Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

РСФСР, как и вся Советская страна, за 50 лет прошла огромный путь в развитии народного образования, в подъеме культурного уровня народа.
До победы Великой Октябрьской социалистической революции свыше 70% населения России было неграмотным. В школах обучалось 5 483,4 тыс. человек, или только около четвертой части детей школьного возраста.
Подавляющее большинство их училось в школе менее трех лет. По данным переписи 1897 года, только 11 человек из каждых 100 жителей имели образование выше начального.
Среднее и высшее образование было в основном привилегией господствующих классов. К 1917 году это положение мало изменилось. Даже в период наибольшего роста начального образования (1911 - 1914) число учащихся начальных школ увеличилось только на 600 тыс. человек.
В результате победоносного развития культурной революции произошли коренные изменения в образовании народа. По данным переписи 1959 года, в Российской Федерации на 1000 жителей с высшим образованием было 76 человек, со средним (полным и неполным) 263 человека.
В 1966/67 учебном году в общеобразовательных школах обучалось 26,2 млн. человек, в том числе 2,6 млн. в вечерних (сменных) в школах рабочей и сельской молодежи. Число студентов в высших учебных заведениях составило 2 470,5 тыс., учащихся в средних специальных учебных заведениях - 2 423,9 тыс.
Культурная революция «вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры».
После победы революции начался сложный процесс слома старой, буржуазно-помещичьей и создания новой, социалистической системы просвещения. Основные принципы организации просвещения были определены Программой РКП (б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии. Программа ставила задачу превращения школы из орудия классового господства, какой она всегда была и остается в буржуазном обществе, в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического преобразования общества.
На ответственный участок строительства социализма, каким был фронт народного образования после победы революции, партия направляла своих видных деятелей. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, В. П. Потемкин и многие другие помогали партии создавать советскую систему образования.
В течение первого же года революции были осуществлены важнейшие меры по демократизации образования - учебные заведения всех типов и ведомств были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения, введено совместное обучение во всех учебных наведениях, школа отделена от церкви.
В октябре 1918 года были опубликованы «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», утвержденное Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), и «Декларация о единой трудовой школе», разработанная созданной в ноябре 1917 года Государственной комиссией по народному образованию.
В соответствии с ними впервые в истории просвещения с наибольшей полнотой осуществлены общедемократические принципы организации школьного образования, в том числе принцип единства школы, и положено начало созданию школы нового типа - школы социалистической, призванной воспитывать подрастающее поколение в духе идей марксизма-ленинизма, готовить его к строительству социализма и коммунизма.
Устанавливалась девятилетняя школа в составе двух ступеней: первая ступень - 5 лет, вторая - 4 года.
Создание новой школы в РСФСР проходило в сотрудничестве с другими союзными республиками. Работники просвещения РСФСР щедро делились своим опытом с работниками просвещения братских республик, многим республикам помогали на первых порах в укомплектовании школ учителями и в подготовке учительских кадров.
Вместе с тем все лучшее, что появлялось в других республиках в организации школьного дела, в методах обучения и воспитания, бралось на вооружение в РСФСР. В постоянном общении деятелей народного образования, в обмене опытом работы совершенствовалась школа республики.
Одновременно решались задачи развития сети школ, создания необходимых для этого условий (помещения, оборудование, учебники, кадры) и перестройки содержания и методов обучения.
Уже в суровые годы гражданской войны, иностранной военной интервенции и экономической разрухи росла сеть школ и количество учащихся в них. Инициативу в открытии новых школ проявило сельское население. К 1920/21 учебному году число общеобразовательных школ увеличилось по сравнению с 1914/15 учебным годом на 14,2 %, а число учащихся в них - на 32 %.
К концу восстановительного периода, в 1925/26 учебном году начальным образованием в городах были охвачены почти все дети, а в сельской местности - около половины детей школьного возраста.
Уже в 1930-1934 гг. в РСФСР, как и во всей стране, повсеместно было осуществлено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение.
В 1940/41 учебном году число учащихся в начальных, семилетних и средних школах составило 20 229,2 тыс. человек. Особенно быстро развивалась сеть и росли контингенты учащихся семилетних и средних школ. С 1932 года стала создаваться десятилетняя средняя школа.
XVIII съезд ВКП(б) в директивах по третьему пятилетнему плану поставил задачу завершения обязательного семилетнего обучения в сельской местности и введения всеобщего среднего образования в крупных городах и столицах союзных республик.
Нападение фашистской Германии на нашу страну прервало эту работу. На временно оккупированной территории республики было разрушено свыше 17 тыс. школьных зданий.
Но и в годы Великой Отечественной войны, в условиях величайших трудностей, партия и правительство проявляли заботу о школе, о дальнейшем развитии народного образования. Внимание органов народного образования, местных Советов и общественности направлялось на вовлечение в школы всех детей школьного возраста. В сентябре 1943 года принято постановление о приеме в I класс детей семилетнего возраста.
Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов страны, при школах открывались интернаты. Во многих городских школах возникли на общественных началах группы продленного дня для детей, родители которых работали на предприятиях. Нуждающимся учащимся оказывалась материальная помощь из государственных и общественных средств.
С 1 августа 1943 года, несмотря на финансовые трудности, вызванные войной, была повышена заработная плата учителям школ и преподавателям педагогических училищ. По мере освобождения от врага захваченных территорий немедленно начиналось восстановление школ и строительство новых школьных зданий.
В четвертой и пятой пятилетках (1946-1956) в Российской Федерации за счет государственных средств и на средства колхозов построены и введены в действие школы на 2,6 млн. ученических мест. Интенсивное строительство школьных зданий продолжалось и в последующие годы. Так, за 1959-1964 гг. были построены и введены в действие новые школьные здания на 4,9 млн. ученических мест.
Проведенная в послевоенные годы работа по восстановлению школ и дальнейшему развитию школьного образования дала возможность ввести с 1951 года обязательное семилетнее обучение повсеместно.
В конце пятидесятых годов в связи с новым этапом развития экономики, быстрым научно-техническим прогрессом с большой остротой встал вопрос о дальнейшем совершенствовании системы народного образования и работы школы. В декабре 1958 года Верховный Совет СССР и в начале 1959 года Верховный Совет РСФСР приняли законы об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования.
Вместо обязательного семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее образование детей и подростков в возрасте от 7 до 15- 16 лет. Последовала большая работа по преобразованию в течение четырех лет семилетних школ в восьмилетние, созданию необходимой для этого материальной базы (новое строительство, пристройка классов и кабинетов, пополнение оборудования, переподготовка учителей). Одновременно проходила перестройка средних школ. В них были введены производственное обучение и профессиональная подготовка учащихся, срок обучения удлинен до 11 лет.
Жизнь не подтвердила целесообразность проведения во всех средних школах профессиональной подготовки учащихся. Многие школы не имели необходимых для этого условий.
В связи с этим в закон об укреплении связи обучения в школе с жизнью были внесены поправки. Производственное обучение и профессиональная подготовка сохранились в небольшом числе школ, которые имеют для этого надлежащие условия. Остальные школы должны давать учащимся общую политехническую трудовую подготовку. Восстановлен с 1965/66 учебного года десятилетний срок обучения.
В 1966/67 учебном году в 107,6 тыс. общеобразовательных школ для детей обучалось 23,6 млн. человек.
С 1956 года в республике стали создаваться школы-интернаты. В них по просьбе родителей зачисляются дети, для воспитания которых в семье нет необходимых условий. В 1965/66 учебном году в республике работало 1178 школ-интернатов с контингентом воспитанников 425 тыс. В этих школах созданы благоприятные условия для всестороннего развития детей, успешного обучения, воспитания у них высоких моральных качеств, коллективизма, формирования эстетических взглядов, для успешной подготовки их к трудовой деятельности.
Другой новой формой общественного воспитания детей являются школы и группы с продленным днем. В них в течение всего дня дети находятся под педагогическим наблюдением. Плановое развитие их началось с 1960 года. В 1965/66 учебном году в школах и группах с продленным днем обучалось и воспитывалось 1 128,4 тыс. учащихся. Особым признанием и авторитетом они пользуются у работающих матерей.
Гуманизм советского социалистического общества проявляется в создании специальной дифференцированной сети школ для детей с недостатками в физическом и умственном развитии, для детей, перенесших полиомиелит, санаторно-лесных школ для ослабленных детей, детских домов для детей, лишившихся родителей.
Развитие школьного образования в Российской Федерации было с первых лет связано с преодолением огромных трудностей.
Необходимо было создавать материальную базу, изыскивать помещения, строить новые, налаживать производство учебного и хозяйственного оборудования, открывать при школах интернаты для далеко проживающих детей, создавать фонды всеобуча для оказания помощи нуждающимся, готовить педагогические кадры. При постоянной помощи партии и правительства, при участии общественности, промышленных предприятий, колхозов, совхозов, комсомольских организаций эти трудности успешно преодолевались и преодолеваются. Школа пользуется поистине всенародным вниманием и всенародной поддержкой.
Особой заботы потребовало развитие школ в автономных республиках, автономных областях и национальных округах. Грамотность населения там была намного ниже, чем среди русских. По данным переписи 1897 года, грамотных среди мордвинов насчитывалось 3,7%, мари - 3,3%, якутов - 0,7%. Столь же низкой была грамотность и других национальностей. Что касается народов Крайнего Севера, то они были сплошь неграмотными.
После победы революции обстановка коренным образом изменилась. Создание школ на родном языке пробудило инициативу населения. Оно стало активно помогать органам народного образования в подыскании помещений, ремонте и оборудовании их. Принимались срочные меры по подготовке учителей (путем проведения краткосрочных курсов и создания стационарной сети педагогических учебных заведений). Была начата работа по созданию письменности у тех народов, которые ее не имели, по разработке терминологии, научной грамматики языков, составлению словарей.
Уже в 1919-1920 гг. стали появляться учебники для национальных школ на родном языке. В 1929 году они выпускались во всех автономных республиках. Создавалась письменность для народностей Крайнего Севера. В 1926 году составлена азбука для хантов, в 1928 году издан букварь нанайского языка, а несколько позднее - эвенского, корякского, хантыйского языков.
Обучение детей в национальных школах РСФСР ведется на 42 языках: на 6 языках союзных республик (азербайджанском, армянском, грузинском, эстонском, казахском, туркменском) и на 36 языках национальностей РСФСР. Родителям предоставляется право выбора языка обучения. Для желающих в школах с родным языком обучения введено изучение русского языка.
В 1965/66 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 10 436 национальных школ - 5506 начальных, 3572 восьмилетних и 1358 средних.
В целях реального обеспечения возможности обучать всех детей в национальных округах Крайнего Севера при школах созданы интернаты с содержанием проживающих в них учащихся местных национальностей полностью за счет государства.
Ныне все народы самой многонациональной республики Советского Союза в равной мере пользуются всеми благами образования. Кануло в прошлое неравноправное положение братских нерусских народов. Это историческое завоевание является результатом последовательного проведения ленинской национальной политики.
Строительство новой школы требовало коренного изменения содержания образования.
Большое внимание при разработке программ было обращено на революционную политическую направленность содержания обучения, на преодоление влияния на учащуюся молодежь чуждой пролетариату идеологии, которая была заложена в содержании ранее существовавших школьных курсов.
В первые же годы строительства советской школы в учебный план были введены общественно-политические дисциплины, изучение которых имело целью формирование у учащихся подлинно научных взглядов на закономерности общественного развития. Повысился удельный вес предметов естественнонаучного цикла. По сравнению с дореволюционными гимназиями на него выделялось времени почти в два раза больше.
Значительная часть учебного времени отводилась на ознакомление учащихся с искусством и на занятия по физической культуре. Многие школы в 1919-1920 гг. приступили к созданию учебных мастерских, организовали сельскохозяйственный труд школьников на пришкольных участках. Большое распространение получило самообслуживание в школе. Все это существенно меняло облик школы, подчиняло содержание ее учебно-воспитательной работы задачам классовой борьбы и созидательным задачам победившего пролетариата.
Шло обновление и методов обучения. Большое распространение получили различные виды творческих самостоятельных работ учащихся. Систематически проводились учебные экскурсии. Резко усилилось внимание к наглядности в обучении.
Возрастала общественно-политическая активность учащихся, развивалась их самостоятельность в организации жизни ученического коллектива, шли поиски наиболее целесообразных форм ученического самоуправления и общественно полезной деятельности учащихся вне школы.
С 1923 года в I-IV классах школы стали вводиться комплексные программы, разработанные Государственным ученым советом (ГУС). Авторы ставили задачу приблизить обучение к жизни, помочь учащимся лучше познать окружающую действительность. Однако увлечение комплексным преподаванием затрудняло вооружение учащихся систематическими знаниями. В V-IX классах сохранился предметный принцип построения программ, но и здесь идея комплексности оказала известное влияние на содержание отдельных школьных курсов.
Выполняя историческое постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года, Наркомпрос РСФСР провел большую работу по совершенствованию содержания обучения, по созданию новых учебных планов и программ, обеспечивающих систематичность в изучении основ наук. С января 1932 года на них перешли все школы Российской Федерации. Совершенствование программ продолжалось и в последующие годы в соответствии с указаниями, данными в постановлении ЦК партии от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».
Во второй половине тридцатых годов были созданы стабильные школьные учебники по всем предметам.
В результате школы Российской Федерации внесли серьезный вклад в улучшение общеобразовательной подготовки молодежи, ее идейно-политического и нравственного воспитания.
Дальнейшее развитие школы осуществлялось на основе выполнения мероприятий определенных законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. Министерство просвещения РСФСР и Академия педагогических наук РСФСР разработали новые учебные планы и программы. В них предусматривались усиление политехнической направленности в преподавании физики, химии, биологии, математики, черчения, связи обучения с производительным трудом старших учащихся в школе и на производстве, расширение трудовой подготовки учащихся I-VIII классов и введение профессиональной подготовки в IX-XI классах средней школы.
Применение этих программ в 1960-1964 гг. сыграло положительную роль, особенно в улучшении трудового воспитания учащихся. Были найдены новые формы организации общественно полезного труда школьников как в городе, так и в сельской местности. Опыт ставропольцев по созданию в совхозах и колхозах учебно-производственных бригад получил распространение по всей стране.
Однако не оправдала себя профессионализация старшего концентра средней школы. XXIII съезд КПСС указал, что средняя школа должна развиваться в дальнейшем как общеобразовательная, трудовая, политехническая.
Пути и средства выполнения директив XXIII съезда КПСС о школе, о введении в основном к 1970 году всеобщего среднего образования даны в принятом в ноябре 1966 года постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
Проводится большая подготовительная работа по выполнению в Российской Федерации этого постановления. Переход школ на новые учебные планы и программы будет завершен в основном к 1970-1971 гг.
Новые учебные программы принципиально отличаются от ранее действовавших тем, что они предусматривают дальнейшее повышение научно-теоретического уровня школьного образования в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, усиление идейно-политического, нравственного, эстетического и физического воспитания учащихся в процессе обучения, позволяют более глубоко решать задачи трудовой и политехнической подготовки школьников, обеспечивают более рациональное распределение учебного материала по годам обучения и более последовательное осуществление связи между смежными и родственными учебными предметами.
Новый учебный план дает возможность в значительной мере преодолеть перегрузку школьников учебными занятиями. В нем сочетаются два принципа - принцип единства школы и принцип развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся. Это достигается введением факультативных занятий для учащихся VII-X классов наряду с изучением обязательного для всех объема общеобразовательных знаний.
Совершенствование содержания обучения сопровождается улучшением организации, а также методов обучения в школе. В последние годы ведутся успешные поиски практических путей активизации учебной деятельности школьников, развития их самостоятельности в учении, осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы.
Все эти поиски подчинены задаче повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, вооружения учащихся прочными, осмысленными знаниями, преодоления неуспеваемости и второгодничества, подготовки их к жизни и труду на благо общества, идущего к коммунизму.
Высокую правительственную оценку - награждение орденом Трудового Красного Знамени - получила 1-я ростовская средняя школа, коллектив которой в результате большой целеустремленной работы по совершенствованию педагогического процесса добился высокого уровня знаний учащихся.
Орденом Трудового Красного Знамени награждена также Григориполисская средняя школа Ставропольского края, явившаяся инициатором создания ученических производственных бригад в совхозах и колхозах, играющих большую роль в укреплении связи обучения с жизнью, в подготовке учащихся к труду.
Министерство просвещения РСФСР стремится к тому, чтобы последовательно и настойчиво внедрять достижения педагогической науки и передового педагогического опыта в практику каждой школы.
Борьба за партийность и научность преподавания, за повышение качества знаний учащихся неотделима от воспитания, от формирования коммунистического мировоззрения учащихся, высокой идейности, коммунистической сознательности.
Мировоззренческие, морально-этические, эстетические идеи раскрываются перед учащимися в курсе всех учебных дисциплин. Важнейшим источником формирования коммунистической убежденности и принципиальности учащейся молодежи является изучение жизни и деятельности В. И. Ленина, воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа. В связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина эта работа получила дальнейшее развитие и углубление.
Зачинателем движения за воспитание молодежи на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина явилась 1-я ульяновская средняя школа, носящая имя великого вождя. За выдающиеся успехи в воспитании молодежи она награждена орденом Ленина.
Орденом Трудового Красного Знамени награждена 201-я московская школа. Коллектив ее много сделал для воспитания учащихся на боевых и революционных традициях Коммунистической партии и советского народа. В памяти всех живут славные имена учеников этой школы Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских.
В работе школ большое место занимает воспитание советского патриотизма, верности идеалам Великой Октябрьской социалистической революции, глубокое ознакомление учащихся с опытом и практикой коммунистического строительства, с достижениями в области экономики и культуры социалистических государств, с развитием международного коммунистического и рабочего движения.
Все это способствует формированию у школьников чувства пролетарского интернационализма, долга и ответственности за сохранение мира и дружбы между народами.
В воспитании учащихся все большее значение приобретает деятельность комсомольских и пионерских организаций. В школах Российской Федерации насчитывается 3,4 млн. комсомольцев и 11,8 млн. пионеров.
Комитеты ВЛКСМ организуют беседы, встречи со старыми большевиками, деятелями науки, техники, новаторами производства, создают политкружки и клубы, которые являются активной формой политического просвещения учащихся. Комсомольскими и пионерскими организациями проводится разнообразная работа по военно-патриотическому воспитанию. В школах создаются музеи, комнаты боевой славы, летописи героической борьбы и победы советского народа в Великой Отечественной войне. Широкое распространение получили отряды юных друзей Советской Армии и Флота, летние военно-спортивные туристские лагеря подростков, клубы юных моряков, космонавтов, ракетчиков, кружки и клубы ДОСААФ.
По инициативе комсомольских и пионерских организаций проводится большая общественно полезная работа вне школы, имеющая серьезное значение для развития общественной активности учащихся, выполнения важнейшего ленинского завета о необходимости связывать каждый шаг обучения и воспитания с борьбой трудящихся за построение коммунизма.
Всестороннему развитию личности, расцвету дарований, удовлетворению все возрастающих интересов учащихся помогают внешкольные детские учреждения. В РСФСР имеется 64 дворца пионеров, 1694 районных и городских дома пионеров, 189 станций юных техников, 143 станции юных натуралистов, 80 детских экскурсионно-туристских станций, 109 детских парков и 740 детских спортивных школ. Кроме того, широкая сеть детских клубов и станций создана профсоюзами.
В кружках юных техников школ и внешкольных учреждений занимается почти 2 млн. учащихся. Все большее распространение получают кружки ракетного моделирования, автоконструирования, судостроения, телемеханики, технической кибернетики. Все шире развивается радиоспорт.
С каждым годом получают все большее развитие туризм и краеведение. Школьников увлекают походы по местам боевой славы Советской Армии, по партизанским тропам, поиски неизвестных героев, увековечение их памяти. В процессе этой работы уделяется внимание пропаганде, изучению и охране памятников истории и культуры советского народа.
Проводится серьезная опытническая работа по сельскому хозяйству, по изучению и охране природы. В кружках юных натуралистов, юных биологов, бригадах опытников занимается свыше 2 млн. учащихся. Хорошей традицией юных натуралистов стала работа по охране природы.
Из 12 млн. человек - членов Всероссийского общества охраны природы - 8 млн. составляют пионеры и школьники. Они активно участвуют в озеленении шоссейных дорог, улиц городов и сел, в закладке садов и парков, питомников, оказывают помощь лесхозам, создают свои, школьные лесничества, охраняют леса от браконьеров и от пожаров. Широкое распространение получила работа учащихся по охране рек, озер и других водоемов с целью увеличения запасов ценных промысловых рыб.
В школах и внешкольных учреждениях совершенствуется физическое воспитание. Улучшается выполнение учебной программы по физической культуре. Около 6 млн. учащихся занимаются в спортивных секциях. Спортивные соревнования и спартакиады школьников становятся все более популярными среди широких масс детей. Ежегодно в них участвуют свыше 2 млн. человек. В детских спортивных школах повышают свое спортивное мастерство 207 тыс. учащихся. Улучшилась подготовка юных спортсменов высшей квалификации. Только в 1965 году подготовлено 112 мастеров спорта, 16,5 тыс. спортсменов первого и второго спортивного разрядов.
С 1966/67 учебного года во всех классах всех типов школ введены два урока физической культуры в неделю, увеличивается число факультативных часов. В 1967-1969 гг., по мере подготовки специалистов по физической культуре, во всех сельских восьмилетних школах, не имеющих необходимого количества уроков по физическому воспитанию для полной учебной нагрузки преподавателя, вводится должность учителя физической культуры с возложением на него обязанности и по организации внеклассной спортивной работы.
Для укрепления здоровья детей организована широкая сеть детских оздоровительных учреждений. В загородных и городских пионерских лагерях ежегодно отдыхают около 4 млн. учащихся. При школах создаются детские летние площадки, где интересными и полезными делами ежегодно занято свыше миллиона детей.
Все более широкое распространение получают пионерские колхозные и межколхозные лагеря. Для физически ослабленных детей во всех областях, краях и АССР открыты санаторные пионерские лагеря. Ученические производственные бригады и комсомольско-молодежные лагеря в летние каникулы объединяют до 2 млн. учащихся сельских и городских школ.
Возрастает внимание к эстетическому воспитанию. Наряду с такими формами приобщения учащихся к искусству, как уроки литературы, истории, музыки и пения, рисования, участие в различных художественных кружках, студиях, посещение детских музыкальных школ, в последние годы широкое распространение получили «Общества любителей искусства», «Клубы эстетики», школьные самодеятельные театры, кинотеатры и т. п.
Учащиеся проявляют большую изобретательность в создании тематических фотовитрин, диа- и кинофильмов. В школах проводятся фестивали искусств, разнообразные конкурсы, выставки, связанные с творческой самодеятельностью. Во многих городах и селах открыты общественные филармонии и университеты культуры для учащихся.
Значительную помощь школе в воспитании учащихся оказывают детские театры и театры юного зрителя, народные тюзы. В РСФСР работают 25 тюзов, 62 кукольных театра, 52 народных тюза. Огромные успехи Российская Федерация, как и вся страна, имеет в образовании взрослых. Борьба за всенародную грамотность, за развитие общего образования взрослых развернулась с первых дней Советской власти.
В Программе партии, принятой VIII съездом РКП (б) в марте 1919 года, была поставлена одна из важнейших задач в области народного образования - «всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т. п.)».
После VIII съезда партии в мае 1919 года состоялся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Он обсудил вопрос о системе образования взрослых, в которую вошли ликвидация неграмотности, школы и курсы для малограмотных, школы взрослых повышенного типа. Особое место в общем образовании взрослых занимали рабочие факультеты (рабфаки). Впервые они были организованы в 1919 году при ряде высших учебных заведений.
С особой остротой стоял вопрос о ликвидации неграмотности и одновременном развитии обучения малограмотных. Общими усилиями государства и общественности, на основе ленинского декрета от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», к 1939 году республика приблизилась к всеобщей грамотности трудящихся города и деревни всех национальностей.
Это было огромным шагом в приобщении народа к активному участию в общественно-политической жизни.
Одновременно росла сеть школ повышенного типа для взрослых. В январе 1926 года состоялось совещание по вопросам их работы, которое, руководствуясь решениями XIV съезда партии, наметило ряд новых задач, в частности признало целесообразным создавать, наряду со школой повышенного типа, краткосрочные (одногодичные) рабочие и крестьянские курсы и рабочие университеты в целях придания большей гибкости образованию взрослых.
Число учащихся в школах взрослых повышенного типа возросло к 1927/28 учебному году до 75,4 тыс. человек, к 1934/35 учебному году до 119,5 тыс., а в предвоенные годы превысило 390 тыс. человек. Число учащихся рабфаков к 1934/35 учебному году достигало 171,4 тыс. человек.
Сравнительно широко была развита работа по самообразованию. К 1927/28 учебному году оформилось два типа учреждений по оказанию помощи в самообразовании - консультпункт и заочная школа. В помощь самостоятельно занимающимся были изданы сборники «Как заниматься самообразованием в одиночку», «Клуб и самообразование», «О кружках самообразования». Большую роль играл журнал «Помощь самообразованию». Издавались пособия «Рабфак на дому», «Народный университет на дому».
Новый этап в развитии общего образования взрослых открыло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (1943), в соответствии с которым в Российской Федерации были созданы школы для обучения молодых рабочих без отрыва от производства; в 1944 году они переименованы в школы рабочей молодежи. В этом же году Совнарком СССР принял постановление о создании вечерних школ сельской молодежи.
Школы рабочей и сельской молодежи предназначались для той ее части, которая в годы войны вынуждена была прервать обучение и перейти на работу. Многие молодые люди, ушедшие со школьной скамьи на фронт, вернувшись, также смогли закончить образование в школах рабочей и сельской молодежи.
В 1946 году возрождается заочная форма обучения взрослых, рассчитанная на лиц, не имеющих возможности по условиям работы регулярно посещать занятия в школе.
За период с 1946 по 1966 год в вечерних и заочных школах РСФСР получили неполное среднее образование почти 3,3 млн. человек и среднее около 2,7 млн. человек.
В целях создания наиболее благоприятных условий для образования трудящихся постоянно ведется работа по совершенствованию системы вечернего и заочного образования. Наиболее распространенной формой его является вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа с трехгодичным сроком обучения (IX-XI классы).
С 1960/61 учебного года в составе вечерней (сменной) школы разрешены классы ускоренного обучения за восьмилетнюю школу для хорошо успевающих учащихся, имеющих значительный жизненный трудовой опыт. В 1965/66 учебном году в них обучалось 233,4 тыс. человек.
В 1963 году на крупных предприятиях стали создаваться трехгодичные школы мастеров, в которых высококвалифицированные рабочие с большим производственным стажем и мастера-практики, имеющие восьмилетнее образование, могут получить, наряду с повышением производственной квалификации, среднее образование.
Расширяется практика планирования предприятиями общеобразовательной подготовки молодежи, не имеющей законченного восьмилетнего и среднего образования. Это рассматривается как составная часть борьбы за подъем культурного уровня коллективов предприятий и за повышение производительности труда. Особая роль в организации обучения молодежи принадлежит партийным, профсоюзным и комсомольским организациям предприятий.
Одним из крупнейших завоеваний социализма является создание государственной системы дошкольного воспитания. Уже в декрете Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1917 года об учреждении Государственной комиссии по просвещению дошкольное воспитание рассматривалось как составная часть единой системы народного образования. В декларации по дошкольному воспитанию от 29 ноября 1917 года было сказано: «Система дошкольного воспитания является составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования».
Общественное дошкольное воспитание является предметом большого внимания и постоянной заботы Коммунистической партии и Советского правительства.
Докладывая на юбилейной сессии ЦИК СССР об итогах культурного строительства СССР за 10 лет, народный комиссар просвещения А. В. Луначарский говорил: «Нужно запомнить твердо, что новое, социалистическое поколение мы можем готовить только, если мы начинаем его воспитывать в нашем духе с дошкольных лет».
Непосредственным вдохновителем дошкольного дела была Н. К. Крупская. По призыву партии и правительства организаторами дошкольного воспитания стали женщины-коммунистки, передовые работницы. Наркомпрос собрал и объединил энтузиастов дошкольного дела из числа специалистов - педагогов, врачей, юристов.
С середины тридцатых годов к созданию дошкольных учреждений были привлечены хозяйственные наркоматы, ведомства, предприятия. За органами образования сохранялись педагогическое руководство, контроль за развитием сети и подготовка кадров.
К началу Великой Отечественной войны в РСФСР было 11 тыс. детских садов, которые посещали 635 тыс. детей.
Дошкольные учреждения сыграли большую роль в сохранении жизни и здоровья детей в годы Отечественной войны, обеспечении их правильного воспитания. К концу 1945 года число детских садов возросло до 20 тыс., контингент воспитанников в них - до 1077,2 тыс.
Интенсивное развитие дошкольного воспитания продолжалось в послевоенные годы. В интересах осуществления единой системы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста и удобства работающих матерей с 1959 года создаются объединенные дошкольные учреждения - ясли-сад. Руководство этими учреждениями осуществляют органы народного образования. Органы здравоохранения несут ответственность за медицинское обслуживание.
На 1 января 1966 года функционировало 60 тыс. детских садов, яслей и яслей-садов с числом детей в них 5 млн.
Задачи, содержание и методы воспитательной работы в детском саду определены единой для всех дошкольных учреждений «Программой воспитания в детском саду». Детские сады работают в тесном контакте с семьей: систематически проводятся собрания родителей, создаются родительские комитеты. Воспитанием детей дошкольного возраста занимается огромная армия педагогов-воспитателей, насчитывающая более 255 тыс. человек. Всенародная забота о детях стала нормой жизни советского общества.
Неоценимый вклад в развитие просвещения внес советский учитель. В 1965/66 учебном году в дневных общеобразовательных школах РСФСР работало 1139 тыс. учителей. Среди них 429 тыс. с высшим и 582 тыс. с незаконченным высшим и средним педагогическим образованием, со стажем до 5 лет - 276 тыс., свыше 25 лет - 164 тыс.
Ежегодно школы республики получают большое пополнение. Например, в 1966 году пришли в школу около 33 тыс. молодых учителей с высшим и более 20 тыс. со средним педагогическим образованием.
Творческий поиск, инициатива, стремление дать глубокие и прочные знания учащимся - отличительные черты, характеризующие советского учителя.
Партия и правительство высоко ценят труд советских учителей. За заслуги в воспитании подрастающего поколения и активное участие в общественной работе орденами и медалями Союза ССР награждено более 180 тыс. учителей школ РСФСР. В 1940 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР учреждено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. Это звание получили свыше 10 тыс. лучших учителей и других работников просвещения.
Широко известны имена заслуженных учителей республики: Е. Г. Токаревой, директора средней школы № 1 Ростова-на-Дону; В. И. Бессонова, директора Пугачевской школы-интерната Саратовской области; И. Ф. Чиркунова, учителя из Ленинграда; А. С. Рассказовской, учительницы начальных классов из Воронежа; Н. Я. Бадьиной, учительницы из Новосибирской области; учителей А. Л. Качкаева из Пермской области, Е. И. Рыковой из Куйбышевской области, Л. И. Марачковской из Омской области, О. Н. Мурзиной из Кемеровской области и многих других.
Выполнение стоящих перед советской школой задач требует постоянной работы по повышению идейного, научно-теоретического и методического уровня советского учительства. Одной из основных форм повышения квалификации учителей является заочное и вечернее образование. В настоящее время на 104 заочных и 39 вечерних отделениях в педагогических институтах обучается более 245 тыс. человек, желающих получить высшее образование без отрыва от работы.
Немаловажная роль в повышении идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации учителей принадлежит институтам усовершенствования учителей. Ныне их насчитывается 78. Ежегодно в институтах повышают свою квалификацию более 200 тыс. учителей, руководителей школ и работников органов народного образования.
В работе по повышению квалификации все более широкое участие принимают профессора и преподаватели высших учебных заведений, в том числе Московского, Ленинградского, Новосибирского и других университетов. В 1963-1966 гг. в МГУ имени М. В. Ломоносова, например, прошли обучение на курсах более 1000 учителей центральных областей РСФСР.
Подготовка огромной армии учителей потребовала большой работы по созданию сети высших и средних педагогических учебных заведений. В 1921 году было положено начало созданию стабильной системы педагогического образования, которая в основе существует до настоящего времени.
На различных этапах развития школы приходилось прибегать к ускоренной подготовке учителей путем проведения курсов длительностью от нескольких месяцев до одного года с последующим завершением педагогического образования прошедшими эти курсы через заочную систему. Наибольшее распространение ускоренная подготовка учителей имела в первые годы становления советской школы и в период осуществления всеобщего обязательного четырехлетнего начального обучения (1930-1934).
Одновременное введение обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, а в дальнейшем подготовка к осуществлению его и в сельской местности вызвали большую потребность учителей для V-VII классов. В связи с этим были созданы двухгодичные учительские институты, готовившие учителей по двум-трем смежным предметам.
Учительские институты просуществовали 20 лет и сыграли большую роль в решении задачи обязательного семилетнего обучения. В 1954 году наиболее крупные из них были преобразованы в педагогические институты, а остальные закрыты. Окончившим учительские институты предоставлена возможность в короткий срок получить законченное высшее образование. Они зачисляются сразу на III курс педагогических институтов.
К началу 1941 года в РСФСР насчитывалось 71 педагогический институт и 148 учительских институтов. В них обучалось более 100 тыс. студентов на дневных отделениях и 90 тыс. на заочных и вечерних. В педагогических училищах готовились учителя начальной школы и воспитатели детских садов. Значительную часть своих выпускников на педагогическую работу в школы направляли и направляют университеты республики.
В послевоенный период, в связи с дальнейшим развитием образования, особенно среднего, продолжало расти количество педагогических институтов и контингентов обучающихся в них. В1966/67 учебном году в РСФСР работало 107 педагогических институтов, на дневных отделениях которых обучалось около 189 тыс. студентов и свыше 250 тыс. на заочных и вечерних. В педагогических училищах готовятся к педагогической деятельности 189 тыс. человек.
Работников дошкольного воспитания готовят 108 педагогических училищ и дошкольных отделений при школьных педучилищах, 12 дошкольных факультетов педагогических институтов.
В педагогических институтах работает около 21 тыс. преподавателей. Из них имеют ученые степени и звания около 6 тыс. человек. Остальные - педагоги-практики, прошедшие большую школу обучения и воспитания молодежи.
Особенно сложный путь прошло развитие педагогического образования в автономных республиках, где до революции подготовка учителей находилась в зачаточном состоянии.
При ряде университетов и педагогических институтов были организованы национальные отделения: марийское, удмуртское, чувашское - в Казанском педагогическом институте; мордовское - в Саратовском, бурятское - в Иркутском университете и т. д.
Ныне в 16 автономных республиках кадры учителей для V-X классов школ готовят 18 педагогических институтов. В автономных республиках и областях имеется 46 педагогических училищ. Учителя для школ народов Крайнего Севера готовятся на специальных отделениях Ленинградского имени А. И. Герцена и Хабаровского педагогических институтов и в 8 педагогических училищах.
За 50 лет развития педагогического образования сформировались такие крупные институты, как Московский имени В. И. Ленина, Московский областной имени Н. К. Крупской, Ленинградский имени А. И. Герцена, Горьковский имени А. М. Горького, Ростовский-на-Дону, Куйбышевский имени В. В. Куйбышева, Свердловский, Иркутский и др.
Ленинградский государственный педагогический институт имени A. И. Герцена подготовил более 52 тыс. квалифицированных учитетелей разных специальностей, успешно работающих не только в школах РСФСР, но и в школах других союзных республик. Московский государственный педагогический институт имени B. И. Ленина имеет 14 факультетов, на которых обучается около 11 тыс. студентов дневного и вечернего отделений по 32 специальностям.
Всего за время своего существования в нем подготовлено более 45 тыс. учителей. На 74 кафедрах института работает 925 преподавателей, в том числе 6 академиков, 62 профессора и доктора наук и 458 кандидатов наук и доцентов.
Оба эти института в 1967 году за большие заслуги в подготовке учительских кадров награждены орденами Трудового Красного Знамени. Этой высокой правительственной награды удостоено также Лукояновское педагогическое училище Горьковской области.
Для подготовки научно-педагогических кадров в педагогических институтах создана аспирантура. На очном, заочном отделениях и в так называемой целевой аспирантуре обучается около 3 тыс. человек. В 1966 году окончили аспирантуру 626 человек.
Для оказания помощи работникам педагогических институтов в подготовке докторских диссертаций с 1962 года учреждены должности старших и младших научных сотрудников, на которые переводятся преподаватели на период завершения работы над диссертацией. С 1963 года в ряде ведущих педагогических институтов установлены должности стажеров-исследователей по физико-математическим специальностям и химии, а с 1965 года - по педагогике и психологии.
Все более широкое развитие получает научно-исследовательская работа кафедр. Многие кафедры работают в тесном содружестве с хозяйственными организациями, выполняя их заказы на проведение научных исследований. При ряде педагогических институтов открыты отраслевые и проблемные лаборатории.
Научно-исследовательская работа кафедр педагогики и психологии направлена на разработку актуальных проблем обучения и воспитания, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В целях повышения эффективности научных исследований принимаются меры по координации научно-исследовательской работы педагогических институтов.
Учителя Российской Федерации, как и других союзных республик, с большим интересом изучают опыт своих коллег в братских социалистических странах, охотно делятся с ними своими достижениями, помогают в проведении курсов русского языка для учителей не только социалистических, но и капиталистических стран - Англии, Франции, Финляндии.
В 1965 году на курсах русского языка занимались 420 преподавателей. В школах молодых развивающихся стран Африки и Азии работает свыше 300 учителей из Российской Федерации. Всю эту работу они рассматривают как выполнение своего интернационального долга.
Важнейшим звеном системы народного образования является подготовка квалифицированных рабочих кадров. Профессиональное образование в РСФСР как в количественном, так и в качественном отношении развивалось в прямой зависимости от роста экономики, от технического прогресса, осуществляемого в народном хозяйстве.
В начале двадцатых годов на предприятиях стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с трехгодичным сроком обучения, в которых, кроме профессиональной, давалась общеобразовательная подготовка подросткам с 14 лет. В дальнейшем они были преобразованы в чисто профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 1,5 до 2 лет, а по некоторым специальностям - 6-9 месяцев.
За годы первых трех пятилеток в Российской Федерации в школах ФЗУ было подготовлено 1,5 млн. квалифицированных рабочих. Новый этап в подготовке квалифицированных кадров для социалистической промышленности открыл указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР».
Для подготовки квалифицированных рабочих были созданы ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения, а позднее - горнопромышленные училища и училища механизации сельского хозяйства. Для подготовки рабочих массовых профессий были организованы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) со сроком обучения до 6 месяцев. Профессиональная подготовка молодежи продолжала проводиться также в школах ФЗУ, сохранившихся при предприятиях легкой промышленности, и в порядке индивидуально-бригадного ученичества. Для поступления в профессиональные учебные заведения, кроме школ ФЗО, требовалась подготовка в объеме 7-летней школы.
В 1954 году, в связи с увеличением выпусков из средних школ, были созданы технические училища для молодежи, имеющей среднее образование. Технические училища за 1-1,5 года готовили квалифицированных рабочих по наиболее сложным профессиям. Молодежь со средним общим образованием поступала также в училища механизации сельского хозяйства.
На 1 января 1958 года во всех типах профессионально-технических учебных заведений обучалось 506,3 тыс. человек.
Развитие научно-технической базы народного хозяйства и ее перспективы в период строительства коммунистического общества потребовали дальнейшего улучшения системы и качества подготовки квалифицированных кадров для промышленности и сельского хозяйства.
С 1959 года на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» профессиональные учебные заведения различных типов стали преобразовываться в единый тип учебных заведений - городские и сельские (дневные и вечерние) профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 2-3 лет на базе восьмилетней школы.
Школы ФЗО для подготовки рабочих массовых профессий сохранились. Для молодежи со средним образованием создаются технические училища, а также специальные группы при профессионально-технических училищах.
В Российской Федерации в 1965 году было подготовлено и направлено на производство 544 тыс. молодых рабочих, в том числе 209 тыс. в сельское хозяйство. В училищах и школах профессионально-технического образования в 1966 году обучалось 970,6 тыс. юношей и девушек. Намечается дальнейшее увеличение подготовки рабочих через профтехучилища. В первую очередь последние будут создаваться в тех районах, которые особенно нуждаются в притоке рабочей силы, например на востоке страны, где растут огромные промышленные комплексы.
Советская профессиональная школа, наряду с профессиональной подготовкой, решает задачу повышения общего культурного уровня будущего рабочего. Учащиеся изучают ряд общеобразовательных предметов, курс обществоведения, с ними ведутся занятия по физическому и эстетическому воспитанию, развитию технического и художественного творчества.
Многие юноши и девушки, поступив на работу, продолжают свое общее образование в средних вечерних (сменных) школах, а по окончании их поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.
Большое внимание в республике уделяется подготовке кадров на производстве, повышению квалификации и переквалификации работников промышленности и сельского хозяйства. В 1964 году непосредственно на производстве было подготовлено рабочих различных профессий и осуществлено повышение квалификации 9 млн. человек.
Лучшим преподавателям, инженерам и мастерам производственного обучения присваиваются на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР 1956 года почетные звания заслуженного мастера и заслуженного учителя профессионально-технического образования.
Эти звания получили многие тысячи лучших работников профессионально-технических училищ Российской Федерации.
В помощь мастерам и преподавателям в РСФСР организована сеть учебно-методических кабинетов, проводятся «Педагогические чтения», ведется научная разработка проблем подготовки кадров квалифицированных рабочих. Это осуществляется в научно-исследовательском институте профессионально-технического образования РСФСР.
Одним из крупнейших завоеваний культурной революции является развитие в республике высшего образования и подготовка кадров народной интеллигенции, способной двигать вперед науку, обеспечивать быстрый научно-технический прогресс и руководство всеми отраслями народного хозяйства и культуры.
В 1914/15 учебном году в современных границах РСФСР было 72 высших учебных заведения, в которых насчитывалось 86,5 тыс. студентов. Дети рабочих и крестьян составляли всего 4-5%.
С первых же дней своего существования молодое Советское государство принимало меры к тому, чтобы поставить высшую школу на службу интересам трудящихся. В постановлении Совета Народных Комиссаров от 2 августа 1918 года «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» говорилось: «На первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии».
В Программе партии, принятой VIII съездом, подтверждалось, что высшая школа должна открыть широкий доступ всем желающим учиться и в первую очередь рабочим. Так было положено начало пролетаризации высшей школы.
Но резервы рабочей и крестьянской молодежи, подготовленной к обучению в высшей школе, были крайне незначительными. В связи с этим вначале стали создаваться курсы для рабочих и крестьян по подготовке в вузы, а затем были организованы при высших учебных заведениях рабочие факультеты для рабочей и крестьянской молодежи. Рабфаки помогли в короткие сроки подготовить из рабочих и крестьян людей, способных учиться в высшей школе. Рабоче-крестьянская молодежь широким фронтом двинулась в поход за овладение знаниями. Рабфаки сыграли выдающуюся роль в пролетаризации высшей школы. Они содействовали также вовлечению в вузы женщин и созданию высших учебных заведений в национальных районах, где в царское время не было и представления о высшей школе.
Много сил было затрачено на ликвидацию монополии буржуазных ученых в высшей школе и обеспечение ее марксистскими преподавательскими кадрами. Высшая школа в то время была ареной острой классовой борьбы. Несмотря на все трудности, реформа высшей школы осуществлялась успешно.
Большую помощь в ее проведении оказывали передовые ученые, которые сразу связали свою судьбу с Советской властью и охотно стали преподавать рабочим и крестьянам. Это были К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, В. Р. Вильямс, И. М. Губкин, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин и другие. В 1921 году в Москве был открыт Институт Красной профессуры, который стал готовить преподавателей общественных наук. С 1925 года для подготовки научно-педагогических кадров была создана аспирантура.
На протяжении всей истории Советского государства в Российской Федерации развитие высшего образования было тесно связано с прогрессом социалистической экономики, науки, техники, культуры и искусства. Сеть высших учебных заведений и контингенты студентов быстро росли.
В годы первых трех пятилеток (1929-1940) вузы РСФСР подготовили 542 тыс. специалистов. В 1940/41 учебном году в 567 вузах РСФСР обучалось 478,1 тыс. студентов. Крупными вузовскими центрами стали Казань, Саратов, Свердловск, Горький, Ростов-на-Дону, Пермь, Томск, Иркутск и др.
Нападение фашистской Германии задержало развитие советской высшей школы. После войны высшие учебные заведения были быстро восстановлены и получили дальнейшее развитие. В 1950/51 учебном году в них обучалось 796,7 тыс. студентов. На 1000 жителей республики приходилось 77 студентов против 43 в 1940 году. Сеть вузов росла главным образом в районах Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, где быстрыми темпами развивались промышленность и сельское хозяйство.
В 1966/67 учебном году в РСФСР было 435 высших учебных за-, ведений, в которых обучалось 2476 тыс. студентов. По сравнению с 1914/15 учебным годом число вузов в РСФСР увеличилось более чем в 6 раз, а студентов - в 28,5 раз.
Советская высшая школа готовит специалистов, обладающих основательной общетеоретической подготовкой и достаточно глубокими знаниями в своей области. Серьезное внимание обращается на изучение общественных наук, формирование у студентов коммунистического мировоззрения.
Одной из главных особенностей советской высшей школы является связь ее с жизнью, с конкретными задачами будущей практической деятельности специалиста. Год от года расширяется участие студентов в научной работе в студенческих кружках и научных обществах.
Широкое распространение получило высшее заочное и вечернее образование без отрыва от производства. В 1965/66 учебном году заочно обучалось 1 398 тыс. человек.
Благодаря неуклонному осуществлению ленинской национальной политики за годы Советской власти все народы и народности РСФСР получили равный доступ к высшему образованию. Высшие учебные заведения созданы во всех автономных республиках и большинстве автономных областей.
Общее количество специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве РСФСР по данным на 15 ноября 1964 года, составило 2 626,7 тыс. человек. По сравнению с 1940 годом численность дипломированных специалистов возросла почти в 5 раз.
Крупнейшим вузом в РСФСР и во всей стране является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, в котором обучается свыше 30 тыс. студентов более 60 национальностей и студенты почти из 100 зарубежных стран. Об объеме научной работы, проводимой в МГУ, свидетельствует то, что в его составе есть 4 научно-исследовательских института, институт повышения квалификации преподавателей общественных наук, 250 лабораторий, 163 учебных кабинета, 8 учебно-научных станций, 3 музея, ботанический сад с филиалом, 4 астрономических обсерватории. На 220 кафедрах работают более 3 тыс. профессоров, преподавателей и научных сотрудников, среди которых 35 академиков и 44 члена-корреспондента Академии наук СССР, 57 - члены союзных и отраслевых академий наук. Почетными профессорами и докторами МГУ являются около 30 виднейших зарубежных прогрессивных ученых и общественных деятелей.
Крупным учебно-научным центром является и Ленинградский университет имени А. А. Жданова, в котором в 1966 году обучалось свыше 17 тыс. студентов.
Во всех высших учебных заведениях проводится научно-исследовательская работа. Многие из них являются крупнейшими центрами научных исследований.
Большая роль в жизни вузов, в идейно-политическом воспитании студентов принадлежит партийным, комсомольским и профсоюзным организациям.
При крупнейших высших учебных заведениях существуют клубы, предназначенные для удовлетворения многообразных запросов и интересов студентов, большое распространение имеют студенческие спортивные секции и другие объединения. Советское студенчество активно участвует в работе молодежных международных организаций.
Успешной работе вузов содействует огромная забота государства об удовлетворении материальных и бытовых нужд студентов (стипендии, общежития, столовые), предоставление оплачиваемых отпусков для студентов заочных и вечерних вузов и их отделений, организация летних студенческих лагерей.
Народное хозяйство и различные области культуры нуждаются в специалистах не только с высшим образованием. На многих участках работы необходимы специалисты средней квалификации - техники всех профилей, агрономы, библиотекари, медицинские работники, учителя начальных классов и др.
До победы Октябрьской революции прослойка этой категории работников, особенно технических специальностей, была весьма незначительной. Для подготовки их в современных границах РСФСР имелось 297 специальных учебных заведений, в которых в 1914/15 учебном году обучалось 35,4 тыс. учащихся. Выпуск в том же году составил всего 3,7 тыс. человек.
Сразу же после победы революции встала задача создания развитой и совершенно новой системы среднего специального образования. Быстро стала расти сеть техникумов и других средних специальных учебных заведений. Учащиеся их получали законченное среднее, причем не только специальное, но и общее, образование, что открывало окончившим техникумы и училища возможность поступления в вузы, после отработки положенного числа лет на производстве по полученной специальности.
Окончившие учебное заведение на «отлично» могли сразу продолжать образование в высшем учебном заведении.
Двери техникумов были широко открыты перед рабочими, крестьянами и их детьми. Им были предоставлены преимущественные права на поступление. Иногородние учащиеся получали место в общежитии. Была установлена система стипендий.
В 1940/41 учебном году в РСФСР работало 2188 техникумов и других средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 594 тыс. учащихся. За период 1929-1940 гг. было подготовлено 964 тыс. специалистов.
Во время Великой Отечественной войны сеть средних специальных учебных заведений значительно сократилась, но после изгнания оккупантов была быстро восстановлена и получила дальнейшее развитие. В 1966/67 учебном году в 2282 средних специальных учебных заведениях обучались 2 423,9 тыс. человек. Все автономные республики и автономные области создали у себя развитую сеть средних специальных учебных заведений.
За годы Советской власти средние специальные учебные заведения подготовили большой отряд советской интеллигенции. Общее количество специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве РСФСР, по данным на 15 ноября 1964 года составляло 4075,1 тыс. человек.
Средние специальные учебные заведения находятся в ведении тех министерств, для которых они готовят кадры. Но общее и программно-методическое руководство их деятельностью осуществляет союзно-республиканское Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.
В учебные планы техникумов и других средних специальных учебных заведений вносились и вносятся изменения, вызванные развитием науки и техники и новыми требованиями к профессиональной и общественно-политической подготовке специалистов. Большое внимание уделяется идейно-политическому воспитанию учащихся, формированию марксистско-ленинского мировоззрения, привитию любви к избранной профессии, а также всестороннему развитию будущего специалиста. Для учащихся организуются различные кружки; широко развиты самодеятельность, техническое творчество и изобретательство.
Задачи дальнейшего развития народного образования на современном этапе определены решениями XXIII съезда КПСС. Съезд подчеркнул возрастающее значение всестороннего воспитания нового человека в условиях, когда наша страна ведет коммунистическое строительство. В отчетном докладе ЦК КПСС съезду с исчерпывающей ясностью определены принципы развития школы на современном этапе коммунистического строительства: «Советская школа должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Она должна вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, формировать у них материалистическое мировоззрение и коммунистическую нравственность, готовить молодежь к жизни, к сознательному выбору профессии».
Наряду с основополагающими принципами развития образования съезд определил и количественные показатели нашего движения вперед. К 1970 году в Российской Федерации предстоит в основном осуществить всеобщее среднее образование, удвоить число учащихся в школах и группах продленного дня, сделать большой шаг в развитии общего образования без отрыва от производства, дошкольного воспитания, внести свой вклад в подготовку 7 млн. специалистов с высшим и средним образованием, а также большого числа квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства.
Пути и средства выполнения директив XXIII съезда в области общего образования указаны в принятом в ноябре 1966 года постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
Опираясь на опыт, накопленный в течение 50 лет существования Советского государства, работники просвещения Российской Федерации готовы приложить максимум своих сил и способностей для выполнения предначертаний Коммунистической партии и Советского правительства в области дальнейшего развития образования, максимально отвечающего требованиям общества.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +