Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Белорусская ССР


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

За 50 лет Советской власти в жизни белорусского народа, как и всех братских народов Советского Союза, произошли коренные политические, социально-экономические и культурные преобразования. Из отсталой окраины царской России Белоруссия превратилась в высокоразвитую индустриально-колхозную социалистическую республику.
Благодаря братской помощи великого русского и других народов Советского Союза Белорусская ССР достигла огромных успехов в развитии просвещения, науки и культуры.
В 1966 году всеми видами обучения было охвачено свыше 2,5 млн. человек из 8,6 млн. населения. В республике создана широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, общеобразовательных школ, система заочного и вечернего образования. Академия наук, многочисленные научно-исследовательские институты и лаборатории, а также кафедры университета и других вузов разрабатывают актуальные проблемы различных отраслей современной науки — биологии, физики, химии, математики, техники, исследуют проблемы экономики, истории и культуры Белоруссии.
Произведения литературы и искусства выдающихся представителей художественной интеллигенции Белоруссии достойно пополняют сокровищницу советской социалистической культуры. Мощная издательская база, театры и концертные организации, киностудии и дома творчества, дворцы культуры, библиотеки и читальни служат подъему культурного уровня трудящихся городов и сел республики, удовлетворению их интересов и духовных запросов.
Великий Ленин и Коммунистическая партия уже с первых дней Октября поставили задачу осуществления в стране культурной революции. Гениальные предначертания В. И. Ленина претворены в жизнь во всех республиках Страны Советов, в том числе и в Белорусской ССР.
Царское самодержавие лишало трудящихся Белоруссии права на образование. 82% ее населения было неграмотным. В 1903 году в Могилевской губернии в начальных школах всех типов и ведомств — церковноприходских, школах грамоты, училищах министерства народного просвещения — обучалось всего 18,4% детей школьного возраста. Но и они далеко не все заканчивали школу. В Виленском учебном округе, в который входила и Могилевская губерния, в 1905 году завершило учебу около 14 тыс. детей, а выбыло до окончания курса почти 29 тыс.
Одним из первых шагов культурной революции была ликвидация массовой неграмотности населения — этого тяжелого наследия царизма. Уже в апреле 1919 года в Минске были открыты первые вечерние школы взрослых. В конце 1920 года в республике началась систематическая, в широком масштабе ликвидация неграмотности.
В городах и селах создавались пункты ликвидации неграмотности, школы малограмотных, различного рода курсы, народные университеты, кружки, двухлетние вечерние школы. В 1923 году по поручению ЦК КП(б)Б разрабатывается и утверждается 15-летний план ликвидации неграмотности взрослого населения, срок выполнения которого был сокращен в дальнейшем до 10 лет.
Создается общество «Долой неграмотность», которое только с 1926 по 1929 год органи-зовало около 4 тыс. пунктов ликвидации неграмотности и кружков, охватывавших почти 75 тыс. человек.
Осуществить в огромных масштабах обучение взрослого неграмотного населения удалось лишь потому, что к решению этой задачи были привлечены грамотные рабочие и крестьяне, учителя и служащие, инженеры и учащиеся. К 1933 году в республике насчитывалась 31 тыс. культармейцев.
Большую роль в обучении взрослого населения сыграли вечерние школы, дававшие образование в объеме шести классов. Наряду с ними существовали (с 1927 года) вечерние школы повышенного типа. Они давали не только общее образование, но и профессионально-техническую подготовку.
В период с 1921/22 по 1938/39 учебный год в БССР ликвидировали неграмотность 1754,8 тыс. человек и малограмотность 1159,2 тыс. Около 400 тыс. взрослых получили среднее образование. В результате в 1939 году среди мужчин было уже 90,7% и среди женщин 71,4% грамотных.
Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции в Белоруссии началась работа по организации широкой сети школ для обучения детей. В Минской, Витебской и Могилевской губерниях только с декабря 1917 года по февраль 1918 года было открыто свыше 2300 начальных школ.
В последующие годы в республике шел активный поиск наилучшей структуры новой советской школы, определения содержания и объема образования в ней. Заметный след в истории развития школьного образования оставили Литвиновичская и Леменская школы-коммуны, инициаторами создания которых были Пантелеймон Николаевич и Модест Николаевич Лепешинские.
В 1919 году в Белоруссии, по примеру Российской Федерации, создается единая трудовая школа. Первая ее ступень с пятилетним сроком обучения охватывала детей 8—13 лет, вторая — четырехлетняя — давала среднее образование. В 1921 году V съезд КП(б)Б одобрил создание семилетней трудовой общеобразовательной школы как основного звена общего образования. В связи с этим к началу 1924/25 учебного года девятилетние школы были преобразованы в семилетние.
С 1926 года в городах возникают фабрично-заводские семилетки. В селах получают распространение дневные трехгодичные, на базе начального обучения, школы колхозной молодежи, дававшие не только общеобразовательную, но и практическую подготовку в области сельского хозяйства. Но вскоре девятилетние школы вновь стали постепенно открываться в ряде городов Белоруссии: этого требовали интересы комплектования вузов.
Широкое распространение получили рабфаки как особый тип среднего общеобразовательного учебного заведения, дающего рабочей и крестьянской молодежи возможность подготовиться к обучению в вузе. В 1934/35 учебном году на рабфаках Белоруссии занимались 13,1 тыс. человек.
Развитие образования в БССР шло при активной помощи народов братских республик. Наркомпрос РСФСР принимал непосредственное участие в организации белорусских рабочих факультетов и первых высших учебных заведений, в подготовке педагогических кадров для школ Белоруссии. Так, только в течение 1920—1921 гг. из Российской Федерации в Белоруссию приехали на работу 500 учителей.
Несмотря на трудности восстановительного периода, на народное образование выделялись значительные средства, что позволило приступить к планомерному развитию школьной сети. Возросла тяга народа к образованию. Начался массовый приток детей в школу. ЦИК и СНК БССР в апреле 1926 года приняли постановление о введении в ближайшие годы в Белоруссии всеобщего обязательного начального обучения.
Большую работу, проведенную в республике, высоко оценил М. И. Калинин. В 1931 году он писал: «Советская Белоруссия первая из всех союзных республик ввела всеобщее обязательное начальное обучение. В настоящее время там охвачено школами 97% детей в возрасте 8—9—10 лет».
В царской России школ с белорусским языком обучения не было. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции в результате осуществления ленинской национальной политики белорусский народ получил возможность обучать детей на родном языке. Декретом правительства в марте 1919 года было установлено, что преподавание в школах ведется на родном языке учащихся.
Началась подготовка кадров учителей, которые могли бы преподавать на белорусском языке, было положено начало изданию белорусских учебников.
Вместе с тем Коммунистическая партия Белоруссии, белорусский народ всегда с глубоким уважением и любовью относились к передовой русской культуре, подчеркивали ее огромную роль в истории народов нашей Родины, выдающееся значение русского языка как языка межнационального общения народов СССР.
В республике одновременно развивались и русские и белорусские школы. Это обеспечивало полную свободу выбора языка обучения, а изучение в школах как русского, так и белорусского языка и литературы еще теснее сплачивало русский и белорусский народы-братья, способствовало взаимообогащению русской и белорусской культур.
Огромное значение в жизни советской школы имели постановления ЦК ВКП (б) о школе, принятые в тридцатых годах. Они определили основное направление развития советской школы, стабилизировали типы школ — начальная, неполная средняя и средняя.
Успешно решалась задача всеобщего обязательного семилетнего обучения, введенного с 1932/33 учебного года. В 1940 году неполную среднюю школу окончили 87,4% учащихся, зачисленных в 1937 году в пятые классы. Шел быстрый процесс расширения неполного среднего и среднего образования.
Если в 1932/33 учебном году в V—VII классах всех школ обучалось немногим более 152,5 тыс. учащихся, то в 1939/40 учебном году в этих классах насчитывалось уже 328,6 тыс. человек. За этот же период контингенты учащихся в VIII—X классах увеличились с 709 до 76 707 человек.
Иначе сложилась судьба народного образования в Западной Белоруссии, захваченной в 1920 году буржуазно-помещичьей Польшей. Правительство панской Польши проводило политику, сущность которой министр просвещения Скульский выразил в словах: «Через 10 лет в Польше даже со свечой не найдете ни одного белоруса».
И действительно, из 400 белорусских школ, открытых в 1919 году, к 1937 году не осталось ни одной. Трудящиеся Западной Белоруссии фактически не имели доступа и в польские школы, хотя официально было провозглашено всеобщее начальное образование для детей 7—13 лет.
Незнание польского языка, высокая стоимость учебников, малочисленность школ, нехватка учителей — вот те барьеры, которые препятствовали трудящимся-белорусам получать образование. В 1938 году в западных областях Белоруссии было 70% неграмотных в возрасте старше 10 лет. Во многих деревнях население поголовно не умело читать и писать.
Воссоединение в 1939 году белорусского народа в едином Белорусском Советском Социалистическом государстве уничтожило в западных областях все формы социального и национального угнетения, создало условия для интенсивного развития социалистической экономики и культуры.
За короткий срок здесь была проведена огромная работа в области просвещения. Открыты 4 педагогических и учительских института, 2 музыкальных техникума, 8 музыкальных школ, 18 домов пионеров, 5643 школы, в том числе 4278 белорусских. Впервые дети трудящихся получили свободный доступ к образованию.
Вероломное нападение фашистской Германии прервало мирный созидательный труд советского народа. Временная оккупация принесла неисчислимые беды и страдания. Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли 209 городов, 9200 сел и деревень республики. Было уничтожено 6808 школ, все детские дома и детские сады. Материальный ущерб, нанесенный просвещению, равнялся 2,5 млрд. рублей (в старом масштабе цен).
В первые же дни войны Компартия Белоруссии организовала эвакуацию населения, промышленных предприятий, государственного и колхозно-кооперативного имущества в советский тыл. Особое внимание было уделено спасению детей от фашистского нашествия. Большая часть детей из Белоруссии разместилась в городах и селах Российской Федерации и республиках Средней Азии. Они были радушно приняты местными жителями, им оказали помощь одеждой, обувью, продовольствием.
Белорусский народ, как и все народы Советского Союза, по призыву Коммунистической партии поднялся на священную войну с немецким фашизмом-В этой борьбе приняли самое активное участие учителя и учащиеся Советской Белоруссии.
В начале войны около 10 тыс. работников народного образования вступили в ряды Советской Армии. 7175 учителей героически сражались против фашистских оккупантов в партизанских отрядах Белоруссии. Многие из них отмечены высокими наградами Родины. Звание Героя Советского Союза присвоено бывшему учителю Россошской средней школы Витебской области П. М. Машерову (в настоящее время первый секретарь ЦК КП Белоруссии). И ныне работает в школе бывший партизан, Герой Советского Союза, заслуженный учитель школы БССР В. А. Парахневич.
В годы войны в партизанских отрядах Белоруссии находилось более 30 тыс. учащихся. Большую агитационную, разведывательную и боевую работу вела Обольская комсомольско-молодежная организация, созданная в 1942 году на Витебщине. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, группа обольских подпольщиков награждена орденами, а ее руководители Е. С. Зенькова и комсомолка Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза. В Минске воздвигнут памятник четырнадцатилетнему партизану-разведчику Герою Советского Союза Марату Казею.
Советские люди сохраняли непоколебимую веру в прочность советского строя, в скорую победу над врагом, стремились и в тылу врага сохранить весь уклад социалистического общества. В партизанских зонах были созданы советские школы. Большую инициативу в этом важном деле проявил секретарь ЦК ЛКСМБ К. Т. Мазуров, находившийся в то время во вражеском тылу. В 1942—1943 гг. только в Любанско-Октябрьском партизанском крае работало 20 школ. Около 110 учащихся занималось в Загальской школе Любанского района, систематически работали школы в райцентре Октябрьском, в селах Залесье, Затишье и многих других местах.
Условия военного времени, сам быт партизанских зон налагали отпечаток на характер учебно-воспитательной работы в партизанских школах. Учитель приходил в класс вооруженным. Занятия начинались с чтения принятой партизанским радистом сводки Совинформбюро. Значительное место на уроках занимали рассказы о подвигах героев Отечественной войны.
Занятия в партизанских школах проводились в основном по программам и учебным планам Наркомпроса БССР, изданным в 1940 году. Многие школы давали хорошие знания учащимся. В школе отряда имени Калинина из 52 учащихся 46 было переведено в старшие классы, 12 из них были отличниками. В школе отряда имени Жданова из 46 учащихся переведено в следующие классы 42 человека, из них с отличными оценками 8 учащихся.
Руководители подпольных партийных комитетов, командование партизанских соединений, все партизаны проявляли исключительную заботу о детях, оставшихся на захваченной врагом территории.
В 1941 году не успел эвакуироваться в советский тыл Полоцкий детский дом. Тринадцать педагогов во главе с директором детдома Михаилом Степановичем Форинко образовали подпольную группу «Бесстрашные», одной из главных задач которой было спасение детей.
К осени 1943 года немцы начали проявлять повышенный интерес к детскому дому. Партизанская разведка установила, что фашистские оккупанты решили использовать детей в качестве доноров для своих раненых. Был выработан одобренный партизанами план перевода детского дома в деревню Бельчицы. Немецкие оккупационные власти не препятствовали выезду, так как там стоял гарнизон войск СС.
После переезда в Бельчицы членам группы «Бесстрашные» удалось установить связь с партизанской бригадой имени Чапаева. Подпольная группа по поручению партизан начала выполнять различные задания. С помощью старших воспитанников, например, на станции Фариново был взорван нефтесклад.
В феврале 1943 года штаб Полоцко-Лепельского партизанского соединения осуществил вторую часть плана спасения детей. Два отряда бригады имени Чапаева обеспечили переход воспитанников детского дома и членов группы «Бесстрашные» в партизанскую зону. Через некоторое время по приказу с «Большой земли» они были переправлены через линию фронта. Их перевозили на самолетах летчики Александр Мамкин и Дмитрий Кузнецов. При этом Александр Мамкин, спасая детей, героически погиб.
После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков ЦК ВКП (б), Советское правительство, все народы нашей страны пришли на помощь белорусам. Без этой помощи немыслимо было бы в короткие сроки решить проблемы восстановления и развития народного хозяйства и культуры.
В послевоенные годы Центральный Комитет КП Белоруссии, Совет Министров БССР, местные партийные и советские органы, отделы народного образования сосредоточили свои усилия на укреплении учебно-материальной базы школ, подготовке кадров, повышении уровня учебно-воспитательной работы.
Белорусскому народу удалось в весьма трудных условиях заново восстановить школы республики. Уже в первом послевоенном 1945/46 учебном году число общеобразовательных школ всех видов приближалось к довоенному — 11 354 школы против 12 294 в 1941 году.
Было обращено особое внимание на развитие школ в западных областях. Если в среднем по Белоруссии за 1946—1950 гг. количество семилетних школ увеличилось по сравнению с 1945/46 учебным годом на 177,6%, то в областях Западной Белоруссии — на 223,6%.
Несмотря на трудности с учительскими кадрами, в школы западных областей к 1945/46 учебному году было направлено около 4,5 тыс. учителей. Только в 1947 году Министерство просвещения БССР послало в западные области 60% выпускников педагогических училищ, учительских и педагогических институтов республики.
Неоценимую помощь республике оказали братские народы Советского Союза. Министерство просвещения РСФСР в 1945/46 учебном году выделило школам Белоруссии 1 200 тыс. учебников, свыше 3 млн. тетрадей, учебных пособий и оборудования на сумму 5 млн. рублей. За 3 года, прошедших после освобождения БССР, из Российской Федерации было получено более 3 млн. учебников на русском и белорусском языках.
В течение первого послевоенного пятилетия была восстановлена и значительно расширена материальная база школ, пополнено их учебное оборудование. В 1949/50 учебном году введено обязательное семилетнее обучение. Значительное развитие получило среднее образование.
В соответствии с общесоюзным законом Верховный Совет БССР в апреле 1959 года принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в Белорусской ССР». С 1959/60 учебного года начался переход к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, закончившийся в 1962/63 учебном году. В средних школах вводилось производственное обучение. Срок обучения был удлинен до 11 лет. Повсеместное введение производственного обучения и удлинение срока обучения себя не оправдали.
В закон была внесена поправка, в соответствии с которой был восстановлен 10-летний срок обучения и отменена обязательная профессиональная подготовка. Производственное обучение сохраняется в небольшом числе школ, имеющих для его проведения благоприятные условия.
В первые послевоенные годы произошло сокращение контингентов учащихся в связи с низкой рождаемостью в 1941—1945 гг. В течение последних лет число детей, обучающихся в школе, непрерывно возрастает. Доля учащихся старших (V—X) классов возросла с 41,8 до 53,8%.
В 1966/67 учебном году в Белорусской ССР работало 11 414 школ всеобуча, в том числе 6591 начальная, 2784 восьмилетних и 1983 средних. Кроме того, действовали 444 вечерних и заочных школы, а при 1124 общеобразовательных школах имелись классы для взрослых. В дневных и вечерних школах обучались 1 769 тыс. человек.
Решение задачи восьмилетнего всеобуча обеспечивается рядом государственных мероприятий, главными из которых являются: создание широко разветвленной сети школ, школьных интернатов, организация фонда всеобуча, бесплатный подвоз учащихся в школу, питание детей в школе. Серьезную роль в завершении восьмилетнего всеобуча сыграли школы-интернаты, школы и группы продленного дня.
Фонд всеобуча создан в республике при каждой начальной, восьмилетней и средней школе. Его источниками являются поступления из бюджета в размере не менее 1% от расходов на текущее содержание школ, привлечение средств колхозов, кооперативных, общественных и профсоюзных организаций, отчисление от фонда предприятий, доходы от вечеров, концертов. В фонд всеобуча идут также средства, полученные от реализации урожая с пришкольных участков и учебно-опытных хозяйств школ, а также продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских.
Большое внимание уделяется организации питания школьников. На 1 января 1966 года все городские и 71,4% сельских средних и восьмилетних школ республики обеспечивают учащихся горячими завтраками и обедами, а в Каменецком районе Брестской области это делают все сельские средние и восьмилетние школы.
Выполнение закона о всеобуче находится в центре внимания партийных органов, Советов депутатов трудящихся, отделов народного образования, школ республики. По этому вопросу ЦК КПБ и Совет Министров БССР приняли ряд важных постановлений. В январе 1966 года Президиум Верховного Совета БССР специально рассмотрел вопрос о ходе выполнения в республике восьмилетнего всеобуча.
Одновременно с заботой о восьмилетнем обязательном обучении принимаются меры по развитию среднего образования. С 1958/59 по 1964/65 учебный год число учащихся старших классов средней школы возросло с 93,1 до 191,7 тыс. человек, учащихся средних специальных учебных заведений — с 55,7 до 108,6 тыс.
XXIII съезд КПСС поставил задачу к 1970 году завершить в основном переход к всеобщему среднему образованию. Начиная с 1966/67 учебного года в республике осуществляются конкретные меры, направленные на выполнение этой директивы. В каждой области и районе тщательно разработаны годовые и пятилетние планы развития среднего образования, создания и укрепления учебно-материальной базы, правильного использования педагогических кадров.
Увеличивается прием в девятые классы. В 1965 году в них поступили около 94 тыс. человек, или 63,5 % окончивших восьмые классы, в 1966 году — свыше 97 тыс., или 66%, а в 1967 году намечено принять 70% выпускников восьмилетней школы. В 1966/67 учебном году открыто 260 новых средних школ.
Важным звеном подготовки кадров являются средние специальные учебные заведения. В 1958/59 учебном году их было 106, а в 1966/67 стало 126. В этом же учебном году в средних специальных учебных заведениях Белоруссии обучались 134,8 тыс. человек. Только в 1965 году республика получила 20,9 тыс. молодых специалистов.
До революции в Белоруссии не было ни одного высшего учебноге заведения. В 1966/67 учебном году в 28 вузах республики насчитывалось 115,9 тыс. студентов. По числу студентов в вузах на 10 тыс. населения Белорусская ССР опередила ряд капиталистических стран, 358 в Том числе Англию, ФРГ, Италию, Францию. Число научных работников, занятых в научных учреждениях, высших учебных заведениях и других организациях, в 1966 году превысило 16 тыс. За период с 1959 по 1965 год подготовлено почти 70 тыс. специалистов с высшим образованием. В народном хозяйстве республики в 1966 году работало около 430 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Крупнейшими вузами являются Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина и Белорусский политехнический институт. Каждый из них с момента основания подготовил более чем по 20 тыс. специалистов высокой квалификации. За заслуги в развитии науки и подготовке кадров для народного хозяйства и культуры Президиум Верховного Совета СССР наградил эти вузы орденами Трудового Красного Знамени.
Большое место в системе высшего образования республики занимают 9 педагогических институтов. За последние годы в Белоруссии открыты Витебский технологический институт легкой промышленности и Минский радиотехнический институт. В 1966 году первый набор студентов произвел Брестский инженерно-строительный институт.
Делом большой государственной важности является подготовка рабочих кадров. В 1959—1966 гг. в училищах и школах профессионально-технического образования получили специальность почти 214 тыс. молодых людей.
Государство выделяет значительные средства на дальнейшее развитие профессионально-технических училищ, оснащение их новейшим производственным и учебным оборудованием. Только в 1966 году открыто 22 новых профтехучилища, в том числе в Бресте, Витебске, Гомеле, Минске, Могилеве, Мозыре, Борисове, Речице. Это дало возможность принять в профессионально-технические учебные заведения на 13,7 тыс. человек больше, чем в 1965 году.
За последние годы значительно выросла сеть общеобразовательных школ взрослых. Контингенты этих школ увеличились с 61,4 тыс. в 1958/59 учебном году до 133,4 тыс. в 1966/67.
Система образования взрослых обладает большой гибкостью. Созданы отделения при дневных средних школах. Организованы классы с сокращенным сроком прохождения курса восьмилетней школы для лиц, имеющих опыт работы. На крупных промышленных предприятиях открыты школы мастеров, а в составе городских вечерних (сменных) школ — классы мастеров. В сельской местности прочно вошло в жизнь совмещение общеобразовательной подготовки молодежи с повышением ее квалификации. Большой популярностью среди взрослого населения пользуются заочные общеобразовательные школы.
Большое внимание работе учебных заведений республики, проблемам обучения и воспитания молодежи было уделено на съездах Компартии Белоруссии и пленумах ЦК КПБ. Вопросам коммунистического воспитания был посвящен Пленум Центрального Комитета, состоявшийся в апреле 1960 года. В июле 1964 года Пленум ЦК КПБ поставил перед работниками народного образования задачу дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической убежденности, воспитания высоких гражданских качеств.
Учителя с партийной страстностью работают над тем, чтобы полностью использовать возможности каждого учебного предмета для формирования материалистического мировоззрения, идейной убежденности учащихся. Реализуя принцип политехнического обучения, они знакомят учащихся с применением законов науки в производстве.
Значительные успехи достигнуты в трудовом воспитании учащихся. Труд в мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных бригадах вошел в быт школы, стал одним из действенных факторов связи обучения с жизнью и нравственного воспитания. Положительно сказалось на воспитании школьников введение в старших классах обществоведения. Учащиеся знакомятся с трудами классиков марксизма-ленинизма, с важнейшими партийными документами, внутренней и внешней политикой Советского государства. Преподаватели русской и белорусской литературы с каждым годом квалифицированнее и глубже работают над вопросами эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Активизировалась работа педагогических коллективов по использованию технических средств обучения. В школах республики широко используются узкопленочные киноаппараты, телевизоры, магнитофоны. В оснащении школ учебно-наглядными пособиями, оборудованием, материалами для проведения лабораторных и практических работ большую помощь Белоруссии оказывают РСФСР, Украинская ССР и другие республики Советского Союза.
В школах республики работают тысячи учителей — мастеров педагогического труда. Они развивают у учащихся познавательную активность, инициативу, самостоятельность в учении, воспитывают у школьников интерес к науке, знаниям, учат преодолевать трудности.
За последние годы увеличилось число школ и учителей, работающих без второгодников. 1965/66 учебный год закончили с полной успеваемостью свыше 30 тыс. учителей Белоруссии. Выпускные экзамены за курс восьмилетней и средней школы, а также приемные экзамены в высших и средних специальных учебных заведениях показали, что знания выпускников школ улучшаются.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1966 года за успехи, достигнутые в обучении и коммунистическом воспитании учащихся, развитии инициативы и творчества детей средняя школа № 50 Минска награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Хорошо работают педагогические коллективы слуцкой средней школы № 1, могилевской школы-интерната № 1, школ рабочей молодежи № 1 Слуцка и № 6 Витебска, Березовской средней школы Хотимсного района Могилевской области, Полонковской средней школы Свислочского района Гродненской области, Павлопольской начальной школы Малоритского района Брестской области и многих других.
Большое значение для удовлетворения интересов детей, развития их способностей, расширения кругозора имеет внеклассная работай многообразная воспитательная работа, организуемая внешкольными детскими учреждениями. В республике насчитывается сейчас 146 домов и дворцов пионеров, 120 детских спортивных школ, 39 станций юных техников, натуралистов, туристов, 120 детских фильмотек.
Внеклассная работа в школах проводится главным образом через комсомольские и пионерские организации. Эти организации стали подлинно массовыми, окрепли, накопили богатый опыт. Вся деятельность комсомольских организаций направлена на воспитание молодежи, верной партии, делу коммунистического строительства, готовой к подвигу во имя Родины. Особенно глубокое содержание приобрела работа по идейной закалке молодежи, воспитанию любви к Родине, социалистического интернационализма в связи с подготовкой к 50-летию Советской власти и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Каждая школа, комсомольская организация, пионерская дружина отдают дань глубокого уважения ветеранам Октябрьской революции, гражданской войны. Традиционными стали встречи учащихся с героями Великой Отечественной войны, с партизанами. Надолго запомнятся ребятам встречи с бывшими руководителями подпольных партийных организаций, командирами партизанских соединений и отрядов М. Ф. Шмыревым («Батькой Минаем»), В. З. Коржем, В. И. Козловым, В. Е. Лобанком, Р. Н. Мачульским и другими. Их проникновенные рассказы вызывают чувство преклонения перед величием массового героизма советских людей в годы войны, стремление быть достойными наследниками славы старших поколений.
Укрепились и расширились замечательные традиции по установлению шефских связей учащихся с воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота. В школах и внешкольных учреждениях организованы отряды юных друзей Советской Армии. Ребята изучают здесь историю боевого пути советского народа, участвуют в беседах о героях и боевых традициях.
В 1966 году более 450 тыс. школьников республики приняли участие в экспедициях по изучению родного края. В 1967 году в походы вышли 550 тыс. ребят. Только в Брестской крепости-герое летом 1965 года побывало 18 тыс. ребят. В сентябре 1965 года здесь был проведен Всесоюзный слет победителей походов по местам боевой славы советского народа. Это еще больше оживило работу по военно-патриотическому воспитанию.
Материалы, добытые в результате походов, переписка с участниками великой битвы с фашизмом, с семьями погибших героев, пионерские летописи широко представлены в школьных историко-краеведческих музеях, музеях боевой славы, музеях героев Великой Отечественной войны. Такие музеи и уголки созданы более чем в 5 тыс. школ. В школах республики также создано свыше 3,5 тыс. музеев и уголков В. И. Ленина.
В музеях В. И. Ленина с любовью собраны материалы о жизни и деятельности великого вождя. Материалы школьного музея В. И. Ленина, созданного в Ильичевской средней школе Рогачевского района Гомельской области, широко используются на уроках, в воспитательной и пропагандистской работе.
Органы народного образования, руководители школ и учителя много работают над совершенствованием физического воспитания учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе. Школьные коллективы физкультуры объединяют сейчас 94% учащихся V— X классов. В спартакиадах школьников, проведенных в 1966 году во всех областях, городах и районах республики, приняли участие свыше 112 тыс. юных спортсменов. Серьезный вклад в развитие спорта вносят детские спортивные школы.
Спортивно-массовая работа среди детей и подростков организуется также по месту их жительства. Больших успехов добились юные физкультурники спортивного клуба «Орленок», созданного при домоуправлении № 30 Минска.
Школа, внешкольные учреждения, творческие союзы республики проводят большую работу по эстетическому воспитанию детей. В школах работают 1590 оркестров духовых и народных инструментов, около 100 детских ансамблей песни и танца, более 3,5 тыс. хоровых и свыше 4 тыс. танцевальных коллективов.
Ежегодно проводятся школьные, городские, областные и республиканские выставки детского изобразительного творчества. На республиканской юбилейной выставке в 1967 году было представлено свыше 1 тыс. детских работ. Более 50 тыс. школьников участвовали в фотовыставках «Моя Родина». В 1965 году с большим успехом прошел республиканский смотр художественной самодеятельности воспитанников школ-интернатов и детских домов, а в 1966 году — всех школ республики.
Художники, композиторы, артисты, музыканты активно участвуют в руководстве школьными кружками художественной самодеятельности. В школах № 90 Минска, № 23 Бобруйска созданы и отлично работают студии изобразительного искусства и музыкальные клубы, которыми руководят мастера искусств. Коллективы Белорусского государственного академического театра оперы и балета, Театра юного зрителя, филармонии, консерватории организовали для учащихся университеты культуры.
При кинотеатрах создаются клубы юных кинолюбителей, проводятся конференции по киноискусству. При Союзе писателей БССР создано школьное литературное объединение, при Минском дворце пионеров и школьников — оперная студия. Более чем в 3 тыс. школ имеются школьные кинотеатры.
Широкие возможности созданы для развития технического творчества детей. Во внеурочное время учащиеся занимаются в технических кружках. Таких кружков в школах Белоруссии насчитывается свыше 8 тыс. Здесь ребята знакомятся с основами ракетной техники, радиоэлектроники, автоматики и телемеханики, авиастроения, авто- и судомоделирования, получают навыки электро- и радиомонтажа, конструирования моделей.
Хорошо известен в республике технический кружок восьмилетней школы № 20 Гомеля, которым руководит заслуженный учитель школы Белорусской ССР А. И. Милевский. Две модели, изготовленные кружковцами, экспонировались на Всемирной выставке детского творчества в Италии. Большой опыт в области развития технического творчества накоплен школой № 14 Могилева, Зябровской школой Гомельской области, Парафьяновской школой Витебской области и многими другими. Минский дворец пионеров награжден дипломом первой степени ВДНХ СССР за приборы и модели по автоматике.
Белорусская детская железная дорога организует работу кружков юных железнодорожников. Школьники учатся водить поезда, обслуживают сложную аппаратуру по регулированию движения, конструируют модели электровозов и тепловозов.
В республике стали традиционными олимпиады юных математиков, физиков и химиков. В 1967 году в них приняло участие 213 тыс. учащихся.
За последние годы окрепли связи школы с семьей. Широкое распространение получили советы содействия семье и школе на предприятиях и в учреждениях. Советы оказывают помощь родителям и педагогам в воспитании детей, ведут работу с теми родителями, которые нерадиво относятся к воспитанию детей. В школе, на предприятиях, по месту жительства создаются лектории для родителей и родительские университеты. Только в Минской области в 1967 году работали 269 университетов педагогических знаний. В них занимались около 20 тыс. человек.
В республике осуществляется широкая программа развития сети дошкольных учреждений. В 1959 году в республике в постоянных детских садах, яслях и яслях-садах воспитывалось 82,4 тыс. детей, в 1966 году контингент детей в дошкольных учреждениях составил 220,1 тыс.
В Белорусской ССР в 1966/67 учебном году работало более 112 тыс. учителей и воспитателей. Это один из крупнейших отрядов интеллигенции республики. Учителя пользуются высоким авторитетом и доверием народа. В местные Советы Белоруссии избраны 7190 учителей. Большая группа учителей награждена орденами и медалями СССР.
Работа по идейному воспитанию учителя, повышению его профессиональной квалификации постоянно находится в центре внимания партийных организаций и органов народного образования.
Учителя и воспитатели, руководители школ и детских учреждений изучают марксистско-ленинскую теорию самостоятельно или в семинарах по проблемам коммунистического воспитания, по истории КПСС, научному коммунизму, марксистско-ленинской эстетике и т. п. В республике создана широкая сеть учреждений, осуществляющих методическое руководство работой учителя и помогающих ему в повышении педагогической квалификации.
Это научно-исследовательский институт педагогики, республиканский и областные институты усовершенствования учителей, республиканская научно-педагогическая библиотека, педагогические кабинеты районных отделов народного образования. Министерство просвещения БССР издает журнал «Народное образование». Выходит республиканская «Учительская газета». Большую помощь школе и педагогам оказывает республиканское учебно-педагогическое издательство «Народное образование».
Одной из форм повышения квалификации являются месячные курсы. За послевоенный период в среднем по республике ежегодно повышали квалификацию на курсах 8—9 тыс. работников просвещения, а в последние три-четыре года — до 12 тыс. Широкое распространение получила в республике очно-заочная система повышения квалификации работников школ и детских учреждений сельской местности, основу которой составляет систематическая самостоятельная работа по специальным программам с последующей сдачей зачетов. Важным средством повышения квалификации являются также тематические семинары и научно-практические конференции.
В Гомеле, Могилеве и ряде других городов работают университеты научных и педагогических знаний. В Минском городском университете научных и педагогических знаний занимается более тысячи учителей. К чтению лекций и руководству семинарскими занятиями привлекаются ученые Академии наук БССР, преподаватели вузов, что обеспечивает высокий теоретический уровень лекций.
Огромная забота партии и правительства о народном образовании, о советской школе находит свое выражение в постоянном увеличении бюджетных ассигнований на нужды просвещения. Если в 1958 году эти затраты составляли в республике 215,4 млн. рублей, то в 1967 году они достигли 526,6 млн. рублей.
Высокими темпами ведется строительство школ. В 1959—1965 гг. за счет государственных капиталовложений построено 649 школ на 301,9 тыс. ученических мест.
Кроме того, за счет местного бюджета и средств колхозов за годы семилетки сооружены школы более чем на 300 тыс. ученических мест.
Ввод новых площадей дал возможность перевести на односменные занятия 1876 школ, разместить прирост контингентов учащихся, увеличить количество учащихся, занимающихся в первую смену, на 413 тыс., создать дополнительно в средних и восьмилетних школах 2683 учебных кабинета химии, биологии, физики, электротехники и машиноведения, расширить учебные мастерские, сеть интернатов при школах на 19 000 мест, открыть 2352 группы продленного дня.
В текущем пятилетии предстоит в больших масштабах продолжить работу по строительству школ и детских учреждений. В течение пятилетки количество учащихся в общеобразовательных школах возрастет до 1 725,9 тыс. К 1970 году выпуск из восьмых классов составит 171,3 тыс. человек, более 78% из них поступит в девятые классы.
Получат дальнейшее развитие школы и группы с продленным днем, число детей в них увеличится в 2,6 раза. В 1966—1970 гг. будет подготовлено специалистов с высшим и средним образованием на 65% больше, чем за предыдущее пятилетие. Вузы и средние специальные учебные заведения в 1970 году примут свыше 80 тыс. студентов и учащихся вместо 65,5 тыс. в 1965 году. Контингента учащихся вечерних (сменных) школ возрастут на 40%.
Количество детей в дошкольных учреждениях к 1970 году по сравнению с 1965 годом увеличится на 73%. Это позволит удовлетворить в основном потребность городского населения в детских дошкольных учреждениях и значительно улучшить обеспеченность ими сельского населения.
Большая работа проводится ныне в республике партийными и советскими органами и органами народного образования по осуществлению задач, указанных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966). Это постановление определяет пути осуществления решений XXIII съезда партии о развитии школьного образования, введении всеобщего среднего образования, об улучшении обучения и коммунистического воспитания детей и молодежи.
Учительство Советской Белоруссии, работники народного образования республики вместе со всеми трудящимися самоотверженно борются за осуществление решений XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Они стремятся ознаменовать 50-летие Советской власти и 100-летие со дня рождения В. И. Ленина новыми успехами в обучении и воспитании подрастающего поколения в духе беспредельной любви и преданности Советской Социалистической Родине.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +