогические училища и подготовка учителей для начальных классов сосредоточена полностью в педагогических институтах. В последние годы в грузинские, русские, абхазские и другие общеобразовательные школы республики ежегодно направляется около 1300 молодых специалистов с высшим образованием, окончивших Тбилисский государственный университет, Тбилисский, Телавский, Горийский, Цхинвальский, Батумский, Сухумский, Кутаисский педагогические институты и Тбилисский институт иностранных языков. Педагогические институты Грузии готовят преподавателей по грузинскому 410 языку и литературе, русскому языку и литературе, физике, математике, биологии, химии, географии, истории, иностранным языкам. Преподаватели музыки и пения готовятся Тбилисской консерваторией, рисования и черчения — Тбилисской Академией художеств, физкультуры — Тбилисским институтом физкультуры. Армянские и азербайджанские школы ежегодно пополняются молодыми специалистами, получившими подготовку на соответствующих секторах Тбилисского пед. института, а также в институтах Армении и Азербайджана. Большинство их являются местными жителями, окончившими в свое время средние школы в Грузинской ССР.
Учителям в республике создаются все условия для совершенствования педагогического мастерства. Серьезное внимание уделяется научной разработке актуальных проблем обучения и воспитания молодежи. В системе Министерства просвещения Грузинской ССР работает Научно-исследовательский институт педагогики. Он обобщает передовой опыт школ и учителей, разрабатывает актуальные вопросы теории и истории педагогики, педагогической психологии, школьной гигиены, методики преподавания учебных дисциплин в начальной и средней школе. Институт издает на грузинском языке труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам обучения и воспитания, русских, грузинских и зарубежных классиков педагогики; разрабатывает учебные планы, программы, экспериментальные учебники и научно-методические документы в помощь руководителям школ и учителям. При институте имеется аспирантура по теории и истории педагогики, методике преподавания грузинского языка, методике преподавания русского языка и литературы в грузинской школе, методике преподавания математики, физики, химии и других дисциплин. За последние 20 лет в Грузии опубликовано значительное количество монографий по вопросам теории и истории педагогики, педагогической психологии, монографии о Коменском, Ушинском, Гогебашвили, по истории грузинской школы и др. Издано полное собрание сочинений классика грузинской педагогики Я. С. Гогебашвили в 10 томах (1952— 1965 гг.), переведены на грузинский язык и изданы «Избранные педагогические сочинения» К. Д. Ушинского в 2 томах (1954), «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо, однотомники избранных педагогических сочинений В. Г. Белинского (1950), Н. Г. Чернышевского (1938), Н. И. Пирогова (1956), Н. К. Крупской (1953), осуществляется издание многотомных собраний сочинений Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
Большую помощь учителям оказывает институт усовершенствования учителей Министерства просвещения Грузинской ССР и его филиалы в Кутаиси, Сухуми, Цхинвали. Здесь ежегодно учатся на курсах и семинарах до 5 тыс. директоров школ, учителей, работников народного образования. Городские и районные педагогические кабинеты систематически проводят семинары, лекции, обмен опытом, выставки новинок педагогической литературы.
В первые годы Советской власти в Грузии возникла периодическая педагогическая печать. Издавались педагогические журналы и газеты. В настоящее время издается ежемесячный журнал «Скола да цховреба» («Школа и жизнь»). Ежеквартально выпускаются методические сборники по актуальным вопросам преподавания родного языка и литературы, русского языка и литературы, математики, физики, биологии и химии, истории и географии. Большой популярностью среди учителей пользуется газета «Сахалхо ганатлеба» («Народов образование»). Издаются детские журналы «Дила» («Утро»), «Пионери» и газета «Норчи ленинели» («Юный ленинец»). Значительную работу по повышению педагогической культуры учителей проводит созданное в 1961 году педагогическое общество Грузии, объединяющее в своих рядах до 30 тыс. человек и принимающее активное участие в проведении педагогических чтений, научно-практических конференций.
Широкое развитие получило в республике высшее и среднее специальное образование. В последнее десятилетие для многих вузов Грузии (Тбилисского государственного университета, Тбилисского педагогического института, Тбилисского и Сухумского сельскохозяйственных институтов) были выстроены новые учебные корпуса, оснащенные современным оборудованием, с отличными кабинетами и лабораториями.
В 1967 году в Грузии работало 18 высших учебных заведений: Тбилисский государственный университет, Грузинский политехнический институт имени В. И. Ленина, Тбилисский государственный медицинский институт, Грузинский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт, Грузинский институт субтропического хозяйства, Государственная консерватория имени В. Сараджишвили, Грузинский институт физкультуры, несколько педагогических институтов и др. В них обучается 81 448 студентов.
В высших учебных заведениях насчитывалось 4209 преподавателей, среди них 304 доктора наук и 1505 кандидатов наук.
Самое крупное высшее учебное заведение в Грузии — Тбилисский государственный университет, основанный в 1918 году. В 1921 году, к установлению Советской власти в Грузии, университет имел только один факультет, а в 1967 году — 13 факультетов, готовящих кадры по 45 специальностям. С начала шестидесятых годов быстро развивается Грузинский политехнический институт имени В. И. Ленина. В 1960 году он имел 6 факультетов и готовил инженеров по 26 специальностям, а в 1967 году — 9 факультетов, готовящих кадры по 65 специальностям.
Важное значение для подготовки кадров народного хозяйства имеют средние специальные учебные заведения. Сейчас в республике их 92, в том числе 14 промышленных, 34 сельскохозяйственных, 17 по подготовке кадров для культурно-просветительных
учреждений, 18 медицинских и физкультурных. В этих учебных заведениях учатся 43 242 человека.
Во многих средних специальных учебных заведениях имеются отделения с сокращенным сроком обучения, на которые принимается молодежь со средним общим образованием.
Пятилетний план развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. предусматривает значительный рост сети и контингентов средних специальных учебных заведений, особенно по новым отраслям промышленности и по механизации сельского хозяйства. Уже в 1966 году контингент учащихся техникумов был увеличен на 1738 человек, открыты 3 новых техникума.
Серьезное внимание уделяется подготовке квалифицированных рабочих кадров. Особое развитие эта работа получила после опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года о создании системы государственных трудовых резервов.
За 25 лет существования ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО в Грузии подготовлено свыше 140 тыс. квалифицированных рабочих.
На начало 1967 года в системе профтехобразования Грузии насчитывалось 51 училище, в том числе 43 училища, готовящих кадры для промышленности. В сельских профессионально-технических училищах обучается свыше 2000 человек. Они готовят в основном механизаторов сельского хозяйства. При крупных промышленных предприятиях, совхозах, строительных организациях создаются технические училища на базе средней школы со сроком обучения 1—2 года.
Подготовкой и воспитанием кадров в системе профессионально-технического образования республик занимаются свыше 2500 работников.
В учебных заведениях системы профессионально-технического образования созданы благоприятные условия для обучения и воспитания учащихся. В них имеются библиотеки, красные уголки, клубы, спортивные площадки. Работают различные кружки и студии. Для организации внеучебной работы созданы республиканский дом культуры и республиканская спортивная база ДСО «Трудовые резервы».
Директивы XXIII съезда партии и принятое в ноябре 1966 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» определяют дальнейшие перспективы развития народного образования.
Новый пятилетний план развития народного хозяйства и культуры предусматривает осуществление к 1970 году в основном всеобщего среднего образования. Уже в 1966/67 учебном году около 82% выпускников восьмилетних школ продолжают обучение в девятых классах средних школ. Остальные 18% окончивших восемь классов учатся в средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах, а часть устроились на работу.
Продолжается работа по развитию школ и групп с продленным днем, дошкольных учреждений. Многое предстоит сделать по расширению подготовки педагогических кадров.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» поставило огромной важности задачи совершенствования содержания общего и политехнического образования с учетом требований научно-технического прогресса, коммунистического воспитания учащихся, указало пути и средства развития и удовлетворения интересов школьников, подготовки их к выбору профессии, активизации методов обучения с использованием современных технических средств. В значительной мере предстоит обновить учебно-материальную базу школ, продолжить работу по улучшению оборудования учебных кабинетов и мастерских. Работники просвещения Грузии воодушевлены грандиозными перспективами дальнейшего развития образования и подъема культурного уровня народа и готовы отдать все свои знания и силы для претворения их в жизнь.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.