Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Советская педагогика в период завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Победа социализма в СССР создала благоприятные условия для дальнейшего развития советской науки. Сформировались многочисленные научные кадры, овладевшие теорией и методом марксизма-ленинизма. Это обеспечило развитие всех отраслей науки, и прежде всего общественных наук.
Проходившие в тридцатых годах дискуссии очистили эти науки от наслоений и пережитков идеализма и вульгарного материализма. В системе общественных наук продолжала развиваться и педагогика. Глубокие, принципиальные изменения в социально-экономическом строе нашей страны, связанные-с победой социализма, выдвинули перед педагогической наукой ряд новых проблем коммунистического воспитания.
В связи с глубокими социальными преобразованиями усиливается изучение проблем воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма, социалистического отношения к труду и общественной собственности, формирования у подрастающих поколений высоких нравственных качеств, навыков соблюдения норм и правил социалистического общежития.
Развитие советской педагогики в это время характеризуется подъемом научно-исследовательской работы во всех ее отраслях. Деятели педагогической науки стали глубже изучать и обобщать передовой опыт школ.
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) устранило серьезное препятствие, мешавшее дальнейшему развитию педагогики. Теоретической основой педологии служили ошибочные концепции развития человека.
Ссылаясь на биогенетический закон, Е. А. Аркин, П. П. Блонский и другие пропагандировали биологизаторскую концепцию развития ребенка, согласно которой происходит наследственно обусловленная автоматическая смена стадий развития ребенка, повторяющая якобы линию эволюционного развития.
Эта концепция видела в качестве главного фактора возрастного развития наследственность и ею объясняла структурные и функциональные особенности механизмов, осуществляющих поведение.
А. Б. Залкинд, А. С. Залужный, С. С. Моложавый и другие утверждали, что в основе развития лежит приспособление ребенка к социальной среде, которая представляла собою какое-то фатальное начало в судьбе формирующегося человека. В упрощенном виде суть этой социологизаторской концепции выражалась формулой: какова окружающая среда, такова и структура личности и механизмы ее поведения.
Отрицательно относясь к психологии, третируя педагогику как «эмпирику», педология тормозила их развитие. Особый вред наносило чрезмерное увлечение тестами, с помощью которых определялся так называемый коэффициент умственной одаренности.
Педология рассматривала внешние условия психического развития ребенка и его биологические предпосылки абстрактно, отвлекаясь от конкретных жизненных отношений ребенка и от самого процесса его развития, воспитания и обучения.
Все это находилось в полном противоречии с марксизмом, с практикой социалистического строительства и коммунистического воспитания, обеспечивающих формирование людей в духе великих идей социализма.
Значение постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» состояло в том, что, отбросив реакционные тенденции педологии, оно открыло перспективу для дальнейшего развития педагогической науки, нацелило советских педагогов и психологов на борьбу с реакционными буржуазными педагогическими и психологическими теориями и воззрениями.
Постановление обязывало наркомпросы союзных республик усилить руководство разработкой педагогики, психологии и частных методик, потребовало глубокого обобщения разностороннего практического опыта и критического использования педагогического наследия прошлого.
XVIII съезд Коммунистической партии (март 1939 года), наметивший величественную программу завершения строительства социализма в нашей стране, поставил задачу огромной политической и социальной важности - поднять культурно-технический уровень рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда. Съезд подчеркнул, что в период завершения строительства социалистического общества решающее значение приобретает коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей.
Новые задачи в области коммунистического воспитания предъявляли повышенные требования и к педагогической науке. Необходимо было полностью преодолеть методическое прожектерство и педологические извращения, которые мешали советской педагогике вести борьбу за повышение качества учебно-воспитательной работы в школе.
В это время перед советской педагогикой встали как самые актуальные задачи изучение и теоретическое обобщение опыта лучших школ и учителей, вооружение учительства и родителей педагогическими знаниями, обеспечивающими повышение уровня коммунистического воспитания детей и молодежи. Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года.
Показателем роста советской педагогической науки явилось создание новых учебных руководств и пособий по педагогике, в которых систематизировались итоги теоретических и экспериментальных научных исследований.
Центральное место в новых учебных пособиях по педагогике-отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Большое внимание уделялось воспитанию советского патриотизма и пролетарского интернационализма, сознательной дисциплины, дружбы и товарищества, вопросам сплочения и воспитания детского коллектива, руководимого комсомольскими и пионерскими организациями.
Проблемы дидактики рассматривались в свете марксистско-ленинской теории познания. Освещались дидактические принципы, методы и организационные формы учебной работы, используемые в советской школе, выяснялось существенное отличие их от дидактических принципов, методов и форм обучения, принятых в буржуазной школе.
Однако в этих пособиях еще не раскрывались связи и взаимоотношения между развитием, воспитанием и обучением, между дидактикой и частными методиками. Материал, трактующий конкретные вопросы воспитания, излагался преимущественно в описательном плане. Было ясно, что многие вопросы воспитания и обучения еще достаточно не изучены, что предстоит выполнить большую программу научно-педагогических исследований.
В 1937-1941 гг. расширяются научные исследования по вопросам дидактики и теории воспитания.
Важное значение для разработки дидактических проблем имели центральные и местные научно-практические конференции, на которых обсуждались научные доклады и обобщался опыт работы передовых учителей. Эти конференции посвящались главным образом обсуждению проблем идейности преподавания, формирования в процессе обучения научного мировоззрения и воспитания у учащихся коммунистической морали.
Советские дидакты сделали вывод, что формирование идейности молодежи в школе осуществляется в процессе активного и сознательного усвоения знаний и, главное, в процессе применения знаний на практике, в жизни. Успешно решался вопрос о побуждении школьников к учению, о воспитании их самостоятельности и активности. Серьезной перестройке в этот период подвергались многие основные вопросы теории обучения: воспитание активности мышления учащихся во всех звеньях учебного процесса, связь теории с практикой в обучении, учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к ним, требования к уроку и др.
Значительный шаг во второй половине тридцатых годов сделала педагогика и в области теории воспитания. Занимаясь дидактикой, Н. К. Крупская по-прежнему большое внимание уделяла многим вопросам воспитательной работы школы, воспитанию коллективизма, организации детского коллектива, пионердвижению и ряду других.
Н. К. Крупская подчеркивала, что воспитание коллективизма не находится ни в каком противоречии с формированием индивидуальности человека, с его особыми чертами и задатками. Коллективизм не обезличивает и не стандартизирует людей, как об этом твердят буржуазные философы и педагоги. Только в коллективе расцветают индивидуальные дарования и способности. Коммунистическое общество кровно заинтересовано в самом полном и разностороннем развитии всех задатков личности, ибо это увеличивает духовное богатство общества.
Большую теоретическую работу в области воспитания проводил А. С. Макаренко. В начале тридцатых годов в поле зрения советской педагогической общественности находилась его «Педагогическая поэма», в которой он в яркой форме, в художественных образах отобразил свой интересный и удачный опыт по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей в детских колониях. Во второй половине тридцатых годов А. С. Макаренко теоретически обобщил свой опыт и свои воззрения по вопросам коммунистического воспитания. Он часто выступал с лекциями для родителей, учителей и руководящих работников народного образования.
А. С. Макаренко рассматривал методику воспитания и методику образования как два более или менее самостоятельных отдела педагогической науки, органически связанных между собою. Он утверждал, что методику воспитательной работы нельзя выводить из психологии или биологии, что воспитательное средство может быть пайдено только в опыте, что теория воспитания есть прежде всего наука практически целесообразная.
Обобщение опыта воспитательной работы в детских колониях и составило основное содержание «Методики организации воспитательного процесса» (1936), но значение этой работы А. С. Макаренко выходило далеко за пределы учреждений интернатского типа.
Идеи и организационно-педагогические и методические положения этой работы послужили теоретической основой для разработки методики воспитания в школе, поскольку в ней рассматривались организационное строение коллектива, проблемы самоуправления и его органов (общее собрание, совет коллектива, актива), вопросы дисциплины и режима, перспективы и стиль работы с коллективом и т. п.
Большую роль в разработке теории воспитания играли статьи А. С. Макаренко, опубликованные в 1937-1939 гг. («Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Воспитание характера в школе», «Воля, мужество, целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение»).
Опираясь на свой педагогический опыт, А. С. Макаренко утверждал, что методика воспитательной работы может дать необходимый эффект, если она в своей основе будет иметь разностороннюю деятельность детского коллектива, когда организованный и сплоченный коллектив становится воспитательным коллективом.
«Школьный коллектив, ячейка советского детского общества, прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме.
В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействиями на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».
По словам А. С. Макаренко, не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство ростом и развитием коллектива - вот призвание учителя.
Рассматривая задачи воспитания синтетически, А. С. Макаренко добился больших успехов в их решении путем разумной организации и сплочения детского коллектива, налаживания его разносторонней деятельности, развития в нем разнообразных зависимостей и отношений друг к другу, к коллективу, к труду, к общественным обязанностям, отношений между коллективами. «В нашей педагогике, - писал он, - можно говорить о воспитании товарища, об отношении члена одного коллектива к члену другого коллектива, которые не свободны, которые не вращаются в пустом пространстве, а которые связаны своими обязательствами или отношениями с коллективом... Это организованное отношение членов одного коллектива к членам другого коллектива должно являться решающим в постановке воспитания».
В многогранной деятельности коллектива решаются основные задачи коммунистического воспитания - нравственное, гражданское, трудовое воспитание, воспитание дисциплины, эстетическое воспитание.
Все эти стороны воспитания А. С. Макаренко связывал с деятельностью коллектива - трудовой, учебной и др. «Логической осью нашего нравственного закона, - писал А. С. Макаренко, - ни в коей мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективиста».
Уделяя большое внимание и в своем опыте, и в теоретических трудах воспитанию коммунистического сознания, формированию коммунистического мировоззрения и нравственных убеждений, А. С. Макаренко всегда имел в виду выработку привычек, обусловленных нормами коммунистического поведения.
Он придавал исключительное значение накоплению традиций коммунистического поведения. По его мысли, этическая норма становится реальностью только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением.
«Наша задача, - писал А. С. Макаренко, - не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, т. е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания».
В плане воспитания коммунистической нравственности А. С. Макаренко рассматривал и воспитание дисциплины, причем он оценивал дисциплину как результат прежде всего усилий самого детского коллектива.
Он говорил, что дисциплина не придет сама по себе благодаря только внешним мерам, воздействию на сознание. Только опыт убеждает ребенка в том, что дисциплина - форма, обеспечивающая нормальную жизнь и деятельность коллектива, поведение каждого его члена.
«Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности».
И эстетическое воспитание А. С. Макаренко связывал с художественной самодеятельностью коллектива, с эстетикой его жизни и быта, труда, с эстетикой коллективистских отношений.
Такой целостный подход к воспитанию освобождал А. С. Макаренко от «рассечения» воспитательного процесса на обособленные, изолированные друг от друга воспитательные мероприятия, ставящие целью формирование каких-то отдельных качеств личности.
А. С. Макаренко горячо боролся против аполитичности в теории и практике воспитательной работы. По его мысли, любой вопрос педагогической теории должен решаться как вопрос политический. Пользуясь термином «педагогическая логика», он всегда имел в виду такое мышление, которое отражает в педагогике в своеобразной форме принципы и традиции советского общества.
В предвоенные годы значительно продвинулась разработка проблем частных методик. Решения ЦК ВКП (б) о школе, принятые в 1931-1936 гг., создали для этого благоприятные условия. Установился правильной взгляд на роль частных методик в системе педагогических знаний, в улучшении школьной работы. Методики стали рассматриваться как педагогические дисциплины.
Переход на предметные программы, борьба за повышение уровня знаний учащихся требовали углубленной разработки методических систем и научных рекомендаций. Были созданы монографии, подготовлены или усовершенствованы учебники и учебные пособия по методикам преподавания, в числе которых работы В. А. Добромыслова, С. Е. Крючкова - по русскому языку, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова - по литературе; Н. К. Дмитриева, В. М. Чистякова - по русскому языку и родным языкам в нерусской школе; А. С. Пчелко, Е. С. Березанской, Н. Н. Никитина - по математике; Б. В. Всесвятского, А. А. Яхонтова - по естествознанию; А. И. Стражева и В. Н. Вернадского - по истории; Д. Д. Галанина, П. А. Знаменского - по физике; В. Н. Верховского, Л. М. Сморгонского - по химии; Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина - по географии.
Великая Отечественная война приковала внимание педагогической науки к тем проблемам, которые диктовались новой, военной, обстановкой. Особенно важными становятся проблемы воспитания советского патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли. Особое значение приобретает проблема общественно полезного труда школьников.
Уход в Советскую Армию части научных работников, трудности военного времени сузили в первое время масштаб научных исследований. Но положение серьезно изменилось, когда в октябре 1943 года была создана Академия педагогических наук РСФСР. Принятие Советским правительством такого решения в разгар войны подчеркивало значение педагогической науки, которое придавала ей партия.
Создавался научный центр, призванный придать широкий размах научно-исследовательской работе по педагогике, объединить и координировать усилия разрозненных научно-педагогических учреждений и отдельных исследований. Президентом Академии педагогических наук был избран Народный Комиссар просвещения РСФСР В. П. Потемкин.
В первые годы своего существования Академия приступила к проведению ряда актуальных исследований по теории и истории педагогики, частным методикам, психологии, дефектологии и школьной гигиене.
Так, в связи с приемами в первые классы школы детей семи лет (1944) серия исследований была посвящена выяснению психологических и педагогических особенностей обучения и воспитания детей этого возраста.
Был составлен новый букварь, который в своих принципиальных основах и в настоящее время применяется в школах; опубликованы работы, посвященные обучению русскому языку детей семилетнего возраста, решению задач в I классе и др.; сформулирован ряд рациональных предложений о режиме учебных занятий в I классе. Началась подготовка академических изданий: сочинений К. Д. Ушинского, Детской энциклопедии и многих других.
В конце сороковых и начале пятидесятых годов советская педагогика особое внимание уделяет исследованиям проблемы повышения идейно-политического уровня учебно-воспитательной работы школы и проблемы подготовки учащихся к практической деятельности. И та и другая проблема поставлены были самой жизнью. Они оказались в центре внимания не только педагогической, но и всей советской общественности.
Появляются монографии и создаются учебные руководства по теории и истории педагогики, в которых на более высоком научном уровне освещаются общие проблемы педагогики, вопросы дидактики и теории воспитания.
Эти исследования, как и издание по этим вопросам научно-популярной педагогической литературы, оказали заметное влияние на практику школы и других учебно-воспитательных учреждений.
В это время издаются избранные работы революционных демократов по вопросам воспитания: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Выход их в свет изменил ошибочный взгляд на взаимоотношение русской и зарубежной педагогики, согласно которому русские педагоги будто бы лишь повторяли и пропагандировали идеи классиков западно-европейской педагогики.
Подготовка к печати и публикация педагогических сочинений русских просветителей и педагогов убедительно показали оригинальность и самостоятельность развития русской демократической педагогики, доказали приоритет русских педагогов в разработке многих педагогических проблем. Особенно ярко выступило величие русской революционно-демократической педагогики сороковых - шестидесятых годов XIX века, которая представляла собою высший этап в развитии педагогики в домарксистский период.
Благодаря настойчивым усилиям советских историков педагогики стали широко известны педагогической общественности и широким читательским кругам имена просветителей и педагогов Абовяна, Гогебашвили, Кунанбаева, Насыри, Бакиханова, Ахундова, Сковороды и многих других представителей народов СССР.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза (1952) указал на необходимость повышения воспитательного значения советской общеобразовательной школы и осуществления политехнического обучения.
В связи с атим была проведена некоторая работа с целью включения в программы ряда общеобразовательных предметов (физика, химия, биология, география, математика, черчение) сведений о научных основах современного производства. Усилились научные поиски в области политехнического обучения, и в 1953 году появились сборники, обобщающие первые итоги исследований.
Помимо освещения сущности и содержания политехнического образования, эти работы содержали немало советов по вопросам методики политехнического обучения, указания о том, как знакомить учащихся с основами производства и техники в процессе изучения основ наук, как проводить лабораторные и практические работы по физике, химии и биологии. Был издан ряд методических пособий о преподавании отдельных предметов в свете задач политехнического обучения.
Состоявшийся в 1956 году XX съезд КПСС поставил перед педагогической наукой ряд новых актуальных проблем и, что самое главное, открыл широкие возможности для преодоления догматизма и начетничества в научных исследованиях. В решениях съезда указывалось на необходимость поднять уровень учебно-воспитательной работы школы, развить политехническое обучение, преодолеть отрыв школы от жизни.
В связи с принципиальными установками XX съезда КПСС усилия Академии педагогических наук и педагогических кафедр педагогических институтов были сосредоточены на исследовании проблем: содержание общего и политехнического образования в средней школе; организация и методы политехнического обучения; научные основы системы коммунистического воспитания в школе; естественнонаучное и психологическое изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В конце пятидесятых годов начинаются теоретические и экспериментальные поиски путей совершенствования содержания школьного образования.
В этой связи изучался широкий круг вопросов: зависимость содержания образования от уровня и характера развития экономики, науки, техники и культуры; новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, связанные с научно-техническим прогрессом; особенности возрастного развития учащихся на различных ступенях обучения; принципы построения программы воспитательной работы и т. п.
Исходным положением в этих исследованиях служило учение марксизма-ленинизма о всестороннем развитии человеческой личности. Поэтому, наряду с разработкой общепедагогических и дидактических проблем, о чем сказано выше, проводятся серьезные исследования по такой коренной социально-педагогической проблеме, как всестороннее развитие личности. В этом активно участвуют философы, экономисты, педагоги.
Исследования, посвященные организации и методам политехнического обучения, имели своей ближайшей задачей составление новых программ политехнического цикла. Основная цель этих исследований заключалась в определении педагогических условий, при которых учащиеся успешно овладевают политехническими знаниями и умениями как в процессе изучения основ наук, так и в процессе изучения новых учебных предметов - основ производства, машиноведения, электротехники.
В этом плане изучались связи между физикой, химией, биологией, черчением и специальными предметами политехнического цикла. Была создана серия книг, в которой освещалась роль отдельных предметов по политехническому обучению. Появились содержательные методические работы и фундаментальные труды по теории политехнического образования.
Что касается организации учебно-воспитательной работы школ-интернатов, то главное внимание педагогической науки было сосредоточено на организации коллектива применительно к новым, специфическим условиям школ-интернатов, ответственных за организацию всей жизни и деятельности детей. Особое внимание уделялось при этом вопросам трудового и политехнического обучения, а также постановке воспитательной работы.
Исследовались некоторые стороны общего развития детей 7-10 лет, процессы формирования знаний и навыков в начальной школе. Под руководством Л. В. Занкова началось изучение очень сложной и перспективной проблемы - «Обучение и развитие» (в рамках начальной школы), изучались вопросы преподавания русского языка и арифметики во II-IV классах с целью выяснения системы работы учителя и повышения качества знаний учащихся по этим предметам, проводилось опытное обучение грамоте, счету и письму детей шестилетного возраста.
Положительные результаты этого опыта, полученные в опорных детских садах и подготовительных классах некоторых школ, были обобщены и методически осмыслены, созданы учебные пособия. Начались серьезные исследования, которые продолжаются и в настоящее время, по вопросам содержания и методов начального обучения.
Особое место в эти годы педагогическая наука уделяет изучению проблемы коммунистического воспитания. В течение ряда лет велась разработка программы воспитательной работы. По своей структуре и содержанию она имела задачей всестороннее развитие личности, последовательное осуществление принципа воспитания в труде и в процессе организации жизни и деятельности учащихся. С 1958 года началась экспериментальная проверка программы в школах.
Одной из важных проблем педагогической теории и практики становится соотношение общего и политехнического образования с профессиональным. Речь шла не о том, что общее и политехническое образование предшествует профессиональному, служит ему предпосылкой, базой, а о том, возможно ли в средней школе сочетать, соединить общее, политехническое и профессиональное образование. Среди советских педагогов по этому вопросу не было единодушия.
В конечном счете возобладала та точка зрения, что целесообразно возложить на среднюю школу и задачу профессиональной подготовки учащихся. Это нашло свое отражение в законе о школе (1958) и повлекло за собою увеличение для этой цели срока обучения до 11 лет.
Важную роль в развитии педагогики сыграл закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый 24 декабря 1958 года. В различных областях страны начались творческие искания, развернулась широкая опытная работа, родились замечательные формы связи школы с жизнью в Ставропольском крае (ученические производственные бригады) и в Рязанской области (учебно-опытные хозяйства).
Была проведена большая научная работа в Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах педагогики педагогических институтов по проблемам соединения обучения с трудом (Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Ставрополь и др.).
На основе закона о школе происходит новая существенная перестройка содержания образования: изменяются учебный план и программы, вводится производственное обучение (в плане профессиональной подготовки), политехнический принцип пронизывает все предметы естественно-математического цикла.
Однако частичная модернизация школьных программ, проведенная на основе закона о школе, не устранила до конца несоответствия между содержанием школьного образования и современным уровнем науки. Расширение программ, дополнение их новым материалом без существенного изменения их структуры усугубляло перегрузку учащихся.
Профессионализация общеобразовательной школы порождала утилитарный подход к таким учебным предметам, как физика, химия, биология. Стало очевидным, что обновление программ на основе закона о школе не-решало проблемы совершенствования содержания образования.
Переход на десятилетний срок обучения, связанный в основном с освобождением общеобразовательной школы от несвойственной ей функции - профессиональной подготовки, еще больше обострил проблему содержания образования. Требовалась более глубокая, аналитическая разработка программ и учебников, приведение их в строгое соответствие с современным уровнем научных знаний и возрастными возможностями детей. Стало ясно, что проблема содержания школьного образования может быть успешно решена только при условии самого тесного сотрудничества ученых различных отраслей знаний.
В 1964 году Президиум АН СССР и Президиум АПН РСФСР создали Центральную комиссию по определению содержания образования в средней школе. В ее состав вошли ведущие ученые страны, педагоги, методисты, психологи, лучшие учителя школ.
Комиссия провела большую аналитическую работу. Было пересмотрено содержание всех школьных курсов, существенно изменена структура учебного плана и учебных программ.
Основной линией совершенствования образования в средней школе явилось более полное и органическое отражение в объеме и характере образования современных достижений науки, техники и культуры.
Речь идет о сближении основ наук, изучаемых в школе, с основными направлениями развития науки, техники и культуры, об отражении в школьном образовании решающего значения достижений математики, физики, химии и биологии в прогрессе науки и техники, о подготовке каждого учащегося к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, о таком развитии эстетических вкусов и культурных навыков каждого человека, при котором художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт, возвысит человека.
Рассмотрение объема и характера среднего образования в свете таких широких образовательных и воспитательных задач необходимо было для преодоления некоторого утилитаризма и практицизма, получивших известное распространение в работе школы и для создания реальных условий всестороннего развития личности.
Центральная комиссия по вопросам содержания образования, созданная АН СССР и АПН РСФСР, сформулировала ряд положений, вытекающих из современного понимания образования. Прежде всего она высказалась за серьезное повышение теоретического уровня знаний учащихся.
Подтверждая старую педагогическую истину, что детский возраст является лучшим временем для обогащения памяти знаниями основ наук, а осознание фактов - основой усвоения любой теории, комиссия признала совершенно недостаточным теоретическое и научное освещение изучаемого в средней школе материала и слишком описательный характер изучения некоторых учебных предметов.
Недостаточное теоретическое осмысливание описательного материала тормозит понимание причинно-следственных связей и объяснение того или иного явления (отсюда механическое заучивание, неполнота и неточность знаний и т. д.).
Повышение теоретического уровня знаний по математике, физике, химии, биологии и другим предметам позволит шире показывать роль научных знаний в современном производстве не на отдельных, часто довольно случайных примерах практического применения науки, а как действительную основу современного производства, какими являются физические, химические, биологические законы.
Усиление развивающей роли обучения и повышение его теоретического уровня решительно отвергают появившиеся в печати рецидивы теории формального образования, когда развитие самостоятельности и логики мышления учащихся рассматривается независимо от усвоения ими научных законов и теорий.
Проводимая перестройка учебтэго плана и программ школы имеет своей целью дальнейшее повышение роли всех учебных предметов в идейно-политическом воспитании учащихся, в формировании коммунистического мировоззрения, в воспитании коммунистической личности.
Предложения о перестройке учебных планов и программ школы получили одобрение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов несколько продвинулась вперед теоретическая и экспериментальная разработка вопросов воспитания.
До перестройки школы формирование коммунистического мировоззрения и коммунистической морали подрастающего поколения осуществлялось без опоры на труд, главным образом путем словесных методов воздействия. Соединение обучения с общественно полезным трудом создало прочную основу для формирования мировоззрения, развития политической и трудовой активности, воспитания коммунистической морали.
Это позволило педагогической науке сосредоточить свои усилия на разработке методов, сочетающих организацию разносторонней практической деятельности школьников с политическим, этическим и эстетическим воспитанием.
Особое внимание уделялось исследованиям таких проблем, как воспитание коллективизма у школьников, воспитание сознательной дисциплины, организация и сплочение детского коллектива, влияние коллектива на формирование личности, развитие самостоятельности, самодеятельности и инициативы учащихся и т. п. Были изданы содержательные монографии, книги, брошюры.
Для этих работ характерно прежде всего стремление творчески применить к школьным условиям основные педагогические положения теории и методики воспитания А. С. Макаренко. В них освещались такие проблемы: единые педагогические требования, организационное строение школьного коллектива, классный и школьный коллективы в их взаимоотношениях, коллектив и личность, включение коллектива в окружающую жизнь, различные формы и виды детской самодеятельности, самоуправление в школе, социалистическое соревнование в школьном коллективе, условия организации детского самообслуживания, воспитание сознательной дисциплины и др.
Значительных успехов в рассматриваемый период достигла дошкольная педагогика.
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» направило внимание теоретиков и практиков дошкольной педагогики на усиление роли воспитания в раннем и дошкольном возрасте.
В 1938 году выходит «Руководство для воспитателя детского сада». В нем давались методические указания об организации и педагогическом руководстве разносторонней деятельностью детей - игрой, рисованием, лепкой, занятиями с различным материалом, а также советы о развитии речи и математических представлений детей, о знакомстве их с природой.
В дальнейшем это руководство улучшалось по своему содержанию, обогащалось новыми рекомендациями по физическому и нравственному воспитанию (см. издание 1945 года).
В сороковых и пятидесятых годах основные усилия научных работников в области дошкольного воспитания были направлены на исследование таких проблем, как умственное воспитание и обучение в детских садах, сенсорное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.
Исследования по первой проблеме показали огромное значение обучения в дошкольном возрасте для повышения уровня умственного развития детей и подготовки их к школе.
Результаты исследований были широко внедрены в практику воспитательной работы детских садов и освещены в ряде работ и пособий.
Изучение опыта обучения в дошкольных учреждениях показало, что повышенный уровень умственного развития детей проявляется не только в поведении детей на занятиях, но и в быту.
Исследования по сенсорному воспитанию имели целью обеспечить высокий уровень сенсорного развития ребенка и подготовить основу для формирования мыслительных, интеллектуальных операций. А. П. Усова, руководившая этими исследованиями, исходила из того, что сенсорное воспитание нужно осуществлять не путем формальных упражнений органов чувств, а в процессе осмысленной деятельности ребенка (рисование, пение, лепка, конструирование, игра и т. п.).
Она также исходила из того, что воспитание носит активный характер, характер действий и что им можно учить. Исследования по сенсорному воспитанию имеют большое практическое и теоретическое значение.
Серьезные научные изыскания проводились по проблеме нравственного воспитания дошкольников. В начале исследование велось в широком плане - определялись задачи, пути и методы нравственного воспитания (А. В. Суровцева, Ф. С. Левин-Ширина и другие), затем изучалось формирование отдельных моральных качеств детей, их коллективных взаимоотношений в игре (Д. В. Менджерицкая и другие); развитие самостоятельности и ответственности у детей в трудовой деятельности, воспитание коллективизма и т. п. В последние годы исследуется узловая проблема нравственного воспитания - проблема коллективных детских взаимоотношений, формирование детского коллектива в процессе деятельности.
В исследованиях по эстетическому воспитанию шаг за шагом складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства и воздействием окружающей среды. В них раскрывается особенность эстетического отношения к природе, труду и искусству.
Выше было сказано, что Л. И. Чулицкая и Е. А. Аркин заложили основы теории физического воспитания детей дошкольного возраста. Дальнейшие исследования имели своей задачей научную разработку режима детей-дошкольников, определение важнейших физических качеств, обоснование физических упражнений и т. п.
Все эти исследования помогли разработать продуманную, научно-обоснованную программу воспитания в детском саду.
Эта программа была подготовлена большим коллективом научных работников АПН РСФСР и кафедр педагогических институтов под руководством А. П. Усовой и Н. М. Щелованова и стала основным руководством для детских садов.
Значительно укрепились в рассматриваемый период научные позиции советской дефектологии. В сороковых - шестидесятых годах советские дефектологи проводили исследования по широкому кругу вопросов: изучались объективные закономерности физического и умственного развития детей с нарушениями в системе анализаторов (глухота, слепота, глухослепота), в центральной нервной системе (олигофрения), в речевой деятельности (логопедия); изучались особенности жизни и деятельности аномальных детей в специально созданных условиях, вскрывалась роль специальных факторов, формирующих личность аномального ребенка; изучалась структура дефекта и компенсаторные возможности аномального ребенка, пути и формы включения аномальных детей в трудовую деятельность.
Опираясь на проведенные исследования относительно особенностей физического и умственного развития аномальных детей, советская дефектология значительно продвинулась вперед в построении теории и методики их обучения.
По учебным дисциплинам, изучаемым в специальных школах (для глухих, глухонемых, слепых и для умственно отсталых), созданы специальные учебники, методики и большое количество оригинальных наглядных пособий. Значительное развитие получили технические средства, корригирующие остаточные функции дефектного анализатора.
Особое внимание уделялось тем техническим средствам, которые создавали новые каналы информации в случаях полного исключения одного или нескольких анализаторов.
Глубокое изучение системы трудового обучения во всех специальных школах позволило улучшить трудовую подготовку и обеспечить возможность участия окончивших школы в качестве квалифицированных рабочих в промышленности и сельском хозяйстве.
В рассматриваемый период происходит дальнейшая дифференциация исследований по дефектологии. В начале исследования велись вокруг решения проблемы воспитания и обучения глухонемых, слепых, умственно отсталых. Но когда объектами воспитания стали дети рано оглохшие, поздно оглохшие, тугоухие и слабослышащие, то стали дифференцироваться и педагогические исследования. В исследованиях стали обращать особое внимание на детей с частичным нарушением слуха.
Особое внимание советские сурдопедагоги уделяли разработке системы обучения глухих детей языку.
Установился более дифференцированный подход к изучению умственно отсталых детей. Последние стали подразделяться на детей с органической основой нарушения развития личности и на детей, имеющих временные задержки в умственном развитии.
Серьезному изучению в последние годы подвергалась структура вспомогательной школы, содержание ее работы. Задача состояла в том, чтобы улучшить подготовку к практической деятельности, к труду и мобилизовать компенсаторные возможности для овладения общеобразовательными знаниями.
Задача же включения слепых в производственную деятельность требовала при современной технике по-новому подойти к содержанию политехнического и профессионального образования. В этих исследованиях обращалось внимание на компенсаторные процессы, на познавательную деятельность слепых, на сложность психического развития слепых, на роль трудовых процессов в развитии слепых детей.
В итоге была создана и проведена на практике новая система подготовки слепых к производительной деятельности.
В последние годы начала теоретически и экспериментально разрабатываться система воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Эта система, в создании которой активное участие принимали М. А. Соколянский, Н. В. Ярмоленко, А. И. Мещеряков, существенно отличается от зарубежного опыта обучения слепоглухонемых.
Книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю мир», переведенная на пятнадцать иностранных языков, раскрывает ряд психологических проблем слепоглухонемых. Основным достижением логопедии является вскрытие взаимосвязи и взаимодействия между отдельными сторонами речевой деятельности, разработка классификации речевых нарушений и путей их преодоления.
За истекшие полвека советская дефектология достигла крупных успехов. Укрепились ее научные позиции. Она вполне подготовлена решать еще более сложные проблемы, помогающие проникнуть во внутренний мир аномальных детей и создать оптимальные условия для их развития, а также наметить самые эффективные методы для включения аномальных детей в жизнь в самом широком смысле этого слова.
В рассматриваемый период заметно расширяются исследования по истории педагогики. Заметно повышается их научный уровень, укрепляются марксистские позиции, преодолевается вульгарно-социологический схематизм.
Работа по истории педагогики велась по четырем направлениям:
1) создание обобщающих трудов по истории школы и педагогики,
2) изучение истории прогрессивной отечественной педагогики,
3) изучение истории советской школы и педагогики,
4) изучение прогрессивной зарубежной педагогики.
Незадолго до войны вышли в свет обобщающие работы по истории педагогики. В рассматриваемый период широко велись исследования по истории педагогики, как всеобщей, так и русской. Результатом явилось издание учебного пособия («История педагогики», 1955).
В довольно короткий срок было подготовлено одиннадцатитомное собрание сочинений К. Д. Ушинского и опубликован ряд работ об Ушинском. Научное издание его сочинений повлекло за собой изучение педагогических взглядов и деятельности его последователей. В связи с этим издаются избранные сочинения Д. Д. Семенова, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова и других.
В это время подготавливаются и издаются избранные педагогические произведения Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта и других, которые убедительно свидетельствуют об оригинальности и самобытности русской педагогики.
В сороковых-пятидесятых годах проводились серьезные научные изыскания по истории отечественной педагогики. В эти годы начинаются серьезные исследования по истории советской школы и педагогики. В монографиях по истории советской школы и педагогики раскрывался процесс становления школы и педагогической мысли в нашей стране с первых дней Октябрьской революции до 1931 года. Публикуются исследования по истории советской школы союзных республик - Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Грузинской ССР и др.
Огромное значение для воссоздания подлинной истории советской школы и педагогики имело издание сочинений Н. К. Крупской, а также избранных произведений А. В. Луначарского, А. С. Бубнова, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского. В сочинениях этих педагогов и общественных деятелей ярко отразились путь, пройденный советской школой и педагогикой, идейная борьба на фронте просвещения. Большая научно-исследовательская работа по истории отечественной и советской школы и педагогики создала условия для подготовки большого обобщающего труда - семитомной «Истории школы и педагогической мысли народов СССР».
За эти годы проведены содержательные исследования по истории зарубежной педагогики - по Франции, Германии, Англии.
В научном решении важнейших вопросов воспитания, образования и обучения педагогика опиралась на исследования педагогической психологии и достаточно широко использовала ее данные.
Преодолев ошибочное понимание психической деятельности идеалистической интроспективной психологии, советская педагогическая психология взяла курс на материалистическое истолкование психических явлений. В своем развитии она не избежала вначале некоторых теоретических просчетов, связанных у отдельных психологов с принципиальной установкой на поведенческую психологию.
Основы марксистской педагогической психологии были заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского. Блонский большое внимание уделял изучению процесса усвоения учащимися знаний. Он, собственно говоря, ввел это понятие в обиход науки. В ходе исследований он установил, что способ мыслительной деятельности зависит как от возраста, степени умственного развития, так и от характера и трудностей выполняемых учебных задач. Блонский придавал большое значение организации учащимися своей собственной учебной деятельности и самоконтролю над ней.
Л. С. Выготский посвятил ряд исследований развитию мышления и усвоению научных понятий в процессе обучения. Он подверг анализу вопрос, имеющий большое значение для педагогики, - вопрос о соотношении между обучением и умственным развитием. Чтобы определить реальное отношение процесса развития к возможности обучения, Л. С. Выготский создал гипотезу о двух уровнях развития:
а) уровень развития психических функций ребенка, которые сложились в результате определенного, уже завершившегося цикла его развития, или, по словам Выготского, уровень актуального развития ребенка;
б) опираясь на этот уровень, ребенок с помощью подражания, под руководством взрослых в состоянии сделать больше, и притом с пониманием, самостоятельно. Это - второй уровень.
Расхождение между вторым и первым уровнем определяет зону ближайшего развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Это позволяет, по мысли Выготского, определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и находящееся в процессе созревания.
Поэтому Л. С. Выготский полагает, что «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию», «создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития...».
«Идея «зоны ближайшего развития» и предложенные приемы ее изучения, - пишут во вступительной статье А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия, - позволили Л. С. Выготскому ввести динамический принцип в изучение умственного развития ребенка и оценивать и дальнейшие возможности его развития, а это позволило решить и другую важнейшую задачу - дать научные основы для рационального педагогического воздействия на ребенка».
Педагогическая психология за истекшие полвека оформилась как самостоятельная отрасль знания, тесно связанная с общей психологией; и педагогикой.
Не только педагогика опирается на педагогическую психологию, но и педагогическая психология, в свою очередь, опирается на педагогику, ибо без этого она не может правильно решать сложные проблемы психологии обучения и психологии воспитания. Со временем педагогическая психология стала развиваться в виде двух основных отделов - психологии обучения и психологии воспитания.
Эти отделы неразрывно связаны друг с другом, и в этой их связи отражается единство воспитания и обучения, построение обучения и воспитания на общих педагогических принципах.
Начиная с тридцатых годов, психология обучения делает значительный шаг вперед по сравнению с тем, что дали П. П. Блонский и Л. С. Выготский. Опираясь на их теоретические положения, психология обучения начинает анализ не процесса усвоения вообще, а процесса усвоения отдельных учебных предметов.
Такой подход к исследованию получил широкий размах в сороковых-пятидесятых годах. Именно в эти годы все более изучаются конкретные виды учебной деятельности, своеобразие процесса усвоения в зависимости от содержания учебного предмета, расширяется область исследований, создаются группы, которые углубленно изучают психологию обучения языку, арифметике, геометрии, географии, истории, естествознанию, литературному чтению и т. д.
В ходе этих исследований выделяются и общие проблемы, которые все больше приковывают к себе внимание исследователей. К числу их относятся развитие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения, овладение приемами умственной деятельности, изменение мыслительной деятельности в ходе овладения знаниями, образование системы знаний, роль ассоциаций, управление формированием умственных действий, развитие специальных способностей (математических, в области искусств и т. д.).
По всем этим вопросам педагогическая психология накопила такие научные факты, сделала такие обобщения, которые позволяют дидактам решать на более высоком научном уровне педагогические проблемы образования и обучения.
Добилась известных успехов и психология воспитания.
Что касается исследований по вопросам психологии воспитания, то они ставили своей задачей раскрытие психологических закономерностей формирования нравственной сферы человека. Большое внимание уделялось изучению направленности личности, формированию общественно значимых качеств личности (коллективизма, дисциплинированности, организованности и т. п.). Формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, формирование в итоге нравственных убеждений составляет основное содержание исследования психологии воспитания.
Новая Программа КПСС ясно сформулировала перспективные задачи в области идеологии, воспитания и образования. «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения».
В качестве важнейшей задачи Программа поставила осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Она определила его назначение и социальную функцию, указав, что среднее образование должно обеспечивать прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения.
Программа придает особое значение воспитанию нового человека в духе высоких нравственных принципов, составляющих моральный кодекс строителя коммунизма, воспитанию коммунистической сознательности, чувства общественного долга, стремления к творческому труду, непримиримости к несправедливости, нечестности, воспитанию в духе великих идей коммунизма.
В Программе раскрываются глубокие внутренние связи между созданием материально-технической базы коммунизма и воспитанием нового человека.
Из начертанных в Программе перспектив коммунистического воспитания и образования вытекает ряд новых задач для педагогики. К ней предъявлены более высокие требования. Это нашло отражение в деятельности научно-педагогических учреждений: Академии педагогических наук, научно-исследовательских институтов союзных республик, кафедр педагогики и психологии педагогических институтов.
В качестве одной из важнейших проблем выдвинута проблема дальнейшего совершенствования содержания школьного образования с учетом новейших завоеваний науки и техники, роста культурных потребностей членов коммунистического общества. Значительно усиливается внимание к таким актуальным проблемам, как формирование основ научного мировоззрения, развитие способностей и талантов учащихся, совершенствование методов обучения и воспитания, создание технических средств, обеспечивающих повышение эффективности педагогического процесса.
Особое место отводится проблемам нравственного воспитания. Несмотря на ряд достижений в развитии теории коммунистического воспитания, методика воспитания разрабатывалась значительно слабее, чем вопросы дидактики и частных методик. Теория воспитания в своих методологических основах, благодаря трудам Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, шла впереди теории образования и обучения.
Но методика воспитательной работы разрабатывалась крайне медленно и не всегда удачно. Поэтому встала задача создать методику нравственного воспитания, разработать педагогические основы пионерской и комсомольской работы в школе с учетом новых явлений и нового опыта, накопленного в области воспитания.
Наряду с решением жизненно насущных вопросов перестройки учебно-воспитательной работы школы, оказалось необходимым вести перспективные поисковые исследования, прокладывающие новые пути в теории и практике обучения и воспитания, шире использовать в педагогических исследованиях данные психологии, физиологии, логики и других наук.
В начале шестидесятых годов развернулись такие исследования в институтах Академии педагогических наук, научно-исследовательских институтах союзных республик, в коллективах педагогических кафедр, стала налаживаться координация этих исследований. При Министерстве просвещения РСФСР был создан Координационный комитет.
Начались исследования по проблеме «Строительство коммунизма и школа», по вопросам связи школы с практикой коммунистического строительства, соединения обучения с трудом. В этих исследованиях, получивших отражение в ряде работ - «Связь школы с жизнью», «Школа и труд» и др., раскрывались перспективы дальнейшего развития школы, пути всестороннего развития личности, соединения обучения с производительным трудом.
В эти годы начались также теоретические исследования по общим основам педагогики, по теории образования и обучения, по вопросам формирования научного мировоззрения, которые в последнее время получили свое конкретное воплощение в вышедших трудах.
В 1964 году стала выходить в свет Педагогическая энциклопедия, подготовленная издательством «Советская энциклопедия» при активном участии работников Академии педагогических наук. К ее составлению привлечены многие советские педагоги. В энциклопедии освещаются важнейшие вопросы воспитания, образования и обучения. Выход энциклопедии в свет положительно встречен педагогической общественностью.
Принципиальная установка новой Программы КПСС о введении всеобщего среднего образования, о дальнейшем подъеме культурного уровня страны превратилась в конкретную программу действий в решениях XXIII съезда КПСС их в постановлении ЦК КПСС от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В этих партийных документах введение всеобщего среднего образования намечается осуществить в основном к 1970 году.
Это большая государственная, политическая и педагогическая задача. Она определяет ныне основные направления исследований по вопросам народного образования. Педагогическая наука призвана разработать научно-педагогические основы перехода ко всеобщему среднему образованию: установить правильные пропорции между отдельными видами и ступенями образования, оптимальные сроки обучения, структуру учебных заведений, рациональный подход к построению школьной сети, правильный методологический подход к планированию и определению экономической эффективности образования.
Самой существенной, ключевой проблемой педагогики продолжает оставаться проблема совершенствования содержания школьного образования. Новые программы, подготовленные Центральной комиссией по вопросам содержания образования в средней школе и ставящие целью приведение содержания образования в соответствие с современным уровнем науки, техники и культуры, представляют собой только начало большой работы по совершенствованию школьного образования. Вслед за ними предстоит создать новые учебники и учебные пособия, новые методики преподавания отдельных учебных предметов.
Для успешного обучения школа должна иметь не только хорошие учебники, но и дополнительные научно-популярные материалы для учащихся, призванные содействовать в развитии навыков самостоятельной работы. Это важно также в связи с дифференциацией обучения и прямо необходимо для факультативных курсов.
Особенно сложной и актуальной является проблема трудового и политехнического обучения в средней общеобразовательной школе. Предстоит осуществить ряд исследований, выясняющих условия и пути связи обучения с трудом, раскрывающих возможности в новых условиях сохранить и развивать контакты школы с производством, обосновывающих приемлемые формы участия Старшеклассников в общественном труде.
Политехническое обучение должно обеспечить ознакомление учащихся в теории и на практике с научными основами производства прежде всего в процессе изучения учебных предметов. Выполняя обязательный минимум лабораторных и практических работ, проводя экскурсии на предприятия, практикумы, теоретические и практические занятия по основам промышленного и сельскохозяйственного производства, усиливая политехнический принцип в работе учащихся в мастерских и на учебно-опытных участках и хозяйствах, школа будет осуществлять одну из самых важных функций - давать трудовую и политехническую подготовку учащимся. Помочь ей обязана педагогическая наука.
Школа должна получить необходимые научно обоснованные методические рекомендации.
Наряду с проблемой совершенствования содержания общего и политехнического образования, стоит проблема повышения эффективности всего учебного процесса в школе. Повышение результативности процесса обучения, прочное усвоение учащимися основ наук и творческое применение их к жизни требуют дальнейших углубленных исследований соотношения обучения и развития, выявления условий, обеспечивающих всестороннее развитие учащихся, улучшения организационных форм и методов обучения. Нужна дальнейшая разработка теории обучения.
Большое внимание следует уделить проблемному обучению и исследовательскому методу.
Важную роль в повышении эффективности учебного процесса призвано сыграть программированное обучение. Исследования в этой области ведутся сейчас широким фронтом. Однако недостаточно глубокое теоретическое обоснование сущности и задач программированного обучения приводит иногда к противопоставлению программированного обучения существующей дидактической системе обучения, к попыткам решать все учебные задачи путем программированного обучения. Между тем программированное обучение - это существенный и эффективный элемент общей дидактической системы.
Задача коренного улучшения воспитания в школе и других воспитательно-образовательных учреждениях выдвигает на первый план исследование условий и путей коммунистического воспитания всесторонне развитой личности.
Изучение проблем формирования коммунистического мировоззрения, нравственного, эстетического и физического воспитания приобретает в современных условиях исключительное значение.
Главным в исследовании этих проблем является раскрытие закономерностей процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, выявление путей и педагогических средств, обеспечивающих единство коммунистического сознания и поведения, устраняющих разрыв между словом и делом.
Глубокое научное обоснование сложного и противоречивого процесса воспитания нового человека невозможно решить только средствами педагогики. Для этого необходимы комплексные исследования философов, социологов, психологов и педагогов. Лишь при этом условии удастся всесторонне раскрыть законы формирования коммунистической личности. Это не исключает, разумеется, самостоятельных философских, психологических и педагогических исследований отдельных сторон воспитания нового человека. В научных исследованиях воспитательного процесса особое внимание необходимо уделить проблемам взаимоотношений коллектива и личности, организации детского коллектива и его воспитательной роли. Значительно шире и интенсивнее следует разработать педагогические проблемы детских и юношеских коммунистических организаций.
Глубокое изучение вопросов обучения и воспитания в значительной мере должно опираться на физиологические и психологические исследования. Поэтому в перспективном плане Академии педагогических наук СССР, в планах кафедр педагогики и психологии педагогических институтов эти исследования занимают большое место.
Институт возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР исследует анализаторную деятельность высших отделов центральной нервной системы, изучает возрастные особенности физиологических механизмов.
Что касается психологии, то имеются в виду: разработка комплексных психолого-физиологических характеристик личности; исследование взаимоотношений в коллективе и их роли в формировании личности школьника; изучение структуры и путей развития способностей в школьном возрасте; изучение закономерностей познавательной деятельности человека.
В исследованиях по проблемам советской дефектологии основное внимание обращается на проблему совершенствования учебного процесса. Будет продолжено изучение особенностей развития, обучения и воспитания детей с недостатками в физическом и умственном развитии и путей оптимального использования компенсаторных возможностей.
В качестве важного направления научных исследований выдвигается проблема учебного оборудования и технических средств обучения.
Необходимо определить основные принципы создания систем учебного оборудования, конструирования новых и модернизации существующих учебных пособий, выявить наиболее эффективные технические способы подачи научной информации посредством кино, радио и телевидения, создать экспериментальные кинофильмы, звуковые пособия и телепередачи.
Намечается также расширение исследований по социологическим и экономическим проблемам народного образования. Большая программа научных изысканий намечена по истории советской школы и педагогической науки, по изучению опыта зарубежной школы.
Сфера влияния педагогики за последние годы заметно расширилась. Она не ограничивается сейчас разработкой проблем воспитания и образования детей. Данные педагогической науки, ее теоретические обобщения используются различными общественными организациями в воспитательной работе со взрослыми.
Советская педагогика самым тесным образом связана с развитием педагогики в социалистических странах. Эта связь имеет глубокие социальные, идейные и теоретические основы. Она покоится на общности социальных задач, на идеологии марксизма-ленинизма, на научно-материалистическом подходе к такому сложному общественному явлению, как воспитание.
Именно в силу этих условий перед советской педагогикой и перед педагогикой других социалистических стран в основном стоят общие задачи и научные проблемы.
В принципиальном теоретическом плане, под общим углом зрения они рассматривают вопросы воспитания и развития, проблему всестороннего и гармонического развития личности, вопросы содержания и методов общего и политехнического образования, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Было время, когда советские ученые выступали первыми и единственными борцами за марксистскую педагогику и прокладывали новые пути в этой области в свете марксизма-ленинизма; велась критика обветшалых догм буржуазной педагогики, ее идеалистических основ, усваивались и переосмысливались завоевания демократической педагогики, творчески разрабатывались новые воспитательные проблемы, поставленные Великой Октябрьской социалистической революцией.
Но уже давно советские педагоги в сотрудничестве с педагогами социалистических стран разрабатывают проблемы воспитания, образования и обучения. Ныне марксистская педагогика творчески развивается дружными усилиями ученых социалистических стран.
Каждая страна вносит свой вклад в рамках единой марксистской концепции. Идеи и положения марксистской педагогики развивают и коммунисты-педагоги буржуазных стран. На основе социального и идейного единства ширятся контакты советских педагогов с педагогами социалистических стран, с прогрессивными педагогами мира.
За последние годы эти контакты приняли широкий размах и стали осуществляться в самых различных формах (конференции, симпозиумы, конгрессы, обмен делегациями и т. п.), но главное состоит в том, что эти контакты с каждым годом обогащаются содержательной взаимной информацией, сотрудничеством в исследовании наиболее важных проблем педагогики.
Следует отметить, что из года в год расширяется круг вопросов, представляющих общий интерес. К ним относятся вопросы содержания образования, трудового и политехнического обучения, проблемы теории и практики обучения, программированного обучения и разнообразные вопросы воспитания.
Достаточно назвать только крупнейшие международные встречи, чтобы убедиться в этом. Начиная с 1960 года проходили: международный семинар по вопросам политехнического обучения и укрепления связи школы с жизнью, семинар в Ташкенте по ликвидации неграмотности, международный семинар по содержанию образования в Праге, международная встреча по дидактике в Берлине, XVIII Международный конгресс психологов в Москве, международная конференция по физическому воспитанию, ежегодные конференции ЮНЕСКО и международного бюро просвещения в Женеве и т. д.
Самое тесное сотрудничество педагогов социалистических стран обеспечит дальнейший подъем марксистской педагогии и повышение ее научного уровня.
Повышение научного уровня педагогики зависит от целого ряда причин и условий. Но главное, на что необходимо обратить внимание, - это подготовка ученых-педагогов из числа талантливой молодежи.
Решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Министерства просвещения СССР и о преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР создают необходимые условия для подъема педагогической науки на новую ступень.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +