Вместе со всеми народами нашей страны отмечает славное пятидесятилетие Советской власти Казахская Советская Социалистическая Республика. Она достигла за эти годы громадного расцвета в экономической и культурной жизни. По территории (2,7 млн. кв. км) Казахстан занимает второе место среди республик Советского Союза. На его просторах могли бы свободно разместиться 11 таких государств, как Англия. В Казахстане живут 12,2 млн. человек.
Страна природных контрастов, где рядом с цветущими оазисами соседствуют степи и пустыни, с высочайшими снежными горами — обширные равнины, Казахстан представляет собой неисчерпаемую кладовую полезных ископаемых и житницу страны. Кроме казахов и русских, составляющих большинство жителей городов и сел, здесь живут украинцы, уйгуры, узбеки, корейцы, татары, дунганы. В Казахстане 15 областей, более 60 городов. Большинство из них возникли после Октябрьской революции.
За годы Советской власти Казахстан из отсталой окраины царской России превратился в республику мощной индустрии, механизированного сельского хозяйства, передовой науки и культуры. С помощью братских республик здесь созданы десятки крупных промышленных центров, тысячи колхозов и совхозов. Угольная Караганда и рудный Алтай, энергетическая Бухтарма и целинные земли, нефтяной Гурьев и детище минувшей семилетки Каратау являются гордостью всего советского народа.
В республике действуют 15 тыс. промышленных предприятий. Электроэнергии Казахстан вырабатывает в 7,5 раза больше, чем вся бывшая царская Россия. По уровню промышленного производства республика давно обогнала многие капиталистические государства.
Громадный скачок сделало сельское хозяйство. На полях колхозов и совхозов работает около 300 тыс. тракторов, 100 тыс. комбайнов, сотни тысяч грузовых автомобилей. Посевные площади достигли 33 млн. га, что дает возможность производить ежегодно до 1,5 млрд. пудов товарного зерна.
В школах республики в 1966/67 учебном году обучалось 2 865 тыс. учащихся. Повсеместно введено обязательное всеобщее восьмилетнее обучение.
Широкое развитие получило высшее и среднее специальное образование. В высших учебных заведениях насчитывается 163,1 тыс. студентов, а в средних специальных учебных заведениях — 193,4 тыс. учащихся.
Успехи, достигнутые казахским народом, — результат величайших социальных преобразований, возродивших к жизни когда-то отсталый край, результат творческого труда советских людей, обогащенных знаниями, воспитанных в духе высоких идеалов коммунизма.
Темнота и невежество, религиозный дурман и почти полная безграмотность — вот что получил в наследство от проклятого прошлого казахский народ. Грамотного казаха можно было найти лишь среди представителей господствующих классов. Из каждых 50 детей только один обучался грамоте. Девочки почти полностью лишены были возможности посещать школу. Конфессиональные школы — мектеб и медресе готовили в основном служителей религиозного культа. Обучение в них велось на древнеарабском языке, смысл которого нередко плохо понимали сами учителя.
Не в лучшем положении находились и дети русских крестьян-переселенцев. Двухгодичная школа грамоты, и то далеко не для всех, была пределом.
Прогрессивную роль в развитии педагогической мысли и в организации первых светских школ сыграло присоединение Казахстана к России. Лучшие представители казахского народа, просветители XIX века Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, приобщившиеся к передовой освободительной мысли русских революционных демократов, боролись за воспитание гармонически целостной личности в атмосфере «разума, науки, совести и чести» (Абай). Абай писал, что настоящее образование может дать лишь школа, где молодежь может получить широкие, разносторонние знания. Среди казахских школ того времени он не видел такой школы.
Ибрай Алтынсарин, последователь русского педагога К. Д. Ушинского, немало сделал для организации в казахских степях первых русско-казахских школ и создания учебников для них. Он впервые разработал казахский алфавит на основе русской графики. Это имело серьезное значение для приобщения казахов к русской демократической культуре. Однако вследствие бешеного противодействия мусульманского духовенства и реакционной политики царского самодержавия демократическим идеям казахского просветителя не суждено было воплотиться в жизнь.
По данным переписи 1911 года, на территории Казахстана существовало 350 русско-казахских школ, в которых обучалось всего 6756 детей, в том числе 289 девочек.
Великий Октябрь указал народам Казахстана дорогу к свету, к знаниям. На пути строительства новой школы стояло множество трудностей, связанных прежде всего с экономической и культурной отсталостью края, живучестью патриархально-родовых пережитков в быту и в сознании людей. Но трудящиеся республики активно боролись с вековой темнотой и бескультурьем. В годы гражданской войны, несмотря на разруху и экономические трудности, расширялась сеть школ и росло число учащихся. На съездах, педагогических курсах и совещаниях учителя изучали и обсуждали положение о единой трудовой школе. Началась научная разработка вопросов грамматики казахского языка. В 1922 году были сделаны первые шаги к созданию учебников на родном языке. Проблема подготовки кадров решалась в те годы путем организации краткосрочных курсов. В Оренбурге, Семипалатинске, Ташкенте были созданы учебные заведения с интернатами, готовившие учителей. Казахская молодежь направлялась также на учебу в центральные районы страны.
Первые учителя, направленные в далекие аулы, были не только энтузиастами народного просвещения, но и организаторами борьбы против контрреволюции и кулачества, проводниками новых идей в широкие массы трудящихся. Педагогическая общественность республики, весь казахский народ и по сей день хранят благодарную память о первом поколении учителей, заложившем основы казахской советской школы.
Наличие на территории Казахстана городов и крупных русских населенных пунктов, а также культурные связи Казахстана с такими центрами, как Омск, Оренбург, Ташкент, сыграли важную роль в осуществлении культурной революции.
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об организации Автономной Казахской социалистической советской республики», опубликованный 26 августа 1920 года, дал могучий толчок развитию культуры и просвещения казахского народа. В декларации, принятой в октябре того же года Учредительным съездом Советов Казахстана, нашли свое отражение и вопросы народного образования. В ней, в частности, говорилось:
«В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию поставить задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам и всей массе трудового казахского народа возможности полного, всестороннего и бесплатного образования. Одновременно приступить к ликвидации народной безграмотности и обеспечению подрастающему поколению условий для всестороннего здорового физического и духовного развития».
Для руководства делом народного образования был создан Народный Комиссариат просвещения. Перед ним встали задачи организации школьной сети, подготовки педагогических кадров, разработки методики обучения и воспитания, создания учебно-педагогической литературы на родном языке. Решение X съезда РКП (б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» (март 1921 года) вдохновляло работников культурного фронта на быстрейшее развитие народного образования.
Школы Казахстана строились и развивались на принятой для РСФСР основе, но с некоторыми особенностями, главным образом в низших звеньях. Это было вызвано большой культурной отсталостью. На первом этапе становления новой системы образования существовали следующие типы школ: школы I ступени со сроком обучения в 2 и 4 года; школы-коммуны для кочевого казахского населения; школы-семилетки из двух концентров в городах и русских деревнях; школы II ступени (девятилетки) с тремя концентрами в городах; рабочие факультеты, дававшие среднее образование рабочей и крестьянской молодежи.
Кроме того, открывались школы подростков, учащиеся которых жили в интернатах на полном государственном обеспечении. Сюда принимались в первую очередь батрацкая молодежь, сироты и полусироты в возрасте 14—17 лет. Работали эти школы по сокращенным учебному плану и программам. Срок обучения — два-три года.
Школа в эти годы играла решающую роль и в раскрепощении женщины. Принцип совместного обучения приобретал особо важное значение.
В условиях кочевого и полукочевого быта казахов большую роль играли школы-коммуны. Организованные в составе начальных классов, они затем перерастали в семилетние и девятилетние. Во всех школах-коммунах дети казахской бедноты и красноармейцев находились на полном государственном обеспечении. Эти школы считались опорными для окружающих казахских школ. На их базе проводилась методическая работа с учителями.
Широкая программа борьбы за всеобщую грамотность трудящихся, выдвинутая Коммунистической партией после Октябрьской революции, встретила поддержку в народе. После издания в декабре 1919 года подписанного В. И. Лениным декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» усилилась работа по обучению неграмотных и малограмотных взрослых. В 1921 году правительством Казахской АССР была создана Казахская центральная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая направляла и координировала деятельность всех организаций, занимающихся ликвидацией неграмотности. Стихийно возникавшие повсюду разнообразные по названиям культурно-просветительные учреждения — «Кзыл-керуен» («Красный караван»), «Кзыл-отау» («Красная юрта»), избы-читальни, курсы для взрослых — развернули большую политико-воспитательную работу среди батрачества, женщин и молодежи.
Участники «Красных караванов» — представители партийных органов, отделов по работе среди женщин, учителя, врачи, комсомольцы, хорошо знавшие жизнь, быт и традиции казахского народа, объезжая кочевые районы, глухие отдаленные аулы, разъясняли населению декреты Советской власти, оказывали медицинскую помощь, помогали открывать школы, курсы ликбеза, избы-читальни. В апреле 1929 года был организован «Красный караван» ЦИК Казахской АССР, который прошел по кочевьям от Оренбурга до Семипалатинска.
Важную роль в обучении женщин и казахской бедноты сыграли женотделы и комбеды («Союз-кошчи»). К работе по ликвидации неграмотности привлекались и учащиеся старших классов. На специальных курсах они осваивали элементарные основы методики обучения неграмотных и, выезжая в аулы, брали на себя обязательства обучить грамоте не менее 3—5 человек.
Обучавшихся в пунктах ликбеза обеспечивали учебниками и письменными принадлежностями бесплатно. В день занятий они на два часа раньше освобождались от работы. Устраивались торжественные выпуски овладевших грамотой. Все это повышало у неграмотных интерес к учебе, и число пунктов ликбеза из года в год росло.
С 1921 по 1927 год в республике было обучено грамоте около 200 тыс. человек. И тем не менее к концу 1928 года грамотность населения едва достигала 25%. Предстояла еще огромная работа.
В двадцатых годах в Казахстане одной из самых насущных была проблема создания учебной, детской и педагогической литературы на родном языке, подготовки букваря и школьной грамматики, формирования литературного языка. Первые исследовательские работы в этой области дали возможность упростить арабскую письменность и временно использовать ее для создания учебных пособий на родном языке. Однако педагогическая общественность настоятельно требовала быстрейшего перевода казахской письменности на латинизированный или русский алфавит. Несмотря на противодействие националистических элементов, переход на латинизированный алфавит был осуществлен в 1929 году изданием декрета КазЦИКа, что явилось шагом вперед по пути развития просвещения в республике.
Первые успехи в строительстве новой, советской школы в условиях кочевого казахского аула были весьма скромными. Но они обеспечили создание условий для введения с 1930/31 учебного года всеобщего обязательного четырехлетнего начального обучения, что явилось важной вехой в истории народного образования республики. Уже в 1931 году начальным обучением было охвачено 63% детей вместо 22% в 1930 году, а в 1937 году 96% детей учились в школе. Законом о всеобуче предусматривалось обязательное сохранение контингента учащихся до окончания школы. Чтобы охватить обучением всех детей, школы открывались не только в городах и аулах, но и на участках отгонного животноводства, каким бы малочисленным ни был контингент учащихся. Параллельно с четырехлетней начальной школой росла сеть семилетних и средних школ. Девочки составляли в 1931 году 42% к общему числу учащихся начальной школы.
Принятые в тридцатых годах постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о школе определили направление совершенствования работы школ Казахстана. Используя опыт работы других братских республик, при активной помощи и поддержке ученых и педагогов органы народного образования республики приняли кардинальные меры по улучшению учебной и воспитательной работы казахских школ.
Наркомпросом Казахской ССР были составлены программы по всем предметам с учетом требования вооружить учащихся систематизированными знаниями по основам наук.
В 1931/32 учебном году Наркомпрос разработал Устав казахской политехнической школы, новые положения о правах и обязанностях учителей и руководителей школ, о школьных инспекторах и ряд инструктивных указаний по организационно-методическим вопросам.
Во второй половине 1932 года III сессия КазЦИКа обсудила доклад Наркомпроса «О состоянии культурного строительства в Казахстане». Были отмечены большие достижения казахского народа в развитии социалистической по содержанию и национальной по форме культуры. К этому времени уже все казахские начальные школы и многие семилетние работали на родном языке, в школах применялись активные методы обучения.
Большое внимание уделялось методическому вооружению учителей. В 1932 году в Алма-Ате был создан научно-педагогический кабинет, который в январе 1933 года был преобразован в Научно-исследовательский институт школ. Он организовывал работу по обобщению передового педагогического опыта и начал научно-исследовательскую работу в области педагогики. В этот период организуются также образцовые школы и районные методические советы. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» была разработана новая система учета знаний учащихся, в основу которой положен текущий индивидуальный учет.
С 1935 года были установлены единая продолжительность учебного года и школьных каникул, единый образец переводных свидетельств и аттестатов об окончании средней школы, введена пятибалльная система оценки знаний учащихся. Все эти меры способствовали улучшению учебно-воспитательной работы, повышению качества знаний учащихся.
Среди мероприятий этого периода, направленных на улучшение преподавания основ наук, следует особо остановиться на мерах по улучшению преподавания русского языка в казахской школе.
В казахских школах русский язык изучался до 1936/37 учебного года с III класса. В целом на его изучение в III—X классах отводилось 23 часа в неделю. Но в связи с отсутствием хороших учебников и пособий, в силу недостатка квалифицированных учителей уровень подготовки учащихся был чрезвычайно низок.
В 1938 году ЦК КП(б) Казахстана и Совнарком Казахской ССР рассмотрели вопрос об обязательном изучении русского языка в казахских школах республики. Согласно постановлению изучение русского языка начиналось со II класса (с 1948 года русский язык изучается со второго полугодия I класса), большое внимание уделялось изучению русской литературы. Все это способствовало лучшему овладению учащимися русским языком.
Наряду с осуществлением начального всеобуча правительство республики и органы народного образования уделяли постоянное внимание развитию средней школы. В ноябре 1935 года Совет Народных Комиссаров Казахстана принял постановление «Об упорядочении структуры школ Казахстана и развитии казахской средней школы». В каждом районе, в зависимости от состава населения, открывалась русская или казахская средняя школа. Материально нуждающимся школьникам была установлена стипендия. В животноводческих районах развертывалась сеть интернатов, где учащиеся находились на полном государственном обеспечении. В 1940/41 учебном году при казахских неполных средних и средних школах было открыто 250 интернатов. В них воспитывалось 29 тыс. детей.
Значительные успехи достигнуты были в образовании взрослого населения. Об этом наглядно свидетельствуют данные переписи 1939 года. Грамотных в республике было уже 76,3% (мужчин — 85,2%, женщин — 66,3%)- Таким образом, в кратчайший исторический срок казахский народ сделал громадный шаг вперед в развитии просвещения.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на колоссальные трудности, партия и правительство не ослабляли внимания к делу просвещения. В военные годы органы народного образования и школы участвуют в больших патриотических делах, направленных на помощь фронту и имеющих огромное значение для патриотического воспитания учащихся.
В годы войны на долю Казахстана выпала ответственная задача по размещению на своей территории эвакуированных детских учреждений и учебных заведений. Всем детям, прибывшим в Казахстан, были созданы необходимые материально-бытовые условия, обеспечено обучение в школе. Всего Казахская ССР приняла и разместила на своей территории 149 детских учреждений с контингентом 19 тыс. детей.
В эти годы особое значение приобрела борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью. Количество детей в детских домах, особенно в первые годы войны, быстро росло и достигло 45 тыс. В связи с этим на местах открывались новые детские дома. Отделы народного образования повседневно активно занимались трудоустройством и патронированием детей.
Лишения военного времени вызвали значительный отсев учащихся: старшеклассники пошли на производство, заменяя отцов и старших братьев, ушедших на фронт; многие учащиеся поступили в школы ФЗО, ремесленные училища.
В этот период тяжелых испытаний борьба за полный охват детей школьного возраста обучением, за недопущение отсева учащихся из школ стала одной из боевых и сложных задач органов народного образования и всей советской общественности.
Большую тревогу вызывали школы, которые обслуживали детей животноводов. В 1942/43 учебном году отсев в начальных классах составлял более 20% учащихся. В целях предотвращения отсева и сохранения контингента детей до полного окончания школы в республике была проведена большая организаторская и разъяснительная работа.
Совнарком Казахской ССР разрешил в качестве временпой меры открывать на участках с незначительным числом учащихся школы-филиалы, одновременно была снижена до 10—12 человек наполняемость классов в школах районов отгонного животноводства. Мерами, принятыми при содействии общественности, удалось в 1942/43 учебном году приостановить дальнейшее сокращение контингента учащихся в школах.
Начиная с 1944/45 учебного года в республике было введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста.
Для молодежи, ушедшей на производство, начиная с 1943 года были учреждены семилетние и средние школы рабочей молодежи.
В условиях военного времени большое внимание стало уделяться связи обучения с общественно полезным трудом. По постановлению ЦК КП Казахстана и СНК Казахской ССР от 15 ноября 1942 года в VIII—X классах в обязательном порядке введено изучение трактора, автомашины, а в V—VII классах — основ сельского хозяйства и простых сельскохозяйственных машин. В течение 1942/43 учебного года было подготовлено в школах 24 тыс. трактористов, комбайнеров и шоферов, а 80 тыс. учащихся и 24 тыс. учителей изучили основы агротехники.
Школьники и учителя работали на колхозных и совхозных полях, оказывая большую помощь в уборке урожая, внося свой вклад в дело победы над врагом.
Пионеры и комсомольцы Казахстана собирали средства на танковые колонны «Колхозник Казахстана», «Комсомол Казахстана», на авиаэскадрилью «Пионер Казахстана», собирали и отправляли бойцам Красной Армии.теплые вещи и подарки; широко развернулось тимуровское движение по оказанию помощи семьям фронтовиков и т. д.
В годы войны многие бывшие воспитанники школ Казахстана с исключительным мужеством сражались за любимую Родину и прославили ее своими подвигами. Советская школа Казахстана, как и школы всей страны, с честью выдержала тяжелое испытание.
Победоносно закончив навязанную ему кровопролитную войну, советский народ приступил к работе по восстановлению и дальнейшему развитию экономики, культуры и просвещения.
Органы народного образования республики продолжали работать над созданием условий для полного осуществления семилетнего всеобуча. Многие начальные школы, преимущественно в сельской местности, были преобразованы в семилетние. В результате число последних с 1945/46 учебного года по 1950 год возросло с 1679 до 2402, а количество учащихся в V—VII классах — с 133 911 до 352 294, в том числе казахов с 41 154 до 104 990.
В эти годы большое развитие получили также уйгурские школы. Разработаны и введены алфавит и орфография уйгурского языка, организовано издание учебников на уйгурском языке, улучшилась подготовка и переподготовка учителей для уйгурских школ.
В годы четвертой пятилетки выросли и окрепли казахские средние школы. Этому способствовали постановления ЦК КП Казахстана от 10 декабря 1946 года «Об укреплении казахской средней школы». В 1946—1950 гг. средние школы республики окончили 40 тыс. учащихся.
Развернулась работа по организации школ на целинных землях. В 1955 году в новых совхозах уже работало 146 начальных и 109 семилетних школ. Сеть школ и контингент учащихся в совхозах на целинных землях непрерывно увеличивается.
В 1959/60 учебном году в системе Министерства просвещения республики работало 8915 школ, из них начальных — 4906, семилетних — 2792, средних — 1217. С казахским языком обучения было 3123 школы, в 1518 школах обучение велось на казахском и русском языках. Сеть школ обеспечивала обучение детей всех национальностей. Число учащихся в школах превысило 1 570 тыс., в том числе было 521 499 казахов.
В республике имеются школы, в которых обучение детей ведется в параллельных классах на казахском и на русском языках. Число таких школ, получивших название смешанных, растет из года в год. Они создавались и создаются в тех населенных пунктах, где проживают вместе казахи и русские. Многолетний опыт существования таких школ показал их жизненность и полезность для интернационального воспитания учащихся. В этих школах казахские дети быстрее и лучше овладевают русским языком, а русские — казахским.
В соответствии с решением XIX и XX съездов КПСС больше внимания стало уделяться трудовому воспитанию и политехническому обучению учащихся. В 1954/55 учебном году введены учебные планы, которые стали лучше обеспечивать решение этих задач.
28 марта 1959 года Верховный Совет Казахской ССР принял на 390 основе общесоюзного закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР».
Законом введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение детей от 7 до 15—16 лет. В восьмилетней школе, по сравнению с семилетней, предусматривалось сообщение учащимся более широкого круга общеобразовательных и политехнических знаний, лучше обеспечивалась психологическая и практическая подготовка школьников к труду, создавались более благоприятные условия для нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся. Начальные школы были сохранены в составе I—IV классов.
Обеспечение полного общего среднего образования на основе соединения обучения с общественно полезным трудом предусматривалось в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением и в вечерних (сменных) общеобразовательных школах рабочей и сельской молодежи. Срок обучения в средней школе был удлинен до 11 лет.
Переход на обязательное восьмилетнее обучение был полностью завершен в 1962/63 учебном году.
Проведена большая работа но введению новых учебных планов и программ для школ всех типов. С 1959/60 учебного года на новые учебные планы и программы были переведены I — IV классы начальных школ и I—V классы восьмилетних и средних школ. В остальных классах перевод на новые учебные планы осуществлялся постепенно в последующие годы.
Были разработаны и утверждены Советом Министров Казахской ССР «Положения» о всех типах школ.
В эти годы большая работа проводилась по укрупнению школ, особенно малокомплектных начальных. За период с 1958/59 учебного года по 1966/67 число средних школ увеличилось на 599, восьмилетних — на 558, а число начальных школ уменьшилось на 1032.
Контингенты учащихся в школах республики в 1966/67 учебном году достигли 2 865 тыс. человек, в том числе было казахов 855 072, из них казашек 424 759. По сравнению с 1914/15 учебным годом число учащихся возросло почти в 24 раза, а учащихся-казахов — почти в 60 раз.
В связи с ростом числа учащихся в сельской местности за последнее семилетие сильно возросла сеть школьных интернатов. В 1966/67 учебном году при восьмилетних и средних школах работало 1911 интернатов, в которых проживало 99 792 учащихся, в том числе 32 979 детей работников отгонного животноводства. Дети чабанов (более 27 тыс.) находятся на государственном обеспечении.
В 1956 году в соответствии с решениями XX съезда КПСС в республике были открыты первые 8 школ-интернатов. В 1965/66 учебном году функционировало уже 157 школ-интернатов, из них 60 казахских и 24 смешанных, в которых обучалось и воспитывалось 59 тыс. учащихся.
В последние годы в республике уделялось большое внимание развитию школ и групп с продленным днем и специальных школ. В начале 1966/67 учебного года школами и группами продленного дня было охвачено 168 775 школьников. В этих школах и группах организуется внеклассная работа и подготовка уроков с детьми, родители которых по тем или иным причинам не могут уделять должного внимания детям.
В 39 специальных школах на начало 1966/67 учебного года обучалось 6336 детей с физическими и умственными недостатками (глухонемых, слепых, перенесших полиомиелит, с дефектами умственного развития и больных).
В республике проведена огромная работа по увеличению контингента девушек-казашек в общеобразовательных школах, специальных средних и высших учебных заведениях. В подготовке педагогических кадров из числа женщин большое значение имела организация в годы Великой Отечественной войны Алма-атинского женского педагогического института, Актюбинского казахского женского учительского института и женского педагогического училища в Кзыл-Орде. Здесь все студентки находятся на полном государственном обеспечении.
Большую роль в развитии образования женщин сыграло постановление ЦК КП Казахстана от 1 апреля 1952 года «О мерах по улучшению обучения и воспитания девушек-казашек в школах, специальных средних и высших учебных заведениях».
В 1960/61 учебном году из 521 499 учащихся-казахов в общеобразовательных школах 50% составляли казашки. В 1966 году окончили среднюю школу 26 032 девушки-казашки, тогда как в 1940 году их были единицы.
В большой армии учителей республики женщины теперь составляют 62%. Обычное явление для Казахстана женщина — учитель, врач, ученый, инженер.
Школы республики ведут упорную и настойчивую работу над повышением эффективности обучения и воспитания, творчески используют передовой опыт. Улучшается качество знаний и навыков учащихся, все меньше становится второгодников. В 1965/66 учебном году из 2 401979 учащихся переведено в следующие классы и окончили школу 2 270 902 человека (94,5%). Успеваемость учащихся по сравнению с 1955/56 учебным годом повысилась на 10%. Число учителей, работающих без второгодников, возросло до 23 тыс.
После принятия закона о школе труд прочно вошел в жизнь большинства школ, повысилось его воспитательное значение. Проделана большая работа по созданию материальной базы для трудового обучения. На предприятиях были созданы учебные цехи, пролеты, участки.
Основной формой производственного обучения и трудового воспитания сельских школьников явились ученические производствен-
ные бригады, организованные в колхозах и совхозах. В бригадах школьники успешно соединяют учение с производительным трудом в сельском хозяйстве, овладевают навыками механизированного сельскохозяйственного труда, выращивают высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Работая в бригадах, учащиеся на практике применяют полученные знания, с большим увлечением проводят опытническую работу. В хорошо организованных бригадах у ребят развивается чувство коллективизма, любовь к сельскохозяйственному труду. Многие школьники после окончания учебы остаются работать в родных колхозах и совхозах, становятся мастерами сельскохозяйственного производства.
В Казахстане в 1965 году 97 тыс. учащихся работали в 948 ученических бригадах и в 1566 отдельных звеньях. Однако опыт осуществления производственного обучения и профессиональной подготовки учащихся в большинстве средних школ себя не оправдал. Во многих школах не было возможности создать необходимую материальную базу для профессиональной подготовки, производственное окружение школы не позволяло учащимся выбирать ту профессию, по которой они имели склонность специализироваться. Время, отведенное на производственное обучение, зачастую тратилось непроизводительно. Многие специальности, по которым школы готовили своих выпускников, не имели спроса.
В соответствии с принятыми Верховным Советом СССР поправками к закону о школе с 1965/66 учебного года в Казахской ССР восстановлен десятилетний срок обучения в средней школе и профессиональная подготовка выпускников осуществляется только в тех школах, где для этого имеются необходимые условия.
Введение начального, а затем семилетнего и восьмилетнего всеобуча, расширение среднего образования, рост учреждений общественного воспитания потребовали создания и непрерывного расширения и укрепления учебно-материальной базы школ.
За годы Советской власти за счет государственных капиталовложений, включая школы-интернаты, в республике только в системе Министерства просвещения было построено 5242 типовых школьных здания на 1 339,2 тыс. ученических мест. Из года в год улучшается благоустройство школьных зданий.
В 1965/66 учебном году в восьмилетних и средних школах было 2587 кабинетов физики, 1786 кабинетов химии, 783 — биологии, 690 — машиноведения и 181 — электротехники, 6853 учебных мастерских, 3810 школьных учебно-опытных участков.
Школы располагают более чем 3100 киноаппаратами, большинство средних и восьмилетних школ радиофицировано, многие школы имеют телевизоры, магнитофоны и другие технические средства обучения.
С каждым годом увеличивается число передовых педагогических коллективов и учителей, которые работают творчески, добиваются
серьезных успехов в коммунистическом воспитании учащейся молодежи.
Многие школы и учителя стали более успешно решать задачу формирования материалистического мировоззрения учащихся.
В системе общественно-политического воспитания, осуществляемого в школах, все большее место стало занимать ознакомление учащихся с деятельностью КПСС, с биографией В. И. Ленина, воспитание учащихся на героических революционных, боевых и трудовых традициях советского народа.
В целях удовлетворения интереса учащихся к новостям науки и техники, литературы и искусства в школах проводятся тематические вечера, лекции и доклады специалистов, встречи с передовиками производства, экскурсии, показ кинофильмов и т. д. Используются также школьные ученические лектории, радиоузлы и телевидение. Школьные областные и республиканские выставки детского технического творчества, которые стали проводиться систематически, показывают все возрастающую техническую зрелость учащихся.
За последние годы создаются различные клубы, удачно организующие внешкольную работу с детьми. В Кокчетавской области работает более 80 ученических клубов по разным отраслям знаний. В Восточно-Казахстанской области, Алма-Ате, Караганде широкое развитие получили дворовые клубы и детские площадки. Темиртауский и Джезказганский клубы юных моряков получили известность за пределами республики.
В процессе преподавания учебных предметов, а также во внеклассной работе усилено внимание к вопросам атеистического и военно-патриотического воспитания учащихся. Значительно улучшилась работа по эстетическому воспитанию школьников. Например, в Токаревской школе Тельманского района Карагандинской области работает общество любителей живописи, создан кружок любителей классической музыки, более 100 учеников старших классов посещают университет культуры. В г. Темир-Тау кружками эстетического воспитания в 1964/65 учебном году охвачено 80% учащихся, в школах созданы хоры, танцевальные кружки.
В школах республики стали систематически проводиться выставки художественного творчества детей, школьные, районные, городские смотры художественной самодеятельности, встречи учащихся с работниками искусств. Созданы ансамбли песни, пляски, кукольные театры, хореографические группы, драматические студии и т. д. Больше стало обращаться внимания на оформление школьных зданий.
С каждым годом все больше и больше учащихся вовлекается в массовую спортивную работу. В 1965/66 учебном году всеми видами спортивной внешкольной работы было охвачено 1 млн. 43 тыс. 394 школьников. В 65 спортивных школах 25 255 учащихся совершенствуют свое мастерство. В 1964/65 учебном году в школьных коллективах подготовлено 77 633 спортсмена-разрядника.
Крепнет спортивная база в школах. В 1964/65 учебном году школы имели 2958 типовых и приспособленных спортивных залов, 8305 волейбольных и баскетбольных площадок, 2200 футбольных полей, 1219 гимнастических городков, 3098 комплексных спортплощадок и другие спортивные сооружения.
Ежегодно создаются в летний период спортивно-трудовые и физкультурно-оздоровительные комсомольско-молодежные лагеря.
За последние годы заметно развивается краеведческо-туристская работа. В 1965 году работало свыше 6 тыс. экспедиционных отрядов—участников «походов боевой славы».
Итоги XVIII всеказахстанской спартакиады школьников, проведенной в 1966 году, показали возросшее спортивное мастерство юных спортсменов.
Улучшились содержание и организационные формы работы школьных пионерских и комсомольских организаций. Они стали проявлять больше инициативы в создании различных кружков, в организации общественно полезного труда, физкультурно-спортивной работы и т. д. С большим подъемом пионерские организации включились во всесоюзное соревнование «Сияйте, ленинские звезды!»
Большую помощь школам в воспитании подрастающего поколения оказывают общественные организации, комитеты содействия семье и школе, создаваемые на предприятиях, в крупных учреждениях и при домоуправлениях. Инициаторами движения за коммунистическое воспитание 5 лет назад выступили жители молодого города угольщиков Экибастуза. Одобренный Центральным Комитетом Коммунистической партии Казахстана, их почин был широко подхвачен во всех городах и селах республики.
В организации совместной работы школы, семьи и общественности по коммунистическому воспитанию учащихся значительную роль сыграла I Республиканская научно-практическая конференция в Экибастузе. По ее рекомендации во всех городах и районах республики созданы советы по коммунистическому воспитанию молодежи, которыми руководят партийные комитеты. Сейчас нет ни одного крупного промышленного предприятия, колхоза и совхоза, где бы не были созданы комиссии содействия семье и школе и не организовано шефство передовых бригад и цехов над классами и пионерскими отрядами.
В последние годы заметно улучшилась пропаганда педагогических знаний среди населения. Органы народного образования Северо-Казахстанской области выступили инициаторами проведения массового педагогического всеобуча. При многих школах республики работают родительские университеты.
Все возрастающую помощь школе в коммунистическом воспитании детей оказывают детские внешкольные учреждения. В республике к 1967 году создано 207 домов пионеров, 21 станция юных техников, 17 станций юных натуралистов, 16 станций юных туристов.
Созданные еще в годы войны школы для работающей молодежи получили широкое признание и помогли многим молодым рабочим и колхозникам получить среднее образование. С 1946 по 1961 год среднее образование без отрыва от производства получили 42 500 человек.
На начало 1965/66 учебного года в республике функционировала 551 самостоятельная школа работающей молодежи, при 537 школах всеобуча работали отдельные классы, при 198 школах — заочные отделения. В них обучалось 196 476 учащихся. В колхозах и совхозах открыто 40 учебных комбинатов с 3898 учащимися. В 1965 году окончили средние школы для работающей молодежи 18870 человек.
С первых дней победы Великой Октябрьской социалистической революции в Казахстане, как и по всей стране, стали развиваться дошкольные детские учреждения. Они явились детищем Октября, способствовали раскрепощению женщины и вовлечению ее в общественное производство, оказали большое влияние на внедрение культуры в быт казахской семьи.
Первый детский сад был открыт по инициативе Совета рабочих и солдатских депутатов в г. Верном в 1917 году. В годы первых пятилеток открываются детские сады в промышленных районах Казахстана, а затем проникают в села и отдельные казахские аулы. В 1935 году функционировало 223 детских сада, в 1940 году — 553, в 1957 году — 946 детских садов, в которых воспитывалось 49 047 детей. В колхозах широкое распространение получили детские площадки.
Особенно бурный рост детских дошкольных учреждений происходил в последние годы. На 1 января 1966 года в республике функционировало 4143 дошкольных учреждения с контингентом 360 167 детей, в том числе в сельской местности 2307 с контингентом 127 050 детей.
В дореволюционном Казахстане не было ни одного среднего профессионально-технического учебного заведения. Ремесленные и торговые школы, существовавшие в то время, обслуживали в основном детей мелких предпринимателей, торговцев и купцов. В послеоктябрьский период для подготовки рабочих кадров создаются школы ФЗУ и различные профессиональные курсы.
Одновременно республика приступила к организации среднего специального образования. Уже в 1924—1925 гг. на ее территории действовало 6 сельскохозяйственных, 2 лесных, медицинский и промышленно-экономический техникумы. Выплата стипендий, обеспечение бесплатным общежитием, одеждой, учебниками, питанием создали детям трудящихся коренных национальностей все условия для получения специального образования. На сегодня в республике насчитывается 312 городских и сельских профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет. В них обучается около 120 тыс. юношей и девушек. В 154 техникумах и училищах учатся 127 тыс. человек.
В двадцатых годах с большой остротой встал вопрос о создании в республике высших учебных заведений. Коллегия Наркомпроса РСФСР, учитывая потребности растущей сети школ в учителях, приняла решение об открытии в 1928 году в Алма-Ате первого казахского высшего учебного заведения — педагогического института. До этого кадры учителей готовили 3 института народного образования, казахский педагогический институт в Ташкенте, 14 педагогических техникумов и 16 школ II ступени с педагогическим уклоном. На 1 сентября 1927 года в педагогических учебных заведениях республики обучалось 2397 человек.
Развитие сети высших и средних педагогических учебных заведений дало возможность подготовить квалифицированные кадры учителей как для казахских, так и для русских школ всех типов.
Созданный в 1934 году Казахский государственный университет имени С. М. Кирова стал кузницей кадров для народного хозяйства и центром научно-исследовательской работы. В 20 других высших учебных заведениях в 1940 году обучалось 10 419 студентов.
В настоящее время 41 высшее учебное заведение Казахстана готовит ежегодно около 16 тыс. высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, учреждений культуры и здравоохранения республики. Среди них 6 сельскохозяйственных, 5 медицинских, 10 политехнических и индустриальных институтов, Казахская государственная консерватория.
Ведущее место среди вузов республики занимает Казахский государственный университет, имеющий 8 факультетов: химический, механико-математический, физический, биологический, географический, исторический, юридический и филологический с отделением журналистики. Здесь учатся 8194 студента — представители 37 национальностей. На 57 его кафедрах и в 9 проблемных лабораториях работают 648 преподавателей, среди которых 22 доктора наук и 204 кандидата наук.
Подготовка учителей осуществляется в 16 педагогических институтах и 26 педагогических и музыкально-педагогических училищах. В результате развития высшего и среднего педагогического образования, в том числе заочного, произошли огромные изменения в составе и образовательном уровне педагогических кадров.
На 1 января 1966 года только в школах Министерства просвещения работало 134137 учителей, в том числе 85 656 женщин; по образованию: с высшим — 49 802, с незаконченным высшим — 21132, со средним — 60534 и незаконченным средним — 2569 человек (в основном учителя труда, физвоспитания, рисования и пения). В числе учителей — 45 980 казахов, из них с высшим образованием — 18 287 человек.
За выдающиеся заслуги в развитии народного образования более чем 800 учителям присвоено почетное звание заслуженного учителя республики, около 10 тыс. учителей награждены орденами и медалями Советского Союза, свыше 13 тыс. учителей — значком «Отличник народного просвещения».
В республике проводилась и проводится большая работа по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации учителей. Вся она подчинена главной задаче — помочь учителям творчески решать вопросы обучения и воспитания, постоянно внедрять в практику результаты научно-педагогических исследований и передовой педагогический опыт. Основную работу по повышению квалификации выполняют 16 институтов усовершенствования учителей, имеющихся во всех областных центрах и в Алма-Ате. В январе 1966 года в Алма-Ате создан Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования.
Вместе с ростом советской школы в Казахстане развивается и педагогическая наука. Научно-исследовательский институт педагогики работает сейчас над решением целого ряда актуальных педагогических проблем. Главное место среди них занимает определение содержания образования, дальнейшее усовершенствование форм и методов учебно-воспитательной работы в казахской, русской и уйгурской общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Много педагогических и психологических проблем разрабатывается кафедрами педагогических институтов и университетов. Результаты этих исследований обсуждаются на научных конференциях и совещаниях профессоров и преподавателей вузов, с участием практических работников народного образования. Наиболее ценные исследования издаются в виде монографий, учебно-методических пособий, брошюр. Несомненную ценность для дальнейшего развития казахской школы представляют опубликованные недавно монографии профессора Р. Г. Лемберг «Методы обучения в школе», профессора Т. Т. Тажибаева «Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX века», доктора педагогических наук А. И. Сембаева «История развития советской школы в Казахстане» и др.
Огромную роль в становлении и развитии казахской школы сыграло изучение русского языка. Русский язык приобщил казахский народ к передовым демократическим идеям революционной России, животворным идеям марксизма-ленинизма, на нем получила образование вся интеллигенция Казахстана.
Усилиями ученых-лингвистов и опытных педагогов созданы и применяются во всех классах казахской общеобразовательной школы программы и учебники по русскому языку и литературе. Издан ряд методических пособий для учителей-словесников. Все это позволило значительно поднять качество преподавания этого предмета. Перевод в 1940 году казахской письменности с латинского на русский алфавит устранил многие трудности в изучении учащимися русского языка.
За годы Советской власти создана научная грамматика казахского языка, разработана лингвистическая терминология. Язык казахского народа стал значительно богаче и более гибким. На казахском языке созданы замечательные произведения, известные далеко за пределами Советской страны. Казахи читают на родном языке русскую классическую и зарубежную литературу. На казахском языке издаются десятки газет и журналов, ведутся радио- и телепередачи, создаются выдающиеся произведения театрального искусства. До революции казахи не знали, что такое культурно-просветительное учреждение, кино, театр. Теперь в республике 19 профессиональных театров, в том числе Казахский академический театр оперы и балета, театр для детей и юношества, 11 концертных организаций, 4455 клубов, 22 музея, киностудия.
В результате гигантских усилий Коммунистической партии в Казахстане выросли многочисленные кадры советской интеллигенции. Тысячи казахов стали врачами, инженерами, агрономами, художниками, писателями. В многочисленных научно-исследовательских учреждениях республики трудятся тысячи ученых.
О том, как за годы Советской власти преобразился культурный облик казахского народа, свидетельствуют такие факты. В 300 км от г. Гурьева расположен в прошлом глухой степной аул Нуржау. В нем, как и в других казахских аулах, до Октября не было ни одного грамотного человека. В настоящее время население этого аула составляет 3 тыс. человек. Из Нуржау вышло более 70 педагогов, 30 офицеров Советской Армии, свыше 20 руководящих партийных и хозяйственных работников. Около 60 жителей Нуржау сейчас учатся в высших учебных заведениях страны, все дети посещают школы. Еще более разителен культурный рост села Литвинского Карагандинской области, с населением 4 тыс. человек, являющегося центральной усадьбой колхоза «Заветы Ильича». За годы Советской власти 500 жителей этого села стали учителями, агрономами, зоотехниками и другими специалистами народного хозяйства. 200 детей колхозников сейчас продолжают образование в высших учебных заведениях Москвы, Алма-Аты, Ташкента, Ленинграда и других городов страны.
После Великого Октября трудящиеся Казахстана в течение жизни одного поколения сделали в области просвещения, науки и культуры неизмеримо больше, чем было сделано за сотни лет господства казахских феодалов и царских колонизаторов. На примере Казахстана ярко видно, чего может достигнуть за короткий исторический срок свободный народ, вставший на путь социализма. В наступившей пятилетке партия поставила задачу осуществить переход к всеобщему среднему образованию. Для выполнения этой задачи в республике созданы необходимые условия. В 1966/67 учебном году в IX классы средних школ приняты 130 тыс. выпускников восьмилетней школы, что составляет 70% от числа окончивших восьмые классы. Расширяется также сеть средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, куда поступают теперь примерно 25% оканчивающих восьмые классы. В школах рабочей и сельской молодежи число учащихся к концу пятилетки достигнет 300 тыс. человек. В новой пятилетке вдвое будут увеличены контингенты учащихся в школах и группах продленного дня и в дошкольных детских учреждениях.
В годы пятилетки только на государственные капиталовложения должно быть построено школ более чем на 400 тыс. ученических мест. Огромную помощь в расширении школьной площади окажут колхозы, совхозы и предприятия путем инициативного строительства. За прошедшее семилетие они построили на свои средства школ и отдельных классных комнат более чем на 500 тыс. ученических мест. Эта работа будет продолжаться и в новой пятилетке.
Новые перспективы открывает перед школами Казахстана принятое в ноябре 1966 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
Выполнение постановления обеспечит дальнейшее совершенствование среднего образования, создание стабильности в работе школы, последовательное осуществление принципов политехнического обучения и трудового воспитания, приведение содержания образования в соответствие с современными требованиями развития науки, техники и культуры.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.