Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Украинская ССР


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила судьбы народов Советского Союза, в том числе и украинского народа, который на протяжении многих столетий страдал от гнета иноземных захватчиков и внутренних поработителей - царских чиновников, местных помещиков и буржуазии.
Только Великий Октябрь и претворение в жизнь ленинской национальной политики дали возможность трудящимся Украины создать подлинно свободное, суверенное социалистическое государство.
В братской семье народов СССР Советская Украина достигла высокого уровня развития экономики, образования, культуры, науки и техники. В республике давно обеспечена всеобщая грамотность населения. В ее народном хозяйстве работает специалистов с высшим и средним образованием в десять раз больше, чем в 1913 году во всей царской России.
Различными видами обучения в 1966/67 учебном году охвачено свыше 13,8 млн. человек при общей численности населения 46,0 млн. В общеобразовательных школах всех видов обучалось 8468 тыс. учащихся, в средних специальных учебных заведениях 718,7 тыс. Число студентов высших учебных заведений составило 739,1 тыс.
Эти цифры убедительно свидетельствуют о культурном росте народа за годы Советской власти. По данным переписи 1897 года, 76% украинского населения было неграмотным, причем в сельской местности неграмотность составляла почти 80%, а среди женщин - 90%.
В 1914/15 учебном году большая часть детей не имела возможности посещать даже начальную школу. Из 577 средних школ сельских было только 20. В Киевской губернии в 1909 году в школах обучалось всего 136 тыс. детей, а 209 тыс. (или более 60%) оставалось вне школы.
Царское правительство преграждало детям трудящихся путь к образованию. Далеко не все дети рабочих и крестьян имели возможность окончить начальную школу. Еще труднее было получить среднее образование. В 1916/17 учебном году из 830 учащихся Киевской первой гимназии детей потомственных дворян было 175, 326 личных дворян и чиновников - 336, духовенства - 44, почетных граждан и купцов - 63, детей кулаков - 82, из других сословий - 32 человека. Подобная же пропорция была характерна для состава студентов 27 высших учебных заведений Украины.
Разжигая великодержавный шовинизм, царское самодержавие всячески тормозило развитие культуры украинского народа. Циркуляр министра внутренних дел Валуева и закон 1876 года категорически запрещали преподавание в школах на украинском языке.
Коренные изменения, происшедшие после революции, можно видеть на примере нынешней Донецкой области. В 1914/15 учебном году в 1003 школах соответствующей территории обучалось 94,6 тыс. детей. Техникумов и вузов не было вовсе. Сейчас в области осуществлено обязательное восьмилетнее обучение и большинство детей учатся в средней школе. Только в одном Донецке работает 168 средних общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 132 тыс. человек. 21 тыс. юношей и девушек посещают школы рабочей молодежи, учатся в заочных школах.
Донецк - студенческий город. В шести вузах учатся свыше 25 тыс. будущих специалистов. Почти столько же юношей и девушек учится в 16 техникумах. Свыше 40 научных и научно-исследовательских учреждений работает в Донецкой области, среди них научно-исследовательские институты черной металлургии, физиологии труда, пластических масс, горной механики и технической кибернетики и другие. В Донецке созданы университет и научный центр Академии наук Украинской ССР.
Вопросы развития народного образования, создания новой, советской трудовой школы, политического просвещения масс, неуклонного подъема культуры трудящихся рассматривались Коммунистической партией как важнейшая задача социалистического строительства.
В годы ликвидации хозяйственной разрухи, преодоления голода и нищеты после гражданской войны Советское государство проявило особую заботу о воспитании, обучении и сохранении жизни и здоровья детей. Партийные и советские организации Украины считали одной из первоочередных задач - обеспечить воспитание детей, лишенных семьи, в специальных детских учреждениях.
Огромную роль в решении этой проблемы сыграло добровольное общество «Друг детей», которое имело свои ячейки во всех городах и селах республики. Организацией работы по борьбе с беспризорностью руководил Совет защиты детей во главе с Председателем Совета Народных Комиссаров УССР. Постановления Совета были обязательными для всех советских учреждений.
Для беспризорных и безнадзорных детей создавались детские дома. В 1921 году их было 806, в 1923 году - 1928 с количеством воспитанников 114 тыс.
Н. К. Крупская в своем выступлении на Всероссийском съезде работников социально-правовой охраны несовершеннолетних высоко оценила опыт партийных и советских органов республики в решении одной из труднейших задач молодого Советского государства. «Задача охраны детства, - говорила она, - не может быть разрешена ни в какой мере, если она не будет опираться на широкую общественность. Украина показала пример, как это делается... Опыт Украины должен быть тщательно изучен».
Усилия партии и правительства, широких кругов общественности молодой Советской Украины к концу двадцатых годов увенчались успехом - с беспризорностью было покончено.
Большое внимание уделялось соединению учебно-воспитательной работы в детских учреждениях с производительным трудом.
Примером этому служили детские колонии имени Горького и имени Ф. Э. Дзержинского, организатором и руководителем которых был выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко. Благодаря новаторству А. С. Макаренко, вере в добрые начала детской души сотни детей, которые в условиях капитализма пополнили бы ряды преступников, колония спасла и вернула к жизни. Воспитанники А. С. Макаренко стали активными и сознательными строителями нового общества.
Труды А. С. Макаренко, его блестящий педагогический опыт прочно вошли в золотой фонд советской педагогической науки. К этим трудам обращаются советские учителя за мудрым советом.
Учитывая большие заслуги А. С. Макаренко перед педагогической наукой и советской школой, его многолетнюю деятельность на Украине, Центральный Комитет Коммунистической партии Украины и правительство Украинской ССР учредили в сентябре 1964 года медаль А. С. Макаренко. Этой медалью уже награждены многие учителя, воспитатели, руководители школ, работники органов народного образования, ученые-педагоги, добившиеся выдающихся успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения, в развитии педагогической науки.
В сознании поколений никогда не сотрутся воспоминания о борьбе с темнотой и невежеством народа в условиях гражданской войны и восстановления народного хозяйства. В декрете, подписанном В. И. Лениным 26 декабря 1919 года, указывалось, что с целью предоставления всему населению возможности сознательного участия в политической жизни страны необходимо научить всех - в возрасте от 8 до 50 лет - писать и читать.
Правительство Украинской ССР в мае 1921 года издало декрет о ликвидации неграмотности среди украинского населения. Контроль за осуществлением этого декрета был возложен на Всеукраинскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности. Основной ее задачей было организовать дело обучения грамоте миллионов трудящихся.
Комиссия мобилизовала для этого все возможные средства: привлекла широкую общественность, грамотных людей, способствовала развитию специальных пунктов и школ по ликвидации неграмотности. Если в 1923/24 учебном году в республике работало 3838 таких пунктов и школ, то в 1924/25 учебном году их было уже 11538.
Успеху ликвидации неграмотности в республике способствовало создание добровольного общества «Долой неграмотность», которое возглавил выдающийся деятель Коммунистической партии, председатель ВУЦИК Г. И. Петровский.
В результате активной массовой работы партийных, советских, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций к 1929 году была ликвидирована неграмотность среди 2,8 млн. человек, в том числе 1,6 млн. женщин. Процент грамотных среди взрослого населения Украинской ССР возрос в городах до 74, в селах - до 53%. К 1940 году ликвидация неграмотности была фактически завершена.
Осуществляя мероприятия по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, Коммунистическая партия и правительство республики одновременно претворяли в жизнь ленинские идеи о строительстве новой, социалистической школы.
Задача состояла в том, чтобы в кратчайший срок осуществить всеобщее и бесплатное обучение детей школьного возраста. Первые ленинские декреты по вопросам народного образования нашли отражение в постановлениях Коммунистической партии и правительства Украины. По примеру РСФСР на Украине были изданы декреты о создании Народного Комиссариата просвещения, губернских, уездных и волостных отделов народного образования, о передаче всех учебных заведений в ведение Наркомпроса, об отделении церкви от государства и школы от церкви, о бесплатном обучении и др.
Весной 1919 года Наркомпрос УССР выработал и опубликовал проект «Положения о единой трудовой школе Украинской Советской Социалистической Республики». Летом этого же года правительство республики утвердило этот документ.
В марте 1920 года было созвано первое всеукраинское совещание по вопросам народного образования. На нем была широко обсуждена новая система народного образования Украинской ССР, включавшая дошкольные детские учреждения, общеобразовательные школы, учебные заведения профессионального, среднего специального и высшего образования, а также различные культурно-просветительные учреждения.
Создан единый тип трудовой семилетней школы с двумя концентрами: первый концентр - I-IV классы, второй - V-VII классы. На базе семилетки строились профессионально-технические школы и техникумы. Существенные организационные изменения были внесены в работу высших учебных заведений. Был взят курс на профессионализацию образования после семилетней школы.
В 1922 году октябрьский Пленум ЦК КП(б) Украины отметил ошибочность этого курса, и в республике была восстановлена средняя общеобразовательная школа. Развитие просвещения на Украине пошло путями, более близкими к практике других союзных республик.
Становление советской школы на Украине было связано с преодолением больших трудностей в создании новых программ, в организации учебно-воспитательной работы. Первые программы, изданные Наркомпросом РСФСР и рекомендованные школам Украинской ССР, были, безусловно, большим шагом вперед в обновлении содержания обучения. Однако комплексный принцип их построения не обеспечивал возможности вооружения учащихся систематическими знаниями по основам наук.
Мало изменилось положение и после выхода в свет в 1923 году программ Наркомпроса Украины под названием «Руководство по социальному воспитанию», также разработанных на основе комплексной системы.
В 1927 году Наркомпрос УССР издал новые программы. В отличие от предыдущих в них уделялось больше внимания систематизации знаний по предметам. Но и в этих программах сохранились стержневые комплексные темы, отсутствовала согласованность с программами техникумов.
Несмотря на эти недостатки, уже в течение первого десятилетия новая школа сделала большой шаг вперед. Она воспитывала детей в революционном духе, помогала им понять задачи Советской власти. Обновлялись методы обучения. Развивалась общественная активность учащихся.
В борьбе трудящихся за социализм, за становление советской школы заметную роль играло учительство. «Учитель, - говорил А. В. Луначарский, - является надежной связью с будущими поколениями и тем самым гарантирует за нами наше завтра».
Переход учителей на сторону Советской власти проходил в условиях жестокой классовой борьбы. Часть из них на первых порах не понимала сути социальных преобразований, не сочувствовала делу пролетарской революции.
Это относилось главным образом к учителям городских средних школ. Народные учителя скорее и легче примкнули к революции, чем привилегированное учительство. Особенно сложным был процесс становления политической сознательности и идейной убежденности учительства Украины. На сознание многих учителей оказывали пагубное влияние различные реакционные буржуазно-националистические партии и группировки.
С первых дней Советской власти Коммунистическая партия (большевиков) Украины развернула огромную воспитательную работу среди учителей с целью привлечения их к активному участию в строительстве новой жизни. Следуя советам В. И. Ленина, партия никогда не упрекала тех учителей, которые не смогли сразу осмыслить задач пролетарской революции. Она терпеливо по-ленински разъясняла им важность дела народного образования для молодого Советского государства и роль учительства в развитии социалистической культуры.
Работа в новой школе была под силу лишь учительству, вооруженному марксистско-ленинской теорией. Поэтому Коммунистическая партия Украины много внимания уделяла повышению идейно-политического уровня учителей, разъясняла им учение марксизма-ленинизма и политику партии, учила быть бдительными к классовому врагу.
В годы восстановительного периода многие учителя жили в очень тяжелых условиях, терпели голод и нужду. Правительство и Наркомпрос УССР делали все возможное, чтобы улучшить материальное положение учителей. Был издан ряд специальных постановлений по этому вопросу.
Большое внимание повышению жизненного уровня работников народного образования уделял В. И. Ленин. Эту заботу вождя высоко ценили учителя Украины. В ответ на высказывания Владимира Ильича о народном учителе в статье «Странички из дневника» учителя Белоцерковщины в 1923 году ему писали: «Просвещенцы Белоцерковщины, которые собрались на съезд в количестве 300 человек, уполномоченные от 1500 работников, шлют свой горячий привет и желают скорейшего выздоровления. Просвещенцы заверяют вождя пролетариата, что временное материальное положение просвещения не ослабит его работы в направлении, которое диктует ему партия. «Странички из дневника», посвященные народному учителю, дали нам, учителям, новые силы».
Советские учителя с каждым годом становились все более активной силой в претворении в жизнь политики партии в области народного образования, в решении насущных задач культурной революции.
Ярким свидетельством повышения активности учителей Украины в строительстве новой жизни явился Всеукраинский учительский съезд, который состоялся в Харькове в январе 1925 года. Делегаты съезда заслушали и обсудили доклады «Очередные задачи Советской власти», «Национальный вопрос и школа», приняли и вручили руководству Компартии Украины «Декларацию», в которой отмечалось, что многотысячная армия учителей республики твердо стала под знамя Октября. Участники съезда послали приветственные письма ЦК РКП (б), ВЦИК СССР, ВЦСПС и лично Н. К. Крупской, в которых высказали готовность отдать все свои силы делу осуществления заветов В. И. Ленина.
К празднованию десятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в ноябре 1927 года X съезд КП(б) Украины подвел первые итоги повышения культурного уровня трудящихся масс, развития народного образования и строительства советской школы.
За десятилетие в республике было построено 1619 школ (из них 1570 в селах), которые были рассчитаны на 100 тыс. ученических мест. В 181 институте и техникуме обучалось 55,5 тыс. студентов. Преподавание в школах Украины осуществлялось на родном языке.
С каждым годом повышалось качество учебно-воспитательной работы, увеличивалось количество учителей с высшим педагогическим образованием, расширялось издание учебников, изготовление письменных принадлежностей, укреплялась материальная база школ в городах и сельской местности.
Отмечая успехи в области народного образования, X съезд КП(б)У вместе с тем поставил перед партийными организациями и учительством новые задачи развития советской школы в период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Основное внимание было обращено на повышение уровня воспитательной работы в школе, на связь обучения с жизнью, с практикой социалистического строительства.
Большое значение для развития народного образования имели решения XVI съезда ВКП(б), постановления ВУЦИК и СНК УССР, принятые в августе 1930 года, об осуществлении повсеместно всеобщего обязательного четырехлетнего начального обучения, а в городах и рабочих поселках - семилетнего.
Эти решения выполнялись на Украине успешно. М. И. Калинин в статье от 14 августа 1931 года «К первой годовщине всеобуча в Союзе ССР» отмечал, что «директива партии о введении всеобщего обязательного обучения на территории УССР в основном выполнена: дети 8-10 лет охвачены начальной школой на 98,2% против 76,2% прошлого года... окончившие четырехлетку охвачены во II концентре семилетки на 76% против 55,5% прошлого года...».
В 1932/33 учебном году в республике уже работало 22 632 школы. Количество семилетних школ увеличилось в сравнении с 1927/28 учебным годом почти на 6 тыс. В школах Украины в 1932/33 учебном году обучалось более 4,5 млн. учащихся, почти в два раза больше, чем в 1927/28 учебном году. Это был большой успех в деле осуществления одной из важнейших задач культурной революции.
Развитие советской школы на Украине в восстановительный период и в годы первых пятилеток происходило в процессе напряженной борьбы Коммунистической партии, всего украинского народа против троцкистов, оппортунистов, украинских буржуазных националистов, которые всячески стремились сорвать планы социалистического преобразования народного хозяйства, помешать осуществлению задач культурной революции в республике.
Украинские буржуазные националисты пытались захватить в свои руки народное образование и культурно-просветительные учреждения, с тем чтобы направить их на буржуазный путь развития.
Прикрываясь лозунгом «самостийной Украины», проповедуя «теорию» единого потока в развитии украинской культуры, националисты хотели примирить трудящихся с национальной буржуазией, посеять вражду между украинским и русским народами.
Трудящиеся Украинской ССР под руководством Коммунистической партии Украины наносили буржуазно-националистическим элементам удар за ударом. В 1920 году в республике был распущен контрреволюционный буржуазно-националистический Всеукраинский учительский съезд. В мае 1921 года вскрыта и разоблачена контрреволюционная деятельность Украинской партии социалистов-революционеров, ярых врагов украинского народа. В 1925 году за антисоветскую деятельность были распущены так называемая Украинская Коммунистическая партия и созданный ею Украинский юношеский союз.
В 1926-1927 гг. Коммунистическая партия Украины вскрыла и осудила националистические взгляды наркома просвещения УССР А. Шуйского и его сторонников, которые своими действиями в системе народного образования пытались подорвать дружбу украинского и русского народов.
Немного позже (в 1928-1929 гг.) вместе с другими контрреволюционными организациями была разоблачена и ликвидирована контрреволюционная буржуазно-националистическая, организация Союз освобождения Украины (СВУ). Участники СВУ вели подрывную деятельность в органах народного образования, в Академии наук УССР, в творческих организациях. Агенты СВУ всячески стремились, помешать осуществлению ленинских принципов народного образования, использовать школу как средство борьбы против советского строя.
Решительная борьба Коммунистической партии и правительства республики против буржуазно-националистических элементов в сфере культурного строительства облегчила создание новой школы. Этому способствовали в особенности постановления ЦК ВКП(б) о школе, принятые в тридцатых годах. Они разоблачали левацкие теории «отмирания школы», метод проектов, бригадно-лабораторный метод, выдвигавшиеся в качестве универсальных, педологические извращения. В постановлениях были осуждены недооценка роли учителя, вредные эксперименты с введением «рассыпных» учебников и т. д.
В постановлениях ЦК ВКП(б) нашла воплощение ленинская идея политехнического обучения, поставлена задача глубокого и систематического усвоения учащимися основ наук, даны четкие указания по вопросам методики учебно-воспитательного процесса, четко определена роль учителя в обучении и коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
Вооруженные постановлениями партии и правительства о школе, работники народного образования Украинской ССР под руководством партийных и советских организаций с еще большим энтузиазмом стали решать задачи культурной революции, добивались новых успехов в деле обучения и коммунистического воспитания школьной молодежи.
На основе больших достижений в промышленности и сельском хозяйстве, подъема благосостояния народа в республике укреплялась материальная база народного образования, увеличивалось количество начальных, семилетних и средних школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов, техникумов и других учебных заведений.
Важным событием в жизни украинского народа в конце тридцатых годов было воссоединение с Украинской ССР западных областей Украины и Северной Буковины. До воссоединения здесь господствовали буржуазно-помещичьи порядки, бесправие и нищета населения, жестокая эксплуатация.
Вот что говорилось в Манифесте ЦК Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) в 1936 году о положении тружеников-украинцев, находящихся под гнетом панской Польши: «Придавленное тяжестью различных налогов, административных наказаний, украинское село все больше разоряется и опускается на дно нужды. Голод, страшнейший голод ежегодно заглядывает под крыши наших крестьянских изб. Крестьянство наше, которое на наших землях составляет большинство украинского народа, темное и непросвещенное. Украинский язык, язык наших песен и наших великих писателей - Шевченко и Франко - лишен прав и преследуется.
Для украинского рабочего нет места в государственных учреждениях. По городам нашего края бродит огромное количество безработных, которые умирают с голода, долгие годы не получая, работы.
Украинский интеллигент, преимущественно крестьянский сын, на обучение которого долгие годы отрывал от себя последний ломоть хлеба бедствующий отец, не имеет ни единой возможности найти себе должность в государственных учреждениях. Среди украинской интеллигенции господствует безработица и нищета».
О чрезвычайно низком уровне народного образования в западных областях Украины свидетельствует тот факт, что до воссоединения их в единую Украинскую республику здесь из-за недостатка школ и нищеты более 30% детей не обучалось. Многие учащиеся бросали школу и больше никогда не возвращались в нее. Около 70% населения было неграмотным. Мало школ было и в Северной Буковине. Тысячи детей трудящихся оставались вне школы, 80% населения не умели читать и писать.
Только с установлением Советской власти, с воссоединением в единую Украинскую ССР трудящиеся западных областей обрели свободу и счастливую жизнь. Об этом подробно рассказал в своем выступлении на XXIII съезде КП Украины в марте 1966 года первый секретарь Тернопольского обкома партии Г. И. Шевчук.
На примере нашей области, говорил Г. И. Шевчук, во всей полноте видны те большие социалистические преобразования, которые произошли в западных областях Украины за годы Советской власти. Из отсталой в прошлом в экономическом и культурном отношении Тернополыцина преобразовывается в область мощной экономики, высоко развитой культуры и народного образования.
До воссоединения более половины населения Тернополыцины было неграмотным. Здесь не было ни единого высшего учебного заведения. С украинским языком преподавания существовали лишь 2 начальные школы. Теперь же в области работают 3 высших и 26 средних специальных учебных заведений, 1074 общеобразовательные школы, полностью ликвидирована неграмотность, все дети школьного возраста учатся.
Сейчас в области в различных отраслях народного хозяйства и культуры трудится 39 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. До 1939 года на Тернополыцине было лишь 70 врачей и 150 специалистов со средним медицинским образованием. Теперь работает 1700 врачей и 5300 работников со средним медицинским образованием.
«Решительно отбрасывая грязную клевету украинских буржуазных националистов, - сказал в заключение своего выступления Г. И. Шевчук, - трудящиеся нашей области с гордостью заявляют, что только при Советской власти они узнали настоящее счастье. Все это дала нашим людям родная Коммунистическая партия».
Неузнаваемо стало и Советское Закарпатье, которое было воссоединено с Украинской ССР в 1945 году.
До воссоединения в городах и селах Закарпатья было лишь 430 начальных, 18 семилетних школ и 7 гимназий, в которых обучалось 84,5 тыс. учащихся. Школы, как правило, размещались в тесных, малопригодных помещениях.
Нынешнее Закарпатье - это цветущий край с развитой промышленностью, передовым многоотраслевым сельским хозяйством и высокой социалистической культурой. Закарпатские города и села украсили выстроенные по последнему слову архитектуры здания новых школ, театров, клубов. В Закарпатской области введено обязательное восьмилетнее обучение. Созданный впервые в истории Закарпатья Ужгородский университет по праву считается одним из ведущих научных центров Украины.
К началу Великой Отечественной войны Украинская ССР стала могучей индустриально-колхозной державой, республикой сплошной грамотности, высокой культуры и передовой науки.
В сравнении с 1914/15 учебным годом количество школ на Украине возросло примерно в полтора раза, учащихся - в четыре раза и учителей в пять раз. Средних школ в 1940/41 учебном году было почти на 4 тыс. больше, чем в дореволюционный период. Примечательно, что число средних школ в сельской местности возросло с 20 в 1914/15 учебном году до 2264 в 1940/41 учебном году, или более, чем в сто раз.
Значительное развитие получила внешкольная работа с детьми. В 1940 году в республике было около 400 дворцов и домов пионеров, более 20 детских театров, много станций юных техников и юных натуралистов, спортивных школ, детских экскурсионно-туристских станций и других внешкольных учреждений.
Быстрыми темпами развивалось дошкольное воспитание - отрасль народного образования, которой в дореволюционное время почти не уделялось внимания. Если до Великой Октябрьской социалистической революции на Украине насчитывалось всего 38 дошкольных учреждений, то в 1940 году их было более 3 тыс., в детских садах и яслях воспитывалось 172,2 тыс. детей. Широкая сеть дошкольных учреждений дала возможность значительно улучшить общественное воспитание детей, создать необходимые условия для участия матери-труженицы в производстве и в общественной жизни.
За годы Советской власти сложилась система профессионально-технического образования. Подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства осуществляли ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения, железнодорожные училища. В течение довоенных пятилеток ими были выпущены десятки тысяч грамотных, квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта и сельского хозяйства республики.
Вероломное нападение фашистской Германии в июне 1941 года прервало мирный творческий труд советских людей. Для народов СССР начался период невиданных испытаний. В ожесточенной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посягнувшими на независимость нашей Родины, трудящиеся мужественно отстаивали завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием силы и жизненности общественного и государственного строя Страны Советов, демонстрацией преимуществ социалистического строя над капиталистическим.
В горниле невиданной в истории человечества борьбы с фашистскими поработителями проверялась действенность коммунистического воспитания, осуществляемого советской школой. И школа гордится тем, что ее воспитанники в жестоких боях за Родину показали примеры настоящего героизма, мужества и стойкостиЖкшетская школа, советская система воспитания с честью выдержали суровый жизненный экзамен, советские учителя внесли достойный вклад в победу, одержанную нашим народом и его Вооруженными Силами над фашизмом. Воспитанники школы шли в ряды Советской Армии, вливались в партизанские отряды, мужественно переносили трудности и невзгоды, совершали ратные подвиги.
Советский народ никогда не забудет героических подвигов подпольных комсомольских организаций «Молодая гвардия», «Партизанская искра», «За Родину». Школы Украины гордятся тем, что они воспитали Героев Советского Союза Олега Кошевого из Краснодона, Парфена Гречаного из села Крымки Николаевской области, Лялю Убийвовк из Полтавы, Лялю Ратушную из Винницы, Марию Чемаш из Хмельницкого, Нину Соснину из Малина и многих, многих других.
Навсегда останутся в памяти народа образы учителей - героев Великой Отечественной войны, которые отдали жизнь в боях за Советскую Родину. Многие из них возглавляли подпольные комсомольские школьные организации. Так, например, руководителем «Партизанской искры» был директор Крымкской школы Николаевской области Владимир Степанович Моргуненко, а секретарем подпольной комсомольской организации «За Родину» в селе Холмы Черниговской области - инспектор районо Николай Еременко.
Несмотря на огромные трудности, разрушения, нехватку учителей, которые вместе со всем народом с оружием в руках защищали Родину, советская школа продолжала обучать и воспитывать детей и в годы войны.
Яркую страницу в летопись работы школы в годы войны вписали севастопольские учителя. Когда враг вплотную подошел к городу, севастопольцы решили продолжать работу школ в штольнях и бомбоубежищах. Это был подлинный подвиг учительства, который перекликался с героическими делами защитников Севастополя.
Одна из подземных школ была размещена на окраине Севастополя в инкерманских штольнях. Руководил ею опытный педагог К. И. Ленько. Большинство учителей и учеников жили здесь же, в штольне. После занятий учащиеся оставались в классах готовить уроки, а потом помогали взрослым присматривать за ранеными, собирали гильзы, совершали рискованные вылазки за водой под ураганным огнем противника.
Занятия 1941/42 учебного года в этой школе, как и во многих других, окончились в обычное время - 25 мая. Над городом в эти дни нависла смертельная опасность, но, несмотря на это, во всех классах школы были проведены экзамены и окончившим седьмые классы вручены свидетельства об окончании неполной средней школы.
«Пройдут годы, десятилетия, многое сотрется в памяти человечества» Придут новые люди, поколения. Но всегда святой реликвией, памятником героизма будут камни инкерманских штолен - свидетели работы школьных классов под землей», - писала 8 мая 1965 года газета «Радянська освiта».
В ожесточенной борьбе с немецким фашизмом украинский народ понес огромные потери. В руинах лежали города и села, заводы и фабрики, домны и мартены, разрушены были транспорт и связь. Материальные и духовные ценности народа, которые создавались на протяжении столетий, были разграблены или уничтожены.
В докладе первого секретаря ЦК КП Украины П. Е. Шелеста на торжественном заседании ЦК КП Украины и Верховного Совета УССР 17 октября 1964 года по случаю празднования 20-летия освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков отмечалось, что «фашистские разбойники уничтожили и сожгли на Украине 714 городов и поселков городского типа, более 28 тысяч сел. В результате осталось без крова около 10 миллионов советских людей. Фашисты превратили в руины 16 тысяч промышленных предприятий, разграбили или уничтожили почти все колхозы, совхозы, МТС и социально-культурные учреждения.
Только прямой ущерб, нанесенный оккупантами нашей республике, составлял в довоенных ценах 285 миллиардов рублей. Но самой тяжелой утратой было то, что от рук фашистских людоедов на Украине погибло 4,5 миллиона человек мирного населения».
К тяжким преступлениям, совершенным фашистскими захватчиками на украинской земле, относятся действия гитлеровцев по уничтожению достижений украинской советской культуры. Оккупанты намеревались лишить украинский народ возможности получать образование, пользоваться достижениями науки и культуры. Они размещали в школьных помещениях казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи; разграбили и вывезли в Германию большое количество школьного оборудования. Было уничтожено полностью 8 тыс. и разрушено частично 10 тыс. школьных помещений.
В одном из актов Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников записано: «В Киеве до вторжения немцев было 150 средних и начальных школ. Из них 77 школ оккупанты заняли под казармы, 9 приспособили под склады и мастерские, в 2 разместили военные штабы, 8 школ использовали под конюшни. При отступлении из Киева немецкие варвары уничтожили много школ.
Фашисты закрыли все детские сады, разграбили их имущество, часть домов использовали под квартиры. Детские сады №14, 107, 217 приспособили под конюшни, 27 детских садов сожгли и 51 детский сад разрушили. Они разрушили также 13 детских домов, 4 дворца культуры, дом учителя, клуб профсоюза политпросветработников».
Еще шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками, а трудящиеся Советской Украины под руководством Коммунистической партии, при помощи всего советского народа ив первую очередь русского народа по мере освобождения территории начинали восстановление разрушенного войной хозяйства.
В городах и селах налаживалась работа школ, восстанавливалась их учебно-материальная база. Уже в первом послевоенном 1945/46 учебном году на Украине работали 28 470 общеобразовательных школ. За парты сели более 5 млн. ребят.
Быстрыми темпами в послевоенный период развивалось семилетнее и среднее образование в Украинской ССР. В 1949 году XVI съезд КП Украины принял решение о переходе к всеобщему обязательному семилетнему обучению и осуществлению всеобщего среднего образования в больших промышленных городах и областных центрах. Для решения этой задачи Украина имела необходимые условия. В 1950/51 учебном году в республике было около 13 тыс. семилетних школ, что на 2 тыс. превышало количество семилеток в 1941 году, и 3223 средних школы.
Продолжало увеличиваться количество школ, в которых молодежь и взрослые получали знания без отрыва от производства. В 1950 году насчитывалось 793 школы рабочей молодежи и более 4 тыс. классов и школ сельской молодежи, в которых обучалось свыше 270 тыс. человек.
Дальнейшее развитие народное просвещение Украинской ССР получило в годы пятой пятилетки (1951-1955). За это время в областных и больших промышленных городах республики, а также во многих районных центрах практически осуществлялось всеобщее среднее образование. В республике были дополнительно созданы 2762 средние школы. Количество учащихся в средних школах увеличилось на 1 млн. 33 тыс. человек. Выросла и сеть школ работающей молодежи. В 1955 году их было уже 1215.
В апреле 1959 года Верховный Совет Украинской ССР принял в соответствии с общесоюзным закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования Украинской ССР».
На основе закона в республике вместо обязательного семилетнего введено обязательное восьмилетнее обучение. Средняя десятилетняя школа преобразована в одиннадцатилетнюю с производственным обучением, дающим профессиональную подготовку. Жизнь не оправдала профессионализации средней общеобразовательной школы.
В 1966 году была отменена обязательная профессиональная подготовка в средних школах и восстановлен десятилетний срок обучения. Положительными результатами выполнения закона 1959 года было осуществление обязательного восьмилетнего обучения, улучшение связи обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства.
Школы стали уделять больше внимания трудовому воспитанию школьников, созданию необходимой для этого материальной базы при широком участии хозяйственных и общественных организаций. Более целенаправленной стала совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию детей.
Осуществляя задания семилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1959-1965), требования Программы партии, решения XX, XXI и XXIII съездов КПСС в области народного образования, учительство Украины под руководством партийных и советских органов, при активном участии широкой общественности продолжает усиленно работать над дальнейшим развитием образования, совершенствованием различных звеньев его, над повышением идейно-теоретического, научного и методического уровня учебно-воспитательной работы в школах, качества подготовки и переподготовки педагогических кадров, укрепления учебно-материальной базы школ и других учреждений системы народного образования.
Значительная работа в последние годы проведена в республике по упорядочению сети школ, развитию новых форм общественного воспитания детей. Всеобщее признание завоевали школы и группы продленного дня. В них созданы необходимые условия для обучения учащихся, их умственного, морального, эстетического, физического развития и отдыха.
В 1966/67 учебном году в 1 тыс. школ и 11,5 тыс. групп с продленным днем обучалось и воспитывалось 750 тыс. учащихся I-VIII классов. С 1956 года стали создаваться школы-интернаты. Эти школы оказали большую помощь родителям, у которых нет необходимых условий для воспитания своих детей. В 1965/66 учебном году в республике работало 533 школы-интерната с контингентом учащихся 212,3 тыс.
Быстрыми темпами росло число воспитанников дошкольных учреждений.
Продолжает развиваться вечернее и заочное образование молодежи без отрыва от производства. На протяжении семилетки количество учащихся этих школ возросло более чем в три раза.
С каждым годом увеличивается количество учащихся в системе профессионально-технического образования. Ныне существующая система сложилась после принятия закона о школе. В городских и сельских профессионально-технических училищах в 1965/66 учебном году обучалось 283 тыс. юношей и девушек.
Высшие учебные заведения Украины ежегодно направляют в различные отрасли народного хозяйства и культуры десятки тысяч специалистов. На каждые 10 тыс. населения в республике приходится 155 студентов. Подготовку и воспитание специалистов с высшим образованием осуществляет 40-тысячный коллектив преподавателей, среди которых насчитывается более 4100 докторов и 11400 кандидатов наук.
Большая работа проводится по укреплению учебно-материальной базы, строительству школ, созданию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских. За семь лет (1959-1965) за счет государственных капиталовложений, средств колхозов и других источников финансирования сооружено 6114 новых школьных зданий на 1 млн. 688 тыс. ученических мест, пристроено более 32 тыс. классных комнат на 1 млн. 61 тыс. мест.
В укреплении учебно-материальной базы школам постоянно помогают колхозы. Они ежегодно строят более 500 новых школьных помещений. Очень развито строительство школ за счет колхозов в Харьковской, Винницкой, Полтавской, Днепропетровской, Сумской, Черниговской, Кировоградской, Киевской областях.
За годы семилетки в школах республики создано дополнительно 18 тыс. учебных кабинетов, 11,8 тыс. мастерских, 2 тыс. спортивных залов. На приобретение учебно-наглядных пособий, школьного инвентаря и оборудования в течение семилетки израсходовано более 124 млн. рублей.
С каждым годом школы получают все большее количество учебной и методической литературы. Только к началу 1966/67 учебного года в республике издано 52 млн. учебников.
Большими тиражами издается детская литература, газеты и журналы, С 1965 года учащиеся получают специальные серии детских книг: «Школьная библиотечка», «Для первоклассника», «Люби природу». Большой популярностью пользуются у ребят серии книг «Компас», «Спутник», «Славные имена», «Юные герои», «Хочу все знать», «В мире приключений», «Для любознательных и находчивых». Детскую литературу печатают издательства «Радянська школа», «Молодь», «Веселка», «Мистецтво».
Сотни тысяч ребят - постоянные подписчики детских и молодежных периодических изданий - республиканских газет «Зiрка», «Юний ленiнець», «Комсомольское знамя», «Молодь Украiни», а также журналов «Барвiнок», «Малятко», «Пiонерiя», «Змiна», «Знання та праця».
Примечательной чертой является рост творческой активности учителей. Широко вошли в их практику эффективные приемы активизации выполнения учащимися разнообразных письменных заданий, работы с учебником, с литературными и историческими документами, исследовательский эксперимент в школьной лаборатории, программированное обучение. В школах Украины с каждым годом увеличивается количество кабинетов технических средств обучения.
Значительный опыт по созданию и внедрению в педагогическую практику новых форм обучения накопили учителя и педагогические коллективы многих школ Киева, Харьковской, Сумской, Донецкой, Луганской, Кировоградской областей. Учителя Киева в течение нескольких лет ведут коллективные исследования по теме «Работа учителя по развитию умственных способностей учащихся в процессе обучения».
Далеко за пределами республики известен опыт учителей Кировоградской области по усовершенствованию методов обучения в старших классах - применению лекционно-практической формы обучения.
В республике трудятся тысячи учителей, которые стремятся к поискам нового, глубоко изучают и творчески применяют опыт лучших педагогов страны, добиваются высокого качества знаний учащихся, ликвидации второгодничества. В преодолении второгодничества значительных успехов достигли учителя школ Киева, Харькова, Северодонецка, Черниговской, Кировоградской и Харьковской областей. В каждой области, в каждом городе и районе есть много настоящих мастеров педагогического труда.
Законную гордость трудящихся и учительства республики вызывает награждение в 1966 году 82-й киевской средней школы орденом Трудового Красного Знамени за большие успехи в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи.
Программой деятельности школ в воспитательной работе являются историческая речь В. И. Ленина на III съезде комсомола, решения партии по вопросам идеологической работы.
Содержательная воспитательная работа была проведена школами Украины в период подготовки к празднованию 20-летия со Дня Победы над фашизмом. Готовясь к этой знаменательной дате, сотни тысяч красных следопытов прошли по путям героических боев Советской Армии и партизанских отрядов, собрали ценные сведения о своих славных земляках, отыскали многих безыменных героев Отечественной войны, создали тысячи школьных музеев боевой славы.
Нельзя без волнения рассматривать материалы, собранные пионерами и комсомольцами 4-й конотопской средней школы о своем земляке - Герое Советского Союза генерале Григории Илларионовиче Тхоре. Славный сын украинского народа героически сражался в Испании, Китае, а в годы Великой Отечественной войны, попав в концентрационный лагерь, до последнего дыхания боролся против фашизма и погиб смертью храбрых, подобно генералу Д. М. Карбышеву.
О 81 Герое Советского Союза рассказывают экспонаты школьного музея боевой славы, созданного пионерской и комсомольской организациями 19-й сумской школы. Много волнующих документов собрали следопыты 1-й средней школы города Малина на Житомирщине. Они глубоко изучили историю местной подпольной организации, восстановили все подробности подвига комсомолки Нины Сосниной. В дни празднования 20-летия Победы над фашизмом она была посмертно удостоена высокого звания Героя Советского Союза.
Большие возможности для углубления воспитательной работы, дальнейшего совершенствования ее форм и методов открыла подготовка к празднованию 50-летия Великого Октября и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
К славным юбилеям всюду - в каждой области, районе, в школе - разработаны мероприятия, осуществление которых помогает воспитывать у учащихся советский патриотизм, пролетарский интернационализм, уважительное отношение к боевым и трудовым подвигам старших поколений.
К 50-летию Великого Октября в восьмилетних и средних школах, в дворцах и домах пионеров созданы музеи и комнаты В. И. Ленина, проведены тематические вечера, встречи со старыми большевиками, участниками гражданской и Великой Отечественной войн, с партизанами, Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, передовиками производства, учеными, деятелями искусства.
В честь юбилея проводятся олимпиады, слеты, спортивные соревнования, экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы, различные эстафеты, выставки, конкурсы. Посланцы школьников Украины участвовали во Всесоюзном слете следопытов в сентябре 1966 года. Много школьников прошли в экспедициях «Дорогами Великого Октября». Успешно прошел смотр пионерских дружин под девизом «Сияйте, ленинские звезды», эстафета городов-героев «Красная гвоздика».
Ученическая и студенческая молодежь с любовью и много поработала над украшением памятников, установленных в честь революционных событий, могил воинов, партизан и подпольщиков, отдавших жизнь за Советскую Родину.
Формируя лучшие духовные качества нового человека, педагогические коллективы школ республики много внимания уделяют воспитанию у учащихся высоких эстетических вкусов, расширению их кругозора в области литературы и искусства. В практику работы с детьми в последнее время все больше входят лекции во внеурочное время, беседы по вопросам искусства, встречи с работниками литературы и искусства, университеты культуры для учащихся, клубы юных любителей искусства, коллективные посещения музеев, выставок, театров.
Хорошо зарекомендовали себя как действенное средство эстетического воспитания школьные художественные музеи. В селе Пархомовке Харьковской области такой музей создан учениками под руководством учителя истории П. Ф. Лунева. В музее собрано более 3 тыс. экспонатов, работает бюро по пропаганде искусства.
Физическое воспитание учащихся на уроках дополняется большой внеклассной работой, отличительной чертой которой является массовость. Сотни тысяч ребят принимают участие в таких видах спорта, как легкая атлетика, гимнастика, конькобежный, водный, стрелковый спорт, туризм, волейбол, футбол, баскетбол, теннис. Среди учащихся-спортсменов многие имеют спортивные разряды, есть мастера спорта. В 1966 году создана республиканская спортивная школа-интернат, которая должна стать центром методической работы для учителей физкультуры.
Большую воспитательную работу проводят внешкольные учреждения.
В республике работает 295 дворцов и домов пионеров, 160 станций юных натуралистов, техников и туристов, 159 детских спортивных школ, 32 детских парка, 9 республиканских и 140 областных экскурсионных баз и туристских лагерей, сотни пионерских лагерей. Дворцом счастья называют построенный в 1965 году Киевский дворец пионеров.
Особенно много сделано в последние годы внешкольными учреждениями совместно со школами в развитии детского технического творчества и сельскохозяйственного опытничества. В республике работает около 40 тыс. кружков юных техников, в которых занимаются 700 тыс. ребят. Юные техники изготовляют наглядные пособия и приборы для кабинетов и лабораторий, проводят большую работу по радиофикации клубов, школ, населенных пунктов.
Широкую деятельность развернуло ученическое общество любителей науки и техники, почетным президентом которого является известный советский ученый-академик Б. Е. Патон. Далеко за пределами республики известны дела учащихся школ Крымской области. Члены Симферопольского общества любителей астрономии одними из первых в стране приняли участие в наблюдениях по программе года спокойного Солнца. Учащиеся многих школ Симферополя поддерживают тесную связь с научными учреждениями. Особенно большую помощь им оказывают научные работники Крымской обсерватории Академии наук СССР, кафедр физики и математики Крымского пединститута, Карадагской и Севастопольской биологических станций, сейсмической станции Ялты и других научных учреждений.
Ключом бьет жизнь в кружках юных натуралистов и в ученических производственных бригадах. В них пионеры и комсомольцы успешно работают над акклиматизацией различных сортов сельскохозяйственных культур, изучают влияние микроэлементов, химических и органо-минеральных удобрений на урожайность.
Много полезных дел на счету Центральной республиканской станции юных натуралистов. С 1954 года она ведет работу по выведению нового сорта помидоров «Юннат» методом скрещивания и прививки. Начиная с 1961 года гибридная форма проходила сортоиспытание во многих школах и на 23 сортоучастках республики. Получив заключение сортоиспытательных участков, юннаты приступили к улучшению сорта помидоров «Юннат» методом отбора в направлении раннего созревания плодов и стойкости растений против грибковых заболеваний. Семена помидоров «Юннат» высланы 25 областным станциям юннатов и 163 школам республик. В 1965 году «Юннат» дал в переводе на 1 га 386 ц зрелых плодов.
В 1965 году полученные юными исследователями сорта демонстрировались на Выставке передового опыта в народном хозяйстве УССР и получили высокую оценку. За достигнутые успехи Президиум Верховного Совета УССР наградил грамотой многих учителей, ряд школ и внешкольных учреждений.
Много внимания уделяется охране здоровья детей. Ежегодно миллионы школьников отдыхают в загородных пионерских лагерях. Имеются детские санатории и здравницы. Для детей, оставшихся на лето в городе, создаются городские пионерские лагеря и площадки. Все более широкое распространение получают колхозные и межколхозные пионерские лагеря.
В республике высоко поднят авторитет учителя. Это результат воплощения в жизнь идей В. И. Ленина, который видел в учительстве передовой отряд советской интеллигенции, помощника партии в воспитании и просвещении трудящихся масс.
Подготовку учительских кадров проводят 8 университетов, 32 педагогических института и 40 педагогических училищ. Они ежегодно выпускают более 10 тыс. учителей. При педагогических институтах имеются заочные и вечерние отделения.
До победы Октябрьской революции на Украине было 20 учителей на 10 тыс. населения, а в настоящее время - более 100 человек. Учительство Украинской ССР внесло большой вклад в дело строительства нового общества, осуществления культурной революции. Самоотверженно работая на ниве просвещения, отдавая все силы обучению и воспитанию детей, учителя вместе с рабочими и трудовым крестьянством боролись против врагов Советской власти в годы Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, помогали партии воплощать идеи Ленина в период первых пятилеток, защищали завоевания Октября в грозное время Великой Отечественной войны. Ныне учителя отдают свои знания, опыт юному поколению, делают все для того, чтобы воспитать надежную смену, активных строителей новой жизни.
Коммунистическая партия и правительство повседневно заботятся об идейном росте и повышении квалификации учителей. На Украине созданы Центральный, 25 областных и Киевский городской институты усовершенствования учителей. При них, а также при педагогических институтах и педучилищах работают курсы переподготовки учителей, директоров школ, заведующих учебной частью. Значительное число учителей ежегодно принимает участие в работе научно-практических конференций, семинаров, курсов, лекториев, народных университетов.
Выполняя заветы В. И. Ленина, партийные организации, Советы депутатов трудящихся, органы народного образования республики постоянно заботятся об улучшении материального положения и культурно-бытовых условий учителей. На Украине, в частности, уже вошло в традицию при определении победителей республиканского соревнования за лучшую подготовку к новому учебному году обязательно принимать во внимание достижения в улучшении материального благосостояния учителей.
Учителя, по словам выдающегося советского педагога А. С. Макаренко,- наиболее уважаемые работники в нашей стране. Тысячи учителей и работников дошкольных учреждений республики избраны депутатами Советов, работают в различных общественных организациях.
За заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения более 20 тыс. учителей, воспитателей, руководителей школ, работников органов народного образования удостоены правительственных наград. Только в 1966 году 119 учителей и работников народного образования награждены орденом Ленина, 380 - орденом Трудового Красного Знамени, 690 - орденом «Знак Почета», свыше 1000 - медалями Союза ССР.
В педагогических коллективах школ Украины работают Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Более 1900 работникам народного образования присвоено почетное звание заслуженного учителя школы УССР, свыше 37 тыс. награждены значком «Отличник народного образования». Многие педагоги удостоены медали А. С. Макаренко.
Осознавая свою почетную общественную обязанность, учительство Украинской ССР отвечает на отеческую заботу партии, на всенародное внимание повышением творческой активности, поисками наилучших методов обучения и воспитания, новыми успехами в работе школы.
В настоящее время органы народного образования, педагогические коллективы школ республики сосредоточивают свое внимание на выполнении постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», принятого в ноябре 1966 года в развитие решений XXIII съезда КПСС. Основными задачами являются организованное введение к 1970 году всеобщего среднего образования, завершение перехода школ, начатого в 1966/67 учебном году (история, биология, литература), на новые программы, в которых нашли отражение новейшие достижения науки и культуры. Большая работа предстоит в области дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания, методов обучения, повышения квалификации учителей, укрепления учебно-материальной базы школ.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла широкие возможности для развития науки в республике. В 1919 году была создана Украинская Академия наук. Тогда в ней работали всего 140 научных работников. Сейчас численный состав научных работников Академии наук УССР составляет 20 тысяч. Всего в республике работает 94 академика, 129 членов-корреспондентов АН УССР, 1900 докторов и 19 300 кандидатов наук.
Достижения ученых Украинской ССР вывели ее на передовые позиции отечественной, а в ряде вопросов и мировой науки. На Украине впервые в Советском Союзе была создана малая электронная вычислительная машина, разработана теория цифровых автоматов, на базе которой создана серия электронно-цифровых вычислительных машин.
Украина - родина научной школы сварки металлов. Работы ордена Трудового Красного Знамени института электросварки имени Е. О. Патона в области физико-химических исследований процессов в сварочной дуге и природы соединений металлов плавлением - большой вклад в сокровищницу современной мировой науки.
Значительными успехами могут гордиться украинские физики, химики, геологи, геофизики и работники других отраслей науки. Большое внимание в Украинской ССР уделяется педагогической науке. Коллективы научно-исследовательских институтов педагогики, психологии и кафедр педагогических институтов Украины работают над вопросами системы, содержания, форм и методов обучения и коммунистического воспитания.
Творчески разрабатывают актуальные школьные проблемы кафедры педагогики Киевского, Львовского университетов, Крымского, Харьковского, Киевского, Одесского и других педагогических институтов. Активное участие в научно-исследовательской работе принимают многие учителя, руководители школ, работники органов народного образования.
Методическую помощь учителям республики оказывают педагогические журналы «Радянська школа», «Дошкiльне виховання», газета «Радянська ocвiтa» и другие издания. Многие учителя постоянно выписывают педагогические журналы и газеты, которые издаются в РСФСР.
За годы Советской власти расцвела национальная по форме, социалистическая по содержанию украинская культура. До революции на Украине насчитывалось только 36 музеев, 47 театров, 265 киноустановок и менее 100 клубов, организованных для удовлетворения потребностей дворянства и буржуазии, работало 3,2 тыс. библиотек с фондом 1,9 млн. книг. Ныне в республике имеется более 60 театров, 25 филармоний, которые насчитывают 37 больших музыкальных коллективов и 136 концертных бригад. К услугам трудящихся городов и сел 26 тыс. клубов, 28 тыс. библиотек с фондом 218 млн. книг, 126 государственных музеев.
В Украинской ССР работает свыше 2 тыс. писателей, композиторов, художников. Большую и плодотворную работу ведут союзы писателей, композиторов, художников, архитекторов, журналистов. Все эти организации оказывают значительную помощь школам республики в обучении и воспитании детей.
Достижения украинской советской культуры нашли широкое признание не только в СССР, но и в зарубежных странах. «Сегодня,- говорил на съезде писателей Украины в ноябре 1966 года первый секретарь ЦК КП Украины П. Е. Шелест,- на Европейском, Азиатском, Американском континентах - везде гордо звучит украинское слово, украинская песня, восхищение вызывают наши танцы».
Огромный вклад в развитие науки и культуры внесли школа и советский учитель.
Многотысячная армия учителей Украинской ССР, все работники народного образования, встречая 50-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, готовы отдать все свои силы выполнению решений XXIII съезда КПСС, добиться новых успехов в деле обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +