В советской системе народного образования важное место занимают средние специальные учебные заведения. Среднее специальное образование в нашей стране возникло в XVIII веке, но в дореволюционный период получило очень незначительное развитие. Средние специальные учебные заведения подразделялись на промышленные, транспортные, строительные, медицинские, музыкальные и находились в ведении министерства внутренних дел, министерства путей сообщения, министерств торговли и промышленности, юстиции, народного просвещения и земледелия. Царское правительство субсидировало их очень скудно. Недостающие средства выделяли земства, различные благотворительные общества и частные лица. Выпуски из средних специальных учебных заведений были крайне ограниченны, и должности техников в промышленности и строительстве замещали, как правило, либо иностранцы, либо практики.
Средние специальные учебные заведения размещались в основном в центральных районах России, на Украине и на Урале. В Сибири было только одно техническое училище (в Иркутске). На территории нынешних союзных республик — Казахской, Узбекской, Азербайджанской средних технических учебных заведений не было вовсе.
Единой системы организации учебного процесса средние специальные учебные заведения не имели. Технические, коммерческие и сельскохозяйственные училища имели различные сроки обучения (от 4 до 9 лет), различные условия приема. При некоторых из них были подготовительные классы. Единого методического центра по руководству этими учреждениями в стране также не было. Общеобразовательные дисциплины преподавались плохо. Теоретические знания недостаточно согласовывались с практическими, иногда практика опережала теорию. В силу этого средние специальные учебные заведения не пользовались у молодежи популярностью. Весьма распространены были средние педагогические учебные заведения. Учителей готовили в женских гимназиях (в VIII, педагогическом классе), в мужских гимназиях и реальных училищах с прохождением специальных трехмесячных педагогических курсов, а также в учительских институтах, куда принимались по конкурсу выпускники высших начальных училищ или учительских семинарий. Окончившие учительский институт преподавали все предметы в высшем начальном училище, за исключением «закона божьего».
Они имели право поступить в высшее учебное заведение только после предварительной сдачи экзаменов на аттестат зрелости.
В педагогических средних учебных заведениях изучались педагогика, история педагогики, психология и логика. На последнем курсе проводилась педагогическая практика, во время которой слушатели изучали методику преподавания, давали пробные уроки. После Великой Октябрьской социалистической революции среднее специальное образование стало развиваться бурными темпами. Сеть техникумов быстро росла. Уже в 1920/21 учебном году было 66 дневных техникумов, 27 практических институтов, 37 вечерних рабочих техникумов. В этих учебных заведениях обучались 22 748 человек. Единства в уровне подготовки специалистов на первых порах не было. На Украине, например, техникумы и практические институты готовили инженеров узкой специализации, а в Российской Федерации — помощников инженеров. Срок обучения и правила приема также были различными. Учебно-материальная база многих техникумов и практических институтов была неудовлетворительной.
С развитием промышленности, строительства и транспорта потребность в специалистах средней квалификации возрастала и существующая сеть техникумов не удовлетворяла растущих запросов народного хозяйства. Например, в 1927 году только промышленным предприятиям системы ВСНХ требовалось 31,5 тыс. техников, между тем выпуск из всех техникумов страны составил всего 5,3 тыс.
Совнарком РСФСР в специальном постановлении от 15 февраля 1927 года подчеркнул необходимость значительного увеличения подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях и улучшения качества их подготовки.
Предлагалось упорядочить размещение средних специальных учебных заведений с учетом развития производительных сил в отдельных районах страны, разработать типовые учебные планы и программы, обеспечить издание учебников, улучшить политико-воспитательную работу среди учащихся.
В постановлении указывалось, что необходимо решительно улучшить производственную подготовку учащихся техникумов, усовершенствовать подготовку педагогических кадров для средних специальных учебных заведений.
На Пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года было принято решение о расширении сети техникумов, с тем чтобы обеспечить в народном хозяйстве соотношение между инженерами и техниками не менее как 2:3. В целях наибольшей связи с производством предусматривалось прикрепление техникумов к соответствующим предприятиям, с тем чтобы хозяйственные организации активно влияли на подготовку специалистов, на разработку учебных планов и программ средних специальных учебных заведений.
Эти меры сыграли значительную роль в повышении качества подготовки специалистов среднего звена. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» от 19 сентября 1932 года было отмечено значительное развитие сети техникумов: их число достигло 1600, а общее число студентов — 1 500 тыс., при этом до 70% студентов были выходцами из рабочих семей. В народном хозяйстве СССР в этот период работало уже 288 тыс. специалистов со средним специальным образованием. В постановлении указывалось, что частый пересмотр учебных планов, отсутствие учебников, подготовка программ для техникумов путем механического сокращения вузовских программ не способствуют повышению качества подготовки специалистов. Предлагалось усилить самостоятельную работу студентов, ввести домашние задания, шире практиковать лабораторные и курсовые работы.
Определялись направление и организация учебной и методической работы, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных кадров, вооруженных теоретическими знаниями и практическими навыками, способных самостоятельно решать сложные технические и организационные вопросы. Упорядочены были формы учебной работы: урок, практические занятия в лабораториях, кабинетах, мастерских, учебных хозяйствах и клиниках, учебная и производственная практика, домашние задания и дипломная работа (проект). На старших курсах рекомендовалось читать лекции. Много внимания уделялось активизации учебного процесса, воспитанию у учащихся интереса к науке. Учебные занятия дополнялись различными видами внеклассной работы.
В годы Великой Отечественной войны сеть техникумов и училищ несколько сократилась, но работа средних специальных учебных заведений не прекращалась. Сразу после освобождения временно оккупированных врагом территорий начиналось восстановление средних специальных учебных заведений. После войны среднее специальное образование развивалось быстрыми темпами. Расширялась сеть техникумов и училищ, совершенствовалось качество их работы. Широкое распространение получило заочное и вечернее среднее специальное образование. В 1965/66 учебном году в стране было 3821 среднее специальное учебное заведение с 3,6 млн. учащихся (в дневных техникумах и училищах обучалось около 1,84 млн., в вечерних — более 0,6 млн. и в заочных — около 1,2 млн. человек).
Контингенты учащихся по группам техникумов и училищ растут неравномерно. Это объясняется постоянным изменением потребностей в кадрах различных отраслей народого хозяйства. В 1965 году по сравнению с 1964 контингенты увеличились по профилям: промышленности и строительства — на 9,6 %, транспорта и связи — на 292 9,4%, сельского хозяйства — на 11,6%, экономики и права — на 7,8%, здравоохранения и физической культуры — на 11,7%, просвещения — на 12,7%, искусства — на 5,1 %.
Большое внимание уделяется подготовке кадров в национальных республиках. Если в 1965 году в целом по стране прием в средние специальные учебные заведения возрос на 5,8% по сравнению с 1964 годом, то в Узбекской ССР он возрос на 20%, в Армянской ССР — на 15,3%, в Киргизской ССР — на 15%, в Молдавской ССР — на 14,7%, в Туркменской ССР — на 14,1 %.
Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется у нас в стране по 450 специальностям. Их перечень в значительной мере совпадает с перечнем специальностей для подготовки кадров высшей квалификации. Выпускники техникумов и училищ работают на производстве и в научно-исследовательских и конструкторских учреждениях помощниками спзциалистов с высшим образованием; например, окончившие техникумы и училища по специальностям геология и разведка месторождений полезных ископаемых работают техниками-геологами по изысканию и съемке месторождений полезных ископаемых, с использованием новейших геофизических методов, геофизического и геологического оборудования, аппаратуры и приборов; окончившие по специальности энергетика работают техниками по проектированию, монтажу и эксплуатации электрических станций, сетей и систем, электрооборудованию промышленных предприятий, установке энергетического оборудования; окончившие по специальности металлургия работают техниками в проектных и производственных организациях по металлургии черных и цветных металлов, полупроводниковых материалов, технологии литейного, прокатного и кузнечного производства, металловедению и термической обработке металлов; окончившие по специальности машиностроение и приборостроение работают техниками по технологии производства, проектированию, конструированию и эксплуатации различных типов машин, включая транспортные машины, оборудованию заводов различных отраслей промышленности, а также по производству и проектированию приборов; окончившие средние специальные учебные заведения по специальности здравоохранение и физическая культура работают в медицинских и физкультурных учреждениях в качестве фельдшеров, акушерок, сестер, протезистов, инструкторов по различным видам спорта, фармацевтов и т. д.
В средние специальные учебные заведения принимаются по конкурсу юноши и девушки, окончившие восьмилетнюю или среднюю школу. Имеющие образование 8 классов учатся в техникумах и училищах от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Окончившие среднюю школу — от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Сроки устанавливаются в зависимости от объема теоретической и практической подготовки.
Учебные планы и программы техникумов и училищ рассматриваются и утверждаются Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
На отделениях, созданных на базе восьмилетней школы, изучаются такие общеобразовательные предметы, как история, обществоведение, литература, математика, физика, химия, иностранный язык, физическое воспитание. Это обеспечивает получение учащимися общего среднего образования. На базе цикла общеобразовательных дисциплин строятся общетехнические курсы. Основные из них — черчение, техническая механика, технология металлов и конструкционные материалы, общая электротехника, основы электроники. Кроме того, учащиеся изучают специальные дисциплины, содержание которых определяется с учетом специализации и строится в соответствии с современными достижениями науки и техники. Физической культурой студенты занимаются постоянно по два часа в неделю. Кроме того, учебными планами предусматриваются факультативные занятия.
Общеобразовательные и общетехнические предметы изучаются, как правило, на I и II курсах, специальные — на старших курсах.
Наряду с теоретической подготовкой у учащихся вырабатывается достаточно широкий круг практических навыков по специальности. Это достигается системой лабораторных и практических работ, курсовых проектов, учебной практикой в опытных хозяйствах, педагогической практикой, производственной (преддипломной) практикой на предприятиях, стройках, в учреждениях.
Производственной практике в средних специальных учебных заведениях придается особое значение. Теория и практика здесь чередуются. Они тесно связаны между собой в единый процесс. Изучение профилирующих специальных предметов завершается преддипломной практикой. Она организуется, как правило, на лучших заводах и стройках, в передовых совхозах и колхозах, на опытных станциях и в клиниках.
Во многих техникумах создана своя учебно-производственная база, мастерские, лаборатории, опытные участки. Многие студенты осваивают рабочие квалификации непосредственно на предприятиях.
За последние годы в средних специальных учебных заведениях широкое распространение получили творческие работы, которые способствуют ознакомлению будущих специалистов с новинками литературы по специальности, с достижениями науки и техники, с опытом новаторов производства. Темы дипломных проектов в техникумах также определяются с учетом реальных потребностей соответствующей отрасли промышленности, с учетом перспектив развития этой отрасли. Выпускники техникумов часто работают над внедрением своих проектов в практику.
Вечерние техникумы работают по учебным планам дневных отделений, но количество учебных часов по предметам общеобразо-
вательного и общетехнического цикла сокращается примерно на 10%, а по дисциплинам специального цикла — на 35—40%. Общее количество обязательных занятий на вечерних отделениях — 14— 16 часов в неделю. Производственного обучения нет. Производственная (преддипломная) практика сокращена до четырех недель.
В заочных техникумах учащиеся работают самостоятельно, изучая программу в полном объеме, установленном для дневных отделений. Им выдаются программы, рассылаются методические указания по каждому предмету и контрольные задания. За весь период обучения учащиеся выполняют до 60 контрольных работ. Ежегодно заочники приезжают на лабораторно-экзаменационную сессию. Во время сессии проводятся консультации, лабораторные и практические работы, читаются обзорные лекции.
Для средних специальных учебных заведений ежегодно издаются учебники и учебные пособия, в союзных республиках — на национальных языках. В создании учебной литературы для техникумов участвуют работники высшей школы и наиболее квалифицированные руководители производства.
Большая работа проводится по совершенствованию содержания среднего специального образования и организации учебного процесса в техникумах и училищах. Ученые, руководители производства, деятели культуры работают над отбором в программы средних специальных учебных заведений учебного материала, обеспечивающего высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки студентов, знание достижений науки, техники и культуры.
Важной проблемой, над которой работают сейчас руководители средних специальных учебных заведений, является научная организация учебного процесса.
Большое внимание обращается на идеологическое воспитание студентов техникумов и училищ. Основы его закладываются курсом обществоведения. Этот курс, а также курсы истории СССР, родной и русской литературы способствуют воспитанию патриотизма, любви к Родине, формированию коммунистического мировоззрения. В техникумах и училищах учебная и воспитательная работа представляет собой единый процесс, обеспечивающий воспитание у учащихся любви к своей профессии, навыков воспитательной работы в производственном коллективе.
Важным элементом всей системы воспитательной работы является трудовое воспитание. Производственная практика дает возможность молодому специалисту познакомиться с той средой и техническими условиями, в которых ему предстоит работать, воспитывает культуру труда, добросовестное отношение к своим обязанностям. Привлечение учащихся к общественно полезному труду во внеурочное время также имеет большое воспитательное значение. В техникумах читаются лекции о текущей политике, литературе, искусстве, проводятся экскурсии на передовые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в музеи, на выставки. Большая работа ведется в кружках технического творчества.
Много внимания уделяется подбору и подготовке преподавателей средних специальных учебных заведений. Преподаватели средних специальных учебных заведений должны иметь соответствующее высшее образование. Непременным требованием является также значение практики, производства. Преподаватели обязаны вести учебные занятия на высоком научном и идейном уровне, руководить учебной и производственной практикой, вести работу по коммунистическому воспитанию учащихся, организовывать и контролировать их самостоятельную работу, вести учет успеваемости, выполнять методическую работу, руководить кружками.
На преподавателя может быть возложено заведование учебным кабинетом или лабораторией, руководство предметной (цикловой) комиссией, классное руководство. Предметная (цикловая) комиссия организуется в целях совершенствования учебной и воспитательной работы в составе не менее пяти преподавателей, ведущих учебные занятия по одному или нескольким родственным предметам.
Повышение квалификации преподавателей осуществляется через сеть курсов, методические конференции и семинары, проводимые Министерством высшего и среднего специального образования СССР, а также министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении техникумы и училища. В каждом среднем специальном учебном заведении постоянно работают семинары по повышению квалификации преподавателей.
В помощь преподавателям общеобразовательных и общетехнических дисциплин (электротехника, черчение, технология металлов и др.) организованы опорные техникумы. Эти техникумы обеспечивают обмен педагогическим опытом между преподавателями и координируют работу по совершенствованию методики проведения урока, курсового и дипломного проектирования, по использованию наглядных пособий и т. д.
Во многих министерствах созданы научно-методические кабинеты, в которых обобщаются педагогические достижения лучших средних специальных учебных заведений, а также разрабатываются психолого-педагогические проблемы.
Порядок приема в средние специальные учебные заведения определяется правилами приема, ежегодно утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с советами министров союзных республик, ВЦСПС и соответствующими министерствами и ведомствами СССР.
Согласно правилам приема в средние специальные учебные заведения принимаются граждане СССР обоего пола на обучение с отрывом от производства в возрасте до 30 лет, а на обучение без отрыва от производства — без ограничения возраста, имеющие образование в объеме восьмилетней или средней школы, успешно выдержавшие вступительные экзамены.
В вечерние и заочные средние учебные заведения принимаются лица, работающие в отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения, здравоохранения, а также в органах государственного управления, партийных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных организациях и учреждениях, при этом преимущество предоставляется лицам, работающим по специальности, избранной для обучения в техникуме (училище).
Преимущественным правом при зачислении в средние специальные учебные заведения пользуются лица, направленные в установленном порядке на обучение в техникумы промышленными предприятиями, стройками, совхозами, колхозами и некоторыми другими организациями; лица, имеющие стаж практической работы не менее двух лет; участники Великой Отечественной войны, а также военнослужащие, уволенные в запас. Граждане иностранных государств, проживающие на территории СССР, принимаются в средние специальные учебные заведения на общих основаниях.
Поступающие в средние специальные учебные заведения держат конкурсные вступительные экзамены. При решении вопроса о зачислении в техникумы наряду с оценками, полученными на вступительных экзаменах, учитываются оценки, указанные в документах об окончании общеобразовательной школы. Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в техникумы для поступления на обучение без отрыва от производства, предоставляется 10-дневный отпуск по месту работы без сохранения содержания.
На современном этапе развития советского общества, этапе, который характеризует глубокое проникновение науки во все сферы производства, культурного строительства и общественной жизни, выпускники высших и средних специальных учебных заведений должны быть хорошо вооружены марксистско-ленинской теорией, новейшими знаниями в области науки и техники, они должны уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, научной организации труда и управления производством.
Наша высшая школа и средние специальные учебные заведения добились в этом направлении значительных успехов. Однако задачи, которые поставил XXIII съезд КПСС по дальнейшему развитию социалистической экономики и культуры, требуют значительно улучшить качество подготовки специалистов.
Большую роль призвана сыграть в решении этих задач реализация принятого ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966). Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР наметили конкретную программу действий. В постановлении с особой силой подчеркивается, что выпускники вузов и техникумов должны быть воспитаны в духе высокой коммунистической сознательности, владеть марксистско-ленинской теорией и обладать навыками массово-политической и воспитательной работы.
В постановлении указывается на необходимость обратить внимание на повышение уровня преподавания общественных наук, укрепление кафедр общественных дисциплин высококвалифицированными специалистами. В этих целях предлагается организовать специальные институты повышения квалификации преподавателей общественных наук. Повышение квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических институтов будет осуществляться через постоянные высшие педагогические курсы при Академии педагогических наук СССР.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР указали, что подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием с отрывом от работы имеет коренные преимущества как по качеству, так и по экономическим соображениям. Поэтому при разработке планов подготовки специалистов предусматривается преимущественное развитие в этих учебных заведениях дневного обучения. В постановлении намечены конкретные меры, предусматривающие эффективное участие тех вузов, которые располагают квалифицированными научно-педагогическими кадрами, в выполнении исследований по хозяйственным договорам с предприятиями и учреждениями. Работники высшей школы и средних специальных учебных заведений прилагают все свои силы, знания и опыт к тому, чтобы успешно выполнить стоящие перед ними задачи, обеспечить значительное повышение качества подготовки и воспитания специалистов, готовых беззаветно служить своей социалистической Родине.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.